Восстание в кванджу 1980. Южная корея - восстание в кванчжу


Восстание в южнокорейском городе Кванджу, находящемся в провинции Южная Чолла, в мае 1980 года по праву считается самым трагическим (и «постыдным», как его называют корейцы) событием в современной истории РК. Центр восстания сообщает, что в ходе майских событий было убито более 150 и ранено более 3000 жителей; в настоящее время называют цифру в 606 человек убитых, а ВВС настаивает на цифре от тысячи до двух тысяч человек.
Долгое время в официальных источниках восстание называлось «бунтом», «делом Кванджу» и даже событием, «носящим коммунистический характер, чьей целью явилось свержение законного правительства», не признавалась его демократическая направленность. Но уже к июню 1988 года, когда состоялось слушание по делу восстания, корейский народ по-настоящему оценил всю судьбоносную роль майских событий, которые получили название «демократического восстания в Кванджу».
Что же стало причиной восстания? Почему оно играет такую важную роль в современной истории Южной Кореи?

После Корейской войны (1950-1953гг.) и создания американского военного правительства на территории РК население жаждало демократических перемен, но страна в течение 18 лет находилась под властью военного диктатора Пак Чон Хи. Пак Чон Хи (1917-1979 гг.) – одна из самых противоречивых фигур во всей истории Кореи. Несмотря на его успешную экономическую политику (развитие тяжелой и химической промышленности, контроль импорта), пренебрежение правами человека и установление диктатуры сделали его правление одной из самых трагичных страниц в корейской истории.
Система «Юсин», которую создал Пак, юридически оправдывала несменяемость президентской власти и отказывала гражданам в их правах и свободах. Военное правление объяснялось официальной пропагандой: на Севере существует «идеологический враг» в лице КНДР, который в любой момент может атаковать; это являлось и официальной причиной сохранения американских военных баз на территории РК.

Пак Чон Хи был застрелен в октябре 1979 г., и его убийство связывалось корейцами с либерализацией режима и проведением демократических реформ, но в декабре военным генералом Чон Ду Хваном (род. 1931) был совершен государственный переворот, и все надежды народа на смягчения режима канули в Лету. Логическим продолжением политики насилия стала реакция населения, которое, наблюдая за тем, как одно военное правительство сменяется другим, не могло больше сидеть сложа руки: по всей стране начали проходить студенческие митинги и демонстрации. Главным требованием протестующих стала отмена военного положения, которое было распространено почти на всю страну.
17 мая 1980 г. военное положение было объявлено на всей территории страны, а Декрет №10 запретил любые демонстрации и митинги, носящие политический характер, и установил жесткую цензуру СМИ; университетам было приказано приостановить работу, а неявка на работу жестоко каралась; было решено распустить Парламент и создать особую организацию – Экстренный комитет безопасности.
Более того, известный оппозиционер, ярый противник военной диктатуры Пак Чон Хи и борец за права человека, лауреат Нобелевской премии мира и в будущем президент Ким Дэ Чжун (1924 – 2009) был по приказу правительства арестован в своей резиденции по ложному обвинению в сотрудничестве с коммунистами с Севера.

Это, кажется, стало катализатором, ускорившим начало мощного восстания в Кванджу – столице провинции Южная Чолла, выходцем из которой был Ким Дэ Чжун. Почему именно этот фактор стал решающим? Потому что в Корее регионализм традиционно играл и играет определяющую роль в политике, и жители этой очень слабо развитой, в отличие от других, провинции связывали свое будущее и надежды на лучшую жизнь именно с Ким Дэ Чжуном, который был фактически единственным сильным политическим игроком из Южной Чолла.
Так, 18 мая студенты Национального университета Чоннам, находящегося в Кванджу, не смогли подойти к зданию библиотеки в кампусе, у которого договорились встретиться ранее. Полиция предупредила демонстрантов о том, что у них есть оружие и предложила им немедленно возвратиться домой, но студенты проигнорировали слова солдат, и около сотни из них двинулись к Главным воротам, где они начали демонстрацию. В городе можно было услышать, как скандировались лозунги: «Освободите Ким Дэ Чжуна!», «Отмените военное положение!», «Уходи, Чон Ду Хван!».
Правительство поставило перед собой задачу подавить восстание как можно скорее, чтобы оно не распространилось на соседние регионы; было принято решение провести операцию под кодовым названием «Великолепный отпуск»: к утру следующего дня в город были стянуты войска. Все магазины в центре были закрыты, а движение транспорта запрещено. В стране почти не осталось сопротивляющихся; повсеместно, где действовало военное положение, улицы были пустыми, только на тротуаре можно было заметить следы крови. Кванджу оставался единственным городом, где люди все еще надеялись на положительный исход своей борьбы.
Полиция использовала слезоточивый газ; прибыло подкрепление в 1140 военных. Все они начали атаковать демонстрантов и мирных жителей без разбора, не обращая внимания на пол и возраст. Многие из тех, кому удалось сбежать, образовали огромные очереди в местных больницах: на всех не хватало медикаментов и медсестер. Те, кто не мог участвовать в демонстрации, сдавали свою кровь, и даже проститутки, встав у здания больницы Красного Креста, кричали: «Возьмите и нашу кровь! Она чистая!» . Уже ко второй половине дня толпа перешла от защиты к наступлению и начала атаковать полицию и солдат. Несмотря на безумие, происходившее в Кванджу, правительство не сделало никаких официальных заявлений касательно сложившейся ситуации.
По всему городу маленькие группы людей, часто возглавляемые бывшими военными, продолжали демонстрацию. Несмотря на то, что у них не было надлежащего оружия, они использовали все, что могли найти. К концу дня даже таксисты и уличные торговцы, которые обычно равнодушны к социально-политическим движениям, начали столкновения с войсками.
Около 7 часов вечера таксисты двинулись по городу на машинах, включив фары в знак протеста. Полиция громила машины ружьями и била водителей. Толпа сожгла телестанции каналов MBC и KBS, потому что они не транслировали реально происходящие в городе события.
Беспорядки продолжались и ночью. Демонстранты перешли к более продуманным действиями: они подожгли здание налогового органа, так как было очевидно, что налоги населения идут не на удовлетворение социальных нужд, а на закупку оружия и стимулирование военного режима в стране.

Утром 21 мая солдаты были снабжены патронами. Тела двух убитых в Кванджу днем ранее были обернуты корейским флагом и положены на носилки, с которыми толпа медленно двигалась по центру города. 21 мая начала формироваться Народная армии, центром сбора которой стал парк Кванджу.
Горожане, имевшие за спиной военный опыт, организовали самые базовые физические тренировки, поскольку не могли больше смотреть, как неопытные студенты получают ранения или погибают в стачках с полицией. Были сформированы небольшие группы добровольцев, которых Народная армия расставила на ключевых позициях в городе.
К ночи 21 мая в городе почти не осталось военных. Конечно, жители города хотели верить, что причиной тому – их мужество, но на деле это оказалось тактическим ходом – сверху было принято решение блокировать город: все 7 магистралей, ведущих в Кванджу, были под контролем военных, которые стреляли в каждого, кто пытался сбежать.
В 4 утра 28 мая начали раздаваться звуки выстрелов, и, фактически, за полтора часа борьба горожан, продолжавшаяся около десяти дней, была подавлена с помощью оружия, у людей не было пути отступления. Мэрия была сдана 20-ой дивизии, а все, кто продолжал борьбу, были арестованы. Восстание было подавлено.
Особое внимание стоит уделить роли США в подавлении восстания. Участники восстания своим идеалом провозгласили американский вариант демократии, навязанный им пропагандой и идеализированным образом США, и поэтому верили, что Вашингтон как мировой гарант демократии сделает все возможное для поддержки движения и установления правового демократического режима. Во время восстания в Кванджу находилось до двухсот американских граждан, преимущественно военных, которые 21 мая уехали в Сеул, а военные самолеты были перевезены на базы подальше от города.
Командующий объединенными войсками РК и США генерал Дон Викхам разрешил корейскому правительству использовать солдат для подавления восстания, даже несмотря на заявление о том, что со стороны КНДР нет никаких движений.

