Совет отряда в пришкольном лагере. Летняя педагогическая практика

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей .

    Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

    Организационное саморегулирование . Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

    Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.


Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

    поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

    взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

    взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

    совместную работу вожатского и детского коллективов;

    информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.


Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде .

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

    уметь спланировать работу,

    правильно распределить обязанности среди участников дела,

    не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.


Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.


Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии , время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей . В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

    Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

    Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.


Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов . Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.


Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере . Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Если отряды в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».

Самоуправление в лагере

Под самоуправлением в отряде подразумевается соуправление (совместное управление), в виде участия детей в управлении отрядом под руководством вожатых.

Как организовать самоуправление в отряде?

Одно из обязательных дел в отряде – организация органов самоуправления. Это дает возможность вожатому не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива, а детям предоставляется самостоятельность в деятельности. Основа самоуправления в отряде – ЧТП – чередование творческих поручений. Собирайте весь отряд.

Говорите ребятам, что для интересной жизни в отряде вы предлагаете им разбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. Говорите, что группы будут сменные, т.е. каждый ребенок побывает во всех группах. Смену групп удобней всего проводить раз в три дня.

Перечисляете ребятам группы и их функции. Пускаете листочки по количеству групп с названием группы и числом человек, которые могут туда записаться. Чтобы ЧТП работало, поместите списки ЧТП в отрядный уголок. И первые 5-6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность на анализе дня.
Как определить лидеров?

Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

Лидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми. Поэтому вожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение. Вот основные признаки, которые отличают лидера в коллективе:



· достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;

· мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда).

Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.

Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т.д. Ваша задача определить для себя лидеров в каждой деятельности.

Лидер отряда становится первым дежурным командиром.

Как провести отрядное планирование?

Ребятам выдается задание придумать название дел, которые они хотели бы провести в отряде. Минуты 2-3 даете на размышление, затем каждый по кругу предлагает свои варианты. Последними вы предлагаете свои варианты дел. Вы все фиксируете, потом пускаете листочек по кругу, и каждый ставит отметку напротив понравившегося ему дела. Зачитываете результаты и расставляете вместе с детьми дела в план-сетку отряда. При составлении необходимо учитывать дружинные дела, бытовые вопросы, родительский день, экскурсии т. д. Затем вы формируете творческие группы, которые будут отвечать за подготовку данных дел. Дети могут объединяться по симпатиям, единственное ограничение – количество человек в группе. Списки творческих групп вносите в отрядный уголок.
Особенности самоуправления в условиях лагерной смены

В детском лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно играть участие детей в управлении коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерских качеств.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через участие в решении проблем отряда и лагеря дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.

Функции самоуправления детей в лагере.

1. Самоактивизация

2.

3. Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.
Представим модель самоуправления в детском коллективе, где основа – принцип цикличности (цель – результат – анализ – цель):

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.

2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.

3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.

4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.

5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений.

6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

· поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

· взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

· взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

· совместную работу вожатского и детского коллективов;

· информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:

1. Поиск . Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.)

2. Планирование коллективной деятельности . Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.)

3. Форма организации КТД . Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:

· Ответьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления?

· Какие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда?

· Определите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики?

· Определите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям?

· Спрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений.

· Претворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.

Основные дела отряда готовятся по следующей схеме:

1. Коллективное планирование дела (высказываются предложения, составляется план реализации, организуется работа в микрогруппах 5-7 человек).

2. Определяются творческие группы, которые отвечают за тот или иной аспект реализации (оформление, написание сценария, работа актеров, режиссера), при этом важно, чтобы каждый ребенок был занят какой-либо деятельностью.

3. Проведение дела.

4. Анализ дела (устный, письменный, цветопись и т.д.). Наиболее предпочтителен анализ дела на вечернем огоньке в кругу, где каждый ребенок может высказать свои эмоции, отношение, оценку своей и чужой деятельности. Задача вожатого – сделать этот разговор открытым и продуктивным, снять чувство неудовлетворенности, помочь детям найти положительные моменты для каждого ребенка и для отряда в целом, наградить отличившихся и создать атмосферу «мы».

Развитие самоуправления в отряде и лагере

Сами строим жизнь свою...

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей .

1. Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

2. Организационное саморегулирование . Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

3. Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

§ поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

§ взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

§ взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

§ совместную работу вожатского и детского коллективов;

§ информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде .

