Типы нервной системы человека нервная система. Понятие о типах нервной системы Тип нервной системы человека для характеристики

Типы нервной системы

типы высшей нервной деятельности, комплекс основных врождённых свойств и приобретённых индивидуальных особенностей нервной системы (HC), определяющих у человека и животных различия в их поведении и отношении к одним и тем же воздействиям внешней среды. Понятие о Т. н. с., введённое в физиологию и медицину основоположником учения о высшей нервной деятельности (См. Высшая нервная деятельность) И. П. Павлов ым, связано с понятиями о темпераменте, конституции человека (См. Конституция человека) и конституции животных, интерес к которым зародился на заре человеческой культуры и цивилизации.

Высшая нервная деятельность животных наряду с общими чертами и закономерностями имеет индивидуальные особенности, свойственные только НС данного организма, его основным нервным процессам (НП) - возбуждению (См. Возбуждение) и торможению (См. Торможение), характеризующим деятельность коры больших полушарий головного мозга (См. Кора больших полушарий головного мозга). Классификация Т. н. с. основана, по Павлову, на силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Сила НП определяется свойством нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В зависимости от работоспособности корковых клеток НП могут быть сильными или слабыми. Под уравновешенностью НП понимают одинаковую их силу. В зависимости от соотношения силы возбудительного и тормозного процессов они могут быть уравновешенными или неуравновешенными, то есть оба процесса одинаково сильные либо один из них заметно преобладает.

Подвижность НП выражается быстротой их возникновения и прекращения, лёгкостью перехода от одного процесса к другому. В зависимости от этого НП могут быть подвижными (лабильными) или инертными. НС каждого организма обладает определённой комбинацией этих особенностей, или свойств, что составляет индивидуальные различия высшей нервной деятельности, характерные черты поведения животного. Среди многочисленных возможных комбинаций основных свойств возбуждения и торможения - их силы, уравновешенности и подвижности - Павлов выделил и охарактеризовал четыре главных Т. н. с. - три сильных и один слабый.

По силе НП всех животных делят на сильных с ярко выраженными процессами возбуждения и торможения и слабых, у которых оба эти процесса выражены слабо. Животных сильного Т. н. с. по уравновешенности НП, то есть по соотношению возбуждения и торможения, подразделяют на неуравновешенных, у которых возбуждение преобладает над торможением, и уравновешенных с одинаково сильными процессами возбуждения и торможения. Сильные уравновешенные животные по подвижности НП делятся на инертных, или медленных, и подвижных, или быстрых. Сильный неуравновешенный, или «безудержный» (возбудимый), тип характеризуется большой силой обоих НП, но у него раздражительный процесс резко превалирует над тормозным. Положительные Условные рефлексы у животных (собак) с таким Т. н. с. вырабатываются довольно быстро, но тормозные условные рефлексы образуются с большим трудом, требуют длительной тренировки, дифференцировочный рефлекс не всегда бывает полным и легко растормаживается (см. Дифференцировочное торможение). Высшая нервная деятельность, связанная с напряжением процесса торможения, для таких животных затруднительна, часто невыполнима, ибо возникает конфликт между ослабленным процессом торможения и чрезмерно повышенным процессом возбуждения. Отсюда несдержанность и название «безудержный» тип. Сильный уравновешенный инертный, или медленный (спокойный), тип обладает одинаково сильными и достаточно хорошо уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но они малоподвижны, инертны, что отрицательно сказывается в условиях, когда требуется быстрая смена НП. Положительные и тормозные условные рефлексы образуются медленно, но, закрепившись в определённый стереотип, трудно поддаются разрушению и переделке. На свободе такая собака производит впечатление смелой, но медлительной. Сильный уравновешенный подвижный, или быстрый (живой), тип имеет в одинаковой степени выраженные сильные и подвижные НП. У животных такого Т. н. с. в короткий срок образуются положительные и тормозные условные рефлексы, которые довольно легко переделываются при изменении сигнального значения раздражителей. Сравнительно легко происходит переключение одной сложнорефлекторной реакции на другую, одного вида «работы» на другой. Внешне это быстрые, оживлённые, энергичные, всегда активные животные. По мнению Павлова, НС у такого животного идеальна, наиболее совершенна. Поведение спокойное, но на свободе собака резвая, энергичная, легко вступает в контакт с человеком, к окружающим собакам относится равнодушно в спокойной обстановке, быстро и легко себя сдерживает. Этот Т. н. с. обладает наибольшими приспособит. возможностями к меняющимся условиям внешней среды; наиболее жизненно устойчив. Слабый тип характеризуется слабыми раздражительными и тормозными НП. Положительные и тормозные условные рефлексы у таких животных вырабатываются с большим трудом, образовавшиеся рефлексы легко тормозятся. В ответ на очень сильные раздражения в мозге такого животного развивается охранительное, защитное торможение. Собака этого Т. н. с. пуглива, труслива, всего боится, сторонится. Слабому типу свойственна быстрая истощаемость, приводящая к потере работоспособности; он не может быть улучшен путём тренировки.

