Рабочая программа по дополнительному профессиональному образованию. Проектирование и реализация вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров спо Программа дополнительного профессионального образования повышения

Организация Все "Бизнес-центр" АПКиППРО АНО «Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий» АНО «Научно-методический центр медиации и права» АНО «Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования» АНО «Творческие образовательные технологии» АНО "Национальный Центр Инноваций в Образовании" АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК» АНО ВО «Университет Российского инновационного образования» АНО ВО "МПИ св. Иоанна Богослова" АНО ДПО «Институт проблем образовательной политики «ЭВРИКА» АНО ДПО «Институт экономики, управления и социальных отношений» АНО ДПО «Культурно-образовательный центр «Глобальный мир» АНО ДПО «МАСПК» АНО ДПО «Многопрофильный инновационный центр» АНО ДПО «Московская академия народного хозяйства и государственной службы» (МАНХиГС) АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ-РС» АНО ДПО «Просвещение-Столица» АНО ДПО «СофтЛайн Эдюкейшн» АНО ДПО «Учебный центр русского языка Московского государственного университета» АНО ДПО «ЦРМК-образовательные программы» АНО ДПО «Центр результативного образования» АНО ДПО «Школа Китайгородской» АНО ДПО "Высшая Школа Компетенций" АНО ДПО "Институт развития кадров" АНО ДПО "Образовательный центр для муниципальной сферы Каменный город" АНО ДПО "СНТА" АНО ДПО "УМЦ РСА "Интеркон-Интеллект" АНО ДПО Открытый институт "Развивающее образование" АНО ДПО ЦПСО «Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» АНО Центр правовой поддержки «Профзащита» АНОВО "Международный университет в Москве" АНОДО "Международная Академия спорта Ирины Винер" АО «Академия «Просвещение» АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» ГАОУ ВО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» (московский филиал) ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» ГАОУ ДПО «Московский центр развития кадрового потенциала образования» (МЦРКПО) ГАОУ ДПО «Московский центр технологической модернизации образования» (Темоцентр) ГАОУ ДПО "Центр педагогического мастерства" ГАПОУ "Технологический колледж № 24" (ГАПОУ ТК № 24) ГАУ "Московский зоопарк" ГБОУ Городской организационно-методический центр «Школьная книга» ГБОУ ДПО «Центр патриотического воспитания и школьного спорта» ГБОУ ДПО ГМЦ ДОгМ (Городской методический центр) ГБОУ Школа № 1560 "Лидер" ГБОУДО "Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара" ГБПОУ «Воробьевы горы» ГБПОУ «Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий» ГБПОУ «Первый московский образовательный комплекс» ГБПОУ "Колледж связи № 54" имени П.М. Вострухина ГБПОУ "Политехнический техникум №47 им. В.Г. Федорова" ГБУ «Городской психолого-педагогический центр» ГБУ «Лаборатория путешествий» ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Департамента спорта и туризма города Москвы ГБУ ДПО г. Москвы «Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства» ГБУК г. Москвы "Центральная библиотека им. Н.А. Некрасова" Городской методический центр и МИОО Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» Институт дополнительного образования Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Институт туризма и гостеприимства Кафедра ИТиОС. Приказ ДО 732 Кафедра безопасности жизнедеятельности Кафедра валеологии Кафедра здоровьесберегающего содержания образовательных технологий Кафедра математики (госконтракт) Кафедра международной интеграции лингвистического образования Кафедра немецкого языка Кафедра охраны труда Кафедра психологических инноваций в образовании Кафедра социально-гуманитарного образования Кафедра тьюторского сопровождения образовательной деятельности Кафедра управления персоналом Кафедра физики Кафедра языкознания Лаборатория информатики МГТУ ИСОТ МИОО. Кафедра дошкольного образования МИОО. Кафедра иностранных языков МИОО. Кафедра информационных технологий образования МИОО. Кафедра истории и культуры религий народов России МИОО. Кафедра коррекционной педагогики МИОО. Кафедра международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе МИОО. Кафедра методики обучения биологии МИОО. Кафедра методики обучения информатике МИОО. Кафедра методики обучения физике МИОО. Кафедра методики обучения химии, экологии и естествознания МИОО. Кафедра моделирования компетенций и развития личности педагога МИОО. Кафедра начального образования МИОО. Кафедра общей педагогики МИОО. Кафедра педагогики внеурочной деятельности МИОО. Кафедра практической психологии МИОО. Кафедра профессионального образования МИОО. Кафедра психологии образования МИОО. Кафедра социально-гуманитарного образования МИОО. Кафедра технологии МИОО. Кафедра управления развитием образовательных систем МИОО. Кафедра философии образования МИОО. Кафедра экологического образования и устойчивого развития МИОО. Кафедра экономики МИОО. Кафедра экономики образования МИОО. Кафедра эстетического образования и культурологии МИОО. Управление профессионально педагогического сопровождения и поддержки ГИА МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н.Э. Баумана МПГУ Управление непрерывного дополнительного образования МЦ ЗелОУО МЦНМО НИИ дошкольного образования им.А.В.Запорожца НИУ ВШЭ «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» НИУ ВШЭ "Центр финансов социальной сферы Института социальной политики" НОУ "Институт педагогических систем" НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт» НОУ ДПО «Институт новых технологий» НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» НОУ ДПО «Национальный институт современного образования» НОЧУ ВО "МФПУ "Синергия" Некоммерческое образовательное учреждение "Школа для малышей" ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет" ОДО ЧОУ «Центр дополнительного образования «Снейл» ОМЦ ВОУО ОМЦ САО ОМЦ СВАО ОМЦ СЗАО ОМЦ ЦОУО ДО ОМЦ ЮЗАО ООО «Детский наукоград» ООО «Институт Организационной Психологии» ООО «Инфоурок» ООО «Международный центр «Креативные технологии консалтинга» ООО «Научно-образовательный центр развития непрерывного образования» ООО «Национальный технологический университет» ООО «СиСиН» ООО «Федерация фитнес-аэробики России» ООО «Центр развития образования имени И.Г. Песталоцци» ООО "БЕЛОВ ПРОДАКШН" (Высшая школа саногенной коррекционной педагогики) ООО "Институт консалтинга и развития образования" ООО "Лаборатория Интеллектуальных Технологий ЛИНТЕХ" ООО "Международная Ассоциация Дополнительного Образования" ООО "Международные Образовательные Проекты" ООО "Методики интеллектуального развития" ООО "Мой учитель" ООО "Практика Проектного Управления" ООО "РЕЛОД" ООО "Современные образовательные технологии" ООО "Столичный институт иностранных языков" ООО "ТЦ Сфера" ООО Многопрофильный учебный центр дополнительного профессионального образования «Образовательный стандарт» ООО Учебный Центр "ПРОФАТТЕСТАЦИЯ" ООО Учебный центр "ПРОФАКАДЕМИЯ" ОУ Педагогический университет «Первое сентября» ОЧУ ВО "Московская международная академия" РБОО «Центр лечебной педагогики» РГУ им. А.Н. Косыгина Ресурсный центр по переходу на ФГОС ООО Совместные курсы МИОО ШНТ (Школа новых технологий) Совместные программы МИОО-МЦКО Союз «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МИЭТ» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Управление внешних коммуникаций и профориентации ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Департамент иностранных языков ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Институт практической психологии ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Московский институт электроники и математики им. А.Н.Тихонова ФГАОУ ВО "Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина" ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» ФГАУ «Федеральный Институт Развития Образования» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» ФГБНУ "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования" ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ФГБОУ «Российский университет дружбы народов» ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт» ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет» ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» ФГБОУ ВО "Московский государственный лингвистический университет" ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" ФГБОУ ВО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана" ФГБОУ ВО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана". Центр довузовской подготовки (отдел взаимодействия с профильными школами) ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет". Институт дистанционного образования ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет". Управление молодежной и информационной политики ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет". Центр довузовской подготовки "Абитуриент" ФГБОУ ВО "Российский университет транспорта (МИИТ)" ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики» ФГБОУ ВПО МГУЭСИ (МЭСИ) ФГБОУ ВПО РГАИС ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования» ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» ФГБУ "Российская академия образования" ФГБУ "Российская академия образования". Отдел перспективных научных исследований Факультет повышения квалификации Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Психологический институт Российской академии образования" Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский технологический университет" Фонд поддержки социальных проектов «Образование обществу» ЦППРиК "Ясенево" Центр педагогического мастерства ЧОУ ВО "Московский университет имени С.Ю.Витте" ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» ЧОУ ДПО «Фрактал» ЧУ ОДПО "Эндемик" ЧУО ДПО «Бизнес школа «Столица» кафедра ДПО ОМЦ ЮВОУО

