Роль сеченова в изучении внд. Роль и вклад И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

И. М. Сеченов и И. П. Павлов разработали теорию о высшей нервной деятельности.

И. М. Сеченов (1829—1905)

Научные взгляды Ивана Михайловича Сеченова формировались в 50—60-е годы прошлого века под влиянием идей Л. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и В. Г. Белинского. Являясь материалистами, они призывали к развитию естественных наук, так как эти науки распространяют идеи материализма и помогают бороться с религией.

И. М. Сеченов изучал работу головного мозга. Он доказал, что работа головного мозга вызывается не «душой», а внешним миром, действующим на органы чувств в ответ на это осуществляются различные рефлексы. И. М. Сеченов считал, что рефлексы лежат и основе психической деятельности.

Он вскрыл связь психики с физиологическими процессами и показал, что ее можно изучать. Книгу, в которой были изложены результаты исследований, И. М. Сеченов назвал «Рефлексы головного мозга».

Всеми своими работами И. М. Сеченов доказывал, что психика — это свойство функций мозга. Он заложил основу учения о высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов (1849— 1936)

Иван Петрович Павлов родился в семье священника. Еще во время учебы в духовном училище И. П. Павлов стал читать книги Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева. С религией он порвал еще в юношеские годы. Огромное влияние оказала на И. П. Павлова книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В 1870 г. И. П. Павлов поступил на естественное отделение университета в Петербурге.

В течение нескольких десятилетий И. П. Павлов изучал деятельность головного мозга высших животных. Он создал научный метод изучения работы головного мозга и открыл условные рефлексы. Рассматривая психическую деятельность как функцию коры больших полушарий, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. В результате опытов на животных и наблюдений над людьми И. П. Павлов со своими многочисленными учениками доказали, что в основе психических процессов лежат рефлекторные реакции. Расцвет научной деятельности И. П. Павлова приходится на последние 15 лет его жизни.

Высшая и низшая нервная деятельность

Деятельность головного мозга животных, которая обеспечивает существование организма как единого целого, И. П. Павлов назвал низшей нервной деятельностью. Она заключается в регуляции функций органов и базируется на безусловных рефлексах.

Деятельность головного мозга, обеспечивающую поведение животного, И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Она поддерживает и сохраняет жизнь животного. С ее помощью животные приспосабливаются к изменениям окружающей среды. В основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы. Высшая и низшая нервная деятельность присущи и человеку. Однако высшая нервная деятельность человека намного сложней, чем у животных. Она включает 6 себя и сложную психическую деятельность головного мозга.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Тип высшей нервной деятельности По силе По уравновешенности По подвижности Вид темперамента Сильный Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвинический Безудержный Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерический Спокойный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматический Слабый Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолический Каждый тип высшей нервной деятельности соответствует определенному темпераменту, является его основой. Соотношение типов нервной деятельности и темпераментов. Сильный тип — сангвиник — общительный,…

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

Каковы заслуги И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?

Ответы:

В книге «Рефлексы головного мозга» ученый И. М. Сеченов доказал, что рефлекс - это универсальная форма взаимодействия организма со средой, т. е. рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные - сознательные движения. И. М. Сеченовым были впервые описаны тормозные процессы, развивающиеся в ЦНС. У лягушки с разрушенными большими полушариями мозга ученый исследовал реакцию на раздражение задней лапки раствором кислоты: в ответ на болевой стимул лапка сгибалась. Сеченов обнаружил, что, если в эксперименте предварительно приложить к поверхности среднего мозга кристаллик соли, время до ответной реакции увеличится. На основании этого он заключил, что рефлексы могут быть заторможены какими-то сильными воздействиями. Очень важным заключением, сделанным учеными в конце XIX - начале XX в., был вывод о том, что любая от-ветная реакция организма на раздражитель всегда выражается движением. Любое ощущение, осознанно или неосознанно, сопровождается ответной двигательной реакцией. Экспериментальные доказательства истинности идей И. М. Сеченова были получены великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым (1849-1936). Именно он ввел в научный язык термин «высшая нервная деятельность». Он считал, что высшая нервная деятельность равнозначна понятию «психическая деятельность».

Какой вклад в науку Вы узнаете из этой статьи.

Сеченов Иван Михайлович вклад в науку кратко

Вклад Сеченова в физиологию нельзя переоценить. Он является основоположником физиологической школы , которую он в 1868 году окончательно сформировал. Занимаясь исследованием в сфере физиологии, он написал книгу под названием «Физиология нервной системы». Она и сегодня считается фундаментальным знанием для изучения тех процессов, которые происходят в организмах живых существ.

