Броненосцы японии. Линкоры и броненосцы

Предлагаю вашему вниманию великолепную книгу посвящённую японским броненосцам времён Русско-Японской войны. Наварное, это самая подробная монография на эту тему.

Аннотация :

Японское военно-морское чудо начала XX века, превратившее Страну восходящего солнца в сверхдержаву, стало возможно лишь благодаря удивительному рационализму "Тэйкоку Кайгун" (Императорского флота). В отличие от разброда и шатаний, царивших в морских штабах и адмиралтействах многих стран (и особенно в России), японцы не сделали практически ни одной ошибки, переняв у союзников-англичан всё самое передовое - технику, тактику, боевую подготовку, систему базирования и снабжения, - и в кратчайшие сроки создав "с чистого листа" современный флот, доминирующий в дальневосточных водах. А его ядром и главной ударной силой стали шесть превосходных броненосцев британской постройки, которые сыграли решающую роль в войне против России. Правда, "Хацусэ" и "Ясима" не дожили до генерального сражения, в мае 1904 года подорвавшись на минах у Порт-Артура, зато "Фудзи", "Сикисима", "Асахи" и флагман адмирала Того "Микаса" стали главными триумфаторами Цусимы. Это они шли во главе 1-го боевого отряда, расстреливая русские броненосцы один за другим. Это их 12-дюймовые 400-килограммовые "чемоданы" наносили нашим кораблям обширные повреждения, превращая их надстройки и небронированные оконечности в груды металлолома, вызывая многочисленные пожары, затопления и опрокидывание. Однако за феноменальное бризантное действие шимозы приходилось расплачиваться повышенным риском самоподрыва - всего через неделю после подписания мирного договора "Микаса" затонул от детонации боезапаса и вернулся в строй лишь три года спустя. А в 1926-м прославленный броненосец был превращен в музей - введенный в специально вырытый котлована в Иокосуке и засыпанный землей по ватерлинию, он сохраняется в таком виде по сей день...
В новой книге ведущего историка флота вы найдете исчерпывающую информацию о создании, боевом применении и послевоенной судьбе всех без исключения японских броненосцев. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

3. Европа строит японский флот

В споре с Россией за первенство на Дальнем Востоке Япония с исключительной энергией использовала английские традиции, культуру, науку и технику. Английскими были на флоте правила службы, форма одежды, искусство стрельбы, вооружение и корабли. И это не было простым заимствованием обычаев. С искусством, отличающим Страну Восходящего солнца от всех стран мира, японцы уже тогда проявили удивительное умение находить наиболее целесообразное применение всем попадавшим в их руки достижениям мировой цивилизации. Это был тот, и сегодня оставшийся непостижимым, японский феномен, впервые явивший себя в войне с Россией и продолжающий сегодня удивлять мир.

Пока же японцы начинали с внимательного изучения и освоения английского опыта. Боевая эффективность корабля и эскадры была главнейшим критерием. Соответственно вводились тренировки в скорости заряжания орудий, от броненосцев добивались 19-узловой скорости, в последовательных циклах заряжания башен устраняли те механизированные этапы, которые можно было быстрее осуществлять вручную. Благодаря этому "устарелые", но гораздо более простые, а значит, и надежные установки с гидравлическими приводами в скорости стрельбы превосходили новейшие русские с электроприводами. Там, где ручной привод или подача боеприпасов обеспечивали сбережение времени, там им бесповоротно отдавали предпочтение.

Не впадая в гамлетовские сомнения, Морской Технический комитет (МТК) принял за правило снабжать каждый корабль именно 25, а не 20 котлами. Такими же высокопроизводительными оказались на японских кораблях затворы системы Виккерса к английским пушкам Армстронга. В отличие от затворов Канэ к 152-мм французским пушкам и русским затворам Розенберга у 305-мм пушек, английские затворы обеспечивали едва ли не большую в 2 раза скорострельность.

С той же заботливостью отнеслись японцы и к только появившимся (после американо-испанской войны, 1898 г.) новинкам в оснащении флотов: оптическим прицелам и базисным дальномерам. В отличие от русского флота, сподобившегося к 1900 г. через пень-колоду (благодаря "экономии адмирала В.П. Верховского") приобрести шесть дальномеров, а об оптических прицелах еще и не помышлявшего, Япония сразу приступила к массовым заказам, имевшим целью сразу же вооружить бесценными приборами все новые корабли. Не смущало японцев и применение в английских проектах кораблей как бы значившихся барбетными, а в действительности полноценных башенных установок 305-мм орудий. Вообще при достаточно высоких тактико-технических характеристиках кораблей и всегда предусматривая усиленное артиллерийское вооружение, японцы не гнались за сомнительной новизной, предпочитая проверенные опытом решения.

