Как лучше рифмовать. Научиться рифмовать рэп — главные уроки рэпа

Что такое сложные рифмы?

Сложные рифмы - это сокращение от слов«много -сложные рифмы». Сложные рифмы - это фразы, в которых рифмуется более одного слога. Сложные рифмы могут быть двойными, тройными, четверными и т.д. рифмами.

Обычная рифма: cat / hat
Сложная рифма: my cat / hi-hat
Или длинная сложная рифма: bit my cat / hit the hi-hat

Примеры на русском языке:

Точная рифма — в рифмующихся словах совпадают все или почти все звуки:
гость — кость — гвоздь
дочка — кочка — бочка — точка

Неточная рифма — в рифмующихся словах совпадает очень мало звуков, иногда рифма«держится » на одном или двух:
рассказ — тоска
оружие — обнаруживая
листья — лица

Простая рифма — рифма отдельных слов:
сталь — жаль
осень — восемь
лед — мед
честь — месть

Сложная рифма — когда рифмуются группы слов:
с тополей — сто полей
не разглядела — не раз глядела
бежевый — где же я

Рэппер с Юга Ludacris любит прибегать к сложным рифмам в своих текстах. У Luda есть фирменный прием, он замедляет чтение к концу строки и подчеркивает конец каждой строки. Этот прием хорошо срабатывает, когда он вставляет в текст толковые сложные рифмы.

Пример

I’m never going nowhere, so don’t try me,
my music sticks in fans’ veins like an I.V.

Ludacris,«Number One Spot

В этом примере из трека Number One Spot , Luadacris складывает сложную рифму из«try me»(испытывай меня) и «I .V.»(intravenous - внутривенное вливание). Он мог бы по-простому зарифмовать«me » с «V .», но благодаря рифмовке дополнительных слогов(try с I) получается сложная рифма.

Какая разница между сложными рифмами и внутренними рифмами?

Пример внутренних рифм:

Don’t be silly cover your milli I’m like Billy
Don’t be dumb cover your gun I ain’t fun

Dizee Rascal,«Stand Up Tall»

Сложные рифмы:

Punchlines that kill… my hits’ll bury ya ,
I rap to myself on the bus like… schizophrenia

Зачем использовать сложные рифмы?

Сложные рифмы - это верный признак хорошего рэп текста и все лучшие рэпперы их применяют. Их труднее сложить, и они производят больше впечатления, чем обычные рифмы, а потому вызывают больше уважения. Сложные рифмы добавят больше разнообразия в твои рэп тексты и помогут улучшить твои стихи.

Как писать сложные рифмы?

Составлять сложные рифмы ненамного труднее, чем обычные рифмы, но они просто требуют больше времени. Первый шаг - это определить строчку, с которой ты собираешься начать. Возьмем для примера эту строку:

The elite force like army rangers and navy seals,

Теперь мы создадим сложную рифму с«navy seals.»(Морские Львы - подразделение ВМС). Первым делом нужно составить список всех слов, которые рифмуются с«navy ». Самый простой способ подобрать рифмы - это использовать словарь рифм(rhymezone .com),(русский словарь рифм — http://xn—80apmov.su/), и записать найденные подходящие слова, но при этом не забывать, что словарь выдает только«точные » рифмы, но не выдает неточные. В то же время неточные рифмы очень важны, потому что они дают больше простора для создания текста. Это утверждение верно вдвойне при использовании сложных рифм, потому что иначе твои строки могут получиться натянутыми и глупыми. Другой недостаток словаря рифм в том, что он делает работу за тебя. Если ты стараешься сам придумать рифмы для слова, то больше вероятность, что и во время фристайла ты сможешь придумывать рифмы по ходу выступления. Поэтому я советую прибегать к помощи словаря рифм, только если ты действительно в тупике.

Точные рифмы для navy:

gravy
wavy

Неточные рифмы для navy:

maybe
baby
lady
rabies
weighty
etc…

Затем повтори весь процесс для второго слова, в нашем примере это «seals .»

