Выполнить задание 7 по егэ. Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения
Учитесь замечать грамматические ошибки. Если вы научитесь уверенно распознавать их в задании, то не потеряете баллы в сочинении. (Критерий 9 - «Соблюдение языковых норм».) Кроме того, задание, за которое вы можете получить 5 баллов, требует особого отношения!
Задание 7 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания: Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотомБ) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм |
1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы. 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как выполнять такое задание? Целесообразнее начинать с левой части. Названное синтаксическое явление (причастный оборот, подлежащие и сказуемое и т. д.) находите в предложениях справа и проверяете, нет ли грамматической ошибки. Начинайте с тех, что легче найти и определить.
Разберем типичные грамматические ошибки в таком порядке, в каком их следует проверять на экзамене.
Несогласованное приложение
Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки.
В предложении изменяется по падежам родовое слово, а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину Левитана «Золотая осень», на станции метро «Тверская».
Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение: герои «Войны и мира»; смотрю на «Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской».
Грамматическая ошибка: в романе «Войне и мире»; на картине «Золотой осени», на станции метро «Тверской».
В задании такая ошибка встретилась в предложении 3.
Прямая и косвенная речь.
Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение. Сравните:
Проводник сказал: «Я принесу вам чай» - Проводник сказал, что он принесет нам чай. Грамматическая ошибка: Проводник сказал, что я принесу вам чай. (Личное местоимение должно измениться.)
Пассажир спросил: «Могу ли я открыть окно» - Пассажир спросил, может ли он открыть окно. Грамматическая ошибка: Пассажир спросил, что может ли он открыть окно. (В предложении есть ЛИ в роли союза, союз ЧТО недопустим в предложении.)
Причастный оборот
Находим предложения с причастным оборотом, смотрим, нет ли ошибок в его построении.
1. Внутрь причастного оборота не может попасть определяемое (главное) слово, оно может стоять до или после него. Грамматическая ошибка: пришедшие зрители на встречу с режиссером. Правильно: пришедшие на встречу с режиссером зрители или зрители, пришедшие на встречу с режиссером.
2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу: жители гор (какие?), напуганные ураганом или жители гор (каких?),заросших елями. Грамматическая ошибка: жители гор, напуганных ураганом или жители гор, заросшие елями.
Обратите внимание: одно из событий, случившееся прошлым летом (согласуем причастие со словом ОДНО – речь идет об одном событии). Вспоминается ряд событий, случившихся прошлым летом (задаем вопрос от СОБЫТИЙ «каких?»).
3. У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий правило ), прошедшее время (ученик, запомнивший правило ), но нет будущего времени (ученик, запомнящий правило – грамматическая ошибка).
В задании такая ошибка встретилась в предложении 5.
Деепричастный оборот
Запомните : Деепричастие называет добавочное действие, а глагол-сказуемое – основное. Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному действующему лицу!
Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие, названное деепричастием. Идя на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение . Рассуждаем: волнение возникло - Наташа Ростова шла – разные действующие лица. Правильный вариант: Идя на первый бал, Наташа Ростова испытывала естественное волнение.
В определенно-личном предложении легко восстановить подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ: Составляя предложение, учитывайте (вы) грамматическое значение слова . Рассуждаем: вы учитываете и вы составляете – ошибки нет.
Глагол-сказуемое может быть выражен инфинитивом : Составляя предложение, надо учитывать грамматическое значение слова .
Рассуждаем: Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет. МНЕ не может быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме. Данное предложение с грамматической ошибкой.
Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым.
Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…», «МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…». В каждом простом предложении в составе сложноподчиненного будет свое подлежащее, надо проверить, согласуются ли они со своими сказуемыми. КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН, сочетаются со сказуемыми в единственном числе; ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми во множественном числе.
Анализируем предложение: Никто из тех, кто побывал там летом, не были разочарованы. НИКТО НЕ БЫЛИ – грамматическая ошибка. КТО ПОБЫВАЛ – ошибки нет. Те, кто не пришли на открытие выставки, об этом пожалели. ТЕ ПОЖАЛЕЛИ – ошибки нет. КТО НЕ ПРИШЛИ – грамматическая ошибка.
В задании такая ошибка встретилась в предложении 2.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Обратите особое внимание на глаголы-сказуемые: неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности действий. Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. Исправим ошибку: Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате делаю много нелепых ошибок. (Оба глагола несовершенного вида стоят в настоящем времени.) Я работал невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. (Оба глагола стоят в прошедшем времени, первый глагол - несовершенного вида - указывает на процесс, второй – совершенного вида – указывает на результат.)
В задании такая ошибка встретилась в предложении 1: Тургенев подвергает и раскрыл...
