Погоны вмф. «Съемные погоны офицеров ВМФ черные
Появление паровых железных кораблей и новой боевой техники потребовало разработки новой тактики ведения боя и тщательного изучения тактических свойств корабля. Расчеты и перестроений, определение маневренных элементов корабля, разработка были поставлены на научную, математическую основу. Вопросам тактического маневрирования был посвящен ряд работ иностранных военно-морских теоретиков, но все эти работы были несовершенны и поверхностны. Наиболее глубокими и исчерпывающими были труды талантливого русского адмирала Г. И. Бутакова - основоположника тактики парового броненосного флота.
Уже со времени появления первых паровых судов Бутаков внимательно следил за тем, как менялись в связи с этим тактические приемы. Еще в 1854 г. по поручению начальника штаба Черноморского флота В. А. Корнилова Бутаков составил наставление по производству эволюций для пароходного отряда Черноморского флота, а с 1860 г. в должности командующего практической Балтийского занялся проверкой разработанных им эволюций на практике.
В апреле 1861 г. Бутаков издал работу «Несколько отрывков из опыта начальных оснований азбуки пароходной тактики» , содержавшую паровых кораблей и эволюционные сигналы. Тогда же им было начато исследование законов боя, которым он доказал, что для того, чтобы таранить корабль противника, необходимо проникнуть внутрь его . Развив и дополнив свои исследования, Бутаков издал в 1863 г. «Новые основания пароходной тактики» ; этот капитальный труд по вопросам маневрирования паровых кораблей сохранил свою ценность до сих пор.
«Основной идеей моей тактики,-писал Бутаков в предисловии к этому труду,- служит то, что пар должен сделать в морской тактике такой же переворот, какой произошел в сухопутной тактике в конце прошлого столетия. От паровых судов можно и следует требовать мгновенности и внезапности перестроений, поворотов и захождений. Удовлетворить же этим требованиям можно лишь при твердом знании коренных законов этих действий».
В основу исследования вопросов маневрирования Бутаков положил открытый им характер движения винтового корабля на циркуляции . Он нашел, что на циркуляции винтовой корабль движется по кривой, близкой к окружности, или по касательной к ней. Отсюда он вывел геометрически обоснованные законы циркуляции и, опираясь на них, разработал и привел в стройную систему правила перестроений соединений паровых кораблей, снабдив их многочисленными пояснительными чертежами, детально разработал тактические особенности каждого строя, определил правила перестроений из одного строя в другой, предложил впервые простой и удобный способ этих перестроений.
Труд Бутакова , не имевший себе равных по тщательности анализа, сжатости и ясности изложения, имел огромный успех. Переведенный сразу же на ряд европейских языков он сделался настольным руководством по маневрированию во всех флотах. На его основе была составлена в 1869 г. под руководством самого Бутакова книга эволюционных сигналов .
Бутаков
был не
только выдающимся теоретиком в вопросах морской тактики. Большого внимания
заслуживает и его практическая деятельность: он руководил боевой подготовкой
эскадры броненосных кораблей Балтийского флота, которой командовал в 1867-1877 гг.
«В наше время, - писал Бутаков в одном из своих приказов, - войны будут внезапны, энергичны... а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, безотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы».
Широко поощряя личную инициативу и развитие индивидуальных способностей каждого из своих подчиненных, Бутаков постоянно стремился создать для повседневной боевой подготовки обстановку, максимально приближавшуюся к боевой.
Он проводил на своей эскадре таранные бои, для чего выделил , на которых лично по очереди обучал своих командиров искусству нанесения таранных ударов. Большое значение Бутаков придавал также артиллерийской подготовке эскадры, рассматривая применение тарана и артиллерии в их гармоническом сочетании.
Трудность подготовки осложнялась большим разнообразием артиллерийских систем, находившихся в то время на вооружении флота. Поэтому каждая идея, каждая творческая мысль, направленная на разрешение различных вопросов, связанных с использованием артиллерии, находила горячую поддержку и энергичную помощь адмирала. Бутаков первым ввел на кораблях эскадры, «систему аппаратов автоматической стрельбы» Давыдова , «учебные стволы» для начальной подготовки , предложенные в 1870 г. Акимовым , специальные циферблаты с передвигающимися стрелками для обозначения дистанций до цели, заменившие голосовую передачу от дальномеров к орудиям.
Большое число стрельб, проведенных кораблями последовательно по неподвижным, а затем по движущимся целям, и, наконец, стрельбы на ходу по движущемуся щиту обеспечили высокую артиллерийскую подготовку эскадры.
