Грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамматического значения. Виды и особенности грамматических форм

Все слова в русском языке так или иначе подчиняются правилам и понятиям, связанным с ним. Одним из таких понятий является грамматическая форма. Каждый из нас, приступая к изучению русского языка, обязательно сталкивается с рассматриваемым правилом.

Для грамматической характерно наличие нескольких определений. В частности, определение бывает широкого смысла или более узкого. Рассматривая понятие в узком смысле, можно утверждать, что грамматическая форма - это обозначение словоформы или особого состояния слова, его формы. А в то же время, в более широком смысле, форма слова в русском языке - лексически тождественное состояние одинаковых выражений.

Словоформы могут отличаться по грамматическим значениям (машина - машину, бабушка - бабушкой и т. п.). Однако их не считают отдельными лексемами (новыми словами). А наоборот. Считается, что они образуют одну из парадигм великого и могучего, суть которой заключается в том, что приведенные примеры - словоформы одной лексемы. Формальное единство лексемы заключается в единстве словоизменительной основы ее словоформ. Хотя на практике можно столкнуться с исключениями в виде фонетических и морфологических «дублетов» (галоша - калоша, прочитать - прочесть). Но здесь важно запомнить, что лексические и грамматические значения не существуют в отдельности, а постоянно взаимодействуют.

Парадигма

Парадигма - это система, отражающая видоизменение того же самого слова под влиянием грамматических категорий. Есть четыре основный разновидности парадигмы:

  • морфологическая с неизменной частью, которая называется корнем;
  • лексическая (омонимы, синонимы, антонимы и так далее);
  • словообразовательная - система образования слов от одной основы;
  • синтаксическая - группа различных по структуре конструкций, выражающих новые синтаксические значения.

Инструменты языка

А еще грамматическая форма - это разновидность инструментов языка, благодаря которым строится значение слов. Инструментарии, рассматривая в качестве смыслового носителя, можно выразить при помощи специальных форм: суффиксов, аффиксов, окончаний, ударения, префиксов.

Таким образом можно обозначить род, падеж и число имен существительных, прилагательных, причастий и местоимений. Суффиксы же, в свою очередь, призваны отразить форму глагола в прошедшем времени, форму причастий и деепричастий. Ударение показывает род, число имен существительных, формы видов глагола. Предлоги нужны для обозначения падежей имен существительных, числительных и местоимений.

Вариативность

Если говорить о грамматической форме в узком смысле, то в данном случае речь вообще идет о вариативности слов. Под этим в русском языке принято понимать различия в измененных словах, но лишь в деталях (окончаниях, отдельных словах и т. п.). Например, чая - чаю, если бы - только бы. Либо слова дублируют друг друга семантически: торты - торты (разное ударение), бухгалтеры - бухгалтера, в цеху - в цехе.

Единицы речи

Если объединить понятия, то грамматическая форма - это объединение грамматического значения со средствами его выражения. Грамматическая форма способна отразить сразу несколько значений.

Как из кирпичиков строится дом, так и из слов образуется речь. Они имеют собственную фонетическую структуру и грамматическое значение. Иногда они произносятся одинаково, но имеют совершенно разный смысл.

Грамматическое значение слова - это присущее всем словам усредненные понятия, не относящиеся к конкретным лексическим значениям этих слов. То есть, это абстрактное, обобщенное понимание слов.

Грамматическая форма - это, как уже было отмечено немного выше, понятие широкое и объемное. Категориальное различие слова может изменяться по падежам. Например, Мадагаскар, Мадагаскаром, Мадагаскара. В следующем случае рассматривается изменение по категории времени. Например, идем, пойдем, пойду. Далее речь идет об изменении по категории лица. К примеру, распускался, распускалось, распускалась. Также в русском языке допустимы изменения грамматической формы слова по категории наклонения. Например, работал, работай, работал бы.

Грамматическое значение слов имеет различную степень абстрагирования. Так, имена существительные могут иметь отличия по падежам. Однако и здесь присутствуют исключения, так как не любое имя существительное может изменять форму по родам. Например, можно сказать альтруист - альтруистка, альпинист - альпинистка, учитель - учительница, актер - актриса. Но слова режиссер, профессор, дирижер, музыкант имеют всегда единственный (мужской) род. При этом падежное склонение рассматриваемые исключения имеют, как и все остальные слова.

Грамматическое содержание

Грамматическая форма - это свойственное только этому слову строго определенное грамматическое содержание. Что понимается под этим? Например, слово «восстанавливал» обозначает глагол в прошедшем виде, действие в отношении существительного Смысл слова передается языковыми инструментами. Чтобы написать словоформу «подоконником» в творительном падеже единственного числа, надо использовать окончание -ом.

единственного числа настоящего времени «крашу», преобразуется при помощи окончания -у. Еще пример: глагол «рисковать» с окончанием -ать, указывает на глагол несовершенного вида, а существительное «машина» с помощью окончания -а указывает на то, что это слово непременно женского рода, и имеет единственное число.

Слова, обозначающие действия

Грамматическая форма глагола в русском языке характеризуется шестью категориями: залога, наклонения, числа, времени, лица, рода. Помимо этого, в языке применяется три вида наклонения глаголов:

  • повелительное (ешь, иди, бросай), то есть это волеизъявление;
  • изъявительное, совершаемое деяние в текущем времени, допустимое, как в настоящем, так и в планируемом (Мы ремонтируем. Он придет завтра. Журналисты никого не нашли);
  • сослагательное обозначает желаемое действие, которое вполне возможно и допустимо (Вот бы она позвонила. Мог бы остаться дома. Хотелось бы поверить).

Обозначение имеют лишь глаголы в прошедшем времени. Здесь грамматической формой слова, к примеру, выступают строго определенные окончания. Для мужского рода оно отсутствует. Для женского -а, и для среднего рода - -о. К примеру, бежал, бежала, бежало.

