Погоны вмф. «Съемные погоны офицеров ВМФ черные

Появление паровых железных кораблей и новой боевой техники потребовало разработки новой тактики ведения боя и тщательного изучения тактических свойств корабля. Расчеты и перестроений, определение маневренных элементов корабля, разработка были поставлены на научную, математическую основу. Вопросам тактического маневрирования был посвящен ряд работ иностранных военно-морских теоретиков, но все эти работы были несовершенны и поверхностны. Наиболее глубокими и исчерпывающими были труды талантливого русского адмирала Г. И. Бутакова - основоположника тактики парового броненосного флота.

Уже со времени появления первых паровых судов Бутаков внимательно следил за тем, как менялись в связи с этим тактические приемы. Еще в 1854 г. по поручению начальника штаба Черноморского флота В. А. Корнилова Бутаков составил наставление по производству эволюций для пароходного отряда Черноморского флота, а с 1860 г. в должности командующего практической Балтийского занялся проверкой разработанных им эволюций на практике.

В апреле 1861 г. Бутаков издал работу «Несколько отрывков из опыта начальных оснований азбуки пароходной тактики» , содержавшую паровых кораблей и эволюционные сигналы. Тогда же им было начато исследование законов боя, которым он доказал, что для того, чтобы таранить корабль противника, необходимо проникнуть внутрь его . Развив и дополнив свои исследования, Бутаков издал в 1863 г. «Новые основания пароходной тактики» ; этот капитальный труд по вопросам маневрирования паровых кораблей сохранил свою ценность до сих пор.

«Основной идеей моей тактики,-писал Бутаков в предисловии к этому труду,- служит то, что пар должен сделать в морской тактике такой же переворот, какой произошел в сухопутной тактике в конце прошлого столетия. От паровых судов можно и следует требовать мгновенности и внезапности перестроений, поворотов и захождений. Удовлетворить же этим требованиям можно лишь при твердом знании коренных законов этих действий».

В основу исследования вопросов маневрирования Бутаков положил открытый им характер движения винтового корабля на циркуляции . Он нашел, что на циркуляции винтовой корабль движется по кривой, близкой к окружности, или по касательной к ней. Отсюда он вывел геометрически обоснованные законы циркуляции и, опираясь на них, разработал и привел в стройную систему правила перестроений соединений паровых кораблей, снабдив их многочисленными пояснительными чертежами, детально разработал тактические особенности каждого строя, определил правила перестроений из одного строя в другой, предложил впервые простой и удобный способ этих перестроений.

Труд Бутакова , не имевший себе равных по тщательности анализа, сжатости и ясности изложения, имел огромный успех. Переведенный сразу же на ряд европейских языков он сделался настольным руководством по маневрированию во всех флотах. На его основе была составлена в 1869 г. под руководством самого Бутакова книга эволюционных сигналов .

Бутаков был не только выдающимся теоретиком в вопросах морской тактики. Большого внимания заслуживает и его практическая деятельность: он руководил боевой подготовкой эскадры броненосных кораблей Балтийского флота, которой командовал в 1867-1877 гг.

«В наше время, - писал Бутаков в одном из своих приказов, - войны будут внезапны, энергичны... а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, безотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы».

Широко поощряя личную инициативу и развитие индивидуальных способностей каждого из своих подчиненных, Бутаков постоянно стремился создать для повседневной боевой подготовки обстановку, максимально приближавшуюся к боевой.

Он проводил на своей эскадре таранные бои, для чего выделил , на которых лично по очереди обучал своих командиров искусству нанесения таранных ударов. Большое значение Бутаков придавал также артиллерийской подготовке эскадры, рассматривая применение тарана и артиллерии в их гармоническом сочетании.

Трудность подготовки осложнялась большим разнообразием артиллерийских систем, находившихся в то время на вооружении флота. Поэтому каждая идея, каждая творческая мысль, направленная на разрешение различных вопросов, связанных с использованием артиллерии, находила горячую поддержку и энергичную помощь адмирала. Бутаков первым ввел на кораблях эскадры, «систему аппаратов автоматической стрельбы» Давыдова , «учебные стволы» для начальной подготовки , предложенные в 1870 г. Акимовым , специальные циферблаты с передвигающимися стрелками для обозначения дистанций до цели, заменившие голосовую передачу от дальномеров к орудиям.

Большое число стрельб, проведенных кораблями последовательно по неподвижным, а затем по движущимся целям, и, наконец, стрельбы на ходу по движущемуся щиту обеспечили высокую артиллерийскую подготовку эскадры.

