Галеон золотая лань чертежи. Парусник «Золотая Лань

Обзор набора для постройки модели флагманского корабля Колумба
«Золотая Лань» ("Golden Hind") в бутылке от фирмы IMAI (Япония)

Обзор еще одного набора для постройки модели корабля в бутылке фирмы IMAI (Япония) - на этот раз «Золотая Лань» ("Golden Hind").

Немного истории...
Галеоны (англ. - galleon, исп. - galeon) как тип судна зародились в XVI в. в Испании, когда потребовались большие, вместительные и хорошо вооруженные корабли для освоения Нового Света. Неуклюжие каракки и маленькие каравеллы уже не годились для такой задачи.
Галеон был более стройным, чем каракка. Он уже не имел на баке огромной надстройки, она была небольшой высоты и не нависала над гальюном. Кормовые надстройки по-прежнему были высокими, но более изящными, сильно зауженными к верху. Там находились каюты офицеров и пассажиров. Часто из кормовых помещений делались выходы на открытые галереи. Транец обычно был прямой. Корма галеонов щедро украшалась различными орнаментами с позолотой. Форштевень также не был обделен украшением. Галеон имел три мачты, фок и грот-мачты несли по два ряда прямых парусов, на бизани был латинский парус. Более поздние галеоны могли похвастаться третьим рядом парусов - брамселями. На длинном бушприте обычно ставили прямой парус - блинд.
Впервые на галеонах появились батарейные палубы, которые находились под главной (открытой) палубой. Корпус судна был несколько уже, чем у предшествовавших галеону каракк, а обводы - более плавными, что помогло увеличить скорость, маневренность и курсовую устойчивость. Некоторые галеоны были настоящими плавучими крепостями, они несли на вооружении до 80 орудий разного калибра (от 3-х до 50-ти фунтовых), а водоизмещение переваливало за 1000 т.
Но мы остановим наш рассказ на маленьком, но очень известном галеоне "Golden Hind" ("Золотая Лань") королевского корсара сэра Френсиса Дрейка.
Корабль был построен на верфи в Альдебурге, а парусное и артиллерийское вооружение получил в порту города Плимут. Первоначально галеон назывался "Pelican" ("Пеликан"). Судно, как и все небольшие галеоны того времени, имело три мачты. Фок и грот-мачта несли два яруса парусов (брамсели в то время еще не применялись), бизань-мачта была оборудована "косым" латинским парусом, под бушпритом устанавливался прямой парус - блинд. Длина галеона по ватерлинии составляла 18,3 м, полная длина корпуса - 21,3 м, ширина - 5,8 м, осадка 2,5 м, водоизмещение - около 150 т.
Какое было артиллерийское вооружение, доподлинно неизвестно. Предположительно галеон нес 18-22 пушки разного калибра. Во время плавания галеон был окрашен на манер испанских кораблей с орнаментами из красных и желтых ромбов. Изначально на корме судна было изображение пеликана, после переименования галеона корму украсили изображением лани, а на носу появилась фигура лани, полностью отлитая из золота.
Славная история галеона началась 13 декабря 1577 года, когда под командованием Френсиса Дрейка во главе эскадры из пяти судов он покинул порт Плимута и отправился навстречу приключениям.
Приключений было достаточно. Корабли направились на юг, к островам Зеленого Мыса, где Дрейк ограбил несколько небольших португальских кораблей. Затем повернули на юго-запад и прошли через Атлантический океан к землям Нового Света. Френсис Дрейк был пиратом. Он нападал на испанские корабли и многочисленные колонии Нового Света и беспощадно грабил их. Испанцы собрали целую флотилию, чтобы дать отпор отважному пирату, но "Пеликан" с двумя кораблями (еще два пришлось бросить по причине плохого состояния) ушел от погони.
Был июнь 1578 г., когда Дрейк решил переименовать галеон. Это был исключительный случай, когда судну меняли имя в пути. Галеон был назван "Golden Hind", по одной из версий - в честь покровителя пирата лорда Кристофера Хаттона, на гербе которого была изображена лань; по другой версии - за прекрасные мореходные качества судна, которые позволили оторваться от погони. Скорее всего, имели место обе эти причины.
Из-за объявленной испанцами охоты Дрейк не мог вернуться домой обратным путем, поэтому он решил рискнуть и пройти путем Магеллана, обогнув мыс Горн. Это ему удалось, но он прошел через другой пролив (сейчас - пролив Дрейка), обойдя Огненную Землю с юга, и вошел в воды Тихого океана 6 сентября 1578 г.
Из-за сильного шторма в Тихом океане "Пеликан" был разлучен с остальными кораблями эскадры. Далее Ф. Дрейк, продвигаясь у берегов Южной Америки, продолжал грабить проплывающие корабли. У 48 параллели "Золотая Лань" легла на курс к дому через Марианские острова, Филиппины, Молуккские острова, и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулась в родной порт 26 сентября 1580 г.
Завершилось второе в истории после Магеллана кругосветное плавание. Но это еще не все заслуги маленького галеона и его "большого" капитана.
В апреле 1581 года на борт корабля ступила английская королева Елизавета I, которая посвятила Френсиса Дрейка в рыцари. После всех своих приключений ставший знаменитым галеон "Золотая Лань" был установлен в сухом доке для публичного посещения. Но простоял он там недолго - через десять лет корпус корабля пришел в негодность.
В 1973 г. в Англии группа энтузиастов изготовила точную копию "Золотой лани", на которой повторила маршрут знаменитого галеона. С 1996 г. новая "Золотая Лань" находится в Лондоне и используется как музей. Есть еще одна копия "Золотой Лани", которая с 1963 г. стоит на вечной стоянке в гавани города Бриксхем. Но эти два судна не похожи друг на друга. Сведений о размерах, внешнем виде, парусном и артиллерийском вооружении судна, дошедших до наших дней, очень мало.
Несмотря на это, "Золотая Лань" особенно популярна у моделистов, которых не смущает недостаток информации - ведь корабль так знаменит, что невозможно обойти его вниманием. Информация с сайта «Парусные корабли мира».
Этот набор выпущен довольно давно и в настоящее время в таком исполнении уже не производится.

