Кафедра "Русская литература XX века и теория литературы". Кафедра теории и истории литературы Кафедра теории литературы и литературной критики

Чисто литературные институты в нашей стране имеются в количестве одного-единственного. Как, впрочем, и на всём земном шаре. Много есть педагогических институтов, где преподают русский язык и литературу в процессе подготовки преподавателей школ. Много и университетов, где есть факультет журналистики. Но литератор и журналист - это две совсем разные "птицы". Писатели учатся только в одном вузе страны, и это Литературный институт имени Горького.

Предшественник

Существовал недолго и давно. Так называемый в народе Брюсовский институт - это специализированный вуз, открывшийся в Москве в 1921 году по инициативе В. Я. Брюсова. Там готовились поэты, писатели, беллетристы, критики, драматурги и переводчики. Всё, как в Горьковском, только учёба длилась не пять, а три года.

Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова вобрал в себя студию Лито Наркомпроса, тоже организованную Валерием Яковлевичем, литературные курсы Дворца искусств и большую часть Государственного института слова. Туда же через год вошла и Профессионально-техническая школа поэтики, где работали почти все преподаватели ВЛХИ, в том числе и сам Брюсов. В 1924 году институт получил, наконец, его имя - в связи с широко праздновавшемся юбилеем поэта.

В январе 1925 года московская жилищная комиссия приняла решение о переводе ряда вузов в Ленинград по причине невыносимой тесноты. ВЛХИ переехать не смог, потому что все сорок преподавателей, кроме двух, саботировали перемену места жительства. Таким образом институт был ликвидирован. Студенты доучивались в других вузах. Литературный институт имени Горького создавался уже с учётом печального опыта своего предшественника. И, надо признать, ошибки не повторились.

ИЖЛТ

Институт журналистики и литературного творчества никак не может называться литературным институтом. Это образовательное учреждение не государственное, хотя имеет государственную аккредитацию и лицензию, а выпускникам вручаются дипломы государственного образца. Институт журналистики и литературного творчества имеет только одно направление обучения - это журналистика. Есть там и подготовительные курсы. Бюджетной основы обучения не предусмотрено. Студенты выбирают заочную, очно-заочную и очную форму обучения.

Литинститут имени А. М. Горького

Этот вуз всегда целиком и полностью принадлежал Министерству Культуры, с 1992 года находится в ведении Минобрнауки РФ. Здесь два факультета - заочный и очный. Очно студенты осваивают пятилетнюю программу специалитета: "Литературное творчество" и "Перевод художественной литературы".

Заочно специалистов готовят шесть лет и по одной специальности - "Литературное творчество". На отделении художественного перевода учатся будущие переводчики с английского, немецкого, французского, испанского, итальянского и корейского языков. Есть здесь и аспирантура с докторантурой по специальностям: "Русский язык", "Теория литературы" и "Русская литература".

Как всё начиналось

Инициатором создания Литинститута выступил Максим Горький. Сначала вуз был Вечерним рабочим литературным университетом, лишь с 1933 года получил своё название, которое сохраняет по сей день.

Во время войны, в 1942-м, институт стал обучать очников и заочников. В 1953-м открылись очные двухгодичные Высшие литературные курсы для уже состоявшихся писателей, которым необходимо пополнить гуманитарные знания и расширить кругозор. В 1983 году Литинститут был награждён высоким орденом Дружбы народов.

Местоположение

Литературные институты педагогического профиля находятся в разных районах Москвы, некоторые в исторических, но более знакового места для расположения Литинститута имени Горького найти просто невозможно. Это памятник архитектуры восемнадцатого века, городская усадьба на Тверском бульваре, где в 1812 году родился А. И. Герцен. А в сороковых годах девятнадцатого здесь, в литературном салоне, завсегдатаями были Гоголь, Белинский, Аксаковы, Чаадаев, Баратынский, Хомяков, Щепкин и многие другие легендарные личности.

Перед самым началом двадцатого века здесь разместилось издательство, а в двадцатых годах - многочисленные писательские организации. Литературные вечера проходили с участием Маяковского, Блока, Есенина. Это здание подробно описывается Герценом, Булгаковым, Мандельштамом. Здесь, прямо в этом здании, проживали Вячеслав Иванов, Даниил Андреев, Осип Мандельштам, Андрей Платонов, о чём сообщают мемориальные доски на здании. Во дворике стоит памятник Герцену.

Преподаватели

Преподаватели всегда были и остаются в Литинституте звёздные, никакие другие литературные институты просто не смогли бы собрать прославленных мастеров в таком количестве. Здесь преподавали Александр Зиновьев, Константин Паустовский, Михаил Светлов, Лев Ошанин, Лев Озеров, Юрий Кузнецов, Юрий Минералов и многие другие, не менее знаменитые писатели, поэты, драматурги. Лекции читали учёные со звонкими именами: И. Толстой, В. Асмус, А. Реформатский, Г. Винокур, А. Тахо-Годи, С. Радциг, С. Бонди, Б. Томашевский, В. Кожинов и не менее достойные другие.

И сейчас творческие семинары ведут самые известные и всеми любимые писатели: Сергей Николаевич Есин - заведующий кафедрой литературного мастерства, Самид Сахибович Агаев, Юрий Сергеевич Апенченко, Сергей Сергеевич Арутюнов, Андрей Венедиктович Воронцов, Андрей Витальевич Василевский, Алексей Николаевич Варламов - исполняющий обязанности ректора Литинститута, Анатолий Васильевич Королёв, Руслан Тимофеевич Киреев, Владимир Андреевич Костров, Станислав Юрьевич Куняев, Геннадий Николаевич Красников, Владимир Юрьевич Малягин, Александр Александрович Михайлов, Олеся Александровна Николаева, Олег Олегович Павлов, Александр Евсеевич Рекемчук, Евгений Борисович Рейн, Инна Ивановна Ростовцева, Галина Ивановна Седых, Евгений Юрьевич Сидоров, Александр Юрьевич Сегень, Сергей Петрович Толкачёв, Александр Петрович Торопцев, Мариэтта Омаровна Чудакова. Никогда институты литературного творчества не имели такого созвездия мастеров.

Абитуриентам - творческий конкурс

Поступить в Литинститут могут только прошедшие творческий конкурс и сдавшие вступительные экзамены. В педагогические литературные институты Москвы поступают по ЕГЭ, также и на журналистику в университеты. Здесь конкурс проходит в три этапа. Сначала абитуриенты присылают свои творческие работы по выбранному направлению: двадцать (не менее) страниц текста прозы, или двести стихотворных строк, или двадцать страниц в литературной критике, драматургии, очерке и публицистике, а также в художественном переводе. Это испытание проводится без участия абитуриента, более того, работы он подаёт безымянные, поэтому предвзятого мнения быть не может. Литературный педагогический институт не ставит перед абитуриентом таких сложных, но интересных творческих задач.

