Бельская Л. Л

«Начнём же, братия, эту повесть от старого
Владимира до нынешнего Игоря, который
укрепил свой ум, заострил сердце мужеством и,
исполненный ратного духа, повёл свои храбрые полки
на землю половецкую за землю Русскую»
(«Слово о полку Игореве»).

План.

  1. Вступление: историко-литературная справка о «Слове».
  2. Характеристика Игоря и описание похода.
  • Выступление русского войска в поход.
  • Мужество Игоря.
  • Его патриотизм.
  • Вступление на землю половецкую.
  • Победа русских в первый день.
  • Грозная сеча на другой день:
    а) сражение и поражение русских,
    б) благородство Игоря.
  • Политическое легкомыслие и честолюбие Игоря.
  • Заключение: выражение основной идеи произведения в образе Игоря и описании похода.
  • Героическая поэма «Слово о полку Игореве» - ценный памятник русской художественной литературы. В нём рассказывается о походе новгород-северского князя Игоря на половцев и о поражении русских в этом походе. Главным героем поэмы является организатор похода князь Игорь. В 1185 году в Новгороде князь Игорь собрал своё войско, чтобы идти в поход на половцев. Перед самым выступлением началось затмение солнца. Игорь обратился к дружинникам с призывом дойти до великого Дона или сложить свои головы. Поведение Игоря перед походом говорит о его храбрости. «Братия и дружина! - сказал он. - Лучше быть убитыми, чем полонёнными». Дурные предзнаменования не пугают Игоря. Он остаётся верен своему делу. Смелость его показана на протяжении всего произведения. Киевский князь Святослав, например, говорит, что сердце Игоря выковано из твёрдого булата и закалено в мужестве.

    Но Игорь был не только храбрецом, которому битва доставляет удовольствие. Эта черта средневекового рыцаря ему чужда. Игорю дорога цель похода, предпринятого на «землю половецкую за землю русскую». Он любит свою родину, он патриот Русской земли.

    Воины Игоря, соединившись с дружиной его брата Всеволода, перешли границу. Далеко за курганом осталась Русская земля. Природа предостерегает смельчаков на каждом шагу: волки накликают грозу, орлы сзывают зверей на кости, лисицы лают на красные щиты. На другой день русские смяли половецкие полки, захватили много пленных и богатую добычу. Далеко зашло храброе русское войско. А на помощь половцам уже бежит Гзак серым волком.

    На следующий день кровавая заря поднялась рано. Половцы идут со всех сторон: и от моря, и от Дона, и из степи. Они окружили дружину Игоря. С утра до вечера, с вечера до рассвета длилась грозная битва. Автор «Слова» так описывает её:

    Тут не хватило кровавого вина; тут пир докончили храбрые русские: сватов напоили, а сами полегли за Русскую землю.

    Войско Игоря было разбито, а сам он попал в плен. В этом бою проявилось благородство Игоря. Князь мог бы с частью войска убежать, однако он «заворачивает полки ведь жаль ему милого брата Всеволода!»

    В тяжёлом поражении русских виноват сам Игорь. Он хотел один с небольшой дружиной победить опасного врага. В этом оказалось его честолюбие и легкомыслие. С полным основанием киевский князь Святослав бросает упрёк Игорю и его брату: «Но вы сказали: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим».

    В 12 веке для населения Древней Руси самыми опасными врагами считались половцы. Они вели кочевой образ жизни и занимали степные территории в долинах Дона и Днепра. Руководил набегами половцев хан Кончак. На Руси его называли "безбожным, окаянным разорителем".

    Для русских князей военные походы являлись не только способом расширить свои владения, но и поднять собственный авторитет.

    В 1185 г. в поход против половцев отправился князь Игорь .

    Предпосылки

    Довольно много информации о князе Игоре Святославовиче в "Слове о полку Игореве ". В этом древнейшем источнике описаны вооружение и путь дружин, тактика боя.

    Начальный этап похода князя Игоря на половцев пришелся на весну 1185 г. К этому времени князю было 35. Раньше Игорь поддерживал с Кончаком довольно дружеские отношения. Половцев часто привлекали к междоусобным войнам за соседние территории. В 1180 г. князь вместе с половецким ханом направились к Киеву. Однако поход был неудачным.

    Уже спустя 3 года началась активная борьба против половцев. Достаточно часто Игорь действовал самостоятельно: нападал на врагов только со своей дружиной, не обращаясь за помощью к соседним князьям.