Содержимое набора:
Масштаб модели, заявленный производителем - 1:450.
Размеры модели: длина - 76 мм, ширина - 30 мм, высота - 67 мм.
Корпус модели состоит из двух фрезерованных деревянных частей и еще одного трапециевидного кусочка дерева для кормовой надстройки, которые нужно доработать самостоятельно и покрасить.
Для изготовления фальшбортов в наборе имеются рейки из тонкого шпона и шаблоны в инструкции.
Рангоут из латунных прутков с уже просверленными отверстиями.
Якоря, шлюпки, шпиль, решетка люка в палубе, стволы пушек отлиты из белого металла.
Паруса отпечатаны на ткани. Щиты с гербами для кормовой части модели выполнены в виде наклеек.

Инструкция, традиционная для подобных японских наборов, имеет множество рисунков и минимум текста на японском языке.

знаменитый корабль Дрейка - галеон «Golden Hind»

Если вкратце охарактеризовать этого человека, то его судьба весьма необычна. В юношестве он стал капитаном корабля, а впоследствии удачливым морским пиратом. Затем он стал мореплавателем и совершил второе кругосветное плавание после Фернана Магеллана. И после всего этого он был произведен в адмиралы и разгромил непобедимую испанскую армаду. Речь идет о легендарном Фрэнсисе Дрейке — английском мореплавателе и вице-адмирале.

адмирал Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк родился в Англии в поселке Тависток, графства Девоншир в семье фермера в 1540 году. Мальчик с самого детства мечтал о дальних морских походах и известности. Дорогу к своим грезам Фрэнсис начал в 13 лет нанявшись юнгой на . Юноша оказался смышленым моряком и уже скоро он стал старшим помощником капитана. Позже, когда Френсису исполнилось 18 лет, он приобрел небольшой барк, на котором стал перевозить различные грузы. Но обычные морские перевозки не приносили особого богатства, чего не скажешь о пиратстве и работорговле. Они давали больше прибыли, а посему Фрэнсис Дрейк в 1567 году в качестве командира корабля во флотилии своего дальнего родственника Джона Хокинса отправился в дальний поход к Африке за рабами а оттуда в Вест-Индию, где мореплаватели промышляли грабежами и захватом испанских кораблей. Во время этого плавания молодой мореплаватель получил огромный опыт сопряженных с грабежами и нападением на торговые корабли испанской короны. Вернувшись в Англию, о нем сразу заговорили как об удачливом капитане.