Точные рифмы для seals:

deals
eels
feels
heels
meals
peels
reels
squeals
steals
wheels

Неточные рифмы для seals:

stales
whales
beans
etc…

Теперь нам нужно связать рифмы к слову navy с рифмами к слову seals . Число возможных комбинаций очень велико, постарайся выбрать из них такие, которые имеют смысл.

Baby meals
Wavy eels
Lady squeals
Gravy feels
Weighty whales

Затем мы выбираем одну из комбинаций и пишем строку, в которой есть смысл.

I kick it operatic ‘til that fat lady squeals

your lyrics are stuffing,
so now I know how gravy feels

I’ll call you Gerber

Напиши их целую пачку, а затем выбери одну строчку, которая тебе больше всех понравится. Либо можно использовать несколько строк, например, в такой последовательности:

The elite force like army rangers and navy seals,
I kick it operatic ‘til that fat lady squeals
your lyrics are stuffing, now I know how gravy feels,
I’ll call you Gerber
cuz ya spittin’ up some baby meals

В общем, это самый простой способ писать рэп текст со сложными рифмами. Если ты разберешься в этой простой методике, то, значит, ты уже продвинулся в деле совершенствования рэп текстов.

ПРИМЕРЫ РЭП ТЕКСТОВ СО СЛОЖНЫМИ РИФМАМИ И ВНУТРЕННИМИ РИФМАМИ:

Призирая свои же УБЕЖДЕНИЯ
Плюём в лицо подавляя чьё то МНЕНИЕ
Надеясь ВЗЛЕТЕТЬ, УЛЕТЕТЬ
Не могу больше СМОТРЕТЬ, хватит ТЕРПЕТЬ
Пора фак ПОКАЗАТЬ, за спиной врага НАКАЗАТЬ
Всё РАЗ на РАЗ УЗНАТЬ
Что делать? БЕЖАТЬ, ДРОЖАТЬ?
Нет! Кулак СЖАТЬ, красную кнопку НАЖАТЬ
А ПОТОМ стать ШЕПОТОМ
Доносящимся ГРОХОТОМ
А летя на ВОСТОК
Историю пишет КРОВОТСТОК не жалея СТРОК

Я рифмую уже двадцать лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за это время и медведь бы научился рифмовать. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует - читайте дальше, если нет - извините….

Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.

Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу - вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:

1. Муза (для женщин - музык). Привлекательное существо противоположного пола (для гетеросексуалов) или одноименного (для гомосексуалов), либо неважно какого (для бисексуалов), которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет - желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно.

2. Учитель (пример для подражания, чаще духовный) - любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.

3. Побудительный мотив (то, что «достаёт») - событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.

4. Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:

1) АБАБ (её я применяю чаще всего - она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:

Писать стихи по принуждЕНЬЮ -

Кошмарнее задачи нЕТ:

И не приходит вдохновЕНЬЕ,

И не слагается сюжЕТ…

2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:

К чему мне быть поэТОМ?

Нелёгкий это ТРУД;

А скажешь, что не наДО -

Так в порошок соТРУТ….

3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» - каждое двустишие как бы завершается). Пример:

Да, я могу, чего скрывАТЬ,

Слова и буквы рифмовАТЬ,

Но у меня такое чувСТВО,

Что это не предмет искусСТВА…

4) АББА - эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:

Супруга графа де ля ФЕР

Любила в рот засунуть … палЕЦ.

Шокирован был граф-красавЕЦ

При виде сих дурных манЕР.

А вот форму АААА я не употребляю никогда - не люблю тавтологии.

Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное - это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет один читатель - он сам.

В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных - не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, в финале - мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.

В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.

Писать надо только правду - вы же не будете врать себе?

При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.

Если вы можете не писать - не пишите.

Если вы не получаете удовольствия от рифмования - не пишите.