Так же ответственно, всесторонне взвешивая и тщательно проверяя все технические решения, оценивали и взвешивали японцы заказываемые ими корабли. Все броненосцы заказывались с условиями исполнения в кратчайший по тем временам 30-месячный срок. Корабли должны были прибыть в Японию к 1902 г. Английские займы и взысканная с Китая (деньги уплатила Россия) огромная контрибуция позволили в срок осуществить первую большую программу 1895 г. (95 млн. иен) и в 1896 г. предпринять постройку второй половины флота (145 млн. иен), включавшей шесть первоклассных броненосных крейсеров, серию легких крейсеров, большого количества миноносцев. Были обеспечены (еще одно существенное отличие от русской программы) необходимые расходы на всестороннюю боевую подготовку и систему ремонта флота.

Добиваясь всегда ускоренной готовности кораблей, они не настаивали на уже появившейся крупповской броне вместо гарвеированной и довольствовались незначительным усовершенствованием проектов уже построенных ранее броненосцев британского флота. Можно сказать, что противостоять русским кораблям на стороне Японии должны были английские броненосцы, построенные английскими инженерами на английских верфях. Так, первый японский броненосец новой постройки (спущен в 1896 г.), повторяя основные проектные решения английского броненосца "Маджестик" (1895 г.), при том же неполном поясе гарвеевского бронирования, имел его увеличенную до 407 мм толщину, удлиненные до 40 калибров четыре 305-мм орудия, 10 152-мм орудий, увеличенную скорость. Благодаря уменьшенной ширине корпуса (22,27 м вместо 22,86 м) и применению форсированного дутья, скорость японского корабля доходила до 18,5-19,2 уз, вместо 17-17,9 на "Маджестике".

Как обычно случалось при иностранных заказах, тип "Фудзи" (Блекуэльская верфь) и позднее его заложенного, но ранее (28 февраля 1896 г.) спущенного "Сикисима" (верфь Армстронга в Эльсвике) был усовершенствован англичанами с доведением водоизмещения до 15000 т и принят для постройки в 1898-1899 г. серии из трех броненосцев типа "Формидебл". Этот проект, в свою очередь, был доработан для постройки в те же 1898 и 1899 г. двух японских броненосцев "Сикисима" и "Асахи". При том же 15000-тонном водоизмещении и увеличенной с 22,86 до 23,16 м ширине, они имели меньшее число 152-мм орудий (14 вместо 16), уменьшенный запас угля и 229-мм броню Гарвея вместо крупповской. Скорость первого (16907 л.с.) составляла 18,78, второго (16360 л.с.) -18,3 уз.

Близко копируя готовые образцы признанных лучшими английских броненосцев (на эксперимент с типом германского "Брауншвейга" решено было не тратиться), японцы и свои броненосные крейсера заказывали по английским образцам. Из проектов, которые могла предложить наиболее авторитетная крейсерская фирма в Эльсвике, выбор делался в пользу кораблей умеренного водоизмещения, которые, обладая повышенной против броненосцев скоростью и превосходя в скорости русские крейсера, обладали сильной артиллерией и надежной броневой защитой, что позволяло бы им действовать совместно с броненосцами.

Отклонив слишком громоздкие, рассчитанные на океанские плавания, высокобортные, 11-14 тысячетонные крейсера королевского флота типов "Пауэрфулл" и "Аргонавт" (соответственно типу русских "Рюрика" и "России"), японцы подходящими под свои требования признали два эльсвикских крейсера, построенные в 1896 и в 1897 г. для чилийского правительства. Из них "Эсмеральда" (7000 т) относилась к классу скоростных (23 уз) океанских рейдеров. И вскоре стала прототипом для крейсеров такого же класса, но только с 152-мм артиллерией по типу "Монмут", строившихся для противодействия русским 23-уз крейсерам типов "Варяг", "Аскольд", "Богатырь".

Второй – "О’Хиггинс" (8500 т) имел скорость только 21 узел, но отличался усиленной артиллерией: (4 203-мм и 10 152 мм) и броней (пояс по ватерлинии 178 мм вместо 152 мм). Признанный лучшим, этот проект стал прототипом для построенного на том же Эльсвикском заводе головного "Асама". Для уверенных действий совместно с броненосцами в проекте число 203-мм орудий (в двух башнях) довели до четырех, 152-мм орудий- до четырнадцати. Отсутствие полубака, отказ от крейсерской деревянной (с медью) обшивки и применение брони Круппа позволили предусмотреть еще и верхний пояс брони толщиной 152 мм.

Постройка этих 9800-тонных, 21 уз крейсеров – в 1898 г. "Асама", "Токива" (Эльсвик, Армстронг), в 1899 и 1900 г. "Идзумо", "Ивате" (там же), в 1899 г. -"Якумо", ("Вулкан", Германия) и "Адзума" (Сен-Назер, Франция) должна была насторожить русское Морское министерство не меньше, чем сооружение грозных 15000-тонных броненосцев. Вместе они легко могли парализовать еще остававшееся за Россией превосходство на море. Против таких кораблей требовались броненосцы явно усиленного класса.

Очевидной становилась задача повышения их огневых и скоростных характеристик, броневой и противоминной защиты. К этому побуждал и состав остальных кораблей созданного руками Европы японского (на зависть всем сбалансированного) флота. Ведь в нем даже корабли второго плана – легкие крейсера и миноносцы являли собой глубоко продуманные оптимальные типы.

