Положение по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов. Обеспечение качества образовательной программы на основе профессиональных стандартов Дополнительные профессиональные программы на основе профессиональн

О соответствии ФГОС профессионального образования и основных профессиональных образовательных программ требованиям профессиональных стандартов

С первого июля 2016 года вступил в силу (далее - Федеральный закон), который внес изменения в Трудовой кодекс РФ и (статьи 11 и 73) касаемо требований к применению профессиональных стандартов.

Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учётом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9.12.2013 года.

В соответствии с :

  • основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) или образовательными стандартами (далее - ОС) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (часть 7 статьи 12);
  • программы профессионального обучения разрабатывается на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (часть 8 статьи 73);
  • содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (часть 9 статьи 76), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (часть 10 статьи 76).

Таким образом, содержание программ профессионального обучения и содержание дополнительных профессиональных программ должно быть приведено в соответствие с профессиональными стандартами.

В Трудовом Кодексе РФ указано, что профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, так как в них используется конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эта особенность стандартов делает их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

На современном этапе работа по созданию национальной системы квалификаций идет достаточно активно.

Характеристика квалификации в профессиональном стандарте включает в себя описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики.

Однако в настоящее время наблюдается рассогласование требований к квалификации образовательных стандартов ФГОС профессионального образования (а значит и основных профессиональных образовательных программ) и профессиональных стандартов.

Тем не менее, имеется ряд документов, в которых описано обязательность устранения противоречий в требованиях к квалификации ФГОС профессионального образования и профессиональных стандартов.

Так, например, в постановлении Правительства РФ сказано, что профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В указано, что ФГОС профессионального образования подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11.Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 июля 2016 года. Э то значит, что к 1 июля 2017 году все ФГОСы должны быть приведены в соответствие с требованиями профессиональных стандартов к квалификации специалистов, рабочих, служащих.

Согласно использование профессиональных стандартов при разработке программ профессиональных модулей является обязательным условием разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности.

В данном документе указан алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, который должен осуществляться пошагово.

Например, для разработки программ среднего профессионального образования, указан следующий алгоритм:

ШАГ 1 . Создание рабочей группы.

Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.

ШАГ 2 . Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа.

При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:

  • один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;
  • часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
  • несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

ШАГ 3 . Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки).

ШАГ 4 . Формирование результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта.

ШАГ 5 . Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе.

ШАГ 6 . Формирование структуры и содержания программы.

ШАГ 7 . Разработка учебного плана и календарного графика.

ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы.

Таким образом, к 2017 году все ФГОСы профессионального образования должны быть приведены в соответствие с требованиями профессиональных стандартов к квалификации специалистов, рабочих, служащих.Соответственно и основные профессиональные образовательные программы также должны соответствовать их требованиям.

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

1. Общие положения

1.1. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 01.01.01 г. «Об образовании в Российской Федерации», «в Российской Федерации по уровням общего и , по профессиональному обучению реализуются основные , по – дополнительные образовательные программы.

К дополнительным образовательным программам относятся:

Документационное обеспечение работы с персоналом. Деятельность по поиску и отбору персонала. Деятельность по оценке, аттестации и развитию персонала.

4. Сопоставление ФГОСов и ПС, с учетом которых

разрабатывается ДПП

4.1. ФЗ № 000 установлено, что ДПП разрабатываются на основании ПС и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ. Таким образом, при разработке программ возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС и ПС.

4.2. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 ФЗ № 000). Для их определения может использоваться ПС. При этом необходимо учесть различия терминологии, используемой во ФГОСах и ПС. Вид профессиональной деятельности, квалификация, упоминаемые в цитируемой статье закона, в ПС в большинстве случаев соответствуют ОТФ, иногда – ТФ.

4.3. Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки слушатель может быть подготовлен к выполнению одной ОТФ, отвечающей присваиваемой квалификации, или освоить соответствующие ей компетенции. Далее необходимо найти ФГОС, соответствующий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования к результатам подготовки с описанием квалификации в ПС.

4.4. В силу разной степени обобщенности формулировок ОТФ и ТФ в ПС в одних случаях ФГОС СПО в ПС соответствует ОТФ (одна или несколько), а в других – ПФ (одна или несколько). Профессиональным компетенциям могут соответствовать ОТФ или ТФ, а также трудовые действия. Порой для определения необходимости коррекции профессиональной компетенции (ПК) бывает необходимо проанализировать и перечни умений.

