Ледовый поход Балтийского флота. «Ледовый поход» Алексея Щастного

Картина художника С.А. Никитина «Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт»

100 лет назад, 19 февраля 1918 года, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками. Корабли необходимо было срочно перебазировать из Эстонии и Финляндии в Кронштадт, однако этому мешали сковавшие Финский залив льды. В тяжелейших погодных условиях начальнику Морских сил Балтийского моря Алексею Щастному удалось спасти 236 кораблей и судов. Но итогом блестящей операции, которую позднее окрестили Ледовым походом, стал расстрел капитана. Как были спасены корабли Балтийского флота и почему главного героя похода приговорили к смерти - в материале RT.

Реальная угроза

После срыва Брестских мирных переговоров 18 февраля 1918 года Германия начала своё наступление в Прибалтике. Немцы планировали сформировать в России прогерманское правительство после того, как завладеют Петроградом. Но для достижения поставленной цели им необходимо было захватить либо уничтожить корабли Балтийского флота, которые мешали нанести удар по революционному Петрограду.

Германия возобновила свои боевые действия в крайне тяжёлый для флота момент: по указанию революционного правительства, часть матросов были отправлены на сушу для поддержки Красной армии, а часть самостоятельно покинули корабли, отправившись по домам. Многие офицеры были расстреляны в первые недели революции, некоторые из них ушли воевать на стороне Белого движения. Императорский флот разваливался на глазах, а Социалистический рабоче-крестьянский Красный флот ещё не был сформирован.

«Часть бывшего императорского флота располагалась в Прибалтике. Из-за наступления на Петроград немцев, которые с суши отрезали доступ к порту, флот оказался блокирован. А для обороны Петрограда Балтийский флот имел огромное значение, поэтому наши враги и стремились его уничтожить. В то же время у бывших союзников, в частности у США и Англии, на Россию были свои планы: они собирались поделить её между собой и распределить сферы влияния, но никак не поддерживать в борьбе с немецкими войсками. Так, в начале 1918 года английское командование отдало приказ своему флоту прекратить все боевые операции в Балтийском море, что, конечно же, создало германским Военно-морским силам весьма благоприятные условия для нанесения удара по российскому флоту», - рассказала в беседе с RT доктор исторических наук, профессор РУДН Наталия Георгиева.

К концу 1917 года часть Балтийского флота, расположенная у берегов Эстонии и Финляндии, насчитывала 236 кораблей. Потеря этих судов могла ощутимо ослабить силы Советской России. Поэтому было принято решение спасать флот любой ценой.

Зима 1917-1918 годов выдалась очень суровой, толщина льда в некоторых местах доходила до 60-70 см, а команды судов были не до конца укомплектованы - ощущалась сильная нехватка людей.

Льды и туманы значительно осложняли обстановку, и напрямую перевести флот в Кронштадт было практически невозможно. Поэтому правительство решило переправить суда с помощью ледоколов на другую сторону Финского залива - в Гельсингфорс (ныне - Хельсинки).

Операция «Ледовый поход»

В этот непростой исторический период Балтийский флот возглавлял капитан 1-го ранга, ветеран двух войн Алексей Щастный. Ему удалось в кратчайшие сроки убедить моряков в необходимости переправить флот ради их же спасения. Переход осуществляли несколькими отрядами, каждый из которых сопровождал ледокол.

19 февраля 1918 года в сторону Гельсингфорса выдвинулся первый отряд, в составе которого были три подлодки. Преодолеть льды им помогал ледокол «Волынец». Спустя двое суток тем же маршрутом двинулся второй отряд. Ещё через четыре дня, 25 февраля, из порта Ревеля (ныне - Таллин) вышел последний отряд кораблей, который подвергся налёту вражеской авиации. К этому дню немцы уже вошли в город, но захватить советские корабли им не удалось - флот успел выйти на внешний рейд.


Адмирал Алексей Михайлович Щастный © Wikimedia
Несколько дней спустя, 3 марта 1918 года, был заключён Брестский мирный договор, согласно которому Советская Россия обязана была освободить порты Финляндии и Прибалтики или немедленно разоружить все корабли, которые там находятся.

В условиях нестабильной политической обстановки поступали достаточно противоречивые распоряжения: Ленин считал необходимым увести флот, а Троцкий настаивал на обратном - оставить корабли для помощи финской Красной гвардии.

Щастный принял решение не отдавать корабли Балтийского флота противнику, а спасти флот и довести суда до Кронштадта. Капитан ещё не знал, что этим решением сам подписал себе смертный приговор.

Переправку кораблей в Кронштадт нужно было осуществить как можно скорее, потому что из-за разгорающейся в Финляндии гражданской войны советские суда могли оказаться под угрозой захвата.

В туманное утро 12 марта 1918 года из Гельсингфорса выдвинулся первый отряд кораблей. И уже 17 марта они успешно вошли в порт Кронштадта. Одновременно ситуация в Финском заливе обострилась. Ледокол, сопровождавший первый отряд, на обратном пути подвергся обстрелу, а три других были захвачены белофиннами. Несмотря на это, 5 апреля из Гельсингфорса вышел следующий отряд во главе с линкором «Андрей Первозванный», который благодаря своему бронированному корпусу мог проламывать лёд, обеспечивая тем самым проход остальным кораблям. Через пять суток отряд благополучно достиг Кронштадта.

Третий и самый многочисленный отряд, состоявший из более чем 167 единиц, был поделён на четыре группы. 12 апреля Финляндию покинули последние корабли отечественного флота. Переход этого отряда оказался самым сложным. Корабли были заперты льдами и целую неделю практически стояли на месте, пока ледоколы помогали им выйти на пробитый в толщине льдов фарватер. Невзирая на сложности, к 22 апреля все корабли и суда третьего отряда успешно добрались до пункта назначения. 2 мая 1918 года операция «Ледовый поход» была полностью завершена.