Был продолжен заказ ранее строившихся эльсвикских крейсеров (из серии одержавших победу при Ялу в 1895 г.) с ограниченным до 4800 т водоизмещением, мощным вооружением, включавшим 203-мм орудия, броневой палубой и увеличенной (против прежних 18 уз) 22 уз скоростью. Теперь они могли при эскадре играть роль дальних разведчиков. В 1898 г. один из таких крейсеров – "Чиода" был построен в Англии, другой "Кассаги" в США, став прототипом для русского крейсера "Варяг". По образцу знаменитого эльсвикского крейсера "Эсмеральда" (в 1883 г. после покупки у Чили-"Идзумо"), который С.О. Макаров называл "прекрасной боевой машиной", Япония с 1890 по 1906 г. построила шесть таких малых крейсеров (пять на собственных верфях) с облегченной артиллерией (120-152 мм), предназначенных для дозоров и разведки. Эти корабли вполне соответствовали типу последовательно развивавшихся в германском флоте (вплоть до мировой войны) эскадренных крейсеров ("Эмден", "Бреслау", "Магдебург"). 30-узловые, 380-тонные эскадренные миноносцы ("истребители") заказывали в Англии по лучшим проектам фирмы Ярроу. Это их главное скоростное, а нередко и артиллерийское превосходство делало по существу бесполезными все тогда строившиеся и исключительно 26-27-узловые, 240-тонные ("экономия"!) русские миноносцы.

Нельзя не признать исключительную, можно сказать, идеальную продуманность японской программы, в которой каждый класс кораблей имел четко обозначенное назначение и в которой ударным кораблям – броненосцам – предоставлялись лишь особо благоприятные условия для развития их характеристик. Заказ преобладающей части кораблей в Европе означал, что Россия, развивая ответную программу, волей-неволей вступала в соревнование со всем взявшимся обслуживать Японию научно-промышленным потенциалом. Ведь уже однажды – в Восточной войне 1854-1856 гг. (да пожалуй, и в войне с Турцией 1877-1878 г.) Россия такое соревнование проиграла. И, значит, нужны были особые усилия интеллекта, организованности и предусмотрительности, чтобы на этот раз не проиграть.

Так, в силу законов логики и элементарных понятий стратегии, представляется сегодня картина событий тех лет. Но что-то мешало людям правильно оценить обстановку и сделать правильные выводы. Крайне трудно проникнуть в этот загадочно запрограммированный феномен ущербности человеческого сознания, но в том и состоит вечная притягательность истории, которая требует найти для этого феномена хотя бы частичное объяснение.

Родоначальниками броненосного флота Страны восходящего солнца стали небольшие корветы "Котецу" (позже переименован в "Адзуму") и "Рюдзё", купленные в 1867-1869 годах соответственно в США и Англии. Правда, их нормальное водоизмещение не превышало 1,5 тыс. т, и они, по существу, являлись скромными плавучими батареями. Первый же корабль, который можно считать настоящим броненосцем - казематный фрегат "Фусо",- был заложен в Англии в 1875 году. Его создатель - известный конструктор Э. Рид - над японским заказом "не мудрствовал лукаво", а просто сделал уменьшенное повторение британского броненосца "Айрон Дюк". В 1894 году "Фусо" лишился парусного вооружения, став двухмачтовым, и получил новое вооружение из восьми 152-мм пушек, нескольких картечниц и двух торпедных аппаратов. Он участвовал в бою с китайским флотом у устья реки Ялу, отделался легкими повреждениями, но три года спустя - о, гримасы фортуны! - затонул у берега острова Сикоку, столкнувшись с крейсером "Мацусима". 11 месяцев броненосец пролежал на дне, но в сентябре 1898 года был поднят. Ремонт, в ходе которого артиллерию вновь заменили на две 152-мм, четыре 120-мм и 11 мелких пушек, занял два года. "Фусо" дожил до русско-японской войны и применялся в боевых действиях, осуществляя блокаду Порт-Артура. Его исключили из списков флота в 1908 году.

Победа над Китаем пополнила флот Японии несколькими трофейными кораблями, среди которых оказался и достаточно мощный броненосец "Чин-Йен". Однако он уже никак не удовлетворял аппетита самураев: теперь на первое место среди противников Японии вышла могущественная Российская империя. И адмиралы страны Ямато взялись за создание мощного линейного флота с прицелом на новую, куда более серьезную войну.

