Обучение пению в домашних условиях. Как научиться правильно петь? Советы вокалистки Елизаветы Боковой

В первую очередь нужно сказать о том, что процесс обучения пению, прямо скажем, не быстрый и не простой. Люди много лет учатся петь. В идеале нужно продолжать заниматься вокалом даже тогда, когда вы стали профессионалом. Поэтому в любом случае не ждите чудес. Встречаются люди с так называемой "природной постановкой голоса", но это - исключение из правил, это - уникальное явление.
Собственно говоря, даже термин "научиться петь" , пожалуй, не совсем корректен, потому что научиться петь по сути невозможно: совершенству нет предела. Понимать это необходимо! Ровно в тот момент, когда вы решите, что научились ("всё, я мастер, я гуру, я умею всё"), вы перестанете развиваться и начнёте деградировать. Пение - это искусство, и здесь нельзя останавливаться, иначе вы больше ничего не достигнете.

Второй момент, о котором нельзя не сказать. В процессе обучения пению огромную роль играют способности и одарённость. Здесь важна сама ваша природа, так называемые вокальные данные (хотя голос во многих случаях можно развить, "достать"). Речь идёт о том, как вас одарила природа касательно силы, "массы" голоса (грубо говоря, громкости), красивого, богатого, приятного (или не очень) тембра. А также важны музыкальные способности, такие, как музыкальный слух, координация между слухом и голосом, чувство ритма, музыкальная память, способность чувствовать музыку (музыкальность), умение при пении выразить эти эмоции (выразительность).

Для настоящего вокалиста важен и вопрос внешности - не все это озвучивают, но это правда. На вокалиста смотрят. Он должен не только красиво петь , но и хорошо выглядеть, приковывать взгляд, радовать его. Говорят, "сцена любит высоких". И красивых, добавлю я.
Но за действительно выдающиеся вокальные и музыкальные таланты публика может простить всё! Помните, что у каждого правила есть исключение!

Я понимаю, что многих будут интересовать вопросы "как научиться петь в домашних условиях с нуля " и "как научиться петь самостоятельно ". Я расскажу об этом ниже. Всё же это не совсем правильный и "твёрдый" путь - примерно так же, как заниматься самолечением, путь этот может быть чреват. Правильный путь таков:

Вам нужен наставник, преподаватель по вокалу. Именно он поможет избежать ошибок, которые вы наделаете, пытаясь обучаться в интернете с помощью видео-уроков. Вы можете найти частного преподавателя и заниматься с ним, либо поступить куда-нибудь учиться. Здесь возникает отдельная большая тема "как найти своего преподавателя". Напишу кратко. Рекомендации преподавателя, какими бы они ни были - техническими, рациональными или сравнительными, оперирующими к ассоциациям - должны быть вам понятны, и от урока к уроку вы должны чувствовать прогресс, вы должны чувствовать, что мелкими, крохотными шажками, но вы двигаетесь вперёд! Неважно, какая у педагога методика, главное, чтобы она давала результаты! Кроме того, вы должны доверять своему преподавателю по вокалу, в противном случае смените его.

Частный преподаватель по вокалу - правильный путь, доступный практически всем в любом возрасте, но чтобы научиться петь, этого недостаточно! Вам будут необходимы (если вы не хотите остановиться на уровне "попеть караоке с компанией друзей или родственников") сольфеджио и музыкальная грамотность. Конечно, можно найти частного преподавателя и по сольфеджио, или худо-бедно заниматься сольфеджио самостоятельно. Но лучше искать место, музыкальное образовательное учреждение, где будет какая-то системность в образовании: и вокал, и сольфеджио, и, вероятно, музыкальная литература, и хор, и общее фортепиано, и, может быть, что-то ещё. Чем вы старше, тем сложнее найти такое учреждение.

Если вы хотите, чтобы научился петь ваш ребёнок, ищите сначала музыкальные школы. Или же вокально-хоровые студии (или просто хоровые студии) - такие студии часто функционируют при домах и дворцах детского творчества. Как таковых вокальных отделений вы в этих учреждениях, вероятно, не найдёте. Серьёзно вокалом начинают заниматься с 16 лет (в музыкальных училищах), после окончательного формирования голоса. Но отдать ребёнка в музыкальную школу или хоровую студию - это верный путь. Пение в хоре прекрасно развивает первоначальные навыки пения (и не только пения, и не только первоначальные). Занятия в музыкальной школе дают музыкальную грамотность, развитие слуха и всех других музыкальных способностей.