Однородные члены предложения
Грамматические ошибки в предложениях с союзом И .
- Союз И не может связывать один из членов предложения с целым предложением. Я не люблю болеть и когда получаю двойку . Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. Когда Онегин вернулся в Петербург и встретив Татьяну, он не узнал её. Слушали лекцию о значении спорта и почему им нужно заниматься . (Исправим ошибку: Слушали лекцию о значении спорта и о пользе спортивных занятий . Или: Слушали лекцию о том, какое значение имеет спорт и почему им нужно заниматься .)
- Союз И не может связывать однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и причастий: Он высок и худощавый. Она умная и красива.
- Союз И не может связывать инфинитив и существительное: Я люблю стирать, готовить и чтение книг . (Правильно: Я люблю стирать, готовить и читать книги. )
- Трудно распознать ошибку в такой синтаксической конструкции: Декабристы любили и восхищались русским народом. В этом предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим сказуемым, но грамматически связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к дополнению. Вот типичные ошибки: родители заботятся и любят детей; я понимаю и сочувствую тебе; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном. Исправление такой ошибки требует введения разных дополнений, каждое будет согласовываться со своим глаголом-сказуемым: Я люблю сына и горжусь им.
Использование составных союзов .
- Учитесь распознавать в предложении следующие союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И». В этих союзах нельзя пропускать отдельные слова или заменять их другими: Не только мы, но наши гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, а также внесценические персонажи. Как и днем, так и ночью кипит работа.
- Части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из однородных членов. Неправильный порядок слов ведет к грамматической ошибке: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. (Правильный порядок: Мы не только осмотрели…, но и побывали… ) В сочинении надо как о главных героях , так и рассказать о художественных особенностях . (Правильный порядок: В сочинении надо рассказать как о главных героях , так и о художественных особенностях. )
Обобщающие слова при однородных членах
Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже: Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжами и плаваньем. (Грамматическая ошибка: Сильные люди обладают двумя качествами: доброта и скромность.)
Предлоги при однородных членах
Предлоги перед однородными членами можно опускать только в том случае, если эти предлоги одинаковы: Он побывал в Греции, Испании, Италии, на Кипре. Грамматическая ошибка: Он побывал в Греции, Испании, Италии, Кипре.
Сложноподчиненное предложение
Очень распространены ошибки, связанные с неправильным использованием союзов, союзных слов, указательных слов. Вариантов ошибок может быть много, рассмотрим некоторые из них.
Лишний союз: Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, что насколько я был далек от истины.
Смешение сочинительных и подчинительных союзов: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.
Лишняя частица БЫ: Надо, чтобы он зашел бы ко мне.
Отсутствует указательное слово: Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь. (Пропущено В ТОМ.)
Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова: Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения. (Правильно: Теплый дождик, в котором нуждались растения, смочил землю.)
В задании такая ошибка допущена в предложении 9.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умени ю , согласно расписани ю , вопреки правил ам .
- Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ». В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И: по окончании школы (после окончания), по приезде в город (после приезда), по истечении срока (после истечения срока).
Запомните : по прибытиИ , по окончаниИ , по завершениИ , по истечениИ , по приездЕ , по прилетЕ .
- Запоминаем особенности управления в следующих словосочетаниях:
Доказывать (что?) правоту
Поражаться (чему?) терпению
Привести пример (чего?) ошибки
Подвести итог (чему?) работе
Признаться (в чём?) в преступлении
Скучать, грустить (по ком?) по вас
Уделять внимание (чему?) мелочам
Указывать (на что?) на недостатки
Упрекать (в чём?) в жадности
Запоминаем пары:
Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына
Верить в победу – уверенность в победе
Вопрос о строительстве – проблемы со строительством
Извлекать доход из аренды – получать доход с аренды
Неосведомленность в проблеме – незнакомство с проблемой
Обидеться на недоверие – обидеть недоверием
Обращать внимание на здоровье – уделять внимание здоровью
Озабоченность делами – тревога о делах
Оплатить проезд – заплатить за проезд
Отзыв о сочинении – рецензия на сочинение
Плата за услугу – оплата услуги
Превосходство над ним – преимущество перед ним
Предостеречь от опасности – предупредить об опасности
Различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов
Удивляться терпению – удивлен терпением
Характерно для него – присуще ему
Задание 7 Грамматические ошибкиЗадание №7 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Типы грамматических ошибок
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому) другу
вопреки (чему) ожиданию
согласно (чему?) расписанию
Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).
Запомните правила:
1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов(меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих(ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
В). Множественное число в остальных случаях:
Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей (если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него
(никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
Если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором - ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)
Она работает на « Заре» (П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:
Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых:
Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.
Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей
(верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).
Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).
Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов
(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)
Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.
Правильное употребление деепричастного оборота:
Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.
Например:
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота :
Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.
Например:
Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).
Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Например:
Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).
7.Неправильное построение предложения с косвенной речью
Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.
Примеры.
Неверно:
Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).
Верно:
Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,
Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.
Удачи вам!
Морфологические нормы (образование форм слова)
Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.
Морфологические нормы имен существительных
- Несклоняемые имена существительные, которые обозначают неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: купе, попурри, бикини .
- Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).
- Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.
- Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову:Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» - газета (ж.р.).
- Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них:НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).
- Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и)
могут иметь ударное окончание -а (-я)
:
- односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз - глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.;
- двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д.
- Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать . А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан .
Морфологические нормы имен прилагательных
- Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
- Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)
Морфологические нормы местоимений
- Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их : их сын.
- После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н : к нему, от нее .
Морфологические нормы имен числительных
- При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году .
- Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками .
- Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней .
- с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей .
- с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят .
- с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток .
- с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж .
- с местоимениями: нас двоих, их пятерых .
- Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги . С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона .
Морфологические нормы глаголов
- У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
- Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).
- Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .
- Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул ).
Морфологические нормы причастий
- Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий );
- Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.
Морфологические нормы деепричастий
- Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса–в : разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев .Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши : зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись .
- Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я : думать – думая, гулять - гуляя, летать - летая .
Морфологические нормы наречий
- Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам .
- Образование сравнительной степени наречий: плохо - хуже, красиво - красивее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее .
В задании №7 ЕГЭ по русскому учащимся нужно распределить предложения в соответствии с допущенными в них видами ошибок. Сложность заключается в том, что предложений больше, чем вариантов ошибок, и просто угадать верный ответ невозможно, поэтому нужно хорошо разбираться в правилах построения предложений. За верное выполнение седьмого задания можно получить целых пять первичных баллов, поэтому ошибаться в нем нежелательно.
Теория к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку
Давайте рассмотрим те ошибки, которые предлагается найти в экзаменационном задании.
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Никогда нельзя включать определяемое слово внутрь причастного оборота: «туристы, приехавшие в город», или «приехавшие в город туристы», но не «приехавшие туристы в город». Также причастие всегда должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: не «комнаты, обставленными мебелью» а «комнаты, (какие?) обставленные мебелью».
Нужно обратить внимание на случаи: «одно из писем, написанное мной» - в данном случае причастие согласуется со словом «одно», но «прочитав ряд писем, написанных ею» - вопрос к причастию задается от слова «писем».
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, должны относиться к одному общему подлежащему: «уходя из дома, мной всегда выключается свет» - неверный вариант, так как в таком случае деепричастие относится к слову «свет», что невозможно. Правильно: «уходя из дома, я всегда выключаю свет».
- ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя соединять союзом «и» слова, являющиеся разными частями речи, а также ставить его между причастным оборотом и словом «который». «Недалеко от дома мы увидели и познакомились с новыми соседями» - неправильно; верный вариант – «недалеко от дома мы увидели новых соседей и познакомились с ними». Также неверно «Книга не только предназначена для детей, но и для их родителей», а правильно «Книга предназначена не только для детей, но и для их родителей».
Еще один пример: «Мальчик, сидевший за столом и который красиво рисовал» - неверно, а «мальчик, который сидел за столом и красиво рисовал» - верно.
- ошибки в построении предложения с несогласованным приложением
В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» - неправильно; предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».
При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).
- неправильное употребление падежной формы существительного
Предлог | Падеж существительного | Пример |
---|---|---|
Благодаря | Дательный | Он действовал согласно правил – неправильно |
Согласно | Он действовал согласно правилам - правильно | |
Вопреки | ||
Подобно | ||
Наперекор | ||
Наперерез | ||
По (в значении «после») | Предложный | По прибытию домой она позвонила бабушке – неправильно |
По прибытии домой она позвонила бабушке - правильно |
Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.
Также нужно запомнить фразы:
- Указывать на что-то
- Оплатить что-то
- Признаться в чем-то
- Уделять внимание чему-то
- Поражаться чему-то
- Упрекать в чем-то
- Напоминать что-то
- Отзыв о чем-то
- нарушение связи между подлежащим и сказуемом
Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» - в единственном. «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней». «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».
- неправильное построение предложения с косвенной речью
Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» - неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» - правильно.
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» - ошибочный вариант, а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.» - верный.
- ошибка в построении сложного предложения
Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» - в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» - лишний союз «но».
Алгоритм выполнения задания
- Исключаем предложения, в которых нет грамматических ошибок.
- Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена.
- Записываем правильный ответ.