Основа основ

Основой грамматических форм считаются языковые знаки, необходимые для того, чтобы обозначить грамматическое значение слова. Грамматические формы подразделяют на словообразовательные и словоизменительные. Формы бывают лексические и грамматические. Но ни в коем случае нельзя путать родственные слова с грамматическими формами слов. Это разные вещи.

Родственные слова объединены общим корнем, но все же это разные слова! Дом, домашний, бездомный, домовитый. Если говорить о правильной грамматической форме слова «дом», то это будет, к примеру, дома, домом, у дома, домов.

Формы со сложностью

Грамматические формы различаются на сложные и простые. Как правило, грамматические формы создаются с помощью языковых знаков - аффиксов, окончаний. Либо представляют собой устойчивые в определенных вариантах повторяющиеся языковые инструменты. Например, уменьшительно-ласкательная форма обозначается с помощью суффиксов -ок, -ек, -очек. К примеру, горшочек, сынок, внучек, цветочек.

Создание и преобразование слов - сложный и многосложный процесс. Парадигмы некоторых слов считаются сложными. Такие грамматические формы, как при изучении языка, так и на практике, встречаются довольно часто. К примеру, падежная парадигма существительного - это симбиоз падежных словоформ единственного и множественного числа. Полная парадигма состоит не менее, чем из пяти частных парадигм.

Пишется по-другому, чем слышится

Стоит знать некоторые особенности грамматических форм. Буква «г» звучит как «в» в окончаниях родительного падежа мужского и среднего рода прилагательных и местоимений. Например, моего, пряного, сильного, быстрого. Или - итого, сегодня. В обычном разговоре некоторые числительные произносятся также иначе, чем пишутся. Например, тысяча (тыща), шестьдесят (шейсят), пятьдесят (пейсят).

Существуют также особые формы слов, начинающихся с дву-, двуг- или двух-. Надо запомнить, как правильно писать: двухголовый, двурогий, двустишье, двухгодовалый, двухтомник, двугорбый, двухтомник, двурукий, двугривенник. Стоит также запомнить правильность произношения таких слов как уплаченный, оплаченный, заплаченный. А не уплОченный, заплОченный, оплОченный.

Разные формы

В русском языке представлены следующие виды грамматических форм:

  • Синтаксические. Синтаксическая словоформа образовалась еще в древности. Для нее характерны не один, а несколько способов словообразования с учетом большого разнообразия звучания и написания слов. Часто синтетические формы слов используются в художественном стиле, так как считаются более поэтичными, с ярким образом. Меньше всего используются в научном языке. Иногда, преобразовываясь по всем правилам русского языка, слова синтаксической формы приобретают неблагозвучное или труднопроизносимое состояние, либо получаются чрезмерно
  • Морфологические. Они в свою очередь подразделяются на лексико-грамматические и словоизменительные формы.

Особенности грамматических категорий напрямую зависят от того, к какой части речи они относятся. Так, например, числительным свойственно только изменение по падежам. Сравнительную степень имеют имена прилагательные, наречия и слова, означающие состояния. Глаголам присущи практически все категории. Местоимениям - исключительно род, число и падеж.

Обобщение

По правилам нашего достаточно сложного языка, грамматическая структура речи основывается, в первую очередь, на определенных законах и правилах образования и преобразования слов. Чтобы знать эти правила, необходимо изучать морфологию, то есть все, что имеет отношение к парадигматике слов, знать абстрактные значения слов. Ведь слово - это основная единица грамматики. Оно объединяет звуковую составляющую, лексическое значение и формальные грамматические специфики. А грамматическая форма - не что иное, как языковой знак, который сочетает материальную сторону и абстрактный смысл. А смысловой формой выступает грамматическое значение.

Вопрос № 6

Даны слова и таблицы, отражающие морфемный состав некоторых из этих слов:

авиастроительство, автобусный, автовокзальный, коферазвесочный, отвердение, переформирование, твердослойность, уравновешение, чаеформовочный

приставка

окончание

соединительная

окончание

окончание

соединительная

окончание

приставка

окончание

приставка

окончание

З а д ан и е.

1. Найдите слово, морфемный состав которого показан в каждой из таблиц (соответствует схеме). Помните о нулевых морфемах. Они тоже обозначаются в схемах как отдельные единицы.

2. Выпишите отдельно не подходящие ни к одной таблице слова и укажите их морфемный состав.

3. Придумайте слово, соответствующее следующей схеме морфемного состава:

приставка

приставка

приставка

окончание

1) о-тверд-е-ниj-е

2) чаj-е-форм-ов-оч-н-ый

3) авиа-строи-тель-ств-о

4) тверд-о-слой-н-ость-Ø

5) пере-форм-ирова-ниj-е

6) кофе-раз-вес-оч-н-ый

2. Не подходят: а) автобус-н-ый, б) авто-вокзаль-н-ый, в) луговод-ств-о, г) у-равн-

о-веш-ениj-е

окончание

окончание

окончание

(соед.гласная)

приставка

окончание

(соед.гласная)

не-со-раз-мер-н-ост-(ь)

приставка

приставка

приставка

окончание

О ц ен ка.

1. = 6 баллов (по 1 баллу за слово),

2. = 4 балла (по 1 баллу за слово),

3. = 1 балл

Итого: 11 баллов

Вопрос № 7

микроб, сироп, циклоп и как они проявляются?

Эти слова различаются между собой с точки зрения категории одушевлённости/неодушевлённости. Как известно, одушевлёнными словами в русском языке называются те, у которых форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч. Как известно, одушевлёнными словами в русском языке называются те, у которых форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч. (а для слов м.р. II скл. – и В.п. и Р.п. ед.ч.). Если мы поставим эти три слова в названные формы, то увидим, что слово циклоп будет вести себя строго как одушевлённое(вижу циклопов (циклопа) = нет циклопов (циклопа)) , словосироп - как неодушевлённое(выпили сиропы (сироп) = сладкие сиропы (сладкий сироп)) ,

тогда как слово микроб будет колебаться между двумя вариантами (в разговорной речи возможны формы иубить микробы (микроба) иубить микробов (микроба)) . Можно

сказать, что значение одушевлённости/неодушевлённости у последнего слова неустойчиво.