Во время восстания корейские активисты узнали, что американский корабль «Coral Sea» вошел в корейскую акваторию, однако на самом деле он был послан Соединенными Штатами, чтобы оказать поддержку солдатам в тылу. Посол США в Корее назвал подавление восстания корейскими солдатами под командованием американских офицеров «поддерживанием порядка и законности», а 31 мая президент Картер в интервью CNN заявил, что «…для восстановления порядка иногда приходится жертвовать человеческими правами» .
Причиной такой позиции Белого Дома специалисты считают «имперское стремление Вашингтона к мировому доминированию через установление неолиберальной системы управления» в странах-союзниках, что позволяло США активно вмешиваться в их экономику. Экономическая модель, созданная Пак Чон Хи, включала в себя систему семейных бизнес-конгломератов – чеболь (кор. 재벌, 財閥), которая не давала Белому Дому иметь желаемое влияние на капиталы в РК. Идейный смысл подавления восстания для США состоял в попытке таким образом легитимизировать власть Чон Ду Хвана и с его помощью разрушить систему чеболь, создать возможность для американских банков и страховых компаний занять ключевые позиции в экономике Южной Кореи.
Учитывая то, что Чон Ду Хваном события в Кванджу назывались «красными», подобные действия США в Кванджу с их стороны выглядели вполне очевидными и оправданными. Однако в июне 1989 года, когда в самом разгаре находилось расследование майских событий, в официальных документах Белого Дома было заявлено, что «США не располагали сведениями о планах правительства о подавлении восстания» и что они «не обладали властью, чтобы приказать корейским солдатам участвовать в нем».
В итоге, Кванджу стал переломным моментном для развития анти-американизма в РК, который приобрел широкое социальное и, в дальнейшем, политическое значение.

В 1989 году началось слушание по делу восстания в Кванджу, и Чон Ду Хван был приговорен к смертной казни, но помилован; он пожизненно находится под домашним арестом.
Несмотря на то, что с приходом к власти демократического правительства были предприняты активные меры, направленные на выяснение подлинных обстоятельств, произошедших в Кванджу, правда до сих пор остается для нас во многом загадкой.
Официальная позиция Памятной Организации имени 18 мая настаивает на том, что события 1980 года следует воспринимать не как печальную страницу в истории страны, а как отправную точку развития демократизационного движения, которое положило начало активной борьбе за права человека.

Антикоммунистический массовый террор - известные случаи политических преступлений, совершённых «правыми» реакционными режимами, результатом которых стали массовые убийства коммунистов, лиц, подозреваемых в принадлежности к ним, других деятелей левого движения, а также их сторонников.

Хронология террора

1919 - 1921 гг., Венгрия

Белый террор

1927 г., Китай

Шанхайская резня

Во время «Шанхайской резни» 1927 года в Китае было убито до 12 тыс. человек.

1933 - 1945 гг., Германия

В гитлеровской Германии и на оккупированных территориях нацистами были совершенны массовые убийства коммунистов и их сторонников.

1936 - 1945 гг., Испания

Белый террор

В Испании массовые казни коммунистов начались во время Гражданской войны с 1936 г. и продолжались до 1945 г., в результате которых были убиты по разным оценкам от 150 тыс. до 400 тыс. человек.

1948 - 1953 гг., Южная Корея

Восстание в Чеджу

3 апреля 1948 г. вспыхнуло восстание на острове Чеджу (Южная Корея), названное «коммунистическим». Согласно отчёту, подготовленному экспертами США, около 60 тыс. человек, то есть 20 % населения острова состояли в рядах , придерживающейся коммунистической идеологии, ещё 80 тыс. - были сочувствующими. За месяц до события, 1 марта, Трудовая партия Южной Кореи организовала проведение массового митинга в память о борьбе за освобождение острова от японского владычества, а также чтобы осудить решение ООН о предстоящем проведении всеобщих выборов в Корее, которое воспринималось как попытка одностороннего вмешательства США во внутренние дела Кореи под вывеской ООН. Несмотря на арест 2 500 партийных активистов и убийство по меньшей мере троих из них, митинг был проведён. Полицейские подразделения (с материка) открыли по демонстрантам огонь на поражение, шесть человек погибли. Это спровоцировало восстание, начавшееся 3 апреля. В результате боевых столкновений с правительственными войсками погибло по разным оценкам от 14 тыс. до 30 тыс. человек. Подавление восстания было жестоким: убиты десятки тысяч человек, стёрты с лица земли сотни деревень, разрушены десятки тысяч домов. На сторону восставших перешли несколько сотен служащих 11-го полицейского полка, отправленного на подавление мятежа. Боевые столкновения продолжались до мая 1949 г., но небольшие очаги сопротивления имели место до 1953 г.

Согласно расследованию южнокорейской государственной организации, созданной либеральным правительством президента Но Му Хёна в 2005 году и названной «Комиссия по установлению истины и примирению», достоверно известно о 14 373 погибших, из них 86 % убиты правительственными войсками, а 13,9 % – вооружёнными повстанцами. Общее число погибших, по другим оценкам, достигает 30 тыс. человек. Приблизительно 70 % деревень острова были полностью сожжены, свыше 39 тыс. домов разрушены.

Расстрел Лиги Бодо

Расстрел политзаключённых южнокорейскими полицейскими

Летом 1950 года в Южной Корее были казнены члены Лиги Бодо. Данная организация была создана в 1949 г. правительством Южной Кореи в рамках т. н. программы «реабилитации». Истинной целью создания Лиги Бодо («бодо» буквально означает «забота и руководство») было отследить и поставить под контроль неблагонадёжных граждан, подозреваемых в симпатиях к коммунистам. Общее число зарегистрированных в Лиге Бодо граждан оценивается от 200 тыс. до 300 тыс. человек. Согласно полицейским протоколам в 1950 г. было убито около 10 тыс. человек. Комиссия по установлению истины и примирению предполагает, что данная цифра не соответствует действительности: по утверждению члена комиссии профессора Ким Донг Чуна были казнены по подозрению в сотрудничестве с коммунистами по меньшей мере 100 тыс. человек.

В первые месяцы Корейской войны (1950 – 1953) в юго-восточном городе Ульсан от рук южнокорейских полицейских погибло несколько сотен человек: в июле - августе 1950 года были казнены без суда и следствия 407 гражданских лиц. 24 января 2008 года тогдашний президент Южной Кореи Но Му Хён принёс официальные извинения за эти преступления.