Как только вы чувствуете, что вам надоело писать - немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.

Если вам будет неинтересно писать - читателю будет неинтересно читать.

Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).

В написании стихов весьма помогает чувство юмора.

Очень важна запевка - мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.

Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас. Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь достаточный объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.

Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом.

Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива - карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма - запишите её. Некоторые рифмуют ночью - приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».

Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?

Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.

Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.

А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много - 35 штук, это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….

К чему мне быть поэтом? http://www.stihi.ru/2011/02/03/5155

Писать стихи http://www.stihi.ru/2011/02/03/5189

Поэтам-профессионалам http://www.stihi.ru/2011/02/03/5208

ПОЭТ И МУЗА http://www.stihi.ru/2011/02/03/5357

Сижу с блокнотом http://www.stihi.ru/2011/02/03/5373

В поэме главное http://www.stihi.ru/2011/02/03/5401

НЕ ТОТ ПИИТ http://www.stihi.ru/2011/02/03/5464

Поэт в России

В этой главе я расскажу об общих принципах получения красивой, эффектной рифмы. Это чисто технические правила, которые имеют место именно в теории стихосложения, как в науке; мы абстрагируемся от содержания стихотворения и его высокого духовного уровня (как любят характеризовать свои творения многие поэты). Также постараюсь отразить здесь некоторые разновидности рифм, а значит, без терминологии не прожить.

Во-первых, я всегда призываю поэтов стремиться к поиску так называемых авторских рифм - авторских находок; это оригинальные составные рифмы с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, такая рифма является единственной в своём роде: исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков, жизнь с кого - Дзержинского, наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его, лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы, бьют об двери лбы - не поверил бы...

Господа поэты, неужели не наскучили
пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам ?
Если такие, как вы, творцы -
мне плевать на всякое искусство .
(В. Маяковский)

Поиск такой рифмы частенько приводит к необходимости совершенствования техники.

Сразу введу несколько терминов: если ударение лежит на последнем слоге строки, то это мужская рифма; на предпоследнем - женская ; на третьем от конца - дактилическая ; на четвёртом или пятом - гипердактилическая . Также иногда употребляют термин супергипердактилическая : когда ударение лежит на шестом и выше слоге от конца. Но это специфический случай, который практически не применяется в поэтической практике. Например: выкристаллизовавшиеся - выбаллотировавшиеся

Авторская рифма, как и многие другие разновидности хороших рифм относятся к группе так называемых акустических рифм - рифм, состоящих из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно - конечно , красавица - кудрявиться , ящик - оснастчик , рыться - злится , существо - ничего , снова - младого ...

К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мыш ь - рыж , слуг - стук , сы р - пи р, вот - комод , поп - лоб , локти - когти , ра д - ря д, нас - раз ...

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз .
Лучше жить в темноте.
(И. Бродский)

Субъективные акустические рифмы - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других. Ступа - рупор, ваши - фальши, они - раним, сласти - счастье, длинный - дивный... Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные - к приблизительным.

Гласные и согласные в рифме должны быть подобны (составлять видовые пары). То есть не так уже и важно, сходны ли окончания. Горадо важнее, какие буквы присутствуют в предшествующем окончанию слоге. Например, рифма «золотой - дорогой» плоха не только по той причине, что в ней зарифмованы одинаковые части речи в одной форме, но также из-за «несходности» букв «т» и «г». Ударный слог (тут «той», «гой») должен рифмоваться как можно точнее .

И душа, неустанно

Поспешая во тьму,

Промелькнёт над мостами

В петроградском дыму… (И.Бродский)

Ударные слоги («ста(н)» в первой и третьей строках, «му» во второй и четвёртой) совпадают идеально. А то, что стоит после ударного слога («но» и «ми») вовсе не рифмуется, но это и не важно. Итак: самое важное - зарифмовать ударный слог; то, что после него, нуждается в рифме гораздо меньше. Одной из разновидностей такой рифмы является, к примеру, корневая - когда ударным и, соответственно, рифмующимся является корень слова.

