Произношение звука ф. Конспект логопедического занятия «Как Ежик Филя научился фыркать» Тема: Постановка звука

Нужно сформировать у него временное произношение звуков [ф] ([в]). Звуки будут произноситься посредством прикосновения нижних резцов к верхней губе. Чтобы ощущать выдох, ладонь нужно ставить прямо напротив рта.
3. Если у ребенка долго не появляются верхние резцы, можно поставить ему промежуточный губной вариант произношения звуков [ф] ([в]). При таком произнесении звук [ф] возникает в результате трения воздуха о сближенные губы. Ребенок должен ощущать движение воздушной струи между губами и на подставленной ко рту ладони (ладонь должна находиться прямо напротив губ).

Постановка губно-зубных звуков [В], [Ф] по показу арт.
1. Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощущать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощущаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышаться звук [ф]. Следите, чтобы губы ребенка не были напряженными, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята.
2. Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, назовите его ([ф]).
3. Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фа - фа - фа] и слогов с другими гласными звуками. Слоги можно произносить по подражанию.
4. В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прикасается к ней зубами (к ее внутренней поверхности).

Свистящие :
Дыхательные одышечные упражнения

1. Руки на поясе, произносим [Ф] на выдохе и стараемся разорвать сомкнутые руки животом.
2. Правое колено к левому локтю, выдох - [Ф] и наоборот.
3. Наклоны, выдох [Ф].

И.Б.Карелина "Я учусь правильно говорить" Тетрадь для детей 5-7 лет с нарушениями произношения звуков речи

Постановка звука «С» от артик. упр. «Катушечка».

Рот открыть. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончик языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

Постановка звука «С» с механической помощью.

1. Ребенок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами - на нижних зубах должен лежать только его расширенный кончик. Следите, чтобы верхними зубами ребенок не прикусывал язык.
2. Попросите ребенка подуть на самый кончик языка, так, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и ощутит на ней выдох.
3. Пока ребенок дует на кончик языка , вы кладете на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливаете ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет «выдуваться» воздух. Зубочистка должна входить в рот ребенка примерно на два сантиметра. Если язык будет уворачиваться, просуньте ее глубже.
4. Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, начинает слышаться неясный «шепелявый» свист.
5. После этого ребенок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать ее не надо), а язык остался за зубами (внутри). Ребенок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя.
6. Пока ребенок «свистит», вы сильнее или, наоборот, слабее нажимаете на его язык зубочисткой, продвигая ее в глубь рта или, наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Таким образом, вы ищете положение, в котором звук [с] будет звучать наиболее правильно.
7. Когда такое положение найдено, вы тренируете в нем свистящий звук, который можно назвать «свистом комара».
8. В тот момент, когда звук [с] будет звучать правильно, вам нужно будет осторожно вынуть зубочистку изо рта ребенка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции.
9. Использовать этот прием нужно до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно ставить язык в нужное место и свистеть , как «комар».
10. После этого приступайте к произношению слогов (по картинкам).
11. Если ребенок в слоге будет терять артикуляцию звука, какое-то время произносите с ним слоги при помощи зубочистки.
12. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [С] от правильного [Сь]

Попросите ребенка вслед за вами по подражанию произнести звук [с"]. Загляните ему в рот и посмотрите, где у него находится кончик языка.
1. Кончик языка может упираться в основание верхних резцов или в верхние резцы. В этом случае начинайте ставить ребенку звук [с] (см. ниже).
2. Кончик языка может упираться в нижние резцы. Тогда сначала придется научить ребенка произносить этот звук при верхнем положении языка.

Постановка звука [с"] при верхнем положении языка.

Прислоните кончик языка к верхним резцам и в этом положении произнесите звук [с"]. Приоткройте рот, чтобы ребенку была видна ваша артикуляция. Попросите ребенка произнести звук [с"] так же, как и вы.
Поскольку ребенок уже умеет выговаривать этот звук, больших затруднений это задание у него не вызовет, так как он будет проверять правильность своего произношения на слух.