И только после этого можно получить возможность сдачи остальных предметов по ЕГЭ (письменно или устно). Это традиционно русская литература, русский язык, история России. Если творческая работа и сдача экзаменов удовлетворит комиссию, будущий студент приглашается на второй этап творческого конкурса - это письменный этюд. Далее следует собеседование, самый важный момент для прошедших первые два этапа. Ни университеты, ни педагогические литературные институты России не проводят такой тщательный отбор абитуриентов. Творческие конкурсы существуют, помимо Литинститута, только для абитуриентов, выбравших профессию в области театра, кино или в вузах архитектурно-художественных направлений.

Семинары

Готовят студентов по двум направлениям параллельно. Это общегуманитарный - с уклоном в литературоведение и русский язык, а также творческий. Развитие творчества происходит в ходе семинаров. Другие литературные институты, если бы они существовали, наверняка работали бы также - форма самая оптимальная.

Проходят семинары всегда по вторникам - традиционно. В этот день других занятий для студента не планируется - только семинар, руководитель которого обязательно Мастер.

Это всегда день больших волнений и нервов, часто - слёз, иногда - ссор. Однако бывает и наоборот. Жаль только, что нет возможности посещать чужие семинары, потому что все в одно время. Пропускать свой нельзя, он в любом случае самый лучший. В Литинституте семинары вели всегда крупнейшие советские писатели. Сейчас крупнейшие писатели России. Такие же семинары проводятся и для слушателей Высших литературных курсов, которые автору этой статьи посчастливилось окончить. Занимаются по вторникам и студенты Высшей школы художественного перевода. Надо отметить, что есть при Литинституте и курсы редакторов, и курсы корректоров.

Международная деятельность

Сотрудничество этого вуза с зарубежными коллегами развивается планомерно, согласуясь с политикой страны в плане укрепления авторитета на международной арене нашей высшей школы. Существенно расширяются и научные, и академические связи, вуз стремится в образовательное пространство Европы, чтобы интегрировать выпускников и учащихся во всемирный литературный процесс.

Пропагандируются лучшие достижения русской литературы в дальнем зарубежье и странах СНГ. Существуют связи с такими вузами, как Тринити-колледж в Ирландии, Университет Кёльна в Германии, Университет города Бергамо в Италии, Университеты Чосон и Конкук в Республике Корея, Университет Париж-8 во Франции, Университет города Сучжоу в Китае. Также в Литинституте давно работает культурный центр Россия-Корея. Каждый год из этого творческого вуза в числе студентов РФ выпускаются студенты-иностранцы - как стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

Кафедры

Литинститут занимает верхнюю ступень рейтинга российских вузов по соотношению профессорского состава и студентов: на двух учащихся приходится один преподаватель с учёной степенью. Какие литературные институты могут похвастать таким соотношением?

Большинство преподавателей здесь с мировым именем. Преподаватели кафедры литературного мастерства перечислены выше, имена настолько значительные, что вряд ли можно добавить какие-либо ещё не прозвучавшие восторги, всё уже было.

Две кафедры литературы

Абсолютно волшебная кафедра с великолепным профессором Борисом Николаевичем Тарасовым во главе, с доцентом - красноречивейшей Татьяной Борисовной Гвоздевой, с обаятельнейшим профессором Станиславом Бемовичем Джимбиновым, с чудесной Анитой Борисовной Можаевой, доцентом... На их лекциях у заворожённых студентов авторучки из рук выпадают. Какие ещё могут понадобиться литературные институты, если есть этот?

Ничуть не уступает и кафедра русской классической литературы и славистики во главе с профессором Михаилом Юрьевичем Стояновским. Все преподаватели там прекрасны, но кто сравнится с профессором Анатолием Сергеевичем Дёминым? Все остальные литературные институты Москвы не имеют творческих образовательных направлений, вот и преподаватели в Литинституте тоже особенные.

Кафедра общественных наук

Здесь под руководством профессора Людмилы Михайловны Царёвой тоже происходят всевозможные чудеса: даже переполненные поэзией студенты начинают обожать экономику и политологию, если лекции читает доцент Наталья Николаевна Кутафина, и разбираться в исторических событиях, если общаются с Александром Сергеевичем Орловым, автором прекрасных учебников и директором Музея истории МГУ имени Ломоносова. А как приятно общаться с Ольгой Вячеславовной Зайцевой на темы философии и эстетики после занятий! Почти так же, как слушать её лекции - завораживает!

На этой кафедре (да и на других наверняка тоже) незапоминающихся преподавателей просто нет. Литературные институты России, направленные на изучение педагогики или журналистики, возможно, тоже имеют хороших преподавателей общественных наук. Но здесь преподаватели ещё и высоко творческие.

Кафедра новейшей русской литературы

Здесь заведует артистичнейший из преподавателей института - профессор Владимир Павлович Смирнов, его лекции студенты наверняка помнят всю жизнь. Читают превосходные лекции профессор Борис Андреевич Леонов (также, по отзывам студентов, один из любимых лекторов), доценты Игорь Иванович Болычев и Федякин. В области "текущей" литературы специалистов авторитетнее сотрудников этой кафедры просто нет - ни в России, ни в мире. Московские литературные институты педагогической, а не творческой направленности вряд ли смогут объединить под своей крышей столько высокопрофессиональных преподавателей.

Кафедра теории литературы и литературной критики

Здесь только три человека, зато каких! Абитуриентам нужно бороться изо всех сил с высоким (очень высоким!) конкурсом при поступлении в Литинститут хотя бы ради того, чтобы ходить по тем же коридорам. Заведует кафедрой профессор Владимир Иванович Гусев. Это выдающийся литературовед и литературный критик. Председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России. Состоит в секретариате исполкома МСПС (Международное Сообщество Писательских Союзов), является главным редактором журнала "Московский вестник". Великолепный лектор, умнейший человек.

Доценты Сергей Михайлович Казначеев и Алексей Константинович Антонов интересны каждый по-своему. Глубокое знание материала позволяет им читать лекции так вдохновенно, что студенты не могут конспектировать, потому что хотят только смотреть и слушать. С. М. Казначеев провёл несколько научно-практических конференций под названием "Новый реализм". А. К. Антонов имеет фундаментальные знания теории критики и литературоведения и имеет огромный лекторский талант. Читает не только студентам, но и аспирантам и слушателям Высших литературных курсов. Написал ряд учебных пособий по теории литературы.

