А.Пушкин Анализ стихотворения «Зимнее утро» «Мороз и солнце-день чудесный…» - презентация. Презентация к уроку "А
ВИД УРОКА: Иллюстрация
ЦЕЛЬ УРОКА:
I. Обучающий аспект урока.
- Закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка (планы, цветовое решение).
- Добиться усвоения технологии составления пейзажа на компьютере.
- На основе приобретенных знаний в рисовании научить учащихся применять их в программе Paint.
II. Воспитательный аспект.
- Воспитывать эстетические чувства у учащихся.
- Формирование учебной деятельности через познавательный интерес и решение познавательных задач.
- Соблюдение правил безопасности при работе с компьютером, воспитание аккуратности.
III. Развивающийся аспект.
- Развить чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании.
- Развить способность учащихся адаптироваться в современной информационной среде.
МАТЕРИАЛЫ:
Компьютер, альбомный лист, тетрадь, карандаш,
ластик.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
" Времена года" композитор Чайковский Ф.И.
- Январь " У камелька".
- Ноябрь " На тройке".
- Декабрь " Святки".
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:
- Число, месяц
- Тема урока
- Фамилии художников
- Репродукции
- Магнитофон
- Компьютер
ХОД УРОКА:
Организационный момент - эмоциональный настрой
на урок.
- Подготовка детей к восприятию музыки Фёдора Ильича Чайковского.
- Прослушивание музыки.
Ребята, вы сейчас прослушаете музыку. Какие
чувства возникнут у вас?
- Вам понравилась музыка?
- Какие картины вы себе представили?
(Слушаем музыку Чайковского "Времена года")
Ребята отвечают на вопросы, поставленные
учителем. Они представляют картины русской печи,
часы, снег, вечер, камин и т.д.
Ребята, вы сегодня слушали музыку Чайковского
"Времена года", и не случайно в вашем
воображении возникали картины зимы, так как
музыкальное произведение Чайковского
называется "Январь", как вы сами понимаете,
это месяц зимний. А какой русский не любит зиму,
праздники, катание на тройке, Святки и т.д.
Посмотрите картину художника…
- Как вы догадались, сегодня на уроке мы будем
говорить о зиме и рисовать иллюстрации к
стихотворению А.С. Пушкина. " Зимнее утро". На
уроке литературы вы познакомились со
стихотворением. Может, есть желающие прочитать
нам его наизусть.
(Дети читают стихотворение)
-Вспоминаем, что такое иллюстрация?
- Ребята, а какая из этих картин могла бы быть
иллюстрацией к стихотворению?
Я называю художника и название картины.
Шишкин И.И. "Зима"
И. Грабарь "Февральская лазурь"
Были показаны репродукции А.Рябушкина " Зимнее утро", А.Пластова "Первый снег".
А теперь вы представьте свою иллюстрацию к
этому стихотворению. Представили?
Перед тем, как изобразить на компьютере, давайте
вспомним о правилах построения рисунка.
1. Планы.
2. Цветовое решение.
- Холодные цвета зимы
- Цветовое решение в планах.
Прошу сесть за машины.
Самостоятельная работа учащихся над созданием
иллюстраций.
Выставка рисунков ребят, созданных на уроке.
Михайлов Андрей "Зима"
Андреева Анна "Зимнее утро"
Мухамеджанов Азамат
ИТОГ УРОКА:
Понравилось ли вам?
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:
- Молодцы!
- Те, кто не успел закончить свою работу,
продолжит её на следующем уроке. Дайте название
своей картине и сохраните её.
- До свидания!
Слайд 2
«Мороз и солнце-день чудесный…»
«Зимнее утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.
Слайд 3
Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.
В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.
Из истории создания стихотворения
Слайд 4
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики: «чудесный»,«друг прелестный», «красавица». Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.
Слайд 5
Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза».
Интерес представляет и слово сомкнуты. Перед нами так называемое усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов половины 19 века.
Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу, должно стоять в дательном падеже(Авроре). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.
Слайд 6
«Нега - устар.
1.Полное довольство. Жить в неге.
2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». (из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя.
2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина)
Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям в стихотворении. На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное « состояние безмятежного покоя».
Слайд 7
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно
Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей.
Слайд 8
Вечор: «вчера вечером»
Тьма, мрак (в обычном употреблении)
Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий в тумане всё окружающее»
Слайд 9
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Слайд 10
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места
Слайд 11
- Правильно – запрягать.