Помимо этих злодеяний имели место массовые убийства политических заключенных в тюрьмах, расположенных в таких городах, как Пусан, Масан и Чинджу.

1965 - 1966 гг., Индонезия

После неудачной попытки захвата власти в Индонезии были убиты по разным оценкам от 500 тыс. до 1 млн. человек.

1973 - 1975 гг., Чили

«Караван смерти»

«Операция Коломбо»

1976 - 1983 гг., Аргентина

«Грязная война»

1980 г., Южная Корея

Восстание в Кванджу

Подавление восстания в Кванджу, май 1980 г.

18 мая 1980 г. вспыхнуло народное восстание в городе Кванджу (Южная Корея), которое тут же окрестили «коммунистическим». За несколько месяцев до события был убит диктатор Пак Чон Хи, бессменно правивший страной в течение 17-ти лет. Начавшийся было период политических свобод продлился недолго. В результате военного переворота у власти оказался новый диктатор - генерал Чон Ду Хван, который, используя риторику «национальной безопасности», ввёл в стране военное положение: были закрыты высшие учебные заведения, запрещена политическая деятельность, началось давление на прессу. Чтобы контролировать ситуацию, во все регионы страны направлялись армейские подразделения.

На утро 18 мая в Кванджу была запланирована мирная демонстрация студентов, протестующих против закрытия университета. У входа в Государственный университет Чоннам собрались около 200 студентов, которым преградил путь спецназ, состоящий из 30 десантников (ввиду того, что городская полиция не контролировала ситуацию, в город предварительно были введены спецподразделения для пресечения протестных акций). Против протестующих была применена сила. В ответ полетели камни. Чтобы защитить детей, на улицы вышли родители, рабочие, мелкие торговцы. В противостоянии приняли участие, с одной стороны, около 2 тыс. горожан, а с другой - более 600 солдат. По свидетельствам очевидцев, военные избивали протестующих и случайных зевак дубинками, зафиксированы случаи применения холодного оружия - штыков. Первым погиб случайный прохожий - глухой человек 29-ти лет, забитый до́ смерти дубинками. 20 мая ряды протестующих увеличились до 10 тыс. человек. Ввиду обострения конфликта военные применили огнестрельное оружие. Пик насилия пришёлся на 21 мая, когда армейские подразделения открыли огонь на поражение по толпе протестующих, собравшихся у здания городской администрации.

Чтобы как-то противостоять насилию, горожане атаковали полицейские участки и склады с оружием (винтовки М-1, карабины, пулемёты) и сформировали отряды ополченцев, которые смогли вытеснить военных из города. В течение пяти дней в городе отсутствовала торговля: горожане бесплатно готовили пищу и распространяли продукты питания, безвозмездно предоставляли личный транспорт для нужд обороны; спонтанно организованная система распределения продуктов питания, вещей и услуг не зависела ни от государства, ни от капитала. 24 мая на улицы вышли 15 тыс. жителей города, чтобы принять участие в панихиде по погибшим, а уже 25 мая на митинг собрались 50 тыс. человек, чтобы принять резолюцию с требованием отмены в стране военного положения и освобождения политзаключенных. Наконец, 27 мая в город вошли крупные армейские подразделения, которые в считанные часы жестоко подавили восстание.

По официальной версии погибло 144 гражданских лица и 22 человека из состава военнослужащих и полицейских, ранено 127 гражданских лица, 109 военнослужащих и 144 полицейских. Все, кто высказывался с критикой официальной версии, были арестованы «за распространение ложной информации». По другим оценкам было убито до 2 тыс. человек.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Восстание в Кванджу (광주 민주화 운동) - акции протеста в городе Кванджу , Южная Корея , проходившие с 18 мая по 27 мая 1980 года , жестоко подавленные правительственными силами.

После Путча 12 декабря 1979 года в Сеуле генерал Чон Ду Хван 17 мая 1980 года объявил военное положение в стране с целью подавить студенческие беспорядки. На следующий день студенты города Кванджу провели демонстрацию у ворот Национального Университета Чхоннам против решения о его закрытии. Университет был блокирован армейскими частями, и студенты двинулись к центру города, где их встретили вооружённые правительственные формирования. Было применено огнестрельное оружие, что повлекло смерть нескольких участников шествия.

20 мая в знак мести протестующие сожгли здание представительства телерадиокомпании MBC , которая, по их мнению, неправильно осветила причины студенческих протестов. К 21 мая к студенческому движению присоединилось порядка 300 тысяч человек, протестовавших против диктаторского военного режима в стране. Военные склады и полицейские участки были захвачены и восставшим удалось оттеснить армейские подразделения. Кванджу был в спешном порядке блокирован регулярной армией. В самом городе было сформировано новое правительство для обеспечения порядка и переговоров с центральным правительством.

27 мая авиация и армейские части в составе пяти дивизий ворвались в центр города и всего за 90 минут захватили его. При населении города в 740 тысяч человек численность солдат превысила 20 тысяч. Погибло несколько сотен человек из мирного населения.

Во время правления Чон Ду Хвана инцидент в Кванджу официально рассматривался как коммунистическое восстание. Однако после его ухода с поста президента в 1988 году восстание стало рассматриваться как попытка установления демократии . Государство принесло извинения за жестокое подавление волнений, а для жертв инцидента было сооружено специальное кладбище.

Существуют различные оценки количества жертв восстания. Официальное расследование правительства Шестой республики привело цифры в 207 человек убитыми. Вдобавок они обнаружили 987 «других потерь», включавших серьёзно раненых. Однако в отчёте британской компании BBC говорится, что эти цифры занижены . Сами участники инцидента в конце 80-х годов приводят цифры в 2000 погибших . Однако точная информация о личностях погибших ими не приводится.

В искусстве

Восстание отображено в корейских художественных фильмах:

1. Старый сад (Южная Корея, 2006)

2. Великолепный отпуск (Южная Корея, 2007)

В корейских музыкальных видео:

1. SPEED - "It"s Over"

2. SPEED - "That"s my Fault"

См. также

Напишите отзыв о статье "Восстание в Кванджу"

Примечания

Ссылки

  • // «Скепсис»