Наиболее грамотной из подобных рифм - и наиболее красивой - является предударная рифма.. Это наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Суда рыни - суда чите, поле гче - поле зный, пролета рий - пролета ли, коро бится - коро вушка, прися га - прися ду, воз ни - возь ми, голо ву - голо му...

Вот девочки - им хочется лю бви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с лю дьми.
(Б. Ахмадулина)

В поисках счастья, работы, гражда нства
странный обычай в России возник:
детям у нас надоело рожда ться,-
верят, что мы проживем и без них.
(Р. Рождественский)

Тем не менее, не стоит отказываться и от глубоких рифм - из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. Вода - провода , полей - тополей , бывать - забывать , пора - топора . Глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большое звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.

Но есть один момент, который нужно учитывать. Шипящая, присутствующая в конце слова, пусть и после ударного слога, требует другой шипящей в ответной рифме. Свистящая - требует свистящей. Почему шипящие и свистящие так требовательны? Потому что при декламации мы чаще всего глотаем послеударные слоги, и доударные порой. А вот шипящие и свистящие звучат резко, не глотаются и бросаются в глаза даже вне ударного слога. Потому надо особенно внимательно относиться к ним. К примеру,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет

Так, что сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет. (Н.Гумилёв)

Здесь в 1-3 строках рифма просто гениальна: деепричастие против существительного, причём они подобны, как братья-близнецы. И хотя ударный слог «ру», буква «ж» подчёркнута очень заметно. Во 2-4 строках наблюдается обратная картина. Неплохая, в общем, рифма (необыкновенно эффектная с точки зрения содержания) несколько подпорчена плохой сочетаемостью букв «л» и «ж». Впрочем, у Гумилёва частенько шикарные технические рифмы переплетаются с более слабыми, но более содержательными.

Наиболее сложным для рифмования такого рода является дактиль, потому что после последнего ударного слога есть ещё целых два безударных, которые тоже должны быть созвучными. Пример:

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший - сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью в мире мер?! (М.Цветаева)

В 1-3 строках здесь четырёхстопный дактиль с пропущенным одним слогом, и рифма не очень хороша с технической точки зрения, но весьма красива. Рифмующаяся часть - «пер - тер». Вот лучший пример:

Ни щита, ни забрала - пуховая красная мантия,

Постаревший король в ожиданье последней процессии…

А когда-то - он помнит - была в его жизни романтика:

Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами…

Во всех строфах присутствует идеальная рифма для такого слога, когда рифмуются не малые части, но почти что цельные слова.

Ещё один момент. К гласным предъявляются даже более строгие нормы, чем к согласным. Желательно, чтобы они и вовсе были одинаковыми, а не созвучными (то есть «а» - «я» - это нехороший вариант). И уж тем более нельзя оставлять в одной строке твёрдый звук, а в зарифмованной с ней - мягкий. Мягкий - всегда с мягким, твёрдый - с твёрдым.

Бьётся она искромётной мятущейся ночью,

Пляшет она, когда Солнце встаёт над кроватью.

Хочет покинуть смешной электронный приборчик,

Хочет разлиться по белой больничной палате.

Здесь мягкое «ть» аннигилирует разрушительное влияние несхожих гласных «ю» и «е». И - заметьте: слова «ночью» и «приборчик» не являются чёткой рифмой, но из-за наличия шипящей они созвучны до такой степени, что подобная рифма не только позволительна, но даже весьма эффектна. Настоятельно рекомендую пользоваться таким свойством шипящих, свистящих и мягкого знака (то есть мы обращаем на них внимание, не концентрируясь на нечёткости других рифм).