Классический путь любого академического певца: музыкальная школа (специальность не слишком важна: фортепиано прекрасно подойдёт) - музыкальное училище по классу вокала - консерватория по специальности "вокал". Итого: 7 лет + 4 года + 5 лет = 16 лет. Это если без аспирантуры (ассисентуры-стажировки). Бывает и дольше. Впрочем, самородки поступают в училище и/или в консерваторию и без предыдущей ступени - поэтому бывает и меньше. Но я бы на вашем месте не стала считать себя самородком - я и на своём месте самородков видела слишком мало, и себя самородком не считаю, это вообще вредно для саморазвития, я так думаю;)

Если вы не хотите петь в опере или в филармонии, ваш путь может быть другим, но в любом случае на всём сроке обучения вам будет необходим "живой" преподаватель по вокалу и музыкальная грамотность, знание сольфеджио. А желательно и системное, комплексное музыкальное образование. Если вы мечтаете быть вокалистом в группе или сделать эстрадную сольную карьеру, может быть, вам и не жизненно необходим будет навык пения нот с листа и сольфеджио вообще, особенно, если вы готовы быть не слишком грамотным музыкантом (представьте, например, насколько хорошо вы будете себя чувствовать, если, например, ваш "звукарь" окажется более музыкально грамотным, чем вы, попросит вас на записи в студии спеть поувереннее ту кварту в кадансовом обороте, а вы не будете знать, о чём он вообще).

Теперь о том,

Как научиться петь в домашних условиях

Ни один адекватный профессиональный преподаватель не посоветует вам учиться петь самостоятельно в домашних условиях. С нуля - тем более! Не потому, что все мы жадные и хотим заработать побольше. А потому что по сути научиться петь самому в домашних условиях практически невозможно. Да, в интернете есть огромное количество разнообразных пособий и видео-уроков по вокалу - просто потому, что раз есть спрос - будет и предложение. Очень немногие из этих видео-уроков записаны и составлены профессионалами. И даже если они таковы, человек из видео-урока не сможет исправить своевременно ваши ошибки. А ошибки эти могут стать неправильным навыком, от которого впоследствии будет крайне сложно избавиться. Здесь как в спорте: нужно сразу формировать правильную технику, потому что переучиваться сложнее, гораздо сложнее! Занимаясь с помощью самоучителей и интернет-уроков дома, вы можете "напеть" неправильные навыки, а при самом худшем раскладе - испортить голос.

Но всё же. Не у всех есть возможность - и финансовая, и техническая - заниматься с профессиональным преподавателем. Что всё-таки можно делать в домашних условиях?

Вам наверняка нравится какая-то музыка. Может быть, какая-то группа или какой-то исполнитель. И некоторые песни вы послушали уже несколько сотен раз. Попробуйте (сначала тихонечко и аккуратно) попеть под запись любимого исполнителя, петь вместе с этим исполнителем. Выучите как следует мелодию и попробуйте подражать манере вокалиста, скопировать его голос, красиво спеть с ним вместе дуэтом. Запишите потом всё это на диктофон. Послушайте сами. Ужаснитесь. Попойте ещё. Запишите снова. Дайте послушать знакомым. Не слушайте особо тех, кто сказал "Вау, круто", слушайте тех, кто сказал "Да ты в ноты не попадаешь", "ты врёшь мелодию", "голос у тебя какой-то поджатый" и высказал другую какую-либо конструктивную или не очень конструктивную критику.

Можно ли научиться петь самостоятельно с нуля?

Честно говоря, вряд ли. Правда, ещё это зависит от манеры пения. Теоретически можно себе представить, что талантливый человек мог бы сам с нуля научиться петь в эстрадной манере. Но научиться петь самостоятельно в академической манере невозможно! Более того, на этапе формирования первых навыков большинство преподавателей по вокалу запрещает ученикам петь дома самостоятельно ! Чтобы они не испортили того, что на уроках вокала было едва нащупано, едва создано, но ещё абсолютно не закреплено и не стало устойчивым навыком.
А научиться петь и вовсе самостоятельно... Есть исключения из правил, есть самородки и уникальные таланты, но согласитесь, даже по теории вероятности слишком много шансов, что вы к ним не относитесь (с огромным уважением к тебе, мой читатель!))).