Экономика в современных реалиях уже давно стала инструментом глобального взаимодействия, и без знания её основных механизмов и принципов работать в условиях жесткой конкуренции просто невозможно. Сегодня экономика, как и любая другая сфера деятельности, неразрывно связана с инновационными технологиями, а значит, квалифицированному специалисту уже недостаточно стандартной базы знаний. Ему необходимо обладать широчайшим спектром компетенций. Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова предлагает пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, которые помогут вам приобрести необходимые навыки для работы в современных условиях.

Телефон: +7 495 673 74 10

E-mail:suprunenko@adm.сайт

Профессиональная переподготовка в нашем вузе - это целый ряд преимуществ:

  • большой выбор курсов и образовательных программ;
  • хорошая техническая база, позволяющая проводить обучение дистанционно;
  • возможность выбора удобной формы обучения;
  • возможность проходить переподготовку сразу по нескольким направлениям;
  • доступная стоимость обучения.

ИМПЭ им. А.С.Грибоедова входит в число ведущих вузов страны. Мы предлагаем по-настоящему качественное образование: все программы по профессиональной переподготовке соответствуют действующим стандартам, в рамках реализации курсов повышения квалификации применяются современные образовательные технологии и методики. Информационно-техническая и учебно-методическая база позволяет вести переподготовку по самым разным направлениям.