1. Пусть ребенок тянет «верхнеязычный» звук [с"]. Нужно подставить ко рту ладонь (несколько снизу), для того чтобы ощущать на ней выдыхаемую струю воздуха (слегка прохладную). Губы должны быть вытянуты в улыбку.
2. Во время длительного произнесения мягкого звука [с"] (внимательно следя за воздушной струей на ладони) ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произнесении гласного [у] (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [с"] будет звучать более твердо.
Следите, чтобы ребенок, округляя губы, заодно не открывал широко рта, в крайнем случае ему можно позволить ставить верхние резцы на нижние.
3. Ребенок все время должен следить за попадающей на ладонь воздушной струей. Дайте ему такую инструкцию: «Ты должен постепенно вытягивать губы вперед, но струйка воздуха все равно должна попадать на ладонь. Она будет становиться все более и более теплой, а в конце ты должен будешь сделать ее горячей».
4. В результате у ребенка получится твердый звук [с]. Если вы заметите, что он пытается удерживать мягкость произношения (с округлением губ она должна исчезнуть автоматически), скажите ему, что его задача сейчас не в том, чтобы произносить звук [с"], а чтобы сделать горячей струю воздуха на ладони.
5. Скажите ребенку, что, когда он произносит звук с вытянутыми в улыбку губами , у него во рту «пищит» тощий, маленький комар, и струйка воздуха получается прохладной. А когда он вытягивает губы в трубочку- то «пищит» толстый, упитанный комарик, и струйка воздуха от этого становится горячей.
6. В конце концов, предложите ребенку сразу «попищать толстым комаром». Если это будет сложно, пусть произносит (по картинке) слог [су] (губы ребенка уже находятся в походящей позиции). Этот слог должен выговаривать «толстый комар».
7. Если будет слышаться правильный или почти правильный звук [с], нужно будет выдвинуть губы вперед, как при произнесении гласного [ы] (чтобы были видны верхние и нижние резцы). Зубы должны оставаться сомкнутыми. Покажите ребенку, как это сделать. Произношение звука от этого станет более точным. Можно (по картинке) произносить слог [сы].
8. Для уточнения произношения можно предложить ребенку поплотнее прижать язык к верхним зубам.
9. В дальнейшем закрепляйте звук в слогах [са], [сы], [сэ], [со], [су] («учите толстого комара разговаривать»).
10. Когда ребенок будет безошибочно произносить звук [с], сообщите ему, какой звук он выговаривает.
Постановка звука [С] от межзубного звука [С]

Если ребенок произносит звук [с] межзубно (то есть его язык просовывается между зубами), попросите его произнести этот звук и посмотрите, как он это делает.
1. Вдоль языка ребенка может идти «желобок», «выходное отверстие» которого вам будет видно при осмотре. Именно по этому «желобку» должна подаваться воздушная струя.
Если у ребенка именно такое произношение, вам при работе над звуком [с] можно вслух произносить его, называть звук своим именем. Вам сразу же нужно будет предложить ребенку произнести звук [с] (межзубный), а в дальнейшем просто объяснять и показывать ему, как лучше всего «убрать» язык за зубы (см. ниже).
2. Язык может лежать между зубами сплошной массой, никакого «желобка» вдоль него не образуется, воздух выходит изо рта ребенка, просто обтекая его.
3. Звук [с] может произноситься и каким-нибудь иным образом (не межзубно).
В двух последних случаях ребенку нужно будет сначала поставить «правильное» межзубное произношение звука [с]. Произносить звук [с] вслух вам нельзя.

Постановка межзубного звука [с].

1. Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами.
2. В таком положении пусть дует себе на самую середину ладони, «делая» струю воздуха как можно более холодной. Можно положить на ладонь кусочек ватки и сдувать ее. Ватка должна находиться примерно в десяти сантиметрах ото рта ребенка. Пытаясь сдувать ее, он создаст по средней линии языка «желобок». Выход воздуха будет сопровождаться неясным свистящим звуком. Следите за тем, чтобы губы ребенка постоянно находились в улыбке и не участвовали в артикуляции. На первых порах верхнюю губу можно придерживать пальцем.
3. Покажите ребенку в зеркало его «желобок», объясните, что по нему идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист. Скажите ему, что таким «грубым голосом» свистит большой комар, а вы с ним сейчас будете учиться свистеть тоненько так, как свистит маленький.

Окончательная постановка звука [с].

1.
Ребенок должен, не прекращая «свистеть» и глядя в зеркало (чтоб не исчез его «желобок»), медленно убирать язык за верхние резцы, как бы «оглаживая» их языком, пока тот не окажется прислоненным к их внутренней стороне. Покажите ему, как это делать, избегая полноценного произношения звука [с] (практически только с легким шумом выдувая изо рта воздух).
2. Когда язык ребенка окажется с внутренней стороны верхних зубов , послышится почти правильный звук [с]. После этого (по вашему показу) ребенок должен прикрыть рот в форме правильного прикуса, будет слышаться полноценный звук [с].
3. Обратите на этот звук внимание ребенка, скажите ему, что именно так и должен «свистеть» маленький комар.
4. В дальнейшем «обучайте» вашего комара произносить слоги (по картинкам).
5. После того как ребенок без затруднений научится произносить слоги, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

Постановка звука [С] на вдохе

1. Пусть ребенок, приоткрыв рот, разместит плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Покажите ему эту артикуляцию. Затем он должен сомкнуть (но не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку.
2. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребенок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он «попал» на самый кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится более или менее внятный, очень тихий звук [с].
3. Если звука [с] не получится (может слышаться просто «всхлип»), значит, ребенок сделал слишком глубокий вдох. Вы можете даже заметить, как поднялась у него грудная клетка. Скажите ему, что он не должен вдыхать, а только «втянуть» сквозь зубы чуть-чуть воздуха, чтобы «охладить» кончик языка. Покажите ему, как это сделать, чтобы он понял, до какой степени незаметное действие он должен совершить.
4. После этого скажите ребенку, чтобы этот же самый воздух, который он чувствует холодком на кончике языка (потому что тот еще не нагрелся), он сквозь зубы «выдул» наружу. Пусть «сдует» его с кончика языка и «процедит» сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке. В результате ребенок произнесет тихий звук [с].
5. В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же крошечную порцию воздуха) произносит звук [с]. Следите, чтобы он не запыхался, давайте ему передохнуть. Грудная клетка и плечи должны быть опущены, губы вытянуты в улыбку. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут же «сдуваться» также именно с кончика языка. Можно предложить ребенку сдувать с кончика языка «чувство холодка».
6. Когда звук [с] будет получаться достаточно устойчиво, обратите внимание ребенка на то, что у него получается тоненький свист , как у «маленького комара». Пусть на выдохе «свистит» подольше.
7. Затем нужно «свистеть» только на выдохе - прерывисто, с паузами («комар, дескать, свиснет, потом задумается немного, потом опять свиснет»).
8. После этого переходите к произношению слогов [са], [сэ], [сы]. [со], [су] (по картинкам). Скажите ребенку, что ваш «комар будет учиться разговаривать».
9. Когда звук [с] будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука «С» бокового.

Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков:[И] , [Ф]. Когда ребёнок начнёт правильно произносить звук [И] , попросить пустить ветерок по языку, слышится звук [С].
Другой способ постановки : от межзубного звука [С]. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребёнка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.

Постановка звука «Ц»

Механический способ: воспользоваться опорными слогами «ТЫ» и «ТА». Ребёнка просят произнести, например, слог «ТЫ», при этом, надавливают зондом вниз, на кончик языка.

Постановка звука «Ш» бокового.