Но - что делать - конечно, пойте! Это лучше, чем совсем не петь! Но при первых признаках дискомфорта прекращайте самостоятельные занятия! Это важно! При первых признаках любого дискомфорта!

  • Никогда не начинайте петь с высоких или крайних низких нот. Начинайте распевку с удобной тесситуры, т.е. начинайте петь с нот, которые вам однозначно удобны и которые находятся в середине вашего голосового диапазона (в примарной зоне).
  • Будьте очень аккуратны с высокими нотами. Подходите к ним, когда голосовые связки уже достаточно разогреты, то есть вы уже некоторое время попели. Старайтесь не переходить на крик при пении высоких нот.
  • Помните, что любая зажатость вредит (но, по правде говоря, вы вряд ли сможете самостоятельно это контролировать).
  • Старайтесь петь дома так, чтобы ваш голос звучал красиво (хотя бы в какой-то мере вы, наверное, сможете руководствоваться этим критерием).
  • Соблюдайте элементарную гигиену голоса .
  • Слушайте свои ощущения и при любом дискомфорте (я ещё раз повторюсь, потому что это важно!), при чувстве усталости в горле немедленно прекращайте занятие.

А лучше ищите хорошего, профессионального преподавателя.

Итак, подытожим?

Чтобы научиться красиво петь:

  1. Вам нужен "живой" преподаватель по вокалу. Желательно, конечно, опытный. Желательно такой, с которым вы будете делать успехи, и пусть медленно двигаться, но двигаться последовательно и в правильном направлении.
  2. Вам необходимо изучение музыкальной грамоты и сольфеджио, а ещё лучше - системное музыкальное образование.
  3. Запаситесь терпением. Научиться петь за 1 день невозможно!

Пойте! И пусть пение приносит вам радость!

Важно:

  • Как правильно

Людям, только начинающим петь, если они никогда не занимались вокалом, профессиональные педагоги дают один важный совет: чтобы научиться правильно петь, нужно научиться правильно дышать. Когда жизнь не связана с пением или актёрским мастерством, мы не обращаем на собственное дыхание никакого внимания, и потому совет вызывает некоторое удивление.

Впрочем, оно быстро проходит, стоит только длительное время протянуть одну нотку, расположенную, для комфорта, примерно в середине голосового диапазона. Воздух из легких быстро заканчивается, и солист вынужден «взять» дыхание, то есть сделать вдох, чтобы продолжить звук. Но выступление – не разминка, голос должен звучать ровно и красиво, а для этого и дыхание должно быть долгим. Видео-уроки Елизаветы Боковой подскажут, как научиться правильно петь.

Вы можете посмотреть эту потрясающую запись прямо сейчас или сначала почитать о том, что вас ждёт:

Что такое диафрагма и как она помогает певцу?

Набрать побольше воздуха в грудь и громко запеть – это для тех, кому никогда не приходилось петь долго (профессионалы поют часами – буквально целый день). На самом деле воздух набирается вовсе не в грудь, а «в живот». Вы этого не знали? Можете считать, что вам открылся один из основных секретов! Регулировать и сознательно удерживать дыхание нам помогает наша диафрагма.

Небольшой экскурс в медицину. Диафрагмой называется тонкая, но очень сильная мышца-мембрана, которая находится между лёгкими и пищеварительным трактом. От этого органа зависит сила подачи звука в естественные резонаторы – грудные и головные. Кроме того, активная работа диафрагмы оказывает общее положительное .

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Для того чтобы развить и натренировать диафрагму, автор видео-урока использует некоторые упражнения известной вокалистки Александры Стрельниковой, предложившей уникальную методику не только для тех, кто хочет знать, как научиться правильно петь, но и излечить различные заболевания. Одно из них, простое и эффективное, выполняется так:

  • делаем полный выдох через рот;
  • кладем ладонь на область диафрагмы, чтоб контролировать дыхание;
  • начинаем ритмично втягивать и расслаблять живот от 5 до 10 раз, воздух при этом не вдыхаем;
  • стараемся постепенно увеличивать время упражнения до 30-50 секунд.

