Тютчев печальная береза. Сравнительный анализ стихотворений а

Афанасий Афанасьевич Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением Есенина «Береза», написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Анализ стихотворения Фета «Печальная береза…»

Береза - один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза…» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением , написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь - бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

Читать стих «Печальная береза» Фета Афанасия Афанасиевича нужно, помня о том, что он принадлежит к первым пробам пера поэта. Несмотря на это, в нем уже преобладают печальные интонации, которые будут пронизывать практически все будущие шедевры Фета.

Основной образ произведения - дерево-символ родины Фета – береза. Белоствольная красавица не только отображает настроение лирического героя, она поддерживает и утешает его своим присутствием. Автор с любовью говорит о березе, даже траурный наряд дерева вызывает у него радость. Весь текст стихотворения Фета «Печальная береза» посвящен описанию дерева, посредством которого автор передает и свои эмоции. Для выражения настроения он ограничивается двумя словами с темой «грусть» – «печальная» и «траурный», однако их вполне достаточно, чтобы донести основную мысль до читателя.

Учить стихи на уроках литературы в 6 классе следует после ознакомления с индивидуальной манерой Фета-пейзажиста. Вы можете прочитать произведение полностью онлайн или скачать его по ссылке.

(1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет — один из самых вдохновенных певцов русской природы. Он родился в усадьбе Новосёлки на Орловщине (Россия) в семье богатого помещика А. Шеншина. Его образованием занимались недоучившиеся семинаристы 1 . Однако в немецком пансионе, куда отдали учиться будущего поэта, благодаря способностям и трудолюбию он быстро навёрстывал упущенное. В это время юноша начинает писать стихи. Закончив пансион, А. Фет блестяще сдаёт экзамены в Московский университет на словесное отделение.

Несмотря на многочисленные удары судьбы, поэту удаётся сохранить радостный и светлый взгляд на мир — полный восторга, изумлённый его красотой. Основное настроение поэзии А. Фета — настроение душевного подъёма.

Поэтические пейзажи А. Фета необычайно тонко раскрывают разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и воплотить в образы даже мимолётные движения, которые трудно обозначить и передать словами. Особенностью лирики А. Фета является и то, что поэтические описания природы соединяются с безукоризненным знанием её жизни. В стихах поэта зримо представлена природа средней полосы России. Именно благодаря такому сочетанию поэт создаёт изумительные произведения, поражающие читателя своей эмоциональностью и точностью наблюдений.

1 Семинарист, — ученик духовного (богословского) учебного заведения.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

Вопросы и задания

1. От чьего имени написано стихотворение? Знаете ли вы другие произведения, написанные от лица животных, насекомых, живых и неживых предметов?

2. Как вы охарактеризуете бабочку? Какие слова и выражения из текста для этого используете?

3. Прочитайте стихотворение вслух так, чтобы передать характер бабочки, интонации её «речи».

4. Бабочка изображена поэтом как живое существо, способное чувствовать, мыслить. А как вы думаете, нет ли связи между образом бабочки и хрупкой незащищённостью красоты природного мира?

Весенний дождь

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листям барабанит.

1. Наблюдали вы когда-нибудь приближение дождя? Перечитайте стихотворение «Весенний дождь» и скажите, совпадают ли ваши наблюдения над природой с авторскими.

2. Каким настроением наполнено стихотворение? Всегда ли дождь вызывает такие эмоции?

3. В стихотворении ярко представлена картина весеннего дождя — тёплого и праздничного. Проследите, при помощи каких деталей автор показывает его приближение. Какие подробности подсказывают вам, что это «слепой» дождь?

4. В тексте стихотворения поэт не называет прямо цвета и краски. Прочитайте стихотворение внимательно и назовите краски, которыми нарисован словесный пейзаж.

5. Какими запахами наполнена весенняя природа? О каких запахах автор пишет, а какие вы можете извлечь из своего опыта и дополнить картину?

6. Найдите в данном стихотворении эпитеты и определите их назначение. Обратите внимание на эпитет золотой — он уже встречался в стихотворениях о природе. В чём особенность его использования А. Фетом?

8. Прочитайте выразительно стихотворение, при этом постарайтесь передать своё настроение, вызванное им.

9. Устно опишите рисунки, которые вы нарисовали бы к этому стихотворению. Не забудьте про радугу — ею обычно заканчивается «слепой» дождь. Возможно, ваши наблюдения над природой дополнят картину летнего дождя.

Печальная береза

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

1 Денница (трад.-поэт.) — утренняя заря.