Отрывок, характеризующий Восстание в Кванджу

– Думаю так же, как и ты, – улыбнулась я.
– А я, как увидела, что тебя унесло, сразу попробовала тебя догнать! Но я пробовала, пробовала и ничего не получалось... пока вот не пришла она. – Стелла показала ручкой на Вэю. – Я тебе очень за это благодарна, девочка Вэя! – по своей забавной привычке обращаться сразу к двоим, мило поблагодарила она.
– Этой «девочке» два миллиона лет... – прошептала своей подружке на ушко я.
Стеллины глаза округлились от неожиданности, а сама она так и осталась стоять в тихом столбняке, медленно переваривая ошеломляющую новость...
– Ка-а-ак – два миллиона?.. А что же она такая маленькая?.. – выдохнула обалдевшая Стелла.
– Да вот она говорит, что у них долго живут... Может и твоя сущность оттуда же? – пошутила я. Но Стелле моя шутка, видимо, совсем не понравилась, потому, что она тут же возмутилась:
– Как же ты можешь?!.. Я ведь такая же, как ты! Я же совсем не «фиолетовая»!..
Мне стало смешно, и чуточку совестно – малышка была настоящим патриотом...
Как только Стелла здесь появилась, я сразу же почувствовала себя счастливой и сильной. Видимо наши общие, иногда опасные, «этажные прогулки» положительно сказывались на моём настроении, и это сразу же ставило всё на свои места.
Стелла в восторге озиралась по сторонам, и было видно, что ей не терпится завалить нашего «гида» тысячей вопросов. Но малышка геройски сдерживалась, стараясь казаться более серьёзной и взрослой, чем она на самом деле была...
– Скажи пожалуйста, девочка Вэя, а куда нам можно пойти? – очень вежливо спросила Стелла. По всей видимости, она так и не смогла «уложить» в своей головке мысль о том, что Вэя может быть такой «старой»...
– Куда желаете, раз уж вы здесь, – спокойно ответила «звёздная» девочка.
Мы огляделись вокруг – нас тянуло во все стороны сразу!.. Было невероятно интересно и хотелось посмотреть всё, но мы прекрасно понимали, что не можем находиться здесь вечно. Поэтому, видя, как Стелла ёрзает на месте от нетерпения, я предложила ей выбирать, куда бы нам пойти.
– Ой, пожалуйста, а можно нам посмотреть, какая у вас здесь «живность»? – неожиданно для меня, спросила Стелла.
Конечно же, я бы хотела посмотреть что-то другое, но деваться было некуда – сама предложила ей выбирать...
Мы очутились в подобии очень яркого, бушующего красками леса. Это было совершенно потрясающе!.. Но я вдруг почему-то подумала, что долго я в таком лесу оставаться не пожелала бы... Он был, опять же, слишком красивым и ярким, немного давящим, совсем не таким, как наш успокаивающий и свежий, зелёный и светлый земной лес.
Наверное, это правда, что каждый должен находиться там, чему он по-настоящему принадлежит. И я тут же подумала о нашей милой «звёздной» малышке... Как же ей должно было не хватать своего дома и своей родной и знакомой среды!.. Только теперь я смогла хотя бы чуточку понять, как одиноко ей должно было быть на нашей несовершенной и временами опасной Земле...
– Скажи пожалуйста, Вэя, а почему Атис назвал тебя ушедшей? – наконец-то спросила назойливо кружившейся в голове вопрос я.
– О, это потому, что когда-то очень давно, моя семья добровольно ушла помогать другим существам, которым нужна была наша помощь. Это у нас происходит часто. А ушедшие уже не возвращаются в свой дом никогда... Это право свободного выбора, поэтому они знают, на что идут. Вот потому Атис меня и пожалел...

В Париже в 1871 г. и в Кванджу в 1980 г. безоружное население, восставшее против правительств, взяло под контроль пространство городов и удерживало его, сопротивляясь военным силам, стремящимся восстановить "общественный порядок", сотни тысяч людей оказались на высоте положения и создали народную политическую самоорганизацию, заменившую государственную власть.

Преступность в освобожденных от власти городах резко упала – люди интуитивно ощущали небывалое братство между собой. Реальность Коммун в Париже и Кванджу опровергает пропагандистский миф о том, что люди по существу злы и поэтому им якобы требуются сильные правительства, поддерживающие порядок и правосудие. Поведение людей в городах, освобожденных от власти, показало способность людей к самоуправлению и взаимопомощи. Власти, подавлявшие восстания, напротив, демонстрировали нечеловеческую жестокость.

Читая у анархиста Петра Кропоткина описание действий правительственных войск в Париже 1871 г., трудно определить, где это происходит – в Париже или Кванджу: "Вы должны погибнуть, независимо от того, что вы делаете. Если вы взяты с оружием в руках – смерть! Если вы просите пощады – смерть! Куда бы вы ни повернули – направо, налево, назад, вперед, вверх, вниз – смерть! Вы не просто вне закона, вы – вне человечества. Ни возраст, ни пол не могут спасти вас и ваших близких. Вы должны умереть, но сначала вы должны испытать агонию вашей жены, вашей сестры, вашей матери, ваших детей! На ваших глазах раненых должны взять из медпункта и заколоть штыками или забить прикладами вин¬товок. Их будут тащить по грязи, ещё живых, за сломанные ноги или кровоточащие руки и швырять, как отбросы, в сточные канавы. Смерть! Смерть! Смерть!"

События в Кванджу начались с убийства диктатора Южной Кореи Пак Чжон Хи. После смерти Пака в Кванджу начались массовые студенческие выступления против диктатуры. Но власть в стране была захвачена генералом Чон Ду Хваном, который угрожал применением силы, если протесты будут продолжаться. Во всей Корее, за исключением Кванджу, люди оставались дома. Тогда правительство с одобрения США бросило против студентов отряды десантников, чтобы преподать Кванджу урок. В городе начался правительственный террор. Людям пробивали головы, топтали им спины, били ногами по лицам. Когда солдаты заканчивали, их жертвы выглядели как груды одежды в мясном соусе. Тела сваливали в грузовики, где солдаты продолжали бить и пинать оставшихся в живых. Студенты сопротивлялись. Солдаты использовали против них штыки. Один десантник, размахивая своим штыком перед пленными студентами, кричал им, что таким штыком он вырезал груди у женщин во Вьетнаме. Население было в шоке. Десантники забили до смерти даже директора департамента полиции, который пытался помешать слишком жестокому обращению с людьми.

Студенты стойко сопротивлялись, а на следующий день их поддержал весь город. Народ мобилизовался. Против 18.000 полицейских и более чем 3.000 десантников, брошенных на подавление восстания, использовались камни. палки, ножи, трубы, ломы. Город отказался от капитуляции. 20 мая повстанцы выпустили свою газету, "Бойцовский Бюллетень". В тот же день в 17.50 толпа в 5.000 человек выбила полицию с одной из баррикад. Десантники оттеснили восставших назад. Вечером 20 мая в восстании участвовало уже более чем 200.000 человек - из семисоттысячного населения города. Толпа объединила фермеров, студентов, людей из всех слоев общества. Девять автобусов и более двухсот такси двинулись в центр города.

Десантники напали на колонну. Им сопротивлялся целый город. Армия атаковала всю ночь. Особенно много людей погибло в районе вокзала и недалеко от площади Демократии, где десантники открыли огонь по толпе из автоматических винтовок. Подконтрольные властям СМИ не сообщали об этих убийствах. Тогда тысячи людей окружили здание управления информации. Солдаты, охранявшие его, отступили, и толпа заняла здание, которое было ею сожжено. В час ночи был подожжен офис налоговой службы – налоги использовались для содержания армии, убивавшей людей. Кроме того, сожжены были офис инспекции труда и 16 полицейских участков. Решающий бой произошёл на вокзале около 4 утра. Солдаты стреляли в наступающую на них толпу, но люди шли в атаку по телам погибших товарищей. Армия отступила. На следующее утро, 21 мая, более 100.000 людей собрались снова на центральной улице. В то же утро повстанцы захватили более 350 единиц транспорта, в т.ч. три бронетранспортера. Был организован выезд повстанческих групп в соседние деревни. Несколько грузовиков вернулись в город с хлебом. Появившаяся утром надежда на мирный исход была вновь убита армией – десантники открыли по толпе огонь на поражение. В кровавой бойне множество людей было убито и более 500 ранены. Повстанцы отвечали. Через два часа после начала перестрелки с целью захвата оружия был атакован участок полиции. Формируются боевые группы для захвата оружия. С помощью шахтёров удалось достать динамит и детонаторы. Семь автобусов с работницами текстильной фабрики отправились в соседний город Наджу; где удалось захватить сотни винтовок и боеприпасы к ним. Винтовки привезли в Кванджу. Такие экспроприации оружия были проведены в четырёх прилегающих к городу округах. Движение распространяется по крайней мере по 16 округам юго-западной Кореи. В надежде распространить восстание на Сеул некоторые повстанцы отправились туда, но были остановлены войсками, блокировавшими автомагистрали и железные дороги. Восстанию в Кванджу нс удалось превратиться в корейскую революцию. Свободная Коммуна в Кванджу продержалась 6 дней. 27 мая - в день гибели Парижской Коммуны – Кванджу, несмотря на героическое сопротивление, пал.