Подвиг как преступление

Благодаря самоотверженности и героизму советских моряков в ходе операции удалось спасти 236 судов. Несмотря на подорванную дисциплину и царившие революционные настроения, ни одно судно не было потеряно.

Однако боеспособность флота значительно ослабла. Большинство кораблей были повреждены льдами или обстрелами, а деморализованные моряки, обессилевшие от постоянных тягот и неудач, представляли серьёзную угрозу для большевистской власти.

Германские войска тем временем, воспользовавшись отсутствием условной границы, начали движение в сторону Петрограда. Тогда советская власть решила уничтожить корабли Балтийского и Черноморского флотов. Ленин дал прямое указание: «Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт Совет народных комиссаров по представлению Высшего военного совета приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске».

25 мая 1918 года под предлогом вручения ордена за операцию по спасению судов Балтийского флота Щастного вызвали в Москву. На деле же у него состоялся жёсткий разговор с Троцким, после которого капитана арестовали «за преступление по должности и контрреволюционные действия». Весть об аресте героя Ледового похода обескуражила высшие военные круги. Начались митинги в защиту Щастного, коллеги капитана требовали провести открытое следствие. В следующие дни Троцкий лично расспрашивал свидетелей об отношении Щастного к советской власти. По словам очевидцев, Щастный сожалел, что вынужден сотрудничать с советской властью, однако другой альтернативы у него не было.

Вместо награды Щастный был арестован. Во время суда Троцкий, который был единственным свидетелем обвинения, заявил буквально следующее: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти».

Кроме того, по словам Троцкого, «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя».

Несмотря на слабую доказательную базу и недостаточность улик, 20 июня 1918 года Алексея Щастного приговорили к расстрелу «по обвинению в подготовке контрреволюционного переворота и в государственной измене». Казнь произошла в ночь на 22 июня, после того, как в Цемесской бухте были взорваны и затоплены корабли Черноморского флота.

В своей предсмертной записке Щастный писал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».

Примечательно, что для исполнителей плана ликвидации Балтийского флота власть не поскупилась открыть специальные счета в банке. Такие жёсткие и местами абсурдные меры позволили Москве устранить разногласия с Германией, взять под крыло остатки Балтийского флота и дать себе короткую мирную передышку для подготовки к предстоящим сражениям.

Анастасия Ксенофонтова

Этот день в истории:

19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Она вошла в историю России как Ледовый поход Балтийского флота.

Балтийский флот в начале 1918 года. Необходимость перебазирования флота

Балтийский флот имел огромное значение в обороне столицы России – Петрограда. Поэтому враги России стремились его уничтожить. Англия и США имели планы в отношении будущего России: её собирались расчленить, поделить на сферы влияния. По ряду направлений англосаксы действовали руками немцев. В частности, имелись замыслы сдачи немцам Петрограда и уничтожения их руками Балтийского флота. Английское командование полностью прекратило боевые операции в Балтийском море, создав германским ВМС благоприятные условия по нанесению удара по русскому флоту.

Германское командование не замедлило использовать эту возможность. У немцев были свои расчёты: они хотели уничтожить или захватить корабли Балтийского флота (он мешал им нанести удар по Петрограду); захватить Петроград; сформировать прогерманское правительство. Ещё в сентябре 1917 года немцами был разработан план Моонзундской операции. Он предусматривал захват Риги, прорыв моонзундских позиций, ослабление или уничтожение Балтийского флота. После этого хотели провести операцию по захвату Петербурга. Пассивность британского флота позволила немецкому командованию сосредоточить на Балтике более двух третей всего флота – более 300 боевых и вспомогательных судов, включая 10 новейших линкоров, линейный крейсер, 9 крейсеров и 56 эсминцев. К тому же для захвата Моонзундского архипелага был сформирован 25-тыс. десантный корпус. С воздуха их поддерживало 102 самолета. Это была огромная концентрация сил и средств на одном участке. Однако в Моонзундском сражении, происходившем с 29 сентября (12 октября) по 6 (19) октября 1917 года, немцы не смогли выполнить свой стратегический замысел, потеряв 17 кораблей потопленными и 18 поврежденными. Но достигли тактического успеха – захватили Моонзундские острова.

В феврале 1918 года германское командование вернулось к замыслу захвата Петербурга. Удар планировали нанести с дух операционных направлений: с северо-запада вдоль Финского залива и с юго-запада через Псков. Германское командование одновременным ударом из Финляндии и Прибалтики собиралось охватить и быстрым натиском взять Петроград.

К началу мирных переговоров Брест-Литовске линия фронта в Прибалтике проходила восточнее Риги и далее, слегка выгнувшись на юго-запад, шла к Двинску, восточнее Вильно, а затем почти по прямой на юг. К концу октября 1917 года немецкие войска оккупировали всю Литву, южную часть Латвии. После того как Троцкий сорвал переговоры, германские войска заняли всю Латвию. В Эстонии советская власть также просуществовало не долго.

К началу германского наступления в феврале 1918 года фронт в Прибалтике фактически уже развалился. Солдаты бросали фронт и уходили по домам. Поэтому оставшиеся части сильно уступали немецким войскам в числе и боеспособности. В Финляндии находились подразделения 42-го армейского корпуса, но его численность также сильно сократилась. Солдаты самостоятельно демобилизовывались, бросали части, уходили домой. Таким образом, на угрожаемых участках молодая Советская Россия не могла остановить наступление противника. Красная Армия была только в начальной стадии формирования и не могла обеспечить устойчивость фронта. В этих критических условиях Балтийский флот имел исключительно важное значение для обороны Петрограда с моря и на флангах наиболее угрожаемых операционных направлений по берегам Финского залива.