Собаки с сильными НП и с большой работоспособностью нервных клеток способны выносить и сильные раздражения, отвечая на них энергичной деятельностью, решать трудные задачи. Для собаки со слабыми НП и низким уровнем работоспособности непосильна напряжённая нервная деятельность. Для различных Т. н. с. характерны определённые особенности вегетативных функций (см. Вегетативная нервная система). У животных сильного уравновешенного подвижного типа отмечается лёгкая приспособляемость вегетативных функций к изменениям в окружающей среде, быстрое и полное восстановление их после устранения факторов, вызвавших нарушение. У сильного уравновешенного инертного типа реакции приспособляемости и восстановления вегетативных процессов протекают медленнее. У животных сильного неуравновешенного типа вегетативные функции после резкого изменения восстанавливаются длительно и неровно. У животных слабого типа вегетативные процессы протекают вяло, легко нарушаются при воздействии различных факторов, трудно и неполно восстанавливаются. Неврозы и психосоматические заболевания чаще возникают у животных сильного безудержного и слабого Т. н. с.

Поскольку соотношение основных свойств НП у разных животных различное, выделяют промежуточные типы. Например, у животных сильного типа могут быть такие вариации: сильные оба НП, но с некоторым преобладанием силы тормозного; или сильный, но несколько инертный процесс возбуждения и очень слабый тормозной. Некоторые животные по силе НП занимают среднее место между сильными и слабыми: сильная вариация слабого типа и слабая вариация сильного Т. н. с. Особенно много вариаций обнаружено у животных слабого типа, например неуравновешенность НП и большая или меньшая инертность их. Павлов допускал, что в результате возможных колебаний основных свойств НС, их комбинаций и простого арифметического расчёта могут быть выделены 24 Т. н. с. Новые классификации типов, хотя и позволяют точнее характеризовать свойства и особенности НС животного, что несомненно имеет большое значение для теории и практики медицины и животноводства (особенно в генетико-селекционном аспекте), в таком виде ещё далеки от совершенства. Они громоздки, требуют многочисленных приёмов исследования и применения функциональных проб, с помощью которых определяется Т. н. с. Установленные на собаках Т. н. с. Павлов переносил на человека. Он считал, что четыре главных Т. н. с., общие для животных и человека, совпадают с древнегреческой классификацией (Гиппократ) Темперамент ов у людей: сильному неуравновешенному типу соответствует холерический темперамент (см. Холерик), сильному уравновешенному инертному - флегматический (см. Флегматик), сильному уравновешенному подвижному - сангвинический (см. Сангвиник), слабому - меланхолический (см. Меланхолик). Кроме общих Т. н. с., Павлов предложил различать у человека специально человеческие частные типы, характеризующие взаимодействие первой и второй сигнальных систем и соотношение между ними: тип мыслительный - преобладание второй сигнальной системы (См. Вторая сигнальная система) над первой; тип художественный - преобладание первой сигнальной системы (См. Первая сигнальная система), и тип средний - обе сигнальные системы представлены в равнозначной пропорции. Концепция Павлова о двух сигнальных системах находит подтверждение в современных электрофизиологических исследованиях функций мозга человека.