Повстанцы Кванджу, создавая свою свободную Коммуну, действовали так же, как полагал нужным действовать Кропоткин. После того как 21 мая военные покинули город, рынки и магазины были открыты. Продовольствие, вода и электричество не стали неразрешимой проблемой. Люди делились сигаретами со своими вновь обретенными товарищами по оружию. Когда в больницах потребовалась кровь для переливания, множество людей оказались готовы ее дать. При возникновении потребности в деньгах тысячи долларов были быстро собраны через добровольные пожертвования. В течение нескольких дней люди сами, добровольно, чистили улицы, распределяли бесплатную пищу на рынке и держали постоянную охрану против ожидаемой контратаки. Каждый находил свое место в освобожденном Кванджу.

Повстанцы Кванджу принимали решения на ежедневных собраниях вокруг фонтана в центре города. Жители собирались там каждый день десятками тысяч. Право голоса на площади имели все - торговцы, преподаватели, последователи различных религий, домохозяйки, студенты, фермеры. Город был един.

Сопротивление властям в Кванджу началось спонтанно, без предварительной организации. Большинство повстанцев не имело никакого политического опыта. Почти все лидеры оппозиции были арестованы или бежали ещё до начала восстания. Тем не менее люди сумели организоваться - сначала сотнями, затем тысячами. Жители города восстали и сбросили правительство без сознательного планирования и без лидеров. Правда, некоторые из участников восстания (в частности, группа, выпускавшая "Бойцовский Бюллетень") входили в группу Ким Нам Джу, до этого изучавшую опыт Парижской Коммуны.

Чон активно добивался одобрения Соединенными Штатами занятия им президентской должности, пытаясь разыгрывать при этом северокорейскую карту. В рамках такой стратегии 13 мая он заявил, что за спиной студенческого движения и левых радикалов стоит КНДР. В ответ на это с 14 мая 1980 г. в Сеуле развернулась массовая студенческая демонстрация, названная «Сеульской весной» и провозгласившая приверженность «великому шествию демократизации». 15 мая демонстрация достигла кульминации, и перед Сеульским вокзалом собралось 100 тыс. человек. Последний раз выступления такого масштаба в стране происходили во время Апрельской революции, но 17-18 мая 1980 г. Чон Ду Хван провел широкомасштабные аресты среди членов оппозиции, разогнал Национальную Ассамблею и объявил полное военное положение вместо частичного, которое было до того.

Реакцией на эти события стало восстание в Кванчжу, где все началось с разгона демонстрации, связанной с арестом Ким Дэ Чжуна. На подавление выступления были брошены не полицейские, а армейские силы. В принципе, это был не первый случай использования спецназа против демонстрантов, - в октябре 1979 г. их применяли в Пусане и Масане, однако тогда серьезные избиения не совершались при большом стечении людей. В Кванчжу же дело дошло до применения штыков и огнеметов, причем солдаты не только разгоняли демонстрации, но и врывались в кафе или автобусы, избивая всех молодых людей примерно студенческого возраста.

Такое беспрецедентно грубое подавление сугубо мирной демонстрации толкнуло студентов на активные ответные меры. Ситуацию усугубил слух о том, что лица, ответственные за такую вспышку жестокости, все были родом из Тэгу (напомню, что жители Кванчжу и Тэгу традиционно относятся друг к другу враждебно).

Когда стало известно, что в столкновениях погибло много мирного населения, к студентам присоединились горожане и беспорядки переросли в широкомасштабное восстание. 21 мая 1980 г. студенты и горожане захватили склады с оружием и, опасаясь массового кровопролития, власти вывели спецподразделения из города. Восставшие захватили Управление провинциальной администрации, требовали отмены чрезвычайного положения и отставки Чон Ду Хвана.

Среди захвативших власть в городе преобладали молодые радикалы, план которых заключался в том, чтобы продержаться как можно дольше и либо героически погибнуть, продемонстрировав тем самым варварство военного режима, либо добиться вмешательства США, которые должны были вступиться за демократию.

25 мая для переговоров с восставшими прибыл президент Чхве Гю Ха, но поскольку реальной власти у него не было, переговоры ничем не кончились. Ранним утром 27 мая город штурмовали танки, и в течение полутора часов основные правительственные учреждения были взяты правительственными войсками. Захват города произошел очень быстро и организованно.

Так корейская история «обогатилась» знаковым событием, надолго ставшим символом подавления оппозиции. В слух о том, что это были провокации коммунистов, никто не поверил, тем более что никаких прямых доказательств северокорейского влияния на события в Кванчжу не было обнаружено даже впоследствии. Японское телевидение снимало восстание достаточно плотно, запечатлев на пленку большое количество кадров, демонстрирующих военные преступления режима, включая изображение людей, задавленных танками. Его закономерно сравнивают с другим «танковым подавлением» на пекинской площади Тяньаньмэнь и даже утверждают, что корейский случай был более кровавым. Камингс ссылается на данные расследования, проведенного Национальной Ассамблеей при Ким Ён Саме. Хотя это расследование было в определенной степени пристрастным, но, по его итогам, в Кванчжу погибло не менее тысячи человек, в то время как в Китае, по уточненным данным, число жертв составило около 700 чел.

Сведения об общем числе пострадавших различаются. Лю Ён Ик пишет, что убитых было 2000-2300 человек. С. Курбанов приводит информацию из правительственных источников, в которых указано, что погибло 150-200 человек, причем 90 % из них - на первом этапе восстания, 18-21 мая. Корейские диссиденты и представители оппозиции говорили о десяти тысячах жертв, не уточняя, однако, сколько среди них было убитых, сколько раненых и сколько подверглось репрессиям. Если же проанализировать общую статистику умерших в городе за май 1980 г., то она составила 4900 чел. против обычной цифры около 2000 чел. Это наводит на мысль о том, что из числа горожан погибло примерно 2000 чел. А если считать всех раненых, арестованных и пропавших без вести, то общее число пострадавших составляет около 4000 чел.

С восстанием в Кванчжу связан очень важный вопрос об ответственности США за произошедшую бойню. Напомним, что согласно Тэджонскому соглашению 1950 г. корейская армия подчинялась американскому командованию, и потому применение военной силы против мирного населения должен был одобрить Вашингтон.