1. Прочитайте выразительно стихотворение «Печальная берёза...». Какое настроение оно создаёт?

2. Сравните названия двух стихотворений о зимней природе: «Чародейкою Зимою» и «Печальная берёза...». Какое из них указывает на чувства и переживания самого автора?

берёза? Она на самом деле печальная или такой её видит поэт? Обоснуйте своё мнение, опираясь на текст.

4. Испокон веков белый цвет на Руси считался цветом памяти и забвения, то есть траурным. Является ли он таковым для поэта? Предложите свой вариант или выберите один из ответов.

А поэт наблюдает берёзу постоянно, он знает, что весной она оживёт, и красота её будет другой. Поэтому траурный наряд — это только белый цвет, а не знак смерти Б берёза покрыта инеем — это очень красиво, но при первых солнечных лучах иней растает или его собьют птицы. Поэт любуется зимней берёзой, но при этом грустит, думая о недолговечности её красоты

5. Не кажется ли вам странным сравнение зимних ветвей берёзы с летними гроздьями винограда? Как вы думаете, что хотел сказать этим автор?

6. В каких словах поэт выражает своё отношение к красоте природы, родство с ней?

7. О какой игре денницы пишет поэт?

8. Случалось ли вам видеть, как красиво искрится иней или снег под солнцем? Расскажите об этом. Сходны ли ваши наблюдения с образами стихотворения А. Фета?

Картину «Февральская лазурь» Игорь Грабарь написал зимой-весной 1904 г. Художник не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзу, а среди берёз — «плакучую».

И действительно, в «Февральской лазури» берёза — единственный на полотне художественный образ. В самом облике этого дерева, в умении

увидеть её очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины И. Грабаря «Февральская лазурь» и сопоставьте её со стихотворением А. Фета «Печальная берёза». Найдите общее и отличное.

Сравните отношение к природе А. Фета и И. Грабаря, отвечая на вопросы: пейзаж какой части России они воспевают, есть ли сходство в изображении образа берёзы у поэта и художника, какую берёзу любит И. Грабарь, что общего в эмоциональном отношении к природе у А. Фета и И. Грабаря.

В фортепианном цикле П. Чайковского «Времена года» одна из пьес называется «На тройке». Прослушайте фрагмент музыкального произведения. На фоне грустной мелодии постарайтесь услышать весёлый перезвон колокольчиков, отголоски раздольной народной песни.

Сравните стихотворения А. Фета с музыкальной пьесой. Что их объединяет и в чём различие? Созвучна ли музыка настроению стихотворений? Какому из них в большей степени и почему?

Я пришёл к тебе с приветом

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет.

На украинский язык поэзию А. Фета переводили М. Рыль-ский, Г. Кочур, Р. Лубкивский и др.

Прочитайте стихотворение в переводе М. Вороного. Услышали вы музыку и поэтическую интонацию стихотворения А. Фета?

Я прийшов до тебе, мила

Я прийшов до тебе, мила,

Розказать, що сонце встало,

Що його живуща сила

В листі променем заграла, —

І у лісі щохвилини

Кожна брунька оживає,

І лунає спів пташиний,

І нове життя буяє;

Вопросы и задания

Що до тебе з тим же палом Б’ється серце, ллється мова, Що душа, пойнята шалом, Вся тобі служить готова,

Що на мене повіває Щастя, радість відусюди... Що співатиму — не знаю, Але співів — повні груди!

1. Как вы понимаете название стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом...»? Найдите слово, близкое по значению слову привет.

2. Чем взволнован поэт?

4. Подумайте: разве это новость, что солнце каждое утро встаёт, а вечером садится? Разве этого никто и никогда не видел? Почему же поэт стремится об этом рассказать и с каким чувством он это делает?

5. О чём желает рассказать поэт близкому человеку? В каких словах он выражает свою любовь и привязанность?

6. Красота природы и любовь рождают в душе поэта песню. В каких строках он говорит о приближении вдохновения и радости творчества?

7. Прочитайте стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...» так, чтобы передать восторг и радость жизни.

8. До сих пор вам обо всём рассказывал поэт. А теперь попробуйте вы рассказать о его душевном состоянии. Если не хватает слов, обратитесь к словесному ряду и используйте в своей речи «подсказку»: восторг, наивная радость, радость открытия мира, способность удивляться обычному, весенняя жажда жизни, находить красоту во всём, готовность служить, дарить радость и счастье, рождение вдохновения. Для подтверждения мыслей обращайтесь к стихотворению А. Фета.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...