В ходе первой мировой войны вход в Финский залив был защищен передовой минно-артиллерийской позицией. Северный фланг – это Або-Аландская позиция, включавшая 17 береговых батарей (56 орудий, в том числе 12-дюймовых), и минные поля (около 2 тыс. мин). Южный фланг – Моонзундские острова, с 21 батареей и минными заграждениями, немцы уже захватили, что лишило позицию устойчивости и усилило угрозу прорыва немецких ВМС в глубь Финского залива. На северной побережье залива, примыкая к Або-Аландской позиции, располагалась флангово-шхерная позиция, имевшая 6 батарей (25 орудий с калибром до 9,2 дюйма) и минные заграждения. По линии Нарген – Порккалаудд располагалась центральная (главная) минно-артиллерийская позиция. Её северный фланг опирался на Свеаборгский приморский фронт с главной базой флота – Гельсингфорс и крепостью Свеаборг. Южный фланг основывался на Ревельском приморском фронте, с базой флота – Ревель. Эта позиция была наиболее мощной и имела 39 батарей, в том числе шесть 12-дуюймовых, которые перекрывали своим огнём весь залив. Кроме того, здесь располагались минные заграждения большой плотности – более 10 тыс. мин. Непосредственные подступы к столице со стороны моря защищала ещё не завершённая тыловая позиция, которая опиралась на Кронштадтский укрепрайон с сильной системой артиллерийских фортов и базой Балтфлота и крепостью Кронштадт. Весь водный район Финского, Ботнического заливов и Або-Аландский район имели 80 постов службы связи.

Минно-артиллерийские позиции во взаимодействии с силами Балтийского флота представляли мощнейшую линию обороны, которая должна была остановить флот врага. Однако её слабым местом была недостаточная организация взаимодействия с сухопутными войсками. К тому же минно-артиллерийские позиции были уязвимы для удара с суши.

К началу 1918 года боевые возможности Балтфлота были ограничены из-за некомплекта команд на кораблях и в береговых соединениях. В соответствии с Приказом по флоту № 111 от 31 января 1918 года и Декретом СНК о роспуске старого флота и создании социалистического Рабоче-Крестьянского Красного флота, началась частичная демобилизация Балтфлота. Флот в это время имел в своём составе: 7 линейных кораблей, 9 крейсеров, 17 эскадренных миноносцев, 45 миноносцев, 27 подлодок, 5 канонерок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых судов и катеров, 89 тральщиков, 70 транспортов, 16 ледоколов, 5 спасательных судов, 61 вспомогательное судно, 65 лоцмейстерских и гидрографических судов, плавучих маяков, 6 судов-госпиталей. Организационно эти корабли были сведены в 1-ю и 2-ю бригады линкоров, 1-ю и 2-ю бригады крейсеров, в минную, подводных лодок, сторожевую и траления дивизии. Также были отряды: заградителей, учебно-минный, учебно-артиллерийский шхерный и охраны Ботнического залива.

Большая часть кораблей в конце 1917 года располагалась на главной базе флота в Гельсингфорсе. Часть кораблей дислоцировалась в Або, Ганге, Ревеле, Котке и Кронштадте. Вновь начавшиеся боевые действия с Германией застали Балтфлот в кризисе: часть матросов разошлась по домам; другие по указанию советского правительства были его опорой на суше; сам флот находился в процессе демобилизации. Императорский флот умирал, а новый – Красный флот, ещё не был сформирован. К тому же русским флотом хотели попользоваться и иностранцы. Так, британцы попытались получит в собственность бывшие вспомогательные крейсера «Митава», «Русь», госпитальные суда «Диана», «Меркурий», «Паллада», военный транспорты «Гагара», «Люси», пароход «Россия» и др. Их хотели продать бывшие судовладельцы – суда перешли в военный флот по военно-судовой повинности в 1914 году. Однако эта попытка провалилась.

На море германский флот после Моонзундской операции активности не проявлял. С наступлением зимы русские крейсера и миноносцы, стоявшие на рейде в Лапвик и Або, вернулись в Гельсингфорс и Ревель. Охрану шхерного Або-Аландского района в Або несли канонерка и несколько сторожевиков. В декабре, когда стали поступать сведения, что немцы готовят наступление на Ревель, наиболее ценные корабли были переведены в Гельсингфорс. Здесь был сосредоточен почти весь флот, за исключением нескольких кораблей, которые оставались в Ревеле.

Ситуация в Финляндии

Однако и в Гельсингфорс уже не был надежной базой для кораблей Балтфлота. Ситуация в Финляндии была весьма тревожной. Уже в начале Первой мировой войны немцы стали использовать финских националистов, разжигая антирусские настроения в Финляндии. В Берлине создали финскую военную канцелярию («Финляндская канцелярия», позднее «Финляндское бюро»), она вербовала добровольцев для германской армии. Волонтеров переправляли в Германию через Швецию. Из финских добровольцев сформировали 27-й егерский батальон, его первоначальная численность составляла около 2 тыс. человек. Батальон перебросили на Рижское направление, а затем на переформирование в Либаву. Здесь создали офицерскую школу, которая стала базой для обучения основных кадров финской белой гвардии. Кроме того, в Финляндию отправлялись и немецкие офицеры.

Осенью 1917 года деятельность немецкой агентуры в Финляндии была усилена. В Финляндию было переброшено много оружия и боеприпасов. В ноябре финское правительство Свинхувуда сформировало отряды белой гвардии (шюцкора), которые возглавил Маннергейм. Немцы оказывали активное содействие военному обучению финнов. 18 (31) декабря 1917 года Совнарком принял решение о предоставлении Финляндии самостоятельности. В начале 1918 года финские отряды стали нападать на отдельные русские гарнизоны с целью их разоружения и захвата оружия. В ночь на 10 января финны попытались захватить Выборг, но их атака была отбита. Одновременно в Финляндии началась социалистическая революция. Финляндия была расколота на белых и красных. 14 (27) января власть в Гельсингфорсе захватили рабочие и вручили власть Совету народных уполномоченных, в него вошли Куусинен, Тайми и др.