    В повести о походе на половцев князь Игорь охарактеризован как мужественный и храбрый воин. Вместе с тем он был недальновиден и безрассуден. Он стремился к славе и не особо не заботился о своей земле.

    За год до неудачного похода князя Игоря на половцев , кочевники были разбиты совместным войском Святослава и соседних князей. На Руси посчитали, что больше кочевники нападать на страну не будут. Однако все оказалось не так.

    Начало пути русской рати

    Кроме князя Игоря, в походе на половцев участвовали его брат, племянник и сын. Первым был Всеволод Курский, вторым - Ольгович Рыльский, третьим - Владимир Путивльский. Ярослав (правитель Чернигова) направил к Игорю отряд куев. Это были полукочевые народы, проживавшие на южных территориях черниговской земли. Во главе этого отряда стоял Ольстин Олексич.

    Дойдя до границ, русские воины увидели солнечное затмение. Это считалось предостерегающим знаком. Однако во внимание его не приняли и продолжили движение. Спустя время несколько воинов отправилось на поиски "языка". Вернувшись, он и рассказали о большом количестве кочевников, готовящихся к сражению. Нужно было принимать решение: или быстро нападать на врага, или поворачивать назад. На второй вариант Игорь пойти не мог, иначе это было бы позором похуже смерти.

    Краткое описание

    Кровавая битва началась в мае 1185 г. Как свидетельствуют источники, на битву отправились все племенные группы кочевников. Несколько русских князей, в том числе Игорь попали в плен. Незначительная группа русских воинов смогла вырваться из окружения половцев. Все остальные были убиты.

    Князю Игорю удалось выбраться из плена. Однако сын его остался у половцев. Владимир был вынужден жениться на дочери хана. Впоследствии он все-таки вернулся на родину.

    Ход событий

    В первый день сражения князю Игорю удалось победить. К обеду дружина настигла половцев. Кочевники бросили свои шатры и перебрались на другой берег р. Сюурлий.

    В походе князя Игоря на половцев участвовало 6 полков. В центре были его воины, справа - Всеволода, слева - его племянника. Эти полки были основными. Перед ними стоял сын Игоря с отрядом куев из Чернигова. Еще один полк был сборным. В его составе были стрельцы из всех остальных отрядов.

    Игорь призвал полки к бою. Дружинники были защищены кольчугами и щитами; флаги русских развевались на ветру. Приблизившись к реке, воины увидели половецких стрельцов. Последние выпустили в русских стрелы и стали убегать.

    Дальше по реке располагались основные половецкие полки. Они тоже пустились в бегство. Владимир и Святослав с воинами стали преследовать кочевников. Игорь и его брат шли медленно, не распуская отряды. В лагере кочевников было захвачено много добычи: золото, ткани, одежда. Попали в плен и половецкие девушки.

    В это время кочевники стянули свои ряды к месту сражения.

    Окружение

    Оно началось на рассвете. Половцы в огромном количестве стали наступать со всех сторон. Князья решили выходить из окружения. Дружинники слезли со своих конец и стали драться с кочевниками.

    Особенную храбрость проявил на поле боя Всеволод. Князь Игорь был ранен в руку. Погода была жаркая, люди и лошади, находившиеся в кольце кочевников, оказались отрезанными от реки. Все страдали от жажды.

    Сражение длилось весь день. Множество русских воинов было убито и ранено. На следующий день куи начали бежать с поля боя. Игорь пытался их остановить, но не смог. На обратном пути к месту схватки он попал в плен.

    Лучшие дружинники остались в центре сражения и боролись насмерть. Взятый в плен Игорь смотрел, как погибают его сородичи, видел смерь Всеволода.

    Последствия поражения

    Неудачно закончившийся поход Игоря против половцев стал настоящим потрясением для русских людей.

    Одержав победу, кочевники начали разорение древнерусских городов. Нашествие было успешным, в том числе и из-за напряженной междоусобной войны. Никто из князей не желал помогать соседям. Все старались обособиться. Более того, частыми были нападения князей друг на друга. Они стремились захватить территории и расширить свое княжество.

    Кочевники, выигравшие битву, начали движение в дух направлениях. В первую очередь, они пошли на Переяслав. Вторая часть направилась вдоль берега Сейма. Оборону в Переяславе держал Владимир Глебович. Ему на помощь были отправлены полки Киевского князя. Половцы, в свою очередь, решив не вступать в столкновение, повернули обратно. По пути в свои степи они сожгли город Римов.