Обердорфер старается тщательно затушевать участие США в этих событиях, представляя дело так, что Америка с самого начала выступала за мирное урегулирование проблемы. Он даже упоминает, что южнокорейские власти не только оставили без внимания и не опубликовали заявление правительства США с призывом к мирному урегулированию, но, наоборот, раструбили о том, что Соединенные Штаты дали «добро» на подавление восстания. Однако, с точки зрения М. Брина, хотя Соединенные Штаты не оказывали Чон Ду Хвану прямую поддержку, они ничего не предприняли для того, чтобы удержать режим от кровопролития.

Южнокорейские историки более позднего времени тоже отмечают, что хотя доказательств тайной причастности США к этим событиям не обнаружено, ни американские военные, ни Госдепартамент не пытались противодействовать перевороту: представители созданного восставшими Городского Совета сразу же обратились в американское посольство с просьбой вмешаться в ситуацию, но оно не вмешалось и, более того, развязало руки военным, - направить на подавление восстания дивизию, снятую с ДМЗ, можно было только с согласия американцев.

Камингс считает, что, несмотря на деятельность президента Картера по активному насаждению в мире прав человека, посольство просто побоялось создавать опасный прецедент и поддержать горожан в их борьбе с режимом. Конечно, это вызвало определенное брожение умов в США, однако решающую роль в выработке того решения, которое было принято, сыграл Ричард Холбрук, который заявил, что вопрос привлекает слишком много внимания, в то время как его нужно рассматривать более широко и с точки зрения интересов национальной безопасности. Любопытно, что после победы республиканцев в 1981 г. Холбрук, который, к тому же, убедил Картера не выводить войска из РК, получил работу высокооплачиваемого консультанта в корпорации «Хёндэ» .
Впрочем, не стоит считать, что дипломаты США не сделали ничего. Свое влияние американцы употребили для того, чтобы в очередной раз спасти Ким Дэ Чжуна, который, несмотря на то, что находился в это время под арестом, был обвинен в организации мятежа и приговорен к смерти. Однако благодаря секретному соглашению жизнь заслуженного диссидента была спасена в обмен на визит Чон Ду Хвана в США, оказавшимся первым визитом иностранного президента в правление Рейгана.

Южная Корея: наследие восстания в Кванджу

С 15 по 18 мая 2009 года в южнокорейском городе Кванджу состоялся Международный мирный форум с целью отметить успехи борьбы за демократию в Южной Корее и поддержать подобные инициативы в других азиатских государствах. Кристофер Керр, представитель южнокорейской организации Venceremos, встретился с Джорджем Катсификасом, чтобы обсудить последствия и влияние на дальнейшую историю восстания в Кванджу 1980 года. Дж. Катсификас – профессор социологии, преподаватель Национального Университета Хонама, автор и редактор многих книг о международных общественных движениях, в том числе «Южнокорейская демократия – наследие восстания в Кванджу» и «Неизвестные восстания: южнокорейские общественные течения после Второй мировой войны»).

К. Керр: Что же произошло в мае 1980 года в Кванджу и насколько значимыми были эти события для демократического движения на тот момент?

Дж. Катсификас: Хотя на сегодняшний день Южная Корея представляет собой демократическое государство, в 1980 году там установилась военная диктатура. По всей стране проходили протесты студентов, пытавшихся призвать правительство и граждан двигаться по пути демократических перемен. Правительство пригрозило решительными мерами в случае, если демонстрации не прекратятся. Забастовки в защиту демократии продолжились только в Кванджу.

Для разгона демонстраций была применена грубая армейская сила. Из демилитаризованной зоны (территории между Южной Кореей и Северной Кореей) были переведены тысячи десантников, и солдатам объяснили, что восстание в Кванджу превратилось в «северокорейское» антиправительственное восстание. Прибывшие спецназовцы жестоко атаковали людей на улицах, в том числе и водителей такси и автобусов, использовали штыки в усмирении демонстрантов, убивали таксистов, которые пытались вывезти раненых студентов в больницы.

Самое впечатляющее – то, что весь город поднялся и разгромил армию, выгнал войска за черту города и удерживал их в течение пяти дней. В каждый из этих пяти дней в здании администрации провинции проходили митинги, на которые собирались десятки тысяч человек. Таким образом, в Кванджу было проявление прямой демократии, и частью этого процесса стала самоорганизация гражданской армии для выдворения регулярных войск за пределы города.

Сформировались медицинские отряды для помощи раненым, студентки омывали тела погибших, складывали их в зале для занятий дзюдо, чтобы родные могли прийти на опознание. Добровольцы готовили еду на улицах, другие выпускали ежедневную газету, которая появилась после объединения разных ежедневных листовок. Весь город удивительным образом сплотился в единое целое.

Все состоявшиеся митинги (иногда их было по два за один день: один начинался в 11 утра, а следующий - в 5 вечера), планы действий были продуманы для целого города. Так, одновременно 30 000 человек направлялись к границам города, выражая своё желание сдержать войска и не дать им прорваться в город. В другие моменты при общей необходимости совершения каких-либо действий формировалась небольшая группа и выносила коллективное решение.

Например, люди хотели освобождения заключённых. Ведь тысячи людей были арестованы. И были случаи, когда на общих собраниях люди соглашались на обмен некоторого оружия, захваченного у военных и полиции, на заключённых. Часть оружия даже меняли на гробы. Но доводы «групп добровольной сдачи» в пользу сдачи всего оружия и мирного решения проблемы не поддерживались большинством на общих собраниях, и приводился пример шахтеров в Сабуке, которые после сдачи оружия были вероломно атакованы военными. Люди говорили: «Нет, мы не собираемся сдавать оружие, пока все наши требования не будут удовлетворены».

Сила Кванджу была в том, что там были, в основном, обычные люди, потому что все активисты либо содержались под арестом, либо покинули город до его блокады и не имели возможности вернуться. Это означает, что внутри города возникло большее пространство для демократического движения и для появления новых лидеров. На тот момент не было человека, который бы контролировал народ и говорил: «А теперь мы будем делать вот это». И люди оказались на высоте. Армия, окружавшая город, использовала вертолёты для уничтожения демонстрантов, а также блокировала людей, пытающихся проникнуть в город для оказания помощи мятежникам.

Американское правительство в поддержку южнокорейской армии направило в Пусан авианосец Coral Sea. И утром 27 мая 1980 года (по совпадению – в день падения Парижской Коммуны) армия атаковала город; сотни людей по всему городу выступали против войск, но сопротивление в основном было сосредоточено вокруг здания администрации провинции.

Мы никогда не узнаем, сколько людей было убито во время восстания, но что мы точно знаем, так это то, что, несмотря на сотни убитых, гораздо больше оставшихся раненых или осуждённых на долгие сроки не переставали бороться. На судебных процессах они пели национальный гимн и революционные песни, бросали стулья в судей, отказывались сохранять тишину, а когда приставы пытались усмирять их, они отказывались сидеть и безропотно принимать свою участь. Они сражались на протяжении последующих 16 лет и в конечном итоге добились тюремного срока для диктатора Чон Ду Хвана, его главного военачальника Ро Дэ У и ещё порядка дюжины армейских чинов за их роль в уничтожении людей.