Период после характерен интенсивным развитием на русском флоте. В создании новых образцов мин принимали участие такие талантливые русские изобретатели, как вице-адмирал А. А. Попов , лейтенант С. О. Макаров и другие. Большую роль в разработке способов использования минного оружия и в подготовке первых специалистов-минеров сыграл Г. И. Бутаков . С этой целью в 1867 г. на броненосной эскадре под руководством Терентьева были начаты опыты по использованию мин для подрыва корпусов непригодных судов, по постановке минных заграждений и проведению . Особенно широкое распространение получила практика учебных ночных минных атак паровыми и гребными катерами.
Учебные минные атаки не только способствовали приобретению личным составом катеров практического опыта по использованию минного оружия и изучению его фактических свойств. Они вызвали появление противоминной артиллерии как средств борьбы против минных атак. Орудия противоминных калибров устанавливались с таким расчетом, чтобы иметь предельно возможные горизонтальные и вертикальные углы обстрела. К таким орудиям относились установленные Г. И. Бутаковым в 1874 г. на десять четырехфунтовых орудий, заряжавшихся с казенной части. Орудия эти были установлены на специально сделанных, выступающих за борт площадках, вследствие чего горизонтальные углы обстрела достигали 137°.
В результате длительных опытов, проведенных на эскадре Бутакова , был создан , оказавшийся более надежным средством борьбы против , чем все известные в то время тралы. Он состоял из дюймового длиною 40 м, к концам и середине которого с помощью с поплавками были прикреплены грузы. Длина штертов определялась глубиной, на которой должен был работать трал. Практическое траление с помощью этого трала показало, что он безотказно захватывал всякое препятствие на заданной глубине.
Таким образом, на эскадре Бутакова разрабатывалась и совершенствовалась не только тактика минного оружия, но и : трал и противоминная артиллерия.
Особенно адмирала радовали проявление лихости, смелости, инициативы и находчивости, в которых он видел залог боевого успеха.
С целью приучить личный состав к свисту и разрыву снарядов Бутаков во время каждой из практических стрельб посылал офицеров и матросов на пересекать линию огня.
Инструкции и приказы Бутакова по эскадре характерны своей содержательностью, глубиной и размахом мысли. Они являлись неоценимым тактическим пособием для подчиненных ему командиров.
Бутаков уделял исключительно большое внимание вопросам тактической подготовки командного состава, призывал командиров к всестороннему изучению качеств своих кораблей и сознательному управлению ими.
Придавая большое значение овладению техникой, Бутаков указывал, что «каждый морской офицер должен быть лучшим матросом и лучшим своего судна, чтобы иметь нравственное право требовать от подчиненных своим примером всего того, что им приходится исполнять» . Бутаков приказал укомплектовать на некоторых кораблях эскадры штат машинной и кочегарной команды механиками-кондукторами и юнкерами для управления машинами без помощи матросов, он требовал, чтобы старшие офицеры были в состоянии полностью заменить командиров кораблей. Бутаков был инициатором разработки военно-морских игр , составлял для них правила и лично ими руководил.
Огромную по своему значению работу, тесно связанную со всей системой боевой подготовки флота, проделал адмирал Бутаков по изучению финских . Появление малых винтовых кораблей, предназначенных в первую очередь для береговой обороны, создавало широкие возможности для использования их в шхерных районах. Взаимодействие отрядов таких кораблей с береговыми укрепленными пунктами являлось важнейшим составным элементом в обороне побережья, в том числе в обороне Кронштадта и Петербурга. Но для создания такой обороны нужно было прежде всего изучить шхерный район, на что и обратил внимание Бутаков . Во время плаваний эскадры по приказанию Бутакова личный состав занимался описанием шхер, промером глубин на и другими гидрографическими работами.
Обобщив опыт плавания в шхерах, Бутаков решительно отверг неправильный взгляд, будто шхеры доступны лишь для малых кораблей и что плавание в них на глубокосидящих
кораблях связано с неоправданным риском. Чтобы доказать на деле неправильность такого взгляда, Бутаков предпринял смелый поход отряда в шхеры.
Шхерные фарватеры благодаря стараниям Бутакова сделались обычными путями для движения не только винтовых канонерских лодок, но и всех других броненосных кораблей. Открытие и изучение новых шхерных фарватеров облегчили создание устойчивой обороны Финского залива, особенно в период первой мировой войны 1914-1918 гг.