Вскоре, в ноябре 1577 года, Фрэнсис Дрейк вышел на корабле из порта Плимут и направился во главе экспедиции в Тихий океан к берегам Америки, целью являлось приведение под английскую корону новых земель а также завладение испанскими кораблями и их ценными грузами. На этот раз под командованием Дрейка находилось уже пять кораблей. Корабль Дрейка под названием «Pelican» был вооружен 18 орудиями и имел три мачты. По парусному вооружение стотонное судно относилось к галеону. При сравнительно небольших размерах, корабль Дрейка обладал хорошими мореходными качествами. Историки говорят, что даже сама королева Елизавета благословила эти корабли и преподнесла памятные подарки.

Морской поход начался удачно. К концу января 1578 года корабли Дрейка прибыли к побережью Марокко, где англичане захватили город Могадар. Получив в качестве вознаграждения большое количество различных ценных товаров, морские пираты направились к берегам Америки, где занялись разбойным грабежом. Во время этого на нескольких кораблях Дрейка назрел бунт. Некоторые моряки решили сами заняться пиратством. Однако мятеж был подавлен. Оставив два самых прохудавших корабля, и заново сформировав команды, Фрэнсис Дрейк отправился к проливу Магеллана. Успешно миновав пролив, парусники вышли в открытый океан, где сразу же попали в сильный шторм. Разбросанные корабли Дрейка так больше и не смогли собраться в эскадру. Один корабль разбился о скалы, другой течением снова затащило в пролив, и его капитан принял решение самостоятельно возвратиться в Англию. А корабль Дрейка, который к тому времени получил новое название за прекрасные мореходные качества, понесло далеко на юг.

корабль Дрейка «Золотая Лань»

Галеоны как тип судна возникли в 17 веке в Испании, когда неуклюжие каракки и небольшие каравеллы уже не подходили для дальних морских походов. Английский галеон, каким был корабль Дрейка, был более вместительным и имел более мощное вооружение. Кормовые надстройки были высокими, но более изящными за счет сильно зауженной к верху форме. Часто из кормовых помещений делались выходы на открытые галереи. Транец, как правило, создавался прямым. Корма галеонов часто обладала роскошным убранством в виде позолоченного орнамента. Форштевень тоже имел свои декорации. Парусное вооружение галеона состояло из двух рядов прямых парусов на первых двух матчах и большого латинского паруса на бизань-мачте. На бушприте, как правило, устанавливался прямой парус под названием блинд. Впервые на кораблях как у Дрейка появились орудийные палубы, располагавшиеся под главной палубой. Корпус корабля был несколько уже, чем у его предшественника каракки, а обводы корабля — более плавными, что способствовало улучшению маневренности и повышению скорости хода.

Корабль Дрейка «Pelican» был построен на верфи Альбурге, а оба вооружения (парусное и артиллерийское) были установлены в его родном городе Плимуте. Парусный корабль имел длину 21,3 м, ширину 5,8 м, осадку 2,5 м и водоизмещение 150 тонн. Перед длительными морскими походами корабль Дрейка принимал раскраску испанского галеона, состоящую из орнамента из красных и желтых ромбиков. Первоначально на корме корабля находился рисунок пеликана, но после переименования на носу появилась фигура лани, полностью отлитой из золота.

Но вернемся к великим географическим открытиям Фрэнсиса Дрейка. Итак, успешно миновав Магелланов пролив, корабль Дрейка двинулся на юг. Сам того не осознавая, он сделал важное открытие. Выяснилось, что Огненная Земля вовсе не является выступом известного Южного материка, а всего лишь есть крупный остров, за которым продолжается открытый океан. Впоследствии данный пролив между Антарктидой и Южной Америкой был назван в честь его имени.

Далее корабль Дрейка направился на север, обирая и захватывая по пути прибрежные города. Особенно удачный «клад» ждал английских корсаров в Вальпараисо. В этом порту разбойники напали на стоявший в гавани , загруженный золотом и редчайшими товарами. Но самое главное на испанском корабле оказалась неизвестная морская карта с описанием западного побережья Северной Америки.

Дрейк не только занимался грабежом испанских колоний, он прошел вдоль побережья Америки гораздо севернее испанцев. В середине июня корабль Дрейка причалил к берегу для ремонта и пополнения запасов. И между делом он решил исследовать район, где ныне располагается город Сан-Франциско, объявив его владением английской королевы, и нарек его Новый Альбион.