Период после характерен интенсивным развитием на русском флоте. В создании новых образцов мин принимали участие такие талантливые русские изобретатели, как вице-адмирал А. А. Попов , лейтенант С. О. Макаров и другие. Большую роль в разработке способов использования минного оружия и в подготовке первых специалистов-минеров сыграл Г. И. Бутаков . С этой целью в 1867 г. на броненосной эскадре под руководством Терентьева были начаты опыты по использованию мин для подрыва корпусов непригодных судов, по постановке минных заграждений и проведению . Особенно широкое распространение получила практика учебных ночных минных атак паровыми и гребными катерами.

Учебные минные атаки не только способствовали приобретению личным составом катеров практического опыта по использованию минного оружия и изучению его фактических свойств. Они вызвали появление противоминной артиллерии как средств борьбы против минных атак. Орудия противоминных калибров устанавливались с таким расчетом, чтобы иметь предельно возможные горизонтальные и вертикальные углы обстрела. К таким орудиям относились установленные Г. И. Бутаковым в 1874 г. на десять четырехфунтовых орудий, заряжавшихся с казенной части. Орудия эти были установлены на специально сделанных, выступающих за борт площадках, вследствие чего горизонтальные углы обстрела достигали 137°.

В результате длительных опытов, проведенных на эскадре Бутакова , был создан , оказавшийся более надежным средством борьбы против , чем все известные в то время тралы. Он состоял из дюймового длиною 40 м, к концам и середине которого с помощью с поплавками были прикреплены грузы. Длина штертов определялась глубиной, на которой должен был работать трал. Практическое траление с помощью этого трала показало, что он безотказно захватывал всякое препятствие на заданной глубине.

Таким образом, на эскадре Бутакова разрабатывалась и совершенствовалась не только тактика минного оружия, но и : трал и противоминная артиллерия.

Особенно адмирала радовали проявление лихости, смелости, инициативы и находчивости, в которых он видел залог боевого успеха.

С целью приучить личный состав к свисту и разрыву снарядов Бутаков во время каждой из практических стрельб посылал офицеров и матросов на пересекать линию огня.

Инструкции и приказы Бутакова по эскадре характерны своей содержательностью, глубиной и размахом мысли. Они являлись неоценимым тактическим пособием для подчиненных ему командиров.

Бутаков уделял исключительно большое внимание вопросам тактической подготовки командного состава, призывал командиров к всестороннему изучению качеств своих кораблей и сознательному управлению ими.

Придавая большое значение овладению техникой, Бутаков указывал, что «каждый морской офицер должен быть лучшим матросом и лучшим своего судна, чтобы иметь нравственное право требовать от подчиненных своим примером всего того, что им приходится исполнять» . Бутаков приказал укомплектовать на некоторых кораблях эскадры штат машинной и кочегарной команды механиками-кондукторами и юнкерами для управления машинами без помощи матросов, он требовал, чтобы старшие офицеры были в состоянии полностью заменить командиров кораблей. Бутаков был инициатором разработки военно-морских игр , составлял для них правила и лично ими руководил.

Огромную по своему значению работу, тесно связанную со всей системой боевой подготовки флота, проделал адмирал Бутаков по изучению финских . Появление малых винтовых кораблей, предназначенных в первую очередь для береговой обороны, создавало широкие возможности для использования их в шхерных районах. Взаимодействие отрядов таких кораблей с береговыми укрепленными пунктами являлось важнейшим составным элементом в обороне побережья, в том числе в обороне Кронштадта и Петербурга. Но для создания такой обороны нужно было прежде всего изучить шхерный район, на что и обратил внимание Бутаков . Во время плаваний эскадры по приказанию Бутакова личный состав занимался описанием шхер, промером глубин на и другими гидрографическими работами.

Обобщив опыт плавания в шхерах, Бутаков решительно отверг неправильный взгляд, будто шхеры доступны лишь для малых кораблей и что плавание в них на глубокосидящих

кораблях связано с неоправданным риском. Чтобы доказать на деле неправильность такого взгляда, Бутаков предпринял смелый поход отряда в шхеры.

Шхерные фарватеры благодаря стараниям Бутакова сделались обычными путями для движения не только винтовых канонерских лодок, но и всех других броненосных кораблей. Открытие и изучение новых шхерных фарватеров облегчили создание устойчивой обороны Финского залива, особенно в период первой мировой войны 1914-1918 гг.