Научиться длинному дыханию помогут… Руки!

Помимо этой методики, используются и другие упражнения, общепринятые для преподавания вокала. Например, на то, чтобы научиться чувствовать диафрагму, удерживая длительное время негромкий свистящий или жужжащий согласный звук. Основная сложность в том, чтобы он был очень ровным и максимально длинным.

Третье упражнение заключается в следующем: берём дыхание и начинаем тянуть любую гласный звук (например, уууу или ииии). При этом нужно помогать себе петь… руками! Это ассоциативный метод. Нужно поставить руки таким образом, как будто между ними сосредоточен объём вашего дыхания. Другая ассоциация – как будто вы держите за концы ниточку и растягиваете её, и она совершенно спокойно и плавно растягивается.

Что ещё поможет научиться правильно петь?

Кроме развивающего силу голоса и оздоровительного эффекта, правильное дыхание диафрагмой позволяет сберечь здоровье голосовых связок. Звук находит в ней мощную опору и работает в полную силу, не перегружая последние и не заставляя работать их за «двоих». Однако не последнюю роль в пении играют дикция и открытое, чёткое произношение звуков, особенно гласных.

Наблюдение за поющими профессионалами позволяет заметить, как они широко раскрывают рот и подают голос и звуки. Их брови приподняты, лицевые мышцы растянуты – на лице так называемая «вокальная маска», помогающая приподнять нёбо и получить сильный, красивый звук.

Другие секреты красивого и профессионального пения вы можете узнать из остальных уроков по вокалу, которые подходят для любых . Эти уроки вы можете получить, перейдя по этому баннеру:

Резюмируя сказанное, можно с уверенностью утверждать, что без правильного дыхания певец не сможет петь подолгу (а петь должно быть легко и приятно), и именно дыхание является базовым навыком в освоении непростого искусства вокала.

В заключение мы предлагаем вам посмотреть ещё один видео-урок по вокалу того же автора. Суть и тема та же – как научиться правильно петь, но подход немножко с другой стороны. Если что-то не усвоилось с первого раза, то самое время познакомиться с повторным объяснением:

Первая часть статьи - теоретическая - вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания

  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит" , распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

Отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса . Распевки не для голоса ... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки - ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1)

"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальшь.

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно:

Современный человек может заниматься любимым делом только потому, что у него есть на это время и желание. Благодаря современным технологиям, методикам и занятиям, возможно всё – даже научиться петь. Как это сделать, если от природы вы не располагаете ни абсолютным слухом ни бархатистым тембром голоса, мы расскажем в нашей статье.

Конечно же, вы не научитесь петь «Арию Кармен» за один день, однако с помощью постоянных тренировок вы добьетесь прекрасного результата и сможете хорошо петь в кругу своих друзей и знакомых. А это уже не мало.

Ну что, готовы научиться петь вместе с нами? Тогда мы с радостью раскроем вам секреты подготовки, расскажем о упражнениях, распевках и методах настоящих артистов и певцов. «Ми-мэ-ма-мо-му!» — поехали!

Причин, для того, чтобы научиться вокалу, существует множество. Это может быть желание подарить музыкальную композицию любимому человеку или спеть на корпоративной вечеринке. И даже если с самого детства в голове звучит фраза: «У тебя нет голоса», забудьте ее – насупило время научиться петь. Это ваша жизнь и ваше время и все зависит лишь от вас одного .

Если вы приступаете к занятиям самостоятельно, помните — они обязательно должны быть систематичными . Как и любое творческое занятие, пение требует усилий. Специалисты говорят: успех – это всего лишь 10% таланта и 90% труда. Приготовьтесь работать над собой, изучите видео уроки, поговорите со знакомыми вокалистами, они подскажут вам, с чего начать. И не ошибутся, если посоветуют начать вам именно с дыхания и физических упражнений. Удивлены?

Да, вы сможете научиться петь, если нет голоса, занявшись прежде всего своим телом, дыханием и связками. Конечно же, настрой на положительный результат не помешает и здесь. Забудьте о том, что у вас нет голоса или слуха, замените это на желание и упорство .