О ц ен ка.

По 1 баллу за слово, до 4 баллов за подробное объяснение, 1 балл за указание, что у слов II скл. м.р. одушевленность проявляется как в формах мн.ч., так и ед.ч.

Итого: до 8 баллов.

Вопрос № 8

К одному или разным видам по строению основы относятся предложения в каждом из рядов?

1. А. В доме напротив зажгли огни. Б. У нас не курят. В. Сидят, молчат и курят.

2. А. Откуда приехал? Б. Мама мыла раму. В. Что-то меня волнует.

3. А. Ты куда? Б. Мы в лес. В. На дворе трава.

1. А. Односоставное неопределенно-личное. Б. Односоставное обобщенно-личное. В. Двусоставное неполное, так как подразумевается действие определенных, но не названных субъектов. В данном ряду разные структурные типы.

2. В данном ряду один структурный тип – это двусоставные предложения. В (А) опущено подлежащее.

3. А и Б – эллиптические предложения, в которых допускается наличие сказуемого

глагола движения, однако при его отсутствии невозможно точно сказать, какой именно глагол там может быть. В – односоставное номинативное (назывное) предложение. В данном ряду разные структурные типы.

О ц ен ка.

По 3 балла за каждый ряд. Итого 9 баллов.

Вопрос № 9

Один из мемуаристов так пародировал ранние писательские опыты Сергея Довлатова:

Прошлой зимой, будучи холодно и не располагая вигоневых кальсон и ушанки, я отморозил пальцы ног и уши головы

Выпишите «ошибки начинающего писателя», которые отметил мемуарист, и дайте их объяснение.

1. будучи холодно – неверное образование и употребление деепричастного оборота.

2. будучи и не располагая - употребление в сочиненном ряду деепричастий, не относящихся к одному существительному со значением субъекта действия.

3. отморозил пальцы ног (из-за отсутствия кальсон и ушанки?) – нарушение логики повествования.

4. уши головы – лексическая избыточность.

5. не располагая кальсон и ушанки – нарушение глагольного управления (Р.п. вместо Тв.п.).

О ц ен ка.

по 2 балла за указание на ошибку и её пояснение. Если есть указание на ошибку, а пояснение отсутствует, начислять 0,5 балла.

Итого: 10 баллов.

Вопрос № 10

И ñе ïðииäоøа ñтðаíüíиöи âú гðаäú тú; âиäýâú ÿ, ¹íоøа ðаäú áûâú теêú ïоêëоíи ñÿ иìú илюбьзно цэлова ÿ и âúïðоñи ÿ, отúê¹ä¹ ñ¹тü и êаìо иä¹тü.

Во п р о сы.

1. Какое значение имеет в данном контексте наречие любезьно ?

2. целовати ?

3. Какой частью речи является слово радъ ? Назовите его грамматические признаки.

И вот в тот город пришли странники; увидев их, обрадовавшись, юноша, побежав, поклонился им, с любовью приветствовал их и спросил их, откуда они и куда идут.

1. Наречие любезьно образовано от корнялюб, того же, что и в словахлюбовь, любовный, любить; поэтому в данном случае это слово значит «с любовью». В современном русском языке значение слова изменилось и значит «предупредительно, обходительно, учтиво».

2. Глагол целовати имеет кореньцел; целый – это не имеющий изъяна, по отношению к человеку – здоровый;целовать значит желать целостности, здоровья; приветствовать. Действие, обозначаемое сейчас глаголомцеловать, обычно в древнерусском языке обозначалось глаголомлобызать (лобзать) .

3. Слово радъ – это краткое прилагательное мужского рода единственного числа, именительного падежа, входит в причастный оборотрадъ бывъ, то есть «будучи рад» = «обрадовавшись».

О ц ен ка.

За перевод – максимум 4 балла (за ошибки баллы вычитаются), за ответ на 1 вопрос

– 2 балла, на 2 вопрос – 2 балла, на 3 вопрос – 2 балла. Итого: максимум 10 баллов.

Задания для проведения Олимпиады в 11 классе

Вопрос № 1

Приведите словарную запись следующих двух последовательностей артикуляций, описанных известным лингвистом академиком Л.В.Щербой:

1) Кончик языка смыкается с верхней губой, затем за затвором накопляется воздух

и в момент взрыва выносится усиленной струей… Всё это, конечно, имеет некоторый тембр, который ввиду небольшого отверстия, необходимого для получения сосредоточенной струи воздуха, может отдаленно напоминать гласный.

2) Начинается он с переднеязычного глухого затвора, одновременно с губным (затворы эти необходимы, очевидно, для накопления воздуха: раскатистые звуки требуют много воздуха) и без взрыва разрешается губным звонким дрожащим согласным. Все это, конечно, получает ту или другую тембровую окраску, которая, естественно, может иметь отдаленно губной характер.

Какое из этих «слов», по мнению Л.В.Щербы, часто произносит швея? Люди какой профессии часто произносили второе слово?

1. Тьфу – 4 балла

2. Тпру – 4 балла

3. Швея часто произносит первое слово – 1 балл

4. Второе слово мог произносить извозчик, кучер, ямщик и т.п. – 1 балл. Итого: 10 баллов.

Вопрос № 2

В некоторых (западных) диалектах русского языка в формах именительного падежа личного местоимения третьего лица перед начальным о произносится согласный [j] ([й]):

йон, йона, йоны.

Какой еще согласный может появляться перед начальным о в русском языке и почему? Почему в личных местоимениях прибавляется [j]?

В русском языке, как и в большинстве других языков, существует тенденция избегать неприкрытых слогов (то есть, слогов, начинающихся с гласного). Обычно перед начальным о в русском языке прибавляется согласный [в], наиболее близкий ему по звучанию и артикуляции (например,восемь, вотчина ). Прибавление [j] в формах им.п. личных местоимениях имеет другую природу: этот согласный обобщается как показатель основы местоимения, так как в косвенных падежах (его, её, ему, ей и др.) местоимение начинается со звука [j].