В 1894 году, еще до начала боевых действий против Китая, Япония заказала два первых полноценных эскадренных броненосца "Фудзи" и "Ясима", подрядчиками по строительству которых выступили британские фирмы "Тэмз Айрон Уоркс" в Блэкуоле и "Армстронг" в Эльвике. В качестве их прототипа был выбран английский "Ройял Соверин". Правда, "Фудзи" и "Ясима" были на две тысячи тонн легче, могли взять на борт меньше угля и несли современные 305-мм пушки главного калибра вместо устаревших 343-мм. Более легкое (хотя и более мощное) вооружение позволило существенно усилить броню. В частности, барбеты 305-мм орудий снабдили броневыми башнями с толщиной плит 152 мм, однако защита средней артиллерии была неудачной: в броневом каземате находилось всего четыре 152-мм орудия, а остальные шесть стояли открыто на палубе за тонкими противоосколочными щитами. По официальным сообщениям, броненосцы на испытаниях развили прекрасный ход в 18,5 узла ("Ясима" даже в 19,23 узла), но следует отметить, что испытания проводились в наивыгоднейших условиях при недогрузке кораблей. Фактическая эксплуатационная скорость броненосцев типа "Фудзи" не превышала 16 узлов. "Ясима" отличалась от своего "систершипа" увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

В 1896 году, еще до ввода в строй кораблей типа "Фудзи", Япония приняла 10-летнюю программу развития флота, согласно которой надлежало построить еще 4 броненосца, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 больших и 63 малых миноносца. Одновременно началась модернизация военно-морских баз, арсеналов, верфей, системы обучения и подготовки морских офицеров. Забегая вперед, заметим, что в отличие от России японская кораблестроительная программа была досрочно выполнена и даже перевыполнена.

Следующая пара броненосцев - "Сикисима" и "Хацусэ" - была заказана тем же фирмам, что построили их предшественников. Новые корабли также принадлежали к чисто английской школе. У них опять-таки имелся явно выраженный прототип в британском флоте - "Маджестик"; однако в проект было привнесено немало усовершенствований, В основном это касалось броневой защиты и механической установки.

Прежде всего японцы - в противовес многим зарубежным коллегам - отказались от неразумного ограничения водоизмещения, что облегчило устранение многих недостатков кораблей типа "Фудзи" (без особого риска получить чрезмерную перегрузку). Вес брони новых броненосцев превысил 30% от нормального водоизмещения (против 24% на "Фудзи"), а за счет применения гарвеевских плит (более тонких, но имевших повышенную сопротивляемость) удалось существенно увеличить площадь бронирования. Корпус "Сикисимы" и "Хацусэ" имел двойное дно и бракетную систему, состоявшую из многочисленных водонепроницаемых отсеков и клеток (всего их было 261), часть из которых могла использоваться для дополнительного приема угля. (Неудивительно, что максимальный запас топлива составил 1772-1900 т против 1100-1200 т у их предшественников). Новые броненосцы получили более современные водотрубные котлы Бельвиля (25 шт.), что обеспечило устойчивую 18-узловую скорость и дальность плавания в 5000 миль экономическим ходом. Наконец, артиллерийские установки главного калибра оснастили электроприводом вместо устаревшей гидравлики. Кстати, теперь их конструкция позволяла осуществлять заряжание при любом угле возвышения стволов и положения башни. В итоге японский флот пополнился двумя весьма совершенными броненосцами, претендующими на звание сильнейших в мире. Пожалуй, единственное, в чем они уступали строившимся в то время русским и французским кораблям,- так это то, что у них отсутствовала какая-либо противоминная защита.

Последние два броненосца "программы 1896 года", по существу, повторяли проект своих предшественников. Так, "Асахи" отличался лишь увеличенным до 288 числом водонепроницаемых отсеков, другой компоновкой котельного отделения и некоторыми мелкими улучшениями. В литературе того времени особо отмечалось, что в конструкции корабля полностью отсутствовало дерево: шкафы, умывальники, полки для книг и рундуки - все изготавливалось из тонких стальных листов. А палуба вместо традиционного дощатого настила была покрыта специальным материалом на основе пробковой крошки - "кортицином".

На броненосце "Микаса" несколько изменили схему бронирования: верхний пояс укоротили, зато ввели третий пояс, закрывавший броней всю центральную часть корабля вплоть до верхней палубы. Батарея из десяти 152-мм орудий, таким образом, оказалась внутри сплошного каземата-цитадели вместо отдельных казематиков на предыдущих кораблях. В целом защита "Микасы" считалась весьма мощной. Кроме того, артиллерия главного калибра на последнем броненосце имела повышенную скорострельность (3 выстрела за 2 минуты на один ствол), а также получила три дублировавшие друг друга системы привода: гидравлическую, электрическую и ручную.

Все шесть новых броненосцев составили основное ядро флота микадо в годы русско-японской войны. Двум из них сильно не повезло: "Хацусэ" и "Ясима" 15 мая (2-го по старому стилю) 1904 года погибли от подрыва на минах у Порт-Артура - это был один из немногих за время войны случаев, когда фортуна изменила адмиралу Того. Остальные корабли активно сражались в обеих главных баталиях - в Желтом море и при Цусиме, показав при этом хорошие боевые качества.

