Центральная нервная система. Атлас - Нервная система человека - Строение и нарушения - В.М

Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие Елена Юрьевна Зигалова

Центральная нервная система

Центральная нервная система

Спинной мозг

Спинной мозг расположен в позвоночном канале. Это длинный тяж почти цилиндрической формы, который на уровне верхнего края первого шейного позвонка (атланта) переходит в продолговатый мозг, а внизу на уровне II поясничного позвонка оканчивается мозговым конусом. Длина спинного мозга в среднем 42–43 см, масса 34–38 г. По ходу спинного мозга имеются два утолщения: шейное (на уровне от III шейного до III грудного позвонков) и пояснично-крестцовое (от X грудного до II поясничного позвонка). В этих зонах число нервных клеток и волокон увеличено в связи с тем, что именно здесь берут начало нервы, иннервирующие конечности. Спинной мозг разделен на две симметричные половины. На боковых поверхностях спинного мозга симметрично входят задние (афферентные) и выходят передние (эфферентные) корешки спинномозговых нервов. Линии входа и выхода корешков делят каждую половину на три канатика спинного мозга (передний, боковой и задний). Участок спинного мозга, соответствующий каждой паре корешков, называется сегментом (рис. 66 ). Сегменты обозначаются латинскими буквами, указывающими область: С (шейную), Т (грудную), L (поясничную), S (крестцовую) и Со (копчиковую). Рядом с буквой ставят цифру, обозначающую номер сегмента данной области, например, T 1 I – грудной сегмент, S 2 II – крестцовый сегмент. В спинном мозге выделяют части: шейную (I–VIII сегменты), нижней границей ее у взрослого человека является седьмой шейный позвонок; грудную (I–XII сегменты), нижняя граница у взрослого – X или XI грудной позвонок; поясничную (I–V сегменты), нижняя граница расположена на уровне нижнего края XI верхнего края XII грудного позвонка; крестцовую (IV–V сегменты), нижняя граница на уровне I поясничного позвонка; копчиковую (I–III сегменты), которая заканчивается на уровне нижнего края I поясничного позвонка.

Спинной мозг состоит из серого вещества, расположенного внутри и окружающего его со всех сторон белого вещества (см. рис. 66 ). На поперечном разрезе спинного мозга серое вещество похоже на фигуру летящей бабочки в центре которой расположен центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. В сером веществе различают передние и задние столбы. На протяжении от I грудного до II–III поясничного сегментов имеются еще боковые столбы. На поперечном сечении спинного мозга столбы представлены соответствующими рогами передними, задними, а в грудном отделе и на уровне двух верхних поясничных сегментов боковыми. Серое вещество образовано многоотростчатыми (мультиполярными) нейронами, безмиелиновыми и тонкими миелиновыми волокнами и клетками глин.

Клетки, имеющие одинаковое строение и выполняющие сходные функции, образуют ядра серого вещества. В задних столбах расположены чувствительные ядра. В передних столбах залегают очень большие (100–140 мкм в диаметре) корешковые нейроны, образующие двигательные соматические центры. В боковых столбах залегают группы мелких нейронов, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы. Их аксоны проходят через передний рог и совместно с аксонами корешковых нейронов передних столбов формируют передние корешки спинномозговых нервов. Белое вещество спинного мозга образовано главным образом миелиновыми волокнами, идущими продольно. Пучки нервных волокон, связывающие различные отделы нервной системы, называются проводящими путями спинного мозга.

Рассмотрим рефлекторную дугу и рефлекторный акт как основной принцип деятельности нервной системы. Простые рефлексы осуществляются через спинной мозг. Простейшая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов – чувствительного и двигательного. Тело первого нейрона (афферентного) находится в спинномозговом, или чувствительном – узле черепного нерва. Дендрит этой клетки направляется в составе соответствующего спинномозгового или черепного нерва на периферию, где заканчивается рецепторным аппаратом, который воспринимает раздражение. В рецепторе энергия внешнего или внутреннего раздражителя перерабатывается в нервный импульс.