Помимо вышеперечисленных, в Литинституте функционируют ещё три кафедры: русского языка и стилистики, иностранных языков, художественного перевода. И на каждой из них преподаватели исключительные.

— Елизавета Игоревна, почему журналист должен разбираться в теории литературы и, к примеру, отличать фабулу от сюжета?
— На первом курсе вы проходите только базовые вещи, которыми этот предмет не ограничивается. Конечно, не всякий журналист должен хорошо разбираться в теории литературы, но любой журналист и образованный человек должен обладать навыками анализа. А теория литературы – предмет, который помогает эти навыки развить. Есть журналисты, которым знание основ теории литературы жизненно необходимо – это критики. Причём не только литературные, но и те, кто специализируется на театре, кино…
А несовпадение сюжета и фабулы – очень распространенный приём, которым часто пользуются и писатели, и режиссеры. Конечно, можно не обращать внимания на все эти тонкости и довольствоваться поверхностным восприятием. Но ведь гораздо интереснее читать книгу или смотреть фильм, понимая их глубину, чем просто следить за сменой персонажей и событий.

— Что Вы можете посоветовать Вашим студентам, чтобы они лучше вникли в предмет, полюбили его и успешно сдали?
— Пытаться рассуждать самостоятельно, не просто зазубривать определения, а подбирать к ним примеры из разных произведений. И внимательно перечитать конспекты лекций Николая Алексеевича.

— Нужно иметь определенный склад ума, чтобы анализировать и систематизировать литературу?
— Нужно иметь определенный склад ума, чтобы анализировать и систематизировать что бы то ни было. Однако к литературе нужен особый подход, важно помнить, что это не просто набор элементов, а художественное целое, и относиться к тексту нужно как к произведению искусства, а не безжизненному конструктору, который можно разобрать на элементы и посмотреть, из чего он состоит. То есть в процессе анализа важно не потерять то самое главное, что составляет суть произведения.

— А что вы порекомендуете тем, кто собирается создать любой художественный текст?
— Я, если честно, боюсь давать какие-то советы в этой области, поскольку сама художественных текстов не пишу. Мне кажется, здесь нужен, во-первых, какой-то природный талант, особый взгляд на мир, позволяющий создавать собственную художественную реальность, во-вторых, нужно много читать для того, чтобы научиться видеть, какое произведение является хорошим, а какое нет. Самое главное – это провести границу между писательством и графоманией.

— Почему Вы выбрали не античную или русскую литературу, а теорию? Чем Вам интересен именно этот предмет?
— Во-первых, потому что так построен учебный план. По русской литературе нет ни семинаров, ни коллоквиумов, а для того, чтобы читать лекции, нужно как минимум защитить кандидатскую диссертацию. Во-вторых, мне всегда нравился этот предмет. Он помогает увидеть неочевидное. К тому же, теория литературы не существует в отрыве от самой литературы. Мы ведь на занятиях анализируем тексты. Я подбираю для семинаров произведения, написанные на русском языке, потому что тогда не нужно отделять голос автора от голоса переводчика, но методы, которые мы используем, можно применять и к зарубежным произведениям. Без знания основ теории литературы невозможно изучать никакую литературу – ни русскую, ни зарубежную.

— А на какую тему был Ваш диплом?
— Я писала диплом поэзии Сергея Гандлевского, а конкретнее — о том, как проявляется интертекстуальность в его стихотворениях.

— Есть ли у Вас какая-то любимая мысль?
— Невозможно ответить на этот вопрос. Это всё равно, что попросить назвать любимую песню/стихотворение/фильм. И то с произведением было бы проще: можно хотя бы назвать то, что ты слушал/читал/смотрел неоднократно. А мыслей хороших столько же, сколько волос на голове. Вы же не можете вырвать один и сказать, что он ваш любимый.

— Ваша любимая мысль о литературе?
— Почему-то приходит в голову довлатовский анекдот о том, как в компании русских эмигрантов родители жаловались на то, что их дети становятся американцами, говоря: «Они не читают на русском! Они не читают Достоевского! Как они будут жить без Достоевского?» На что один из присутствующих заметил: «Пушкин жил, и ничего».

— Какое у Вас любимое место на журфаке?
— Конечно, балюстрада. Особенно по вечерам.

— Если бы Вы могли встретить любую личность из прошлого или знаменитость из настоящего, то кого и что бы Вы спросили?
— Михаила Михайловича Бахтина о том, как объяснить студентам, что такое хронотоп, чтобы они, наконец, поняли 🙂

Беседовал Андрей Туркевич

Заведующий кафедрой: Саенкова Людмила Петровна, кандидат филологических наук, доцент

Дацэнт кафедры літаратурна-мастацкай крытыкі Аксана Бязлепкіна-Чарнякевіч была госцем тэлепраграмы "Суразмоўцы". Аксана Пятроўна ў гутарцы з Навумам Якаўлевічам Гальпяровічам распавяла пра свае кнігі, сучасны літаратурны працэс, выкладанне на факультэце журналістыкі і падзялілася ўласным стаўленнем да моўнай сітуацыі ў краіне.

Вышел очередной номер студенческой газеты "Закулисье".

По результатам Финала I Международного первенства «Качество образования – 2018» (Россия, Москва; 14.01.2019):

Студентка 3 курса (специальность "Литературная работа. Творчество") Емельянова А.В. получила ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ за научную работу «Художественный перевод как интерпретация» (на материале перевода А. Александровичем поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина). Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич;

Студентка 3 курса (специальность "Литературная работа. Творчество") Костевич Е.Ю. награждена ДИПЛОМОМ I СТЕПЕНИ за научную работу «Авторские стратегии в создании образной структуры художественного текста» (на материале повестей «Вий» и «Нос» Н. В. Гоголя) и ДИПЛОМОМI СТЕПЕНИ за творческую работу «Дыхание деревни». Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич;

Студентка 2 курса (специальность "Печатные СМИ") Кричевская В.А. получила ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ за творческую работу «Фотография» и ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ за творческую работу «Рана». Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич.

Навуковая работа магістранткі Тачыцкай Надзеі Аляксандраўны "Беларуская арт-журналістыка: тэматычны кантэнт, жанравыя асаблівасці, класіфікацыя", выкананая пад кіраўніцтвам Саянковай Людмілы Пятроўны, атрымала другую катэгорыю на Рэспубліканскім конкурсе навуковых работ студэнтаў.

Количество штатных преподавателей: 18 сотрудников, среди которых 9 кандидатов наук, 10 доцентов.

