Библиотечная продленка проект программа мероприятий. Программа «Библиотечная продлёнка

29.01.2016 11:33

Столичные библиотеки решили перенять опыт западных коллег и создать на базе своих учреждений так называемые группы продленного дня для школьников. Теперь у родителей есть возможность после школы оставлять детей в библиотеках, где они смогут делать уроки под надзором студентов педагогических вузов, читать книги и расширять свой кругозор. И если многие школы сейчас пытаются сделать продленку платной, то библиотеки предоставляют эту услугу безвозмездно и не менее качественно.

Основные задачи проекта:

  • сделать продленку доступной;
  • привлечь новых посетителей в библиотеку;
  • предоставить практику студентам;
  • обеспечить организованные занятия для детей вне школы;
  • возродить среди детей.

Реализация проекта

Подобные эксперименты уже проводились в ряде московских библиотек, но в масштабный общегородской проект идея превратилась только сейчас. «Продленка» стартовала в ноябре прошлого года и успешно реализуется уже в нескольких московских библиотеках. Правда, оставить ребенка пока можно только на три часа и не каждый день, но если услуга будет востребованной, то, возможно, продленка начнет работать ежедневно.

Большинство посетителей библиотек – это дети в возрасте от 7 до 8 лет, хотя сам проект задумывался для детей возрастной группы от 6 до 12 лет. Регулярно поступают запросы и от родителей дошкольников, но пока библиотеки не готовы принять столь юных посетителей по причине нехватки кадров, готовых и умеющих работать с малышами.

Помимо выполнения домашнего задания и чтения книг, школьники в рамках продленки участвуют в различных мастер-классах и играют в развивающие игры.

Во многих столичных библиотеках даже был сделан ремонт.

Так, например, читательский зал библиотеки N30 после масштабной реконструкции был поделен на зоны, и для продленок выделили отдельной пространство. Сейчас там установлены компьютеры с доступом в Интернет. А вот в библиотеках №13 и 14 оборудованы отдельные помещения для выполнения домашнего задания. Планируется, что ремонт пройдет во всех крупных столичных библиотеках, и все учреждения станут современными и уютными.

Группы в «Продленку» набираются небольшие, не более 15 детей, и занимаются с ними 4 вожатых. Обычно это студенты педагогических вузов, а также волонтеры, прошедшие специальное обучение в городской «Школе вожатых». К слову, это учреждение также готовит молодых людей для работы в детских лагерях, так что для них участие в проекте – это еще и хорошая практика перед летним сезоном.

Что же касается финансовой стороны, то проект не требует никаких инвестиций. Основные затраты на содержание детей на школьной продленке составляет организация питания, приобретение необходимого инвентаря и оплата работы воспитателей. В библиотеках детей не кормят, но они всегда могут принести с собой бутерброды, фрукты или сладости. Устраивать буфеты нерентабельно и бессмысленно: скорей всего, их содержание не будет окупаться, и, приходя всего на три часа, дети вполне могут обойтись едой из дома. Главный же «инвентарь» на таких продленках – это книги, которые всегда есть в наличии.

Перспективы проекта

Проект в тестовом режиме будет реализовываться до конца года. На данный момент существует одна проблема – это нехватка людей, готовых работать на бесплатной основе несколько часов в неделю. Но организаторы уже придумали решение и этой проблемы. Ежегодно учащимся на педагогических специальностях студентам необходима практика. Если предложить им производственную практику проходить на продленке в библиотеках, то выиграют все – студенты получат необходимые навыки работы с детьми и зачет по практике, а библиотеки и дети получат наставников, готовых работать бесплатно.

К проекту активно присоединяются столичные библиотеки. О своей готовности поддержать инициативу заявили и в регионах. Так, например, в Ростове в библиотеках по выходным проходят так называемые «Литературные гостиные», которые по своему формату очень напоминают столичные продленки.

На первом занятии в Центральной детской библиотеке № 14 ждали около десяти ребят. Мамы, бабушки и няни привели в три раза больше детей: в пользу проекта сыграли школьные каникулы и популярность библиотеки.