Рис. 66. Спинной мозг (поперечный разрез) и рефлекторная дуга. А – задняя срединная борозда, Б – белое вещество, В – задний рог, Г – задний корешок, Д – спинномозговой узел, Е – боковой рог, Ж – передний корешок, 3 – передний рог, И – передняя срединная щель; 1 – вставочный нейрон, 2 – афферентное нервное волокно, 3 – эфферентное нервное волокно, 4 – серая ветвь, 5 – белая ветвь, 6 – узел симпатического ствола, 7 – нервно-секреторное окончание

Импульс передается по нервному волокну к телу нервной клетки, а затем по аксону, который входит в состав заднего (чувствительного) корешка спинномозгового или соответствующего корешка черепного нерва, следует в спинной или головной мозг. В сером веществе спинного или в ядрах головного мозга этот отросток чувствительной клетки образует синапс с телом II (эфферентного) нейрона. Его аксон выходит из спинного (головного) мозга в составе передних (двигательных) корешков спинномозгового или соответствующего черепного нерва и направляется к рабочему органу. Чаще всего рефлекторная дуга состоит из многих нейронов. Тогда между афферентными и эфферентными нейронами расположены вставочные нейроны (см. рис. 66 ).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Центральная нервная система Передняя срединная щель спинного мозга - fissura mediana anterior medullae spinalisЗадняя срединная борозда спинного мозга - sulcus medianus posterior medullae spinalisПередний канатик спинного мозга (на разрезе или на целом мозге) - funiculus anterior medullae spinalisБоковой канатик спинного

Нервная система Нервная система управляет деятельностью различных органов и систем, составляющих целостный организм, осуществляет его связь с внешней средой, а также координирует процессы, протекающие в организме, обеспечивает связь всех его частей в единое целое,

Центральная нервная система Спинной мозг Спинной мозг расположен в позвоночном канале. Это длинный тяж почти цилиндрической формы, который на уровне верхнего края первого шейного позвонка (атланта) переходит в продолговатый мозг, а внизу на уровне II поясничного

Нервная система как система власти Проблема власти и организации является основной проблемой в деятельности нервной системы. Задачи этой системы сводятся к организации и управлению процессами, происходящими внутри организма и между организмом и его средой. Тот факт,

Центральная нервная система Самая поразительная и удивительная вещь на земле – человеческий мозг. Это розовато-сероватое вещество является контролирующим органом всего нашего тела и регулирует буквально все: наши мысли, решения, эмоции, слух, движения, речь, память,

Нервная система Помимо своих специфических функций тело нервной клетки должно обеспечивать интеграцию и непрерывное возобновление своей цитоплазмы, вплоть до окончания аксона и дендритов. Нервная клетка должна также возобновлять содержимое нервных стволов, длина

Нервная система Жизнедеятельность всех систем организма и их частей регулирует и координирует нервная система. Существенная роль ее заключается в обеспечении функционального единства и целостности организма. Она обусловливает взаимодействие между организмом и

Нервная система Ветер – это причина всех болезней. «Чжуд-Ши», тантра Объяснений С позиций тибетской медицины состояние здоровья и жизнь человека зависят от трех регулирующих систем организма, или конституций (дошей): Слизь, Желчь, Ветер. Конституция Слизь отвечает

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

НЕРВНАЯ СИСТЕМА Сексуальная жизнь - необычайно сложный процесс, и очень трудно характеризовать её составные части в отдельности. Тем не менее я попытаюсь это сделать, чтобы обсуждаемые проблемы были более понятными.В физиологии полового акта основными элементами

Нервная система Перефразировать поговорку применительно к рассматриваемой теме можно следующим образом: «Нам мозги сказали: “Надо!”, спинной мозг ответил: “Есть!”». Спинной и головной мозг являются руководящей и направляющей силой всех процессов, происходящих в

Нервная система Нервная система объединяет (интегрирует) все структуры тела человека в единый целостный организм. Именно благодаря интеграции (от лат. integratio – восполнение, integer – целый) нервная система регулирует все функции, управляет движениями, осуществляет

Учебные программы" href="/text/category/uchebnie_programmi/" rel="bookmark">учебной программы по курсу « Анатомия ЦНС» и распределен последовательно по темам.

Каждому контрольному заданию соответствует один или несколько рисунков, расположенных во втором разделе каждого предметного задания.

Для выполнения заданий по анатомии ЦНС сначала необходимо проработать предлагаемую основную и дополнительную литературу по данному предмету, включая и лекции. Затем на « слепых» рисунках настоящего пособия требуется выполнить задания, указанные в первой части настоящего пособия

Преимущество работы с данным пособием по сравнению с другими формами работы

(семинарами, реферативными сообщениями, коллоквиумами) заключается в том, что использование подобного методического пособия дает возможность каждому студенту самостоятельно изучить и наглядно убедиться в правильности усвоения изученного материала и подготовиться к контрольной проверке полученных знаний преподавателем.

Доктор биологических наук,

профессор

АНАТОМИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Тема 1 . Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма………………………………

Тема 2. Нервная ткань….…………………………………………………

Тема 3. Общий план строения нервной системы……………………….

