А.Пушкин Анализ стихотворения «Зимнее утро» «Мороз и солнце-день чудесный…» - презентация. Презентация к уроку "А

ВИД УРОКА: Иллюстрация

ЦЕЛЬ УРОКА:
I. Обучающий аспект урока.

  • Закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка (планы, цветовое решение).
  • Добиться усвоения технологии составления пейзажа на компьютере.
  • На основе приобретенных знаний в рисовании научить учащихся применять их в программе Paint.

II. Воспитательный аспект.

  • Воспитывать эстетические чувства у учащихся.
  • Формирование учебной деятельности через познавательный интерес и решение познавательных задач.
  • Соблюдение правил безопасности при работе с компьютером, воспитание аккуратности.

III. Развивающийся аспект.

  • Развить чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании.
  • Развить способность учащихся адаптироваться в современной информационной среде.

МАТЕРИАЛЫ:
Компьютер, альбомный лист, тетрадь, карандаш, ластик.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
" Времена года" композитор Чайковский Ф.И.

  • Январь " У камелька".
  • Ноябрь " На тройке".
  • Декабрь " Святки".

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:

  • Число, месяц
  • Тема урока
  • Фамилии художников
  • Репродукции
  • Магнитофон
  • Компьютер

ХОД УРОКА:
Организационный момент - эмоциональный настрой на урок.

  • Подготовка детей к восприятию музыки Фёдора Ильича Чайковского.
  • Прослушивание музыки.

Ребята, вы сейчас прослушаете музыку. Какие чувства возникнут у вас?
- Вам понравилась музыка?
- Какие картины вы себе представили?
(Слушаем музыку Чайковского "Времена года")
Ребята отвечают на вопросы, поставленные учителем. Они представляют картины русской печи, часы, снег, вечер, камин и т.д.

Ребята, вы сегодня слушали музыку Чайковского "Времена года", и не случайно в вашем воображении возникали картины зимы, так как музыкальное произведение Чайковского называется "Январь", как вы сами понимаете, это месяц зимний. А какой русский не любит зиму, праздники, катание на тройке, Святки и т.д. Посмотрите картину художника…
- Как вы догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о зиме и рисовать иллюстрации к стихотворению А.С. Пушкина. " Зимнее утро". На уроке литературы вы познакомились со стихотворением. Может, есть желающие прочитать нам его наизусть.
(Дети читают стихотворение)
-Вспоминаем, что такое иллюстрация?
- Ребята, а какая из этих картин могла бы быть иллюстрацией к стихотворению?
Я называю художника и название картины.

Шишкин И.И. "Зима"

И. Грабарь "Февральская лазурь"

Были показаны репродукции А.Рябушкина " Зимнее утро", А.Пластова "Первый снег".

А теперь вы представьте свою иллюстрацию к этому стихотворению. Представили?
Перед тем, как изобразить на компьютере, давайте вспомним о правилах построения рисунка.
1. Планы.
2. Цветовое решение.

  • Холодные цвета зимы
  • Цветовое решение в планах.

Прошу сесть за машины.
Самостоятельная работа учащихся над созданием иллюстраций.
Выставка рисунков ребят, созданных на уроке.

Михайлов Андрей "Зима"

Андреева Анна "Зимнее утро"

Мухамеджанов Азамат

ИТОГ УРОКА:
Понравилось ли вам?
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:
- Молодцы!
- Те, кто не успел закончить свою работу, продолжит её на следующем уроке. Дайте название своей картине и сохраните её.
- До свидания!

Слайд 2

«Мороз и солнце-день чудесный…»

«Зимнее утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Слайд 3

Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.

В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.

Из истории создания стихотворения

Слайд 4

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики: «чудесный»,«друг прелестный», «красавица». Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.

Слайд 5

Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза».

Интерес представляет и слово сомкнуты. Перед нами так называемое усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов половины 19 века.

Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу, должно стоять в дательном падеже(Авроре). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.

Слайд 6

«Нега - устар.

1.Полное довольство. Жить в неге.

2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». (из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя.

2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина)

Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям в стихотворении. На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное « состояние безмятежного покоя».

Слайд 7

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно

Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей.

Слайд 8

Вечор: «вчера вечером»

Тьма, мрак (в обычном употреблении)

Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий в тумане всё окружающее»

Слайд 9

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Слайд 10

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места

Слайд 11

  • Правильно – запрягать.
  • Во времена Пушкина на равных употреблялась и та и другая форма.
  • Несомненно, что форма запречь появилась у поэта для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь.
  • Лежанка – невысокий выступ у русской печи, на котором, греясь, отдыхали или спали.
  • Велеть - приказать (устар.).
  • Слайд 12

    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.