О ц ен ка.

- за тенденцию к прикрытым слогам – 2 балла,

За [в] – 2 балла,

- за артикуляционную близость [в] и [о] – 2 балла,

- за обобщение согласного основы – 5 баллов. Итого: 11 баллов

Вопрос № 3

Запишите предложение, раскрывая скобки. Сформулируйте орфографические правила, которыми вы при этом руководствовались.

(П,п)уэрто(-)(Р,р)иканцы, жители острова (П,п)уэрто(-)(Р,р)ико, верны (П,п)уэрто(-)(Р,р)иканским обычаям.

Название острова Пуэрто-Рико пишется через дефис, как и все сложные географические названия, каждая из частей при этом должна записываться с прописной буквы. Существительноепуэрториканцы , образованное от сложного географического названия и обозначающее название жителей, пишется слитно и со строчной буквы, однако в данном предложении оно записано с прописной, так как стоит в начале предложения. Прилагательное пуэрто-риканский , образованное от сложного существительного, пишущегося через дефис, также сохраняет в написании дефис. Оно записывается со строчных букв, так как является относительным, а не притяжательным прилагательным.

О ц ен ка.

3 балла за правильное написание, по 1 баллу за каждый пункт правила. Итого: максимум 9 баллов.

Вопрос № 4

Какое значение, отличающееся от современного, выявляется у слова упражняться в приведенном контексте? Обоснуйте свой ответ.

Въ понедельникъ по антипасх& мниси (=монахи) упражняються.

Глагол упражняться в современном русском языке означает ‘заниматься чемлибо’. В древности этот глагол мог означать ‘освобождаться, отдыхать, быть свободным’. Сделать вывод мы можем на основании сопоставления с исторически родственными словамипраздник, порожний, упразднить .

О ц ен ка.

1 балл – за определение современного значения слова упражняться , 4 балла за определение древнего значения, 3 балла за объяснение на основании привлечения родственных слов.

Итого: 8 баллов.

Вопрос № 5

Даны словосочетания:

Пропущенный матч ипропущенная через фильтр вода.

1. Чем отличаются значения прилагательного (причастия), представленные в данной паре примеров?

2. Как эти значения соотносятся со значениями производящего глагола?

1. пропущенный матч ‘не состоявшийся, не прошедший или, точнее, «прошедший мимо»’;пропущенная через фильтр вода ‘измененная, прошедшая через некоторое устройство’.

2. Эти значения причастий (иногда переходящих в прилагательные) образованы от различных значений глагола пропустить .

ПРОПУСТИ́ТЬ , -пущу, -пу стишь;прич. страд. прош.

пропу щенный, -щен,

А, -о; сов., перех.(несов.

пропускать).

6. Дать пройти чему-л., не воспользоваться чем-л.; упустить.

пропущенный матч

Егор пропустил несколько трамваев и наконец кое-как

устроился на подножке. Рыленков, У разоренного гнезда.

8. Заставить что-л., дать возможность чему-л. пройти,

пропущенная

проникнуть через что-л., куда-л. Пропустить мясо через

фильтр вода

мясорубку.

О ц ен ка.

1. За правильное указание значений причастий (иногда переходящих в прилагательные): 1 балл (пропущенный матч ) и 1 балл (пропущенная вода ),

2. За указание, что эти значения образованы от разных значений глагола и сохраняют их отличительные особенности – 2 балла, за правильное указание двух значений глагола – по 2 балла (то есть максимум - 4).

Итого: 8 баллов

Вопрос № 6

В «Смоленском областном словаре» имеются примеры уменьшительных производных от общерусских слов: «Никогеничко – уменьшительное отникто .

Никогеничко не пришол, никогусенька не было» (Добровольский 1914: 487).

Во п р о сы:

1. Объясните, от какой основы и при помощи какого суффикса образованы формы

никогеничко и никогусенька.

Формы никогеничкои

никогусенька

образованы

от усеченной

родительного падежа никог-о .

(-ен <е>чк- и

усеньк-),

Обе формы образованы при помощи

суффиксов

имеющих только значение уменьшительности, так что при их понимании не возникает трудностей и колебаний. 1-й суффикс характерен для наречий (маленечко, хорошенечко, легонечко ). 2-й суффикс характерен как для прилагательных (малюсенький, такусенький,

холоднюсенький ), так и для наречий (коротюсенько, тонюсенько ). Так что трудно точно

судить об изменяемости никогеничко , производного от местоимения ‘никто’, а также о

других падежных формах для никогусенька .

2. В чем необычность таких образований?

2а. Нестандартность основы: строго говоря, основой ни-к-ого, ни-к-ому, ни-к-ем является ни-к- .

2б. Образования от усеченной формы родительного падежа никог-о возможны потому, что они подменяют эту форму в тех случаях, когда часто употребляется

родительный отрицания (никогусенька не было ). Однако в первом примере

уменьшительное (никогеничко не пришол ) подменяет именительный падежникто .

2в. Это уменьшительные формы. Их необычность состоит в том, что они произведены от местоимений.

2г. Судя по приведенным в словаре примерам употребления этих слов, мы не можем сказать, склоняются ли эти уменьшительные свободно, или же употребляются только в одной падежной форме. У нас слишком мало данных для этого. По двум примерам точнее сказать невозможно.

О ц ен ка.

1а. образованы от усеченной формы родительного падежа никог-о - 1 балла,

1б. правильное выделение суффиксов -ен <е>чк- - 1 балл иусеньк- –1 балл,

Указание, что 1-й суффикс характерен для наречий (1 балл), 2-й суффикс характерен как для прилагательных, так и для наречий (1 балл),

- значение уменьшительности – 1 балл.

Приведение примеров, доказывающих выделение суффиксов: по 1 баллу на каждый суффикс (всего 2 балла).

2. Необычность:

2а. Нестандартная основа, тогда как основа должна быть ни-к- - 1 балл, 2б. В первом примере уменьшительная форма подменяет именительный падеж - 1

2в. Это уменьшительные от местоимений - 1 балл.