Путешествие вдоль западного побережья Америки оказалось весьма успешным. Когда корабль Дрейка был перегружен большим количеством золота и драгоценностей, капитан подумал о возвращение на родину. Однако проследовать через Магелланов пролив он не посмел, осознавая наличие там испанских кораблей. Тогда Дрейк решил отправиться в неизвестный путь через Южный Океан и погода ему в этом благоприятствовала. Вскоре корабль Дрейка достиг Марианских островов. Простояв на ремонте несколько дней в индонезийском Целебесе, капитан продолжил плавание.

26 сентября 1580 года Дрейк и его корабль благополучно прибыли в порт Плимут. Здесь его встретили с почестями. Даже сама королева Елизавета пришла на корабль и прямо здесь произвела бесстрашного мореплавателя в рыцари. И эта награда была заслуженной, ведь корсар привез «добычу», которая в несколько раз превосходила годовой доход британской казны.

Кроме титула Френсис Дрейк был назначен мэром Плимута, стал инспектором королевской комиссии, которая проводила регулярные проверки кораблей британского военного флота. А в 1584 году был избран почетным членом палаты общин.

В период с 1585 по 1586 годы сэр Фрэнсис Дрейк снова командовал вооруженным британским флотом, направленным против испанских колоний в Вест-Индии. Именно благодаря оперативным и умелым действиям Дрейка выход в море испанского флота короля Филиппа II был отложен на год. А в 1588 году он приложил свою тяжелую руку к окончательному разгрому непобедимой испанской армады. К сожалению, это был закат его славы.

Кто бы мог подумать, что «Golden Hind» (англ. вариант названия корабля) изначально носил название «Пеликан».

Рождение легендарного галеона

С английских стапелей корабль сошел под названием «Пеликан». Тип судна назывался галеоном – это те судна, которые пришли на смену каравеллам и караккам ( , которые активно использовались в эпоху самых масштабных географических открытий).

Галеоны имели гораздо более изящный корпус, в котором уже не делали тяжелой надстройки на корме. «Пеликан» был трехмачтовый – имел грот, бизань и фок. Бизань-мачта «держала» скосый «латинский» парус, а фок- и грот-мачты вооружались прямыми парусами. Под бушпритом был еще один прямой парус, именуемый блиндом.

Корабельных чертежей в то время не делали, поэтому строили все «на глаз» и по наитию. Именно поэтому о галеоне нет единых мнений о его точных размерах. По разным источникам его длина варьирует от 25 до 40 м, ширина – 5,8-6,7 м, водоизмещение – в пределах 110-150 тонн.

Но при всех своих габаритах парусник был предельно маневренный и быстрый. Точной информации, чем и в каком количестве «Пеликан» был вооружен – также нет. Ориентировочно – это были 18-22 пушек среднего калибра.

Парусник имел интересный . По всему корпусу был нанесен орнамент из ромбов красного и желтого цвета (придавался вид испанского галеона), а также был нарисован пеликан. Когда парусник был переименован в «Золотую Лань», то на его корпусе появилось соответствующее изображение, а реальная золотая фигура лани расположилась под бушпритом.

Френсис Дрейк, известный, как «Железный пират», был первым и единственным капитаном этого судна.

Превращение «Пеликана» в «Золотую Лань»

В период между 1577 и 1580 годами было совершено кругосветное , которое не только прославило корабль, подарив ему многочисленные почести, но и переименовало его из «Пеликана» в «Золотую Лань».

В 1577 г. галеон был снаряжен в обществе еще 4-х суден в потенциально доходное путешествие в сторону Южной Америки с целью грабежа испанских суден, которые в большинстве случаев были забиты драгоценностями. «Пеликан» был самым большим из всех собранных и существенно выделялся внешне.

Практически сразу после отплытия Дрейком было принято решение переименовать судно в «Золотую Лань». История хранит две версии в качестве объяснения этого поступка.

«Железный пират» хотел наглядно показать быстроходность и маневренность своего парусника и/или польстил лорду Хаттону, который считался его покровителем, и на чьем родовом гербе была изображена именно лань. Впоследствии были приняты обе версии, которые не противоречили друг другу и вполне могли быть правдой.

Не все морские были благоприятными для эскадры. В первый же шторм все корабли, кроме «Лани», были потеряны – один затонул, трем с трудом удалось вернуться обратно в Англию. Дрейка при этом отнесло прилично в южном направлении. Там-то и был открыт пролив, которому было присвоено имя его открывателя.

