Русские святые времен татарского нашествия презентация. Каталог презентаций

Дополнительные адреса для скачивания: Облако@Mail.Ru .

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

Монголо-татарское иго на Руси

Разрушение селений
Разрушения, совершенные на Руси Ордой Батыя, были поистине страшными. Современные археологические раскопки показали следы национальной катастрофы 1237-1240 годов. Пепелища, братские могилы и остатки домов с костями детей, прятавшихся в печах, — в Киеве, Рязани, Волыни, Серенске, Изяславе, Торжке. После Батыева нашествия из 157 сельских поселений, известных в начале XIII века, 105 прекратили свое существование, 14 городов исчезли с лица земли, и жизнь в них уже не возродилась. Еще 35 были разрушены, а часть превратилась в села. В середине XIII века Киев представлял собой небольшой городок, в котором было 200 дворов.

Исчезновение ремесел
С приходом монголов в северо-восточной Руси в течение ста лет не было каменного строительства, исчезли многие русские ремесла. В старые времена секреты мастерства составляли семейную тайну и передавались от отца к сыну. Убитые или угнанные в рабство никому не могли передать свои секреты. При раскопках ордынских городов обнаружены следы кварталов, где жили уведенные в плен русские ремесленники. Многие секреты производства были безвозвратно утеряны. Например, до нашествия монголо-татар в Древней Руси умели изготовлять стекло. Впоследствии стеклоделие возродилось только в XVII веке с помощью итальянских и немецких мастеров.

Ханские баскаки
Но беда была не только в разорении. На Русскую землю легло тяжкое иго порабощения. В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей — баскаков, а князьям приказал являться к себе с изъявлением покорности. Баскак, татарский чиновник, назначался ханом как полновластный правитель над покоренными народами. Власть баскаков на Руси была выше власти князя или полководца. Впоследствии, когда татары наложили на Русь дань, баскаки следили за сбором податей и за переписью населения. Баскаки вмешивались и во внутренние дела Руси. Летописи полны свидетельствами монголо-татарского гнета и насилия. Во многих городах: Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале, Устюге вспыхивали восстания против сборщиков дани. Ссора с баскаками могла для князя иметь самые тяжелые последствия.

Что значит прозвище «саинхан»?
По летописям, сказаниям и археологическим свидетельствам мы знаем о необычайной жестокости хана Батыя. Поэтому так странно узнать, что прозвище у него было «саинхан», что значит «добрый хан». Плано Карпини, посол папы римского, так пишет о нем: «Сей Батый очень ласков к своим людям, но, несмотря на это, они чрезвычайно боятся его, в сражениях он весьма жесток, а на войне хитер и лукав». Наши русские источники также приводят несколько свидетельств хорошего отношения Батыя к русским князьям и воинам. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о том, как оценил Батый мужество и отвагу Евпатия Коловрата. Помним мы и о великодушном отношении Батыя к киевскому воеводе Дмитрию. Вот так неоднозначно оценивает история людей. Иногда один добрый поступок очень жестокого и безжалостного человека может оставить о нем добрую память. А иногда очень праведная и честная жизнь может быть стерта в памяти потомков одним недостойным действием. При Батые в Русской земле еще не были установлены татарские дани и пошлины. Но Батый смотрел на русских князей как на своих подданных. Он мог ласкать и награждать князей, а мог унижать и убивать их или издеваться над ними.

К хану за ярлыком
Великий князь Юрий Всеволодович погиб на реке Сити, и Владимирский престол перешел к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу. Князь Ярослав должен был отправиться в Золотую Орду к Батыю. Как ни тяжко было гордому князю унижаться, он покорился ордынским ритуалам. К хану пройти нужно было между двух костров. В этом состоял обряд очищения огнем. Монголо-татары верили, что огонь предохраняет от злых поступков и даже лишает силы яд, если его несут к хану. Прежде чем войти к хану, надо было поклониться сначала на восток тени Чингисхана, потом войлочным идолам и, став на колени, склонить голову до земли. Нередко предлагали выпить кобылье молоко — кумыс, который русские считали поганым напитком. Пройдя все эти унизительные для русского великого князя обряды, Ярослав получил от Батыя ярлык. Князь обещал исполнять все приказания хана, обещал являться по первому его слову в Орду, признал над собой власть Батыя, а себя — его рабом. Летописцы не осуждают князя. Они с сочувствием описывают муки его унижения и признают, что, смирив свою гордость, великий князь Ярослав спас свой народ от новых бед и, возможно, полного истребления. Языческие ритуалы были противны русской христианской душе. Даже те князья, которые им покорялись и которые уезжали от хана с ярлыком на княжение и подарками, горестно восклицали: «О, злее зла честь татарская!».

Князь Михаил Черниговский в Орде
Многие же князья отказывались исполнить требования монголо-татар и были погублены в Орде. Среди житийных памятников XIII века сохранилось «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Из этого письменного памятника мы узнаем, что князь Михаил Черниговский вместе со своим боярином Феодором прибыли в стан Батыя по его приказу. Батый велел жрецам своим совершить над Михаилом все, что следовало по языческим уставам, а потом уже представить его в ханскую ставку. Князю Михаилу было 67 лет, и не смог он переломить себя и покориться. «Христианин поклоняется Творцу, а не твари», — твердо ответил он жрецам.