Профессиональная подготовка ведётся по уникальным методикам, разработанным с учётом рекомендаций Рособрнадзора и с использованием ведущих образовательных практик. Обучением занимаются опытные преподаватели, среди которых кандидаты и доктора наук.


Курсы переподготовки рассчитаны на слушателей со средним специальным и высшим образованием. Мы предлагаем программы различной продолжительности. Повысить квалификацию можно без отрыва от основной деятельности: на базе института действуют дистанционные формы обучения.


С каждым участником программ профессиональной подготовки заключается договор, в котором указана стоимость и продолжительность обучения. После окончания обучения в рамках дополнительного образования слушателям выдаётся удостоверение государственного образца.


Для зачисления на курсы по повышению подготовки не обязательно обладать специальным экономическим образованием. Обучение в нашем вузе позволит не только усовершенствовать профессиональные знания, но и приобрести новые компетенции по любому из выбранных вами профилю. Профпереподготовка - это выгодное инвестирование в собственную карьеру и возможность получить дивиденды в обозримом будущем.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГБПОУ «СПАССКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОГРАММа

Дополнительного профессионального образования

по направлению «Экскурсовод»

Болгар,2016 г.

Рабочая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 120701 Туризм.

Организация разработчик: ГБПОУ «Спасский техникум отраслевых технологий»

Разработчик: Саиткина Анна Павловна. зам.директора по УПР

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

    ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых по направлению «Экскурсовод» является дополнительной профессиональной образовательной программой, составленной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120701 Туризм (базовой подготовки).

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области проектирования инженерных сооружений, разведки и эксплуатации природных богатств, организации сельскохозяйственного производства, выполнения мелиоративных работ, проведения водохозяйственных и гидротехнических мероприятий, землеустройства и мн. др.

    1. Цели и задачи программы дополнительного образования – требования к результатам освоения программы дополнительного образования :

В результате освоения программы дополнительного образования обучающийся должен

уметь :

выполнять надписи различными шрифтами, вычерчивать условные знаки населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнять красочное и штриховое оформление графических материалов, вычерчивать тушью объекты, горизонтали, рамки планов и карт, выполнять зарамочное оформление, выполнять чертежи с использованием аппаратно-программных средств

знать:

назначение и устройство приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах.

    1. Количество часов на освоение программы дополнительного образования :

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 час., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 час.;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Объем программы дополнительного образования и виды учебной работы

лабораторные работы

практические работы

контрольные работы

курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Ито Итоговая аттестация в форме зачета

результаты освоения ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Результатом освоения программы дополнительного образования является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра , в том числе

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.2.

Обрабатывать результаты полевых измерений.

ПК 1.3.

Составлять и оформлять планово-картографические материалы.

ПК 1.4.

Проводить геодезические работы при съемке больших территорий

ПК 2.2.

Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований

ПК 2.3.

Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства

ПК 2.4.

Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель.

ПК 3.1.

Оформлять документы на право пользования землей, проводить регистрацию.

ПК 4.2.

Проводить количественный и качественный учет земель, принимать участие в их инвентаризации и мониторинге.

ОК 1.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

2.2.Тематический план и содержание программы дополнительного образования «Основы топографического черчения»

Практические занятия.

Основные чертежные инструменты, материалы и принадлежности Устройство и назначение чертежных инструментов, требования к ним. Трафареты, палетки, шкалы толщин. Методы контроля графического изображения.

Чертежные бумаги, прозрачные заменители бумаг, акварельные краски. Требования, предъявляемые к краскам, бумаге, кистям. Технические приемы окрашивания поверхности. Смешение красок: механическое смешение, лессировка.

Методы и приемы работы чертежными инструментами: карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером. Получение линий различного рисунка и их сочетаний. Применение различных линеек и лекал. Графическая точность и ее обеспечение.

выполнение и оформление графических работ карандашом, чертежным пером, циркулями, рейсфедером.

Тема 1.2. Шрифты, применяемые в топографическом черчении

Практические занятия.

14

Картографические и вычислительный шрифты. Картографические шрифты и надписи к на топографических картах. Требования, предъявляемые к ним. Изучение и вычерчивание карандашом и тушью остовных шрифтов. Правила расстановки букв при выполнении надписей. Скорописное письмо цифр и приемы его написания.

Размещение и вычерчивание надписей на съемочных оригиналах топографических карт

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ

Тема 1.3.

Практические занятия.

16

Элементы топографической графики, условные знаки топографических карт . Роль условных знаков на картах. Таблицы условных знаков топографических карт как государственный стандарт. Классификация условных знаков по форме и другим признакам. Требования, предъявляемые к изображению условных знаков. Методы и приёмы построения и вычерчивания условных знаков топографических карт масштабов 1:10000 и 1:2000.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение и оформление графических работ по выполнению условных знаков

Тема 1.4. Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах

Содержание

10

Практические занятия

Методика создания оригиналов топографических карт на различных основах. Вычерчивание оригиналов топографических карт. Виды оригиналов. Вычерчивание съёмочных оригиналов топографических карт. Требования к их оформлению. Порядок вычерчивания элементов содержания. Особенности зарамочного оформления. Особенности вычерчивания съемочных оригиналов при обновлении карт.