И. Т. Курцин.

Советские психологи Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын распространили учение о свойствах и Т. н. с., разработанное Павловым на животных, на человека, учитывая, однако, его специфику как социального существа. Так, Павлов и большинство его учеников чаще рассматривали основные свойства НС либо как положительные для организма, либо как отрицательные. Теоретическая и экспериментальная работа, проведённая школой Теплова - Небылицына, показала, что такой «оценочный» подход в изучении свойств НС вряд ли является исчерпывающим. Был сформулирован конструктивный подход, согласно которому каждый из полюсов любого из свойств НС (например, сила - слабость) представляет собой синтез положительных и отрицательных сторон (например, сильный - нечувствительный, слабый - чувствительный). Был разработан целый ряд новых оригинальных методик для оценки основных свойств НС применительно к человеку, что позволило существенно расширить и углубить представления о свойствах НС человека.

С помощью современных методов было показано, что основных свойств нервной системы у человека не три (сила, подвижность и уравновешенность), а больше. Описано ещё несколько новых свойств НС, например лабильность, выделенная в результате «расщепления» подвижности на лабильность и подвижность, и динамичность Согласно Теплову и Небылицыну, лабильность- свойство НС, характеризуемое скоростью возникновения и прекращения НП. Под динамичностью понимается свойство НС, связанное с генерацией мозговыми структурами условного возбудительного или тормозного НП в ходе формирования реакций, адекватных условиям опыта, т. е. способность к научению. Небылицыным выдвинуто положение о том, что свойства должны рассматриваться отдельно по отношению к возбуждению и по отношению к торможению. Такие свойства НС, как сила, лабильность, динамичность и подвижность, были названы первичными, а уравновешенность по каждому из них - вторичным. Таким образом, структура основных свойств НС человека представляется, по Небылицыну, двенадцатимерной: восемь свойств первичных (сила, лабильность, динамичность и подвижность по возбуждению и торможению) и четыре вторичных (уравновешенность по каждому из этих свойств).

Основные свойства не могут существенно различаться в разных анализаторах человека, и их показатели не всегда коррелируют с общеличностными характеристиками индивидуума, например с эмоциональностью. Это явление называется феноменом парциальности. Каждый анализатор имеет свой собственный и относительно независимый уровень выраженности свойств. Эти свойства не были названы Небылицыным частными, или парциальными. И хотя они в значительной степени наследственно обусловлены, всё же их влияние на поведение человека ограниченно. Частные свойства определяют преимущественно лишь специальные стороны поведения, например функции запоминания. Небылицыным было высказано предположение, что наряду с частными свойствами должны существовать так называемые общие свойства НС. Они являются детерминантами индивидуального поведения человека в некоторых наиболее общих проявлениях и чертах (в активности, эмоциональности и саморегуляции) и пригодны для объяснения индивидуальных различий, имеющих общеличностный характер. Общие свойства не человека - это особенности целостной общемозговой интеграции НП (выступающих, например, в показателях дистантной синхронизации электроэнцефалограммы), в то время как частные свойства - это особенности локальной интеграции (например, свойства анализаторов, полушарий, передних структур мозга).

Функционально-психологические различия между общими и частными свойствами выражаются в том, что общие типологические свойства определяют темперамент человека, а частные могут иметь, вероятно, большее значение при определении специальных способностей.

Т. о., работы школы Теплова - Небылицына внесли существенный вклад в развитие представлений о свойствах НС человека. Однако сложность и «многомерность» проблематики основных Т. н. с. человека требуют дальнейшего более углублённого их изучения во всём разнообразии структур, функций и проявлений. Решение этой задачи поможет понять причины индивидуальных различий и в конечном итоге разработать научную схему многомерной классификации Т. н. с. человека как наиболее устойчивых сочетаний общих и частных свойств НС.

В. М. Русалов.

