Есть ли конкурс по целевому направлению. ​​Поступление в ВУЗ: целевое направление

Мои ученики часто спрашивают, что такое целевое направление, как его получить, в чем преимущества и недостатки данной системы. В этой статье я попытаюсь ответить на все эти вопросы.


Работодатель оплачивает вашу учёбу, а вы после получения образования обязаны отработать на него

Что же такое целевое направление?

Целевое направление - это официальное обращение компании (государственной организации) к вузу, с просьбой зачислить вас на учебу. Будущий работодатель оплачивает ваше образование, и, получив диплом, вы будете обязаны отработать на него от трех до пяти лет.

Как получить целевое направление?

Шаг первый — находим компанию, от лица которой будет отправлен запрос в администрацию вуза.

Лайфхак: чтобы не тратить много времени на самостоятельные поиски такой организации, вы можете узнать в приёмной комиссии, с какими фирмами у них были заключены договоры. Также можно поинтересоваться у других студентов-«целевиков».

Шаг второй

Не менее чем за полгода до ЕГЭ вы заключаете договор с компанией. Как правило, у фирм уже существуют определенные договоренности с вузами, и вам нужно будет выбрать направление в одном из предложенных институтов от работодателя.

Обязательно детально изучите договор: важно понимать, когда вы придёте на выработку (после окончания специалитета, бакалавриата или магистратуры, которую фирма также может оплатить), сколько лет вы будете работать на компанию после окончания обучения и на каких условиях.

Шаг третий

Собираем документы. Необходимый перечень бумаг вам подскажет работодатель. Будьте готовы, что это займет некоторое время. В администрацию компании нужно подать заявление, где указываются личные данные ученика, номер общеобразовательного учреждения, класс, желаемая специальность и вуз.

Договоры между вузами и заказчиками заключаются в апреле - мае, именно к этому моменту решаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных целевых мест.

Если желающих обучаться по целевой программе больше, чем количество выделенных мест, то  среди «целевиков» проводится конкурс на  основе баллов ЕГЭ.

Шаг четвертый

Готовимся к ЕГЭ! Помните: наличие договора не повод расслабляться!

Шаг пятый

Июнь. Подходит срок подачи документов. Вы обязательно должны сообщить приёмной комиссии, что поступаете по целевому направлению. Стоит отметить, что подавать документы по данной программе можно ТОЛЬКО в один вуз по одному направлению. В остальные вузы вы будете проходить по общему конкурсу (сумма баллов ЕГЭ).

В чем преимущества целевого направления?

Для выпускника этот формат облегчает процесс поступления, поскольку данная группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже общего. Целевое направление также позволяет не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза.

Кроме того, «целевики» имеют право на первоочередное заселение в общежитие и надбавку к стипендии за счет будущих работодателей.

Приказ о зачислении таких студентов появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов, что является плюсом для тех, кто не прошел этот конкурс – еще останется время подать документы на общих основаниях.

А есть ли недостатки?

Да, разумеется, свои подводные камни тоже есть. Прежде всего, речь идет об обязательствах, которые компании накладывают на выпускников. Основное из них - это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза (работаешь там, где скажут).

Например, отучившись в престижном вузе в Москве, выпускник обязан вернуться в город, где он получил направление от администрации. Рассчитывать на повышение зарплаты или карьерный рост в течение срока отработки не стоит.

Ну и, наконец, студент обязан учиться, закрывать сессии, не иметь хвостов. При несоблюдении любого из условий договора работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы на обучение.

Таким образом, если вы любите стабильность, не хотите рисковать, отнестись серьезно подходите к выбору места работы, то целевое направление – оптимальный вариант.

Как можно им воспользоваться. В нашем материале мы опишем особенности такого вида обучения, а также расскажем, где и как можно получить целевое направление в вуз.

Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки

Целевой прием - это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.

Основные преимущества целевого направления:

  • бесплатное обучение;
  • гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
  • отдельный конкурс “для целевиков”;
  • зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
  • некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
  • социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
  • помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).