Правительство Свинхувуда и войска Маннергейма отступили на север. В ночь на 15 (28) января белофинны захватили Вазу и ряд других городов, русские гарнизоны были уничтожены. Укрепившись в Вазе, белофинны в союзе с немцами задумали поход на юг. В Финляндии началась гражданская война. Она резко осложнила условия базирования Балтфлота. Белофинны организовывали диверсии, нападения с целью захвата складов, кораблей. Были предприняты меры для усиления охраны кораблей и военного имущества. В декабре 1917 года несколько кораблей – крейсера «Диана», «Россия», «Аврора», линкор «Гражданин» («Цесаревич»), перешли из Гельсингфорса в Кронштадт. Фактически этот переход был разведкой, которая показала возможность перехода боевых кораблей в ледовых условиях.

К концу января 1918 года ситуация в Финляндии ещё более ухудшилась. Численность белофинской армии выросла до 90 тыс. человек. Финские красногвардейцы уступали белым в организованности, инициативе, не имели опытных военных руководителей. Положение русских войск и флота в Финляндии становилось критическим. Начальник Штаба верховного главнокомандующего 27 января доносил: «… Разрастающаяся война решительно угрожает нашему положению в Ботническом и Финском заливе. Партизанские действия белофинов, действующих вразрез между узловыми железными дорогами, станциями и портами Ботнического залива … ставят наши береговые части и гарнизоны в прибрежных пунктах в безвыходное положение и лишают их возможности предпринять какие-либо меры противодействия, хотя бы обеспечения своего снабжения. Сообщение с Раумо прервано. Вскоре та же участь может постигнуть и Або, являющийся базой Оланда, которому, следовательно, угрожает изолирование от материка…». Делался вывод, что корабли флота вскоре окажутся изолированными. Правительство Свинхувуда обратилось к Германии и Швеции за военной помощью. Возникла угроза появления немецких и шведских войск в Финляндии.

Не менее угрожающая ситуация была и в Прибалтике, на южном берегу Финского залива. В феврале 1918 года германские войска заняли южный берег Финского залива и создали угрозу Ревелю. Советское правительство принимает решение перевести флот с находившихся под угрозой захвата Ревеля, Або-Аланда, Гельсингфорса на тыловую стратегическую базу Кронштадт – Петроград. Это не только спасало корабли от захвата или уничтожения, но и усиливало защиту Петрограда в трудное время.

Ледовый поход

Ледовая обстановка не позволяла сразу перевести корабли в Кронштадт, поэтому решили с помощью ледоколов попытаться направить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс. 17 февраля 1918 года Коллегия Морского комиссариата направила в адрес Центробалта (ЦКБФ, Центральный комитет Балтийского флота - выборный орган, созданный для координации деятельности флотских комитетов) соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта направили в Ревель несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на рейд Ревеля вышли три подлодки. 22 февраля началась общая эвакуация. В этот день «Ермак» повёл в Гельсингфорс первую группу кораблей (2 подводные лодки и 2 транспорта).

В ночь на 24 февраля немецкий отряд попытался внезапной атакой захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря Ревель, но их заметили и отогнали огнём орудий. В этот же день, днём в Гельсингфорс вышел новый караван: 2 подводные лодки, 3 тральщика, минный заградитель, транспортные и вспомогательные суда. 25 февраля германская авиация совершила налёт на Ревель. А к 19 часам этого же дня немцы вошли в Ревель. К этому времени большинство кораблей уже было на внешнем рейде и начали движение к Гельсингфорсу. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом группы минеров с минной школы под началом с Р. Р. Грундмана осуществила подрыв всех береговых батарей на побережье и островах Вульф и Нарген, включая мощные 12-дюймовые башенные орудия. Во время эвакуации из Ревеля в Гельсингфорс было переведено около 60 судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. При переходе была потеряна одна подводная лодка – «Единорог». Ещё несколько судов попали в ледовый плен прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле бросили только 8 старых подлодок и часть вспомогательных судов.

Однако перевод судов в Гельсингфорс не снял угрозы с флота. Согласно Брестскому миру подписанному 3 марта 1918 года (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть порты Финляндии, причем предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были находиться лишь «незначительные команды», что делало их легкой добычей немцев или белофиннов. Корабли надо было срочно перевести в Кронштадт. Организатором этого перехода стал капитан 1-го ранга, первый помощник начальника военного отдела Центробалта Алексей Михайлович Щастный (1881 - 22 июня 1918), который в это время фактически командовал Балтийским флотом.

Алексей Михайлович Щастный

Щастному пришлось решать задачу спасения Балтийского флота в весьма сложных политических условиях. Из Москвы шли противоречивые указания: В. И. Ленин приказывал уводить корабли в Кронштадт, а Л. Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии. Учитывая «особую» роль Троцкого в Российской революции и Гражданской войне, его связи с «финансовым интернационалом», можно предположить, что он хотел добиться уничтожения Балтфлота или его захвата противниками России. Весьма настойчиво вели себя и британцы, которые советовали уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику (решалась задача лишения России флота в Балтике).

Щастный не потерял присутствие духа и решил вести корабли в Кронштадт. Он разделил корабли на три отряда. С 12 по 17 марта ледоколы «Ермак» и «Волынец» ломая сплошные льды провели первый отряд: линейные корабли «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь».