    Выводы

    Поражение Игоря в битве с половцами наглядно показало, что одному княжеству не в силах самостоятельно справиться с нашествием кочевников. Причиной неудачи похода является отсутствие единения на русской земле.

    После поражения от половцев границы Руси со стороны степи стали открытыми. Это позволило кочевникам беспрепятственно проникать на русскую землю, разорять города, уводить в плен людей. Более того, половцы совершали набеги не только на приграничные земли, но и заходили вглубь Древнерусского государства.

    Междоусобная война русских князей длилась очень долго. Княжества переходили из одних рук в другие. Больше всех страдало от этого простое население. Если воины получали хоть какой-то доход от сражений в виде захваченной добычи, то люди, трудившиеся на земле, после каждого набега или столкновения оставались без урожая.

    Заключение

    Захватить русские земли хотели очень многие государства. Однако особенную опасность для населения представляли всегда кочевники. У них были сильные и жестокие правители, которым удавалось объединить все разрозненные племена в одну орду. Именно в единстве была их сила. Кроме того, они были мобильны, прекрасно сидели в седле, проявляли храбрость в сражениях, хорошо чувствовали себя в полевых условиях, часто шли на хитрость.

    Отсутствие единства русских княжеств привели к очень плачевным последствиям. Государство не успевало оправиться от постоянных набегов. В итоге над княжествами надолго нависло татаро-монгольское иго. А избавиться от него удалось только после объединения князей и их дружин и начала междоусобиц в самой Орде.

    «Слово о полку Игореве» это патриотичный памятник нашей истории, который повествует о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев. Несмотря на неудачный исход сражения с половцами, произведение несет в себе оптимистичные начала и надежду на светлое будущее, некоторый призыв на единение князей и защиту целостности земли русской.

    Цель похода, увы, не основательная, князем движет тщеславие и слепые амбиции, от того он и организовывает нападение небольшим войском на целую армию половцев. Ослепленный вожделенным признанием, Игорь наступает один без поддержки других князей, что влечет не только поражение, но и смерть его брата Всеволода .­ Отдельное место в «Слове» занимает мать-природа, которая путем знамений пытается указать князю на тщетность его действий, которые он к сожалению игнорирует.

    Однако, здесь важна не цель похода, а его последствия и урок, который выносит князь Игорь после провального сражения. Во время пребывания в плену у хана Кончака, князь находит в себе мужество признать, что вся его политика провальная, а междоусобные войны лишь ослабляют государство Русское. Игорю становится стыдно и горько за свое отношение к простому народу, за чувство честолюбия, ослепившее его и повлекшее за собой смерть невинных людей.

    До 912 года Киевской Русью правил князь Олег от имени Игоря, поскольку последний был еще совсем юным. Будучи от природы и воспитания скромным, Игорь уважительно относился к старшим и не смел предъявлять свои права на престол при жизни Олега, который за свои дела окружил свое имя ореолом славы. Князь Олег одобрил выбор жены для будущего правителя. Киевский князь Игорь женился в 903 году на простой девушке – Ольге, жившей вблизи Пскова.

    Начало правления

    После того, как умер Олег, Игорь стал полноправным князем Руси. Его правление началось войной. В это время племя древлян решило выйти из-под власти Киева и началось восстание. Новый правитель жестоко покарал восставших, нанеся им сокрушительное поражение. Этим сражением начались многочисленные походы князя Игоря. Результатом похода на древлян стала безоговорочная победа Руси, которая на правах победителя потребовала с восставших дополнительную дань. Следующие походы были направлены на противостояние с печенегами, которые, изгнав из Урала племена Угорцев, продолжили свое продвижение на Запад. Печенеги, в борьбе с Киевской Русью, заняли низовья реки Днепр, тем самым перекрывая торговые возможности Руси, поскольку именно через Днепр проходил путь из варяг в греки. Походы, которые проводил князь Игорь, против половцев осуществлялись попеременным успехом.