Кроме это, отмечу следующее. Старайтесь использовать, в основном, не точные рифмы (паук - звук), а неточные. Наиболее красивой и уютной разновидностью неточной рифмы является надстроечная (усечённая, добавленная ) (рассказ - тоска), где после точно рифмующегося слога в одной половинке рифмы нет ничего (оканчивается на гласную), а в другой присутствуют ещё согласные (одна или две, редко три). Йотированная рифма - наиболее распространённый вариант усечённых рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» (j - йот). Поле - волей , этой - лето , бури - фурий , почила - могилой , оковы - новый , думы - угрюмый , волны - полный , нашей - чаше ...

Мы растём, развёртывая плечи ,
Завоёвываем воздух, радио, кино ;
Но - сквозь новый облик человечий
Просквозит внезапно век иной .
(Н.Асеев)

Также красиво выглядят неравносложные рифмы (как у Маяковского: врезываясь - трезвость) и, конечно, ассонансные рифмы. Это те самые, о которых я уже писал, где чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним - максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Я ехал на верхней полке, сопел-грустил об ушедшем счастье,

Практически не держали меня ни ноги, ни тормоза,

Когда, будто взрыв гранаты, возник за окном белоснежный ястреб

Где-то неподалёку от маленькой станции Амазар. (О.Медведев)

В этом примере замечательная усечённая рифма в 2-4 строках и шикарное просто созвучие в 1-3. Такое созвучие называется дружественной рифмой. К такому надо стремиться.

К замечательным разновидностям рифмы я отношу также следующие виды, настоятельно рекомендуя их применять.

Рифма с вклинением - рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. противоположность рифме с выпадением: медь - се льдь , брег - поверг , год - ло рд , литр ы - фи льтр ы, вас - ва льс , клетк а - студе нтк а, радугой - игра ть дугой ...

Скажите ж, коль пространен свет ?
И что малейших дале звезд ?
(М. Ломоносов)

Рифма с выпадением - противоположность рифме с вклинением.
зо нтика - экзотика , го ре - двое , отвёр тка - уборка, пу сть - путь

Уж сколько их упало в эту без дну ,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли. (М. Цветаева)

Рифма с чередованием (перестановкой) - рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. ксерокс - вереск , рифм а - нимф а, юрт а - утр о, алиби - грабили , карла - крала , прут - труп , схема - смеха , пёстр ый - разношёрст ый, прискорбн о - подробн о… Единственное, что отмечу: этот случай лучше использовать в рифмах 1-3 строк катрена, то есть не в тех, на которые делается основной упор в стихотворении, так как они являются довольно-таки приблизительными.

Немалая часть слов русского языка имеет предрасположенность к двоякой рифме: это позволяет рифмовать их с разными словами, которые, в свою очередь, между собой никак не рифмуются. Двоякая рифма - разновидность надстроечных (усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).

1. Табор - рапорт . В данной рифме «т» может скрадываться.

2. Запад - рапор т . В данной рифме «р» выпадает.

Верес - ксерокс , скатерть - богоматерь , крест - реестр , мылить - милость , смелость - пелось

Русской женщины тихая прелес ть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелис ь
Чужеземная мода и ложь.
(И. Уткин)

Интересной и хорошей разновидностью рифмы является абсолютная рифма - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом).
Сло г - слё г, завя ленный - зава ленный, обро к- обрё к, мы ло - ми ло, блу за - блю за, то мный - тё мный, забы ть - заби ть, ло жа - лё жа, ме тр - мэ тр, гро зы - грё зы, минё р - мино р, пото мки - потё мки, просты л - прости л, то мен - тё мен, слы ть - сли ть, вы селится - ви селица, кло н - клё н..