Сейчас все эти деятели помилованы президентом Ким Ян Самом, который вообще был против их обвинения, обосновывал это сроками исковой давности, но после того, как более миллиона подписей было собрано, в основном здесь, в Кванджу, люди заставили парламент принять специальный закон и привлечь к ответственности Чон Ду Хвана и Ро Дэ У.

То есть восстание в Кванджу продолжилось в форме народного требования официальных извинений, выплат компенсаций пострадавшим и членам их семей, тем, кто потерял своих близких, тем, кто был арестован, избит, ранен. Конечным результатом было восстановление чести и достоинства людей в Кванджу.

Всё, что произошло здесь, стало примером для людей, пострадавших в 1948 году на острове Чеджу, который был оккупирован американскими войсками. По крайней мере, 30 000 из 150 000 населения острова были уничтожены, по некоторым подсчётам даже больше. Мы никогда не узнаем, сколько десятков тысяч человек действительно погибло на Чеджу.

Но после того как был принят специальный закон о Кванджу, население Чеджу также добилось принятия специального закона и выплаты компенсаций. Они смогли получить совместную компенсацию, а не индивидуально рассчитанные выплаты. Более того, Президент Ро Му Хьюн дважды принёс извинениям населению и назвал Чеджу островом мира.

К. К.: Как восстание в Кванджу повлияло на демократическое движение в целом в Южной Корее и какую роль оно сыграло в свержении военной диктатуры?

Дж. К.: Кванджу стал подземным толчком для демократического движения. Чувство вины за сотни, возможно тысячи, погибших там выражалось в гневе и ярости, направленных в основном против американского правительства и южнокорейской армии.

Я убеждён, что в результате восстаний добиваются очень многого, даже если они терпят поражение. Так, несмотря на то что тактически восстание в Кванджу потерпело поражение 27 мая 1980 года, оно одержало стратегическую победу в дальнейшем.

Тактическое поражение Кванджу вывело борьбу на следующую ступень. Здесь уже использовались коктейли Молотова как средство защиты от озверевшей полиции. Это лишь небольшое изменение, а самым главным является возникновение движения Минчжун.

Минчжун вообще обозначает движение всех людей, исключая военных диктаторов и богачей. Как идеологическое течение оно основательно захватило всю Южную Корею: существовала теология Минчжун, искусство Минчжун, активисты Минчжун, феминистское движение Минчжун – в самых разнообразных сферах возникали его последователи.

В 1987 году уже замаячила перспектива революции во главе с Минчжун. Именно поэтому США поддержали демократизацию Южной Кореи, поскольку они боялись, что радикальные революционные движения могут захватить власть и диктовать свои условия. Они решили стать во главе этих революционных движений под знаком либерализации экономики и политической системы. Главную роль в восстании 1987 года сыграл именно Кванджу.

Во время волнений в июне 1987 года одним из главных лозунгов был «Помним Кванджу!», стыд и гнев за те страшные убийства были движущими силами. В результате общения с активистами движения я понял, что именно это было основным стимулом жертвовать и бороться.

Семь лет спустя после восстания в Кванджу состоялся июньский взрыв – 19-дневные волнения по всей стране, во время которых широкая коалиция демократических сил отстаивала необходимость усовершенствования конституции, которую Чон Ду Хван отказывался пересматривать. Они требовали прямых президентских выборов, расширения гражданских свобод, и к концу девятнадцатого дня митингов сотни тысяч людей выходили несанкционированно на улицы и там и оставались. Люди громили полицию. Чон Ду Хван хотел снова призвать армию, и он, вообще-то, объявил мобилизацию, но даже военачальники отказались выступить против того, что они называли «призраком нового Кванджу».

То есть тот факт, что Кванджу так яростно сопротивлялся, напугал армию, и, в частности, напугал Соединённые Штаты, которые многократно рекомендовали Чон Ду Хвану не использовать военную силу, поскольку это могло бы радикально изменить траекторию восстания. Нужно помнить о том, что победа июньского восстания привела к возникновению рабочего движения, которое в дальнейшем было основой резкого подъёма социальных движений в Южной Корее.

В общем-то, если бы не сопротивление, оказанное жителями Кванджу, Южная Корея могла бы до сих пор находиться под военным сапогом диктатуры.

К. К.: Изменилось ли восприятие южнокорейцами американского правительства после восстания в Кванджу?

Дж. К.: После Кванджу в массовом сознании южнокорейцев произошло важное изменение, поскольку была раскрыта реальная роль правительства Соединённых Штатов. До этого, в общем-то, США были очень популярны в Южной Корее как защитник демократии.

Так, например, когда люди в Кванджу узнали, что американский военный корабль Coral Sea вошёл в корейские воды, многие думали, что Соединённые Штаты направляются им на помощь, в то время как реально они прибыли оказать тыловую поддержку южнокорейской армии. США решительно требовали, чтобы никакие военные действия против защитников Кванджу не предпринимались до того, как прибудет Coral Sea.

Другой пример: в то время было очень популярно американское телешоу под названием S.W.A.T. («Группа специального назначения»). Во время восстания в Кванджу один из больших сформировавшихся отрядов взял 12-местный микроавтобус, на его бока наварили металлические щиты… Потом они вооружились всем, чем только можно, от гранат и автоматов до всего, что только могло служить оружием. Где бы они ни слышали стрельбу, спешили туда, чтобы помочь сопротивляющимся войскам. На боках их машины было написано S.W.A.T., которое они взяли из телешоу. Представьте себе этих молодых людей, которые любили Америку, носили американскую одежду, смотрели американские шоу, идущими сражаться за свободу «по-американски». И именно тогда Америка была на самом деле против них, против демократии в их стране, помогала сражаться против них.

Поэтому после Кванджу люди поняли, что Америке до лампочки права человека в Южной Корее, ей важны собственные экономические и политические интересы.

К. К.: Почему интересы Соединённых Штатов того времени не предполагали наличия демократии в Южной Корее?

Дж. К.: Подавление восстания в Кванджу со стороны южнокорейского и американского правительств было одновременно направлено на установление нового неолиберального режима накопления капитала. Это важно, поскольку то же самое случилось в Чили несколькими годами раньше: правительство президента Сальвадора Альенде было свергнуто военной диктатурой Аугусто Пиночета. В том же 1980-м году в Турции путём военного переворота был введён режим неолиберального накопления капитала.

По мере того как Соединённые Штаты переходили в очередную фазу своих попыток установления мирового господства и насаждения неолиберализма по всему миру, ЦРУ открыто свергало неугодные правительства, Международный валютный фонд, Мировой банк и Всемирная торговая организация куда более скрыто проводили манипуляции в пользу американских корпораций и потребителей, что, в конце концов, и есть империализм. Это выгода единиц за счёт жертв множества.

То есть смысл подавления восстания в Кванджу был в том, чтобы разрушить в Южной Корее систему семейных бизнес-конгломератов (чеболь), которую выстроил Пак Чон Хи, и создать возможность для американских банков и страховых компаний занять лидирующие позиции.

После введения начальной фазы неолиберального режима рабочий класс был «дисциплинирован» путём суровых репрессий и создания трудовых лагерей, а в дальнейшем – рыночными механизмами. Во время кризиса МВФ 1997 года американские банки получили возможность скупить корейские банки по крайне низким ценам, а спустя несколько лет продать их за миллиарды долларов.