Общая информация: Главной задачей кафедры литературно-художественной критики является подготовка высококвалифицированных специалистов для создания литературной основы в различных видах литературно-художественного творчества: литературно-художественной критике, прозе, поэзии. Квалификация будущих специалистов позволит им работать в литературной и журналистской областях творческой деятельности.

Научные направления:

стратегии средств массовой информации в формировании гуманитарной культуры общества, авторские стратегии в современной литературно-художественной критике, медиакритика как ценностно-ориентирующий фактор в деятельности СМИ, стратегии СМИ в репрезентации культуры и искусства в условиях индустриализации культуры, личность критика в формировании культурного пространства.

"Современные стратегии средств массовой информации в репрезентации культуры и искусства".

Предметом научных исследований кафедры литературно-художественной критики (первой заведующей стала доцент Л. П. Саенкова) является литературно-художественная критика, вопросы культуры в СМИ. На кафедре созданы творческие мастерские для будущих обозревателей культуры, кинокритиков, театральных и литературных критиков, критиков изобразительного искусства. Здесь работают авторитетные специалисты, известные критики в области разных видов искусства: литературы, театра, живописи, кино – Л. П. Саенкова-Мельницкая, П. В. Васюченко, Г. Б. Богданова. Среди преподавателей кафедры не только известные ученые-теоретики, но и практики – редакторы специализированных изданий, обозреватели по культуре.
Центром творческого единства студентов, которые проявляют интерес к искусству, был кружок “Крытык”, потом ставший студенческой научно-исследовательской лабораторией. На протяжении многих лет силами ее участников выпускались специализированные учебные газеты, на страницах которых в самых разных жанрах появлялись студенческие материалы об искусстве. Уже много лет кафедра литературно-художественной критики выпускает уникальное издание – ежегодный альманах студенческого литературно-художественного творчества “Аўтограф” (вышло уже более 20 номеров, большая часть которых была подготовлена под руководством профессора Е. Л. Бондаревой). Имена многих студентов, которые впервые появились на страницах этого издания, сегодня – гордость белорусской культуры: Иван Чигринов, Иван Пташников, Борис Саченко, Анатоль Вертинский, Игорь Добролюбов и др.

Студенты-участники лаборатории (под руководством доцента В. А. Капцева) также занимаются подготовкой номеров литературно-художественной газеты “Перья”. К выходу некоторых номеров были приурочены мастер-классы известных белорусских писателей, творческие встречи. Кафедра обеспечивает преподавание дисциплин гуманитарно-культурологического профиля: “Литературно-художественная критика”, “Культурология”, “История искусств”, “Белорусская литература”, “Русская литература”, курсы по профилю – “Театральный критик”, “Кинокритик”, “Литературный критик”, “Критик изобразительного искусства”.

Дысцыпліна разглядае літаратурна-мастацкую творчасць як адну з форм духоўна-пераўтваральнай дзейнасці ў грамадстве. Прадмет дазваляе навучыцца абгрунтавана і комплексна ставіцца да твораў прыгожага пісьменства, прымяняць атрыманыя веды на практыцы, арыентавацца ў разнастайнасці відаў літаратурных твораў, мець уяўленні пра стылі і жанры, сур’ёзна і ўдумліва разважаць і выказвацца аб сучасным літаратурна-мастацкім працэсе, улічваючы традыцыі як айчыннай, так і сусветнай літаратуры, а таксама тэндэнцыі сучаснай метадалогіі стварэння літаратурных твораў.

Дысцыпліна садзейнічае разуменню асаблівасцяў развіцця сусветнага кінематографа; авалоданню навыкамі аналіза твораў кінамастацтва розных стыляў і жанраў; асэнсоўванню культуралагічнай, эстэтычнай, ідэалагічнай функцый сучаснага кінематографа; разуменню мастацкіх пошукаў і адкрыццяў у галіне кінамастацтва. На працягу вывучэння дысцыпліны студэты аналізуюць сюжэтна-тэматычны кантэнт, вобразна-выразныя сродкі, асаблівасці стылю жанравага і аўтарскага кінематографа, арыентацыю ў развіцці сучаснай мастацкай мовы кінаэкрана.

Дысцыпліна фарміруе цэласнае бачанне і разуменне свету мастацтва, які мае сваю асаблівую сутнасць і спосабы існавання, таксама працэсаў, якія адбываюцца ў мастацтве сёння. Само мастацтва вывучаецца як эстэтычны феномен. Разглядаюцца сэнс мастацтва ў класічнай эстэтыцы, мастацтва і тэхнагенная цывілізацыя, прырода мастацтва, асноўныя прынцыпы мастацтва, асноўныя тэарэтычныя падыходы да разумення прыроды мастацтва, мастацтва і гульня, элітарнае і масавае ў мастацтве, мастацтва ў сістэме культуры, роля мастацтва ў трансляцыі культурнай традыцыі. XX стагоддзе, радыкальныя метамарфозы мастацтва.

Фарміруюцца веды тэарэтычных палажэнняў навукі аб міфе, здольнасці да яго распазнання ў сучаснай літаратуры, кінематографе, паўсядзённых прамовах, сродках масавай камунікацыі. Вывучаецца філасофія міфа: канцэптуальныя і метадалагічныя падставы тэарэтычнага аналізу міфа; міф і міфалагічнае светаўспрыманне; міф і сумежныя вобласці ведаў; міфалагічны хранатоп; міфарэлігійныя асновы культурстваральнасці; эвалюцыя міфалагічнай метамарфозы: ад класічных да сучасных формаў міфа; прырода як сродак рэпрэзентацыі міфа; міф і рытуал у дыяхраніі і сінхроннасць культуры; міфасемантыка ўсходнеславянскага фальклору; міф у мастацтве: станаўленне міфічных вобразаў; малітычныя міфы; міф і масавая культура.

Вывучаецца феномен інтэртэкстуальнасці і яго праявах ў сучаснай культуры, вызначаецца яго стылявая і жанравая трансфармацыя ў літаратурных, літаратурна-крытычных тэкстах. Вывучаюцца пераемнасць літаратурных традыцый, эвалюцыя адносін да тэксту як складанай цэласнасці, сацыякультурная сітуацыя пачатку XXI стагоддзя: ад «пост-» да «прота-», тыпалагічныя рысы постмадэрнізму ў сучасным грамадска-культурным кантэксце; культуралагічная абумоўленаць павелічэння інтэртэкстуальных даследаванняў "універсальнага" тэксту, тэарэтычныя асновы феномену інтэртэкстуальнасці, філасофскія падыходы і канцэпцыі: Р. Барт, Ю. Крысцева, М. Бахцін, І. Хасан; нтэртэкстуальнасць як інтэлектуальная гульня і маркетынгавы ход у літаратуры: У. Эка, М. Павіч, М. Кундэра, і інш. Функцыі інтертэкста ў мастацкім і літаратурна-крытычных тэкстах; спосабы фарміравання інтэртэкстуальнага мыслення ў сучаснай крытыцы; рэцэпцыя постмадэрнізму і маскульт; інтэртэкстуальнасць як феномен масавай свядомасці. інтэртэкстуальнасць і гіпертэкставая культура. Узаемадзеянне медыятэксту і інтэртэкста; трансфармацыя жанру і стылю ў сучасным інтэрв"ю, эсэ, рэцэнзіі.

