Презентация Царства живой природы презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему. Разнообразие живой природы

Разделы: Биология

Цели урока :

  1. Ознакомление учащихся с царствами живых организмов.
  2. Дать представления о разнообразии живых организмов.
  • расширить знания школьников по предмету;
  • развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал: “Схемы классификации животных и растений”, презентация “Разнообразие жизни на Земле”.

Ход урока

I. Вводная часть.

Организационный момент. (Проверяю готовность детей к уроку)

II. Основная часть урока. Изучение нового материала.

Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Его тема “Разнообразие живых организмов”.

(Cлайд №1)

О разнообразии живой природы можно говорить очень и очень много... Но, если честно, то и времени у нас предостаточно…Ведь живую природу вы будете изучать на уроках биологии все годы обучения в школе. Сегодня мы вспомним, что вам уже известно о живой природе и узнаем, что-то новое и интересное.

(Cлайд №2)

Начнём наш урок с “Разминки”.

(Cлайд №3)

Дети отвечают на вопросы “Разминки”

  1. Что изучает природоведение?
  2. Что такое природа?
  3. Назовите признаки живых организмов.
  4. Когда началось развитие жизни на Земле?
  5. Что является единицей строения живых организмов?

Дети отвечают на вопросы, взаимно исправляя и дополняя друг друга.

Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств – больших групп.

1. Бактерии.

2.Простейшие.

4. Растения.

5. Животные.

(Cлайд №4)

Первое царство, с которым мы знакомимся - это царство Бактерии.

(Cлайд №5)

На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы. Велика роль бактерий в передаче опасных заболеваний человека и животных. Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.

Следующее царство – царство Простейшие.

(Cлайд №6)

Бактерии и простейшие – одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра, а в клетках всех других организмов ядра есть.

Эти организмы чаще всего встречаются в водной среде. Они тоже очень малы, но как мы видим из нашего слайда они тоже отличаются своим многообразием, да и на Земле их встречается 40000 видов.

(Cлайд №7)

Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка... Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100 000 видов грибов.

Вы видите, что среди грибов также есть микроскопические формы. Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ!!!

(Cлайд №8)

Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы - это царство Растений. Оно включает в себя 350000 видов.

Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.

(Cлайды №8-4)

Отвечают дети.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м.

Подвожу итоги: растения подразделяются на несколько групп, отличаются своими размерами и формами, в зависимости от их видовой принадлежности и условий произрастания.

Предлагаю детям рассмотреть “Схемы классификации растений” и составить подобную схему из слов: хвойные,ландыш,растения,ель,земляника, сосна, цветковые.

(Cлайд №15)

Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.

(Cлайды №16-23)

Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.

Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные - это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Рассмотрите “Схемы классификации животных” и составьте подобную схему из слов: беспозвоночные, птицы, бабочки, воробей, лягушка, ворона, земноводные, животные, позвоночные, насекомые.

Вот и закончилось наше знакомство с разнообразием живых организмов.

Прошу вас сдать “Схемы классификаций растений и животных” и схемы, которые составили вы сами.

III. Домашнее задание: рассмотреть рисунки на странице 110-111. Приготовить сообщение, мини-сочинение о вашем любимом животном.

IV. Заключительная часть урока.

Подошёл к концу наш урок. И в заключении мне хочется сказать, что многообразный мир природы очень хрупок и требует к себе бережного и внимательного отношения людей всех стран.

(Cлайд №24)

Этот слайд призывает каждого из нас беречь Землю, наш общий дом.

(Cлайд № 26)

До свидания! Урок окончен. Спасибо за внимание!

Список литературы (слайд №25):

“Природоведение-5 класс”, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.

Рабочая тетрадь к учебнику “ Природоведение”

Фотографии и рисунки найдены с помощью поисковой системы GOOGLE.

Вопрос 1. Чем растения отличаются от животных?

Вопрос 2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Живые организмы растут, питаются, дышат, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности (обмен веществ и энергии). Все живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов).

Вопрос 1. Какие царства живых организмов вы знаете?

Выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Вопрос 2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Живые организмы от неживых объектов отличаются следующими особенностями: рост, питание, дыхание, развитие, размножение, раздражимость, выделение, обмен веществ и энергии, подвижность. Неживые объекты такими особенностями не обладают.

Вопрос 3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Если прекратиться размножение на любой ступени организмов, постепенно исчезнет всё живое. Это говорит о взаимосвязи живых организмов. Размножение осуществляет передачу наследственной информации и преемственность поколений. Размножение позволяет популяции существовать, продолжать свой вид.

Подумайте

Рассмотрите рисунок 9. Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

На этом рисунке изображено явление «цепь питания». Оно действительно похоже на цепочку из определенных звеньев, которые последовательно сменяют друг друга. Примеры:

Солнце →трава →заяц →волк;

Солнце → листва дерева →гусеница →птица (синица, иволга) →ястреб или сокол;

Ель →белка →куница;

Солнце →трава →гусеница →мышь →гадюка →ёж →лиса.

Задания. Составьте план параграфа.

План параграфа

§3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

План параграфа:

1. Царства живых организмов;

2. Отличия живых организмов от неживых объектов;

3. Основные особенности живых организмов;

3.1. Клеточное строение;

3.2. Химический состав;

3.3. Обмен веществ;

3.4. Раздражимость;

3.6. Развитие;

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

Проверка домашнего задания Вариант 1 a c a c d d c a a , b , d да Вариант 2 b c d c c d c a a , b , d нет

Что изучает биология? Что изучает экология? Что такое эксперимент? Что такое наблюдение? Вопросы:

Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разных царств живой природы

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Растения Животные Бактерии Грибы

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

БАКТЕРИИ

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО

КАЖДЫЙ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ СОСТОИТ ИЗ КЛЕТОК

ВСЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ СХОДНЫ ПО ХИМИЧЕСКОМУ СОСТАВУ

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

РАЗДРАЖИМОСТЬ

РАЗВИТИЕ

РАЗМНОЖЕНИЕ

ПЛАН ПАРАГРАФА Царства живых организмов Отличия живого от неживого Клеточное строение Химический состав Обмен веществ Раздражимость Рост Развитие Размножение

Выберите верные утверждения Живые организмы имеют клеточное строение Живые организмы растут, питаются, размножаются. Все живые организмы образуют гидросферу Все живые организмы разделили на 4 царства: бактерии, грибы, растения, животные. Многие бактерии являются возбудителями заболеваний. Животные и растения питаются готовыми органическими веществами. Растения способны создавать органические вещества из неорганических. Животные растут в течении всей жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф №3, вопросы Р.т. № 10, 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем. ...

Путешествие в царство живой природы

привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды; воспитывать любовь, гуманное отношение к природе; предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциалМетодика...

урок в 5 классе "Царства живой природы".

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности. Задачи: 1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных...

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...