В ночь с 11 на 12 сентября (с 30 на 31 августа) 1905 года броненосец "Микаса" затонул от взрыва боезапаса, но через год был поднят, отремонтирован и вновь введен в строй в августе 1908 года. Он числился линкором до сентября 1921 года, когда его переклассифицировали в корабль береговой обороны. Любопытно, что буквально через несколько дней после своего "разжалования" "Микаса" налетел на камни у острова Аскольд под Владивостоком и получил тяжелые повреждения. Броненосец отбуксировали в Японию и вскоре разоружили. В 1926 году "Микаса" был превращен в музей: его ввели в специально вырытый котлован в Йокосуке и засыпали землей по ватерлинию. В таком виде он сохраняется по сей день - подобно своему противнику по Цусимскому бою - "Авроре". Правда, как и на "Авроре", пушки на "Микасе" стоят совсем другие, а главный калибр вообще сымитирован крайне грубо.

"Фудзи", "Сикисима" и "Асахи" до заключения Вашингтонского соглашения также служили сначала линкорами, затем броненосцами береговой обороны. В 1923 году первые два были разоружены, превращены в учебные блокшивы и разобраны на металлолом только в 1947-1948 годах. Зато "Асахи" выпала совсем иная судьба. В 1926-1927 годах этот броненосец был переоборудован в спасательное судно по подъему подводных лодок. С обоих бортов корабля установили две тяжеловесные стрелы, а на палубе - две мощные лебедки. Подъёмные стропы оснастили так называемыми "скобами Яматака" - приспособлениями для быстрого зацепления потерпевшей аварию подлодки. Увы, несмотря на успешно завершенные испытания, "Асахи" так и не довелось поднять со дна ни одной субмарины, хотя последние довольно-таки регулярно тонули в результате разных несчастных случаев. В 1938 году бывший броненосец вновь сменил профессию - стал ремонтным судном. В годы второй мировой войны его занесло аж к берегам Индокитая, где его и настиг конец карьеры: 25 Мая 1942 года "Асахи" был торпедирован американской подводной лодкой "Сэлмон".

Боевые корабли мира

На 1-й стр. обложки: Броненосец "Шикишима" на переходе из Англии в Японию;

на 2-й стр: на палубе броненосца "Асахи"; на 3-й стр. Броненосец "Фудзи";

на 4-й стр. Броненосец "Микаса" в Англии перед уходом в Японию.

Научно-популярное издание

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор Е.В. Владимирова

Корректор С.В. Субботина

Начало подъема

Во второй половине XVIII в. правители Японии, не обладая сильной волей, способностью управлять страной не отличались, а лишь стремились к личному обогащению. В стране процветали взяточничество, казнокрадство, произвол власть имущих. Император как бы царствовал, при этом никем и ничем не распоряжаясь, не имел никакой реальной власти, конечно, для его же пользы – незачем божественной особе утруждать себя заботами о делах повседневных, достаточно раздавать придворные должности и награды. Но уже появились люди, не только понимавшие, что дальше так жить нельзя, но и начавшие действовать.

Главными идеологами среди них оказались представители школы национальных наук, стремившиеся восстановить былое влияние синто, потому что именно там они видели идеи для обоснования исконных прав императора на управление страной. Значительную роль в этом сыграло учение Мотоори Норинага, пришедшего к выводу, что "зло в общественных низах исходит от зла в общественных верхах", и утверждавшему, что именно Япония является центром вселенной, а не Китай. "Мы произошли от богини Аматэрасу, – говорил Норинага,- а значит, стоим выше других народов". Так он стремился укрепить у японцев уверенность в себе, возродить дух патриотизма.

Идеи Норинага легли в основу националистических устремлений, которые в середине XIX в. помогли японцам отстоять независимость. Началась борьба за объединение страны. Государство не вело активной внешней политики, всецело переключившись на дела внутренние. В итоге страна стала напоминать хлопотливый муравейник. Осваивались новые пахотные земли, совершенствовались орудия труда, улучшалась система орошения. Плуг заменил мотыгу, совершенствование агротехники и эффективный семейный труд позволили получать по два урожая в год. Известный японский экономист Хаями Акира заявил, что в XVIII в. в Японии произошла "революция прилежания".

Строительство флота

Японский флот конца XIX в. с технической стороны не имел ничего общего с тем, который в давние времена предпринимал походы к берегам Китая и Кореи и, возможно, доходил до берегов Америки. Японцы имели в своём архипелаге даже внутреннее море, а потому морская стихия им была родной, к которой они сумели приспособиться с незапамятных времен, когда их предки заселили острова, но, в отличие от австралийских аборигенов, связи с ней не потеряли. Они выработали особый тип небольших судов – фунэ, обладавших превосходными мореходными качествами. Именно на фунэ японцы предпринимали свои лихие набеги на берега азиатского материка, оставив о себе память в корейских сказках.

Но время шло. Открытие портов для европейцев в пятидесятых годах произошло не сразу и не просто. В 1853 г., когда американская эскадра угрожала Иокогаме, в Иеддо происходили дебаты, в которых партия, советовавшая уступить требованиям американцев, заявляла, что иначе Япония будет разгромлена и вообще не получит никаких выгод. Представители этой партии, называвшейся "Кай-коки", говорили так: "Вместо того, чтобы позволить разбить нас, так как мы не обладаем теми техническими сведениями, которыми обладают иностранцы, позвольте лучше нам иметь сношения с иностранными государствами, чтобы мы могли обучаться их военной выправке и тактике; и, когда мы представим собой нацию, связанную как одна семья, тогда только мы будем в силах идти вперёд и в чужих краях давать земли тем из наших воинов, которые наиболее отличились в боях."