Найдите источник вдохновения – любимую песню или композиции в исполнении любимого артиста. В процессе прослушивания музыки вы сами будете учиться правильно петь, подражая голосу вашего кумира. Если у него самого вообще есть голос.

Комплекс упражнений для постановки голоса

Начнем с простого: с тренировки нашей дыхательной системы , поскольку это благотворно сказывается на постановке голоса. Возьмите на вооружение несколько занятий и не забывайте их выполнять.

  1. Наклоны . Исходная позиция: в положении стоя ноги расставлены на ширине плеч, руки свисают вдоль туловища. Наклоняемся вперед, опустив руки вниз, практически до самого пола. Контролируем дыхание: наклон – интенсивный вдох носом, исходная позиция – выдох ртом. Не спешите, следите за своими ощущениями. Повторите наклоны 8 раз, а затем сделайте еще 12 подходов.
  2. Дыхание . Перед тем, как научиться петь самостоятельно, все же следует прислушаться с советам настоящих специалистов. И вот, о чем они говорят. Хорошо петь вам поможет брюшное дыхание . При таком способе плечи и грудь остаются неподвижными, а ваша диафрагма работает над тем, чтобы создать звук. Чтобы научиться дышать диафрагмой, займите положение лежа, выпрямитесь, положите руки на живот. Дышите, поднимая живот при вдохе и опуская при выдохе. Заметили, как двигается ваша рука? А теперь попробуйте повторить такое же дыхание в положении стоя. Это будет несколько сложнее. Однако вам необходимо постоянно тренироваться и совсем скоро вы будете с легкостью брать высокие ноты, не переживая о том, что вам не хватит воздуха.
  3. Скороговорки . Тренируйте свою дикцию. Это поможет вам развивать речевой аппарат, а также быстро запоминать тексты песен.

Старые добрые распевки для улучшения голоса

Пожалуй, все артисты знают: путь на большую сцену начинается с распевки . Не важно, поете ли вы с друзьями под гитару или желаете научить пению ребенка. Вам необходимо уметь распеваться, чтобы ваш голос лился без каких-либо препятствий.

Чтобы научиться петь в домашних условиях, необходимо :

  1. Пропеть гласные звуки . Гласные звуки потому так и называются, что их можно пропеть. Для каждого звука существуют свои особенности артикуляции. При этом ученик должен стоять перед зеркалом и внимательно следить за своим лицом. Для создания звука «а» мы широко открываем рот, как бы тянемся подбородком к груди. Звуки «е» и «э» мы стараемся пропеть, подобно оперным певцам, приоткрывая рот в полуулыбке. «И» — мы улыбаемся и тянем рот к ушам. «О» — мы зажали между губами бублик. «Ы» — мы хотим накрасить губы и слегка улыбаемся. Повторяя эти упражнения перед зеркалом, вы уже за 1 день сможете запомнить положение губ и рта.
  2. Разогреть связки . Быстро вспоминаем распевки, знакомые нам еще со школьных уроков музыки. Правда же, ваша учительница не говорила, что у вас отсутствует слух или голос – у нее пели абсолютно все.
  3. Не переусердствовать . Не старайтесь петь слишком громко или высоко. Посмотрите фильм Евгения Ташкова «Приходите завтра» — о начинающей певице-сибирячке Фросе Бурлаковой. Уверены, вы почерпнете в нем много интересного и полезного для себя и своего голоса.
  4. Берегите свой голос . Не пойте на улице, не употребляйте перед сеансом пения холодных напитков или горячего шоколада/кофе.

Как научиться петь красиво?

Случается, к нам приходят мысли о том, что было бы не плохо не просто научиться петь, а петь — красиво. А нужно-то всего немного подготовить себя и свой голос к публичному выступлению. Прослушайте песню в записи: и в это время зарисовывайте графики движения мелодии. Ведь все мы знаем, что ноты бывают высокие и низкие, длинные и короткие. Изучите песню и зафиксируйте, когда мелодия опускалась вниз, а когда поднималась. Контролируйте свой голос в соответствии с этим графиком. За сколько вы научитесь красиво петь, используя данный метод, зависит только от вас. Возможно, за неделю вы натренируетесь так, что владельцы караоке-бара не захотят вас отпускать.