Самостоятельная работа обучающихся : выполнение и оформление топографических карт.

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дополнительного образования требует наличия кабинета «Топографическая графика»

Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета «Топографическая графика»:

чертежные столы с соответствующим оборудованием, светокопировальные столы.

Технические средства обучения: компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение, комплект учебно-методической документации

    1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.

а) основная

    Раклов В.П., Федорченко М.В., Яковлева Т.Я. Инженерная графика. - М.:ООО «Издательство «КолосС», 2004. -304 с.

    Топографическое черчение [Текст]: учебно-метод. пособие. Ч. 1 / А.П. Карпик, Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, Е.С. Утробина, В.С. Писарев ; под общ. ред. Д.В. Лисицкого.2-е изд. – Новосибирск: СГГА, 2011. – 81 с.

    Условные знаки для топографических планов масштабов 1: 5 000, 1: 2 000, 1: 1 000, 1: 500 / Федер. служба геодезии и картографии России [Текст]. – М.: Картгеоцентр-Геоиздат, 2000. – 286 с.

    Условные знаки для топографических карт масштаба 1: 10 000 [Текст]. – М.: Недра, 1977. – 143 с.

б) дополнительная:

1. Лосяков А.А. и др. Топографическое черчение. - М.: Недра. 1986. - 385с.

2. Чекмарев А.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 1998.

    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения программы дополнительного образования осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

выполнение надписей различными шрифтами, вычерчивание условных знаков населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, многолетних насаждений, дорог, гидрографии, рельефа местности, выполнение красочного и штрихового оформления графических материалов, вычерчивание тушью объектов, горизонталей, рамок планов и карт, выполнение зарамочного оформления, выполнение чертежей с использованием аппаратно-программных средств

усвоенные знания:

назначение и устройство чертежных приборов и инструментов, классификацию шрифтов, требования их выбору, классификацию условных знаков, применяемых в топографическом черчении, методику выполнения фоновых условных знаков, технику и способы окрашивания площадей, основные положения государственных стандартов по оформлению и изображению объектов на топографических чертежах

оценка уровня профессионализма деятельности обучающихся при выполнении практических графических работ

Учебная программа курса

Введение. Цель и задачи курса. Учебная и научная литература по экскурсоведению. Организации, осуществляющие экскурсионную деятельность. Роль курса в подготовке специалиста по сервису и туризму.

I. Экскурсоведение как наука.

    1. Экскурсоведение как наука

Понятие экскурсионной теории. Развитие экскурсоведения в России. Роль экскурсионной практики в развитии экскурсионной теории.

    Российский опыт в области экскурсоведения.

Петербургская школа экскурсоведения. Московская школа экскурсоведения.

    Из истории зарубежного экскурсионного опыта.

    Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.

Краткая информация о Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Музеи и музейные объекты на территории музея-заповедника. Особенности экскурсионной деятельности на территории Болгарского музея-заповедника.

    Современные проблемы экскурсоведения

Увеличение спроса на экскурсии. Изменение потребительского рынка. Необходимость расширения тематики экскурсий, разнообразия форм проведения экскурсий. Качество работы экскурсовода. Дискуссии о лицензировании экскурсоводов и введении стандартов экскурсионного обслуживания.

1.6. Экскурсия и безопасность.

II. Основы экскурсоведения.

    1. Сущность и признаки экскурсии

Понятие «экскурсия». Экскурсионный процесс и его задачи. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Признаки экскурсии.

    1. Функции экскурсии

Полифункциональность экскурсии. Трансформации функций экскурсии на различных этапах истории России. Функции экскурсии: просвещение, воспитание, организация культурного досуга, формирование интересов. Принципы экскурсии: информативность, научность.

    1. Классификация экскурсий

Основные критерии классификации экскурсий. Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация по составу и количеству участников. Подразделения экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий.

    1. Показ в экскурсии

Показ объекта. Виды объектов (музейный предмет, территория, памятники архитектуры и др.). Его задачи. Условия показа. Соотношение созерцания, осмотра и показа в экскурсии. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта. Ступени показа. Виды показа. Особенности показа на экскурсии. Экскурсовод - руководитель показа.

    1. Рассказ в экскурсии

Основные требования к рассказу в экскурсии. Задачи рассказа. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Процесс становления экскурсии. 5 уровней становления этого процесса. Нарастание экскурсионной ситуации. Активизация экскурсионного объекта.

    1. Информационные материалы для экскурсий.

Понятие информационных материалов, их классификация. Картографические материалы. Путеводители. Паспорта памятников. Научные монографии и статьи. Архивные материалы. Произведения художественного творчества, мемуары. Материалы периодической печати. Материалы устно- исторических проектов. Иллюстративные материалы.