Дысцыпліна дае ўменне працаваць над стварэннем і інтэрпрэтацыяй мастацкіх тэкстаў з улікам уплыву індывідуальна-псіхалагічных асаблівасцей аўтара і рэцыпіента на ўспрыняцце твора. Вывучаецца паняцце і гісторыя крэатыўнасці, тэхнікі актывізацыі творчага патэнцыялу чалавека, спосабы арганізацыі творчага працэсу, сучасныя тэхнікі крэатыўнага пісьма, падыходы псіхалагічнай школы да разгляду мастацкіх тэкстаў, сувязь крэатыўнасці з асабістымі якасцямі і ўнутранай ды знешняй матыацыяй аўтара, уплыў псіхалагічных фактараў на фарміраванне ўласнага пісьменніцкага стылю.

Дысцыпліна фарміруе ўстойлівыя уяўленні аб прынцыпах узаемадзеяння музычнай культуры і СМІ, значэнні музычнай крытыкі і журналістыкі ў развіцці музычнай культуры. Вывучаюцца роля СМІ ў развіцці музычнай культуры, музычная падзея і прынцыпы яе адлюстравання ў розных відах СМІ, стылёвая палітра музыкі ў люстры сучаснай музычнай крытыкі, выканальніцкае майстэрства і інтэрпрэтацыя, асаблівасці асвятлення фольк-канцэртаў, выкананняў старадаўняй музыкі; сольны канцэрт: крытэрыі ацэнкі; публікацыі пра музычныя спектаклі; песня, кліп, магнітаальбом: прафесійны падыход; разнавіднасці маладзёжнай музычнай культуры; музычныя фестывалі і конкурсы ў Беларусі; дзейнасць творчых саюзаў у галіне музыкі; асаблівасці стасункаў з музыкантамі.

Студэнты атрымліваюць разуменне асаблівасцяў развіцця сусветнага кінематографа і ролі кінакрытыкі ў яго асвятленні; авалоданне навыкамі аналіза твораў кінамастацтва розных стыляў і жанраў; асэнсоўванне культуралагічнай, эстэтычнай, ідэалагічнай функцый сучаснага кінематографа. Разуменне мастацкіх пошукаў и адцкрыццяў у галіне кінамастацтва, аналіз сюжетна-тэматычнага кантэнта, вобразна-выразных сродкаў, асаблівасцяў стылю жанравага і аўтарскага кінематографа, арыентацыя ў развіцці сучаснай мастацкай мовы кінаэкрана.

Основные учебные пособия, разработанные на кафедре:

Орлова Т. Д. Театральная журналистика. Теория и практика.: В 2 ч. – Мн.: БГУ, 2001 – 2002. – Ч. 1. – 146 с.; Ч. 2. – 139 с.

Сучасныя тэндэнцыі літаратурна-мастацкай крытыкі: тэорыя, практычны вопыт / Бондарава Е. Л., Арлова Т. Д., Саянкова Л. П. і інш. – Мн.: БДУ, 2002. – 114 с.

Саенкова Л. П. Массовая культура: Эволюция зрелищных форм. – Мн.: БГУ, 2003. – 123 с.

Саенкова Л. П. 9 1/2 недель "Лістапада": из опыта крит. обозрения Междунар. кинофестиваля (1994–2002 гг.). – Мн.: Ковчег, 2003. – 98 с.: ил.

Бондарева Е. Л. Освещение литературы и искусства в СМИ: Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 119 с.

Саенкова Л. П. История искусств: конец XIX – первая половина ХХ века: Конспект лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 87 с.

Орлова Т. Д. Теория и методика журналистского творчества. Ч. 1: Учебное пособие. – Мн.: ЗАО "Современные знания", 2005. – 120 с.

Виды литературно-художественной критики: опыт историко-теореического обзора: Сб. науч. ст. / Под общ. Ред. Л. П. Саенковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 138 с.

Орлова Т. Д. Культура и бизнес (в публикациях отечественной прессы): Курс лекций. – Мн., 2005. – 188 с.

Произведение искусства - предмет анализа критика. Сборник научных трудов. Вып. 1. Мн. – 2009.

Время. Искусство. Критика. Сборник научных трудов. Вып. 2. – Мн., 2010.

Массовая культура и журналистика: сборник научных трудов. – Вып. 3. – Мн., 2012.

Трансформация жанров в литературно-художественной критике: сборник научных трудов. Вып.4 / редкол.: Л.П. Саенкова (гл. ред) [и др.]; под ред. Л.П. Саенковой. Минск: БГУ, 2013. – 170 с.

Литературно-художественная критика в современном интернет-пространстве: сборник научных трудов. Вып.4 / редкол.: Л.П. Саенкова (гл. ред) [и др.]; под ред. Л.П. Саенковой. Минск: БГУ, 2016. – 128 с.

Кафедра русской литературы была создана в 1946 году. Ее основателем и первым заведующим был Александр Николаевич Свободов (1884 – 1950), ученый-краевед и горьковед, один из организаторов гуманитарного образования в Нижнем Новгороде.

Кафедра является выпускающей и обеспечивает проведение всех видов занятий по учебным планам бакалавриата Института филологии и журналистики по направлениям 45.03.01 «Филология», 42.03.01 «Связи с общественностью», 42.03.02 «Журналистика», 42.03.03 «Издательское дело». На кафедре осуществляется подготовка магистрантов по программе «Русская литература» (45.04.01. – Филология). При кафедре проходят подготовку аспиранты и соискатели по специальности 10.01.01 – «Русская литература».

Преподаватели кафедры обеспечивают чтение следующих дисциплин бакалавриата ИФиЖ:
- Введение в литературоведение;
- История русской литературы;
- Введение в теорию коммуникации;
- Теория литературы;
- История русской литературной критики;
- Устное народное творчество;
- Современная русская литература;
- Культурология;
- Книговедение;
- Библиография;
- История отечественной литературы;
- Современный литературный процесс;
- Основы теории литературы.