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

§ уметь спланировать работу,

§ правильно распределить обязанности среди участников дела,

§ не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.
Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии , время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей . В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

1. Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

2. Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.
Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов . Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.
Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере . Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Если отряды в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».

Двадцать вопросов о самоуправлении

Двадцать вопросов о детском самоуправлении в «Орленке». «Вопросов?!» - скажете Вы. Именно вопросов, потому что тема детского самоуправления вызывает наибольшее количество вопросов вожатых, потому что эта тема – основа основ педагогической системы «Орленка» и краеугольный камень, о который спотыкаются как начинающие, так и опытные педагоги. Ответы на вопросы, которые чаще всего задают вожатые, представлены здесь и в теоретических рассуждениях и в практических разработках и рекомендациях. Это опыт многих вожатых: и тех, кто работал в «Орленке» несколько лет назад, и тех, кто сейчас с современными детьми осваивает науку самоуправления.

Вопрос первый: Существует множество определений понятия «самоуправления». Какое из них наиболее приемлемо для отрядного вожатого?

Под детским самоуправлением одни педагоги понимают самообслуживание, другие - обычное проявление инициативы и самодеятельности, не связанное с принятием и реализацией управленческих решений, третьи ограничивают самоуправление временными рамками - чаще всего одним днем.

Очень удачно определили три основных типа детского самоуправления.

Первый можно назвать имитационным (игровым). Для него характерно создание детской общности в подражание государственному устройству: с республиками, парламентами, прокурорами, полицией и т.д. Отличительная черта этого типа самоуправления - преобладание формы над содержанием. Но это не означает, что его следует оценивать только со знаком минус.

Второй тип самоуправления - псевдоделовой, или бюрократический. Этот тип самоуправления моделирует в детской среде бюрократический аппарат. Под видом подготовки лидеров, организаторов, расширения детского актива создаются многочисленные советы, штабы, комиссии, избираемые на длительный срок, но не занятые реальной деятельностью. Этот тип самоуправления носит формалистический характер, состоящий в тщательно скрываемой игре в начальство.

Третий тип самоуправления - демократический, творческий. Этот тип самоуправления, при грамотном его воплощении, воспроизводит демократические принципы отношений и самоорганизации, а не только формы.

Самоуправлением называют детскую самодеятельность, которая направлена на руководство, разработку, принятие и осуществление решений, от которых что-то зависит. Это своего рода «самодеятельность в осуществлении руководства».

Определяют две важнейшие функции детского самоуправления:

· обеспечение нормальной работы коллектива, оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;

· подготовку к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, т.е. приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Вопрос второй: Какие органы самоуправления могут быть в отряде? Каковы их функции?

Одна из основных задач педагога - помочь подростку в его становлении как самостоятельного человека. Подростки, говоря после смены, что «стали более самостоятельным», чаще всего подразумевают, что смогли прожить вдали от родителей некоторое время и при этом самостоятельно принимать решения во всех жизненных ситуациях.

В детском отряде могут оказаться ребята с разными уровнями самостоятельности: очень активные, опытные (участвующие в работе лагерей актива, в школьном самоуправлении, члены детских объединениях и т.д.), имеющие опыт самодеятельности, и не имеющие понятия о самодеятельности, самостоятельности и самоуправлении.

У отрядного вожатого имеется достаточно много способов для обучения подростков самостоятельности и самоуправлению. Один из способов - организация различных форм органов самоуправления в отряде:

· дежурный командир, когда каждый ребенок один день исполняет обязанности командира (или несколько ребят - общепризнанных или по желанию - руководят отрядом, меняясь через 3-4 дня);

· постоянный командир;

· чередование традиционных поручений;

· творческие группы, связанные с подготовкой конкретных дел;

· игровые модели и т.п.

Каждая форма по-своему формирует детскую самостоятельность. Выбор формы зависит от уровня подготовленности заехавших ребят. Каждая форма способствует развитию определенного уровня самостоятельности (см. таблицу).