Но, даже потеряв все свои корабли, «Железный пират» успешно и с азартом грабил абсолютно все, что только попадалось на его пути, на протяжении целых трех лет кругосветного скитания.

Был момент, когда галеон оказался на столько перегруженным награбленным, что Дрейк приказал на борту оставлять только жемчуг и золото, а серебро, не жалея, выбрасывать за борт.

После всего «Золотая Лань» вернулась в Плимут в конце 1580 года, набитой награбленным под самую завязку. Половина всего добра пополнила королевскую казну, отчего королева Елизавета I посвятила «Железного пирата» в рыцари прямо на корме его же судна. Дрейком и его парусником стали гордиться абсолютно все.

Что сталось с «Золотой Ланью» в современную эпоху?

После второго в истории кругосветного плавания «Золотая Лань» стала предметов гордости у англичан. Галеон поставили на пожизненную стоянку на Темзе. Там он выстоял неполный век (до 1662 г.), и все это время считался одной из самых важных лондонских достопримечательностей. Был разобран из-за обветшания.

Уже в 20 веке были воссозданы две реплики легендарного галеона (1973 и 1963 гг.). Принимая во внимание тот факт, что история не сохранила подробных чертежей корабля, и все воссоздавалось по словесным описаниям из различных исторических источников, оба варианта не были похожи между собой.

Одна из копий, созданная в 1973 г., повторила кругосветку Дрейка. С 1996 г. она стала плавучим , стоя на южном берегу Темзы. Галеон от 1963 г. осел в Девоншире в городе Бриксхем.

Добавлено: 10.05.2011 г.

Корабль-легенда…

Скромный Пеликан под командованием Фрэнсиса Дрейка 13 декабря 1577 года вышел из Плимута во главе небольшой эскадры из 5 кораблей, чтобы через 2 года, 9 месяцев и 13 дней в гордом одиночестве вернуться к родным берегам легендарной Золотой Ланью.

Как выглядел этот корабль, не знает никто. Во всяком случае в настоящее время не найдено в архивах документов, которые помогли бы восстановить его облик. Известно большое количество портретов самого сэра Фрэнсиса Дрейка. «Портретов» Золотой Лани нет… Те немногие изображения этого корабля на картах, созданных «по горячим следам» экспедиции Дрейка, уж слишком схематичны и несут другую смысловую нагрузку. Также не найдено ни описаний ни (тем более) чертежей Пеликана. Не велись в те времена реестры-обмеры - это все появилось позже.

Поэтому все нижеприведенные числа и другие данные только один из вариантов , может быть наиболее популярный, но все-таки «один из вариантов» .

С уверенностью можно говорить лишь о том, что это был трехмачтовый корабль.

Будем называть его галеон , как доминирующее определение типа судна.

Хотя и на этот счет тоже существуют различные точки зрения. Одна из альтернативных - переходный вариант каракка - галеон.

Место постройки.

Pelican был построен на верфи в Олдебурге (Олдборо), графство Суффолк, в 1576 году, затем в Плимуте был оснащен парусным вооружением и артиллерией.

Это наиболее распространенная версия происхождения корабля (и, конечно, неуклонно отстаиваемая англичанами). Но кроме нее встречаются также мнения, что Пеликан был приватизирован Дрейком у испанцев, и даже то, что он был втайне построен на португальской верфи.

Основные размеры.

Это, конечно, самый скользкий момент. Приведем такие данные (согласно исследований, Лондонского научного института):

  • Наибольшая длина: 75 футов (22,86 м)
  • Длина по килю: 47 футов (14,33 м)
  • Ширина корпуса: 19 фута (5,79 м)
  • Осадка: 9 футов (2,7 м)
  • Водоизмещение: 300 тонн
  • Грузоподъемность: 100-150 тонн

Несмотря на достаточно большой разброс мнений, касающихся главных размерений Golden Hind, все сходятся в том, что это был маленький галеон даже по меркам своего времени. Более того - это был один из самых маленьких галеонов .

(Известны галеоны того времени, превосходившие Золотую Лань по линейным размерам в 2,5 - 3 раза, а по водоизмещению в 5 и более раз)

Парусное вооружение.

Здесь с большой долей уверенности можно сказать, что Pelican - Golden Hind нес 5 прямых парусов (1 на бушприте и по 2 на фок- и грот-мачтах) и 1 латинский на бизани.