Если вы пронаблюдаете перемещения капиталов за этот период, они действительно огромны и были возглавляемы, не поверите, Дж. Бушем-старшим и небольшой группой людей, тесно связанной с Карлайл Груп. То, что произошло, очевидно – эта маленькая группа смогла извлечь выгоду из всех основных восстаний в Азии.

Например, посмотрите на Филиппины: очевидно, что Маркос заработал миллиарды долларов в пользу своих кумовьёв, родственников и друзей. Именно поэтому МВФ критикует клановый капитализм, потому что не Карлайл Груп получает прибыль, а местные компании. Чон Ду Хвану и Ро Дэ У южнокорейский бюджет и параллельные бизнесы принесли сотни миллионов долларов. Ро Дэ У, кстати, во время суда над ним в рамках соглашения между обвинением и защитой вернул большую часть из украденных 600 миллионов долларов.

К. К.: В своей книге, посвящённой восстанию в Кванджу, вы проводите параллели между этим восстанием и Парижской Коммуной. Вы могли бы прокомментировать это?

Дж. К.: В книге я отметил совпадение, что эти два события произошли в один день – 27 мая. Но также есть и другие, более важные, сходства. В городах, где происходили восстания, практически исчезали преступность и другие социальные проблемы, дух единения был настолько силён, что принимали даже иностранцев. Американский баптистский миссионер Арнольд Петерсон рассказывал о том, как он сначала хотел покинуть город, а потом ездил в машине с американскими флагами, и, где бы он ни появлялся, люди встречали его приветствиями и аплодисментами.

В обоих городах банки остались нетронутыми. Несмотря на то что войска удерживались, было принято решение не грабить банки. На мой взгляд, это была ошибка, вообще-то. Я считаю, что гражданская армия в Кванджу и Национальная Гвардия в Париже должны были ограбить или захватить контроль над банками, которые рабочий люд создавал целыми поколениями, вместо того чтобы оставить их в руках банкиров.

Есть также и одно существенное отличие между восстанием в Кванджу и Парижской коммуной. В Париже прусская армия победила французскую, и французское правительство сдалось пруссакам. Несмотря на это, парижане отказались покориться пруссакам. Барабанная дробь Национальной Гвардии – регулярного вооруженного формирования – объявила о том, что город не сдастся. В дальнейшем в городе были проведены выборы, это является формой представительской демократии.

В Кванджу до восстания не существовало армейских формирований. Они должны были сражаться с десятками тысяч солдат, экипированных по последнему слову техники. Против невооружённых горожан были использованы вертолёты и огнемёты, но люди смогли нанести поражение армии, захватив полицейские склады вооружения, выбив оттуда войска и даже сбив один, возможно, два вертолёта, что в конечном итоге вынудило армию отступить за пределы города.

То есть гражданская армия смогла победить регулярную, это проявление прямой демократии. Кванджу показал нам, что феноменальные формы объединения человеческих масс – Минчжун – куда более развиты в конце XX столетия, нежели они были в XIX, что сегодня люди способны к самоорганизации на гораздо более высоком уровне. Мы также увидели, что в гражданской войне население способно одержать верх над регулярными войсками. Кванджу доказал, что гражданское неповиновение способно, по крайней мере на какое-то время, оказать действенное сопротивление армии, не имея единого руководящего центра. Мог ли дух Кванджу распространиться на всю нацию, как надеялись сами жители? Во время июньского восстания семь лет спустя именно это и произошло – гражданское движение сбросило диктаторский режим.

К. К.: Чувствовалось ли наследие Кванджу во время массового движения «Зажги свечу» в 2008 году в Южной Корее?

Дж. К.: В общем-то, трудно прямо связать вещи, которые достаточно далеки друг от друга. Движение «Зажги свечу» появилось через 28 лет после событий в Кванджу и приняло совершенно другие формы, чем движение в Кванджу. И, тем не менее, идея того, что обычный человек может повлиять на политику правительства, является одним из примеров того, что было привито молодому поколению Южной Кореи после Кванджу. Движение «Зажги свечу» не было инициировано левыми, его начали девочки-подростки, они использовали сайт музыкальных фанатов для первоначальной мобилизации общественности против правительственного решения о послаблении ограничений на импорт американской говядины.

Движение быстро подхватила вся страна. Поэтому хотя и нельзя напрямую связывать эти факты, всё-таки можно найти аргументы в пользу того, что пример Кванджу и идея того, что обычный человек может менять государственную политику, помогли появиться этому движению. И, кстати, из интервью я узнал, что, по крайней мере, один из учителей, поддержавших этих девочек, был родом из Кванджу.

К. К.: Каким, в общих чертах, на сегодняшний день является отношение администрации Ли Мён Бака к гражданскому обществу Южной Кореи?

Дж. К.: В основном, эти отношения можно охарактеризовать как состязательные. Ли Мён Бак позиционирует себя как последователь Пак Чон Хи, а также является другом Пак Чу Хвана; это два бывших военных диктатора. По существу, он пытается свернуть все те реформы, которых гражданское общество смогло добиться в 80-х и 90-х годах.

Он подавляет СМИ и стремится сделать их максимально подконтрольными. Например, им были арестованы люди, выдавшие в эфир первые скандальные факты относительно американской говядины. Он сменил президента радио «Ариран» – станции, у которой большая аудитория и где часто передаются программы на английском языке. Новостному кабельному телеканалу YTN также навязали нового президента, против которого выступил профсоюз.

На KBS – второй по размеру радиостанции в Южной Корее – также был назначен новый президент, несмотря даже на то, что его предшественник отказался уволиться, поскольку согласно внутренним правилам станции он не мог быть уволен иначе, как за огромнейшие просчёты в управлении. Он отказался уйти по-тихому. Администрация Ли Мён Бака направила полицию, чтобы парня арестовали и препроводили из здания радиостанции в участок на допрос, пытались найти в его действиях признаки преступной деятельности, но не получилось. И хотя дело ещё до сих пор в суде, Ли Мён Бак уже назначил нового временного президента.

Ли Мён Бак также борется со свободой слова в Интернет. Его правительство способствовало организации бойкотирования газет, публиковавших статьи, которые ему не нравились, а потом конфисковало документы и вынесло обвинение против непосредственных организаторов бойкотирования трёх основных южнокорейских газет, которые печатали откровенно неправильные статьи. «Чосон Ильбо» и «Чанан Ильбо» - основные газеты. То есть, даже несмотря на то что правительство само организовало он-лайн бойкот публикаций этих газет, те люди, которые в этом участвовал, имели проблемы с властями.

Объединение школьных учителей также попало в немилость. Ли Мён Бак выставил имена всех его участников в таком свете, чтобы запугать других людей вступать в Объединение. Против людей, которые в прошлом году организовали мирное движение «Зажги свечу», поданы гражданские и уголовные иски. Недавно он объявил незаконными любые формы протестов, демонстрации теперь просто запрещены в Южной Корее. Они теперь должны умещаться в рамки фестивалей, религиозных событий и т.п.

Грустно осознавать, что нынешний режим – это шаг назад в развитии демократических свобод в Южной Корее, но надеюсь, что пример Кванджу будет вдохновлять людей противостоять этому.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...