Чернилами я не марал бы пальцы ,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица на пяльцы ,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)

Плохие рифмы

Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются тут и там в работах современных поэтов, практически всё время приходится зажимать руками уши, чтобы не слышать подобных опусов. На различных фестивалях порой до абсурда доходит уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения, а между тем, рифмы там примитивны до крайности. Я условно делю плохие рифмы на несколько категорий:

Созвучия , или неверные рифмы . Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде - уже», «тебя - меня» - это просто плохие, неверные рифмы, точнее, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка - таракан»), но это не является рифмой . Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной «везде - уже» и «тебя - меня», можно отметить ещё «балконе - голубое», «дорога - книга» и так далее. Подобные ошибки встречаются, в основном, в стихотворениях совсем молодых поэтов или поэтов бесталанных, лишённых чувства рифмы.

Однокоренные рифмы . КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал кинчевское «столетий - тысячелетий». Также часто бывает «ботинки - полуботинки», а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне «площадь - жилплощадь» (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма ) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная : например, «пришёл - подошёл» или «зарубил - порубил». Такие рифмы примитивны даже по двум причинам. Вторая рассмотрена ниже.

К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы - когда слово рифмуется само с собой. Многие замечательные поэты использовали в своём творчестве этот приём, но он давно устарел и ныне считается просто примитивным. Канонический пример:

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин)

К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше «ботинки - полуботинки», а также «люби - возлюби», «нас - вас».

Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (илиредиф) . Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, - не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

Вдруг на Мишку, вот напасть ,

Пчёлы вздумали напасть . (Я. Козловский)

При этом напасть-1 и напасть-2 тут - вовсе разные части речи.

Бедные рифмы - недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс .

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена .

Умру ли я, ты над могилою

Гори, гори, моя звезда ! (В.Чуевский)

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на «ать»: летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать... ; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на «ание» (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

Однородные рифмы - разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал - забодал» или «проскочил - обличил». Или инфинитивы: «хотеть - свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам прилагательное - прилагательное (к примеру, «смешной - смурной»). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.

Графические рифмы - рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого - немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно - нарочно (очно-ошно), вечно - конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый).

Банальные (заезженные) рифмы . Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь - любовь - кровь (канонический пример). Ночь - дочь - прочь. Тебя - любя. Трудный - чудный. Радость - младость. Вечер - встреча - свечи. Слёзы - морозы - грёзы - розы. Борьба - судьба. Век - человек. Чувство - искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

Отмечу, что плохих и слабых рифм бесчисленное множество. Гораздо проще запомнить, какие рифмы следует употреблять, и пользоваться в стихосложении именно ими.

Тем более, моей целью является, конечно, не демонстрация плохого, а демонстрация хорошего. Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения.

Я рифмую уже более двадцати лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за столь продолжительное время и медведь бы научился слагать рифмы. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует – читайте дальше, если нет – извините….
Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.
Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу – вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:
1. Муза. Привлекательное существо, соответствующее вашей половой ориентации, которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет – желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно (в т.ч. для окружающих).
2. Учитель (пример для подражания, чаще духовный) – любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.
3. Побудительный мотив (то, что «достаёт») – событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.
4. Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:

1) АБАБ (её я применяю чаще всего – она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:

Писать стихи по принуждЕНЬЮ –
Кошмарнее задачи нЕТ:
И не приходит вдохновЕНЬЕ,
И не слагается сюжЕТ…

2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:

К чему мне быть поэТОМ?
Нелёгкий это ТРУД;
А скажешь, что не наДО –
Так в порошок соТРУТ….

3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» – каждое двустишие как бы завершается). Пример:

Да, я могу, чего скрывАТЬ,
Слова и буквы рифмовАТЬ,
Но у меня такое чувСТВО,
Что это не предмет искусСТВА…

4) АББА – эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:

Супруга графа де ля ФЕР
Любила в рот засунуть … палЕЦ.
Шокирован был граф-красавЕЦ
При виде сих дурных манЕР.

А вот форму АААА я не употребляю никогда – не люблю тавтологии.

Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное – это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет только один читатель – он сам.