Адмирал Г. И. Бутаков применял разнообразные приемы и методы боевой подготовки для воспитания в личном составе высокой воинской дисциплины, чувства долга и ответственности за свои действия и поступки, физической выносливости и моральной устойчивости, инициативы и смелости, знания морской службы и любви к морю. Боевая подготовка строилась также с учетом того, что Балтийский флот должен был готовить кадры моряков для возрождающегося Черноморского флота .

В самое короткое время уровень боевой подготовки кораблей Балтийского флота был доведен до высокой степени совершенства.

Эскадра Бутакова являлась «умственной лабораторией флота» , его система боевой подготовки дала русскому флоту ряд образованных командиров и в их числе известного русского флотоводца - вице-адмирала С. О. Макарова.

Формы и методы боевой подготовки, разработанные адмиралом Бутаковым , в основе которой лежала идея перехода от выполнения менее сложных задач к более сложным и от одиночной подготовки к групповой с охватом всего комплекса задач, связанных с подготовкой флота к войне, не утратили своего значения и в настоящее время. Боевыми успехами моряков в войне 1877- 1878 гг. русский флот во многом был обязан своему выдающемуся учителю Г. И. Бутакову .

В любых воинских подразделениях действует четкая иерархия, определяющая порядок подчинённости. Для этого существуют воинские звания и должности. Для каждого звания предусматриваются определённые знаки различия и погоны, которые в обязательном порядке носятся вместе с повседневной и парадной формой одежды. Рассмотрим, какие звания и знаки отличия существуют в ВМФ России.

Начнём с того, что российский флот стоит на защите государственных интересов и целостности страны больше 300 лет. Создавалась эта структура следующим образом:

  • 1695 год - Азовская флотилия;
  • 1703 год - Балтийский флот;
  • 1722 год - Каспийская флотилия;
  • 1783 год - Черноморский флот;
  • 1932-1933 гг. - Тихоокеанский и Северный флот.

С момента создания, для военно-морского флота России характерно волнообразное развитие. В частности, блистательные победы сменялись периодами упадка и застоя. Несмотря на это, ВМФ играет решающую роль в безопасности и стратегическом превосходстве страны. В настоящее время, протяжённость морских границ России составляет порядка 40 000 километров. Поэтому предотвратить угрозу морского вторжения на такой огромной территории может только хорошо подготовленный и организованный флот.

Как классифицируются звания в ВМФ

Если рассматривать общую классификацию званий военно-морского флота, они делятся на пять основных групп:

  1. Рядовой состав: военнослужащие срочной и контрактной службы.
  2. Старшины и мичманы.
  3. Младшие офицеры.
  4. Старшие офицеры.
  5. Высший командный состав.

Воинские звания в порядке возрастания

Детально разберём, какие воинские звания присваиваются военнослужащим ВМФ.

Погоны и знаки различия Военно-морского флота

Матросы

До 1946 года, матросов называли краснофлотцами. Впоследствии такое наименование было упразднено, и сейчас военнослужащих этой категории можно разделить на две группы:


Старшины

Это сержантский состав, который подразделяется на три группы:

  1. Старшина 2 статьи - соответствует званию младший сержант, обычно занимает должность командира отделения.
  2. Старшина 1 статьи - сержант, занимающий должность командира отделения или замкомвзвода.
  3. Главный старшина - в армии это старший сержант, занимающий должность заместителя командира взвода или старшины роты.
  4. Главный корабельный старшина - это общевойсковой старшина.

Мичманы

Во флоте это мичман и старший мичман. Если проводит аналогию с сухопутными войсками - прапорщик и старший прапорщик соответственно. По сути, это промежуточное звено между сержантским и младшим командным составом. Звание мичмана присваивается после прохождения специальных курсов, старшего мичмана - за выслугу лет. В ВМФ мичманы занимают должности старшины роты, при отсутствии младших офицеров - командиров взводов.

Младший офицерский состав

Здесь наблюдается практически полная аналогия с сухопутными частями. В частности, звания младших флотских офицеров выглядят так:


Старший офицерский состав

Здесь можно выделить три звания, которые обычно соответствуют занимаемой должности. Выглядит это так:


Высший командный состав

  1. Контр-адмирал - соответствует званию генерал-майора, может командовать эскадрой кораблей либо замещать командующего флотилией.
  2. Вице-адмирал - соответствует званию генерал-лейтенанта, может занимать адмиральскую должность.
  3. Адмирал - соответствует общевойсковому званию генерал-полковник, командует действующим флотом.
  4. Адмирал флота - высший командный чин в ВМФ, по аналогии с общевойсковыми частями соответствует званию генерала армии.