форма действия педагога действия детей педагогический результат
постоянный командир обучение алгоритму планирования дня; обеспечение информационного пространства; совместное планирование; консультации. при планировании дня учитывают интересы всех членов объединения; учатся планировать день; владеют информацией по дню, делам; организуют режимные моменты удовлетворение детских интересов; реализация опыта детей, их активной позиции; приобретение опыта самоуправления; самостоятельности;
дежурный командир обучение алгоритму планирования дня; совместное планирование дня; консультации владение информацией по дню; учатся планировать день; организация режимных моментов погружение в активное обучающее пространство; приобретение опыта самоуправления, ответственности за временный коллектив; реализация опыта; самоконтроль; навыки общения; повышение самооценки; приобретение нового организаторского опыта
игровые модели создание игровой ситуации, ее поддержка; создание соответствующих структур управления игрой участие в игре погружение в активное обучающее пространство; реализация опыта ребенка; учет интересов, имеющихся возможностей ребенка; активная позиция ребенка; приобретение опыта самоорганизации, ответственности за коллектив
творческие группы обучение коллективному планированию; обучение различным вариантам организации и проведения дел; консультации планирование своей деятельности; умение организовывать подготовительную работу погружение в активное обучающее пространство через творческую работу; приобретение опыта организаторской деятельности; навыки аналитической работы; самоконтроль; реализация творческих возможностей.

Для того чтобы самоуправление в отряде было действенным и вожатому удалось решить задачу практического обучения ребят самоорганизации и самодеятельности, необходимо:

· Обеспечить ребят полной информацией о смене, ее программе, научить выбирать дела и деятельность.

· Научить ребят самостоятельно планировать и организовывать день, готовить и проводить дела.

· Повысить компетентность ребенка в вопросе руководства своими сверстниками, помочь освоить умения вести дискуссию, планировать работу, распределять поручения, анализировать свою деятельность, договариваться, согласуя свои личные интересы с интересами других членов группы, действовать конструктивно и не допускать конфликтов.

Вопрос третий: Как и в какое время выбирают органы самоуправления в отряде?

В «Орленке» для выбора отрядных органов самоуправления и для передачи некоторых полномочий подросткам проводится организационный сбор отряда.

Организационный сбор - это ключевое дело оргпериода, решающее целый комплекс задач:

1. Закрепление норм и правил жизни в отряде.

2. Определение перспектив совместной жизни.

3. Выборы органов самоуправления.

В подготовке и проведении сбора должны активно участвовать все ребята отряда.

Детский оздоровительный комплекс "Луч" располагается в экологически чистом лесном районе в Московской области (примерно 80 км от Москвы) на живописном берегу реки Киржач. Здесь чистый воздух, вековой лес и простор развлечений!

Размещение

Дети проживают в одно- и двухэтажных корпусах, в комнатах от 4 до 7 человек, в зависимости от корпуса. Удобства (раздельные туалеты и души) - на этаже. В жилых корпусах, концертном зале, учебных классах, столовой - центральное отопление. Есть возможность стирки вещей в прачечной базы, работают сушилки.

Питание

5-разовое питание проходит в большой столовой базы, контролируется медицинскими работниками. Ребята получают свежие фрукты, овощи, соки. Детский комплекс "Луч" имеет все необходимые сертификаты от санитарных служб для приема групп детей.

Медпункт

Медицинское и психологическое сопровождение отдыха подростков осуществляется круглосуточно. В случае возникновения серьезных проблем со здоровьем, ребенок может быть оперативно (в течение нескольких минут) на дежурной машине доставлен в больницу города Покров (около 3 км от базы отдыха).

Педсостав

Наш лагерь является авторским. Его программа никогда не повторяется. Каждый год от начала и до конца он разрабатывается и проводится командой профессионалов, увлеченных своим делом. Все инструктора работают в нашем коллективе круглый год, поэтому у нас нет текучки кадров и случайных людей.
Среди организаторов и ведущих лагеря: психологи, режиссеры, художники, аниматоры, игротехники, IT-специалисты, инструкторы по туризму и многие другие. Все вместе мы делаем лагерь таким ярким, разнообразным и запоминающимся!

Наша атмосфера

Мы гордимся созданной за многие годы атмосферой дружбы и взаимоуважения в нашем лагере. Мы с удовольствием помогаем каждому ребенку адаптироваться к нашей необычной программе. Каждого мы воспринимаем как личность и даем ему все возможности реализовать себя в нашем лагере. Индивидуальный подход, тренинги на взаимопонимание, психологическая разгрузка, ежедневные разговорные “свечки”, песни у костра, Большой Совет - все это создает в нашем лагере уникальную атмосферу дружбы и сплоченности, куда ребята стремятся вернуться каждый год!