Преподавателями кафедры русской литературы разработан целый ряд авторских дисциплин, которые доступны студентам Института филологии и журналистики факультета в качестве дисциплин по выбору:
- История русской неподцензурной поэзии второй половины XX века;
- История славянских литератур;
- Текстология новой литературы;
- Документальный дискурс русской мемуаристики XIX-XX вв.;
- Жанры литературной критики и публицистики;
- Русская классика в современной литературе;
- Филологический анализ художественного текста;
- Русская литература в контексте массовой культуры;
- Традиции Ф.М. Достоевского в русской и мировой литературе ХХ века;
- Коммуникативная проблематика в русской литературе;
- Литературная иерархия и литературные репутации;
- Творческие индивидуальности в русской литературе первой половины XIX века;
- Литературный текст как исследование городского пространства;
- Интерпретация художественного текста;
- Фольклор славянских народов;
- Факторы и стимулы развития регионального литературного процесса;
- Традиционная культура и фольклор в зеркале СМИ;
- Теория текста;
- Психология и социология чтения.

Кафедра обеспечивает также преподавание следующих дисциплин магистратуры и аспирантуры Института филологии и журналистики:
- История литературоведения;
- Биографика;
- Детская литература;
- Новейшая русская литература;
- Филологическая герменевтика;
- Теория и история русского стиха;
- Теория коммуникации;
- Менеджмент культурных проектов;
- Структура литературного произведения;
- Методика преподавания литературы;
- Античные мотивы в русской лирике Серебряного века;
- Новокрестьянская поэзия;
- История русской драмы;
- Литературное краеведение;
- Литература русского зарубежья;
- Военная проза в русской литературе второй половины ХХ века;
- Идеи и формы «жизнестроительства» в русской литературе;
- Традиционная духовная культура славян и современность;
- Психология и социология чтения;
- Основы текстологии;
- «Новый реализм» в современной русской литературе;
- Региональные контексты литературы Серебряного века.
- Лингвистика и поэтика (аспирантура)
- Массовая литература как литературный и эстетический феномен (аспирантура)
- Информационные технологии в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин (аспирантура)
- Методика и методология работы над кандидатской диссертацией (аспирантура)
- Коммуникативные модели в русской литературе (аспирантура)
- Теория мифа в русской филологической науке XIX-XX вв. (аспирантура)
- Литература и фольклор (аспирантура)

Основные направления научных исследований кафедры:
- поэтика русской литературы (творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, Лескова, Короленко, Горького, Маяковского, Шолохова и др.);
- литература в современном информационном и культурном пространстве;
- коммуникативные аспекты литературы;
- литературная иерархия и литературные репутации;
- литература и другие виды искусства;
- проблемы перевода произведений русской классической литературы на иностранные языки;
- специфика региональной литературы;
- текстология литературы Нового времени;
- фольклористика;
- литературная критика;
- теоретическая поэтика;
- история русского литературоведения;
- атрибуция литературных произведений;
- динамика современного российского литературного процесса;
- современная поэзия.

Сотрудники кафедры также активно принимают участие в различных научно-образовательных, образовательных и культурно-просветительских проектах:
- Кафедра русской литературы отвечает за проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе.
- С 2013 г. кафедра проводит конкурсы научных работ школьников. Конкурсы всегда тематически связаны с пушкинскими конференциями, организованными кафедрой.
- С 2017 года совместно с Государственным литературно-мемориальным музеем Н.А. Добролюбова в рамках международной конференции «Добролюбовские чтения» проводится конкурс молодых литературных критиков.
- С 2016 сотрудники кафедры выступают с лекциями на ежегодном Фестивале наук, искусств и технологий в Нижнем Новгороде (ФЕНИСТ).
- В 2018 году кафедра русской литературы ННГУ совместно с Государственным литературно-мемориальным и природным музеем-заповедником «Болдино» запустила новый научно-образовательный проект «Пушкинский лекторий». Лекции пользуются популярностью среди широкой аудитории: школьников, студентов, учителей, пенсионеров – всех, кто интересуется историей русской литературы. В рамках проекта уже прочитали лекции преподаватели кафедры проф. И.С. Юхнова, доц. Ю.А. Изумрудов, доц. Е.Е. Прощин.
- Сотрудники кафедры часто выступают с публичными лекциями в культурных учреждениях Нижнего Новгорода: Нижегородском художественном музее, Нижегородской областной универсальной ой библиотеке им. В.И. Ленина, Библиотеке им. М.Ю. Лермонтова в Автозаводском районе и др.
- Кафедра русской литературы тесно сотрудничает с региональными СМИ. Так, проф. И.С. Юхнова создала 2 образовательно-просветительских авторских цикла передач для радио «Образ»: 2014 г. – «Рассказы о Лермонтове», 2017 – 2018 гг. – «Когда б вы знали, из какого сора…» (Из истории литературных сюжетов).

Состав кафедры русской литературы:
заведующий кафедрой, д.ф.н. Коровашко Алексей Валерьевич
профессор, д.ф.н. Фортунатов Николай Михайлович
профессор, д.ф.н. Уртминцева Марина Генриховна
профессор, д.ф.н. Юхнова Ирина Сергеевна
доцент, д.ф.н. Сухих Ольга Станиславовна
доцент Изумрудов Юрий Александрович
доцент Прощин Евгений Евгеньевич
доцент, заведующий Фольклорным центром Шеваренкова Юлия Михайловна
старший преподаватель, заведующий Центром литературного краеведения Самостиенко Евгения Валерьевна
ассистент Болнова Екатерина Владимировна
ассистент Храмова Наталья Борисовна
ассистент Янина Полина Евгеньевна
ведущий филолог Курочкина Анна Анатольевна
инженер-лаборант Большаков Александр Дмитриевич
лаборант Серова Анастасия Алексеевна

Говоря о монографиях, выпущенных сотрудниками кафедры, следует особо отметить учебник Н.М. Фортунатова, М.Г. Уртминцевой и Ю.С. Юхновой «История русской литературы XIX века», впервые опубликованный в 2007 г. издательством «Высшая школа» и с 2011 г. переиздающийся каждый год издательством «ЮРАЙТ».