Знаки различия и погоны в ВМФ

Погоны в ВМФ

Звание военнослужащего Отличительные знаки на погонах
Матросы Сплошной погон, дополненный литерой «Ф», указывающей на принадлежность к флоту. У старших матросов на погонах появляется поперечная лычка.
Старшины По аналогии с сухопутными частями, на погоны старшин 2-ой и 1-ой статьи украшают две и три лычки соответственно. У главного старшины широкая лычка, главный корабельный старшина носит на погонах широкую и узкую лычку.
Мичманы Сплошной погон с двумя и тремя продольно расположенными звёздочками у мичмана и старшего мичмана соответственно.
Младшие офицеры По центру погон находится продольная полоса, количество звёзд соответствует званию. Например, у младшего лейтенанта одна звёздочка посередине, а у капитан-лейтенанта две продольных и 2 поперечных звезды.
Старшие офицеры Две продольные полосы на погонах, размер звёзд 20 мм, количество варьируется от одной до трёх.
Высший командный состав Погоны таких офицеров не имеют просветов, звёзды крупные, внутри якорь. В зависимости от звания, звёздочки располагаются по центру погона или продольно, как у мичманов.

Как присваиваются очередные воинские звания в ВМФ

Звание матроса присваивается всем военнослужащим по умолчанию. Дальнейший карьерный рост может выглядеть так:

  1. Старшим матросом можно стать через 5 месяцев.
  2. Старшиной 2 статьи - через 12 месяцев.
  3. Дослужиться до главного корабельного старшины - 36 месяцев.
  4. Стать мичманом - спустя 3 года.
  5. Младшим лейтенантом - через 24 месяца.

Лейтенантское звание обычно присваивается после окончания училища. Потом с интервалом в 3 года можно стать старшим лейтенантом и капитан-лейтенантом. Ещё 4 года службы, и присваивается звание капитана 3-го ранга. Капдва и капраз можно получить с интервалом в 5 лет. Звания высшего командного состава могут присваиваться с интервалом в 12 месяцев.

Здесь нужно уточнить, что звания военнослужащим присваиваются в индивидуальном порядке. В частности, они могут быть очередными и внеочередными. В первом случае, военнослужащий получает очередное воинское звание по выслуге лет, при условии, что у него нет нареканий по службе. Внеочередные звания присваиваются в качестве поощрения, за успехи и старания в службе.

Где ещё можно встретить флотские звания

Аналогичные воинские звания можно встретить в частях и соединениях, входящих в структуру ВМФ. В частности, морской пехоте, береговой охране, военно-морской авиации.

Звания моряков несколько отличаются от званий сухопутных, ракетных, космических войск, ВДВ, ВВС. Разберемся подробнее в этой классификации, начав с представления о том, какие звания существуют в Вооруженных силах России.

Состав Вооруженных сил РФ

Всего в нашем государстве действует два типа званий для военных - войсковые и корабельные (морские) звания. Их перечень установлен в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Морские звания присваиваются морякам:

  • подводных и надводных подразделений Военно-морского флота (ВМФ) ;
  • береговой охраны пограничных подразделений ФСБ РФ;
  • воинских морских частей внутренних войск МВД РФ.

Составные части ВМФ:

  • береговые войска;
  • морская пехота;
  • морская авиация.

Подразделения ВМФ

Вкратце разберем каждое:

  1. Морская пехота (звания рассмотрим далее). Род войск был создан 14 февраля 1992 года. Он предназначен для боевых операций морского десанта, обороны важных стратегических объектов на побережье, а также защиты военно-морских баз. Цвет отличия - черный (черный берет), девиз: "Там, где мы, там - победа!". Численность: 12,5-35 тыс. военнослужащих. Соединения морской пехоты присутствуют в Тихоокеанском, Северном, Черноморском, Балтийском флоте, Каспийской флотилии.
  2. Морская авиация. Уничтожение боевого флота врага, а также его десантов, конвоев, одиночных судов как в море, так и на базах, прикрытие своих кораблей от атаки с воздуха, воздушная разведка, уничтожение крылатых ракет, самолетов и вертолетов, воздушные перевозки, десантирование отрядов, поисковые и спасательные работы. Пункты базирования: Тихоокеанский, Северный, Балтийский, Черноморский флот.
  3. Береговая оборона и охрана. Войска защищают военные базы флота РФ, стратегически важные участки прибрежной зоны. Они располагают береговой артиллерией и ракетными комплексами, в т.ч. и зенитными, торпедным, минным оружием, спецсудами береговой обороны.