Гибель в Орде князя Михаила и боярина Феодора
Узнав о непокорности русского князя, Батый озлобился и велел ему или поклониться монгольским идолам, или умереть. «Я готов поклониться царю, — отвечал Михаил. — Ему вручил Бог судьбу царств земных. Но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются жрецы». Татарские чиновники еще раз сказали ему: «Идут от хана убить вас; покоритесь и останетесь живы». Михаил и верный его боярин Феодор отвечали в один голос: «Не слушаем вас, не погубим души своей, не хотим славы мира сего». Скоро явились убийцы. Соскочив с коней, татарские палачи схватили Михаила, растянули за ноги и за руки и долго зверски избивали. А потом какой-то отступник из русских, Домант, уроженец Путивля, отрезал князю ножом голову. Последние слова князя были: «Я христианин!». Вслед за своим князем был замучен и боярин Феодор.

Князь Михаил и боярин Феодор - святые мученики
За верность христианской вере, а также по многочисленным чудесам, которые совершались на могилах убиенных князя Михаила и боярина Феодора, оба они причислены Русской Церковью к лику святых-мучеников. Всего за 150 лет монголо-татарского ига в Орде было замучено более десяти русских князей. А сонм святых Русской Церкви пополнился более чем двадцатью мучениками из числа погубленных в Орде священнослужителей, князей, бояр и воинов.

Монголо-татары и православная вера
В своем законе Чингисхан, который сам был язычником, объявил о терпимости монголов к любой вере. Однако во время завоевания Руси монголы убили многих служителей Русской Церкви, в том числе владимирского и переславского епископов, ограбили знаменитые русские церкви, похитили драгоценные оклады с икон. С 1261 года путем дипломатических переговоров в Орде была учреждена православная епархия. Это было великим утешением для многочисленных русских пленников. Первым епископом в столице Орды Сарай-Бату был Преосвященный Митрофан. Христианская вера скоро стала пользоваться большим уважением среди монголо-татар. Некоторые жены ханов приняли крещение и стали христианками.

Ордынский царевич
Самый яркий пример распространения христианской веры среди монголо-татар — жизнь ордынского царевича (племянника хана Берке, который был преемником хана Батыя и возглавлял после его смерти Золотую Орду). О жизни царевича нам рассказывает памятник XIV века: «Повесть о Петре, царевиче Ордынском». Слово о вере Христовой поразило юношу. Он стал уверяться в пустоте языческой религии — в бессмысленности поклонения солнцу, звездам, огню. Боясь гнева дяди, царевич тайно ушел из Орды в Ростов и там крестился с именем Петр. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, молился, любил Богослужения, жил чисто и воздержанно. На заработанные у князя деньги Петр основал монастырь на берегу озера Неро, близ Ростова, и там мирно окончил свои дни. За жизнь, всецело посвященную Богу и служению людям, а по житию Петр всегда «был отцом всех бедных и несчастных», он причислен к лику святых.

Цель: развитие творческого мышления посредством включения учащихся в образовательный процесс.

Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

Развивающая задача: формировать навыки коммуникативной культуры, демонстрация межпредметных связей.

Воспитательная задача – формировать:

  • чувство глубокого патриотизма, любви к Родине;
  • межэтническую толерантность.

Образовательная и дидактическая задача: дать знания о русских святых князьях - защитниках Отечества, углубить понимание смысла христианского подвига, раскрыть понятие подвига ратного.

Основные понятия:

Святой благоверный.
Ратный подвиг.
Христианский подвиг.
Смирение.
Христианская вера.
Монгольское иго.
Ярлык на великое княжение.
Хан золотой Орды.

Структура урока: этапы.

  • организационный (1 - 2 мин) мотивационная настройка.
  • основной (информационно - деятельный) общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы, беседа, работа с различными историческими источниками, сценическая деятельность, анализ и обобщение.
  • заключительный: подведение итогов урока.

План урока

  1. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII в.
  2. Первые новомученики за веру на земле русской князья Юрий Всеволодович и Василько Константинович.
  3. Христианский подвиг черниговского князя Михаила и боярина его Федора.
  4. Преподобная Евфросиния Суздальская.
  5. Герой земли русской князь Александр Ярославович Невский.
  6. Подвиг христианского смирения князя Михаила Тверского.

Ход урока

Беда приходит на Русь

“В лето 6731 года, при князе Михаиле Романовиче..., в десятое лето княжения его в Киеве, за грехи наши, пришел народ незнаемый, рать неслыханная....Бог же один ведает их”, читаем мы в русской летописи.

Русь была завоевана и оставалась под властью татар 243 год.

Записи в тетради (1237 - начало нашествия Батыя, 1480 г - стояние на реке Угре, освобождение при Иване 3).

Посмотрим на историческую карту, она похожа на лоскутное одеяло.

Каждое княжество закрашено своим цветом.

Почему нет единого цвета государства? (единого государства не было).