Япония открыла свои порты США, затем Англии, России (так называемые Ансэйские договоры). 7 февраля 1855 г. русским посланником графом Путятиным был подписан первый русско-японский договор о мире и дружбе и определена морская граница. Для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате, Нагасаки.

В 1863 г. японских офицеров послали в Голландию обучаться военно-морскому делу. В 1867-68 гг. в стране вспыхнула кровопролитная война между духовной и светской властью - Микадо и Тайкуном. Междоусобица окончилась победой Микадо и поддерживающих его сил, которые западные страны окрестили "партией новаторов", и провозглашением единодержавия. Не исключено, что при победе противоборствующей стороны в итоге было бы то же самое – сильная централизованная власть.

Япония стала твёрдо и неизменно выполнять политическую программу "Кай-Коки". В 1871 г. была окончательно разрушена феодальная система, отменены сословия, провозглашена свобода занятий и передвижения, проведена земельная реформа, к 1882 г. выходило уже 113 газет, имевших строгую цензуру. Функциями государственного управления занималось совещательное собрание, и, в довершение всего, в 1890 г. была принята конституция, укрепившая императорскую власть. Ввели и европейский календарь.

После внутренних войн и переворотов японское правительство занялось открытием школ европейского образца, а в Токио – университета; заменой лат и луков на огнестрельное оружие; постройкой железных дорог и других путей сообщения; телеграфа; флота, всеми мерами поощряя постройку кораблей только европейского образца. Японский флот организовывали на европейский манер, а за образец взяли Англию. Для теоретического и практического обучения вызвали английских инструкторов.

Броненосный казематированный корвет "Адзума". 1866 г.

(Водоизмещение 1560 т, вооружение: одно 229-мм, два 160-мм орудия, бронирование: пояс по ватерлинии 114 мм, каземат 102 мм.)

Броненосный корвет "Хией". 1885 г.

(Водоизмещение 3718 т, вооружение: три 170-мм, два 150мм орудия, бронирование: пояс по ватерлинии 114 мм.)

Но не легко было расти новому флоту в этой островной стране. Например, в 1890 г. парламент отказался утвердить программу графа Кабаяма, требовавшего увеличения расходов на флот. Не ограничиваясь простым перенесением технических средств из Европы, японцы всеми мерами стремились развить промышленность у себя дома и достигли в этом направлении отменных результатов, например, создав арсеналы в Токио, изготовлявшие огнестрельное оружие и обеспечивавшие им полностью армию и флот. Арсеналы в Осаке стали снабжать корабли артиллерией. Расцвет их отечественного судостроения, в котором нашли отражение и уклад жизни и народный дух, породившие именно японские традиции в этой области, был еще впереди, а пока приходилось учиться и копировать чужой опыт.

До 1885 г. самыми сильными кораблями немногочисленных военно-морских сил Японии считались казематированный фрегат "Фусо"

("Fuso") и броненосные корветы "Хией" ("ffiyei"), "Конго" ("Kongo"), "Рюдзе" ("Ryujo") и "Адзума" ("Azuma"), но с этого же года флот стал активно пополняться новыми современными кораблями, построенными во Франции и Англии, как, например, "Нанива" ("Naniwa") и "Такачихо" ("Takachiho").

В 1886 г. в Японию пригласили в качестве главного корабельного инженера флота первоклассного французского инженера М. Бертина (М. Bertin), под руководством которого судостроение быстро пошло вперед. В то же время в ряде государств Европы началась очередная гонка морских вооружений, не оставившая без внимания и Японию. Председатель кораблестроительного комитета контр-адмирал Аюра (Ajura) в конце 1888 г. представил в правительство записку, характеризующую состояние флота, определив его численность в 35 кораблей, из которых, по его мнению, только 23 или 24 можно назвать боевыми, считая и строящиеся в это время в Англии, Франции и Японии.

Эволюция японских броненосцев

Первый из японских броненосцев "Фусо" имел водоизмещение 3718 т, четыре 240-мм орудия главного калибра в каземате, защищенном железной броней, и горизонтально размещенную поршневую машину двойного расширения, сообщавшую ему скорость 13 уз, а последний, "Аки", водоизмещение 21800 т, четыре 305-мм и двенадцать 254-мм орудий в двухорудийных башнях, крупповскую броню и паровые турбины, дававшие ему 20-узловую скорость. Японские дредноуты, сменившие броненосцы, чуть позже превзошли и эти параметры.

240-мм казематная артиллерия главного калибра на "Фусо" увеличилась до 305 мм на "Чин Иен" и переместилась в барбеты, установленные диагонально для обеспечения максимального огня на острых носовых и кормовых курсовых углах. На "Фудзи" и последующих броненосцах барбеты разместились в оконечностях вдоль диаметральной плоскости, сохранив такое положение неизменным, как и калибр.