О возможной судьбе русских кораблей свидетельствуют следующие факты: 3 апреля высадился германский десант из состава «Балтийской дивизии» фон дер Гольца у Ганге (Ханко), за день до этого русские моряки уничтожили 4 подводные лодки, их плавбазу «Оланд» и сторожевик «Ястреб». Эти корабли из-за отсутствия ледоколов не могли увести из базы. Англичанам пришлось уничтожить на внешнем свеаборгском рейде 7 своих подводных лодок, которые воевали в составе Балтфлота, их плавбазу «Амстердам» и 3 британских парохода.

С падением Ганге, возникла реальная угроза и захвата немцами Гельсингфорса. 5 апреля в спешке отправили второй отряд, в него вошли линейные корабли «Андрей Первозванный», «Республика», крейсера «Олег», «Баян», 3 подводные лодки. Переход был сложным, т. к. финны захватили ледоколы «Волынец» и «Тармо». Линкору «Андрею Первозванному» самому пришлось пробивать путь. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд встретил ледокол «Ермак» и крейсер «Рюрик». 10 апреля корабли второго отряда благополучно прибыли в Кронштадт.

Времени совсем не было, поэтому 7 – 11 апреля в море вышел и третий отряд (172 корабля). Суда выходили по мере готовности и шли разными маршрутами. Позднее эти суда соединились в одну группу при поддержке четырех ледоколов. По пути к ним присоединился и четвёртый отряд, сформированный в Котке. Переход сопровождался большими сложностями, но все же 20-22 апреля все суда благополучно пришли в Кронштадт и Петроград. Не было потеряно ни одного корабля. Сам Щастный, 5 апреля назначенный начальником Морских сил (наморси), покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими германскими войсками. 12-14 апреля немецкие войска заняли Гельсингфорс, в нём и других портах ещё оставалось 38 русских кораблей и 48 торговых судов. В ходе переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

Всего в ходе Ледового похода было спасено 226 кораблей и судов, включая 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 59 эскадренных миноносцев и миноносцев, 12 подлодок, 5 минзагов, 10 тральщиков, 15 сторожевиков, 7 ледоколов. Также вывезли две бригады воздушного флота, оборудование и вооружение крепости и фортов, другое снаряжение. Спасенные корабли составили ядро Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Троцкий продолжил действия по ликвидации русского флота. 3 мая 1918 года народный комиссар военных и морских дел Троцкий направил секретный приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению. Об этом узнали моряки. Приказ уничтожить с таким трудом и жертвами спасённые корабли вызвал бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, которые стояли на Неве в Петрограде, была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота». 22 мая на 3 съезде делегатов Балтфлота заявили, что флот будет уничтожен только после боя. Схожим же образом ответили моряки в Новороссийске.

Командующие флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин были вызваны в Москву. По личному указанию Троцкого 27 мая Щастный был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, в попытке установить «диктатуру флота». Проходивший 20-21 июня Революционный трибунал приговорил его к смертной казни - это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Декрет о восстановлении в России ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. В ночь с 21 на 22 июня Алексея Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища (по другим данным, его убили в кабинете Троцкого).

Копия чужих материалов

После срыва кайзеровской Германией мирных переговоров в Бресте и начала наступления немецких войск в Эстонии возникла реальная угроза захвата русских кораблей, базировавшихся в Ревеле (Таллинне). Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс (Хельсинки). 17 февраля Коллегия Морского комиссариата отправила в адрес Центробалта соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с “Ермаком”. 19 февраля на буксире у ледокола “Волынец” на ревельский рейд вышли 3 подводные лодки, а 22 февраля началась общая эвакуация. В этот же день ледокол “Ермак” повел в Гельсингфорс первую группу кораблей в составе 2 подводных лодок и 2 транспортов. В ночь на 24 февраля немецкий отряд по льду попытался подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был отброшен огнем этих батарей.

Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушли караван транспортов и вспомогательных судов, 2 подлодки, 3 тральщика и минный заградитель. 25 февраля немецкие самолеты произвели бомбардировку остававшихся в Ревеле кораблей, а к 19 часам этого же дня германские войска вошли в Ревель. К этому времени большинство оставшихся кораблей уже находились на рейде и начало движение к Гельсингфорсу. Одними из последних Ревельский рейд покинули крейсера “Рюрик” и “Адмирал Макаров”. Проводку осуществляли ледоколы “Ермак”, “Волынец” и “Тармо”. Перед оставлением города группа подрывников из минной школы во главе с Р.Р. Грундманом взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая 12-дюймовые башенные орудия. За эти дни в Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. На переходе, получив повреждения, затонула подводная лодка “Единорог”. Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле остались лишь часть вспомогательных судов и 8 старых подводных лодок.

Однако перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы их захвата, так как по условиям Брест-Литовского договора Россия была обязана перевести все военные корабли в свои порты и немедленно разоружить их. Корабли необходимо было срочно переводить в Кронштадт. Организатором и руководителем этого перехода стал бывший капитан I ранга А.М. Щастный, с 22 марта назначенный начальником Морскими силами Балтийского моря. Не обращая внимания на многочисленные противоречивые директивы из Москвы (В.И. Ленин приказывал уводить корабли, а Л.Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии) и настойчивыми советами англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику, А.М. Щастный решил довести их до Кронштадта. По его распоряжению все корабли были разбиты на три отряда.

С 12 по 17 марта первый отряд в составе линкоров “Гангут”, “Полтава”, “Севастополь”, “Петропавловск”, крейсеров “Адмирал Макаров”, “Богатырь”, Рюрик” в сопровождении ледоколов “Ермак” и “Волынец” в сильные туманы, ломая сплошной лед, перешел из Гельсингфорса в Кронштадт.