Как называется такой период в истории? (феодальная раздробленность)

Видеосюжет, демонстрирующий захват русских княжеств монголо-татарским войском.

Учитель : после 6-дневной осады и жестокого штурма пала Рязань.

Великий князь владимирский не пришел на помощь к Рязанцам.

В произошедшем близ Коломны сражении русские отряды были полностью уничтожены. Затем Батый взял и уничтожил Москву.

Монголы приближались к Владимиру.

7 февраля начался решительный штурм (слайд - штурм Владимира войсками Батыя). Сквозь рухнувшие во многих местах стены татары ворвались в город, уцелевшие жители, духовенство, семья великого князя пытались укрыться в Успенском соборе, но враги ворвались туда и всех перебили.

“Почему один за другим пали русские города?” (не было единства, князья не помогали друг другу).

Много русских князей и простых людей погибло, было уведено в плен, продано в рабство.

И рассекла татарская сабля русскую землю........ Русь жива!

Ученик - историк. Нет! Жива была Русь!

Князь Юрий Всеволодович собрал силы Владимиро-Суздальской земли.

И 4 марта на реке Сити произошла “сеча великая” Несмотря на героизм, русские были разбиты, а князь погиб.

Ученик - из Лаврентьевской летописи:

“... Юрий, мужеству соименный. Кровью омылись твои страдания, ибо если не напасть, то не венец, если не мука, то не воздаяние, ибо всякий придерживающийся добродетели не может без многих врагов быть...”

Вопрос: А как назвать подвиг князя? (ратный, т. к. главная обязанность князя - защита родной земли от врагов).

А что еще защищал князь? (христианскую веру, Отечество православное).

Записи - ратный подвиг, христианская вера.

Ученик: “о. Леонид! А я еще слышал о новомученике Василько Ростовском? А какой подвиг он совершил? (слайд “Убиение князя Василько Ростовского”)

О. Леонид:

В битве при Сити Василько Ростовский попал в плен. “С принуждением повели его до Шереньского леса и когда стали станом, принуждали его много безбожные татары принять свои обычаи, быть в их неволи и воевать за них. Он же никак не покорялся “ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры. Как дадите ответ Богу, многие души, погубив без правды? Они же скрежетали на него зубами, желая насытится его крови. Блаженный же князь Василько в последний раз помолился и тотчас без милости был убит. Тело князя было найдено сыном священника и привезено в Ростов.

Вопрос : Почему был прославлен князь Василько? (За мученический христианский подвиг)

Как согласуется отказ князя служить в войске Батыя с евангельской заповедью о любви: “Любите врагов ваших. (Евангелие от Матфея. гл 5 стих 44)?

Ученик - историк.

А вскоре, Русь явила еще один подвиг.

В 1246 году после установления зависимости - ига черниговский князь Михаил приехал в Золотую Орду для получения ярлыка - права на княжение, однако посещение закончилось трагически - князь Михаил и боярин его Федор были убиты по ханскому приказу.

“А я читал “Житие Михаила Черниговского”. Князь сам проявил инициативу совершить подвиг во славу Христову. Узнав об обычаи хана заставлять христиан поклоняться языческим богам - солнцу и кусту, он вызвался поехать в Орду и обличить батыево “прельщение”.

“Я христианин, – сказал князь. – Возьмите от меня славу мира этого, мне ее не надо. И он отбросил свой меч. А боярин Федор, когда ему предложили за предательство княжество его господина сказал “Хочу пострадать, как государь мой князь”. Смерть князя Михаила и боярина Федора была страшна. Сначала их долго били, а за тем отрубили головы.

“И так, восхваляя Господа, пострадали и предали святые свои души в руки Божии оба новосвятых мученика - заключает свой рассказ автор “Сказания о черниговском князе Михаиле и боярине его Федоре” (о Леонид).

Почему подвиг князя и боярина поразил даже палачей?

О. Леонид, Князья Михаил Черниговский, Роман Рязанский, его дочь Евфросиния Суздальская. Александр Невский прославлены в лике благоверных.

Давайте поразмышляем над смыслом этого слова – благо - верный?

Благо – добро, значит - благая вера.

А где еще встречается такое словосочетание? (Евангелие, благая весть)

Благоверный - прославленный за доброе (синонимы подбираются вместе с учениками) исповедание христианской веры.

В те же годы своей праведной жизнью прославилась дочь князя Михаила Черниговского Евфросиния Суздальская (рассказ ученика).

Вывод (учитель):

Вот так XIII столетие явило миру удивительное чудо русской святости - трое святых оказались связаны узами родства: Михаил Черниговский, его зять Василько Ростовский и его дочь Евфросиния Суздальская.

Но русская святость не ограничивается только образами новомучеников за веру. В сознании людей возникают образы князей - воинов, спасителей, способных мудростью своей и силой защитить Русь.

“Святой благоверный князь Александр Невский”

Сын великого князя Ярослава. Внук Всеволода Большое гнездо, князь Александр получил свое прозвище за победу над шведами на реке Неве. Был не только выдающимся военачальником, но и мудрым политиком, не раз спасавшим Русь от татарских набегов трижды ездил на поклон в Орду.

Но никогда не изменял вере христианской.