2г. Трудно судить об изменяемости, мало контекстов - 1 балл, Итого: 12 баллов

Вопрос № 7

Каковы грамматические различия слов бактерии, прерии, фурии и как они проявляются?

Эти слова различаются между собой с точки зрения категории одушевлённости/неодушевлённости. Как известно, одушевлёнными словами в русском языке называются те, у которых форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч. (а для слов м.р. II скл. – и В.п. и Р.п. ед.ч.). Если мы поставим эти три слова в названные формы, то увидим, что слово фурии будет вести себя строго как одушевлённое (вижу фурий = нет фурий ), словопрерии - как неодушевлённое (вышли в прерии = широкие прерии ), тогда как словобактерии будет колебаться между двумя вариантами (в разговорной речи возможны формы иубить бактерии иубить бактерий ). Можно сказать, что значение одушевлённости/неодушевлённости у последнего слова неустойчиво.

О ц ен ка.

По 1 баллу за слово, до 4 баллов за подробное объяснение, 1 балл за указание, что в данном случае одушевленность проявляет себя грамматически только в формах мн.ч.

Итого: до 8 баллов.

Вопрос № 8

Отличаются ли грамматическими свойствами прилагательные августейший ,

густейший, святейший?

Прилагательные густой исвятой имеют все степени сравнения, однако форма сравнительной степени– святее – имеет ограниченное употребление(святее папы

Римского), а прилагательноеавгустейший не имеет форм степеней сравнения. Оно употребляется только в титулованиях монархов и является калькой латинскогоaugustissimus -священнейший - титул римских императоров.

О ц ен ка.

За густой (есть все степени сравнения) – 1 балл.

За святой (есть все степени сравнения) – 1 балл, за указание на ограниченное употребление формы сравнительной степени:святее папы Римского – 2 балла.

За августейший (не имеет форм степеней сравнения) – 1 балл. За указание на связанное употребление (1 балл) и иноязычное происхождение (1 балл).

Итого: максимум 7 баллов.

Вопрос № 9

Разберите предложения по членам.

1. На столе лежала записка с просьбой сходить за кефиром и рубль.

2. Неподалеку торчали остатки маленькой старинной крепости с развалившейся башенкой, на обломках которой густо разросся низкорослый кудрявый кустарник.

3. Мама отпустила, только драться не велела.

1.На столе лежала записка с просьбой сходит ь за кефиром ирубль . [выделенные курсивом слова выполняют также функцию дополнения].

2. Неподалек у торчали остатки маленькой старинной крепости с развалившейся башенкой , на обломках которой густо разросся низкорослый кудрявый кустарник .

3. Мама отпустила , только драться не велела .

О ц ен ка.

1 предложение – 4 балла за верный разбор (за каждую ошибку лишается 1-ого балла); 2 предложение – 4 балла (за каждую ошибку лишается 1-ого балла); 3 предложение – 2 балла (за каждую ошибку лишается 1-ого балла).

Итого: максимум 10 баллов.

Вопрос № 10

Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему.

Та]е ïðиøеäúøи ìати ¬го ïо äâоþ äüíиþ отðýøи и[от столпа] и ïоäаñтü

¬м¹ ясти, ¬ще же гнэвъмь одьржима с¹щи, възложи на нозэ ¬го желэза, ти тако повелэ ¬м¹ ходити, áëþä¹ùи äа íеïаêû отúáýæитü отú íеÿ.

Во п р о сы.

1. Какое значение имеет в данном контексте глагол отрешити ?

2. Какое значение имеет в данном контексте глагол блюсти ?

3. Как вы думаете, существует ли этимологическая связь между словами пакы ‘снова, опять’ ипакость ‘вред’, или же это случайное звуковое совпадение?

Придя через два дня, его мать отвязала его и дала ему есть; но все еще будучи одержима гневом, она возложила на его ноги кандалы и приказала так ходить, опасаясь, что он снова убежит от нее.

1. Глагол отрешить буквально значит ‘отвязать’; сейчас слова с этим корнем употребляются лишь в переносных значениях:отрешить (от должности),решить (задачу),разрешить (пойти гулять) и т. д.

2. Глагол блюсти сейчас значит ‘охранять, беречь’; однокоренноенаблюдать значит ‘смотреть, чтобы сохранить, сберечь’, следовательно, есть опасность, что кто-то может украсть, испортить то, за чем ведётся наблюдение; поэтому в данном контексте это слово значит ‘опасаться’.

3. Да, такая связь есть: наречие пакы (паки ) значит ‘снова, опять’, то есть заключает в себе идею изменчивости, превратности; существительноепакость первоначально значило ‘превратность’, а затем сузило свое значение и стало обозначать изменение только к худшему, а также то, что влечет за собой изменение к худшему, то есть зло, вред, пакость.

О ц ен ка.

За перевод – максимум 5 балла (за ошибки баллы вычитаются), за ответ на 1 вопрос

2 балла, на 2 вопрос – 2 балла.

В 3 вопросе дается 3 балла, если есть подробное объяснение, если объяснение нет, а есть только утверждение о наличии связи – 0 баллов.

Итого: максимум 12 баллов.

10 КЛАСС Вопрос 1 У существительных женского рода I склонения для форм родительного, дательного и предложного падежей единственного числа есть только два окончания – -и (-ы) и -е. При отсутствии ударения эти окончания могут звучать совершенно одинаково, например: [из бани] (из бани), [в бани] (в бане). Тем не менее, приблизительно в половине случаев по форме существительного с безударным окончанием можно определить, какое именно окончание оно содержит: например, в формах [школи] [работи] окончание, несомненно, -е. Каким образом можно принять это решение? У каких именно существительных?