Средняя артиллерия на всех описываемых кораблях размещалась побортно, как на парусниках, кроме "Чин Иен", где она была в легких башнях, установленных в оконечностях. Эти орудия были в казематах на "Фусо", "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", "Микаса", "Кашима", "Катори", "Цукуба", "Икома", в казематах и за щитами на "Фудзи" и "Яшима", в башнях на "Курама" и "Ибуки", увеличившись в калибре до 203 мм. Часть средней артиллерии возросла до 254 мм (и стала считаться главной) с установкой сначала в одноорудийные башни на "Кашима" и "Катори", а потом в двухорудийные на "Садзума" и "Аки". Малокалиберная артиллерия с марсов, мостиков, надстроек, верхней палубы на броненосцах времен войны с Россией, увеличившись от пулеметного калибра до 76 и 120 мм на "Садзума" и "Аки", переместилась в казематы, сменив среднюю.

356-мм надводные торпедные аппараты на "Фусо" и "Чин Иен" у "Фудзи" уже стали перемещаться ниже ватерлинии, увеличившись в калибре до 457 мм, создав много проблем и не принеся никакой пользы. Интересно, но уже в начале века ряд опытов показал, что зарядные отделения торпед при попадании в них осколков и снарядов не взрывались, а вот попадания в резервуар сжатого воздуха вызывали взрыв. Стальные ящики, проволочные стальные маты, которыми пытались в артиллерийском бою закрыть надводные аппараты, только увеличивали число осколков. Перед войной с Японией действующие в русском флоте положения требовали 40-45 мин заграждения на эскадренный броненосец. Англичане же с японцами имели на своих кораблях только средства для уничтожения заграждений.

Корпус "Фусо" был построен из железа. Но уже в конце 60-х годов XIX века французский артиллерист Мартен путем плавления лома железа вместе с чугуном в особых регенеративных печах, предложенных германским инженером Сименсом, получил в больших количествах литую мягкую сталь, пригодную для кораблестроения. Первыми перешли на сталь французы. "Чин Иен" был построен уже из стали и железа. Все остальные японские броненосцы, начиная с "Фудзи", строились стальными.

Появившаяся на броненосцах железная кованая броня свои возможности исчерпала, и далее увеличивать толщину железных плит было нецелесообразно, но этого делать и не пришлось. В 1880 г. появилась сталежелезная броня, полученная английским промышленником Вильсоном путем заливания расплавленной стали на кованую железную плиту. После закаливания стали получалась броня, имевшая твердый, но хрупкий наружный и мягкий (демпфирующий удар снаряда) внутренний слой. По сопротивляемости она превосходила железную на 20-25%.

Но полученный выигрыш в весе на увеличение площади бронирования не пошел: слишком быстро росло водоизмещение броненосцев. Поэтому первый крупный трофей японского флота "Чин Иен" не имел, в отличие от "Фусо", полностью забронированного борта по ватерлинии, но имел броневую палубу, которая устанавливалась на всех последующих японских броненосцах.

Опыт японо-китайской и испано-американской войн убедительно подтвердил необходимость надёжной броневой защиты для обеспечения не только непотопляемости, но и живучести кораблей и их оружия. Через 10 с небольшим лет американец Гарвей предложил способ обработки цементированной стали, позволивший увеличить сопротивляемость новой брони примерно на 30%, по сравнению со сталежелезной. Такую броню получили "Фудзи" и "Яшима", но и у них полного пояса не было, т. к. появились снаряды из хромовой стали. Пришлось снова защищать только цитадель.

Вскоре к стали добавились никелевые присадки, давшие броне несколько иное название: "гарвееникелевая". Полный по ватерлинии пояс из нее получили "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", на которых впервые в японском флоте палубную броню в районе цитадели сделали с бортовыми скосами. На "Микаса" была установлена броня из цементированных и односторонне закаленных плит хромоникелевой стали, которые обработали по способу Круппа, и они превосходили гарвеированные по сопротивляемости на 16%. Такого типа броня ставилась и на все другие броненосцы Японии.

Некоторый перевес, оказывавшийся временами на стороне брони, приводил к недостаточно реальной оценке артиллерии и дистанции артиллерийского боя. Многие специалисты, в том числе и русские, считали, что артиллерия способна причинять серьезные повреждения надводной части корабля, но не способна его уничтожить по причине малой возможности воздействия на его подводную часть, в чем сказалось перенесение опыта парусных кораблей, которые легче было сжечь, чем утопить.

Горизонтально расположенные машины двойного расширения на "Фусо" и "Чин Иен" на испытаниях обеспечили этим кораблям скорость 13,2 и 15,4 узлов соответственно. Вертикальная установка машин тройного расширения на "Фудзи" и последующих кораблях, применение водотрубных котлов Бельвиля на "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", "Микаса", Никлосса на "Кашима" и "Катори", повышение давление пара позволили достигнуть скорости чуть более 18 узлов без особых перспектив к дальнейшему ее увеличению. Повышение скорости хода требовало увеличения мощности паровых двигателей, а следовательно, увеличения веса машин и котлов, что при определившихся нормах весовой нагрузки броненосцев сделать было трудно.