“Тебе, хан кланяюсь как правителю царства, которое дал тебе Бог, а идолам твоим не поклонюсь, потому что кланяюсь Единому Богу, которому служу” (ученик в костюме князя)

Хан был удивлен и сказал: “Правду говорят, что нет князя подобного ему”.

Внимание учеников на икону Александра Невского

Читаем и объясняем слова “Я христианин есмь, и не подобает мне кланятися твари, но поклоняемся Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу Единому в Троице Святой”

Римский Папа предлагал помощь в борьбе с Ордой, если Русь примет католичество, но Александр отказался.

Почему? (спасти Родину ценой измены Православной веры?)

Однажды, возвращаясь из поездки в Орду, Александр тяжело заболел и скончался.

“Зашло солнце земли Русской, – так сказал митрополит Кирилл, увидев, как ангелы возносят бессмертную душу князя на небо.

О. Леонид:

Образ святого князя - воина очень популярен на Руси. Записаны многочисленные свидетельства чудес явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых периодов истории России: во время Куликовской битвы, при взятии Казани иногда чудеса совершал он один, иногда со своими “сродниками” святыми Борисом и Глебом.

Много бед причинили татары Руси, разжигали вражду между князьями. Приказывали приезжать в Орду за ярлыком. Случалось, враждующие князья звали на помощь татар. Так завистники оклеветали перед ханом князя Михаила Тверского, он пострадал в Золотой орде в 1318 году.

Князя пытали, ему предлагали бежать из плена, но он отказался.

“Я никогда не бегал от врагов и, если я один спасусь, а народ подвергну новой беде, то какой ответ я дам Богу?”

Инсценировка по стихотворению АА Бестужева “ Михаил Тверской” (музыка)

“В темнице мрачной и глухой
Ночною позднею порой
Лампада темная мелькает
И слабым светом озаряет
В углу темницы двух мужей
Один во цвете юных дней
Другой, окованный цепями
Уже покрыт был сединами
Не слышно вздохов на устах,
И в пламенных его очах
Божественный покой сияет.
То к небу взор он поднимает
То с нежной грустию глядит
На сына, полного печали,
И так, в утеху говорит:

Ученик :

В слезах довольно утопали
Твои глаза, друг добрый мой
Пора расстаться мне с тобою
И Михайловой головой
Купить Отечеству покой
Всегда будь верен правде, чести.
И если хочешь, чтоб венец
Имел веселью твой отец
оставь врагов его без мести.

Вопросы: (каждый отдельно, по щелчку).

  • Во имя чего князь пожертвовал своей жизнью?
  • Какое завещание он оставил своему сыну?
  • Почему он призывал сына не мстить своим врагам?

Надо различать понятия – враг личный и враг Отечества и защищать христианские святыни Отечества.

И завершат наш урок слова князя Александра Невского

“Не в силе Бог, а в правде”.

Подведение итога учителем.

Домашнее задание:

Исследуй, есть ли в нашем регионе храмы, посвященные святым князьям: Михаилу Черниговскому, Михаилу Тверскому, Александру Невскому.

За презентацией просьба обращаться к автору

Несмотря на терпимое в целом отношение татар к Православной Церкви, эпоха монголо-татарского ига (особенно начальный ее период) характеризуется большим числом мучеников за веру. В период, последовавший за утверждением господства монголов на Руси, мучениками были, в основном, князья. Среди духовенства в это время почти не встречается жертв монголо-татар, так как к Церкви они стали относиться лояльно. Но князья в это время очень часто оказываются именно мучениками за веру. Конечно, их гибель очень часто была обусловлена и политическими причинами. Но при этом, желая погубить неугодного князя, ему, как правило, предлагали сделать выбор: жизнь ценой измены Православию или мученическая смерть за веру. Именно так произошло со св. Михаилом Черниговским, который в 1246 г. прибыл в Орду. Он ехал, фактически, на верную смерть, так как его активная борьба с монголами и убийство ханских послов в Киеве не давали никаких шансов на помилование. Михаилу было предложено пройти через очистительные языческие огни и поклониться идолу Чингисхана, что православный князь с негодованием отверг. За отказ совершить языческий обряд Михаил и его верный боярин Феодор были казнены по приказу Батыя. Святые мощи Черниговских чудотворцев впоследствии были привезены из Орды в Москву.

«Мучеником окончил свои дни и князь Роман Олегович Рязанский, который был зверски казнен в Орде в 1270 г…. Князь Роман тоже причислен Церковью к лику святых. Согласно его житию, он пал жертвой клеветы ханского баскака, нещадно грабившего рязанцев. Роман вступился за своих подданных, но это стоило ему жизни. Князя обвинили в том, что он хулил хана Менгу-Тимура и веру монголов. Терпимость язычников имела, однако, и обратную сторону: уважение монголами христианства требовало и взаимного благожелательного отношения к их язычеству. Князь Роман, который, согласно доносу, осуждал веру хана, должен был понести наказание в соответствии с религиозным законодательством Яссы» .