Вредные привычки. В нашем лагере категорически запрещены курение (в т.ч. использование электронных сигарет, вейпов), употребление алкоголя, нецензурная лексика и агрессивное поведение. Эти запреты строго соблюдаются, не имеют исключений и прописаны в договоре об отдыхе. Нарушители запретов немедленно удаляются из программы лагеря. Мы гарантируем, что Лагерь Актива - это территория свободная от вредных привычек!

Инфраструктура и услуги в лагере

    • Профессиональный театрально-концертный зал для репетиций, театральных представлений, кинопоказов, танцевальных выступлений
    • Творческие студии и мастерские для проведения тренингов и мастер-классов (в т.ч. компьютерный класс, игровые комнаты, художественные мастерские)
    • Оборудованные спортивные площадки
    • Минибассейны для купания и пристань для байдарок.

Программа досуга

Каждый день Лагеря Актива - это 100% активности! Творчество и интеллект, тренинги и мастер-классы, полное погружение в ролевые игры на несколько дней и разнообразные сюрпризы ежедневно.

Программа Лагеря Актива составлена так, чтобы каждый участник, вне зависимости от своих знаний и умений, смог полностью раскрыть себя и с головой окунуться в приключения. И в каждом из этих приключений вы будете реальными действующими лицами, влияющими на ход событий!

Тренинги и мастер-классы Лагеря Актива:

  • Театральные тренинги. Курсы актерского мастерства, дающие возможность попробовать себя на сцене - побыть режиссером и сценаристом, костюмером и декоратором!
  • Хореография. Обучение танцам - от самых простых, доступных каждому, до постановки серьезных танцевальных номеров.
  • Общение. Развитие лидерских качеств, общение со сверстниками, обучение разрешению конфликтов.
  • Творчество. Раскрытие талантов, возможности для самореализации в самых разных областях.
  • Фотосъемка и работа с фотографиями. Обучение фотоделу: возможность побыть фотографом, моделью, научиться создавать фотокомиксы и делать фокусы с фотоэффектами.
  • Видеосъемка и видеомонтаж. Участие в съемках видеозарисовок про лагерь в роли актера, режиссера, сценариста. Создание своих фильмов в распространенных видеоредакторах.
  • Журналистика. Участие в ведении блога и твиттера лагеря, написание статей и рассказов, возможность высказать свое мнение по наболевшим проблемам и вопросам!
  • Дизайн. Создание презентаций и коллажей, костюмов для сцены и декораций; оформление комнат и уличный дизайн.
  • Турград. День, целиком посвященный туризму: палатки и рюкзаки, костры и веревочные переправы, карты и приметы...
  • Туристическая тропа ждет тебя! Трехдевная военно-спортивная игра "Зарница". Кто ты - тактик или стратег? Сильный боец или ловкий диверсант? Внезапная и захватывающая "Зарница" ждет тебя!