Попросить ребёнка произнести слог [СА] , а зондом-вилкой (или пальцем) придерживать передний край языка у верхних альвеол. Если постановку звуков проводите шпателем или другим зондом. необходимо следить за равномерным подъёмом боковых краёв языка.

Постановка звука «С» от звука «Т» .

Зубы должны быть приоткрыты, но не сжаты. Пусть ребёнок, следом за вами выдохнет и длительно произнесёт звук [Т]. На ладони струйкой должен ощущаться выдох.Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук [Т], возможно, что после [Т] будет слышаться правильный [с].
Если этого не произойдёт и звук будет неясным, попросите ребёнка сильно улыбнуться, вытянув губы в "ниточку". Свистящий звук будет звучать тоньше.

Постановка звука «C» от «Ш»

Ребёнок должен тянуть "Ш". В это время пусть язык продвигает вперёд, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. верние резцы должны находиться прямо над нижними. Приоткрыть рот.Сначала будет слышаться смягчённый звук [ш], а потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [С].

Звук «С». Не формируется желобок,кончик языка не удерживается

Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.

Постановка звука «С» при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед)

Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам , а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук «С» будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

Существует еще один способ постановки «С» при прогении: сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук «Т» в этом положении. Будет слышен практически четкий звук «С».

Звук «С» при готическом строении неба

Постановка звука «С» при высоком небе или отсутствии нижних резцов

При данной аномалии звук «С» ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т.д. После появления приглушенного «С» с призвуком «Ш» переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

Постановка звука "Ц"

ЗВУК «Ц»
При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подается на передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони. Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.
Теперь пробуем с ребенком подражать «лопнувшему» шарику: «Т-сссс». Звук «Ц» состоит из двух: «Т» плюс «С». Если ребенок произносит эти звуки правильно и легко, то затруднений это не вызовет. Необходимо обязательно следить за «улыбкой» - зубки обнажать и верхние, и нижние. Кончик упирается в нижние зубки. Учим ребенка быстро производить смычку. Можно пользоваться термином «постреляй»-тс-тс. Звук «С» не тянется в этом случае. Он как и «Т» произносится отрывисто. Но когда у нас «лопнул» шарик, в этом случае можно «С» потянуть. Это делается для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал струю воздуха и сам звук.
Нужно помнить, что иногда можно получить звук «С» от «Ц» при его длительном произношении: Ц=Т+ Ссссссс и отдельно его закрепляем.
Когда звук «Ц» ребенок произносит четко и изолированно, то приступаем к его автоматизации. Если не получается, то продолжайте, играя, подражать.
Когда ребенок правильно изолированно произносит звук «Ц», то приступаем к его автоматизации.
Этот звук лучше автоматизировать в словах , в которых он находится на конце.
Придумываем предложения с этими словами.
Учим с ребенком пословицы, загадки, стишки.

Постановка звука "Зь" (один из методов личного пользования)

Устранение недостатков произношения звуков ф, в

М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями

Нормальная артикуляция . Верхняя губа несколько приподнята и не касается нижней. Нижняя челюсть немного опущена (между зубами образуется небольшая щель).
Нижняя губа приподнята и внутренним краем слегка касается верхних зубов. Язык свободно лежит в нижней части полости рта. Мягкое нёбо поднято. Продуваемый между верхними зубами и нижней губой воздух образует звук ф , с включением голоса - в .

Недостатки произношения и фронтальные методы устранения их

При дефектах нижней губы (короткая, толстая, отвисшая), или верхних зубов (редкие или отсутствуют), или челюстей (открытый передний прикус) получается неточный, иногда с присвистом звук.
Нередко у малышей наблюдается и губное ф и в (воздух продувается между сближенными губами).
Речевой материал для развития фонематического слуха и обучения произношению: Фаня (девочка)- Ваня, вода (вата) - фата.
Игры: 1) Паровоз пыхтит: ф-ф-ф... (следить, чтобы зубы касались нижней губы).
2) «Ветерок»: сдувают при этой же артикуляции бумажки со стола, задувают горящую спичку, свечу.
3) Стрельба - «паф».
4) Стишки, потешки со звуком ф, в .