    Предадимся - отдадимся (устар.)

    Красота природы пробудила лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

    Слайд 13

    Работа выполнена учащимися 5 Г класса МОУ СОШ № 3 под руководством учителя Г.А.Эйхлер.

    Посмотреть все слайды

    «Пушкин Зимний вечер» - За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! «Зимний вечер». Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром. Яковлева Арина Родионовна. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба. Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Веретено – приспособление для прядения. …Наша ветхая лачужка И печальна и темна.

    «Медный всадник Пушкин» - А.С.Пушкин. Рисунок «Медный всадник». Медный всадник. XII, под названием: "Петербург. Транспортировка «гром-камня». Статья о поэме «Медный всадник». Медный всадник – памятник Петру 1. Иллюстрация к поэме «Медный всадник».

    «Пушкин пейзаж» - До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. С небес уже скатилась ночи тень. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Значение пейзажной лирики в жизни А.С.Пушкина. Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина.

    «Пушкин и любовь» - Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 52» Ефремова Г. В. Екатерина Павловна Бакунина. Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Певец любви, певец печали (Любовная лирика А. С. Пушкина). Анна Петровна Керн.

    «Песнь о вещем Олеге» - Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Что вы знаете о жизни Древней Руси? Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. А.С.ПУШКИН "Песнь о вещем Олеге". Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия:

    «Свободолюбивая лирика Пушкина» - Расширять понятие о лирике А.С.Пушкина. Дружба Творческая деятельность Свободолюбие Патриотизм. Оборудование: таблички с названиями групп, ИКТ. Воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма. ? Вольнолюбивая = свободолюбивая. Цели: Обучать анализу лирических произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения.

    Cлайд 1

    А.С.Пушкин «Зимнее утро» Анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать красоту зимней природы.

    Cлайд 2

    «Мороз и солнце-день чудесный…» «Зимнее утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

    Cлайд 3

    Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа. Из истории создания стихотворения

    Cлайд 4

    Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики: «чудесный»,«друг прелестный», «красавица» Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.

    Cлайд 5

    Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Интерес представляет и слово сомкнуты. Перед нами так называемое усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов половины 19 века. Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу, должно стоять в дательном падеже(Авроре). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.

    Cлайд 6

    «Нега- устар. 1.Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». (из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя. 2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина) Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям в стихотворении. На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное « состояние безмятежного покоя».

    Cлайд 7

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче … погляди в окно Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей

    Cлайд 8

    Вечор «вчера вечером» Мгла Тьма, мрак (в обычном употреблении) Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий в тумане всё окружающее»

    Cлайд 9

    Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

    Cлайд 10

    Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места
    1. 1. Презентация к уроку литературного чтения «А.С. Пушкин «Мороз и солнце» (3 класс, «Перспектива») Учителя начальных классов Изосимовского филиала МБОУ Кочетовской СОШ Нужной Н.Ю.
    2. 2. Слушаем стихотворение в исполнении Дмитрия Журавлева
    3. Самостоятельно прочитайте стихотворение, подчеркните непонятные слова
    4. 4. нега- состояние безмятежного покоя, наслаждение, блаженство взоры – в значении «глаза» вечор- вечер мгла – тьма, мрак. Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий все окружающее» запречь – запрячь Аврора- утренняя звезда велеть - приказать Словарная работа
    5. 5. Анализ стихотворения Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Всё стихотворение можно разделить на части
    6. 6. 1 строфа. Начало стихотворения - радостное восклицание. Звучные и яркие определения «чудесный, прелестный» показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет
    7. 7. 2 строфа. Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно
    8. 8. 3 строфа. В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор- анафору (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском.
    9. 9. 4 строфа. Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг Использует прием аллетерации…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин). Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места
    10. 10. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня
    11. 11. И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
    12. 12.  - Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?  - Какие картины вы представили себе?  - Почему Пушкин вспоминает вчерашнюю вьюгу? Как это помогает передать его настроение?  - Как выглядит комната в это утро?  - Какую интонацию вы выберете? Беседа
    13. 13.  Настроение бодрости, радости создается при помощи слов «чудесный», «прелестный», «красавица», «великолепными», «блестя».  Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.  Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым, близким народу - диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон. Делаем выводы
  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...