Ежедневный спорт и туризм в Лагере Актива

  • Байдарки. В акватории лагеря вас ждет целый байдарочный флот! И каждый участник Лагеря Актива сможет подержать весло в руках и ощутить полметра воды под килем:) Конечно, под руководством опытного инструктора!
  • Курсы выживания в лесу.
  • Командные игры.
  • Курсы выживания в лесу. Поставить палатку или разжечь костер с одной спички? Это слишком просто:) Ориентирование в лесу, основы выживания, первая помощь, веревочные курсы ждут всех желающих!
  • Командные игры. Любите футбол или пионербол? Легко закидываете трех-очковый? Вы - лучший "снайпер" отряда? Принесите очки своим командам на спортивных площадках Лагеря Актива!
  • Свободный спорт. Вам нравится легкий, но интересный спорт? Бадминтон и фризби, "Царь Горы" и салки, прыгалки, халахуп и множество веселых подвижных игр для вас в Лагере Актива! В некоторые дни-сюрпризы обычный спорт будет заменяться на что-то интересное и неожиданное:). Вам не дадут заскучать!
    • Театральные состязания. Игра теней и маски, сонеты и поэмы, дуэли и примирения... Окажись на сцене и вдохни жизнь в своего персонажа!
    • Квесты и ролевые дни. Рыцари и принцессы, маги и волшебницы... Стань тем, кем мечтаешь!
    • Исторические фестивали. Мировая история и культура, герои и легенды, обычаи и традиции, поэты и менестрели...
    • Дни науки и техники . Интеллектуальные соревнования, необычные вещи из обычных предметов и невероятные законы природы. Узнай больше про окружающий мир!
    • Детское самоуправление. Голос подростка в нашем лагере также важен, как и голос инструктора. Отрядные и общелагерные огоньки, возможность стать командиром отряда и множество способов проявить себя в настоящем деле - это Лагерь Актива!
    • Родительский день. День, когда родители могут сами принять участие в программе Лагеря Актива вместе со своими детьми!
    • Большая Игра. Сила или ловкость, ум или хитрость, знания или опыт? Используй все, что знаешь, пройди более 30 этапов Игры и стань Абсолютным Победителем, навсегда вписав себя в историю Лагеря Актива!
    • Большой Костер. Вечер на опушке леса около реки, пламя костра, песни под гитару... Что тебе захочется рассказать друзьям в большом кругу?
    • Финальный Концерт и Танцевальное Кафе. Самые яркие и запоминающиеся события Лагеря Актива. Все то, что вы увидели за время смены, все новое, что узнали на мастер-классах - поделитесь новыми знаниями и навыками с остальными участникам лагеря!

Помни, что без управления нет самоуправления!

Совет лагеря – это исполнительный и координирующий орган в лагере. Он выполняет следующиефункции :

    организационные;

    представительские;

    информационно - пропагандистские.

Полномочия совета лагеря:

    координирует деятельность отрядов;

    разрабатывает план работы;

    определяет вопросы заседаний;

    анализирует опят работы отрядов и пропагандирует его.

Определи:

    время сбора совета лагеря;

    схему проведения совета лагеря;

    законы, как совета, так и всего лагеря.

Папка совета лагеря:

  • тетрадь для решений совета (дата проведения, вопросы заседания, решения совета лагеря);

    книга «Почета» лагеря.

План совета лагеря включает в себя:

    подготовку и проведение общелагерных мероприятий;

    проведение рейдов и смотров;

    встречи с отрядами;

    подведение итогов смены.

Совет живет по законам - точности, краткости, круга или песни, поднятой руки, дружбы, отвергаешь – предлагай и т.д.

Функции взрослого в работе с советом лагеря:

    Взрослый – увлеченный участник общего дела

    Взрослый – носитель духовной культуры общества

    Взрослый – организатор общения

    Взрослый – методист, организатор деятельности

Основа деятельности совета лагеря.

Совет работает по принципу демократизма. Вожатому следует четко объяснить ребятам механизмы демократизации:

    механизм выборности;

    механизм публичности и гласности;

    механизм учета общественного мнения.

Дела отрядные.

    Отряд - группа людей, какой-то коллектив, организованный для совместной деятельности или выполнения какого-либо задания. Отряд объединяет детей, состоящих в своей самостоятельной организации. У организации есть свои цели, функции, структура, ритуалы и символы.

    Отряд имеет право избирать свои органы самоуправления.

    Разновозрастные отряды постоянные, временные, профильные, разновозрастные, сводные.

    Отряд непременно должен иметь "свое лицо", то есть какие-то неповторимые или отличительные предметы. К ним можно отнести:

- Название

- Девиз - выражение, которое отражает направление деятельности отряда или просто нравится ребятам. Он не многословен. Произносится на линейках сборах.

- Песня

- Эмблема – символический рисунок, отражающий сущность названия отряда, направление его работы. Ее можно носить на рубашке. Ее изображают в стенгазете, отрядном уголке.

- Тайный знак . Дети иногда придумывают его для того, чтобы "шифровать" свои дела.

- Сигнал сбора . Можно придумать всему отряду особые сигналы (свистком, горном и т.д.). Сигнал означает немедленный сбор всех.

- Заповеди . Часто коллективы придумывают особые правила своей жизни.

- Творческое дело .

Огонек.

Огонек – это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений.

Различают следующие виды огоньков: огонек знакомства, огонек прощания, огонек – анализ дня, огонек – откровенный разговор.