Лит.: Павлов И. П., Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож, Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2, М.-Л., 1951, с. 77-88; его же, Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека, там же, с. 267-93; Усиевич М. А., Физиология высшей нервной деятельности, М., 1953; Купалов П. С., Учение о типах высшей нервной деятельности животных, «Журнал высшей нервной деятельности», 1954, т. 4, в. 1; Долин А. О., Долина С. А., Патология высшей нервной деятельности, 2 изд., М., 1972; Курцин И. Т., Теоретические основы психосоматической медицины, Л., 1973; Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; его же, Новые данные по изучению свойств нервной системы человека, в сборнике: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, т. 3, М., 1963; Небылицын В. Д., Основные свойства нервной системы человека, М., 1966; Голубева Э. А., Гусева Е. П., Свойства нервной системы как фактор продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания, в сборнике: Проблемы дифференциальной психофизиологии, т. 7, М., 1972; Равич-Щербо И. В., Генотипическая обусловленность свойств нервной системы и проблема их устойчивости, в сборнике: О диагностике психического развития личности, Тал.,1974; Русалов В. М., Основная проблема современной дифференциальной психофизиологии, «Физиология человека», 1975, №3; Небылицын В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, М., 1976.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Типы нервной системы" в других словарях:

    Типы высшей нервной деятельности, комплекс осн. врождённых и приобретённых индивидуальных свойств нервной системы человека и животных, определяющих различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям внеш. среды. Понятие о Т. н. с.… … Биологический энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Комплекс индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека и животных, различающихся по силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. И. П. Павлов выделил 4 основных типа нервной… … Энциклопедический словарь

    Комплекс индивидуальных особенностей высш. нерв. деятельности человека и животных, различающихся по силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. И. П. Павлов выделил 4 осн. Т.н. с,: сильный… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Типы нервной системы (по Павлову) - совокупность врожденных или приобретенных индивидуальных свойств нервной системы. Русский физиолог Иван Павлов выделил 4 главных типа нервной системы: 1) сильный неуравновешенный; 2) сильный уравновешенный инертный; 3) сильный уравновешенный… … Начала современного естествознания

    тип нервной системы - система нервная: тип (тип нервной системы; тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств системы нервной, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о них ввел… … Большая психологическая энциклопедия

    Свойства нервной системы - (НС) генетически обусловленные особенности функционирования (НС), определяющие различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям раздражителей окружающей среды. Понятие С. н. с. введено И. П. Павловым. Он предполагал существование… … Словарь дрессировщика

Тип нервной системы напрямую зависит от интенсивности процессов торможения и возбуждения и условий, необходимых для их выработки. Тип нервной системы – это совокупность процессов, протекающих в коре больших полушарий. Он зависит от генетической предрасположенности и может незначительно меняться в течение индивидуальной жизни.

В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения).

Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры большого мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.

Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип. Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.

Сильный неуравновешенный тип. Характеризуется сильными неуравновешенными и подвижными нервными процессами. У таких животных процесс возбуждения преобладает над торможением, их поведение агрессивное (безудержный тип).

Слабый тормозной тип. Характеризуется слабыми неуравновешенными нервными процессами. У этих животных преобладает процесс торможения, они трусливы, попадая в незнакомую обстановку; поджимают хвост, забиваются в угол.

Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: сильный уравновешенный подвижный и сильный уравновешенный инертный типы.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные и подвижные. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Это ласковые, любознательные, всем интересующиеся животные (живой тип).

Сильный уравновешенный инертный тип. Этот тип животных отличается сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами (спокойный тип). Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно. Это инертные, малоподвижные животные. Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы.

Основные свойства нервных процессов наследуются. Совокупность всех генов, присущих данной особи, получили название генотипа. В процессе индивидуальной жизни под влиянием окружающей среды генотип претерпевает определенные изменения, в результате которого формируется фенотип - совокупность всех свойств и признаков особи на определенной стадии развития. Следовательно, поведение животных и человека в окружающей среде определяется не только наследуемыми свойствами нервной системы, но и влияниями внешней среды (воспитание, обучение и т. д.). При определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.


Холерик - сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.

Меланхолик - слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.

Сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.

Флегматик - сильный и уравновешенный инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.

Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.

Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.

Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.

У человека непросто определить тип нервной системы, поскольку большую роль играют соотношение коры больших полушарий и подкорковых образований, степень развития сигнальных систем, уровень интеллекта.