    Походы на Византию

    Несмотря на продолжающееся противостояние с половцами, новой войны продолжаются. В 941 году Игорь объявляет войну Византии, тем самым продолжая внешнюю политику предшественников. Причиной же новой войны послужило то, что после смерти Олега Византия посчитала себя свободной от предыдущих обязательств и перестала выполнять условия мирного договора. Поход на Византию был поистине выдающимся. Впервые столь большая армия надвигалась на греков. Киевский правитель взял с собой около 10 000 кораблей, если верить летописцам, что в 5 раз больше того войска, с которым одержал победу Олег. Но на этот раз русским не удалось застать греков врасплох, те успели собрать большое войско и первую битву на суше выиграли. В результате русичами было решено выиграть войну морскими сражениями. Но и этого не получилось. Византийские корабли при помощи специальной зажигательной смеси начали жечь русские суда с помощью нефти. Русские войны были просто поражены этим оружием и восприняли его, как небесное. Армии пришлось вернуться в Киев.

    Через два года, в 943 году, князь Игорь организует новый поход на Византию. На этот раз армия была еще больше. Помимо русского войска были приглашены наемные отряды, которые состояли из печенегов и варяг. Войско двинулось к Византии по морю и по суше. Новые походы обещали быть успешными. Но внезапной атаки не получилось. Представители города Херсонес успели доложить византийскому императору, что новое многочисленное русское войско надвигается на Константинополь. На этот раз греки решили избежать сражения и предложили новый мирный договор. Киевский князь Игорь, посовещавшись со своей дружиной, принял условия мирного договора, которые были идентичны с условиями договора, подписанного византийцами с Олегом. На этом византийские походы были завершены.

    Конец правления князя Игоря

    Согласно записям в летописях, в ноябре 945 года Игорь собрал дружину и двинулся к древлянам для сбора дани. Собрав дань, он отпустил большую часть войска и с небольшой дружиной отправился в город Искоростень . Целью этого визита было требование дани лично для себя. Древляне были возмущены и задумали убийство. Вооружив войско, они двинулись в путь навстречу князю с его дружиной. Так произошло убийство киевского правителя. Его тело было погребено недалеко от Искоростеня. По легенде убийство отличалось крайней жестокостью. Его привязали по рукам и ногам к склоненным деревьям. Затем деревья отпустили… Так завершилось правление князя Игоря…


    Древнерусская
    литература

    С чего начнётся наше знакомство с русской литературой? С погружения в «века загадочно былые», в русское Средневековье, во времена Киевской, а позднее Московской Руси.
    Давайте вообразим себе стольный Киев-град с его соборами, Москву Белокаменную и её сорок сороков, пограничные дикие степи, набеги кочевников и ответные походы русских князей, княжеские междоусобицы, татаро-монгольское иго и Куликовскую битву, первые «заграничные» путешествия, столкновения с западными соседями, Смутное время...
    Эти семь веков частично отразились в дошедших до нас произведениях древнерусской литературы, начиная от летописей и кончая светскими и воинскими повестями, написанными «старыми словесы» - по-старославянски и по-древнерусски.
    Прислушайтесь, как звучат старинные слова: аще, рци, велми, уныша. «Днепрь темне березе плачется мати Ростиславля» - «На тёмном берегу Днепра плачет мать Ростислава».
    Прочитайте древние книги, вначале рукописные, а затем печатные и нередко анонимные, и вам откроется мир, в котором жили наши предки, и вы узнаете, что их радовало и волновало, как они любили и страдали, о чем думали, с кем воевали.
    Вчитайтесь внимательнее в эпиграф. Откуда взяты эти слова и что они означают? Не правда ли, в них слышится предостережение, обращенное и к потомкам, в сегодняшний день, к нам с вами?
    Рекомендуем вам познакомиться с работами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва о древнерусской литературе, адресованными молодежи и школьникам. В них увлекательно и доступно рассказывается о том, что показалось вам непонятным, сложным или скучным. И вы легко, играючи ответите на предложенные здесь вопросы.
    Готовы ли вы вступить в игру? Тогда вперёд! Желаем удачи!