Большой интерес вызвали и другие монографии, подготовленные сотрудниками кафедры:

  • Коровашко А.В. Заговоры и заклинания в русской литературе XIX-XX веков. М., 2009;
  • Коровашко А.В. По следам Дерсу Узала. Тропами Уссурийского края. М., 2016;
  • Коровашко А.В. Михаил Бахтин. М., 2017 (серия «Жизнь замечательных людей», книга вошла в «Длинный список» Национальной литературной премии «Большая книга»);
  • Сухих О.С. М. Горький и Ф. Достоевский. Н. Новгород, 1999;
  • Шеваренкова Ю.М. Исследования в области русской фольклорной легенды. Н. Новгород, 2004;
  • Уртминцева М.Г. Говорящая живопись. Очерки истории литературного портрета. Н. Новгород, 2000 (книга отмечена Пушкинской премией Нижнего Новгорода);
  • Уртминцева М.Г. Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, жанр. Н. Новгород, 2005;
  • Фортунатов Н.М. Тайны Чехонте. О раннем творчестве Чехова. Н. Новгород, 1996;
  • Фортунатов Н.М. Эффект Болдинской осени. Н. Новгород, 1999 (книга отмечена Пушкинской премией Нижнего Новгорода);
  • Фортунатов Н. М., Фортунатова В. А. Болдинские диалоги. Н. Новгород, 2006;
  • Фортунатов Н.М. Филологический детектив. Пушкин: загадки Болдинской осени. Музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». 2011;
  • Юхнова И.С. Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю. Лермонтова. Н. Новгород, изд-во ННГУ, 2011;
  • Юхнова И.С. Общение и диалог в творчестве А.С. Пушкина. Саранск, 2014; Изумрудов Ю.А. Нижегородский поэт Иван Ермолаев: Портрет на фоне эпохи (Новое имя из литературного окружения Сергея Есенина). Н. Новгород, 2017.

С конца 2016 года по настоящее время сотрудники кафедры принимают активное участие в научных мероприятиях в рамках федеральной программы по подготовке к 150-летию А.М. Пешкова (М. Горького).

Результатами работы творческого коллектива (проф. М.Г. Уртминцева, асс. П.Е. Янина, проф. А.В. Коровашко, доц. О.С. Сухих) стали:

  • организация и проведение XXXVIII Международной научной конференции «Горьковские чтения»;
  • научная подготовка и издание 2-х томного собрания сочинений М. Горького, цикла фельетонов писателя и биобиблиографического справочника (Горький М. Собрание сочинений, написанных на родине, в Нижнем Новгороде. В 2 т. – Н. Новгород, 2017. (Т. 1. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…»; Т. 2. Драма жизни в прозе и на сцене); Литературное окружение Максима Горького (1892-1904 гг.) Биобиблиографический справочник. – Н. Новгород, 2017; Горький М. Беглые заметки. Нижегородская публицистика Максима Горького. – Н. Новгород, 2017).

Все проекты были поддержаны грантами Правительства Нижегородской области.

В настоящее время, также в рамках федеральной программы по подготовке к 150-летию А.М. Пешкова, готовятся к публикации дополнительный том Собрания сочинений М. Горького, сборник научных работ «Нижегородское горьковедение: история и современность» и сборник докладов XXXVIII Международной научной конференции «Горьковские чтения».

Важное направление деятельности кафедры русской литературы – организация и проведение научных конференций, посвященных актуальным филологическим проблемам.

Так, горьковской тематике, традиционно занимающей важное место в сфере научных исследований кафедры, посвящаются регулярно проводимые научные конференции – «Горьковские чтения», приобретшие в 1990-е годы статус международных (в них принимают участие горьковеды стран СНГ, США, Германии, Норвегии, Польши, Японии и т.д.). Организация конференций проходит как при поддержке Администрации Нижегородской области и города Нижнего Новгорода, так и с помощью грантов Российского гуманитарного научного фонда. По материалам конференций регулярно издаются сборники научных трудов.

Ежегодно кафедра совместно с Комитетом по культуре Нижегородской области, Государственным литературно-мемориальным и природным музеем-заповедником «Болдино» проводит Международные научные конференции, посвященные исследованию творчества А. С. Пушкина, – «Болдинские чтения» (с. Большое Болдино). Этот возникший еще в 1960-х годах научный форум пользуется заслуженным авторитетом и популярностью как среди отечественных, так и среди зарубежных пушкинистов. В 2005 году социокультурный проект «Болдинские чтения» был удостоен Премии города Нижнего Новгорода.

С 2000 года кафедрой проводится научная конференция «Грехнёвские чтения», посвящённая памяти выдающегося пушкиниста Всеволода Алексеевича Грехнёва (1938-1998).

С 2002 года кафедра организовывает ежегодную научную конференцию «Жизнь провинции» (до 2011 года конференция называлась «Жизнь провинции как феномен духовности»).

В последние годы появилось еще несколько конференций, организованных преподавателями кафедры русской литературы. В 2013 году профессором И.С. Юхновой была организована и проведена конференция «“Евгений Онегин” в русской и мировой культуре: К 180-летию выхода полного издания романа». С тех пор конференции, посвященные одному из пушкинских произведений («Пиковая дама», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.), стали ежегодными в ННГУ. С 2014 года по инициативе доцента Е.Е. Прощина на кафедре организуется всероссийская научная конференция «Новейшая русская поэзия». Эта конференция уникальная, не имеющая аналогов ни в России, ни за рубежом, поскольку вводит в научный оборот материалы отечественного литературного поэтического процесса последних двух десятилетий.

При кафедре функционирует Фольклорный центр, в котором хранятся материалы, собираемые ежегодными фольклорными экспедициями на территории Нижегородской области. Начало этим экспедициям было положено в 1955 году по инициативе доц. В.М. Потявина. С 1962 по 2009 гг. экспедиции проходили под руководством Клары Евгеньевны Кореповой – одного из крупнейших российских фольклористов, ближайшей ученицы В.Я. Проппа. В настоящее время руководство экспедициями осуществляют доц. Ю.М. Шеваренкова и асс. Н.Б. Храмова.

Научное издание материалов архива является первостепенной задачей в деятельности Фольклорного центра, в котором трудятся Ю.М. Шеваренкова, А.Д. Большаков, А. Васильевых. Уже вышедшие книги (многотомные выпуски указателей материалов архива, сборники “Нижегородские заговоры”, “Нижегородские христианские легенды”, “Мифологические рассказы и поверья Нижегородского Поволжья”, монография “Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья” (К.Е. Корепова, 2009) и т.д.) получили широкий резонанс в научном сообществе.

В 2012 году коллектив Центра фольклора начал издание многотомного проекта «Фольклорное наследие Нижегородского края», в рамках которого выпускаются сборники фольклора различных районов Нижегородской области. В настоящее время опубликованы: «Фольклор Сосновского района Нижегородской области» (2013), «Фольклор Ковернинского района Нижегородской области» (2013, 2014; в 2-х тт.), «Фольклор Дивеевского района Нижегородской области» (2016, 2017; в 2-х тт.).