Не забудьте еще один важный моментвсегда выбирайте знакомую песню в своей тональности , иначе вы рискуете оказаться в неприятной ситуации. И самое главное – не останавливайтесь в своих достижениях. Ведь ваше желание и упорные тренировки помогут вам раскрыть свой настоящий потенциал и развить свой природный голос.

Важно понимать, что быстрее научится петь тот человек, который обладает некоторыми природными способностями. Однако это вовсе не значит, что вам не стоит учиться этому ремеслу, просто придётся приложить больше усилий. Не обращайте внимания на знакомых, утверждающих, что у вас нет ни слуха, ни голоса. Двигайтесь к своей цели, проявляйте упорство и стремление к большему, а мы вам в этом поможем. Приступим?

Этап №1. Пение в унисон

Упражнение 1. Среди профессиональных вокалистов и учителей пения данный приём называется «пальцем в небо». Своеобразное название происходит от специфики выполнения упражнения, сейчас вы поймёте, о чём идёт речь. Выберите один или несколько бытовых приборов, которые издают постоянный шум. Это может быть холодильник, компьютерный процессор или машинка во время стирки. Старайтесь попасть в унисон с прибором по тональности и громкости, произносите соответствующие звуки «ы-ы-ы-ы», «у-у-у-у», «э-э-э-э». Не стоит ошибочно полагать, что у вас всё получится с первого раза. Потребуется месяц ежедневных тренировок длительностью не менее 20 минут.

Упражнение 2. Способ идентичен предыдущему с одной лишь отличительной особенностью - когда вы научитесь выполнять первое упражнение с имитацией монотонных звуков, переходите к игре голосом. Прислушивайтесь к малейшим изменениям шума, которые издают те самые приборы (писк или скрип машины, замедленная или ускоренная работа процессора, шум турбины и прочее). Как и в первом упражнении, вам необходимо добиться резонансного звучания с малейшими естественными отклонениями.

Этап №2. Развитие артикуляции

Артикулярный аппарат отвечает за правильное произношение звуков, их тональность и протяжённость. Не все обладают навыками подобной речи, многим приходится этому учиться. Рассмотрим основные приёмы.

Упражнение 1. Чтобы укрепить шейные мышцы, сядьте ровно, скрепите руки в замок за спиной. Теперь поочерёдно наберите воздух в правую щёку, выждите около 10 секунд, затем «перекатите воздушный шар» за левую щёку, вновь останьтесь в таком положении на 10 секунд. Теперь наберите больше кислорода, задержите дыхание, напрягайте и расслабляйте шею максимально сильно. Не выдыхайте до того момента, пока не сможете терпеть. Повторите комплекс 5 раз.

Упражнение 2. Для того чтобы научиться правильно использовать голос, и как следствие, научиться хорошо петь, необходимо укрепить связки, а также суставы челюсти. Откройте рот широко, громко произносите согласные поочерёдно «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», напрягайте челюсть, продержитесь в таком положении хотя бы 30 секунд, постоянно напевая. Сделайте упражнение 5 раз.

Упражнение 3. Следующей важной частью, отвечающей за правильное произношение звуков, является язык. Существует только один способ улучшения его деятельности - скороговорки. Причём необходимо проговаривать их быстро, в день вы должны довести до идеала хотя бы 2-3 скороговорки средней длительности. Засекайте время, старайтесь побить свой предыдущий рекорд. Когда вы освоите большую часть скороговорок, найденных в сети интернет, усложняйте задачу, подложив под щёки несколько орехов.

Этап №3. Тренировка лёгких

Тренировка дыхания - не менее важный шаг, который необходимо пройти беспрекословно.

Упражнение 1. Зажгите высокую свечу и поставьте её на стол, сядьте на расстоянии 30-40 см. Наберите в грудь больше воздуха, задержите дыхание на 30 секунд, затем медленно начинайте выдыхать. Вся суть упражнения заключается в том, чтобы не дать огню угаснуть под потоком воздуха. Пламя не должно резко колебаться, старайтесь выдыхать медленно и плавно. Повторите действия 10-15 раз.