В день рождения у Вовы
Туфельки-то новы,
Красная фуфайка -
Подарил кто, ты узнай-ка.

Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой.

Ты волна, моя волна,
И гульлива и вольна.

Индивидуальные занятия в трудных случаях

При губно-губном звуке на первых порах пальцем придерживают нижнюю губу под верхними зубами. Отвисшую, толстую или короткую нижнюю губу упражняют гимнастикой: сильно вытянуть губы вперед «хоботком» (гудеть, свистеть) и также сильно растянуть их, обнажая все зубы - «улыбаться», всасывать ее в рот, захватывать ею и всасывать верхнюю губу.
Надувать щеки (паровоз пыхтит, лошадка фыркает). В случаях патологических дефектов губ, челюстей и зубов надо предварительно обратиться к врачу.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

При произнесении звука [м]:

а) губы сомкнуты без напряжения;

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и получается носовой резонанс;

Звук [п].

При произнесении звука [п]:

а) вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [б].

При произнесении звука [б]:

а) губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, так что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [ф].

При произнесении звука [ф]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

в) положение языка зависит от следующего гласного звука;

Звук [в].

При произнесении звука [в]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) язык принимает положение следующего гласного звука;

Звук [н].

При произнесении звука [н]:

а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными

(твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При произнесении мягкого звука [н*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;


г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

Звук [т].

При произнесении звука [т]:

а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

Звук д.

При произнесении звука [д]:

а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука д* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы.

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [к].

При произнесении звука [к]:

а) губы находятся в положении следующего за к гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [к] гласного;

в) при произнесении к в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [к]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [к*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка - твердого нёба;

Звук [г].

При произнесении звука [г]:

а) губы находятся в положении следующего за г гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного;

в) при произнесении г в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука г* кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [х].

При произнесении звука [х]:

а) губы находятся в положении следующего за [х] гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [х] гласного;

в) при произнесении звука [х] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [х]) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

При произнесении мягкого звука [х*] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

Звук [с].

При произнесении звука [с];

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

е) посередине языка идет хорошая струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [с"]

Артикуляция звука [с"] (мягкого) такая же, как и с твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

Звук [з].

При произнесении звука [з]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [з"].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з*] такое же, как и при произнесении з твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

Звук [ц].

При произнесении звука [ц]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [j].

Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении [j]:

а) губы приближены к зубам;

б) зубы сближены;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [ш].

При произнесении звука [ш]:

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

Звук [ж].

При произношении звука [ж]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [ч].

При произнесении звука [ч]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются;

в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

Звук [щ].

При произнесении звука [щ]:

а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое небо приподнято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [л].

При произнесении звука [л]:

а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и лазывается боковым;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [л"]

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л*] (мягкого) такое же, как и при произнесении л (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

Звук р.

При произнесении звука [р]:

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук [р"].

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р*] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части языка к нёбу.

Звук [н].

При произнесении звука [н]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [э].

При произнесении звука [э]:

а) губы в улыбке;

б) зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;

в) кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [ы].

При произнесении звука [ы]:

а) губы не напряжены;

б) зубы разомкнуты;

в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

Звук [а].

При произнесении звука [а]:

а) губы в спокойном положении;

б) зубы на расстоянии 1 - 1,5 см;

в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [у].

При произнесении звука [у]:

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Звук [о].

При произнесении звука [о]:

а) губы округлены немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

Основы логопедии с практиком по звукопроизношению

/ Под редакцией Т.В. Волосовец

Вопросы для самоконтроля:

1. Возрастные особенности формирования звукопроизношения

2. Понятие нарушения звукопроизношения.