Правда и здесь встречаются другие мнения - например, что корабль был вооружен еще и брамселями (т.е. по третьему парусу на фок- и грот-мачтах).

Артиллерийское вооружение.

В этом вопросе также очень большой разброс мнений: от 4 до 28 орудий разного калибра.

Как ни странно документальные свидетельства на этот счет сохранились в испанских архивах. Так по свидетельству двух испанских солдат, бывших пленников Золотой Лани, корабль нес по 7 (9 у второго очевидца) орудий на борт.

Кроме того, летописец экспедиции судовой капеллан Фрэнсис Флетчер (Francis Fletcher) пишет, что когда Golden Hind сел на риф в районе Молуккских островов, для того, чтобы сняться с мели, пришлось бросить за борт 3 т пряностей и 8 пушек.

Нельзя не принимать во внимание общеизвестный факт. Корабли того времени (и далеко не только пиратские) постоянно довооружались-разоружались: захватили чужой корабль - поставили пушки получше; не хватает места для груза - избавились от «лишних» орудий…

Экипаж Golden Hind

Экипаж Golden Hind`а составлял 80 - 85 человек. Из них: 15 -20 человек офицеры (в XVI веке это понятие несколько отличалось от современного) и до 60-70 человек экипажа (в т.ч. плотники, коки, юнги, корабельные музыканты (!) и т.д.).

Домой вернулись 56 человек

Pelican - Golden Hind

Pelican был переименован в Golden Hind летом 1578 г.

По одной версии корабль получил новое имя за прекрасные ходовые качества - испанские галеоны не могли догнать и перехватить его.

В другой версии «политические» мотивы. Дело в том, что в июле Дрейк казнил Томаса Даути (Thomas Doughty), обвинив его в организации мятежа (а заодно и в колдовстве). А Даути был личным секретарем и доверенным лицом одного из главных «спонсоров» экспедиции Дрейка - лорда-канцлера (и фаворита королевы Елизаветы I) Кристофера Хаттона (Christopher Hatton), на гербе которого красовалась лань. Переименовав галеон, Дрейк подчеркивал свое уважение и лояльность к сильному мира сего.

Легенда гласит, что Фрэнсис Дрейк приказал установить носовую фигуру из чистого золота в виде лани в натуральную величину.

Итоги экспедиции Дрейка хорошо известны.

Не считая географических открытий, важнейших политических последствий, самоутверждения Англии как морской державы, были и чисто материальные. Золотая Лань привезла в своих трюмах золота-серебра, драгоценностей и пряностей на сумму, равную почти 2-х годовому доходу английской казны.

4 апреля 1581 года на борт Золотой Лани поднялась королева Елизавета, чтобы произвести Фрэнсиса Дрейка в рыцари.

Также по приказу королевы Елизаветы Golden Hind был поставлен на вечную стоянку в Дептфорде (Deptford) в устье Темзы и его как одну из самых главных достопримечательностей Англии показывали гостям.

По-видимому, это самый ранний случай сохранения судна, имеющего историческое значение.

Из досок палубы Golden Hind было изготовлено кресло, подаренное королем Карлом II Оксфордскому университету, оно и ныне стоит там. В лондонском Темпл Холле (Temple Hall) хранится (и в торжественных случаях используется) кафедра, также сделанная из дерева Золотой Лани.

Реплики Золотой Лани

В 1973 г. британские кораблестроители изготовили реплику (копию) Золотой Лани, которая через четыре столетия после корабля Дрейка повторила маршрут своей знаменитой предшественницы. В общей сложности новая Золотая Лань прошла путь в 225 000 км.

С 1996 г. находится на вечной стоянке в лондонском районе Саутварк (Southwark) и используется как музей

Другая копия Golden Hind с 1963 г. пришвартована к гавани города Бриксхэм (Brixham) в Девоншире.

Фрэнсис Дрейк

родился на ферме в Кроундейле, в Девоншире. В 1540 году. Семья Дрейков арендовала землю у сэра Джона Рассела, впоследствии графа Бэдфорда. Семейстро Дрейков, несмотря на большую разницу в социальном положении, с семьей Расселов была тесно связана. Старший сын Джона Рассела, Фрэнсис, был крёстным отцом сына Эдмунда Дрейка, который и получил его имя.