    1. Кем была составлена первая славянская азбука и какое название она получила?
    2. Чем можно доказать, что на Руси существовал культ грамотности в разных слоях населения?
    3. Первые книги представляли собой собрания переводных и оригинальных сочинений. Как они назывались?
    4. Откуда почерпнул Пушкин предание о смерти князя Олега («Песнь о вещем Олеге»)?
    5. Как была озаглавлена древнейшая русская летопись и кто ее автор?
    6. Летописец утверждал, что славяне произошли от одного из сыновей Ноя. Какого?
    7. Что сравнивал летописец с реками, питающими весь мир: «се бо рекы, напояющие вселенную»?
    8. Как отомстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа?
    9. Какую фразу произнес князь Святослав, обращаясь к дружине перед битвой: «Да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвые бо...»?
    10. Как, судя по летописи, перехитрили осаждённые белгородцы печенегов, заставив их снять осаду и угостив их «питьем» из колодцев?
    11. К кому обращался в своём «Поучении» князь Владимир Мономах?
    12. Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение было им посвящено?
    13. Известны ли вам в древнерусской литературе произведения, озаглавленные «Слово о...»? Почему они так назывались?
    14. Что считал митрополит Иларион «законом», а что «благодатью» в своём «Слове о законе и благодати» (XI в.)?
    15. Был в древнерусской литературе жанр «житие». Что это за произведения, кому посвящались? Приведите примеры.
    16. С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?
    17. Кого автор называет «соловьем старого времени»?
    18. Какую художественную декларацию провозглашает автор в начале «Слова...» и претворяет ли он её на практике?
    19. С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то...»?
    20. Точен ли следующий перевод: «мысь» - это мысль, а «бебрян» - бобровый («растекашется мыслью по древу», «омочу бобровый рукав в реке Каяле»)?
    21. С кем отправился в поход князь Игорь?
    22. Какой эпитет употреблен к слову «кони»: «А сядем, братья, на своих... коней»? Кто и кому говорит это?
    23. Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить...»? Что обозначает это выражение?
    24. Какого былинного богатыря напоминает буй-тур Всеволод, который «куда поскачет - там лежат поганые половецкие головы»?
    25. Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове...»?
    26. Кто такие «даждьбожии внуки»?
    27. Какой бог выступает в «Слове...» покровителем половцев?
    28. Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?
    29. Какой рефрен, посвящённый прощанию с родной землёй, звучит в «Слове...»?
    30. Когда в действительности произошло затмение солнца и какую роль оно играет в сюжете «Слова...»?
    31. На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?
    32. С чем автор сравнивает битву?
    33. В «тёмном сне» Святослава ему на грудь сыплют из половецких колчанов крупный жемчуг. Что он символизирует?
    34. Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?
    35. Какой поэтический прием использован в следующей фразе: «Се ли створисте моей серебряной седине»? Чьи это слова?
    36. Почему «застонал Киев от печали, а Чернигов от напасти»?
    37. Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь её «ладе»?
    38. Вспомните литературную сказку XIX в., герой которой тоже трижды обращается к природным стихиям с просьбой сказать, где его невеста.
    39. Как метафорически говорится в «Слове...» о пленении Игоря?
    40. Кто помог князю бежать из плена?
    41. Как печалятся растения об участи героев? Как называется этот художественный прием?
    42. А герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.
    43. С каким «дитятей» вернулись князья на Русскую землю из плена?
    44. Чему радуются города и страны: «страны рады, грады веселы»?
    45. Автор называет Кончака не только поганым, но и... , как персонажа русских сказок. Какой смысл вкладывался в это слово?
    46. Упоминаются ли в «Слове...» христианские понятия, церковные термины?
    47. Следы какого языческого культа можно обнаружить в произведении? Приведите примеры.
    48. Известен ли автор «Слова...»? Кем он был, кто он?
    49. На какие фольклорные жанры он опирался и как называл свое произведение?
    50. Кем и когда был найден один из списков «Слова...»? Какова была его дальнейшая судьба?
    51. Кто из русских поэтов использовал образы «Слова...» вскоре после его открытия и публикации?
    52. Какие поэтические переводы «Слова...» вам известны?
    53. Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова...» вы можете назвать?
    54. Как называется произведение о нашествии Батыя на Рязань и начале татарского ига?
    55. О каком богатыре, побившем с малой дружиной «великую силу - рать татарскую», рассказывается в этой повести?