С самого основания Центра его научная работа поддерживается различными государственными и негосударственными фондами – грантами фонда Сороса, Российского Государственного Научного Фонда, Президента РФ, Министерства образования РФ и др. За последние 5 лет коллектив Центра реализовал 2 крупных многолетних гранта: 2012 – 2013 гг. – грант Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.; 2015 – 2017 гг. – грант Российского гуманитарного научного фонда/Российского фонда фундаментальных исследований. Руководителем обоих проектов была заведующий Фольклорным центром, доцент Ю.М. Шеваренкова.
Научная работа Фольклорного центра неоднократно получала высочайшие экспертные оценки. Так, в 2012 году творческий коллектив центра стал лауреатом Второго Всероссийского конкурса научных работ по фольклористике им. П.Г. Богатырёва. А в 2013 г., по экспертному заключению Министерства образования и науки РФ (№2013-14.B37.21.0537-2-001), проект «Фольклорное наследие Нижегородского края» был признан «наиболее успешным проектом в области фольклорной регионалистики, осуществлявшимся в российской фольклористике и этнолингвистике в последние годы».

Кроме того, кафедра русской литературы является той базой, на которой разворачивается деятельность Центра литературного краеведения (заведующий центром – к.ф.н. Самостиенко Евгения Валерьевна, научный руководитель Центра — профессор, д.ф.н. Уртминцева Марина Генриховна). Главная задача центра – сбор, систематизация и анализ материалов, имеющих отношение к «нижегородскому тексту» русской культуры, а также координация взаимодействия между различными формами сегодняшней литературной жизни и академической наукой.

Кафедра уверена, что ее научные интересы - новейшая русская литература ХХ и ХХI веков, теоретические аспекты литературы, проблемы исторической и теоретической поэтики, принципы типологического анализа литературных текстов, проблемы изучения литератур народов России - достойный и высокий объект изучения, актуальность которого будет только возрастать.

Своей деятельностью кафедра способствует сохранению лучших традиций фундаментального университетского образования, одной из которых остается приоритет теоретического подхода в преподавании новейшей литературы.

В 2011 году на кафедре был открыт профиль подготовки бакалавров «Прикладная филология» (русский язык).
Данный профиль предусматривает подготовку бакалавров для работы в области коммуникации, издательской деятельности, учреждениях культуры и управления. Профиль обеспечивает приобретение профессиональных навыков многоаспектной работы с различными типами текстов (создание, интерпретация, экспертиза, трансформация, распространение художественных, публицистических, официально-деловых, научных и т.п. текстов) и осуществления языковой, межличностной и межнациональной письменной и устной коммуникации.


ГОД ЛИТЕРАТУРЫ: ИТОГИ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

Этот год стал знаменательным для кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы, для которой участие в учебно-образовательных, просветительских проектах университета, города и республики является традицией. Это Международные on-line чтения «Чехов жив» (асс. Жирков Д.Д.), организация контакт-сессии «Виват, студент», университетской интеллектуальной викторины «Виват, преподаватель», публичные лекции. Также любой может стать полноправным участником интернет-форума «Диалоги о литературе» на сайте филологического факультета. Студенты работают в научных кружках «Аудиовизуальные аспекты русской литературы ХХ века» и «Автограф», участвуют в театрализованных семинарах по творчеству писателей-классиков.

В рамках проекта "Юбилейные даты русской литературы" были организованы и проведены университетский конкурс литературных видеопроектов «Февраль. Достать чернил» и литературный вечер "Пастернак. Второе рождение", посвященные 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака. Также к юбилею И.А. Бродского студенты-прикладники сняли научно-популярный фильм "Бродский в Якутии" и разработали литературный сайт о творчестве поэта.

Успешным стал авторский проект С.Ф.Желобцовой "Литературный Якутск», который открыл литературную биографию столицы. На автобусных экскурсиях учащиеся школ, студенты, гости университета и республики знакомятся с творчеством больших поэтов ХХ века – Иосифа Бродского, Сергея Михалкова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Валентина Распутина. Литературный маршрут включил реалии топонимических символов романа креативного российского писателя Андрея Геласимова «Холод», посвященного его «малой» родины.

В Городской классической гимназии г. Якутска в рамках Года литературы и юбилея факультета прошла лекция профессора кафедры Хазанкович Ю.Г.. В последний день октября в уютном актовом зале собралось более сотни учащихся 9-11 классов одного из старейших учебных заведений г. Якутска. Заявленная тема «Знаем ли мы литературу?» оказалась резонансной и вызвала неподдельный интерес как у ребят, так и преподавателей-словесников. В рамках публичной лекции состоялась виртуальная экскурсия по творчеству писателей Арктики и литературным местам города Якутска, а также была проведена профориентационная работа со старшеклассниками.

9 ноября участники Всероссийской конференции «Вопросы преподавания русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды» посетили туристический комплекс «Царство вечной мерзлоты». Доцент Желобцова С.Ф. показала гостям филологического факультета из Москвы, Санкт-Петербурга, Алтая, Ханты-Мансийска, Кемерово, Владивостока и др. реалии окрестностей Якутска, которые стали топонимическими знаками Севера в романе Андрея Геласимова «Холод», посвященном его «малой родине».

Дисскуссионный клуб «Виват, студент» регулярно организует встречи студентов и преподавателей факультета с литературными критиками, поэтами, известными общественными деятелями. Так, 4 апреля этого года прошла встреча с прозаиком А.Геласимовым.

На сайте кафедры размещен блог «Диалоги о литературе», открытый форумом обсуждения фильма Ф. Бондарчука «Сталинград». Доцент С.Ф. Желобцова, отталкиваясь от первоисточника фильма романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба», предложила ряд вопросов. Ответы, реплики, резюме посетителей сайта отличаются свежим взглядом на историю, полемичностью оценки художественного фильма, гражданским и патриотическим чувствами наших современников.

В городской библиотеке им. В.Г. Белинского, 26.02.2015г., прошла презентация лекционного проекта «Новая проза России».

В ИМИ СВФУ, 12.02.2015г., состоялась актовая лекция об актуальных проблемах современной литературы.

В рамках Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию филологического образования в Республике Саха (Я), была организована работа секции "Теоретические аспекты литератур ХХ века:к 120-летию со дня рождения М.М.Бахтина. В ходе работы секции прошли презентации научных исследований по поэтике авторского слова в романе, по проблемам художественного модуса, «частных» литературоведческих вопросов в рамках изучения фундаментальных трудов М.М. Бахтина.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...