Тема 4 . Морфологический субстрат рефлекса как основного принципа работы нервной системы……………………………………………………………

Тема 5 . Оболочки спинного и головного мозга………………………….

Тема 6. Центральная нервная система……………………………………

Тема 7 . Ретикулярная формация………………………………………….

Тема 8. Лимбическая система……………………………………………..

Тема 9 . Вегетативная (автономная) нервная система…………………….

Тема 10. Развитие нервной системы………………………………………

Приложения ………………………………………………………………

Тема 1. Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма

Контрольные вопросы:

1. Каково значение нервной системы в жизнедеятельности организма?

2. За счет каких элементов нервной системы осуществляется координация функций в организме?

3. Почему наблюдается совершенствование нервной системы от низших животных к высшим, и к человеку?

4. Чем отличается нервная система человека от нервной других млекопитающих?

5. Почему мозг называют «социальной материей»?

Тема 2. Нервная ткань

Контрольное задание №1

Изучите схему строения нервной ткани (Рис.1).

1. Нейроны.

2. Аксоны, покрытые миелиновыми оболочками.

3. Синаптические окончания.

4. Безмиелиновое волокно.

5. Астроцит (клетка нейроглии, выполняющая трофическую функцию).

6. Олигодендроцит (клетка нейроглии, участвующая в образовании миелиновой оболочки).

7. Дендриты нейрона.

8. Кровеносный сосуд.

Контрольное задание №2

Изучите строение нейронов и синапсов (Рис.2).

На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 2(а)

1. Зернистые нейроны.

2. Пирамидные нейроны.

3. Звездчатые нейроны.

4. Веретеновидные нейроны.

Рисунок 2(б)

1. Тело нейрона.

3. Ядрышко.

4. Митохондрии.

5. Дендриты.

7. Миелиновая оболочка.

Рисунок 2(в)

12. Аксо-соматический синапс.

13. Аксо-дендрические синапсы.

Контрольные вопросы

1. Что такое нейрон? Каковы особенности его строения?

2. Как называются отростки нейрона? Какую функцию они выполняют?

3. На какие типы делятся нейроны ЦНС?

4. Посредством каких образований нейроны связаны между собой?

5. Что входит в состав синапса?

6. Что представляет собой серое и белое вещество в центральной нервной системе?

7. Как классифицируют нейроны по форме?

8. Какие типы нейронов Вы знаете в соответствии с их функциями?

9. Чем отличается миелиновое нервное волокно от безмиелинового?

10. Какие разновидности клеток нейроглии Вы знаете?

11. Какие функции выполняют различные клетки нейроглии?

12. В чем особенность микроглии?

Тема 3. Общий план строения нервной системы

Контрольное задание №3

Изучите схему общего плана строения нервной системы (Рис.3). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

Центральная нервная система.

1. Головной мозг (центральная нервная система)

2. Спинной мозг (центральная нервная система) и отделы относящиеся к периферической нервной системе.

Переферийная нервная система.

1. Шейное сплетение.

2. Плечевое сплетение.

3. Поясничное сплетение.

4. Крестцовое сплетение.

5. Нервы, идущие от крестцового сплетения к мышцам нижней конечности.

6. Нервы, идущие от плечевого сплетения к мышцам верхней конечности.

7. Нервы, идущие от поясничного сплетения к мышцам нижней конечности.

8. Нерв, идущий от крестцового сплетения к мышцам нижней конечности.

Контрольные вопросы

1. Какие образования относятся к центральной нервной системе, и какие – к периферической?

2. Какие части тела снабжаются нервами от соматической нервной системы и какие – от вегетативной?

3. От каких сплетений отходят нервы, иннервирующие мышцы верхней и нижней конечности?

Тема 4. Морфологический субстрат рефлекса как основного принципа работы нервной системы

Контрольное задание № 4

Изучите строение рефлекторных дуг соматической и вегетативной нервной системы (Рис.4). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

1. Тело афферентного (чувствительного) нейрона.

2. Дендрит афферентного нейрона.

3. Рецептор.

4. Аксон афферентного нейрона.

5. Тело эфферентного (двигательного) нейрона.

6. Дендриты эфферентного нейрона.

7. Аксон эфферентного нейрона.

8. Тело ассоциативного (вставочного) нейрона.

9. Аксон ассоциативного нейрона.

10. Задний корешок спинномозгового нерва.

11. Спинальный узел.

12. Передний корешок спинномозгового нерва.

13. Задний рог.

14. Боковой рог.

15. Передний рог.

16. Узлы симпатического ствола.

17. Белая соединительная ветвь.

18. Серая соединительная ветвь.

19. Превертебральный узел.