Мы часто сюда за книгами приходим, - говорит Светлана Ревенко, няня пятилетней Полины Сутапиной. - О продленке узнали от библиотекарей. Нам сказали, что здесь для детей будут устраивать всевозможные творческие занятия, мы вот пришли лепить пластилиновые сказки.

Студентки педагогического университета в ярких вожатских футболках просят девчонок и мальчишек сделать большой круг. Ближайшие три часа они проведут вместе, поэтому, прежде чем перейти к занятиям, надо со всеми познакомиться.

Меня зовут Аня, и я люблю играть с детишками, - представляется вожатая, передавая слово соседу справа.

Через несколько минут становится очевидно: больше всего на продленке Полин, Сонь и Максимов.

Программа продленки рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет и состоит из веселых игр, интеллектуальных соревнований и творческих мастер-классов. Школьников здесь ждут всевозможные викторины, в частности по творчеству известных детских писателей. Ребята узнают, что такое, например, квиллинг (искусство создания картин из скрученных в спиральки цветных лент), а также научатся делать гипсовые тарелки и фигурки из воздушных шаров.

Мы акцентировали внимание именно на творчестве, - говорит главный специалист отдела подготовки педагогического персонала «Мосгортура» Артем Чикин. - В свободной и непринужденной обстановке девчонки и мальчишки узнают для себя что-то интересное и найдут новых друзей.

Кроме того, у ребят всегда есть возможность посидеть в читальном зале и полистать редкие книги из богатых хранилищ библиотек или подготовиться к урокам «на завтра».

При необходимости вожатые помогут школьникам справиться с домашним заданием.

На первом занятии делать уроки никому не пришлось, поэтому сразу после подвижных игр девчонки и мальчишки сели рисовать.

Если смешать темно-желтую и фиолетовую краски, то получится черная! - с интонацией первооткрывателя сообщает четвероклассник Максим Базулев.

Это очень быстрая машина, - объясняет свой выбор школьник. - Она умеет разгоняться до 235 километров в час.

Из готовых рисунков вожатые тут же делают импровизированную выставку. В галерее работ - грузовик от ученика третьего класса Матвея Медведенко; вулкан, который девятилетний Григорий Раков видел летом в Испании, забравшись с мамой на гору Ифач; балерины, танцующие на сцене Большого театра, - заветная мечта двух лучших подруг Алисы Розановой и Лизы Леденевой.

Продленка в столичных библиотеках пока работает каждые среду и четверг с 15:00 до 18:00.

Присоединиться к проекту можно в любой момент. Все, что для этого нужно, - записать родителям ребенка на продленку, позвонив в библиотеку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Лосева, стратегический директор «Мосгортура»:

- В этом учебном году многие столичные школы перешли на систему платных продленок. Наш проект бесплатный, что станет приятным бонусом для родителей. Сейчас в проекте принимают участие три детские библиотеки: № 14, № 19 и № 12. Поэтому в ноябре–декабре пилотные продленки смогут посетить около 200 школьников. Но за этот месяц мы поймем, насколько востребован проект «Продленка».

МНЕНИЕ

Наталья Ельчанинова, мама ученика 1-го класса гимназии № 1257:

- У сына занятия в школе заканчиваются в час дня, и он сразу остается на продленке в школе, где с ними не только играют, гуляют на свежем воздухе, но и делают уроки школьные преподаватели. Это очень удобно. В эту библиотеку мы пришли за компанию: нам рассказали о продленке родители Софии, моей племянницы. И если бы в нашей библиотеке, которая ближе к дому, появилась аналогичная продленка, мы с удовольствием бы на нее ходили. А пока у нас, к сожалению, нет возможности ходить сюда постоянно. Надеюсь, что проект станет популярным и появится во всех детских библиотеках.

КСТАТИ

Каждая школа самостоятельно определяет размер платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня. Средняя стоимость по Москве - 2333 рубля. В сумму включена оплата обедов, а также зарплата воспитателей.

«Безоблачная продленка»
Проект организации досуговой деятельности ЦГДБ имени М. Горького для неорганизованных читателей


Коллектив библиотеки уже имеет опыт работы по различным программам. Мы постоянно находимся в поиске новых форм по привлечению детей к чтению и новых читателей в библиотеку, созданию для детей и подростков пространства творчества и общения на основе книги.