2 апреля, за день до высадки германского десанта "Балтийской дивизии" фон дер Гольца у Ганге (Ханко), в гавани Ганге были взорваны 4 подводные лодки типа “АГ”, их плавбаза пароход "Оланд" и сторожевик "Ястреб", которые в отсутствии на базе ледоколов не могли ее покинуть. На следующий день на внешнем свеаборгском рейде англичане уничтожили 7 своих подводных лодок, воевавших в составе российского Балтийского флота, их плавбазу "Амстердам" и 3 английских парохода.

С захватом Ганге возникла реальная опасность захвата Гельсингфорса, поэтому 5 апреля из Гельсингфорса спешно был отправлен второй отряд в составе линкоров “Андрей Первозванный”, “Республика”, крейсеров “Олег”, “Баян”, 3 подлодок, и 2 портовых ледоколов. Переход проходил в труднейших ледовых условиях, а так как ледоколы “Волынец” и “Тармо” были захвачены белофиннами, линкору “Андрей Первозванный” пришлось взять их функции, проламывая проход во льду своим бронированным корпусом. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд был встречен ледоколом “Ермак” и крейсером “Рюрик”. 10 апреля корабли прибыли в Кронштадт.

Третий отряд (172 корабля) был разделен на 4 группы, которые с 7 по 11 апреля выходили по мере готовности и следовали различными маршрутами, придерживаясь проходившего вдоль финских шхер северного стратегического фарватера. По пути к ним присоединился четвертый отряд кораблей, вышедший из Котки. Переход этих отрядов был наиболее сложным и все же к 22 апреля все корабли и суда этого отряда прибыли в Кронштадт и Петроград.

12 апреля, когда Гельсингфорс был занят германскими войсками, в нем и других финских портах еще оставались 38 военных кораблей и 48 торговых судов, которые были захвачены. В результате переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

В результате этих героических ледовых переходов были спасены 226 кораблей и судов, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, 5 минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, 7 ледоколов, вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другое военное снаряжение. Спасенные корабли составили основу Балтийского флота. Организатор Ледового похода А.М. Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Однако перебазирование кораблей Балтийского флота в Кронштадт не сняло напряжения. Воспользовавшись отсутствием установленной границы и настаивая на разоружении Черноморского флота, германские войска продолжили движение на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность Балтийский и Черноморский флоты становились угрозой Брестскому миру, а уставшие, деморализованные и озлобленные постоянными неудачами моряки стали представлять серьезную внутреннюю опасность. В такой обстановке власть оказалась перед выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить его. И она его сделала. 3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был направлен секретный приказ наркомвоенмора Л.Д. Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены И.И. Вахрамеев, а затем Ф.Ф. Раскольников с единственным поручением - ликвидировать последние корабли Черноморского флота.

Содержание секретной директивы Л. Троцкого об уничтожении только недавно спасенных с таким трудом и жертвами кораблей быстро распространилось среди моряков и вызвало бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде была принята резолюция: “Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота”. 22 мая на III съезде делегатов Балтийского флота было заявлено, что флот будет взорван только после боя. Примерно также моряки ответили Вахрамееву в Новороссийске.

Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин. По прибытии в морской комиссариат для получения ордена за Ледовый переход А.М. Щастный по приказу Л.Д. Троцкого был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и использования своей популярности среди матросов против советской власти. После того, как в Цемесской бухте были затоплены последние корабли российского Черноморского флота, А.М. Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. (По другим источникам он был застрелен в кабинете Троцкого, не простившего Щастному невыполнения своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе). Это произошло в ночь на 22 июня 1918 года.

Необходимая большевистской власти “мирная передышка” была получена. Последовавшие революционные выступления в Германии позволили 13 ноября 1918 года Советскому правительству аннулировать статьи Брест-Литовского мира.

19 февраля 1918 года, 100 лет назад, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Она вошла в историю России как Ледовый поход Балтийского флота.

В чём была необходимость перебазирования Балтфлота в те тяжелейшие годы? Без понимания этого нет смысла говорить о важности операции как таковой.

И ещё надо вспомнить простую истину: у России есть только два союзника: её армия и флот. Слова российского императора Александра III Миротворца (1845-1894), в которых он выразил своё внешнеполитическое кредо, трудно опровергнуть – как ни пытайся.

Прежде всего надо уяснить, что Балтийский флот был главным звеном обороны Петрограда. Уничтожить Балтфлот для врагов означало: уничтожить Россию, расчленить её, поделить на сферы влияния. По ряду направлений те же англосаксы действовали руками немцев. В частности, они намеривались сдать немцам Петроград и уничтожить их руками Балтийский флот. Английское командование полностью прекратило боевые операции в Балтийском море, создав германским ВМС благоприятные условия по нанесению удара по русскому флоту.

У немцев были свои расчёты: они хотели уничтожить или захватить корабли Балтийского флота (он мешал им нанести удар по Петрограду); захватить Петроград; сформировать прогерманское правительство. Ещё в сентябре 1917 года немцами был разработан план Моонзундской операции. Он предусматривал захват Риги, прорыв моонзундских позиций, ослабление или уничтожение Балтийского флота. После этого хотели провести операцию по захвату Петербурга.

Пассивность британского флота позволила немецкому командованию сосредоточить на Балтике более двух третей всего флота – более 300 боевых и вспомогательных судов, включая 10 новейших линкоров, линейный крейсер, 9 крейсеров и 56 эсминцев. К тому же для захвата Моонзундского архипелага был сформирован 25-тыс. десантный корпус. С воздуха их поддерживало 102 самолёта. Это была огромная концентрация сил и средств на одном участке. Однако в Моонзундском сражении, происходившем с 29 сентября (12 октября) по 6 (19) октября 1917 года, немцы не смогли выполнить свой стратегический замысел, потеряв 17 кораблей потопленными и 18 поврежденными. Но достигли тактического успеха – захватили Моонзундские острова.