11 КЛАСС Вопрос 1 Прочитайте словарную запись следующих двух последовательностей артикуляций, описанных известным лингвистом академиком Л.В.Щербой: 1) Кончик языка смыкается с верхней губой, затем за затвором накопляется воздух и в момент взрыва выносится усиленной струей… Всё это, конечно, имеет некоторый тембр, который ввиду небольшого отверстия, необходимого для получения сосредоточенной струи воздуха, может отдаленно напоминать гласный. 2) Начинается он с переднеязычного глухого затвора, одновременно с губным (затворы эти необходимы, очевидно, для накопления воздуха: раскатистые звуки требуют много воздуха) и без взрыва разрешается губным звонким дрожащим согласным. Все это, конечно, получает ту или другую тембровую окраску, которая, естественно, может иметь отдаленно губной характер. Какое из этих «слов», по мнению Л.В.Щербы, часто произносит швея? Люди какой профессии часто произносили второе слово?




10 КЛАСС Вопрос 2 Какому орфографическому принципу подчиняется написание слов транскрипция (при транскрибировать), суффикс (при суффигированный)? Какие морфемы в современном русском языке наиболее часто имеют варианты под влиянием данного принципа? Приведите 3-4 примера слов с такими морфемами.




11 КЛАСС Вопрос 2 В некоторых (западных) диалектах русского языка в формах именительного падежа личного местоимения третьего лица перед начальным о произносится согласный [j] ([й]): йон, йона, йоны. Какой еще согласный может появляться перед начальным о в русском языке и почему? Почему в личных местоимениях прибавляется [j]?




10 КЛАСС Вопрос 3 Какое значение, отличающееся от современного, выявлялось в древности у глагола находить и образованного от него существительного находник, которое встречается в следующем контексте: По тhмь [русским] городомъ [были] находници (=находники) варязи (= варяги) (Повесть временных лет).
















10 КЛАСС Вопрос 5 В данном предложении объединяются два известных фразеологических выражения. Восстановите их первоначальный вид, значения, укажите их источники. Солдаты требовали, чтобы им показывали иностранные фильмы… даёшь Фербенкса и Мэри Пикфорд, и никаких других «гвоздей сезона!» (Г.Рыклин).








10 КЛАСС Вопрос 6 Даны слова и таблицы, отражающие морфемный состав некоторых из этих слов: авиастроительство, автобусный, автовокзальный, коферазвесочный, отвердение, переформирование, твердослойность, уравновешение, чаеформовочный 1)приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание 2) корень | соединительная гласная |корень | суффикс | суффикс | суффикс | окончание 3) корень | корень | суффикс | суффикс | окончание 4) корень | соединительная гласная | корень | суффикс | суффикс | окончание 5) приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание 6) корень | приставка | корень | суффикс | суффикс| окончание 1. Найдите слово, морфемный состав которого показан в каждой из таблиц (соответствует схеме). Помните о нулевых морфемах. Они тоже обозначаются в схемах как отдельные единицы. 2. Выпишите отдельно не подходящие ни к одной таблице слова и укажите их морфемный состав. 3. Придумайте слово, соответствующее следующей схеме морфемного состава: приставка | приставка | приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание




11 КЛАСС Вопрос 6 В «Смоленском областном словаре» имеются примеры уменьшительных производных от общерусских слов: «Никогеничко» – уменьшительное от никто. Никоге́ничко не пришол, никогу́сенька не ́ было» (Добровольский 1914: 487). 1. Объясните, от какой основы и при помощи какого суффикса образованы формы никоге́ничко и никогу́сенька. 2. В чем необычность таких образований?












10 КЛАСС Вопрос 8 К одному или разным видам по строению основы относятся предложения в каждом из рядов? 1. А. В доме напротив зажгли огни. Б. У нас не курят. В. Сидят, молчат и курят. 2. А. Откуда приехал? Б. Мама мыла раму. В. Что-то меня волнует. 3. А. Ты куда? Б. Мы в лес. В. На дворе трава.








10 КЛАСС Вопрос 9 Один из мемуаристов так пародировал ранние писательские опыты Сергея Довлатова: Прошлой зимой, будучи холодно и не располагая вигоневых кальсон и ушанки, я отморозил пальцы ног и уши головы. Выпишите «ошибки начинающего писателя», которые отметил мемуарист, и дайте их объяснение. 11 КЛАСС Вопрос 9 Разберите предложения по членам. 1. На столе лежала записка с просьбой сходить за кефиром и рубль. 2. Неподалеку торчали остатки маленькой старинной крепости с развалившейся башенкой, на обломках которой густо разросся низкорослый кудрявый кустарник. 3. Мама отпустила, только драться не велела.
10 КЛАСС Вопрос 10 Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему. И се приидоша страньници въ градъ тъ; видhвъ я, юноша радъ бывъ текъ поклони ся имъ и любьзно цhлова я и въпроси я, отъкуду суть и камо идуть. 1. Какое значение имеет в данном контексте наречие любезьно? 2. Какое значение имеет в данном контексте глагол целовати? 3. Какой частью речи является слово радъ? Назовите его грамматические признаки.
11 КЛАСС Вопрос 10 Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему. Таче пришедъши мати его по двою дьнию отрhши и [от столпа] и подасть ему ясти, еще же гнhвъмь одьржима сущи, възложи на нозh его желhза, ти тако повелh ему ходити, блюдущи да не пакы отъбhжить отъ нея. 1. Какое значение имеет в данном контексте глагол отрешити? 2. Какое значение имеет в данном контексте глагол блюсти? 3. Как вы думаете, существует ли этимологическая связь между словами пакы снова, опять и пакость вред, или же это случайное звуковое совпадение?

Главная > Документ

Тихомирова Е.А.