4.5. Кроме профессиональных компетенций по видам деятельности, в качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции (ОК). При их определении необходимо учитывать, что слушатели программ профессиональной переподготовки уже освоили или осваивают основную профессиональную образовательную программу, в том числе общие компетенции соответствующего уровня профессионального образования.


4.6. С учетом различия подходов, использованных при составлении характеристики профессиональной деятельности и определения требований к результатам освоения образовательной программы в ФГОС ВО и описании квалификации в ПС, в каждом конкретном случае разработчики должны самостоятельно определить, какие единицы ПС и как корреспондируют с единицами ФГОС.

4.7. Кроме ПК и (или) ПСК, в качестве результата образования ФГОС ВО фиксируют ОПК. При их определении используется подход, аналогичный описанному выше для ОК. При их определении необходимо учитывать, что слушатели программ профессиональной переподготовки уже освоили или осваивают основную профессиональную образовательную программу, в том числе общекультурные, а иногда и общепрофессиональные компетенции соответствующего уровня профессионального образования.

5. Оценка профессиональной квалификации при освоении ДПП

5.1. В соответствии с частью 14 ФЗ № 000, освоение ДПП завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. Таким образом, для ДПП ФЗ № 000 не предусматривает никаких ограничений на разработку содержания и организации итоговой аттестации.

5.2. Оценка квалификации (квалификационный экзамен) может проводиться единовременно или по накопительной схеме, в несколько этапов, следующих друг за другом с различными временными промежутками.

6. Практики и стажировки

6.1. Если обучение предполагает овладение видом деятельности (совершенствование его выполнения) или профессиональными компетенциями, а не отдельными умениями и знаниями, то в структуре программы присутствует практика (стажировка).

6.2. При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.

6.3. ДПП может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

6.5. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Лист регистрации изменений

Молчанова Е.Д. 1 , Полынская М.М. 2

1 Кандидат технических наук, 2 Кандидат экономических наук, Иркутский государственный университет путей сообщения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем внедрения профессиональных стандартов в основные образовательные стандарты на примере направления 27.03.02 Управление качеством (уровень бакалавриата). В статье представлены результаты, полученные в результате анализа на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, посредством сопоставления следующих единиц ФГОС ВО и проф. стандартов: виды деятельности и обобщенные трудовые функции, профессиональные компетенции и трудовые функции, практический опыт и трудовые действия, а также по отношению к разделам умений и знаний.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательная программа, конкуренция, квалификация, трудовая функция, профессиональные компетенции.

Molchanova Е.D. 1 , Polinskya М. М . 2

1 PhD in Engineering, 2 PhD in Economics, Irkutsk state University of railway engineering

QUALITY ASSURANCE EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE BASIS PROFESSIONAL STANDARDS

Abstract

The article analyzes the problems of the introduction of professional standards in basic educational standards on 27.03.02 quality Management (undergraduate level). The article presents the results of the analysis on the basis of methodical recommendations of the Ministry of education and science of the Russian Federation, by comparing the following units IN FSES and professional standards: the activities and summarized work performance, professional competence and work performance, practical experience and labor actions, as well as in relation to sections skills and knowledge.

Keywords: professional standard, educational program, competition, qualification, employment function, professional competence.

В настоящее время система российского образования претерпевает реструктуризацию. Изменения касаются уровней обучения, методик преподавания и, конечно, области материала, который обеспечивает определенный процент знаний выпускников. Специальность «Управление качеством» впервые была введена в перечень направлений, реализуемых вузами в нашей стране в 2000 году и была воспринята представителями организаций достаточно неоднозначно. Многие относили ее к экономическим специальностям и воспринимали ее как нечто неопределенное. Специалист в сфере управления качеством имел своеобразную квалификацию: инженер-менеджер. Во-первых, инженер – это специалист в области техники и технологий, который на достаточно высоком уровне мог обеспечить производственный процесс, во-вторых, менеджер, который наравне с инженерным подходом мог спроектировать и организовать систему ведения дел в организации по отношению к руководству и его взаимоотношению между сотрудниками в организации.