Доказано, что у человека на успеваемость в большей степени влияют не тип нервной системы, а окружающая среда и социальные факторы, так как в процессе обучения и воспитания в первую очередь приобретаются моральные принципы. У животных основную роль играет биологическая среда. Так, животные одного помета, помещенные в разные условия существования, будут иметь разные типы. Таким образом, генетически обусловленный тип нервной системы является базой для формирования в течение жизни индивидуальных особенностей фенотипа.

комплекс основных врожденных и приобретенных индивидуальных свойств нервной системы человека и животных, определяющих различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям внешней среды. Понятие о Т. н. с. введено И.П. Павловым (1927). В основу классификации Т. н. с. легли представления о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил и охарактеризовал четыре основные Т. н. с. (см. Тип нервной системы сильный неуравновешенный (безудержный), Тип нервной системы сильный уравновешенный малоподвижный (инертный), Тип нервной системы сильный уравновешенный подвижный (живой), Тип нервной системы слабый), которые раскрыли нейрофизиологическую сущность четырех известных типов темперамента. Кроме общих Т. н. с. И.П. Павлов выделил у человека три специальные типа, характеризующие соотношение и взаимодействие между первой и второй сигнальными системами (см. Тип нервной системы мыслительный, Тип нервной системы средний, Тип нервной системы художественный); (см. также Тип высшей нервной деятельности)

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

тип высшей нервной деятельности) - совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Понятие о Т. н. с. введено И. П. Павловым в результате выделенных им свойств нервной системы - силы, подвижности и уравновешенности. На этой основе он выделил четыре Т. н. с: 1) сильный, неуравновешенный, подвижный или безудержный; 2) сильный, уравновешенный, инертный или медлительный; 3) сильный, уравновешенный, подвижный и живой; 4) слабый. В соответствии с этими Т. н. с. выделяются четыре типа темперамента: 1) холерик; 2) флегматик; 3) сангвиник; 4) меланхолик. Выделенные четыре Т. н. с. считаются общими и у человека, и у животных. Кроме этого, И. П. Павловым была предложена еще одна классификация Т. н. с, характерная только для человека. Она основана на соотношении двух сигнальных систем: 1) художественный тип (преобладание первой сигнальной системы); 2) мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы); 3) смешанный тип. Дальнейшие исследования (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын) позволили уточнить и расширить Павловскую классификацию, создать предпосылки для выработки нового представления о физиологических основах индивидуально-психологических различий человека. Положение о специфических человеческих Т. н. с. находят свое подтверждение в современных психофизиологических исследованиях функциональной асимметрии мозга. .

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение. Это имеет прямое отношение как к теоретическим, так и к прикладным исследованиям. Большинство лабораторных методов, разработанных для того, чтобы проводить диагностику основных свойств нервной системы требуют определенных условий проведения и специализированной аппаратуры. Поэтому и не только они признаны достаточно трудоемкими.

В отличие от них экспресс-методики лишены подобного рода недостатков, в том числе и теппинг-тест, о котором сегодня и пойдет речь. Итак, Вашему вниманию предоставляется теппинг-тест, он же тест для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Для проведения теппинг-теста нам понадобятся определенные бланки-листы, с ориентировочным размером 203×283, на которых будут изображены по три в ряд шесть равных прямоугольников. Также среди необходимых вещей – секундомер и карандаш.

Инструкция

Сейчас мы будем проставлять точки в квадратах. Начнем с самого первого квадрата. Далее будем двигаться исключительно по часовой стрелке. Каждый переход с одного квадрата на другой осуществляется не прерывая работы и только по команде экспериментатора. Все время, выделенное на проставление точек, работайте в максимальном для себя ритме. На каждый квадрат будет дано 5 секунд, в течение которых необходимо проставить максимально возможное количество точек.

Итак, экспериментатор дает сигнал «Начали», далее через каждые 5 секунд он дает новый сигнал «Перейти на другой квадрат», по окончании 5 секунд проставления точек в 6-ом квадрате экспериментатор дает последний сигнал «Стоп». Все понятно? Хорошо, тогда возьмите в правую/левую руку карандаш и зафиксируйте его перед первым квадратом.