Самый главный и существенный недостаток такого обучения - обязательство, которое вы несете перед работодателем. Даже если во время обучения вы решите, что не хотите связывать свою судьбу с выбранной профессией, все равно придется отработать срок, указанный в целевом договоре. В противном случае придется возмещать средства, потраченные на ваше обучение, иногда в двух- и трехкратном размере.

Целевой набор 2018: какие изменения возможны

В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.

В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник - вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.

Где получить целевое направление в вуз

Как найти организацию, которая выступит заказчиком вашего обучения в вузе? Здесь есть несколько вариантов:

  • Если вы хотите поступать в какой-то конкретный вуз, обратитесь в его приемную комиссию и узнайте, с какими организациями он заключил договоры о целевом приеме. Некоторые вузы указывают такую информацию на своих сайтах.
  • Вы можете получить направление в государственных органах. Например, если хотите поступать в , обращайтесь в Департамент здравоохранения своего региона.
  • В органах местного самоуправления (например, в администрации города) можно получить информацию о том, какие работодатели оставляли заявки на заключение целевого договора. Там же вы сможете написать заявление о получении целевого направления, указав желаемую специальность.
  • Можно найти организацию самостоятельно. Определитесь с направлением, выберите крупные организации в этой отрасли. После чего посетите их лично или зайдите на сайты, узнайте, возможно ли от них получить направление в вуз.

Георгий Липартиани, добрый день! Вы будете заключать договор с работодателем. Если это государственное учреждение, то нужно в департамент здравоохранения.

Здравствуйте, смогу ли я поступить по целевому с 65 по русскому и 77 по химии, если порог в вуз 50 (боюсь что русский слишком плохо сдала)

Анна Конкина, добрый день! Если ваши баллы выше, чем минимальные, это значит, что вуз примет ваши документы. Дальше шансы на поступление будут зависеть от конкурсной ситуации текущего года. Если будет только 1 место, то выберут того абитуриента, у которого будет больше баллов.

Здравствуйте, при целевом нам сказали заполнить автобиографию вручную там в особенности про что писать?! И ещё личный листок.

Здравствуйте, возможно ли поступить по целевому, имея 44 б. по химии(порог 45). Может ли ВУЗ закрыть глаза на 1 балл?

С этого года вузы могут поменять правила целевого приема. Министр образования и науки Ольга Васильева на встрече с ректорами педвузов предложила несколько мер для повышения эффективности целевого обучения в педвузах. Речь идет о заключении трехстороннего договора между работодателем, абитуриентом и вузом до начала приемной кампании. В планах обязать целевиков отрабатывать по три года на муниципальных предприятиях. Такая схема может подойти и другим отраслевым вузам.

За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. Вот свежий пример. В Вологодской области к нынешнему февралю за направлениями в департамент здравоохранения обратились более 120 выпускников школ. При этом на работу в прошлом году пришли только 46 молодых специалистов. Ответственности за то, что нарушили условия договора, целевики чаще всего не несут. А потому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

Целевые направления нередко становятся способом поступить в вуз с невысоким баллом ЕГЭ

Кому дать направление, решает регион или ведомство. По закону конкурс среди целевиков должен быть. Но если вуз берет 30 целевиков, а заявлений 31, можно считать, что конкурс есть. Средний балл целевиков - 62. При этом для всех остальных он может быть в вузе и 75, и 80.

В Московском государственном педуниверситете целевики из регионов готовы выстраиваться в очередь.

В 2016 году было 366 заявок, в 2015-м - 286, в 2014-м - 162, - рассказывает проректор по учебной работе Елена Болотова.

Но взять всех их вуз не может. По закону вузы обязаны согласовывать квоты с региональными департаментами и министерствами. Не всегда эти решения принимаются в интересах приезжих целевиков.

Столичные целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. Вот как это делается: вузы сейчас зачисляют выпускников в две волны. Конкурс среди целевиков, как известно, ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кто идет в первую волну. Человек подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первую волну, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем. "Никакого наказания за то, что человек отказался идти по целевому направлению, нет", - поясняет проректор Елена Болотова.