Совместно с новым направлением специальности, среди руководителей крупных производственных организаций, развивалось и понимание внедрять требования международных стандартов на системы менеджмента качества. Первые попытки реализации этих требований имели незначительный положительный опыт за счет самообучения некоторых индивидов в организации, которым вменялось адаптировать новые требования в деятельность организаций. Именно в начале 2000-х годов университеты начали взаимодействовать с предприятиями и организациями в рамках обучения специалистов высшего и среднего звена нововведениям в области систем менеджмента качества.

Сегодня ни одно уважающее себя предприятие не обходится без системы менеджмента качества и востребованность специалистов, теперь уже бакалавров, в области управления качеством достаточно определена. Еще на стадии обучения студенты в рамках научно-исследовательских работ приносят много полезного в организации или на производстве. На специалистов, имеющих соответствующее образование, накладывают определенную ответственность, потому что обеспечивать качество продукции, процессов или услуг, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является необходимым и важным условием.

Тем не менее, в своих требованиях к формированию специалистов представители производств формулируют свои предпочтения и на сегодня эти предпочтения отражены в профессиональных стандартах (ПС), разрабатываемых сообществом работодателей.

В Российской Федерации, согласно части 8 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ профессиональное обучение с 01.06.2016 г., будет определяться конкретной программой профессионального обучения, спроектированной и согласованной на основе ПС.

Для подготовки к реализации вышеуказанных требований необходимым является проведение анализа основных образовательных программ (ООП) на предмет соответствия ПС, имеющим прямое отношение в части установления квалификационных требований .

Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ также предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения ПС . Соответственно, их использование – обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности. В связи с этим далее в статье будут рассматриваться вопросы учета требований ПС при разработке основной образовательной программы по направлению 27.03.02 – Управление качеством (уровень бакалавриата).

Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) высшего образования с учетом соответствующих ПС проводился на основе методических рекомендаций по разработке ОПОП и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих ПС, утвержденных Министерством образования в 2015 г. .

Пошаговая инструкция предусматривает создание рабочей группы по разработке комплекта документов ООП, сформированной с привлечением профессорско-преподавательского состава кафедры, специалистов предприятий, в частности служб, связанных с деятельностью в области управления качеством и выпускников данного направления.

Задачей рабочей группы является разработка согласованных подходов к разработке ОПОП с точки зрения обеспечения учета требований, соответствующих ПС, либо иных квалификационных требований, закрепленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Рабочая группа выполняет следующие виды работ:

– разработка подходящей системы оценки и обеспечения качества образовательной услуги, направленной на обеспечении логичности всей учебной программы и функционирования элементов обратной связи;

Выбор ПС осуществлялся с учетом наименования направления высшего образования: несколько ПС, каждый из которых отражает специфику деятельности в области управления качеством и описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

Поиск ПС проводился на сайте Минтруда России, где размещен Национальный реестр, включающий утвержденные нормативные документы.

В настоящее время, в рамках реализации направления 27.03.02. – Управление качеством, применимыми являются два ПС:

1) «Специалист по качеству продукции», рег. номер 250, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 856н от 31.10.2014;

2) «Внутренний аудитор», рег. номер 441, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 398н от 24.06.2015 г.

На следующем этапе был проведен анализ на предмет соответствия требований ПС требованиям ФГОС и направленности программы с целью формирования модели компетенций выпускника, максимально подготовленного к профессиональной деятельности и обладающего необходимым объемом знаний в области управления качеством.

В результате сопоставления вышеперечисленных документов были выявлены трудовые функции, приобретение которых требует ПС, но не отражены в профессиональных компетенциях. В результате проведенного анализа была выявлена необходимость совершенствования ООП в части формирования дополнительного вида деятельности, например, «Производственно-эксплуатационная деятельность» и соответствующих профессионально-специализированных компетенций (ПСК), например, способность выявлять и анализировать требования потребителей к продукции (услуге) – ПСК-1; способность проводить работы по обеспечению удовлетворенности потребителей – ПСК-2.

На следующем этапе работы рабочей группы была сформирована модель компетенций выпускника, представленная на рисунке 1.

Рис. 1 – Компетентностная модель выпускника по направлению 27.03.02 – Управление качеством

Таким образом, на данном этапе выполнения научно-методической работы, была выполнена первая задача: разработка модели компетенций выпускника с учетом ПС, в результате которой были сформулированы дополнительный вид деятельности и профессионально-специальные компетенции, в результате чего была сформирована модель компетенций выпускника по направлению 27.03.02 – Управление качеством.