Адмирал Г. И. Бутаков применял разнообразные приемы и методы боевой подготовки для воспитания в личном составе высокой воинской дисциплины, чувства долга и ответственности за свои действия и поступки, физической выносливости и моральной устойчивости, инициативы и смелости, знания морской службы и любви к морю. Боевая подготовка строилась также с учетом того, что Балтийский флот должен был готовить кадры моряков для возрождающегося Черноморского флота .
В самое короткое время уровень боевой подготовки кораблей Балтийского флота был доведен до высокой степени совершенства.
Эскадра Бутакова являлась «умственной лабораторией флота» , его система боевой подготовки дала русскому флоту ряд образованных командиров и в их числе известного русского флотоводца - вице-адмирала С. О. Макарова.
Формы и методы боевой подготовки, разработанные адмиралом Бутаковым , в основе которой лежала идея перехода от выполнения менее сложных задач к более сложным и от одиночной подготовки к групповой с охватом всего комплекса задач, связанных с подготовкой флота к войне, не утратили своего значения и в настоящее время. Боевыми успехами моряков в войне 1877- 1878 гг. русский флот во многом был обязан своему выдающемуся учителю Г. И. Бутакову .
В любых воинских подразделениях действует четкая иерархия, определяющая порядок подчинённости. Для этого существуют воинские звания и должности. Для каждого звания предусматриваются определённые знаки различия и погоны, которые в обязательном порядке носятся вместе с повседневной и парадной формой одежды. Рассмотрим, какие звания и знаки отличия существуют в ВМФ России.
Начнём с того, что российский флот стоит на защите государственных интересов и целостности страны больше 300 лет. Создавалась эта структура следующим образом:
- 1695 год - Азовская флотилия;
- 1703 год - Балтийский флот;
- 1722 год - Каспийская флотилия;
- 1783 год - Черноморский флот;
- 1932-1933 гг. - Тихоокеанский и Северный флот.
С момента создания, для военно-морского флота России характерно волнообразное развитие. В частности, блистательные победы сменялись периодами упадка и застоя. Несмотря на это, ВМФ играет решающую роль в безопасности и стратегическом превосходстве страны. В настоящее время, протяжённость морских границ России составляет порядка 40 000 километров. Поэтому предотвратить угрозу морского вторжения на такой огромной территории может только хорошо подготовленный и организованный флот.
Как классифицируются звания в ВМФ
Если рассматривать общую классификацию званий военно-морского флота, они делятся на пять основных групп:
- Рядовой состав: военнослужащие срочной и контрактной службы.
- Старшины и мичманы.
- Младшие офицеры.
- Старшие офицеры.
- Высший командный состав.
Воинские звания в порядке возрастания
Детально разберём, какие воинские звания присваиваются военнослужащим ВМФ.
Погоны и знаки различия Военно-морского флота
Матросы
До 1946 года, матросов называли краснофлотцами. Впоследствии такое наименование было упразднено, и сейчас военнослужащих этой категории можно разделить на две группы:
Старшины
Это сержантский состав, который подразделяется на три группы:
- Старшина 2 статьи - соответствует званию младший сержант, обычно занимает должность командира отделения.
- Старшина 1 статьи - сержант, занимающий должность командира отделения или замкомвзвода.
- Главный старшина - в армии это старший сержант, занимающий должность заместителя командира взвода или старшины роты.
- Главный корабельный старшина - это общевойсковой старшина.
Мичманы
Во флоте это мичман и старший мичман. Если проводит аналогию с сухопутными войсками - прапорщик и старший прапорщик соответственно. По сути, это промежуточное звено между сержантским и младшим командным составом. Звание мичмана присваивается после прохождения специальных курсов, старшего мичмана - за выслугу лет. В ВМФ мичманы занимают должности старшины роты, при отсутствии младших офицеров - командиров взводов.
Младший офицерский состав
Здесь наблюдается практически полная аналогия с сухопутными частями. В частности, звания младших флотских офицеров выглядят так:
Старший офицерский состав
Здесь можно выделить три звания, которые обычно соответствуют занимаемой должности. Выглядит это так:
Высший командный состав
- Контр-адмирал - соответствует званию генерал-майора, может командовать эскадрой кораблей либо замещать командующего флотилией.
- Вице-адмирал - соответствует званию генерал-лейтенанта, может занимать адмиральскую должность.
- Адмирал - соответствует общевойсковому званию генерал-полковник, командует действующим флотом.
- Адмирал флота - высший командный чин в ВМФ, по аналогии с общевойсковыми частями соответствует званию генерала армии.