Если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках. Можно ли как-то противостоять этой схеме?

Думаю, всех абитуриентов надо принимать на общих основаниях. Целевой прием можно оставить только для тех, кто приезжает поступать с направлением из своего региона и обязательством вернуться обратно. Во всех остальных случаях надо переходить на расширение целевого обучения. При этом выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал только после зачисления на первый курс. В договоре обязательно должно быть прописано, где человек будет проходить практику, кто и как оплатит дорогу, питание, проживание в общежитии, - считает Елена Болотова.

Может быть, надо проводить среди целевиков тестирование на профпригодность, ведь педвузы имеют на это право? - спрашиваю.

Такой опыт был. Кто-то получал ожидаемый результат, кто-то огорчался. Было много трагедий. Допустим, родители отправляли ребенка в педвуз, а он приносил им результаты тестирования, из которых было ясно, что в системе "человек-человек" ему будет трудно работать. Мама с папой настаивали... И потом, тестирование - очень затратное мероприятие, - говорит проректор МПГУ.

В технологическом университете МИСиС с целевыми направлениями поступает около 1 процента абитуриентов. Почему так мало? Не набирают на ЕГЭ нужных для зачисления 210 баллов. Еще недавно порог был гораздо меньше и целевиков с направлениями приезжало очень много. По данным вуза, возвращались домой от 3 до 12 процентов.

При этом общее количество целевиков в вузе - около трети всех студентов. В филиалах - до 80 процентов. Работодатели начинают присматривать для себя будущих сотрудников уже во время учебы.

И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал многодетным отцом или уехал в другую страну?

Обычно это происходит начиная со второго курса,- рассказала ректор университета Алевтина Черникова. - Приведу вам пример, как подбирал для себя кадры один из горнорудных комбинатов. Сначала представители комбината протестировали 86 студентов, после собеседований осталось 54, после дополнительного тестирования 34. Дальше началась индивидуальная работа, потому что компания искала людей, которые поедут работать в Кузбасс. В итоге осталось 10 человек. Этим летом они были там на практике. Между вузом и этой компанией был заключен договор о ежемесячной материальной поддержке студентов.

У университета 1200 партнеров-работодателей, которые предлагают разные формы договоров с целевиками и заключают их на 3 - 4 курсах.

Все договоры - индивидуальные. Кому-то предлагают дополнительную к основной стипендию 3 тысячи, кому-то 20. Оговариваются условия практики, проезд к месту (все металлургические предприятия разбросаны по стране), помощь наставников. По целевому набору можно поехать на работу за границу. Например, однажды работодателю потребовались 30 молодых специалистов для работы в Зимбабве. В другой раз нужны были выпускники для объекта в Мьянме.

Эффективная модель - когда работодатель связан напрямую со студентом. Причем договор лучше всего заключать на старших курсах, когда студент уже понимает, пойдет он в магистратуру или нет, займется наукой или готов работать на производстве, - считает Алевтина Черникова.

Еще один способ заинтересовать студента будущим рабочим местом - предложить ему учебную программу, разработанную при участии работодателей и возможность получить сертификат о дополнительных компетенциях. Например, на кафедре бизнес-информатики теоретически за 4 года можно получить до 40 сертификатов разных IT-компаний и выбрать себе место будущей работы.

Бывают случаи, когда целевики, отобранные работодателями, все же не доезжают до места работы. Предприятия, как правило, на конфликт не идут. Даже если выплачивали дополнительную стипендию.

Владимир Глибовец, помощник Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, поступал в Московскую юридическую академию им. Кутафина по целевому направлению от Генпрокуратуры.

Конкурс в специалитет для нас был точно такой же высокий, как для всех остальных абитуриентов, прибавки к стипендии за целевое направление не было. Но мне гарантировали будущее место работы. А я мечтал попасть в прокуратуру, - рассказал Владимир.