    1. Экскурсия как педагогический процесс

Компоненты педагогической деятельности экскурсовода. Сочетание задач обучения и воспитания. Педагогическая техника, ее основные элементы. Использование методов убеждения, приучения, требования, поощрения. Формирование навыков у экскурсантов.

Роль психологии в экскурсионном процессе. Ощущение, восприятие, представление. Ассоциации в экскурсиях. Внимание на экскурсии. Воображение. Использование словесных, практических и наглядных методов.

Роль логики в повышении эффективности экскурсий. Использование законов логики для построения экскурсии (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.

    1. Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.

Из истории внемузейного экскурсионного дела в России. Цели и задачи экскурсионной работы.

Специфика экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией в условиях внемузейной среды.

Методика проведения экскурсий в немузейной среде. Специфика подачи экскурсионного материала.

    1. Экскурсия – как итоговый продукт научно-исследовательской работы.

III. Подготовка новой экскурсии.

    1. Маршрут экскурсии.

Варианты построения маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический. Объезд маршрута и его задачи.

    1. Тематика и содержание экскурсий

Тема как совокупность ряда подтем. Ведущая подтема. Название экскурсии.

    1. Экскурсионный объект

Понятие экскурсионного объекта. Критерии отбора объектов. Классификация экскурсионных объектов. Составление паспорта объекта. Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.

    1. «Портфель экскурсовода»

Необходимость расширения объектов показа. Наглядные материалы к экскурсии. Формирование «портфолио». Оформление документов.

    1. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии

Принципы составления и требования к КТЭ и ИТЭ.

    1. Методическая разработка экскурсии

Структура методической разработки. Правила оформления документа. Методическая разработка – синтез умений навыков экскурсовода и модель экскурсии.

IV

    1. Политическое развитие, этногенез.

Держава Хунну и Великое переселение народов. Империя гуннов, первое упоминания этнонима «болгар». Тюркский каганат. Великая Болгария – расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.

    1. Волжская Болгария в IX – нач. XIII веков.

Образование государства Волжская Болгария. Принятие Ислама. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Развитие образования, культуры и науки.

    1. Волжская Болгария в составе Золотой Орды.

Политико-экономическое развитие Волжской Болгарии во второй пол XIII XIV веков. Развитие хозяйства, ремесла и торговли. Город Болгар в период наивысшего расцвета.

    1. Казанское ханство.

Политико-экономическое развитие Казанского хансва в XV – в пер пол XVI веков. Падение Казанского ханства, захват Московским государством.

    1. Город Болгар в XVII XIX веках.

Этнический состав. История Успенского монастыря. Петр I и Екатерина II на руинах древнего города. Начало изучения древнего Болгара.

    1. Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.

Археологические исследования Болгарского городища в пер пол ХХ века. А.П. Смирнов. Образование Болгарского государственного историко-архитектурного музея заповедника.

Археологические исследования Болгарского городища во втор пол ХХ века. Татарстанские археологи на Болгарском городище. Фонд Возрождения и реализация комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана Великий Болгар – остов-град Свияжск». Болгарский музей-заповедник на современном этапе.

V. Экскурсия как профессия.

    1. Профессия – экскурсовод.

Этапы становления профессии экскурсовода. Жизненная позиция экскурсовода. Развитие навыков и способностей экскурсовода. Эмоции и чувства экскурсовода во время проведения экскурсии. Индивидуальность экскурсовода, её проявления.

    1. Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода

Формирование новых умений и навыков, их использование в экскурсиях. Культура речи, её характеристика. Стиль языка экскурсовода. Техника речи экскурсовода. Дикция. Богатство словаря. Образность языка. Формирование мастерства владения речью. Речевой этикет, его требования и правила. Роль внеречевых средств общения в экскурсии. Жесты экскурсовода, их значение, классификация. Мимика экскурсовода. Внешний вид экскурсовода. Манеры экскурсовода. Культура поведения экскурсовода.

    1. Техника ведения экскурсии.

Организация работы экскурсовода с группой. Темп передвижения экскурсии, его значение. Использование микрофона. Работа при отсутствии микрофона. Использование свободного времени в течение экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов.

    1. Анализ экскурсии

Цель осуществления анализа в экскурсионной деятельности. Анализ как путь к совершенствованию экскурсий. Порядок анализа. Самоанализ как компонент мастерства экскурсовода.

Планы и м етодические указания по подготовке к практическим

(семинарским) занятиям.

Цель практических занятий – закрепление теоретических знаний, приобретение навыков сбора, анализа экскурсионного материала, развитие умений коллективной работы,

Формы осуществления занятий:

    семинарские занятия;

Экскурсии в музеи Болгарского музея-заповедника.

    Разработка новых материалов методом проектной технологии

Список литературы (обязательная и дополнительная)

Обязательная.

      1. XV

        XVI века. 6 класс. К., 2012.

Дополнительная.

    XII XII

    Герд В.А. Экскурсионное дело - М. - Л.: Госиздат, 1928.

    Герцевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, 1988.