Святой князь Михаил Тверской был замучен в 1319 г. О нем известно, что он также был оклеветан своим соперником, Московским князем Юрием Даниловичем. Кроме того, ему вменили в вину, что у него в плену скончалась супруга Юрия - Агафия-Кончака, сестра хана Узбека. Михаил, добровольно явившийся по приказу хана в Орду, отказался от побега. В его подвиге, может быть, и нет прямого исповедания веры, но его смерть Церковь признала мученической. Это добровольное шествие на смерть «за други своя», ибо в случае непослушания князя ханской воле его родной Твери грозил карательный рейд монголов. Михаил пожертвовал собой, чтобы спасти вверенных ему Богом подданных. Великий князь Владимиро-Суздальский Юрий (Георгий) несмотря на малочисленность своей дружины он 4 марта 1238 г. дал сражение Батыевой рати на реке Сить, неподалеку от Ярославля. Князь пал, как герой, сражаясь с врагом. Мощи его через два года после гибели были обретены на поле брани и положены в Успенском соборе Владимира. Князь Георгий почитается в лике святых мучеников.

Но если князья-мученики были впоследствии канонизированы, то множество безымянных жертв монгольского завоевания, в том числе священномучеников, так никогда и не было причтено к лику святых. В годы татарщины это было невозможно по политическим мотивам, а потом память о них постепенно стерлась. Хотя, несомненно, было огромное количество священномучеников. Известны лишь имена архимандрита Пахомия, игуменов Даниила и Феодосия - настоятелей владимирских монастырей, погибших при штурме города Батыем в 1238 г. Сохранились и имена нескольких епископов, погибших в 1237-1240 г.г. Среди них - епископ Рязанский Евфросин, епископ Переяславский Симеон и епископ Владимирский Митрофан.

Татарское нашествие сыграло значительную роль в том, что в древнерусском сознании значительно укрепилось христианское миросозерцание. Начиная с XIII–XIV вв., православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов. Ведь сохранение собственной веры, по убеждению мудрецов той поры, означало и сохранение независимости духовной жизни народа. А независимость духовная необходимо должна была привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости. И недаром именно в этот период понятия "русский" и "православный" становятся синонимами.

В этом отношении крайне важным становится новое осмысление русской святости. Жития русских святых, написанные в смутные XIII–XIV столетия, поначалу представляли собой преимущественно краткие сухие записи, напоминающие в большей степени "памяти" о святом, нежели настоящие жития. Но в литературно-философских памятниках XIII–XIV вв. появляются новые герои, чьи образы стали рассматриваться и как важнейшие общественно-значимые идеалы, и как примеры для подражания в личной жизни. Важнейшее место среди этих героев занимают новые мученики, погибшие за веру. Таковыми, к примеру, вскоре стали почитаться погибшие от руки захватчиков князья Юрий Всеволодович и Василько Константинович.

Под 1239 годом в Лаврентьевской летописи появляется настоящий гимн убиенному в битве на реке Сити великому князю Юрию Всеволодовичу. Эта скорбная песнь, по сути дела, стала прологом к церковной канонизации князя: "...Бог наказывает разными несчастиями, дабы предстали как золото проверенное в горниле, христианам ведь через многие беду предстоит войти в Царствие Небесное; ибо Сам Христос Бог сказал: труден путь в Царство Небесное и преодолевшие трудности обретут его. Юрий, мужеству соименный! Кровью омылись твои страдания; ибо если не напасть, то не венец, если не мука, то не воздаяние; ибо всякий придерживающийся добродетели не может без многих врагов быть..." Позднее великий князь Юрий Всеволодович был канонизирован. День памяти - 4 (17) февраля.

Еще большее внимание летопись уделяет подвигу князя Василько Константиновича Ростовского, который первым из русских людей стал именно новомучеником за веру, отказавшись подчиниться татарским языческим обрядам.

Лаврентьевская летопись сообщает: "А Василька Константиновича вели с постоянным понуждением до Шерньского леса, и когда стали станом, принуждали его много безбожные татары принять обычаи татарские, быть в их неволи и воевать за них. Он же никак не покорялся их беззаконию, и много укорял их, говоря: "О глухое царство, оскверненное! Ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры, хотя и нахожусь я в великой беде; как дадите ответ Богу, многие души погубив без правды? За их муки будет мучить вас Бог, и спасет души тех, кого погубили". Они же скрежетали на него зубами, желая насытиться его крови. Блаженный же князь Василько помолился... И в последний раз помолился: "Господи Иисусе Христе Вседержитель! Прими дух мой, да и я почию в славе Твоей". И сказал это и тотчас без милости был убит. И был брошен в лесу, и увидела его некая верная женщина и поведала о том богобоязненному мужу поповичу Андриану. И взял он тело Василька и обвил его саваном и положил его в укромном месте. Узнав об этом, боголюбивый епископ Кирилл и княгиня Василькова послали за телом князя и принесли его в Ростов. И когда понесли его в город, множество народа вышло навстречу ему, печальные слезы проливая, лишившись такого утешения. И множество народа правоверного рыдали, видя, что отходит отец сиротам и кормилец... И сего блаженного князя Василька сопричислил Бог смерти, подобно Андреевой, кровью мученической омылся он от прегрешений своих, с братом и отцом Юрием, великим князем. И это было удивительным, ибо и по смерти соединил Бог тела их: Василька принесли и положили в церкви Святой Богородицы в Ростове, где и мать его лежит...