Огонек знакомства. Начните огонек с хорошей песни под гитару. Познакомьте ребят с правилами ведения огонька: высказываться по кругу – один говорит, другие слушают; говорить нужно кратко, экономия времени.

Во время разговора держите символ беседы (шишка, значок, кораблик и т.д.), как эстафетную палочку.

Такой огонек можно назвать "Расскажи мне о себе", "Мой идеал", "Конверт откровений", "Твой памятный день".

Все огоньки вожатый ведет и контролирует САМ. Говорит вступительное и заключительное слово.

Огонек – анализ дня. Существует добрая традиция – каждое проведенное дело анализировать, выяснять потенциальные возможности проведения подобных дел.

Анализ дня включает в себя:

Выступление ответственных за дело;

Обсуждение дела отрядом по принципу "Свободного микрофона";

Обобщающая роль ведущего.

В заключении делается общий вывод о результатах проведенного дня, дается оценка дела.

Огонек – анализ дня – вечерний огонек. Это вечерний сбор отряда на своем отрядном месте. Здесь дается оценка деятельности каждого, здесь проходит серьезный разговор о жизни, острые дискуссии и веселые сюрпризы. Слово имеет каждый. Коллектив учится думать, анализировать.

Схема анализа дня:

Что научит этот день для меня и для отряда;

Что я сделал для отряда сегодня;

Что я одобряю в дне и почему;

Что я предлагаю на будущее.

Огонек располагает к задушевной песне. Ею обычно заканчивают день.

Не превращайте огонек в судилище и бестолковое разбирательство конфликтов. Пусть ребята говорят, не обижая других, по делу, и о самом важном. Не навязывайте ребятам свое мнение.

Как провести сбор отряда?

Сбор – это форма коллективной организаторской деятельности. Особое значение сбора как высшего органа самоуправления в том, что на нем выдвигаются какие-то идеи, которые потом конкретизируются в процессе деятельности.

Сбор выбирает командиров и актив, утверждает планы, задания, подводит итоги, обсуждает дела, намечает перспективы. Сбор может быть отрядным, межотрядным, различным по структуре, по форме, по содержанию.

Сбор – это место, где формируется общественное мнение, новое мышление ребят.

Существуют некоторые правила общения на сборе.

    Открытый микрофон . Это значит, что на сборе никто никому не предоставляет слово. Все, кому есть что сказать, свободно говорят то, что думают по данному вопросу.

    Минута на размышление . Это время, которое дается ребятам на обсуждение возникших вопросов, во время такого обсуждения каждый имеет возможность выразить свое мнение и тем самым оказать влияние на общее решение.

    Уважение к песне . Звучащую песню – камертон душевного состояния коллектива – никто не имеет права "заглушать", прерывать.

    Правило поднятой руки . Поднятая рука, ладонью повернутая к слушателям – то сигнал: "Прошу тишины и слова!"

    Взрослый – пятый . Это правило для взрослых. Чтобы голоса взрослых не заглушали детские, вожатый может выразить вслух свою мысль после того, как выскажут свое мнение четверо ребят.

    Обсуждаем поступок, а не личность . Это правило особенно важно соблюдать при разборе конфликтных ситуаций, чтобы в пылу спора не скатиться до оскорблений личности ребенка, взрослого.

На сборе может работать "Группа анализа", "Пресс-центр" , которые собирают письменные вопросы, обрабатывают всю информацию на сборе.

Что такое отрядный уголок?

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:

Заезд ребят в лагерь в оргпериод;

Основной период;

Заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

б) поздравление с приездом;

в) законы лагеря;

г) адрес лагеря;

д) наказ ребят прошлой смены;

е) первые песни, лагерная песня;

ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

Соревнования,

Подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,

Участие в творческих конкурсах, смотрах.

Подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

Жизнь отряда

Поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представ­лена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели за­крепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с над­писью «А напоследок я скажу.», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Календарь.

План на смену (План-сетка, Дрова для костра - наши дела. Еще не вечер. и дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).

Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Day, Сегоднячко).

Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку.)

Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).

Режим дня.

Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка;Ба, знакомые все лица).

За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).

Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон).

Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).

Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).

Добьемся.

Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно...).

Очень Важная Информация {Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).

А вы слышали, что... (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что...) - Наше настроение.

Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта).

Киношка. (Сегодня на экране вы увидите...)