21. Тело вставочного нейрона вегетативной дуги.

22. Тело эффекторного нейрона вегетативной дуги.

23. Прегантионарное волокно.

24. Постганитанарное волокно.

Контрольные вопросы

1. Что такое рефлекс?

2. Назовите элементы рефлекторной дуги? Где расположены тела чувствительного, двигательного и всиавочного нейронов?

3. Что такое рецептор?

4. Назовите функции нейронов:

А) спинномозговых узлов;

Б) задних, боковых и передних рогов серого вещества, спинного мозга;

В) узлов вегетативной нервной системы.

5. Из чего состоят спинномозговые узлы, передние и задние корешки, белая и серая соединительные ветви и спинномозговой нерв?

6. Чем отличается соматическая рефлекторная дуга от вегетативной?

7. В составе каких анатомических образований проходят нервные волокна от рецепторов в мозг и от мозга к исполнительным органам?

Тема 5. Оболочки спинного и головного мозга

Контрольное задание №5

Изучите схему строения сегмента спинного мозга с оболочками (Рис.5). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

1. Твердая мозговая оболочка.

2. Паутинная оболочка.

3. Мягкая мозговая оболочка.

4. Передний корешок спинномозгового нерва.

5. Задний корешок спинномозгового нерва.

6. Спинальный узел.

7. Боковой столб белого вещества.

8. Передний рог серого вещества.

9. Передняя срединная щель.

10. Задняя срединная борозда.

11. Передний столб белого вещества.

12. Задний столб белого вещества.

13. Задний рог серого вещества.

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете оболочки спинного и головного мозга?

2. Какую функцию выполняют оболочки спинного мозга?

3. Что такое – субарахноидальное пространство?

4. Что такое – субдуральное пространство?

5. Каково значение спинномозговой жидкости?

Тема 6. Центральная нервная система.

Спинной мозг.

Контрольное задание №6

Изучите схему общего вида спинного мозга (Рис.6). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

1. Шейное утолщение спинного мозга.

2. Поясничное утолщение спинного мозга.

3. Спинальные узлы.

4. Спинномозговые нервы.

5. Твердая мозговая оболочка.

6. Задний столб белого вещества.

7. Концевая нить.

8. Конский хвост.

Контрольное задание № 7

Изучите схему расположения проводящих путей на поперечном срезе спинного мозга (Рис.7). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования.

1. Задняя срединная борозда.

2. Передняя срединная щель.

3. Тонкий пучок.

4. Задний столб белого вещества.

5. Передний рог серого вещества.

6. Задний рог серого вещества.

7. Задний корешок спинномозгового нерва.

8. Боковой столб белого вещества.

9. Передний столб белого вещества.

10. Передний спинно-мозжечковый путь.

11. Задний спиномозжечковый путь.

12. Боковой кортикоспинальный (пирамидный) путь.

13. Руброспинальный путь.

14. Спинно-таламический путь.

15. Вестибулоспинальный путь.

16. Передний кортикоспинальный путь.

17. Тектоспинальный путь.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сегментарное строение спинного мозга?

2. Что такое «конский хвост», из чего он построен, каков механизм его образования?

3. Что понимают под сегментом спинного мозга (нервный сегмент)? Чем объяснить не соответствие у взрослого человека сегментов спинного мозга и количества позвоночника?

4. Какой вид имеет серое вещество спинного мозга?

5. Где располагается белое вещество спинного мозга?

6. Назовите пучки, проводящие двигательные импульсы?

7. Назовите пучки, которые проводят:

А) тактильную чувствительность;

Б) болевую и температурную чувствительность.

8. В) мышечно-суставную чувствительность.

9. Какие нейроны располагаются в заднем роге и какие – в переднем роге?

10. С какими функциями связаны восходящие пути и с какими нисходящие пути?

11. В составе каких столбов белого вещества спинного мозга проходят восходящие пути и в составе каких – нисходящие?

Головной мозг. Ствол мозга

Контрольное задание № 8

Изучите схему строения головного мозга снизу (Рис.8). Выделите на рисунке следующие отделы головного мозга:

Продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг.

1. Сосцевидные тела.

2. Зрительный тракт.

3. Обонятельный тракт.

4. Варолиев мост.

5. Ножка мозга.

6. Мозжечок.

7. Перекрест пирамид.

8. Пирамидный пучок.

9. Воронка.

10. Гипофиз.

11. Средние ножки мозжечка.

І - Обонятельная луковица, корешки черепно-мозговых нервов.

ІІ – Зрительный нерв.

ІІІ – Глазодвигательный нерв.

ІV - Блоковый нерв.