Анализ результатов проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011 году

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. № 695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников», пп.II.III), Олимпиада школьников по русскому языку проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Проведение первых трех этапов, входящих в структуру заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку, подчинено ее главным целям – выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей, формированию духовно-нравственных качеств, интереса к научно-исследовательской деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний, подготовке к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку. В соответствии с Приказом Федерального агентства по образованию № 1163 от 16 ноября 2010 г. третий (региональный) этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году проводился в Тверской области 29 января 2011 г. Никаких изменений и дополнений в задания, разработанные Центральной предметно-методической комиссией, не вносилось, что полностью соответствует «Положению о Всероссийской олимпиаде школьников». Содержательный аспект проведения олимпиады был возложен на жюри, что было определено приказом ДО Тверской области № 370/08 от 03.12.2010 г. «О проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников». Жюри состояло из 15 человек, имеющих соответствующую квалификацию (кандидаты филологических наук, доценты кафедры русского языка ТвГУ и педагоги, имеющие звание «Заслуженный учитель РФ») и опыт проведения региональных этапов олимпиады школьников по русскому языку. Согласно рекомендациям Центральной предметно-методической комиссии по русскому языку на следующий день (30 января) был проведен разбор заданий олимпиады (по классам), апелляций от участников олимпиады не поступало. В рамках олимпиады (вне ее официальной части) был проведен турнир знатоков русского языка и профориентационная встреча с представителями филологического факультета ТвГУ. На выполнение заданий олимпиады отводилось 4 академических часа, участники приступили к работе в 10.00, как и было рекомендовано Центральной предметно-методической комиссией. Каждая параллель (9,10,11 классы) получила свой комплект заданий, членами жюри был проведен необходимый инструктаж, розданы проштампованные тетради и листы для черновиков. После завершения работы тетради и черновики были переданы председателем жюри (Е.А.Тихомировой) в оргкомитет для шифрования; расшифровка была проведена после оформления протоколов. Проверка работ и определение победителей и призеров были проведены в соответствии с нормативными документами (отдельно в 9, 10 и 11 классах) по ответам, предоставленным Центральной предметно-методической комиссией; черновики не проверялись. Проверенные работы после окончания регионального этапа были переданы оргкомитету, который обеспечивает сохранность материалов олимпиады (в т.ч. проверенных работ учащихся) до проведения заключительного этапа олимпиады 2010/2011 учебного года. Впервые региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проводился на базе ТвГУ. Ответственный за ее проведение С.Н. Смирнов (в составе оргкомитета руководитель рабочей группы) и его сотрудники сумели решить все организационные вопросы на высоком уроне, не допустив ни одного сбоя в регламенте и в обеспечении провдения олимпиады и работы жюри. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку приняли участие представители из 36 муниципалитетов, не принимали участие в олимпиаде учащиеся из Андреапольского, Весьегонского, Жарковского, Кимрского, Пеновского, Ржевского, Сандовского районов. Представители гг. Тверь, Вышний Волочек, Торжок, Зубцовского, Лихославльского, Старицкого, Нелидовского районов (то есть 7 территорий), приняли участие в олимпиаде командами полного состава (9, 10, 11 классы).

олимпиады по русскому языку

Региональный этап олимпиады школьников по русскому языку проводился в один тур. В течение 4 академических часов участники олимпиады должны были дать письменные ответы на вопросы: для учащихся 9 класса – 9 вопросов, для учащихся 10 и 11 классов – по 10 вопросов. Большинство заданий олимпиады базировалось на школьной программе, однако были предложены и такие задания, которые требовали более глубоких знаний, выходящих за рамки непосредственно школьной программы (особенно по истории русского языка), что полностью отвечает требованиям, предъявляемым к уровню олимпиадных заданий. Задания, предложенные учащимся 9 - 11 классов разнообразны как по форме, так и по содержанию и позволяют учащимся показать не только знание норм русского литературного языка, но и проявить языковое чутье в решении неординарных задач, касающихся языковой системы русского языка в его прошлом и настоящем состоянии. Задания, предложенные участникам олимпиады, базировались на нескольких составляющих: от текста к языку, от языка к тексту, от текста к тексту, от языка к языку, от языка к науке о языке. В заданиях первого типа предлагался текст, высказывание или словоупотребление в речи и нужно было сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. В заданиях второго типа исходным условием являются правила, закономерности, свойства языковых единиц, которые необходимо применить к предложенным фактам речи. Тип заданий «от текста к тексту» традиционно связан с филологической работой с текстом, предполагающей сопоставительный анализ текстов или различных интерпретаций одного текста. Довольно разнообразны задания структурно-лингвистического плана, направленные на поиск закономерностей по предложенным примерам и разбор «трудных» единиц и категорий русского языка. Выполняя задания «от языка к науке о языке», учащиеся должны продемонстрировать свою осведомленность в области русского языкознания.

Анализ заданий олимпиады и уровень их выполнения учащимися

9 класс

п/п Содержание задания Затруднения учащихся
1 Назвать слова, повлиявшие на смещение ударения с первого слога на второй в формах ед.ч. слова губа 55% участников даже не пытались выполнить задание, хотя здесь требовалось не знание истории языка, а умение логически мыслить
2 Привести примеры и объяснить, когда корни слов колонна, тонна, оперетта пишутся без удвоенной согласной Сумели подобрать только 1-2 примера, не дав объяснений, что свидетельствует о несогласованности тем по словообразованию и орфографии
3 Какое значение выявлялось в древности у слова рукоять (накормити слоны рукоятьми/зерна/) Учащиеся в большинстве не справились с заданием, т.к. сама формулировка задания не предполагала выделения корней и объяснения их древнего и современного значения с приведением примеров
4 Как возникло выражение на волоске от смерти , соответствует ли оно нормам литературного языка; если нет, как его исправить Многие участники не справились с заданием, т.к. иллюстративный материал («Дамоклов меч, находиться на волоске от смерти – символ опасности») спровоцировал поиск ответа на вопрос в выражении «Дамоклов меч», а не в сопоставлении выражений «висеть на волоске» и «быть на волосок от…»
5 Дополнить ряды одним из слов,обосновать выбор: фонарный, элитарный, кустарный, кошмарный . сапожничать осторожничать кубистский снобистскийвоспитательный положительный Участники не сумели определить принцип распределения слов по колонкам и дополнить их, т.к. им не известен термин составной суффикс
6 вирус, страус, плинтус и как они проявляются Не справились 48% участников, хотя задание соответствует уровню школьной программы. Сложность возникла, вероятно, из-за незнания термина грамматические различия
7 Что общего и различного в грамматическом строении предложений: Я знаю, что ты читаешь Я видел, как он уходилЯ спрошу, когда мы вернемся Ответы показали хорошее знание синтаксиса современного русского языка; участники разграничивают союзы и союзные слова, видя разницу в грамматическом строении предложений и умеют объяснить.
8 Распределить фамилии Волков, Ковалев, Вяземский по группам, выделенным А.М.Селищевым. Назвать раздел языкознания, изучающий имена собственные Задание проверяет умение логически мыслить и комментировать, однако 60% участников не сумели определить принцип группировки и правильно распределить фамилии
9 Прочитать, перевести древнерусский текст и выполнить задания Участники в основном справились с переводом и определением лексического значения предложенных слов, но не все сумели подобрать однокоренные слова