Его физиологическая школа функционировала в Медико-хирургической академии, Петербургском, Новороссийском и Московском университетах. Он был первым, кто ввел в практику ведения лекций новый метод — демонстрации эксперимента. Он проводил эксперименты и исследования в области биологии, психологии и медицины.

В 1862 году он в лаборатории Бернара проверил экспериментальную гипотезу касательно влияния на двигательную активность центров головного мозга. Еще один важный вклад Сеченова в развитие физиологии – это разработанная им концепция о неспецифических системах мозга.

Сеченов вклад в медицину

Он был первым, кто занялся полным извлечением из крови всех газов и рассчитал их количество в эритроцитах и сыворотке. Важных результатов Сеченов достиг, изучая роль эритроцитов в процессах переноса и обмена углекислоты. Ученый впервые доказал, что в эритроцитах углекислота находится в состоянии не только физического растворения, а также химического нестойкого соединения с гемоглобином. Результатом исследований Сеченова является вывод о том, что эритроциты – это переносчики кислорода к тканям от легких и углекислоты к легким от тканей. Также академик вместе с Шатерниковым разработал портативный дыхательный аппарат.

Вклад Сеченова в психологию

В 1873 году Сеченов опубликовал «Психологические этюды», которые стали итогом его вклада в психологию. Он исследовал, цитата — «радикальное перемещение отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению».

Но настоящей революцией в сфере психологии стала научная работа под названием «Элементы мысли», выданная в 1879 году. До этого четко сформулировать принципы мышления человека не удавалось никому.

Делая упор на достижения физиологии в области органов чувств, он развил теорию о мышце как органе познания временно- пространственных отношений вещей. Мышца, посылая чувственные сигналы, позволяет мышлению строить образы внешних предметов и предметные связи.

Сеченов вклад в биологию

Делая опыты на блуждающем сердечном нерве черепахи, Сеченов открыл тормозящие действие . Он довел, что сильное нервное раздражение активирует двигательные рефлексы, сменяющиеся угнетенной рефлекторной деятельностью. Данную закономерность позже назвали рефлексом Сеченова.

Также академик проводил опыты на мозгу лягушки. Сначала он делал на них разрезы и потом тщательно наблюдал над рефлексами каждой частички. В результате он пришел к выводу, что в мозге существуют центры, которые задерживают отраженные движения.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Сеченов в науку.

И.М. Сеченов (рис. 54) был физиологом широкого диапазо­на. Его исследования касались многих сторон физиологичес­кой науки. Однако особый интерес он проявил к физиологии мышц и нервов.

По окончании Петербургского университета И.М. Сеченов окончательно избирает своей специальностью физиологию и едет совершенствоваться за границу. Там он работает у извест­ных физиологов того времени - И. Мюллера, Э.Г. Дюбуа-Рей-мона, К. Бернара, К.Ф.В. Людвига, Г. Гельмгольца. Уже в на­чале своей научной деятельности за границей И.М. Сеченова отличается стремлением к самостоятельности исследований, выполняемых оригинально и тщательно.

По возвращении из-за гра­ницы Сеченов активно развива­ет научную деятельность на ка­федре физиологии Медико-хи­рургической академии в Петер­бурге. В тот период его особен­но интересует физиология нервной системы.

В 1862 г. Сеченов открывает наличие центрального тормо­жения в головном мозге, дока­зав это на простом, но убеди­тельном опыте. У лягушки бы­ли удалены полушария, но ос­тавлен межуточный мозг (зри­тельные бугры). Помещая на зрительные бугры кристаллы поваренной соли, он вызывал резкое замедление в образова­нии дуги сгибательного ре­флекса. Это открытие принесло Сеченову всемирную извест­ность. Вскоре он публикует свой замечательный трактат "Рефлексы головного мозга", в котором показывает, что пси­хические явления по своей природе являются рефлексами го­ловного мозга. Психическая деятельность, утверждает Сече­нов, невозможна без внешних раздражений органов чувств. Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. В ежедневной сознательной жизни человек не может отрешиться от влияния на него из­вне через органы чувств и от чувствований, идущих от его собственного тела. Ими и поддерживается вся его психичес­кая жизнь. Таким образом, Сеченов утверждает положение о том, что содержанием психики человека является матери­альный мир, отраженный в форме ощущений, представле­ний, понятий.