Дальнейшее совершенствование машин и котлов, увеличение их мощности позволило достигнуть скорости на "Икоме" 21,9 узла, а на "Кураме" 22,5. Установка турбин Кертиса на "Ибуки" и "Аки" эту величину превзойти не позволила, и честь рекордов скорости осталась за дредноутами.

На "Икома" кроме угля впервые появилась в качестве топлива и нефть, что было повторено на двух броненосцах типа "Курама" и на двух последних типа "Садзума". Три войны показали, какое значение придавали японцы преобладанию на море с самого начала военных действий, и броненосцы в завоевании этого превосходства сыграли решающую роль…

Из книги «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров автора Шавыкин Николай Александрович

Удар японских авианосцев по Цейлону По данным разведки, японцы имели планы атаковать Цейлон в первые дни апреля. 2 апреля английский командующий повел флот на атолл Адду, на секретную базу на Мальдивских островах, так как нахождение кораблей в близости от превосходящих

Из книги Броненосные крейсера Германии. Часть I автора Пахомов Николай Анатольевич

Эволюция класса броненосных крейсеров Вверху: крейсер «Кайзерин Аугуста»История броненосных крейсеров начинается с середины XIX века с появлением железного кораблестроения, когда стало возможно защищать жизненно важные части деревянного корвета или же крейсера с

Из книги Авианосцы, том 2 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Из книги Старый новый друг пехоты - автомат АК-74 автора Павленко С Б

Эволюция и дальнейшее логическое развитие Автомат АКС-74 Для воздушно-десантных войск была создана модификация АКС-74 (6П21) с облегченным металлическим прикладом треугольной формы, складывающимся влево. Треугольная форма обеспечивает прикладу большую жесткость. В

Из книги Казематные броненосцы южан, 1861–1865 автора Иванов С. В.

Конструкция броненосцев

Из книги Боевые корабли Японии и Кореи, 612–1639 гг. автора Иванов С. В.

Значение броненосцев Когда Мэллоури лоббировал внедрение в военный флот Конфедерации последних технических новшеств, он понимал, что только ставка на качественное превосходство даст какой-никакой шанс в борьбе с численно превосходившим конфедератов военным флотом

Из книги Субмарины Японии, 1941–1945 автора Иванов С. В.

Из книги Как России победить Америку? автора Маркин Андрей Владимирович

Приложение Самолеты японских субмарин

Из книги Тайное проникновение. Секреты советской разведки автора Павлов Виталий Григорьевич

Ошибочная оценка японских неудач Относительно пренебрежительное отношение к обходящей тактике легкой пехоты, частично, может быть связано с наличием исторических примеров, когда такая тактика не срабатывала совсем. Наиболее характерный прием - действие японской

Из книги Тайны Второй мировой автора Соколов Борис Вадимович

Шепот японских шифрмашин Японское посольство в Москве проводило замену своих шифровальных машин. Зная об этом, специалисты КГБ внимательно следили за тем, как новые машины будут транспортироваться, так как из-за их громоздкости посылать машины диппочтой было

Из книги Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох автора Коллектив авторов

Эволюция образа Германии и немцев в сознании A.A. Власова В мемуарах Фрелиха запечатлены рассказы командующего РОА о том, как у него формировался положительный стереотип немцев: «Я вырос в деревне. В моем уездном городе я еще подростком познакомился с первыми немцами в

Из книги «Яки» против «мессеров» Кто кого? автора Харук Андрей Иванович

Патриотическая мода и эволюция образа сестры милосердия Впрочем, восприятие образа императрицы - сестры милосердия общественным мнением во многом определялось не только отношением к личности царицы, особенностями монархической традиции или тогдашними этическими

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

Эволюция истребителя Хотелось бы по возможности избежать излишне длинных экскурсов в историю, но совершенно обойтись без оных не представляется возможным. Постараемся в общих чертах показать развитие концепции самолета-истребителя в ту четверть века, которая отделяла

Из книги Авиация Японии во Второй Мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки автора Фирсов Андрей

Общая характеристика японских БТТ Разработка БТТ и ее элементов в Японии была подчинена строгой системе. Если рассматривать только номенклатуру БТТ, созданной в 30 - 40-е годы, можно увидеть, что она в целом отвечала требованиям времени и составляла вполне

Из книги автора

Форма японских танкистов капитан в шлеме и униформе образца "90" (1930 г.) с полным комплектом офицерского снаряжения и вооружения (1937-1939);офицер-танкист в теплом зимнем костюме, утепленном танковом шлеме, перчатках и в комбинированной обуви (1940 г.);подофицер-танкист в

Из книги автора

Система обозначения японских самолетов Во время второй мировой войн" в ВВС Японии использовалось сразу несколько систем обозначения самолетов, что совершенно сбивало с толку разведку союзников. Так, например, самолет японской армейской авиации имел обычно номер "китай"

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...