О том, чтобы нарушить условия договора, он и не думал. Это среди целевиков-юристов вообще большая редкость. Но соглашается с тем, что государственные структуры не очень охотно разыскивают "своих" целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы.

Гражданско-правовые отношения требуют того, чтобы одна из сторон обратилась в суд, - поясняет Глибовец.

250 тысяч студентов ежегодно проходят целевое обучение в вузах. Возвращаются в свои регионы не более 20-30 процентов

На это надо время и деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его надо найти. Если, к примеру, больница или школа захотят пойти в суд и наказать целевика, который к ним не дошел, придется для начала потратить не меньше 30 тысяч рублей. Зачем им это, если они не потратили ни рубля на подготовку "своего" целевика? И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал инвалидом или многодетным отцом, уехал жить в другую страну? А если вообще понял, что ошибся с выбором профессии и ушел из вуза? Подавать за это в суд или нет?

И ректоры, и эксперты единодушны - для того чтобы целевики возвращались на работу туда, откуда их направили, нужно два условия: участие рублем в подготовке студента и достойная зарплата.

Для тех, кто учился в вузах до 1990-х годов, слово «целевик» не вызывало недоумения и вопросов. До распада СССР под «целевиками» понимались абитуриенты, которых хозяйства, колхозы, совхозы и другие предприятия промышленного комплекса направляют учиться в высшие учебные заведения. При этом предприятие полностью оплачивает обучение направленного абитуриента, а он, в свою очередь, имеет льготы при поступлении (главное не провалить экзамен и не получить 2 балла), занимает бюджетное место в вузе и учится, как обычный бюджетник, получая стипендию, если он ее заслуживает. А уже после окончания учебного заведения «целевик» был обязан отработать (минимум в течение 3 лет) по полученной профессии на предприятии, которое отправляло его учиться.

Сегодня понятие «целевик» осталось, однако, как выясняется на деле, реальный смысл этого слова радикально изменился. В настоящее время до 100% всех «целевиков» - это, простите за прямоту, дети состоятельных родителей, способных внести немалую сумму денег, для того чтобы их ребенок поступил в вуз на бюджетное место как «целевик».

Сейчас чтобыпоступить в вуз как «целевик» совсем не обязательно иметь направление от какого-либо государственного предприятия. Теперь вы абсолютно законно оказываете, так называемую, «спонсорскую помощь» вузу (еще 5 лет назад это называлось взяткой), и от вашего ребенка требуется сдать вступительные экзамены хотя бы на «3» (при пересчете из баллов ЕГЭ). Размер этой «спонсорской помощи» колеблется в широких пределах от 50 000 до 200 000 рублей в зависимости от престижности вуза и конкурса на факультет.

Однако на этом вся беда с нынешними «целевыми» абитуриентами не заканчивается. По статистике, примерно половина (48,7%) от числа всех «целевиков» оказываются отчисленными в течение первого года обучения за академические задолженности. Сегодняшние «целевики», с горем пополам сдавшие на 40-50 баллов ЕГЭ, просто не могут учиться в вузе, куда их направило «предприятие» в лице родителей или других родственников.


Но и это еще не всё. Мы проанализировали поступление абитуриентов в некоторые вузы Москвы (ММА им. Сеченова, РГМУ им. Пирогова, МГМСУ и др.) и увидели следующую, шокирующую даже нас - педагогов, давно понимающих неутешительную тенденцию деградации нашего образования, - картину. Если во времена советского периода число «целевиков» в вузе было строго ограничено и не должно было превышать 15% от общего числа бюджетных мест, то теперь эта цифра никак не фиксируется и может достигать 45%! И это реальные цифры, полученные на основании анализа приказов о зачислении в государственные вузы Москвы. А теперь прибавьте к этим «целевикам» лиц, окончивших средние специальные профильные образовательные учреждения (училища), инвалидов и других законных льготников...