10 класс

п/п Содержание задания Затруднения учащихся
1 Как определить безударное окончание (и/ы или е) в формах род., дат. и предл. падежей сущ.1 скл.[школʼи], [работ’и] 74% участников получили 0 баллов, поскольку не смогли установить закономерности, связанные с чередованием парных по твердости/мягкости согласных. Максимальный результат – 3 балла из 10 возможых
2 Определить орфографический принцип написания слов и указать морфемы, которые чаще всего подвергаются влиянию этого принципа (транскрипция/транскрибировать)

Учащиеся сумели определить принцип, но не смогли подобрать свои примеры с указанными морфемами

3 Значение в древности глагола находить и образованного от него существительного находник (в тексте) Затруднение вызвало определение значения корня ход-, поэтому 16% участников не сумели объяснить и значение существительного
4 Определить разницу в значении причастий, образованных от глагола удалить (удаленный зуб-удаленный доступ) Не справились с заданием 50% участников
5 Восстановить первоначальный вид фразеологических выражений, их значение и источники (...и никаких других «гвоздей сезона!») 43% участников не справились с заданием, почти никто не вспомнил стихотворение В.В.Маяковского, откуда пришло выражение «Светить – и никаких гвоздей!»
6 Распределить слова в соответствии с морфемным составом и придумать слово по схеме морфемного состава С заданием не справился 1 человек
7 Определить грамматические различия слов микроб, сироп, циклоп

Незнание лингвистического термина «грамматические различия» привело к подмене задания и определению фонетических и орфографических особенностей

8 К каким видам (по строению основы) относятся предложения Участники показали неплохие знания по синтаксису простого предложения. Не справились с заданием 5 человек
9 Работа с текстом: выписать и исправить ошибки Задание не вызвало затруднений, не справился с заданием 1 человек
10 Прочитать, перевести древнерусский текст и выполнить задания к нему В целом с заданием справились, затруднение вызвало определение значения слова целовать и древнерусском языке

11 класс

п/п Содержание задания Затруднения учащихся
1 Определить слова по описанной артикуляции 96% участников с заданием не справились, т.к. по предложенным характеристикам невозможно назвать слово
2 Какой согласный может появляться перед начальным О и почему

Ответы неполные, т.к. участники не смогли установить причину данного языкового явления

3 Сформулировать орфографические правила написания слов Затруднение вызвало объяснение грамматической природы правила
4 Древнерусское значение слова упражняться (в тексте) Задание по этимологии вызвало затруднения у большинства участников; только 1 человек ал правильный и развернутый ответ
5 Определить разницу в значении причастий (пропущенный матч – пропущенная через фильтр вода )

Ошибки связаны с нечетким пониманием отношений исходное – производное слово

6 От какой основы и при помощи какого суффикса образованы диалектные формы никогеничко и никогусенька Задание сложное, т.к. основано на диалектном материале; даже определив производящую основу и аффиксы, участники не смогли дать ответ на вопрос о необычности таких образований
7 Каковы грамматические различия слов бактерии, прерии, фурии Незнание термина «грамматические различия» привело к подмене задания и выявлению у слов признаков других уровней языковой системы
8 Отличаются ли грамматическими свойствами прилагательные августейший, густейший, святейший

Вместо сравнительного анализа степеней сравнения, участники сосредоточились на определении лексического значения и морфемного состава слов

9 Разобрать по членам предложения Неразличение несогласованных определений и дополнений
10 Прочитать и перевести древнерусский текст, выполнить задания Ошибки связаны с неумением вести сравнительно-исторический анализ
По мнению членов жюри, олимпиадные задания регионального этапа олимпиады по русскому языку в основном направлены на выявление только знаний участников, не проверяется сформированность языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций, при этом задания перегружены вопросами по истории русского языка. Неправомерно отсутствие заданий по лексике, словообразованию и лингвистическому анализу текста. Предложенные задания не дают возможности проверить творческие способности учащихся в создании собственных текстов.

Результаты выполнения заданий

Максимальное число баллов

Средний балл, набранный участниками

Максимальный и минимальный баллы, набранные участниками

Число учащихся, набравших свыше

75% и свыше 50% баллов

Победителями и призерами стали 5 учащихся, что составляет 7% от числа участников регионального этапа олимпиады по русскому языку. Остальные участники набрали менее 50% баллов, необходимых для признания их призерами олимпиады. 80% победителей и призеров (4 человека) – учащиеся гимназий и школ г. Твери. Все победители – учащиеся образовательных учреждений г. Твери, один призер представляет МОУ Максатихинская СОШ № 1.
  1. Анализ результатов проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2011 год

    Документ

    В соответствии с Приказом Федерального агентства по образованию № 1163 от 16 ноября 2010 г. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010/2011 учебном году проводился в Тверской области 1-2 февраля 2011 г.

  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 учебном году Москва 2011

    Методические рекомендации
  3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году Москва 2010

    Методические рекомендации

    знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

  4. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010/2011 учебном году Москва 2010 г

    Методические рекомендации

    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по информатике и направлены на помощь муниципальным и региональным методическим комиссиям в составлении заданий для школьного и муниципального

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...