    56. Рязанцы бились с татарами «един с тысящею, а два с тмою». Сколько человек в тьме?
    57. Кто о ком сказал: «Сии бо люди крылати и не имеюще смерти» и «Аще бы у меня такий служил, - держал бы его против сердца своего»?
    58. К кому обращается рязанский князь Юрий: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой... быти»? Вставьте пропущенное слово.
    59. Как погибает княгиня Евпраксия, не захотевшая пережить своего мужа, убитого татарами?
    60. В каких древнерусских памятниках воспевается победа русских над Мамаем в Куликовской битве?
    61. Кто благословил князя Димитрия на битву с татарами?
    62. Как звали русского монаха-богатыря, который победил в единоборстве татарского батыра?
    63. Почему повесть о Куликовской битве называется «Задонщина»?
    64. Автор «Задонщины» сознательно строит её по аналогии с другим древнерусским произведением, противопоставляя прошлое и настоящее, поражение и победу: там «черна земля посеяна костьми русских» - здесь... , там «готские девы звенели русским златом» - здесь... , там «тоска разлилась на Русской земле» - здесь... . О каком произведении идёт речь?
    65. Какая известная теория о мировой роли Русского государства была сформулирована в XV в. псковским старцем Филофеем: Москва - Третий Рим после второго - ... , а четвертому... ?
    66. Какой стиль в древнерусской литературе назывался «плетением словес»?
    67. В «Задонщине» плачут коломенские жены и просят князя запрудить веслами Днепр, а Дон шеломом вычерпать. При чём тут Днепр, почему он упомянут?
    68. Повествуя о подготовке к битве, автор пишет: «трубы трубят на Коломне», «стяги стоят у Дону великого». А где трубили трубы и стояли стяги в «Слове о полку Игореве»?
    69. Какой русский поэт в начале XX в. обратится к теме Куликовской битвы и в каком произведении?
    70. В XVI в. большой популярностью пользовался сборник «поучений и наказаний» мужу и жене, их чадам и рабам, в котором предписывалось, как надо вести себя в семье. Как назывался этот сборник?
    71. Какая повесть о любви князя и простой крестьянской девушки напоминает, с одной стороны, библейскую легенду, а с другой - европейский рыцарский роман? Какую легенду и какой роман?
    72. Как влюбленные в этой повести побеждают смерть, которая не может их разлучить?
    73. Какой принцип равенства всех перед лицом государя выдвинул публицист XVI в. Иван Пересветов: «Все есмя дети... »?
    74. Как была озаглавлена первая русская книга путешествий в дальние страны?
    75. В какую страну отправился Афанасий Никитин и сколько лет провел там?
    76. Какую «первопечатную» книгу издал Иван Фёдоров в 1564 г.?
    77. Кто был автором первого политического памфлета в русской литературе - «Истории о великом князе Московском» - и кому был посвящен памфлет?
    78. Какие повести XVII в. пародировали судопроизводство и изобличали взяточничество судей?
    79. В какой повести рассказывается история, напоминающая притчу о блудном сыне, но герой которой так и не вернулся в родной дом?
    80. Чей это портрет: «Босо-наго, нет на... ни ниточки, ещё лычком... подпоясано», а есть у него богатырский голос?
    81. Удалось ли молодцу убежать от Горя, которое его преследовало?
    82. К каким выводам приходят герой и автор: «Когда у меня нет ничего, и тужить мне... » и «А в горе жить - ... быть»?
    83. При дворе какого царя был создан первый русский театр, представления в котором длились по 10 часов подряд?
    84. Как звали бродячих актёров в народных балаганах?
    85. Кто из писателей, рассказывая о своем 15-летнем тюремном заключении, описывал, как гнил в «земляном гробу» в ожидании смерти, проклинал своих мучителей и молился Богу?
    86. С кем сравнивал он себя: «как... в соломе лежу на брюхе»?
    87. Какой библейский эпизод толкует автор в современном духе: «Лукавый хозяин накормил и напоил, да и со двора спихнул. Пьяный валяется на улице, ограблен, а никто не помилует»?
    88. В одной повести XVII в. юноша влюбляется в чужую жену и продаёт душу дьяволу, а в другой - герой-плут с помощью всяких проделок добивается руки богатой невесты. Назовите эти повести.
    89. Как в XVII в. называли древнерусские стихи и почему?
    90. Крупнейший стихотворец XVII в., принявший монашество и ставший учителем царских детей, выбрал себе поэтический псевдоним по названию родного города. Кто этот поэт?
    91. Как можно понять заглавие книги Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный»?
    92. Каков смысл строк, написанных С. Полоцким: «Родителей на сына честь не прохождает, Аще добродетелей их не подражает»?
    93. В древнерусской литературе редки женские имена: героинь называют по отцу или по мужу. Можете ли вы привести примеры имен, отчеств, фамилий?
    94. Известны ли вам древнерусские живописцы? О ком из них был снят фильм русским режиссером XX в.?
    95. Назовите известные памятники древнерусского зодчества.