Был же Василько лицом красив, очами светел и грозен, безмерно храбр на охоте, сердцем легок, с боярами ласков. Кто из бояр ему служил и хлеб его ел и чашу его пил, тот никому другому князю, за любовь его не мог служить; особенно сильно любил Василько слуг своих. Мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили, во всем был искусен, все умел. И сидел он в доброденствии на отцовском столе и на дедовском, и скончался так, как слышали". За свой мученический подвиг князь Василько был прославлен Русской Православной Церковью. День памяти: 4 (17) марта.

А уже вскоре Русь явила еще один подвиг мученичества. В 1246 г. черниговский князь Михаил Всеволодович, тесть князя Василько Ростовского, приехал в Золотую Орду, видимо, для того, чтобы получить ярлык на Черниговское княжество. Однако это посещение закончилось трагически - князь Михаил и его боярин Феодор были убиты по ханскому приказу.

Через непродолжительное время было установлено церковное почитание невинно убиенных, и в те же годы (во всяком случае - до 1271 г.) было составлено краткое "Сказание" о Михаиле и его боярине Феодоре. Позднее, уже на основе этого "Сказания", возникли и другие повествования, в том числе и Житие Михаила Черниговского. Сюжет, связанный с гибелью Михаила Всеволодовича, стал крайне популярным в Древней Руси, ведь Михаил Черниговский и его боярин Феодор стали рассматриваться как одни из первых новомучеников за православную веру.

В тексте "Сказания" очень важен тот момент, что Михаил сам проявляет инициативу совершить подвиг во славу Христову и не прельститься "славою света сего". Узнав об обычае хана Батыя заставлять христиан поклоняться языческим идолам, он, вдохновленный Божией благодатью и даром Святого Духа, сам вызывается поехать в Орду, что обличить батыево "прельщение" и доказать ему и всему миру, что вера христианская живет в сердцах русских людей. Получив благословение духовника, Михаил говорит: "По молитве твоей, отче, как Бог соизволит, так и будет. Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую". В этом желании князя поддержал и его боярин Феодор.

Оказавшись в Орде, Михаил и Феодор не поддаются ни на уговоры царя, ни на просьбы бояр. Они стойко ждут своей участи, избранной ими самими. И когда посыльный татарского царя говорит князю: "Михаил, знай - ты мертв!", то Михаил твердо отвечает: "Я того и хочу, чтобы мне за Христа моего пострадать и за православную веру пролить кровь свою". А своим боярам он бросил под ноги свой княжеский плащ, как символ отказа от земной жизни: "Возьмите славу света сего, к которой вы стремитесь!"

Смерть князя Михаила и боярина Феодора была страшна: сначала их долго и жестоко избивали, а затем отрезали головы. "И так, восхваляя Бога, пострадали и предали святые свои души в руки Божии оба новосвятых мученика" - заключает свой рассказ автор "Сказания".

Таким образом, если летопись в сюжете о князе Василько Константиновиче наметила, то "Сказание" полностью сформулировало новый для русского религиозно-философского сознания идеал - мученика за веру, сознательно выбирающего смерть во имя Христа. Озабоченные погибелью Руси и ищущие ее спасения, древнерусские книжники видели путь спасения через мученичество во имя веры. Героическая смерть Михаила Черниговского - это своего рода жертва, принесенная русским народом во искупление своих грехов. Идея жертвенности становится крайне важной в XIII–XIV столетиях. Ведь добровольная и мученическая смерть - это не только подражание мученической смерти Христа, но и выражение Руси своей готовности пройти любые испытания, вынести любые тяготы во имя Божие. И, в итоге, заслужить спасение. Интересно, что позднее, в XVI веке, мученическая смерть Михаила Черниговского трактовалась уже с религиозно-мистических позиций. Так, появляются редакции Жития, в которых отрубленная голова князя чудесным образом остается живой после смерти. Голова, уподобленная голове Иоанна Крестителя, становится говорящей и произносит слова: "Я - христианин". Дни церковной памяти Михаила Черниговского - 14 (27) февраля и 20 сентября (3 октября).

В те же годы своей праведной жизнь прославилась дочь князя Михаила Черниговского - преподобная Евфросиния Суздальская. Преподобная Евфросиния Суздальская (в миру - Феодулия Михайловна) (1212–1250) родилась в Чернигове и была старшей дочерью князя Михаила Всеволодовича и княгини Феофании. С детства Феодулия была сведуща в книгах, читала Аристотеля, Платона, Виргилия и Гомера. Особенно интересовалась “врачебной философией” античных медиков Галена и Эскулапа. В 15 лет была просватана за одного из сыновей владимиро-суздальского князя, но накануне свадьбы ее жених неожиданно скончался. После этого Феодулия постриглась в монахини Суздальского Ризоположенского монастыря под именем Евфросинии. В феврале 1237 г., когда на Суздаль обрушились орды Батыя, Евфросиния осталась в монастыре. Вскоре занялась врачеванием в монастырской больнице, спасла от телесных и душевных недугов многих тяжело больных людей. В 1246 г., узнав о поездке отца в Орду, решила поддержать его и в послании убеждала не поддаваться ни на какие уговоры, не изменять истинной вере и не поклоняться идолам. После смерти отца, поддержала намерение своей сестры Марии составить “Сказание” о мученическом подвиге Михаила Черниговского. После смерти преподобная Евфросиния была погребена в Суздале в Ризоположенском монастыре и сразу же началось церковное почитание инокини. В 1570 г. было найдено древнее Житие Евфросинии Суздальской. В 1571 г. преподобная была официально причислена к лику святых, а в 1699 г. были обретены ее нетленные мощи. День памяти: 25 сентября (8 октября).