Когда в 1549 году началось крестьянское восстание, Эдмунд Дрейк, ревностный протестант, вынужден был бежать из Кроундейла в Плимут. Там Эдмунд Дрейк устроился священником на корабль. Домом Фрэнсиса, и ещё 11 его братьев и сестер, стал корабль. Френсису, по-видимому, было не больше десяти лет, когда отец определил его на торговый корабль юнгой, который совершал рейсы в нидерландские и французские порты.

В 1561 году умер владелец судна, на котором плавал Френсис,

завещав ему свой корабль. Так в 16 лет Френсис стал капитаном и владельцем небольшого барка.

Когда Френсис узнал о готовящейся Хокинсом новой экспедиции в Карибское море, он, не колеблясь, предложил ему свои услуги. Положение Френсиса в экспедиции не известно. Ясно, что он не был, ни капитаном, ни владельцем какого-либо из судов, участвовавших в ней. Однако экспедиция закончилась неудачно, нападения английских пиратов были отражены испанскими колонистами. Четыре английских корабля из пяти были захвачены испанцами. Пятый корабль Дрейк привёл назад, в Англию.


В середине XVI в. на испанских атлантических путях большую активность начали проявлять английские пираты. Как и пираты других национальностей, они то охотились за испанскими судами, гружёными драгоценными металлами, то вели контрабандную торговлю неграми рабами с испанскими же плантаторами в «Западной Индии». Малые Антильские острова стали основными пиратскими базами; отдельные острова постоянно переходили из рук в руки, от пиратов одной национальности к другой.

Фрэнсису Дрейку удалось перенести борьбу с Антильских островов

к берегам самой Испании и нанести ей затем ряд сокрушительных ударов у тихоокеанских берегов Америки. Этот пират, по выражению его современника, испанского вице-короля Перу,

«открыл путь в Тихий океан всем еретикам – гугенотам, кальвинистам, лютеранам и прочим разбойникам…».

«Железный пират», как его позднее называли, был человек властный и крутой, с бешеным характером, чрезвычайно мнительный и суеверный даже для своего века. Как пират, он действовал не за свой страх и риск. Он был только «приказчиком» крупной «компании на паях», одним из пайщиков которой была сама английская королева Елизавета. Она за свой счёт снаряжала корабли, делилась с пиратами добычей, причём львиную долю прибыли с «предприятия» брала себе.


Елизавета, королева Англии

Через четыре года Дрейк уже самостоятельно совершил набег на Панамский перешеек, разгромил караван, шедший с драгоценными металлами из Перу, и на захваченных новеньких испанских судах благополучно вернулся в Англию.

В 1577 году Фрэнсис Дрейк приступил к самому важному из своих предприятий,

которое неожиданно для него самого завершилось первым английским (вторым после Магеллана) кругосветным плаванием. Основной целью пирата было нападение на тихоокеанские берега Испанской Америки.

Вернуться в Англию Дрейк предполагал кружным путём – обогнув Америку с севера, для чего он надеялся использовать Северо-Западный проход, который только что «открыл» Мартин Фробишер. Между тем испанцы, наученные горьким опытом последних лет, ожидали английских пиратов на подходах к Карибскому морю и послали туда сильный флот.

Королева Елизавета

и некоторые английские вельможи и на этот раз поддержали предприятие своими средствами. Они только требовали, чтобы пират хранил в тайне их имена, боясь быть скомпрометированными в подозрительном деле, если оно кончится неудачей.

Дрейк снарядил четыре корабля вместимостью 90 – 100 т, не считая пинасса. В апреле 1578 пираты подошли к берегу Южной Америки в районе Ла-Платы и начали медленно продвигаться на юг. В конце июня, т.е. в середине зимы южного полушария, они остановились в той же бухте Сан-Хулиан, где зимовал Магеллан и где он подавил бунт и казнил главарей заговорщиков. Именно здесь Дрейк, словно подражая великому португальцу, обвинил одного офицера в заговоре и казнил его.

20 августа 1578 Дрейк вступил в Магелланов пролив. Он прошёл его очень быстро, всего лишь за 20 дней, но в Тихом океане флотилию встретил свирепый шторм.

Из всей флотилии остался лишь один корабль – «Пеликан»,

который Дрейком был переименован в «Золотую Лань».