Знаки различия и погоны в ВМФ
Погоны в ВМФ
Звание военнослужащего | Отличительные знаки на погонах |
Матросы | Сплошной погон, дополненный литерой «Ф», указывающей на принадлежность к флоту. У старших матросов на погонах появляется поперечная лычка. |
Старшины | По аналогии с сухопутными частями, на погоны старшин 2-ой и 1-ой статьи украшают две и три лычки соответственно. У главного старшины широкая лычка, главный корабельный старшина носит на погонах широкую и узкую лычку. |
Мичманы | Сплошной погон с двумя и тремя продольно расположенными звёздочками у мичмана и старшего мичмана соответственно. |
Младшие офицеры | По центру погон находится продольная полоса, количество звёзд соответствует званию. Например, у младшего лейтенанта одна звёздочка посередине, а у капитан-лейтенанта две продольных и 2 поперечных звезды. |
Старшие офицеры | Две продольные полосы на погонах, размер звёзд 20 мм, количество варьируется от одной до трёх. |
Высший командный состав | Погоны таких офицеров не имеют просветов, звёзды крупные, внутри якорь. В зависимости от звания, звёздочки располагаются по центру погона или продольно, как у мичманов. |
Как присваиваются очередные воинские звания в ВМФ
Звание матроса присваивается всем военнослужащим по умолчанию. Дальнейший карьерный рост может выглядеть так:
- Старшим матросом можно стать через 5 месяцев.
- Старшиной 2 статьи - через 12 месяцев.
- Дослужиться до главного корабельного старшины - 36 месяцев.
- Стать мичманом - спустя 3 года.
- Младшим лейтенантом - через 24 месяца.
Лейтенантское звание обычно присваивается после окончания училища. Потом с интервалом в 3 года можно стать старшим лейтенантом и капитан-лейтенантом. Ещё 4 года службы, и присваивается звание капитана 3-го ранга. Капдва и капраз можно получить с интервалом в 5 лет. Звания высшего командного состава могут присваиваться с интервалом в 12 месяцев.
Здесь нужно уточнить, что звания военнослужащим присваиваются в индивидуальном порядке. В частности, они могут быть очередными и внеочередными. В первом случае, военнослужащий получает очередное воинское звание по выслуге лет, при условии, что у него нет нареканий по службе. Внеочередные звания присваиваются в качестве поощрения, за успехи и старания в службе.
Где ещё можно встретить флотские звания
Аналогичные воинские звания можно встретить в частях и соединениях, входящих в структуру ВМФ. В частности, морской пехоте, береговой охране, военно-морской авиации.
Звания моряков несколько отличаются от званий сухопутных, ракетных, космических войск, ВДВ, ВВС. Разберемся подробнее в этой классификации, начав с представления о том, какие звания существуют в Вооруженных силах России.
Состав Вооруженных сил РФ
Всего в нашем государстве действует два типа званий для военных - войсковые и корабельные (морские) звания. Их перечень установлен в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Морские звания присваиваются морякам:
- подводных и надводных подразделений Военно-морского флота (ВМФ) ;
- береговой охраны пограничных подразделений ФСБ РФ;
- воинских морских частей внутренних войск МВД РФ.
Составные части ВМФ:
- береговые войска;
- морская пехота;
- морская авиация.
Подразделения ВМФ
Вкратце разберем каждое:
- Морская пехота (звания рассмотрим далее). Род войск был создан 14 февраля 1992 года. Он предназначен для боевых операций морского десанта, обороны важных стратегических объектов на побережье, а также защиты военно-морских баз. Цвет отличия - черный (черный берет), девиз: "Там, где мы, там - победа!". Численность: 12,5-35 тыс. военнослужащих. Соединения морской пехоты присутствуют в Тихоокеанском, Северном, Черноморском, Балтийском флоте, Каспийской флотилии.
- Морская авиация. Уничтожение боевого флота врага, а также его десантов, конвоев, одиночных судов как в море, так и на базах, прикрытие своих кораблей от атаки с воздуха, воздушная разведка, уничтожение крылатых ракет, самолетов и вертолетов, воздушные перевозки, десантирование отрядов, поисковые и спасательные работы. Пункты базирования: Тихоокеанский, Северный, Балтийский, Черноморский флот.
- Береговая оборона и охрана. Войска защищают военные базы флота РФ, стратегически важные участки прибрежной зоны. Они располагают береговой артиллерией и ракетными комплексами, в т.ч. и зенитными, торпедным, минным оружием, спецсудами береговой обороны.