3. Общие и специфические причины нарушения звукопроизношения

4. Клиническая характеристика нарушения звукопроизношения

5. Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления

6. Характеристика нарушений звукопроизношения по группам нарушенных звуков

Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

Правильная артикуляция Сь и С

Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Правильная артикуляция при произнесении звука С

Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
  • Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

Введение

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

Звук Ф

Артикуляция звука

Постановка звука

Повтори слоги.

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Звук в середине слова:

Звук в конце слова:

Повтори предложения.

Повтори скороговорки.

У Пифа гость – Паф.

У Фани – фуфайка.

У Пафа гость - Пиф.

У Пети - туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Повтори загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями с деревьев. (Жираф)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Метко сыплют игроки

Выучи стихотворение.

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Игра «Подскажи словечко».

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри -

Загорелись... (фонари).

Игра «Закончи предложение».

Игра «Один-много».

Перескажи рассказ.

Звук Фь

Артикуляция звука

Постановка звука

Повтори слоги.

Фя - фя - фя Фя - фе - фю - фи Афь - офь - уфь

Фе - фе - фе Фя - фи - фю - фе Ифь - ефь - юфь

Фю - фю –фю Фё - фю - фя - фи Яфь - ифь - ефь

Фи - фи - фи Фи - фя - фе - фё Ёфь - яфь - ифь

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.

Звук в середине слова:

Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.

Звук в конце слова:

Юдифь, морковь (фь).

Повтори предложения.

У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.

Повтори скороговорки.

У Фимки гость – Филька. У Фильки гость - Фимка. Филипп к печке прилип.

Повтори загадки.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные. (Портфель)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.(Морковь)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

Выучи стихотворения.

Федя полез за конфетой в буфет -

Факт, что в буфете не будет конфет. (В. Лунин)

Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну.

И сказал: «Нужна пошире,

И не две, а все четыре!» (С. Маршак)

Игра «Составь предложение».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с помощью этих слов предложения.Конфеты - буфет Машинашофёр

Федя - фиалки Фея - туфелька

Дерево - филин Магазин - финики

Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фикус - (фикусы)

ферма - (фермы) Фиалка - (фиалки)

пуфик - (пуфики) Филин - (филины)

буфет - (буфеты) Фигура - (фигуры)

графин - (графины)

Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ФЬ, которые в нём встречаются.

Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.

Повтори слоги.

Фа - фя Фа - фа - фя - фя Фу - фю - фу

Фо - фё Фа - фя - фа -фя Фю - фу - фю

Фы - фи Фя - фа - фя – фа Фы - фи - фы

Фу - фю Фя - фя - фа – фа Фи - фы - фы

Повтори слова.

Фомка – Фимка

Форма - ферма

Фокус - фикус

Форма - фирма

Фуга - фига

Фурор - фюрер

Фон – фен

Фунт - финт

Повтори предложения.

Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.

Повтори чистоговорки.

Фе - фэ - фе - дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.

Повтори скороговорки.

У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани – фуфайка. У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы – мифы. У кафе – Фома. У Фомы - кофе.

Повтори загадки.


Из меня посуду тонкую,

Нежно - белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называясь я...(Фарфор)

Выучи стихотворение.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин - прыг, филин - скок,

Филиненку дал флажок.

Филиненок рад, рад

Два фонарика горят.(Г. Сатир)

Игра «Твердый - мягкий»

Перед ребенком лежат синяя и зеленая карточки. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Ф, ребенок поднимает синюю карточку. Если мягкий звук ФЬ - зеленую карточку.

Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, фарфор, ферма, шарф, граф, графин.

Игра «Составь предложения»

Взрослый предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам: Фома – ферма, Феня – фотоаппарат, Федя – телефон, Федя - фокус

10. Перескажи рассказ.

Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гимнасты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Наверное, это волшебство, - подумал мальчик. - Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».

Звук В

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

Постановка звука

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

Повтори загадки.

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует -

Бежим по воде.(Волны)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.(Воробей)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.(Василек)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?(Волк)

Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает... (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Это... (ворона).

Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Ваза - (вазочка) слива - (сливка)

Вода - (водичка) завод - (заводик)

Вагон - (вагончик) диван - (диванчик)

Ива - (ивушка) голова - (головушка)

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его.

Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.

Звук Вь

Повтори слоги.

Вя - вя - вя Вя - вё - вю - ви

Вю - вю - вю Be - вю - ви - вя

Be - ве - ве Вё - ве - ви - вю

Ви - ви - ви Вё - вю - вя - ви

Вё - вё - вё Вю - вя - ви - вё

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

Звук в середине слова:

Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

Повтори предложения.

Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

Повтори загадки.

Хохотун Егорка

Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся - чистый пол.(Веник)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.(Ветер)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.(Верблюд)

Выучи стихотворение.

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал.

Дул он долго, зло ворчал

И деревья всё качал.

Игра «Подскажи словечко».

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский... (вертолёт).

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый.

Из открытого окна

Вся Садовая... (видна).

Игра «Составь предложения».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с их помощью предложения.

Витя - отвёртка Класс - новичок

Вера - ковёр Вера - вязать

Ветер - деревья Витя - вёдра

Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

Верба - (вербы) визит - (визиты)

Вилка - (вилки) отвёртка - (отвёртки)

Ведро - (вёдра) новичок - (новички)

Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.

Повтори слоги.

Ва - вя Вы - ви Ву - вю Во - вё

Вя - ва Ви - вы Вю - ву Вё - во

Ва - вя - ва Ви - вы – ви Вю - ву - вю Вё - во - вё

Вя - ва - вя Вы - ви - вы Ву - вю - ву Во - вё - во

Повтори слова.

Вата - Витя Выдра - ведра Высь - висеть

Ваша - вишня Слава - Славик Диван - девица

Вахта - вихрь Трава - травинка Вон - Вена

Важный - вяжет Ваза - виза Воз - вес

Вулкан - вилка Выть - видеть Ворс - верста

Повтори предложения.

Витя и Ваня - друзья. Вера сидит на диване. Вовик в классе - новичок. Внука зовут Витя. Вера едет в Литву. За окном завывает ветер. Валя повесила занавески. Сова увидела добычу. Ваня услышал свист. На вербе зеленая листва. Вера расчесала волосы. Витя любит халву. Весь вечер звучала красивая музыка. Витя работает на заводе. В этом вагоне едут Вася и Вера. Вечером вода в реке холодная. Вера купила вафли. Валя видела красивый веер. Ваня читает повесть. Валя вяжет свитер.

Повтори чистоговорки.

Ва - вя - ва - желтая листва. Вы - ви - вы - идут коровы. Be - вэ - ве - краски дадим Вове. Be - вэ - ве - похлопаем Савве. Вы - ви - вы - поспели сливы.

Повтори скороговорки.

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли:

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Повтори загадки.

Заверчу, закручу,

В небеса улечу.(Вертолет)

Плещет теплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате.(Ванна)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.(Велосипед)

Выучи стихотворения.

Любо плавать Ване

В белом море - в ванне.

Только вот обидно:

Берега не видно.

Видимость пропала,

Мыло в глаз попало...(А. Шлыгина)

В поле волк-волчище едет

На своем велосипеде.

Обогнал сегодня он

Воробья и двух ворон,

Только ветер - ветерок

Перегнать никак не мог. (Г. Сатир)

Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук В, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ВЬ - зеленый квадратик.

Вода, Витя, ветер, волна, василек, вертолет, вина, Ваня, Сева, вилка, водолаз, витрина, вареник, воробей.

Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Ваня - велосипед Вика - сливы

Витя - халва Витя - клятва

Сева - ковер Вера - волна

Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать, его.

Летом Вика и Ваня были с родителями на море. Ребятам очень нравилось отдыхать, загорать. Но больше всего они любили играть в воде. Когда на берег накатывала волна, Вика и Ваня брались за руки и подпрыгивали: кто выше? Выходить на берег совсем не хотелось. Как же было весело на море!