Доподлинно неизвестны мотивы, подвигшие Дрейка к такому шагу, однако факт остается фактом: во время первого путешествия «Пеликан» был переименован в «Золотую Лань» (Golden Hind). Предполагается, что это было сделано Дрейком в честь одного из своих покровителей, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, на дворянском гербе которого была изображена лань. Дрейк также заимствовал и фамильный девиз Хаттона «Cassis Tutis Sima Virtus» (в вольном переводе с латыни «Храбрость - лучшая защита»). Именно под именем «Золотой Лани» этот корабль вошел в мировую историю морской славы.

Галеон «Pelican» («Пеликан»)

Был спущен на воду в 1576 году на верфи в Альдебурге, Суффолк, потом отбуксирован в Плимут, Девон, где был оснащен парусным вооружением и артиллерией. Галеон был трехмачтовым, с пятью палубами. Предполагаемая полная длина корпуса судна 70 футов (21,3 м), ширина 19 футов (5,8 м) и осадка по ватерлинии 9 футов (2,7 м). Водоизмещение корабля было 150 тонн. Артиллерийское вооружение корабля доподлинно неизвестно, предполагают, что оно состояло из 18-22 орудий разного калибра.


Буря занесла его далеко на юг, и Дрейк убедился, что за Огненной Землёй простирается открытое море. Поэтому на современных картах именем Дрейка назван широкий пролив, отделяющий архипелаг Огненной Земли от Антарктиды.

Совершив вынужденную вылазку на юг, Дрейк, как только утихла буря, взял курс на север и вышел к чилийским берегам. Он совершил дерзкий рейд вдоль всего Тихоокеанского побережья, пустил ко дну множество испанских кораблей и последовательно опустошил важнейшие гавани на чилийских, перуанских и мексиканских берегах. «Золотая Лань» пересекла Тихий океан, вышла к Филиппинам и Молуккам и, обогнув мыс Доброй Надежды, в сентябре 1580 года возвратилась в Англию. Это было второе в истории мореплавания кругосветное путешествие.


Теперь от английских пиратов не были застрахованы ни корабли перуанских флотилий, ни филиппинские галеоны, на которых доставлялись в Акапулько шелка и пряности Дальнего Востока.


Пиратский рейд Дрейка

открыл для английских кораблей морские пути, известные ранее только испанцам и португальцам, и в то же время резко ухудшил англоиспанские отношения. Испанский посланник требовал примерного наказания пирата и возвращения награбленного добра, которое оценивалось в огромную сумму. Но английская королева вовсе не была намерена отказаться от такой добычи. Она осыпала милостями Дрейка и пожаловала ему титул баронета; она приняла от него драгоценные подарки и лично «осчастливила своим присутствием» блестящий банкет, устроенный на пиратском судне. Испанскому посланнику Елизавета приказала ответить, что все ценности будут храниться в королевской сокровищнице до тех пор, пока между Англией и Испанией не будут произведены расчёты по взаимным претензиям: ведь испанцы тоже грабили и топили английские суда и нередко конфисковывали в своих европейских владениях товары у английских купцов «еретиков».

Вот основные вехи в славном пути этого корабля:

1578, июнь 20: по подозрению в мятеже на корабле казнен Томас Дороти , а сам корабль переименован в «Золотую Лань».

1578, декабрь 5: рейд на Вальпараисо. Захват испанского корабля с грузом золота и вина.

1579, март 1: захват испанского галеона «Какафуэго», перевозившего золото и драгоценности

1579, июнь 1: Достигнута 48-я параллель северной широты, открытое побережье было названо «Новым Альбионом» и объявлено собственностью Англии.

1579, июль 23: «Золотая Лань» покинула побережье Нового Альбиона и взяла курс на Марианские острова.

1579, ноябрь 3: корабль достиг Моллукских островов. Были установлены торговые отношения с местным султаном, закуплено 6 тонн пряностей (гвоздики)

1580, январь 9: «Золотая Лань» села на мель на небольшом рифе. Судно удалось спасти, но для того, чтобы стащить его с мели пришлось облегчить его, выкинув за борт 8 пушек и 3 тонны пряностей. В конце-концов ветер переменился и судно удалось стащить с мели.

1580, март 26: «Золотая Лань» достигла острова Ява, обогнула его и направилась к мысу Доброй Надежды.

1581 апрель 4: на борту «Золотой Лани» Френсис Дрейк был произведен в рыцарское достоинство королевой Англии Елизаветой I .

После этого корабль был отбуксирован в сухой док для публичного посещения, где он простоял около 10 лет, полностью придя в негодность

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...