V - Тройничный нерв.

VІ - Отводящий нерв.

VІІ – Лицевой нерв.

VІІІ - Преддверно-улитковый.

ІX - Языкоглоточный.

X - Блуждающий нерв.

XІ - Добавочный.

XІІ – Подъязычный нерв.

Задний мозг

Контрольное задание № 9

Изучите схему строения ромбовидной ямки (Рис.9). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 9.

1. Срединная борозда.

2. Тонкий пучок.

3. Клиновидный пучок.

4. Ядро преддверно-улиткового нерва.

5. Ядро подъязычного нерва.

6. Ядро блуждающего нерва.

7. Передний бугорок четверохолмия.

8. Задний бугорок четверохолмия.

9. Ядро лицевого нерва.

10. Голубое пятно.

11. Ядро блокового нерва.

12. Ядро глазодвигательного нерва, корешки следующих черепно-мозговых нервов:

ІV - блокового.

VІІ – лицевого.

VІІІ - преддверно-улиткового.

ІX - языкоглоточного.

X - блуждающего.

XІ - добавочного.

XІІ – подъязычного.

Мозжечок

Контрольное задание № 10

Изучите схемы строения мозжечка (Рис.10. І – продольный срез, ІІ – вид сзади и сверху, ІІІ – связи мозжечка с другими структурами мозга). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

І – продольный срез :

1. «Древо жизни».

2. Ядро мозжечка.

4. Продолговатый мозг.

5. Спинной мозг.

ІІ – вид сзади и сверху :

2. Полушария.

3. Места проекций туловища, конечностей и головы человека в черве и полушариях мозжечка.

ІІІ – связи мозжечка с другими структурами головного и спинного мозга :

К – кора больших полушарий.

Т – таламус.

Мо – мост.

П - продолговатый мозг.

С - спинной мозг.

1. Мозжечково-таламические связи

2. Связи таламуса с двигательной областью коры.

3. Связи таламуса с лобной областью коры.

4. Связи таламуса с областью общей чувствительности.

5. Восходящие пути от спинного мозга к мозжечку.

6. Нисходящие пути от двигательной области коры.

7. Нисходящие пути от лобной области коры.

8. Нисходящие пути от области общей чувствительности к спинному мозгу.

9. Ответвления от пирамидного пути к ядрам моста.

10. Мосто-мозжечковый путь.

Контрольные вопросы

1. На какие отделы делится головной мозг?

2. Какие отделы головного мозга относятся к мозговому стволу?

3. Какие отделы относятся к заднему стволу?

4. Где находится и что собой представляет дно ІV желудочка мозга – ромбовидная ямка?

5. Сравните строение спинного мозга и стволового отдела головного мозга. Каковы различия и что общего в строении этих отделов центральной нервной системы?

6. Назовите черепно-мозговые нервы, ядра которых располагаются в ромбовидной ямке.

7. Какие жизненно важные центры располагаются в продолговатом мозге?

8. Какие нервы отходят от продолговатого мозга?

9. Из каких отделов состоит мозжечок?

10. Как располагается серое и белое вещество в мозжечке?

11. Какие Вы знаете ядра мозжечка?

12. Какие Вы знаете «ножки» мозжечка? Какую роль они играют?

13. С какими отделами мозга связан мозжечок?

14. Почему мозжечок называют «малым мозгом»?

15. В чем функциональное отличие полушарий и червя мозжечка?

Средний, промежуточный и конечный мозг

Контрольное задание № 11

Изучите схемы строения промежуточного и среднего мозга на его продольных срезах и медиальной поверхности полушария (Рис.11 и 12). На указанных схемах обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 11.

1. Таламус.

2. Ножка мозга.

4. Водопровод.

5. Продолговатый мозг.

6. Белое вещество червя мозжечка.

7. Полушарие мозжечка.

8. ІV мозговой желудочек.

9. Задние бугорки четверохолмия.

10. Передние бугорки четверохолмия.

11. Эпифиз.

12. Мозолистое тело.

13. Лобная доля больших полушарий.

14. Гипофиз.

Рисунок 12.

1. Продолговатый мозг.

3. Мозжечок.

4. ІV мозговой желудочек.

5. Белое вещество мозжечка.

6. Ножка мозга.

7. Передние бугорки четверохолмия.

8. Задние бугорки четверохолмия.

9. Водопровод.

10. Эпифиз.

11. Мозолистое тело.

12. Лобная доля больших полушарий.

13. Зрительный тракт.

14. Гипофиз.

Контрольное задание № 12

Изучите строение промежуточного и среднего мозга на схемах (Рис.13 и рис.14). На этих схемах обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 13.