Морские звания и погоны: тип, расцветка

В морском флоте две основные категории погон: для офицеров и для младшего состава.

Мичманы, старшины и матросы:

  • повседневное обмундирование: синий (в некоторых вариациях с серебристой окантовкой) погон с вышитыми согласно званию желтыми полосами и буквой "Ф";
  • парадная бежевая рубашка (только для мичманов) - съемные погоны, идентичные тем, что присутствуют на парадном кителе;
  • парадное пальто, китель - серо-черные нашивные погоны с шахматным рисунком.

Офицерские морские звания и погоны:

  • белая парадная рубашка - золотистые съемные без окантовки погоны;
  • бежевая парадная рубашка - погоны без окантовки в тон одежде;
  • повседневное пальто и китель - черные погоны с желтой окантовкой;
  • парадный офицерский китель - шитые золотистые погоны с черными окантовочными нашивками.

Младшие морские звания и знаки различия

Матросы носят погоны без знаков различия, только у старших матросов есть одна поперечная полоска (галун).

У старшин присутствуют знаки различия - лычки, матерчатые галуны желтого цвета (и для повседневной, и для праздничной формы). Морские звания:

  • старшина второй статьи (2 галуна);
  • старшина первой статьи (3 галуна);
  • главный старшина (одна широкая лычка);
  • главный корабельный старшина (один широкий, продольный галун).

У мичманов погоны чем-то схожи с офицерскими, но выполнены без просветов (вертикальных нашитых полос), могут быть добавлены канты. Знаки различия - маленькие вертикально расположенные звездочки. Морские звания:

  • мичман (две звездочки);
  • старший мичман (три звездочки).

Морской офицерский состав

Младшие офицерские морские звания России носят на погонах один просвет (желтая вертикально расположенная нашитая полоса). Стандартный размер металлических звездочек - 13 мм. Различия:

  • младший лейтенант (одна звезда на просвете);
  • лейтенант (две звезды по обеим сторонам просвета);
  • старший лейтенант (три звезды - одна на просвете, две другие - по сторонам от него);
  • капитан-лейтенант (четыре звезды - две на просвете, две - по бокам от линии).

Старшие офицерские звания военно-морского флота имеют уже два просвета и звезды на погонах крупнее - 20 мм. Различия:

  • капитан третьего ранга (одна звезда между просветами);
  • капитан второго ранга (две звезды на просветах);
  • капитан первого ранга (три звезды - две на просветах, одна - между полосами)

Высший состав офицеров носит погоны без просветов с большими вышитыми звездами (22 мм):

  • контр-адмирал (одна звезда);
  • вице-адмирал (две звезды);
  • адмирал (три звезды);
  • адмирал флота (одна большая вышитая звезда - 40 мм).

Нарукавные знаки различия

На флоте, помимо погон, у офицерского состава имеют место быть и знаки различия на рукавах кителей - желтые полосы и звезды. Последние у младших и старших офицеров заполнены сплошной желтой нашивкой, а у высшего состава внутри контура звезды вышит якорь. Ширина и количество полос различаются по званиям:

  • младший лейтенант - средняя полоса;
  • лейтенант - средняя и узкая полосы;
  • старший лейтенант - две средние;
  • капитан-лейтенант - две средние, одна узкая;
  • капитан 3 ранга - три средние;
  • капитан 2 ранга - четыре средние;
  • капитан 1 ранга - одна широкая;
  • контр-адмирал - широкая и средняя;
  • вице-адмирал - широкая и две средних;
  • адмирал - широкая и три средних;
  • адмирал флота - широкая и четыре средних.

Соответствие морских и воинских званий

Воинские и морские звания соответствуют таким образом:

Маршал РФ
Адмирал флота Генерал армии
Адмиралы Генерал-полковники
Вице-адмиралы Генерал-майоры
Контр-адмиралы Генерал-лейтенанты
Капитаны 1 ранга Полковники
Капитаны 2 ранга Подполковники
Капитаны 3 ранга Майоры
Капитан-лейтенанты Капитаны
Лейтенанты
Младшие лейтенанты
Старшие мичманы Старшие прапорщики
Мичманы Прапорщики
Главные старшины корабля Старшины
Старшины 1 статьи Сержанты
Старшины 2 статьи Младшие сержанты
Старшие матросы Ефрейторы
Матросы Рядовые

Морские звания и знаки различия на погонах в Российской армии четко структурированы, поэтому в них достаточно просто разобраться даже при поверхностном ознакомлении.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...