О содержании.
В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных – не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, а в финале – мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.
В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.
Писать надо только правду – вы же не будете врать самому себе?
При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.
Если вы можете не писать – не пишите.
Если вы не получаете удовольствия от рифмования – не пишите.
Как только вы чувствуете, что вам надоело писать – немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.
Если вам будет неинтересно писать – читателю будет неинтересно читать.
Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).
В написании стихов весьма помогает чувство юмора.

Очень важна запевка – мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.

Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас. Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь определённый объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.

Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом.

Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива – карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма – запишите её. Некоторые рифмуют ночью – приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».

Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?

Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.

Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.

А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много – это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….

К чему мне быть поэтом?
Писать стихи
Поэтам-профессионалам
ПОЭТ И МУЗА
Сижу с блокнотом
В поэме главное
Покаяние
НЕ ТОТ ПИИТ
УВЫ
ДА, Я МОГУ
МУЗА
Поэт в России
Уход поэта
Меморандум
Талант и гений
Поэтов жёнам посвящается
Понять человека
Ходил на дачу я Раневских
Зона поэзии
Имею я обыкновенье
Всем эта Ялта хороша
Писал стихи в тени оливы
Творить миры
Здесь приходит муза
Награда от Вселенной
Мысли и пальцы
ПОЭТ БЕЗ МУЗЫ
Желание музы
Неперловые стихи
Мой новый стих
Когда поэту столько лет
Поэзия и греки
И скажут мне
Стихи пишите по утрам
Творец
Почить на лаврах
Но лучше б не было его
Стих написать - тут надо полчаса
Была бы только муза
Признание
Амфибрахий
Я тот момент люблю сильней всего
Войти в Природой в унисон
Поэт и народ
Об одном поэте
Как я писал "Охальный цикл"
Я КАК ПИИТ
О тех стихах, что пишут для себя
Баллада про обыкновенного пиита
Хотя веселье, как и вы, люблю
Я двадцать лет уже рифмую
Дар МУЗЫ красота
Зачем?
Бюст на Родине
В своих стихах я
Стихи рождаются в движенье
ТРИ МУЗЫ
Как хорошо, что музы наши
Ты стих неоднократно перечти

Инструкция

В точной рифме используется пара слов, последние слоги которых строго созвучны: враг-мрак, люк-трюк и т.д. эта рифма является самой распространенной и часто служит критерием оценки мастерства поэта.

Приблизительная рифма базируется на сходстве слогов, но допускает большую свободу выбора слов: слоги-токи, -разбита. Допускается одновременное использование звонких и глухих согласных, а также согласных одного ряда (к-х-г). Иногда начинающие поэты злоупотребляют этим видом рифмы, что придает творению небрежность.

В разные эпохи рифмы выглядели по-разному. Так, в пушкинское время преобладали точные рифмы.


Выделяется несколько классификаций типов рифм.

Классификация по совпадению и несовпадению морфем

Переход к приблизительной рифме произошел в середине XIX в.


3. Неточная рифма допускает 2 варианта своего существования. При первом совпадают ударные фонемы, больше ничего не совпадает. Пример: танцы - шляться.


Во втором случае различаются ударные гласные, а все остальные звуки совпадают. Пример: книжный - ложный.

Классификация по месту ударения

1. Мужская рифма имеет на последнем от конца слоге. Примеры: сказал - упал; в холмах - впотьмах.


2. Женская рифма имеет ударение на предпоследнем слоге. Пример: белка - стрелка.


3. При дактилической рифме ударение падает на третий от конца слог. Пример: пригвожденная - завороженная.


4. Гипердактилическая - самый редкий тип рифмы с ударением на слоге, который расположен на 3 слога дальше от конца. Пример: неряшливая - покашливая.

Классификация по совпадению предударных фонем

В XX в. наблюдается тенденция смещения рифмы влево, т.е. вглубь слова или строки.


1. Если совпадают предударные фонемы, то рифма называется строгая. Пример: строг - острог.


2. Если совпадения в предыдущих фонемах нет, то рифма бедная. Пример: любовь - морковь.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...