Цель:

Организация досугового чтения и развития творческой деятельности неорганизованных читателей.

Задачи:

  • организация информационной и практической помощи детям и подросткам в освоении школьной программы;
  • организация досуга и развитие творческой деятельности неорганизованных читателей;
  • стимулировать чтение детей и формирование читательского вкуса;
  • ознакомить детей с фондом библиотеки, сведя до минимума барьер между книгой и читателем;
  • раскрыть творческие способности.

Участники программы:

Дети разных возрастов.

Срок реализации:

Сентябрь - май

Направления работы:

Максимальное раскрытие фондов для читателей.
Фонд отделов, поделенный ранее на фонд читального зала и абонемента объединяется. Каждый отдел работает как в режиме читального зала, так и в режиме абонемента. Практически любую книгу можно взять домой, исключение составляют книги с отметками, которые предлагаются для работы в библиотеке. Барьеры между книгой и читателем сведены до минимума.

Работа с фондом:

  • проведение индивидуальных бесед с посетителями абонемента, приглашение выбрать для чтения книгу с книжного развала, помимо книг из обязательных списков школьной программы;
  • сбор творческих работ детей по прочитанной литературе, наглядное оформление на выставке;
  • поощрение первых участников программы, награждение активных читателей.
В реализации проекта участвуют:
1. Отдел обслуживания учащихся 1-4 классов и дошкольников:
  • абонемент;
  • «Страна любимых книг»
2. Отдел обслуживания учащихся 5-9 классов:
3. Отдел информационно-библиографического обслуживания
4. Методический отдел

Ведется разработка стратегий деятельности отделов.
Вносимые изменения в структуру библиотеки позволит ЦГДБ оперативно реагировать на современные потребности пользователей, с учетом внедрения новых технологий.

Работа с читателями:

  • устный опрос читателей для выявления интересов и предпочтений в чтении;
  • оказание практической и консультационной помощи читателям при выполнении домашнего задания;
  • проведение индивидуальных бесед, приглашение выбрать для чтения книгу, помимо книг из обязательной школьной программы;
  • сбор творческих работ детей по прочитанной литературе, наглядное оформление на выставке.
Работа с фондом:
  • проанализировать и отобрать литературу, включая периодические издания, для полного раскрытия фонда для читателей;
  • просмотреть фонд читального зала для передачи документов на абонемент, предоставив детям более широкий выбор;
  • оформить на площади читального зала тематические зоны центра чтения и творчества.

Организация досуга – одна из основных задач программы. Именно поэтому форма организации досуга должна быть построена так, чтобы дети с удовольствием приняли в ней участие.
Не всегда есть возможность посещать развлекательные учреждения, секции и кружки, но всегда можно прийти в библиотеку и открыть для себя мир новых книг, погрузиться в чтение развлекательных и познавательных журналов, найти необходимую информацию в Интернет, выполнить домашнее задание или просто поиграть, обрести новых единомышленников и друзей. Библиотечная программа «Безоблачная продленка» поможет провести время интересно, с пользой и БЕЗОПАСНО. Если ребенок не совсем самостоятелен, особенно в вопросах передвижения по городу, то ему не нужна НЯНЯ, ожидая прихода родителей, он сделает массу полезных дел и будет находиться под присмотром сотрудников библиотеки совершенно БЕСПЛАТНО.

Для детей и их родителей, бабушек и дедушек с февраля месяца в детском отделе центральной библиотеки начала работать «Библио-Продленка для вашего ребенка». Теперь любой школьник города Тогучина может после учебы прийти в «Библио-Продленку» и это настоящий подарок родителям. Пять дней в неделю, с понедельника по пятницу, у ребят появилась возможность в тихой и уютной обстановке сделать школьные домашние задания, воспользоваться необходимой литературой, обратиться за помощью к электронным ресурсам в зале электронной информации общественного доступа. И, конечно, без помощи специалистов учреждения они не останутся.