Морские звания и погоны: тип, расцветка
В морском флоте две основные категории погон: для офицеров и для младшего состава.
Мичманы, старшины и матросы:
- повседневное обмундирование: синий (в некоторых вариациях с серебристой окантовкой) погон с вышитыми согласно званию желтыми полосами и буквой "Ф";
- парадная бежевая рубашка (только для мичманов) - съемные погоны, идентичные тем, что присутствуют на парадном кителе;
- парадное пальто, китель - серо-черные нашивные погоны с шахматным рисунком.
Офицерские морские звания и погоны:
- белая парадная рубашка - золотистые съемные без окантовки погоны;
- бежевая парадная рубашка - погоны без окантовки в тон одежде;
- повседневное пальто и китель - черные погоны с желтой окантовкой;
- парадный офицерский китель - шитые золотистые погоны с черными окантовочными нашивками.
Младшие морские звания и знаки различия
Матросы носят погоны без знаков различия, только у старших матросов есть одна поперечная полоска (галун).
У старшин присутствуют знаки различия - лычки, матерчатые галуны желтого цвета (и для повседневной, и для праздничной формы). Морские звания:
- старшина второй статьи (2 галуна);
- старшина первой статьи (3 галуна);
- главный старшина (одна широкая лычка);
- главный корабельный старшина (один широкий, продольный галун).
У мичманов погоны чем-то схожи с офицерскими, но выполнены без просветов (вертикальных нашитых полос), могут быть добавлены канты. Знаки различия - маленькие вертикально расположенные звездочки. Морские звания:
- мичман (две звездочки);
- старший мичман (три звездочки).
Морской офицерский состав
Младшие офицерские морские звания России носят на погонах один просвет (желтая вертикально расположенная нашитая полоса). Стандартный размер металлических звездочек - 13 мм. Различия:
- младший лейтенант (одна звезда на просвете);
- лейтенант (две звезды по обеим сторонам просвета);
- старший лейтенант (три звезды - одна на просвете, две другие - по сторонам от него);
- капитан-лейтенант (четыре звезды - две на просвете, две - по бокам от линии).
Старшие офицерские звания военно-морского флота имеют уже два просвета и звезды на погонах крупнее - 20 мм. Различия:
- капитан третьего ранга (одна звезда между просветами);
- капитан второго ранга (две звезды на просветах);
- капитан первого ранга (три звезды - две на просветах, одна - между полосами)
Высший состав офицеров носит погоны без просветов с большими вышитыми звездами (22 мм):
- контр-адмирал (одна звезда);
- вице-адмирал (две звезды);
- адмирал (три звезды);
- адмирал флота (одна большая вышитая звезда - 40 мм).
Нарукавные знаки различия
На флоте, помимо погон, у офицерского состава имеют место быть и знаки различия на рукавах кителей - желтые полосы и звезды. Последние у младших и старших офицеров заполнены сплошной желтой нашивкой, а у высшего состава внутри контура звезды вышит якорь. Ширина и количество полос различаются по званиям:
- младший лейтенант - средняя полоса;
- лейтенант - средняя и узкая полосы;
- старший лейтенант - две средние;
- капитан-лейтенант - две средние, одна узкая;
- капитан 3 ранга - три средние;
- капитан 2 ранга - четыре средние;
- капитан 1 ранга - одна широкая;
- контр-адмирал - широкая и средняя;
- вице-адмирал - широкая и две средних;
- адмирал - широкая и три средних;
- адмирал флота - широкая и четыре средних.
Соответствие морских и воинских званий
Воинские и морские звания соответствуют таким образом:
Маршал РФ | |
Адмирал флота | Генерал армии |
Адмиралы | Генерал-полковники |
Вице-адмиралы | Генерал-майоры |
Контр-адмиралы | Генерал-лейтенанты |
Капитаны 1 ранга | Полковники |
Капитаны 2 ранга | Подполковники |
Капитаны 3 ранга | Майоры |
Капитан-лейтенанты | Капитаны |
Лейтенанты | |
Младшие лейтенанты | |
Старшие мичманы | Старшие прапорщики |
Мичманы | Прапорщики |
Главные старшины корабля | Старшины |
Старшины 1 статьи | Сержанты |
Старшины 2 статьи | Младшие сержанты |
Старшие матросы | Ефрейторы |
Матросы | Рядовые |
Морские звания и знаки различия на погонах в Российской армии четко структурированы, поэтому в них достаточно просто разобраться даже при поверхностном ознакомлении.