1. Четверохолмие.

2. Эпифиз.

3. Таламус.

4. Столбики свода.

5. ІІІ мозговой желудочек.

6. Передняя спайка.

Рисунок 14.

1. Водопровод.

3. Четверохолмие.

4. Покрышка.

5. Красное ядро.

6. Черная субстанция.

7. Латеральное коленчатое тело.

8. Медиальное коленчатое тело.

9. Ножки мозга.

10. Сосцевидные тела.

11. Заднее продырявленное вещество.

12. Воронка.

13. Переднее продырявленное вещество.

14. Хиазма.

15. Зрительный нерв.

16. Зрительный тракт.

Контрольное задание № 13

Изучите строение первого, второго и третьего мозговых желудочков на рисунке 15. Обозначьте цифрами следующие образования:

1. Таламус.

2. ІІІ мозговой желудочек.

3. Эпифиз.

4. Четверохолмие.

5. Средний рог бокового желудочка.

6. Передний рог бокового желудочка.

7. Колонки свода.

8. Передняя спайка.

9. Мозжечок.

10. Кора больших полушарий.

11. Белое вещество больших полушарий.

Контрольные вопросы

1. Какие образования относятся к среднему мозгу?

2. Каково функциональное значение этих образований?

3. Какое строение имеет полость среднего мозга? С какими другими полостями мозга она связана?

4. Что такое красное ядро? Каково его строение и функциональное значение?

5. Что такое четверохолмие? С какими функциями оно связано?

6. Какие образования относятся к промежуточному мозгу?

7. Почему он так называется?

8. Каково функциональное значение этих образований?

9. Какова полость промежуточного мозга, где она расположена и с какими другими полостями связана?

10. Что такое подбугорная (или подталамическая) область? Какими элементами она образована и каково её функциональное значение?

11. Почему гипоталамус и гипофиз образуют единый функциональный комплекс?

Конечный мозг. Кора больших полушарий, белое вещество и базальные ганглии.

Контрольное задание № 14

Изучите цитоархитектонику коры больших полушарий по рисунку 16 и обозначьте цифрами следующие слои коры:

Слои коры.

І - Молекулярный.

ІІ – Наружный зернистый.

ІІІ – Пирамидный.

ІV - Внутренний зернистый.

V - Ганглиозный.

VІ - Полиморфный.

Контрольное задание № 15

Изучите строение борозд больших полушарий головного мозга на рисунках 17 и 18. На этих схемах обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 17.

1. Центральная (Роландова) борозда.

2. Прецентральная.

3. Постцентральная.

4. Верхняя лобная.

5. Средняя лобная.

6. Нижняя лобная.

7. Боковая (Сильвиева) борозда.

8. Теменно-затылочная.

9. Верхняя височная.

10. Средняя височная.

11. Нижняя височная.

Рисунок 18.

1. Шпорная борозда.

2. Теменно-затылочная.

3. Краевая.

4. Парагиппокампова.

5. Борозда мозолистого тела.

Контрольное задание № 16

Изучите строение основных извилин и долей больших полушарий головного мозга на рисунках 19 и 20. На этих схемах обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 19.

Основные извилины наружной поверхности полушария.

1. Прецентральная.

2. Постцентральная.

3. Верхняя лобная.

4. Средняя лобная.

5. Нижняя лобная.

6. Верхняя височная.

7. Средняя височная.

8. Нижняя височная.

Основные доли.

1. Лобная доля.

2. Теменная доля.

3. Затылочная доля.

4. Височная доля.

Рисунок 20.

Основные извилины внутренней поверхности полушария.

1. Верхняя лобная.

2. Нижняя височная.

3. Поясная.

4. Гиппокампова.

5. Крючок.

Контрольное задание № 17

Изучите топографию коркового центра речи (Рис. 21) и на этой схеме обозначьте цифрами следующие образования:

1. Рече-двигательный центр.

2. Центр письма.

3. Речеслуховой центр.

4. Рече-зрительный центр.

5. Ассоциативные волокна, связывающие эти центры в единую морфо-функциональную систему речи.

Контрольное задание № 18

Изучите корковую локализацию чувствительности и двигательных центров в области прецентральной и постцентральной извилин (Рис. 22). Обозначьте цифрами следующие образования:

Проанализируйте соотношение площадей локализации различных частей тела.

2. Голень.

3. Туловище.

4. Верхняя конечность до кисти.

6. Верхняя часть лица.

7. Губы и ротовое отверстие.

Рисунок 23.

1. Таламус.

2. Хвостатое ядро.

3. Скорлупа.

4. Бледный шар.