Вот и получается, что на 235 бюджетных мест в одном из московских вузов (специально не привожу его название, т.к. такая картина прослеживается фактически везде), 80 бюджетных мест (34%) заняли «целевики», 115 мест (49%) - абитуриенты, окончившие училища, 25 мест (10,6%) - за истинными льготниками (инвалиды, дети-сироты и т.п.). А теперь потрудитесь посчитать, сколько бюджетных мест осталось для вас - ученики-выпускники 11-х классов школ.


Да, совершенно верно, всего 15 мест! 15 бюджетных мест (6%) из 235 заявленных вузом. А ведь таких выпускников, которые сразу после школы поступают в высшее учебное заведение подавляющее большинство - в среднем 87%. И на эти 87% выпускников остается только 6% бюджетных мест в институтах. Как вы думаете, велики ваши шансы на «честное» поступление?

Всё, о чем я успел кратко рассказать, к сожалению, происходит в данный момент, и, как показывает тенденция, завтра эта картина изменится только в худшую сторону. Только задумайтесь на минуту: поступившие таким образом студенты всё-таки оканчивают вуз, и оканчивают его не всегда благодаря знаниям, которыми они обладают; они получают диплом государственного образца и становятся «специалистами». Я искренне никому бы не пожелал попасть когда-либо на прием к таким «специалистам». А мы всё ломаем голову, почему же так стремительно разваливаются все отрасли отечественной промышленности, люди погибают от лечения и умирают не от голода, а от пищи, которую покупают в магазинах. Само по себе ничего никогда не разваливается! Гораздо разумнее предположить, что кто-то разваливает. Но это предмет отдельного разговора...

В заключение, я хочу описать недавний случай, произошедший с одной моей ученицей как раз в приемную кампанию 2010 года. Девочка занималась в нашем центре в течение 2 лет. Благодаря её стараниям и стараниям наших педагогов, учась уже в 11 классе, она участвовала во всероссийской олимпиаде по химии, где оказалась в числе призеров, заняв 3 место. 3 место на всероссийской олимпиаде - это очень хорошая льгота при поступлении: 100 баллов по химии автоматом и право первой очереди при зачислении (закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992, Приказ Минобрнауки от 2 декабря 2009 №695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников»). Однако, подав документы в РГМУ им. Пирогова, в первом потоке она зачислена не была, так как в этом потоке зачисляли на бюджетные места наших дорогих «целевиков». На вопрос зачислят ли её - призера всероссийской олимпиады по химии , обладающую законной льготой, она получила ответ: «Если останутся вакантные бюджетные места...». А от чего зависит: останутся места или нет? Ответ напрашивается сам собой: от того сколько будет в этом году «целевиков»! Девочка всё же поступила, правда в другой институт - ММА им. Сеченова, но этот вопиющий случай лишний раз подтверждает тот факт, что количество целевых абитуриентов никак не регламентируется и не ограничивается и зависит только лишь от их наплыва. Всё это ведет к тому, что в следующем году, возможно, за право учиться на бюджетной основе в российских вузах будут бороться не простые школьники-выпускники, а те, кто несет гордое название «целевик». А результат зачисления, по-видимому, будет зависеть не от набранных на экзамене баллов, а от величины «спонсорской помощи»...

Рогожин В.Н.

Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович о целевом наборе в вузы

Одна из претензий к приемным кампаниям последних лет – значительное число целевиков и льготников, из-за которых нельзя «пробиться» на бюджетные места. Как проходит целевой набор в вузы, в интервью РИА Новости рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович .

- Григорий Гельмутович, в советское время целевой набор был довольно распространен, а сейчас? Сколько абитуриентов поступает таким образом? Кто их направляет, куда?

Минобрнауки «отводит» на целевой набор не более 20% от общего числа бюджетных мест вуза. Но наверняка есть нарушающие это требование. В целом же по стране целевой набор гораздо меньше.