Л итература

  1. Прокопов Ф.Т. Анализ применения профессиональных стандартов, 2014. – URL: https://www.hse.ru/org/projects/123845229 (дата обращения 18.04.2016);
  2. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” (с изменениями и дополнениями).
  3. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утверждены Министерством образования 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/612 (дата обращения 18.04.2016)

References

  1. Prokopov, F. T. analysis of the application of professional standards, 2014. – URL: https://www.hse.ru/org/projects/123845229 (accessed 18.04.2016);
  2. The RF Government decree of January 22, 2013 No. 23 “On Rules of development, approval and application of professional standards” (with changes and additions).
  3. Guidelines for the development of the basic professional educational programs and additional professional programs with professional standards, approved on approved by the Ministry of education 22.01.2015 No. DL-1/05vn. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/612 (accessed 18.04.2016)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Проектирование программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов»

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность разработки программ профессионального обучения работники предприятий нуждаются в: повышении своей квалификации, переподготовке в связи с техническим переоснащением предприятий необходимостью получать новые знания и профессиональные компетенции, соответствующие новым технологиям

3 слайд

Описание слайда:

Закон об образовании РФ ст. 12 п.3 основные программы профессионального обучения – (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

4 слайд

Описание слайда:

Профессиональный стандарт дает возможность: проведения оценки квалификации и сертификации работников предприятий и выпускников учреждений профессионального образования; формирования государственных образовательных стандартов программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, разработки учебно-методических материалов по программам профессионального образования; решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры); проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.)

5 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов: программы профессионального обучения разрабатывается на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов)

6 слайд

Описание слайда:

Последовательность проектирования ОППО Изучаем требования регионального рынка труда, работодателя, с которым непосредственно взаимодействует организация Выбор профессионального стандарта Определение ОПФ и ТФ, которые соответствуют направленности программы профессионального обучения и относятся к выбранному уровню квалификации Формирование результатов освоения программы на основе профессионального стандарта

7 слайд

Описание слайда:

Определение результатов освоения программ профессионального обучения на основе профессионального стандарта Профессиональныйстандарт Программапрофессионального обучения Вид профессиональной деятельности (ВПД) освоение ВПД, как правило, связано с рядом преемственных программ профессионального обучения Обобщенная трудовая функция как правило, соответствует профессии в целом или виду деятельности, входящему в ее состав Трудовая функция как правило, соответствует профессиональной компетенции Трудовое действие основа описания практического опыта Умения основа определения перечня умений Знание основа определения перечня знаний

8 слайд

Описание слайда:

Последовательность 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе:

9 слайд

Описание слайда:

Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе Результат 1: Слушатель выполняет обработку заготовок, деталей средней сложности на металлорежущих станках токарной группы в соответствии с заданным технологическим маршрутом, при использовании универсальных, специальных приспособлений, режущего и контрольно-измерительного инструмента в зависимости от материала формы обрабатываемой поверхности и типа станка Показатели оценки результата: Слушатель обрабатывает заготовки, детали средней сложности на станках токарной группы в соответствии с заданным технологическим маршрутом, при использовании универсальных, специальных приспособлений, режущего и контрольно-измерительного инструмента в зависимости от материала формы обрабатываемой поверхности и типа станка Слушатель знает и соблюдает инструкции и правила техники безопасности при осуществлении обработки заготовок, деталей средней сложности на металлорежущих станках токарной группы Слушатель умеет обрабатывать заготовки, детали средней сложности на металлорежущих станках токарной группы соответствующие вариантам примеров работ токаря по ЕТКС

10 слайд

Описание слайда:

Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе Требования к предмету оценивания По показателю 1 слушатель воспроизводит заданный технологический маршрут обработки средней сложности металлических заготовок, деталей, изделий при оптимальном режиме обработки в зависимости от материала, формы обрабатываемой поверхности и типа станка с применением универсальных и специальных приспособлений, режущего, измерительного инструмента, металлорежущих станков токарной группы, По показателю 2 слушатель содержит рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, с правилами организации рабочего места станочника По показателю 3 слушатель обрабатывает заготовки, детали средней сложности на металлорежущих станках токарной группы по всему перечню примеров работ токаря по ЕТКС

11 слайд

Описание слайда:

Организация оценки квалификации при освоении программ профессионального обучения Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена (часть 1 статьи 74). Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений

12 слайд

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...