5. Кора больших полушарий.

6. Проекционные волокна белого вещества (кортикоспинальный путь).

7. Комиссуральные волокна (мозолистое тело).

8. Короткие ассоциативные волокна.

9. Длинные ассоциативные волокна.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные части переднего мозга?

2. Какое значение имеют борозды и извилины?

3. Назовите названия слоев в коре больших полушарий?

4. Мозолистое тело, его положение и значение.

5. Оболочки головного мозга. Их строение и значение. Что находится в субархноидальном, субдуральном и эпидуральном пространствах?

6. Желудочки головного мозга. Где они располагаются, как сообщаются друг с другом, каково их значение?

7. Как и где образуется и каким путем циркулирует спинномозговая жидкость, омывающая спинной и головной мозг изнутри и снаружи?

8. Каково функциональное значение отдельных долей полушария мозга?

9. С какими структурами мозга связана первосигнальная деятельность и с какими связанно осуществление второсигнальных реакций?

10. Назовите, какие Вы знаете скопления серого вещества в толще полушария? Как они называются? Каково их функциональное значение?

11. В чем состоит сходство между большими полушариями и мозжечком?

12. Назовите извилины и доли полушария, которые связаны с основными анализаторными системами: корковые центры движения, осязания, обоняния, слуха, зрения, эмоции.

13. В чем состоит функциональная асимметрия мозга?

14. С какими функциями, преимущественно, связана деятельность левого полушария мозга и с какими – правого.

15. Исходя из функциональной асимметрии, что можно сказать о человеке с доминированием деятельности левого полушария, и о человеке с доминированием правого полушария мозга? Какие особенности психической деятельности их будут отличать?

16. Какими особенностями структурно-функциональной организации мозга отличаются «левши» и «правши»?

Тема 7. Ретикулярная формация

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности нейронной организации ретикулярной формации?

2. Назовите, какие Вы знаете ядра ретикулярной формации?

3. С какими органами, областями коры и другими структурами мозга связаны нейроны ретикулярной формации?

4. Что такое – ретикулоспинальный тракт?

Тема 8. Лимбическая система

Контрольные вопросы

1. Какие структуры мозга входят в лимбическую систему?

2. Каково функциональное значение лимбической системы?

3. С какими структурами мозга связана лимбическая система и каковы особенности её связей?

4. Почему изучение лимбической системы представляет собой интерес для психолога?

Контрольное задание № 19

Изучите строение лимбической системы мозга (Рис.24). Обозначьте цифрами следующие структуры, входящие в состав лимбической системы.

1. Поясная извилина.

2. Гиппокамп.

3. Миндалевидный комплекс.

Обозначьте, также другие структуры медиальной поверхности полушария:

4. Мозолистое тело.

5. Шпорную борозду.

6. Теменно-затылочную.

7. Поясную борозду.

8. Борозда мозолистого тела.

Тема 9. Вегетативная (автономная) нервная система

Контрольное задание № 20

Изучите строение симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (Рис.25). На указанных схемах обозначьте цифрами следующие образования:

1. Симпатический ствол.

2. Спинномозговые нервы.

3. Центральное представительство симпатического отдела.

4. Симпатические нервы к органам грудной полости.

5. Симпатические нервы, идущие к органам головы.

6. Симпатические нервы, идущие к органам брюшной полости.

7. Центральное представительство парасимпатического отдела в головном мозге.

8. Парасимпатические волокна, идущие в составе блуждающего нерва к органам брюшной полости.

9. Внутри стенные узлы (интрамуральные ганглии) в стенках внутренних сосудов.

10. Центральное представительство парасимпатического отдела в крестцовой части спинного мозга.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается вегетативная нервная система от соматической?

2. Каково строение вегетативной рефлекторной дуги и чем она отличается от соматической?

3. На какие отделы делится вегетативная нервная система и в чем их отличия (морфологические и функциональные)?

4. Где находится центральная и периферическая части симпатической нервной системы?

5. Что такое симпатический ствол?

6. Где находятся центральная периферические части парасимпатического отдела вегетативной нервной системы?

7. Что такое – интрамуральные ганглии?

8. Почему каждый орган получает двойную иннервацию - от симпатического, и от парасимпатического отделов?

Тема 10. Развитие нервной системы

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы развития нервной системы?

2. Как развивается головной мозг?

3. Сколько мозговых пузырей дает начало основным отделам головного мозга?

4. Что такое нервный гребень и какова его роль в образовании различных отделов нервной системы?

5. Какова последовательность формирования различных элементов мозга в пре - и постнатальном онтогенезе?