Направлять на обучение в вузы абитуриентов по целевому набору могут органы государственного и местного управления. Это довольно сильное ограничение. Так, к нам в ГУ-ВШЭ с просьбой о целевом наборе обращались из Счетной палаты. Мы отказали – именно на том основании, что Счетная палата не является органом государственного управления. Мы можем принять на обучение, к примеру, по заказу правительства РФ, государственной думы, региональных администраций.

Самой нормой целевого набора широко пользуются отраслевые вузы. К примеру, в Московском государственном университете путей сообщений всегда был большой целевой набор.

- Есть ли конкурс среди целевиков? Как проходит их зачисление?

Механизм следующий. Сначала в вуз с официальным предложением-просьбой выделить места по целевому набору обращается, допустим, администрация области. Это обращение рассматривает Ученый совет вуза. Если он соглашается принять абитуриентов, то заключается договор, в котором указано количество мест целевого набора на группу специальностей.

К началу приемной кампании организация должна прислать в вуз список претендентов на целевой набор. Причем их должно быть больше, чем число бюджетных мест, чтобы среди них можно было организовать отдельный конкурс. Согласно правилам приема, он должен составлять не менее чем 1,2 человека на место. Норма, конечно, смешная, потому что по результатам ЕГЭ сейчас легко понять, кто проходит по этому конкурсу. По сути, организация может заранее сформировать список тех, кто будет зачислен в вуз.

- После окончания вуза обязаны ли выпускники работать в организации, направившей их на обучение?

Как правило, в запросе в вуз организация пишет, что нуждается в специалистах, гарантирует им трудоустройство и даже обяжет их вернуться в регион. Но, как говорят юристы, все это «юридически ничтожно». У нас нет крепостного права – человека нельзя «закрепить» за рабочим местом. По Трудовому кодексу это легко оспорить.

Те, кто направляет абитуриентов, думаю, это понимают, но вряд ли их это волнует. За годы обучения целевика уже и состав администрации сменится, да и кто у нас планирует набор специалистов на несколько лет вперед?

- А есть ли у вуза финансовая заинтересованность в приеме целевиков? Или финансовое «обременение»?

Нет ни того, ни другого. Под целевой набор выделяют бюджетные места.

Есть еще другая форма, когда организация направляет человека на обучение на коммерческой основе. Тут нет отдельного набора. Абитуриенту необходимо набрать достаточное количество баллов, чтобы его зачислили на платное отделение, после чего составляется тройственный договор – между абитуриентом и его родителями, вузом и организацией, оплачивающей обучение.

- Известно, что по целевому набору поступают слабые абитуриенты – иначе бы они подавали документы на общих основаниях. Но, выходит, вуз может и отказаться от практики целевого набора, если не хочет понижать планку приема…

Да, может. Но только ведущий вуз. Остальные будут лишь рады, что им присылают абитуриентов. В условиях демографического спада учебные заведения недобирают абитуриентов даже на бюджетные места, поэтому берут и слабых. Для многих вузов целевой набор – это гарантированный контингент студентов.

В ГУ-ВШЭ целевой набор ограничен, и мы не планируем его расширять. В последние годы работаем только по запросу правительства РФ, для которого каждый год выделяем 40 бюджетных мест, хотя на деле набор даже меньше… И еще – с республикой Бурятия. Была просьба ее главы, Вячеслава Наговицына: нужны кадры, надо поднимать регион... Но оттуда к нам направили всего четырех человек.

- Есть ли уверенность, что после окончания ГУ-ВШЭ они вернутся к себе домой – или останутся в Москве?

Вернутся, если им предложат работу и хорошую зарплату. Все же понимают: в Москве зарплаты выше, а жизнь дороже.

Казалось бы, целевой набор – неплохая норма. На Западе гарантия трудоустройства – это сильный козырь со стороны работодателя, ведь найти работу не так легко. Но у нас из-за разницы в зарплатах в крупных городах и регионах эта норма не работает. Поэтому лично я не вижу причин сохранять ее.

Целевой набор – рудимент прошлого. В советские годы, при обязательном распределении, эта норма работала. Сейчас же, если от нее отказаться, полагаю, ничего страшного не произойдет.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...