Основой программы «Библио-Продленка для вашего ребенка» - творческие и интеллектуальные занятия и игры, направленные на развитие личностных качеств ребенка, раскрытие его художественных способностей и развитие навыков работы в команде. Дети смогут на продленке не только сделать уроки, но и познакомиться с новыми книгами, представленными в библиотеке. Раскрыть свои творческие способности на мастер-классах, которые будут проводить библиотекари.
Приглашаем прийти всей семьей в детский отдел ЦБ. Совместное посещение библиотеки и прочтение книги или журнала, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Поэтому, безусловно, стоит найти возможность прийти к нам и почитать своим домашним что-нибудь любимое.
В каждое последнее воскресение месяца в библиотеке проводится розыгрыш лотерейных билетов, которые получают активные читатели библиотеки совершенно бесплатно.




Заведующая детским отделом ЦБ Макаревич О. А.

Судьбы детей из малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей младшего школьного возраста, подчас очень драматичны. По статистике большой процент этих категорий детей проходит по сводкам криминальных происшествий, когда дети не заняты в школе. Библиотека способна не только организовать свободное время детей, но и сделать этот отдых по-настоящему полезным.
Специалистами детской библиотеки разработан культурно - просветительский проект Библиотечная продлёнка «Прикоснись ко мне добротой»: организация содержательного досуга детей младшего школьного возраста, и детей из социально незащищенных семей, после школы через создание «Библиотечной продленки» на базе детской библиотеки-филиала № 29 посёлка Большеречье. Замысел пришел из самой жизни: во-первых, в библиотеку приходит всё больше детей из неблагополучных семей, причины этому: асоциальное поведение родителей, плохие условия жизни. Поэтому всё своё свободное время дети проводят в библиотеке, где выполняют домашние задания, читают любимые книги и журналы. Во-вторых, в р. п. Большеречье 35 социально-неблагополучных семей, в которых воспитывается 79 детей. Складывается непростая ситуация: родители не имеют работы, или работают на низкооплачиваемой работе. Многие семьи живут в домах барачного типа, требующих ремонта, в общежитиях. Дети в таких семьях зачастую не имеют условий для подготовки к школьным занятиям, у них нет компьютеров, современных игрушек. Часто дети живут в пьющих семьях, не имеют навыков, которые приобретаются в нормальной семье, опыта правильных семейных взаимоотношений, семейных традиций. В-третьих, в школах посёлка Большеречье группы продленного дня отсутствуют. Основная идея проекта Библиотечная продлёнка «Прикоснись ко мне добротой» состоит в создании комфортной, благоприятной среды для организации досуга детей указанных категорий. Проект будет способствовать привлечению детей в библиотеку, стимулированию интереса к чтению, формированию позитивного образа книги и библиотеки, повышению образовательного и культурного уровня детей, что существенно повлияет на процесс профилактической деятельности и укрепление творческих контактов с организациями, работающими с детьми.

Цели

  1. Создание нового библиотечного пространства для организации досуговой деятельности детей из малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей младшего школьного возраста, на основе расширения спектра библиотечных услуг

Задачи

  1. Создать на базе детской библиотеки, во внеурочное время - «Библиотечную продленку»
  2. Развитие и поддержание интереса к книге, привлечение к чтению и пользованию библиотекой детей из малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей младшего школьного возраста, посредством организации культурного досуга

Обоснование социальной значимости

Проблема профилактики безнадзорности и детско-юношеской преступности является актуальной. Она требует для своего решения эффективного взаимодействия и комплексного подхода, при котором перед различными организациями, в том числе и библиотеками, стоят задачи, направленные на осуществление профилактических мероприятий.
Библиотека всё чаще становится одной из «площадок профилактики безнадзорности», поскольку это продиктовано её статусом - открытости и доступности для разных социальных слоев населения, в том числе и детей из неблагополучных семей и детей группы риска.
Последнее десятилетие в нашей стране отмечены заметным увеличением количества социальных проблем. Этой ситуацией озабочены многие социальные службы. Не стоит в стороне и наша детская библиотека, внося вклад в нравственное оздоровление общества, сделать жизнь данной категории детей светлее и ярче.
Последовательная работа детской библиотеки в данном направлении поможет снизить риск социального сиротства, восстановить потенциал семьи, предупредить возникновение таких асоциальных явлений как безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...