В феврале 1918 года германское командование вернулось к замыслу захвата Петербурга. Удар планировали нанести с двух операционных направлений: с северо-запада вдоль Финского залива и с юго-запада через Псков. Немцы одновременным ударом из Финляндии и Прибалтики собирались охватить и быстрым натиском взять Петроград.

К началу мирных переговоров в Брест-Литовске линия фронта в Прибалтике проходила восточнее Риги и далее, слегка выгнувшись на юго-запад, шла к Двинску, восточнее Вильно, а затем почти по прямой на юг. К концу октября 1917 года немецкие войска оккупировали всю Литву, южную часть Латвии. После того как Троцкий сорвал переговоры, германские войска заняли всю Латвию. В Эстонии советская власть также просуществовало недолго.

Ледовая обстановка не позволяла сразу перевести корабли в Кронштадт, поэтому решили с помощью ледоколов попытаться направить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс. 17 февраля 1918 года Коллегия Морского комиссариата направила в адрес Центробалта (ЦКБФ, Центральный комитет Балтийского флота - выборный орган, созданный для координации деятельности флотских комитетов) соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта направили в Ревель несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на рейд Ревеля вышли три подлодки. 22 февраля началась общая эвакуация. В этот день «Ермак» повёл в Гельсингфорс первую группу кораблей (2 подводные лодки и 2 транспорта).

В ночь на 24 февраля немецкий отряд попытался внезапной атакой захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря Ревель, но их заметили и отогнали огнём орудий. В этот же день, днём в Гельсингфорс вышел новый караван: 2 подводные лодки, 3 тральщика, минный заградитель, транспортные и вспомогательные суда. 25 февраля германская авиация совершила налёт на Ревель. А к 19 часам этого же дня немцы вошли в Ревель.

К этому времени большинство кораблей уже было на внешнем рейде и начали движение к Гельсингфорсу. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом группы минеров с минной школы под началом с Р. Р. Грундмана осуществила подрыв всех береговых батарей на побережье и островах Вульф и Нарген, включая мощные 12-дюймовые башенные орудия. Во время эвакуации из Ревеля в Гельсингфорс было переведено около 60 судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. При переходе была потеряна одна подводная лодка – «Единорог». Ещё несколько судов попали в ледовый плен прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле бросили только 8 старых подлодок и часть вспомогательных судов.

Однако перевод судов в Гельсингфорс не снял угрозы с флота. Согласно Брестскому миру, подписанному 3 марта 1918 года (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть порты Финляндии, причём предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были находиться лишь «незначительные команды», что делало их лёгкой добычей немцев или белофиннов. Корабли надо было срочно перевести в Кронштадт.

Организатором этого перехода стал капитан 1-го ранга, первый помощник начальника военного отдела Центробалта Алексей Михайлович Щастный (1881 - 22 июня 1918), который в это время фактически командовал Балтийским флотом.

Щастному пришлось решать задачу спасения Балтийского флота в весьма сложных политических условиях. Из Москвы шли противоречивые указания: В. И. Ленин приказывал уводить корабли в Кронштадт, а Л. Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии.

Учитывая «особую» роль Троцкого в Российской революции и Гражданской войне, его связи с «финансовым интернационалом», можно предположить, что он хотел добиться уничтожения Балтфлота или его захвата противниками России.

Весьма настойчиво вели себя и британцы, которые советовали уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику (решалась задача лишения России флота в Балтике).

Щастный не потерял присутствие духа и решил вести корабли в Кронштадт. Он разделил корабли на три отряда.

С 12 по 17 марта ледоколы «Ермак» и «Волынец» ломая сплошные льды провели первый отряд: линейные корабли «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь».

О возможной судьбе русских кораблей свидетельствуют следующие факты: 3 апреля высадился германский десант из состава «Балтийской дивизии» фон дер Гольца у Ганге (Ханко), за день до этого русские моряки уничтожили 4 подводные лодки, их плавбазу «Оланд» и сторожевик «Ястреб». Эти корабли из-за отсутствия ледоколов не могли увести из базы. Англичанам пришлось уничтожить на внешнем свеаборгском рейде 7 своих подводных лодок, которые воевали в составе Балтфлота, их плавбазу «Амстердам» и 3 британских парохода.

С падением Ганге, возникла реальная угроза и захвата немцами Гельсингфорса. 5 апреля в спешке отравили второй отряд, в него вошли линейные корабли «Андрей Первозванный», «Республика», крейсера «Олег», «Баян», 3 подводные лодки. Переход был сложным, т. к. финны захватили ледоколы «Волынец» и «Тармо». Линкору «Андрею Первозванному» самому пришлось пробивать путь. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд встретил ледокол «Ермак» и крейсер «Рюрик». 10 апреля корабли второго отряда благополучно прибыли в Кронштадт.

Времени совсем не было, поэтому 7 - 11 апреля в море вышел и третий отряд (172 корабля). Суда выходили по мере готовности и шли разными маршрутами. Позднее эти суда соединились в одну группу при поддержке четырёх ледоколов. По пути к ним присоединился и четвёртый отряд, сформированный в Котке. Переход сопровождался большими сложностями, но все же 20-22 апреля все суда благополучно пришли в Кронштадт и Петроград. Не было потеряно ни одного корабля.