Упражнение 2. После нормализации дыхания выполните следующий комплекс под названием «стальная плоть». Лягте на твёрдую поверхность, предпочтительно пол или диван, положите на диафрагму стопку книг или пятилитровую бутылку. Включите расслабляющую музыку, дышите спокойно без резких перепадов и колебаний лежащих предметов. Длительность упражнения варьируется в пределах 25-40 минут, исходите из количества свободного времени.

  1. Первым и самым важным пунктом принято считать правильную технику дыхания. Во время произношения громких звуков и длинных песен, челюсть должна свободно, но правильно ходить в разные стороны. Привыкнуть к этому поможет несложный комплекс: изобразите зевок, задержитесь в конечной точке и водите подвижной челюстью влево-вправо 2 минуты.
  2. Существует масса различий между певцами женского пола и мужского. В обычной жизни мужчины дышат грудью, в то время как женщины задействуют диафрагму. Для того чтобы научиться красиво петь представителям сильно половины нужно улучшить работу диафрагмы. Добиться этого несложно, достаточно во время вдоха надувать живот, а в период выхода его сдувать. Важно следить за движениями грудной клетки, допускаются лишь незначительные колебания.
  3. Начинающие вокалисты используются беруши, которые помогают контролировать тембр голоса и общий фон. Однако с первого раза разобрать недочёты будет сложно, поэтому воспользуйтесь более действенными методами. Откройте программу на смартфоне, которая записывает песню и выводит на экран странные скачки голоса. После окончания тренировки включите запись, изучите шкалу и проанализируйте, где вы спели слишком громко или, напротив, тихо.
  4. Чтобы научиться петь в домашних условиях, нужно не только тренировать дыхание, артикулярный аппарат и правильное произношение гласных. Процесс требует внимания к мелочам, в частности, к согласным звукам. Приобретите мини синтезатор или пианино, нажимайте поочерёдно на клавиши, подбирая к ним соответствующую согласную. Разогревайте связки и контролируйте тональность, попадая в ритм с аккомпанементом.
  5. После прохождения всех этапов пришла пора спеть любимую песню. Выбирайте ту музыкальную композицию, слова которой вы знаете наизусть и сможете воспроизвести без всяких затруднений. Стоит пояснить, что петь необходимо с кумиром своего пола. Сначала включите «лёгкий» вокал без резких затяжек, подойдёт любой начинающий исполнитель, старайтесь попадать в ноты. После того как вы поймёте, что у вас стало получаться гораздо лучше, воспользуйтесь диктофоном. Наденьте наушники, включите песню и приготовьтесь записывать. Композиция будет играть в наушниках, пойте вместе с любимым исполнителем, затем прослушайте запись. Для лучшего эффекта наложите на ваше пение музыку и оцените результат. Если вы довольны собственными достижениями, отправляйтесь практиковаться в караоке.
  6. Ни одна песня не обходится без эмоциональной составляющей. Если вы начнёте исполнять композицию не воодушевлённо в плохом настроении, ничего хорошо из этого не получится. Когда будете произносить первые слова, сразу же входите в роль, чтобы придать произведению искренность и чувственность. Вы заметите, что голос звучит иначе, а звуки прослушиваются отчётливее.
  1. Полюбите пение, совершенствуйтесь в этой области, смотрите видео-уроки. Выбирайте лёгкие и запоминающиеся композиции, которые вы сможете повторить в любое время.
  2. Людям, обладающим певческим талантом, не нужно останавливаться на достигнутом. Тем, кто прилагает максимум усилий, стоит обрести веру в себя и набраться терпения, не всё получается с первого раза.
  3. Откажитесь от курения, табак придаёт голосу хриплость. Следите за здоровьем, не злоупотребляйте мороженным и холодными напитками, в зимнее время надевайте шерстяной шарф.
  4. Пойте всегда и везде: во время принятия душа, готовки, уборки, вождения автомобиля. Держите голосовые связки в тонусе путём регулярных распевок.
  5. Начните бегать или прыгать на скакалке, чтобы поддерживать лёгкие в оптимальном состоянии. К тому же, спорт улучшает работу сердца и кровеносной системы в целом.

Развивайте способности, улучшайте дыхательную систему, регулярно выполняйте упражнения, следите за тональностью. Не забивайте голову мнением окружающих, которые считают, что вы плохо поёте. Выберите любимую песню и переиначьте её на свой лад путём постоянных тренировок.

Видео: как научиться петь

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...