6. Как изменяется масса мозга в процессе развития?

7. В какой период развития, и какие борозды появляются первыми?

8. Когда появляются вторичные борозды, и какие?

9. Когда появляются третичные борозды, и какова их специфика?

10. Каковы основные стадии развития нейрона (сома, аксон, дендриты, синапсы).

11. Какое значение имеет процесс миелинизации нервных волокон.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Рис. 1. Строение нервной ткани.


Рис.10. І – Продольный разрез.

ІІ – Вид сзади.

ІІІ – Связи мозжечка с другими

структурами мозга.


Рисунок №11. Головной мозг.

Медиальная поверхность.


Рис.12 .Промежуточный, средний.

Продолговатый мозг.

https://pandia.ru/text/79/124/images/image015_0.jpg" width="400" height="418 src=">

Рис. 14. Средний мозг, забугорная и подбугорная поверхность.

Рис. 15. Мозговые желудочки.

(Мозолистое тело, свод и покрышка

ІІІ желудочка удалены).


Извилине (с лева) и двигательной функции в предцентральной извилине.

Рис. 23. Проводящие пучки головного и спинного мозга.



Рис. 24. Лимбическая система мозга.


Рис. 25. Вегетативная нервная система (схема).

Жирными линиями обозначен парасимпатический отдел, бледными –симпатический отдел, сплошными – преганглионарные волокна, прерывистыми – постганглионарные.

Рис. 26. Функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Схема локализации функций.

Название: Нервная система человека. Строение и нарушения. Атлас.
Астапов В.М., Микадзе Ю.В.
Год издания: 2004
Размер: 13.36 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

В данном атласе в первом разделе представлены прекрасно выполненые иллюстрации из ряда работ отечественных и иностранных авторов по строению нервной системы человека. Второй раздел демонстрирует модели высших психических функций и примеры их нарушений при локальных поражениях мозга. Атлас рассчитан на использование как наглядное пособие при изчении дисциплин, рассматривающих вопросы строения НС и высшей психической деятельности человека.

Название: Неврология. Национальное руководство. 2-е издание
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И.
Год издания: 2018
Размер: 24.08 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Национальное руководство "Неврология" в своем 2-м издании 2018 года дополнено современной информацией. Книга "Неврология. Национальное руководство" содержит три раздела, где на современном уровне опис... Скачать книгу бесплатно

Название: Боль в спине.
Подчуфарова Е.В., Яхно Н.Н.
Год издания: 2013
Размер: 4.62 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боль в спине" рассматривает такой важный медицинский аспект неврологии, как боль в спине. В руководстве рассмотрены эпидемиология боли в спине, факторы риска, морфофункциональные основы боли в... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология. Национальное руководство. Краткое издание.
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Гехт А.Б.
Год издания: 2018
Размер: 4.29 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Неврология. Национальное руководство. Краткое издание" под редакцией Е.И. Гусева с соавторами рассматривает базовые вопросы неврологии, где рассмотрены неврологические синдромы (болевые, менинг... Скачать книгу бесплатно

Название: Боковой амиотрофический склероз
Завалишин И.А.
Год издания: 2009
Размер: 19.9 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боковой амиотрофический склероз" под ред., Завалишина И.А., рассматривает актуальные вопросы данной патологии с позиции врача невролога. Изложены вопросы эпидемиологии, этиопатогенеза, клиничес... Скачать книгу бесплатно

Название: Головная боль. Руководство для врачей. 2-е издание.
Табеева Г.Р.
Год издания: 2018
Размер: 6.14 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное руководство "Головная боль" рассматривает актуальные вопросы темы, освещая такие аспекты цефалгического синдрома, как классификация головной боли, тактика ведения пациентов с головной б... Скачать книгу бесплатно

Название: Мануальная терапия в вертеброневрологии.
Губенко В.П.
Год издания: 2003
Размер: 18.16 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Мануальная терапия в вертеброневрологии" рассматривает общие вопросы мануальной терапии, описана методика мануального обследования, клинико-диагностические аспекты остеохондроза и вертеброгенно... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология для врачей общей практики
Гинсберг Л.
Год издания: 2013
Размер: 11.41 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Неврология для врачей общей практики" под ред., Гинсберга Л., подробно рассматривает неврологическую семиотику и неврологические расстройства в клинической практике. Представ... Скачать книгу бесплатно

Название: Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание.
Ньокиктьен Ч., Заваденко Н.Н.
Год издания: 2012
Размер: 1.7 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание" Чарльза Ньокиктьена под редакцией Заваденко Н.Н. является завершающим изданием двухтомника рассматривает развитие и расстрой...

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...