Ключи к теппинг-тесту:

Для того, чтобы обработать результаты теппинг-теста, прежде всего необходимо подсчитать получившееся в каждом квадрате количество точек. Далее следует построить график работоспособности испытуемого в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абсцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.

Анализ теппинг-теста и интерпретация результатов

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно — сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

  • выпуклый тип — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, то есть того уровня, который наблюдался в первые 5 секунд работы; этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
  • ровный тип — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
  • нисходящий тип – взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
  • промежуточный тип — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
  • вогнутый тип — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Теппинг-тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен такой тест при определении профориентации и проведения психологического консультирования по коррекции и/или усовершенствованию персонального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально и обычно занимает около 2 минут.

Типы динамики максимального темпа движений

а – график выпуклого типа; б – график ровного типа; в – график нисходящего типа; г – график промежуточного и вогнутого типов (горизонтальная линия – это линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд).

Все разнообразие значений нервной системы вытекает из ее свойств.

Возбудимость, раздражимость и проводимость характеризуются как функции времени, то есть это процесс, возникающий от раздражения до проявления ответной деятельности органа. Согласно электрической теории распространения нервного импульса в нервном волокне он распространяется за счет перехода локальных очагов возбуждения на соседние неактивные области нервного волокна или процесса распространяющейся деполяризации потенциала действия, представляющего подобие электрического тока. В синапсах протекает другойхимический процесс, при котором развитие волны возбужденияполяризации принадлежит медиатору ацетилхолину, то есть химической реакции.

Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.

К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто, но и филогенеза.

Типы нервных систем

Существует несколько типов организации нервной системы, представленные у различных систематических групп животных.

Диффузная нервная система -- представлена у кишечнополостных. Нервные клетки образуют диффузное нервное сплетение в эктодерме по всему телу животного, и при сильном раздражении одной части сплетения возникает генерализованный ответ -- реагирует все тело.

Стволовая нервная система (ортогон)-- некоторые нервные клетки собираются в нервные стволы, наряду с которыми сохраняется и диффузное подкожное сплетение. Такой тип нервной системы представлен у плоских червей и нематод (у последних диффузное сплетение сильно редуцировано), а также многих других групп первичноротых -- например, гастротрих и головохоботных.

Узловая нервная система, или сложная ганглионарная система -- представлена у аннелид, членистоногих, моллюсков и других групп беспозвоночных. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы -- ганглии. У многих животных клетки в них специализированы и обслуживают отдельные органы. У некоторых моллюсков (например, головоногих) и членистоногих возникает сложное объединение специализированных ганглиев с развитыми связями между ними -- единый головной мозг или головогрудная нервная масса (у пауков). У насекомых особенно сложное строение имеют некоторые отделы протоцеребрума («грибовидные тела»).

Трубчатая нервная система (нервная трубка) характерна для хордовых.

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют - онтогенез (греч. ОНТОС - сущее, и ГИНЕЗИС - происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

  • 1. Пренатальный
  • 2. Постнатальный

Пренатальный - начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

Постнатальный - от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо - физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».

Изменяющиеся факторы

Последствия

от 2х до 4х

Развитие сферы общения с внешним миром.

Развитие формы речи.

Развитие формы сознания.

Повышение воспитательных требований.

Повышение двигательной деятельности

с 6 до 8 лет

Новые люди

Новые друзья

Новые обязанности

Уменьшение двигательной деятельности

с 11 до 15 лет

Изменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции.

Расширение круга общения

Конфликты в семье и в школе

Вспыльчивый характер

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Функциональной системой - называют временное объединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата.

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

интеллектуальную готовность;

мотивационную готовность;

волевую готовность;

коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7и годам ребенок должен знать:

  • * свой адрес и название города, в котором он живет;
  • * название страны и ее столицы;
  • * имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • * времена года, их последовательность и основные признаки;
  • * названия месяцев, дней недели;
  • * основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка -- это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль -- роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью -- учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.

Достаточно дать понять ребенку, что учеба -- это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...