    1. Братьями-славянами из г. Солуна Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица - на основе греческой азбуки (863-864 гг.).
    2. Открытие берестяных грамот, написанных купцами, ремесленниками, крестьянами (смердами); традиция чтения вслух и переписывания текстов, сочинительство, распространенное не только среди монахов, но и среди князей, царей, дружинников и бояр.
    3. «Изборники», т. е. сборники разных сочинений.
    4. Из летописи «Повесть временных лет». Наступил Олег Вещий на череп своего коня, «и выникнувши змия изо лба, уклюкнув в ногу» (912 г.).
    5. «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» (XII в.) - первые слова летописи и стали ее заглавием. Монах Нестор.
    6. Иафета.
    7. Словеса книжные, книги.
    8. Она потребовала от каждого двора по 3 голубя и 3 воробья вместо дани, приказала привязать к ним зажжённый трут, и они, вернувшись в гнёзда, сожгли город Искоростень.
    9. «...сраму не имам» (971 г.).
    10. В колодцах были заранее поставлены кадки с киселём и мёдом, и враги поверили, что белгородцев сама земля кормит и их не победить («Сказание о белгородском киселе»).
    11. К сыновьям и ко всем русским князьям.
    12. Князья, братья Борис и Глеб. Их канонизировали как «страстотерпцев» - невинно убиенных старшим братом Святополком (1015 г.). «Сказание о Борисе и Глебе».
    13. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.), «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Слово о погибели земли Русской» (XIII в.). Эти произведения обращены к слушателям, как произнесенная речь.
    14. Ветхий и Новый Завет, доказывая превосходство второго над первым.
    15. Жизнеописания святых, канонизированных христианской церковью: «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», «Житие» протопопа Аввакума (хотя последнее не совсем соответствует законам жанра).
    16. «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославовича?»
    17. Бояна - легендарного древнерусского певца.
    18. Писать «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. придерживаться действительных событий, а не придумывать их; однако сам обращается и к вымыслу (например, «вещий сон» Святослава), и к образной и риторической речи.
    19. «...растекашется мысью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под небесами» («мысь» переводится то как мысль, то как белка).
    20. Скорее - «белка», так как система сравнений выдерживается в едином ключе: белка, волк, орел (а не мысль, волк, орел). Бебрян - сорт шелковой ткани особой выделки, а не бобровый мех.
    21. С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом.
    22. «...борзых», т. е. быстрых. Князь Игорь своим родственникам.
    23. «...шеломом Дону». Выпить воды из реки побеждённой страны - символ победы.
    24. Илью Муромца.
    25. Гзак и Кончак.
    26. Так автор «Слова...» называет русских - сыновья Бога Солнца.
    27. Стрибог - Бог Ветров.
    28. Нет, ханы называют её «красной девицей».
    29. «О Русская земля, ты уже за холмом!»
    30. 1 мая 1185 г., в самом начале похода, у берегов Оскола; это знамение предвещало неудачу.
    31. Каялы - от глагола «каяти» (оплакивать, жалеть). Какая реальная река имелась в виду, не выяснено.
    32. С пахотой и жатвой: «Черна земля под копытами посеяна костьми русских» и «снопы стелют головами»; с пиром - «Тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую» (кстати, Кончак и впрямь сват Игоря: их дети помолвлены); с грозой - «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого!».
    33. В славянской мифологии и русском фольклоре жемчуг означает слёзы.
    34. «Золотое слово, со слезами смешанное».
    35. Аллитерация на звук «с». Слова Святослава, киевского князя.
    36. Киев сочувствует поражению князей, а Чернигов страдает от набегов кочевников, поднявших головы после своей победы и разорявших юг Руси.
    37. Ветер, Днепр и солнце: первый покровительствует половцам, последнее - русским, а Днепр Словутич - пограничная славянская река.
    38. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, в которой королевич Елисей обращается к ветру, солнцу и месяцу.
    39. «Тут Игорь князь пересел из седла золотого в седло кощиево», т. е. рабское.
    40. Половчанин Овлур.
    41. «Никнет трава от жалости, а дерево с печали к земле приклонилось». Олицетворение.
    42. Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, «одинокой кукушкой рано утром кукует».
    43. С внуком Игоря Изяславом - сыном Владимира и Кончаковны.
    44. Возвращению Игоря из плена.