    Гревс И.М. Монументальный город и историческая экскурсия (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры). - Пг.,1921.

    Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. М., 1985.

    Татарстан тарихы. К., 2001.

    IV XXI вв. Болгар 2015 г.

Тема I . Экскурсоведение как наука.

Занятие №1. Экскурсоведение как наука.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Занятие №2. Особенности экскурсионной деятельности в Болгарском музее-заповеднике.

Литература.

Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.

Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.

Занятие №3. Современные проблемы экскурсоведения.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Тема II . Основы экскурсоведения.

Занятие №1 Сущность и признаки экскурсии.

Занятие №2. Функции экскурсии.

Занятие №3. Классификация экскурсий.

Занятие №4,5. Показ в экскурсии.

Занятие №6,7. Рассказ в экскурсии.

Занятие №8. Информационные материалы для экскурсий.

Занятие №9. Элементы психологии в экскурсии.

Занятие №10. Логика в экскурсии.

Занятие №11. Экскурсия как педагогический процесс.

Занятие №12. Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.

Занятие №13. Специфика экскурсионной теории и практики в условиях внемузейной среды.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. М., 1983.

Омельченко В.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. М., 1987.

Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев. (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела). М., 1997.

Ванслова Е.Г., Ломунова А.К., Павлюченко Э.А., Равикович Д.А., Юхневич М.Ю. Музей и школа. М., 1985.

Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.

Александров ЮЛ. Экскурсионная работа и краеведение. М.:НИИ музееведения,1985.Вып.13.

Экскурсии для молодежи. М.,1989.

Элементы логики в экскурсиях. М.,1982.

Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.

Тема III . Подготовка новой экскурсии.

Занятие №1. Маршрут экскурсии.

Занятие №2. Тематика и содержание экскурсий.

Занятие №3. Экскурсионный объект.

Занятие №4. «Портфель экскурсовода»

Занятие №5. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии.

Занятие №6. Методическая разработка экскурсии.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Руденко К.А. От Булгара до Казани путешествие в XII век. Путеводитель путешественника по Волжской Булгарии XII века (история, обычаи, культура). К., 2007.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. М., 1985.

Тема IV . История Волжской Болгарии и древнего города Болгар.

Занятие №1. Политическое развитие, этногенез (III век до н.э. – нач. VII века н.э.).

Занятие №2. Великая Болгария – образование, распад, расселение болгарских племен в Центральной и Восточной Европе.

Занятие №3. Хазарский каганат, болгарские племена на Средней Волге в VII IX веках.

Занятие №4. Волжская Болгария в IX – нач. XIII .

Занятие №5. Волжская Болгария в составе Золотой Орды.

Занятие №6. Казанское ханство.

Занятие №7. Город Болгар в XVII XIX веках.

Занятие №8. Болгарское городище в XX – нач. XXI веков.

Литература.

Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века. 6 класс. К., 2012.

Руденко К.А. История города Булгара (от основания до XV в.) историко-археологические очерки. К., 2009.

Фахрутдинов Р.Г. История татар. К., 2013.

Спасские сказания (Из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). К., 2003.

Ситдиков А.Г., Бугров Д.Г., Измайлов И.Л., Мухаметшин Д.Г. Встреча в Болгаре. Экскурсия по залам Музея болгарской цивилизации. К., 2014.

Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на Волгу. К., 2004.

Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.

Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. К., 2001.

Татарстан тарихы. К., 2001.

Эзләнүләр, уйланулар, табышлар. К., 1989.

История христианства на Средней Волге IV XXI вв. Болгар 2015 г.

Тема V . Экскурсия как профессия.

Занятие №1. Профессия – экскурсовод.

Занятие №2. Требования к профессиональным и личностным качествам экскурсовода.

Занятие №3. Техника ведения экскурсии.

Занятие №4. Анализ экскурсии.

Литература.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2008.

Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.

Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам и методистам. Под. ред. Шудренко С.Т. - М., 1990.

ГЛОССАРИЙ

Фонды - это совокупность музейных предметов и относящихся к ним вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и постоянно пополняются, определяя его профиль.

Комплектование фондов - выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их в собрание музея как исторических источников для документирования исторического процесса.

Тезаврирование - определение ценности предмета.

Атрибуция предмета - определение его основных признаков, изучение таких свойств, как морфология, технология, материал, функция, выяснение времени, места создания, авторской принадлежности.

Экспозиция - демонстрация наиболее интересных, значимых, наглядных экспонатов, которые снабжены научно-вспомогательными материалами (гипертексты, этикетаж, заголовки, фонокомментарии, указатели и пр.).

Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма и метод приобретения новых знаний, которая осуществляется под руководством специалиста-экскурсовода.

Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа, совокупность ряда подтем.

Показ - процесс извлечения зрительной информации из объектов, который осуществляется в определенной последовательности, с определенной целью.

Осмотр - предварительное, поверхностное знакомство с экскурсионным объектом.

Маршрут - наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.

Туроператор - организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов.

Турагент - организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров.

Методическая разработка.