Сам Щастный, 5 апреля назначенный начальником Морских сил (наморси), покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими германскими войсками. 12-14 апреля немецкие войска заняли Гельсингфорс, в нём и других портах ещё оставалось 38 русских кораблей и 48 торговых судов. В ходе переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

Всего в ходе Ледового похода было спасено 226 кораблей и судов, включая 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 59 эскадренных миноносцев и миноносцев, 12 подлодок, 5 минзагов, 10 тральщиков, 15 сторожевиков, 7 ледоколов. Также вывезли две бригады воздушного флота, оборудование и вооружение крепости и фортов, другое снаряжение. Спасенные корабли составили ядро Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Но, увы, этим дело не ограничилось. 3 мая 1918 года народный комиссар военных и морских дел Троцкий направил секретный приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению.

Об этом узнали моряки. Приказ уничтожить с таким трудом и жертвами спасённые корабли вызвал бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, которые стояли на Неве в Петрограде, была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду её полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота».

22 мая на 3 съезде делегатов Балтфлота заявили, что флот будет уничтожен только после боя. Схожим же образом ответили моряки в Новороссийске.

Командующие флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин были вызваны в Москву.

По личному указанию Троцкого 27 мая Щастный был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, в попытке установить «диктатуру флота». Проходивший 20-21 июня Революционный трибунал приговорил его к смертной казни - это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Декрет о восстановлении в России ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. В ночь с 21 на 22 июня Алексея Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища (по другим данным, его убили в кабинете Троцкого).

По словам историка Сергея Мельгунова, капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привёл его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти». Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий.

Щастный был расстрелян за спасение Балтийского флота?

Вы горько усмехнетесь этому парадоксу? Но мало ли героев России было уничтожено из-за совершенно искренней любви к ней?!

Наш долг – разбираться с этим.

Александр Губанов

Ледовый поход Балтийского флота - операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Проведена в тяжёлых ледовых условиях. Командовал начальник Морских сил Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный. Поход завершен 2 мая 1918 года .

Сорвав мирные переговоры в Бресте, кайзеровская Германия начала интервенцию против Советской Республики. Возникла угроза захвата кораблей, базировавшихся в Ревеле (Таллин). По указанию В.И. Ленина 17.2 Нарком по морским делам П.Е. Дыбенко и начальник Морского генерального штаба Е.А. Беренс направили Военному отделу Центробалта директиву, в которой предписывалось перевести корабли из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки). На основании директивы Центробалт отдал приказ о переводе в Гельсингфорс подводных лодок, части вспомогательных судов и приведении в боевую готовность крейсеров, базировавшихся в Ревеле. 19.2 в связи с переходом в наступление германских войск Центробалт принял постановление о подготовке к переходу в Кронштадт кораблей, находившихся в Гельсингфорсе.

19 февраля начался вывод кораблей из Ревеля. Первыми на буксире у ледокола «Волынец» вышли 3 подводные лодки. 22.2 началась общая эвакуация. В тот же день ледокол «Ермак» повел в Гельсингфорс группу кораблей (2 ПЛ, 2 ТР). 24.2 туда же ушли караван транспортных и вспомогательных судов, 2 подводные лодки, минный заградитель и 3 тральщика. 25.2 германские войска заняли Ревель, но остальные корабли уже находились на рейде и в 16 ч начали движение. Проводку во льдах осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо» В Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов. На переходе затонула подводная лодка «Единорог», получившая повреждения. Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта.

По Брестскому миру Советская Россия была обязана перевести все военные корабли в свои порты или немедленно разоружить их. 12.3 Высший военный совет приказал сосредоточить флот в Кронштадте. Чтобы спасти корабли, моряки предприняли активные действия по подготовке их к переходу в Кронштадт. Корабли были разбиты на три отряда. С 12 по 17.3 первый отряд (ЛК «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», КР «Адмирал Макаров», «Богатырь», «Рюрик») в сопровождении ледоколов «Ермак» и «Волынец» перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. Переход проходил в условиях сплошного льда и сильных туманов. 3.4 после высадки германского десанта у Ганга (Ханко) возникла опасность захвата Гельсингфорса. Но моряки-балтийцы приняли решение спасти флот. 5.4 из Гельсингфорса вышел второй отряд (ЛК «Андрей Первозванный», «Республика», КР «Олег», «Баян», 3 ПЛ и 2 портовых ледокола).

Переход происходил в труднейших ледовых условиях. Так как ледоколы «Тармо» и «Волынец» были захвачены белофиннами, линкору «Андрей Первозванный» пришлось взять на себя их функции. На третьи сутки похода отряд был встречен ледоколом «Ермак» и крейсером «Рюрик». 10.4 корабли прибыли в Кронштадт. Третий отряд (свыше 160 единиц) был разделен на несколько групп, которые выходили разновременно и шли различными маршрутами. Команды проявляли исключительную самоотверженность, чтобы спасти свои корабли. К 22.4 все корабли и суда этого отряда прибыли в Кронштадт и Петроград.

В Гельсингфорсе и других финских портах оставалось значительное количество кораблей и судов. 12.4 Гельсингфорс был занят германскими войсками, на следующий день на рейд вошла германская эскадра. Начался захват береговых сооружений, кораблей и судов, принадлежащих РСФСР. В связи с систематическими нарушениями германской стороной условий мирного договора Советское правительство заявило, что очистка моря от мин не будет производиться, пока не будут возвращены захваченные в Финляндии корабли. Поэтому германское командование было вынуждено выпустить из Гельсингфорса в течение мая 24 корабля и судна.

В результате героического Ледового похода балтийцами были спасены 226 кораблей и судов (в том числе 6 ЛК, 5 КР, 59 ЭМ и М, 12 ПЛ), вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, запасы боевой техники. Спасенные корабли составили основу БФ, сыграли большую роль в обороне Петрограда.

После завершения похода, по приказу Льва Давидовича Троцкого , А. М. Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия». После суда его приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, по словам историка С. Мельгунова, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти ». В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...