    45. Кощеем. Происхождение этого слова В. Даль связывает с «костями» (изможденный, худой человек, скряга, скупец). Употреблялось в значении «подлый раб, нехристь».
    46. «Аминь», которым завершается «Слово...»; «христианы» и др.; половцы называются «погаными»: «побарая за христианы на поганые полки».
    47. Культ Солнца: четыре солнца - четыре князя, обращение Ярославны к «пресветлому Солнцу», «Солнце светится на небесе - Игорь князь в Русской земле». Затмение солнца символизирует помрачение света истины в душе князя.
    48. «Слово о полку Игореве» анонимно, автор неизвестен; возможно, он был дружинником Игоря, участвовавшим в походе, или приближенным киевского князя Святослава, сторонником Ольговичей, преувеличивавшим их силу.
    49. На плачи и «славы» (песенные восхваления). «Слово», «песнь», «повесть».
    50. Собирателем древних рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в 90-х гг. XVIII в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 г.
    51. А. Н. Радищев. «Песни, петые на состязаниях в честь древних славянских божеств»; В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов»; А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»; К. Ф. Рылеев. «Боян».
    52. В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого, И. Шкляревского, В. Сосноры, В. Кожевникова.
    53. Опера А. Бородина «Князь Игорь»; картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны», В. Шварца «Боян», К. Васильева «Ярославна».
    54. «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIII в.).
    55. О Евпатии Коловрате (вероятно, прозвище, означающее «ворот, вал с рычагами, сверло»).
    56. Десять тысяч.
    57. Татары о рязанцах и Батый о Коловрате.
    58. К дружине, «...воле».
    59. Узнав о гибели мужа, выбросилась с маленьким сыном из «превысокого терема».
    60. «Задонщина» (XIV в.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XV в.).
    61. Сергий Радонежский.
    62. Пересвет.
    63. По месту битвы - «за Доном».
    64. О «Слове о полку Игореве». «...Татарскими»; «русские жены восплескаша татарским золотом»; «уже по Русской земле простреся веселие и буйство».
    65. Согласно этой теории, именно в русском народе сохранилась истинная православная вера, поэтому христианским центром должна стать Москва. Византии. Не бывать.
    66. «Плетение словесных венков», т. е. восхваление с обилием сложных синтаксических конструкций, повышенной метафоричностью и риторическими приемами.
    67. К Днепру обращалась Ярославна, это пограничная русская река.
    68. В Новеграде и Путивле.
    69. А. Блок. Цикл стихов «На поле Куликовом».
    70. «Домострой».
    71. «Повесть о Петре и Февронии» - библейская легенда о царе Соломоне и Суламифи, роман о Тристане и Изольде.
    72. Они умерли в один день и час, и их положили в разные гробы, но на следующий день их тела оказались вместе в общем, заранее заготовленном гробу.
    73. «...Адамовы».
    74. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
    75. В Индию, три года.
    76. «Апостол» - книга апостольских посланий для богослужения.
    77. Князь Андрей Курбский - царю Ивану IV.
    78. «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде».
    79. «Повесть о Горе-Злочастии».
    80. «...Горе», «...Горе».
    81. Да, он спасается в монастыре.
    82. «...не о чем», «...некручинну».
    83. Алексея Михайловича.
    84. Скоморохами.
    85. Протопоп Аввакум.
    86. «...собачка».
    87. О дьяволе, соблазнившем Еву и Адама и оставившем их в беде после изгнания из рая.
    88. «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Фроле Скобееве».
    89. Вирши (от лат. verse - стихи) - силлабические русские стихи создавались по польскому образцу. При написании таких стихов учитывалось лишь количество слогов (силлаб), а не количество ударений.
    90. Симеон Полоцкий (город Полоцк).
    91. Плодовый сад или виноградник, в котором много разных сортов плодов, ягод, цветов.
    92. Честь родителей не передается сыну, если он не подражает их добродетелям (вечная проблема отцов и детей).
    93. Евпраксия и Феврония, Ярославна и Марковна, Андреева и Святополча.
    94. Феофан Грек и Андрей Рублёв. О последнем снял фильм А. Тарковский.
    95. Софийский собор в Киеве (XI в.), церковь Покрова на Нерли (XII в.), Троице-Сергиев монастырь (XIV в.), ансамбль Московского Кремля (XIV-XVII вв.), храм Василия Блаженного (XVI в.), Новодевичий монастырь (XVII в.), Преображенская церковь в Кижах (XVII в.).

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...