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Она составляется на каждую тему экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

На титульном листе располагаются данные о наименовании экскурсионного учреждения, названии темы экскурсии, виде экскурсии, протяженности маршрута, продолжительности в академических часах, составе экскурсантов, а также фамилии и должности составителей и дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения. На втором листе излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Содержание методической разработки состоит из трех разделов. Первый и третий соответствуют вступительной и заключительной части экскурсии и не разносятся по графам.

Второй раздел представляет собой таблицу, где подробно характеризуются все перемещения группы по маршруту и действия экскурсовода:

Карточка (паспорт) объекта

    Наименование объекта (историческое, современное).

    Историческое событие, с которым связан памятник, дата события.

    Местонахождение памятника, его почтовый адрес.

    Описание памятника.

    Источник сведений о памятнике.

    Сохранность памятника.

    Охрана памятника.

    В каких экскурсиях памятник используется.

    Дата составления карточки, фамилия составителя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

    Этапы развития экскурсоведения

    Экскурсоведение как наука

    Сущность экскурсии

    Виды экскурсий (цели, задачи, формы)

    Экскурсия как вид деятельности

    Функции экскурсии

    Признаки экскурсии

    Экскурсионный метод познания

    Компоненты педагогической деятельности экскурсовода

    Индукция и дедукция. Их роль в экскурсиях

    Внимание на экскурсиях

    Роль психологии в экскурсионном процессе

    Роль логики в повышении эффективности экскурсий

    Классификация экскурсий

    Обзорная экскурсия. Ее особенности

    Тематическая экскурсия(основные группы)

    Информационные материалы для подготовки экскурсий

    Тематика экскурсий как совокупность тем

    Ведущая подтема и ее роль в экскурсии

    Задачи показа в экскурсии

    Последовательность действий экскурсовода при показе объекта

    Виды показа

    Показ как реализация принципа наглядности

    Задачи рассказа на экскурсии

    Трансформация рассказа в зрительные образы

    Сочетание показа и рассказа в экскурсии

    Экскурсионная методика

    Пути совершенствования методики

    Технология подготовки новой экскурсии

    Этапы подготовки новой экскурсии

    Составление маршрута экскурсии

    Классификация экскурсионных объектов

    Экскурсионные объекты Болгарского музея-заповедника.

    Характеристика экскурсионных объектов (на примере одного или нескольких)

    Основные документы, необходимые для проведения экскурсии

    Техника ведения экскурсии

    Формы проведения экскурсий

    Дифференцированный подход к осуществлению экскурсий с учетом психолого-демографических особенностей.

    Современные требования к экскурсоводу

    Экскурсоводческое мастерство

    Умения и навыки экскурсовода

    Речь экскурсовода

    Классификация жестов в экскурсии

    Классификация туров и маршрутов

Значительная часть занятий проходит в лекционном зале, предусмотрены занятия в музеях Болгарского музея-заповедника.

Методические материалы

Общие признаки экскурсий и типичные ошибки начинающего экскурсовода:

    1. протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин.) до одних суток;

      наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

      наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

      наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;

      передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

      целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;

      активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Недооценка важности данных признаков характерна для начинающих экскурсоводов. Это приводит к следующим типичным ошибкам:

    нерациональное распределение времени между отдельными этапами экскурсии, экскурсия затянута или слишком скоротечна;

    нарушение соотношения между показом и рассказом в ходе экскурсии;

    размытость цели и задач экскурсии, что лишает ее внутреннего идейного стержня и дезориентирует экскурсантов;

    пассивность экскурсовода в плане стимулирования самостоятельной познавательной деятельности экскурсантов, отсутствие в рассказе проблемных ситуаций, творческих заданий, связи с современностью;

    игнорирование экскурсоводом социально-демографических и социально- психологических особенностей различных групп экскурсантов;

    недостаточное внимание к внешнему виду, одежде, прическе, культуре речи;

    чрезмерный субъективизм в описании исторических событий и героев, навязывание экскурсантам мнения экскурсовода.

Анализ экскурсии

Анализ экскурсии является важнейшим фактором совершенствования экскурсионной деятельности.

Цели анализа:

    контроль за состоянием экскурсионной деятельности;

    инструктирование экскурсовода;

    помощь в овладении более высоким экскурсоведческим мастерством;

    выяснение причин успехов и неудач экскурсовода.

Примерная схема анализа экскурсии

    Тип экскурсии и ее место в системе экскурсий по теме.

    Тема, цель и задачи экскурсии.

    Наличие и характер инструктажа.

    Маршрут экскурсии.

    Отбор экскурсионных объектов и целесообразность их включения в маршрут экскурсии.

    Содержание экскурсии. Отбор материала и его последовательность.

    Количество подтем и их взаимосвязь.

    Соотношение показа и рассказа в экскурсии.

    Связь с жизнью.

    Оснащенность экскурсии наглядными пособиями. Целесообразность их использования.

    Обоснованность применяемых методов показа и рассказа.

    Учет экскурсоводом социально-демографических характеристик экскурсантов.