Заслуги И.М. Сеченова перед русской и мировой наукой ог­ромны и неоспоримы. К.А. Тимирязев называл Сеченова от­цом отечественной физиологии, создавшим школу русских физиологов. Среди учеников Сеченова был ряд крупных уче­ных, таких, как В. В. Пашу тин, Б.Ф. Вериго, СВ. Кравков, В.Я. Данилевский, М.Н. Шатерников. Особенно следует отме­тить имя одного из талантливых учеников Сеченова - Н.Е. Введенского, исследования которого по физиологии нерв-

но-мышечных волокон могут быть названы классическими. Введенским предложена своеоб­разная концепция о природе тор­можения и создано учение о пара­биозе.

Однако И.М. Сеченов высказал ряд положений о строгой обуслов­ленности работы мозга, не опира­ясь на сколько-нибудь большой экспериментальной материал. Экспериментально закономернос­ти, лежащие в основе высшей нервной деятельности, были по­лучены И.П. Павловым и его школой.

Рис. 55. И.П. Павлов

Роль И.П. Павлова (рис. 55), одного из крупнейших естество­испытателей конца XIX - нача­ла XX в., поистине огромна. Ему удалось создать совершенно новый раздел в науке, и притом один из сложнейших - физи­ологию больших полушарий. До работ Павлова физиологии головного мозга как стройной научной системы знаний не су­ществовало. Работы, посвященные физиологии мозга и нер­вов, носили весьма разрозненный характер. Величайшая за­слуга Павлова состоит в том, что, создав свой оригинальный метод условных рефлексов, изучив при его помощи физиоло­гические механизмы корковой деятельности, он вместе с тем синтезировал весь опыт прошлого, проверив и уточнив ряд по­ложений многочисленными, исключительно точными экспе­риментами.

Таким образом, павловская физиология характеризуется широтой научной мысли и всесторонним исследованием пред­мета, она направлена на обобщение массового фактического материала, вследствие чего и носит преимущественно синте­тический характер. Прежние исследования, разрабатывав­шие различные частные вопросы нейрофизиологии, носили аналитический характер и не могли подняться до уровня ши­рокого обобщения найденных фактов. Нужен был гениаль­ный взмах павловской мысли, чтобы привести в стройную си­стему массу добытых, порой противоречивых фактов, полу­ченных в результате прошлого опыта и собственных изуми­тельных по своему совершенству экспериментов, чтобы со адать новое учение о высшей нервной деятельности животных

и человека.

Учение о высшей нервной деятельности, связанное с имена­ми И.М. Сеченова и И.П. Павлова, построено на рефлекторном принципе. Под рефлексом подразумевается ответная реакция организма на раздражение внешней среды, осуществляемая через нервную систему. Признавая, что существование орга­низмов возможно лишь во взаимосвязи с внешней средой, Пав­лов указывал, что взаимодействие осуществляется при помо­щи особых связей, или рефлексов. Рефлекс, по Павлову, это связь, которая устанавливается между тем или иным агентом внешней среды с той или иной деятельностью организма, осу­ществляемая через систему нервных рецепторов.

В основе рефлекторной теории лежат следующие основные

принципы:

    Принцип детерминизма заключается в том, что каждое явление имеет свою причину, определенный толчок, повод для своего развития. Отсюда подлинно научное исследование того или иного явления должно прежде всего выяснить причины его происхождения.

    Принцип структурности. Утверждая, что физиологичес­ кой основой высшей нервной деятельности является образова­ ние нервных связей (условных рефлексов), отражающих внешний мир, Павлов вместе с тем приурочивал образование условных рефлексов к структурам и системам мозга, которые в каждом нервном акте вступают в новые функциональные от­ ношения.

3. Принцип анализа и синтеза. Кора больших полушарий принимает бесчисленные раздражения внешнего мира, а так­ же импульсы из внутренней среды (внутренних органов). Это вызывает необходимость вначале дифференцировать ком­ плекс поступивших раздражений, что происходит путем ана­ лиза. Вместе с тем для регуляции всех процессов, протекаю­ щих в теле, для создания целесообразных форм адаптации к внешней среде необходимо обобщение выделенных анализом раздражений, т.е. синтез. Таким образом, путем анализа нерв­ ная связь может делиться на большие дробности. Синтез же вызывает объединение многих связей в целостную функцио­ нальную систему. Анализ и синтез являются основным физио­ логическим механизмом корковой деятельности. В своих опы­ тах И.П. Павлов сочетал методы анализа и синтеза и добивал­ ся глубины и всесторонности исследования предмета.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...