Законы отряда. (Это должен каждый знать обяза­тельно на «пять»).

ЗАКОНЫ ОТРЯДА

У каждого отряда должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые популярные и веселые законы некоторых отрядов. Надеемся, что у Вашего отрада появятся новые законы. Если нет, предлагает воспользоваться эти. Ребятам они очень нра­вятся.

1. ________________.

2. _________________.

3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми

4. За двумя воспитателями погонишься - ни одного не поймаешь.

5. Поспешишь - весь отряд насмешишь.

6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан.

7. Воспитатель - всему голова.

8. Увидел, услышал - запомни, доложишь!

9. Зовут, есть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

10. Хочешь, есть - умей вертеться.

11. Съел сам - помоги другому.

12. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.

13. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.

14. После команды «Отбой» наступает темное время суток.

15. Не храпеть!

16. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС? ,

17. Не думай о секундах с высока, заходя в душ...

18. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

19 Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и...

Всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!

Всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);

Всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!

Всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!

С первым дождем в лагере!

Всех нас любимых!

Всех нас с хорошим настроением воспитателей!

Всех с полным последним днем смены!

Всех с последним воскресеньем смены!

Всех с родительским днем!

Любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона в «Гренаде»!

Всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна!

Всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием!

Всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене!

Всех нас со спокойно проведенной ночью!

Всех, кого намазали (не намазали)!

Всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели...

Эту рубрику многие Воспитатели помещают под календарем, который также есть в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята придумывают, какое же время настало:

Собирать шишки;

Убирать палаты;

Пылесосить пустыню;

Убирать территорию;

Делать ноги;

Сматывать удочки;

Сушить сухари;

Собирать потерянные вещи;

Срывать цветы удовольствия;

Ловить момент;

Играть на дудке;

Сверять часы;

Пухнуть с голоду;

Давать обещания;

Сушить весла;

Одевать носки.

Стихотворный режим на день

Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть попробуют придумать его сами.

8:00 Утро. Солнышко встает - спать ребятам не дает.

8:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.

8:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться.

9:00 Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сытно и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)

9.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.

10.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете - знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады.

13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

16.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.

17.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружке занимаются..

Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.

19.00 Ужина время настало и вот - отряд за отрядом к столовой идет.

20.00 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора.

23:00. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»

"Какой выбрать девиз?"

    Думаешь коллективно, работаешь оперативно!

    Быть романтиком, искателем, героем (для отряда "БРИГ")

    Что не под силу свершить одному, не трудно отряду сделать всему.

    Людям ты отдать сумей все тепло души своей.

    Ты так живи сегодня на Земле, чтоб завтра указать другим дорогу.

    Возьми свое сердце, зажги его смело, отдай его людям, чтоб ярче горело.

    В жизни гореть, в тленье не тлеть. Сердце Данко в груди иметь.

    Стремится вверх по вертикали, не спадая вниз и вкось. (для отряда "Вертикаль")

    Кем бы в жизни ты не стал, всегда будь чистым как кристалл. (для отряда "Кристалл")

    На вираже смелее будь. (для отряда "Вираж")

    Смена смене идет (для отряда "Смена")

    Нам подниматься первыми.

    Прямо – это здорово, но сверни в ту сторону, где услышишь чье-то помоги.

«Вечерняя» речевка и песня

Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда "вечерней", т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и "вечерняя" речевка, а может быть и то и другое.

Коллективно-творческие дела (КТД)

В чем их основная отличительная особенность? Прежде всего в том, что любое такое дело необходимо готовить и проводить всем членам коллектива вместе с вожатым. Вот почему мы называем такие дела коллективными. Они станут коллективно-творческими только в том случае, если идет постоянный поиск наиболее интересных вариантов дела.

Несмотря на все разнообразие КТД, у них есть один общий алгоритм проведения.

Схема проведения коллективно-творческих дел (КТД):

1. Отряд разбивается на маленькие группы по 5-7 человек.

2. Каждая группа получает задание и в течение 15-20 минут выполняет его.

3. Проводится КТД, каждая группа показывает выполнение своего задания.

4. Жюpи оценивает работу групп.

5. Вожатый с детьми анализирует проведенное КТД.

Способы разбивки отряда на группы

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...