- Во времена Пушкина на равных употреблялась и та и другая форма.
- Несомненно, что форма запречь появилась у поэта для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь.
- Лежанка – невысокий выступ у русской печи, на котором, греясь, отдыхали или спали.
- Велеть - приказать (устар.).
Слайд 12
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Предадимся - отдадимся (устар.)
Красота природы пробудила лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.
Слайд 13
Работа выполнена учащимися 5 Г класса МОУ СОШ № 3 под руководством учителя Г.А.Эйхлер.
Посмотреть все слайды
«Пушкин Зимний вечер» - За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! «Зимний вечер». Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром. Яковлева Арина Родионовна. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба. Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Веретено – приспособление для прядения. …Наша ветхая лачужка И печальна и темна.
«Медный всадник Пушкин» - А.С.Пушкин. Рисунок «Медный всадник». Медный всадник. XII, под названием: "Петербург. Транспортировка «гром-камня». Статья о поэме «Медный всадник». Медный всадник – памятник Петру 1. Иллюстрация к поэме «Медный всадник».
«Пушкин пейзаж» - До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. С небес уже скатилась ночи тень. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Значение пейзажной лирики в жизни А.С.Пушкина. Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина.
«Пушкин и любовь» - Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 52» Ефремова Г. В. Екатерина Павловна Бакунина. Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Певец любви, певец печали (Любовная лирика А. С. Пушкина). Анна Петровна Керн.
«Песнь о вещем Олеге» - Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Что вы знаете о жизни Древней Руси? Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. А.С.ПУШКИН "Песнь о вещем Олеге". Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия:
«Свободолюбивая лирика Пушкина» - Расширять понятие о лирике А.С.Пушкина. Дружба Творческая деятельность Свободолюбие Патриотизм. Оборудование: таблички с названиями групп, ИКТ. Воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма. ? Вольнолюбивая = свободолюбивая. Цели: Обучать анализу лирических произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Cлайд 1
А.С.Пушкин «Зимнее утро» Анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать красоту зимней природы.Cлайд 2
«Мороз и солнце-день чудесный…» «Зимнее утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.Cлайд 3
Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа. Из истории создания стихотворенияCлайд 4
Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики: «чудесный»,«друг прелестный», «красавица» Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.Cлайд 5
Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Интерес представляет и слово сомкнуты. Перед нами так называемое усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов половины 19 века. Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу, должно стоять в дательном падеже(Авроре). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.Cлайд 6
«Нега- устар. 1.Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». (из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя. 2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина) Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям в стихотворении. На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное « состояние безмятежного покоя».Cлайд 7
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче … погляди в окно Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурейCлайд 8
Вечор «вчера вечером» Мгла Тьма, мрак (в обычном употреблении) Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий в тумане всё окружающее»Cлайд 9
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.Cлайд 10
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места- 1. Презентация к уроку литературного чтения «А.С. Пушкин «Мороз и солнце» (3 класс, «Перспектива») Учителя начальных классов Изосимовского филиала МБОУ Кочетовской СОШ Нужной Н.Ю.
- 2. Слушаем стихотворение в исполнении Дмитрия Журавлева
- Самостоятельно прочитайте стихотворение, подчеркните непонятные слова
- 4. нега- состояние безмятежного покоя, наслаждение, блаженство взоры – в значении «глаза» вечор- вечер мгла – тьма, мрак. Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий все окружающее» запречь – запрячь Аврора- утренняя звезда велеть - приказать Словарная работа
- 5. Анализ стихотворения Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Всё стихотворение можно разделить на части
- 6. 1 строфа. Начало стихотворения - радостное восклицание. Звучные и яркие определения «чудесный, прелестный» показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет
- 7. 2 строфа. Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно
- 8. 3 строфа. В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор- анафору (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском.
- 9. 4 строфа. Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг Использует прием аллетерации…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин). Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места
- 10. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня
- 11. И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
- 12. - Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? - Какие картины вы представили себе? - Почему Пушкин вспоминает вчерашнюю вьюгу? Как это помогает передать его настроение? - Как выглядит комната в это утро? - Какую интонацию вы выберете? Беседа
- 13. Настроение бодрости, радости создается при помощи слов «чудесный», «прелестный», «красавица», «великолепными», «блестя». Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора. Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым, близким народу - диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон. Делаем выводы