Дифференциация звуков В – Ф

После того, как поставлены и автоматизированы звуки В, Ф, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал глухой и звонкий варианты произнесения.

Повтори слоги.

Ва – фа By - фу - ву – фу Ва - во - ву - вы

Фа - ва Ва - фа - ва - фа Фа - фо - фу - фы

Ва - ва - фа Вы - фы - вы - фы Ву - во - ва - вы

Фа - ва - ва Во - фо - во - фо Фу - фо - фа - фы

Повтори слова.

Ваня – Фаня Вилка - Филька

Веня - Феня Влага - фляга

Вата - фата Сливы - скифы

Ваза - фаза Травы - графы

Сова - софа Гривы - грифы

Фасовать, вафли, алфавит, фаворит, февраль, автограф, шефство, форвард, дрейфовать.

Повтори предложения.

У куклы фата из ваты. На софе сидит сова. Филька кушает вилкой. Ваня купил варенье и фрукты. Валя показывает фокусы. Валя - фокусник. У Вали фикус. У Вовы фиалки. У Фени васильки. Вова идет на фабрику. Вова знает буквы алфавита. Валя вышивает фартук. Ваня развернул конфету. В саду цветут фиалки. Федя несет графин с водой. В комнату через форточку влетел воробей. Мама связала дочери тёплый шарф. Валя моет вилки. Вова видел грифов. На софе - сова.

Повтори чистоговорки.

Фа - ва - фа - наша новая софа. Фа - фа - ва - летит сова. Фы - вы - вы - нет травы. Вы - вы - фы - идут графы

Повтори скороговорки.

Наш Филат не бывает виноват. У Вовки в гостях Фимка, У Фимки в гостях Вовка.

Игра «Скажи наоборот».

Взрослый называет слова со звуком В. Ребенку предлагается заменить звук В на звук Ф и сказать получившееся слово.Вата - (фата) винт - (финт)

Ваза - (фаза) сова - (софа)

Вас - (фас) Веня - (Феня)

Игра «Составь предложения».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

Вова – флажок Иван - футбол

Валя - шарф Вася - фабрика

Вася - фотоаппарат Витя - фокус

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказ, а затем пересказать его.

Ваня и Федя любят лошадей. Мальчики ходят в спортивную школу, где учатся кататься на лошадях. У каждого своя лошадь. У Вани лошадь зовут - Филька, у Феди - Ветерок. Федя расчёсывает Ветерку гриву, заплетает её в косички. Ваня моет Фильке бока, вытирает спину после тренировки. Молодцы, ребята, хорошо ухаживают за своими лошадьми!

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. 2

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук Ф

Артикуляция звука

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

Постановка звука

1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.

2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

Практический материал по автоматизации звука Ф

Повтори слоги.

Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф

Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф

Фу-фу-фу Фо-фа-фу-фы Оф-оф -оф

Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.

Звук в середине слова:

Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.

Звук в конце слова:

Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.

Повтори предложения.

Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

Повтори скороговорки.

У Пифа гость – Паф.

У Фани – фуфайка.

У Пафа гость - Пиф.

У Пети - туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Повтори загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями с деревьев. (Жираф)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.(Фотоаппарат)

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.(Футбольный мяч)

Выучи стихотворение.

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Митя сам смастерил.(О. Высотская)

Игра «Подскажи словечко».

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

Красный, маленький... (флажок).

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри -

Загорелись... (фонари).

Игра «Закончи предложение».

На празднике у мальчика в руках... (флажок).

Мама завязала дочке на шею... (шарф).

Вечером у машин горят... (фары).

У каждого человека есть имя и... (фамилия).

В цирке часто показывают... (фокусы).

Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фазан - (фазаны) Фургон - (фургоны)

Факел - (факелы) Телефон - (телефоны)

Фокус - (фокусы) Сарафан - (сарафаны)

Фонтан - (фонтаны) Граф - (графы)

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.

Звук Фь

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Постановка звука

По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...