    Активизация познавательной деятельности экскурсантов.

    Обратная связь. Оценка ответов экскурсантов.

    Речь экскурсовода и общий стиль его поведения.

Примерная профессиограмма современного экскурсовода

Экскурсовод - профессия универсальная и многогранная. Профессиональное мастерство экскурсовода складывается из следующих составляющих.

Экскурсовод - это духовный лидер, эрудированный, играющий активную роль в приобщении российских и зарубежных граждан к достижениям мировой и отечественной культуры;

    посредник в изучении культурных ценностей между человеком и предметно-пространственной средой города, музея;

    регионовед, историк-специалист в тех областях наук, которые занимаются изучением прошлого и настоящего исторически сложившейся местности;

    культуролог, умеющий интерпретировать в историко-культурном контексте культуру повседневности;

    социолог, способный определить социальную идентичность экскурсанта, умеющий дифференцировать аудиторию по профессиональному, половому, возрастному признакам, потребностям и ценностным приоритетам;

    создатель текстов экскурсий как текстов особого вида и жанра, текстов плавающей адресации;

    документалист, умеющий создать словесную модель экскурсии с соответствующим способом построения художественного образа;

    драматург, понимающий законы композиционного построения экскурсионного материала, с художественным конфликтом, завязкой кульминацией и развязкой;

    режиссер, переводящий письменный текст в его устную экскурсионную форму, согласуя его с возможностями реального времени и пространства города;

    актер-исполнитель собственного текста, добивающийся погружения зрителей в окружающее пространство и историю;

    психолог и педагог, умеющие работать с различными группами экскурсантов.

    Требования к личностным и профессиональным качествам

экскурсовода

Личностные качества:

    увлеченность профессией,

    гуманное отношение к людям,

    творческо-практический склад мышления,

    справедливость,

    тактичность,

    выдержка и самообладание,

    наблюдательность,

    творческое воображение,

    искренность,

    находчивость,

    терпеливость. Культура внешнего вида

    1. Осанка:

    подтянутость, собранность.

    Одежда:

    аккуратность,

    цветовая гармония,

    соответствие одежды возрасту,

    соответствие моде,

    чувство меры в выборе украшений.

    Прическа: аккуратность.

    Мимика:

    выражение доброжелательности, спокойствия,

    взгляд при общении направлен на собеседника,

    эмоциональная выразительность,

    соответствие выражения лица характеру сообщения. 6. Пантомимика:

    жесты уместны, органичны, естественны,

    походка упругая, ритмичная, легкая,

    отсутствие суетливости и нервозности,

    умение бесшумно вставать и садиться.

Культура экскурсионного общения:

    умение устанавливать контакт с группой,

    умение ориентироваться в сложившейся ситуации,

    умение задавать вопросы,

    умение понимать реакцию слушателей,

    умение заинтересовать, увлечь выступлением.

7. Саморегуляция:

    умение снимать излишнее напряжение и волнение,

    умение преодолевать нерешительность перед выступлением,

    умение мобилизовать рабочее самочувствие,

    умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях,

    умение создавать необходимое настроение.

Культура речи:

    грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений,

    лексическое богатство,

    выразительность, образность речи,

    техника речи (звонкость голоса, богатство интонации, четкая дикция, соблюдение необходимого темпа речи).

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Методика проектирования и реализации вариативных модульных дополнительных профессиональных программ для педагогических кадров СПО (далее – Методика) направлена на оказание методической помощи руководителям и специалистам региональных систем управления образованием, методистам и преподавателям образовательных организаций профессионального образования; дополнительного профессионального образования - разработчикам дополнительных профессиональных программ для преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования.

Примерные макеты дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации), программы стажировки, оценочных средств имеют рекомендательный характер и составлены на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ) и приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (в действующей редакции).

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ существует два вида ДПП – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Стажировка является формой реализации программ повышения квалификации.

Законодательно установлено, что объем программы повышения квалификации составляет не менее 16 часов, программы профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.

Необходимый для реализации ДПП объем часов устанавливается разработчиками в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ при реализации любых образовательных программ, в том числе ДПП может использоваться модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (далее – программы профессиональной переподготовки) разрабатываются на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ.

В соответствии с требованиями пункта 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в программе профессиональной переподготовки должны быть представлены цель и планируемые результаты обучения.

В соответствии с пунктом 6 приказа Минобрнауки России от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» в структуре программы повышения квалификации необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) содержит:

4. Макет учебного плана

Примерный м акет дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) содержит:

1. Макет титульного листа и оборота титульного листа дополнительной профессиональной программы

2. Макет раздела «Общая характеристика программы»

3. Макет раздела «Организационно-педагогические условия реализации программы»

4. Макет учебного плана

5. Макет календарного учебного графика

6. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)

6.1. Макет рабочей программы учебного курса, дисциплины (модуля)

6.2. Макет рабочей программы профессионального модуля

6.3. Макет программы практики (стажировки)

7. Макет раздела «Оценочные материалы»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...