Вот так, XIII столетие явило миру удивительное чудо русской святости - трое святых оказались связаны узами родства: Михаил Черниговский, его зять Василько Ростовский и его дочь Евфросиния Суздальская.

Но русская святость в XIII столетии не ограничивалась только образами новомучеников за веру. Одновременно в народном и церковном сознании возникают и образы князей-спасителей, способных мудростью своей и силой освободить, спасти Русь от иноземного "плена". И уже в первые годы монголо-татарского завоевания, среди других русских князей оказался князь, который, стал зримым символом будущего возрождения Руси. Это сын великого князя Ярослава Всеволодовича и внук великого князя Всеволода Большое Гнездо - Александр Ярославич Невский (ок. 1220–1263), получивший свое прозвание за победу над шведами на реке Неве. Александр Невский был не только выдающимся военачальником, но и мудрым политическим руководителем, не раз сумевшим путем дипломатических переговоров спасать Русское государство от разорительных татарских набегов и поборов. Уже при жизни он пользовался огромным уважением своих подданных, а вскоре после смерти было написано первое Житие великого князя, подчеркивающее истинную святость Александра Невского и ставшее начальным звеном в дальнейшей канонизации его, как русского святого.

Самый ранний вариант Жития Александра Невского не имеет устойчивого названия и в разных рукописях именуется "житием", "словом" или "повестью о житии". Составление Жития относят к 80-м годам XIII в., а инициаторами его составления считают князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла. Первым центром почитания Александра Невского, как святого, в те же годы стал монастырь Рождества Богородицы во Владимире, где был похоронен князь и где, видимо, возникла первая редакция Жития. Автор этой редакции неизвестен, но, судя по всему, он был книжником из окружения митрополита Кирилла и современником последних лет жизни великого князя. Всего же, с распространением почитания Александра Невского, сложилось более пятнадцати редакций его Жития.

В этом Житие нет подробного изложения биографии Александра Невского, что, судя по всему, и не входило в задачу неизвестного автора. Зато он концентрирует внимание на основных эпизодах из жизни князя, которые позволяют воссоздать, с одной стороны, его образ героического князя-воина, а с другой стороны, образ князя-христианина.

Решению первой задачи служат рассказы о воинских подвигах Александра Невского, из которых особо выделяются победы над шведами и немецкими рыцарями на Чудском озере.

Для решения второй задачи автор прибегает к более выразительным средствам. Прежде всего, описывая великого князя, он широко использует библейские образы, сравнивая качества Александра Невского с красотой Иосифа, силой Самсона, мудростью Соломона. Сам великий князь предстает перед читателями истинно верующим человеком. Он проявляет полную стойкость перед соблазном принять католичество в обмен на военно-политическую помощь Рима: "А от вас учения не примем", - гордо отвечает князь папским посланникам. Верный православному вероучению, Александр Невский каждый свой шаг освещает молитвой и упованием на Божию помощь. И Господь не оставляет его без Своей благодати.

В Житие приводится рассказ о нескольких чудесах, явленных Господом в помощь великому князю. Так, перед битвой со шведами, старейшине земли Ижорской, некоему Пелугию явились святые братья Борис и Глеб, сказавшие: "Да поможем сроднику своему князю Александру". А во время Чудского сражения на помощь великому князю пришло "воинство Божие", которое видели в воздухе. И недаром сам Александр Невский, не раз проявлявший исключительную решимость, говорил: "Не в силе Бог, но в правде". Ведь, если Господь зримо являл свою помощь, то это значило, что правда находится на стороне русского великого князя и ведомой им державы.

Образ святого князя-воина Александра Невского стал очень популярен в Древней Руси, а сам святой прославлялся как один из заступников за Русскую Землю. Позднее в разные времена и в разных памятниках будут записаны многочисленные свидетельства чудес, явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых и решительных периодов в истории Руси - во время Куликовской битвы, при взятии Казани. Иногда чудеса он совершал один, иногда со своими "сродниками" святыми Борисом и Глебом и другими князьями, признанными святыми. К Александру Невскому обращались с молитвами об исцелении от болезней. В 1547 г. был установлен общероссийский праздник в честь святого Александра Невского - 23 ноября, а в 1724 г. установили и новый праздник - 30 августа, в честь перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург. Мощи святого князя-воина, заступника за Землю Русскую и по сей день хранятся в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской Лавре.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Монголо-татарское нашествие на русские земли

Ответьте на вопросы: 1. Какие княжества существовали на русских землях перед монголо-татарским нашествием? 2. Какое из княжеств было наиболее могущественным?

ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО ПРО МОНГОЛО-ТАТАР? КОЧЕВНИКИ ХОРОШИЕ ВОИНЫ СКОТОВОДЫ ВСАДНИКИ С ДЕТСТВА В СЕДЛЕ

1. В степях Азии издавна жили племена кочевников-монголов. 2. В конце XII ст. Тут возникает могущественная феодальная держава. 3. В 1206г. Хан Темучин стал ханом всей Монголии и взял себе имя Чингис-хан. Он объединил монголов и подчинил себе татар. 4. Он создал огромную конную армию. В ней существовала суровая дисциплина. 5. За наименьшее неповиновение воинов жестоко наказывали. МОНГОЛО-ТАТАРЫ

ВООРУЖЕНИЕ МОНГОЛОВ

ВООРУЖЕНИЕ РУССКИХ

МОНГОЛЫ РУССКИЕ ХИТРОСТЬ ОПЫТ РАЗВЕДКА СКОРОСТЬ ДИСЦИПЛИНА СИЛА РАЗОБЩЁННОСТЬ САМОУВЕРЕННОСТЬ ПРЯМОТА

Первое столкновение с монголами

1223г. – битва на р. Калке Русские впервые пересеклись с этим степным народом, когда убили их послов. Этим они и с отрицательной стороны привлекли внимание монголов. Монгольские парламентёры были посланы на Русь с той целью, чтобы переубедить восточных славян поддерживать половцев. Последние были врагами монголов. В 1223 г. на реке Калке объединённая армия русских и половцев потерпела поражение от монголо-татар. На Русь надвигалось монголо-татарское нашествие...

Причины поражения русских войск в битве на р. Калке: НАЗОВИТЕ

Хан Батый Батый – внук Чингисхана и выдающийся полководец. Его имя в переводе с монгольского означает “хороший государь”. Родился в 1208 году.

Начало нашествия Волжская Булгария 1235 г.

Первая волна нашествия

После 7-дневного штурма Рязань пала Монголы перебили его жителей, а город сожгли. Повернув на Владимир, они неожиданно стали нести серьезные потери. Отряд Евпатия Коловрата стал мстить за родной город. Но через месяц он погиб.

Владимир Тверь Кострома Ярославль Ростов Первая волна нашествия

Первая волна нашествия В марте 1238 года часть войск монголов подошла к реке Сити, где стояли основные силы владимирского князя. Русские были застигнуты врасплох и разбиты. Другая часть войска дойдя до Торжка р азвернулась, даже не попытавшись захватить Новгород. Почему? Силы монголов истощились, пора на отдых в степи

Первая волна нашествия

Жители Козельска залили водой крепостной вал и противник не смог с ходу овладеть крепостью из-за обра - зовавшегося льда. Через 49 дней город пал. Завоеватели не пощадили никого, включая грудных младенцев, « отрочят сосущих млеко». Малолетний князь Василий, по этому же летописному преданию утонул в крови: «о князи Василии не ведомо се: инии глаголяху, яко в крови утопе, понеж бо млад бе ». Чудовищный по последствиям для Северо-Восточной Руси набег был закончен.

Первая волна нашествия

В 1239 г. Батый собрав огромное войско двинулся на южные русские княжества.

Поход Батыя на Южную Русь Киев Переяславль Чернигов

Поход Батыя на Южную Русь Галич Владимир

В 1237-1241 гг. русские княжества испытали опустошительное нашествие монголо-татар. Русские княжества, которые действовали врознь, были обречены на гибель. Однако героическое сопротивление Руси взорвал завоевательский запал монголов. Поселившись в степях, монголы учредили государство Золотая Орда, которая стала составляющей могучей монгольской империи. Русские княжества надолго попали под господство монголо-татар. Монголо-татарская нашествие стало поворотным пунктом в истории русских княжеств. Монгольское господство задержало и изменило их последующее развитие. ИТОГИ: Руины Десятинной церкви Киев

Проверь себя Где и когда состоялась первая встреча русских и монголо-татар? Какое княжество первым было завоевано – монголо-татарами на Руси? Какое имя носил основатель Монгольской империи? Кто возглавлял татаро-монгольское войско во время нашествия на Русь? В каком году был захвачен Киев? Какой город татаро-монголы назвали злым? Время первого нашествия татаро-монголов на Русь Время второго нашествия татаро-монголов на Русь? Как называлось государство, возникшее на захваченных Батыем землях? Как называлась плата (продуктами, изделиями ремесла и людьми), которую население Руси отдавало монголо-татарам? Что такое иго?

Запомните даты: 31 мая 1223 р. - битва на реке Калка. 1237-1241 рр. - монголо-татарская нашествие на Русь. 1239 р. - опустошение монголами Переяславской и Черниговской земель. Конец ноября - начало декабря 1240 р.- оборона Киева. 1240-1241 рр. - опустошение монголо-татарами Киевского и Галицко-волынского княжеств.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...