Разбор типовых вариантов задания №7 ЕГЭ по русскому языку
Седьмое задание демонстрационного варианта 2018
Установите соответствие между грамматическими и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления художественной ценности искусства. |
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. |
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. |
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова. |
6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. |
|
7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». |
|
8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. |
|
9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции. |
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 6 и 7.
- предложении 2 мы видим нарушение в построении предложения с причастным оборотом; правильно – У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов . В предложении 4 – нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; правильно: После окончания школы мой друг поступил на завод, где он за короткое время приобрел квалификацию токаря . В пятом предложении нарушение в построении предложения с несогласованным приложением; правильно – По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова. В предложении 8 - неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; нужно – Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям . Предложение 9 - неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; правильно - Употребляя букву «ъ» на конце слов в XIX веке, люди лишь отдавали дань традиции .
- Записываем правильный ответ:
Первый вариант задания
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) Марко Поло (1254-1324) - венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая. |
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью | 2) Решая задачу, ему было трудно. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. |
5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. | |
6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого. | |
7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. | |
8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов. | |
9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия. |
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 7 и 9.
- Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена. В предложении 2 мы видим неверно употребленный деепричастный оборот «решая задачу»; в предложении 4 – неправильно согласованное приложение (должно быть «кремом «Софья»). В шестом предложении допущена ошибка в связи между подлежащим и сказуемым; правильно – те, кто не жалеет труда, обычно достигают многого , или же – тот, кто не жалеет труда, обычно достигает многого . Словосочетание «Андрей сказал » указывает косвенную речь, которая неправильно построена в предложении 5 ; нужно – Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим его в покое . Осталось предложение 8 и ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Записываем правильный ответ:
А | Б | В | Г | Д |
---|---|---|---|---|
6 | 5 | 4 | 2 | 8 |
Второй вариант задания
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить. |
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. |
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 4) Близких нужно любить и заботиться. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 5) Там нарисовано деревня, река и лес. |
6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам. | |
7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье. | |
8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции | |
9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках. |
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Таковыми являются варианты 2, 7, 8 и 9.
- В первом предложении мы видим неверное употребление деепричастного оборота; получается, что чтение книг изучает иностранные языки. Правильный вариант: при изучении иностранных языков помогает … В третьем предложении выходит, что публикации, а не зодчие, жили в восемнадцатом веке – допущена ошибка в причастном обороте. Правильно: ..публикации архивных материалов о московских зодчих, живших … В пятом предложении нарушена связь между подлежащим и сказуемым. В шестом предложении неверно употреблена падежная форма существительного с предлогом; верный вариант – «по окончании », а в четвертом допущена ошибка в построении предложения с однородными членами.
- Записываем правильный ответ:
А | Б | В | Г | Д |
---|---|---|---|---|
1 | 5 | 6 | 3 | 4 |
Третий вариант задания
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников». |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел. |
В) неправильное построение предложения с косвенной речью | 3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют. |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания |
6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль. | |
7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые. | |
8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид. | |
9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи - собственным выживанием и продолжением рода. |
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
- Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
- Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Верно построенные предложения: 5, 6, 8 и 9.
- В первом предложении видно не согласованное приложение; правильно – на большой спортивной арене стадиона «Лужники» или просто «на большой спортивной арене «Лужников» . Второе предложение – образец неправильного употребления падежной формы существительного с предлогом; правильно – благодаря прививкам . Третье – ошибка в косвенной речи, четвертое – в построении предложения с деепричастным оборотом. В седьмом предложении допущена ошибка в построении предложения с однородными членами; верный вариант – Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высокие и раскидистые (или же «высоки и раскидисты»).
- Записываем правильный ответ:
А | Б | В | Г | Д |
---|---|---|---|---|
1 | 4 | 3 | 2 | 7 |
Задание №7 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Типы грамматических ошибок
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому) другу
вопреки (чему) ожиданию
согласно (чему?) расписанию
- Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).
Запомните правила:
1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.
А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов(меньшинство поддержало оратора).
Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих(ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).
В). Множественное число в остальных случаях:
- Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).
- Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей (если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).
- Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).
- Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
- Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.
- Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.
Например: Много лет прошло со дня окончания школы.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.
- Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него
(никто, кое-кто и д.т.)
Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.
- Если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором - ОДИН + существительное.
Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
- Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
- Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)
Она работает на « Заре» (П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
- Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:
Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)
- Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).
- Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых:
Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.
- Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей
(верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).
Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).
- Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).
- Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов
(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)
- Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:
Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.
Правильное употребление деепричастного оборота:
- Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.
Например:
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
- Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
- Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота :
- Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
- Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
- Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.
Например:
Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).
- Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Например:
Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).
7.Неправильное построение предложения с косвенной речью
- Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.
Примеры.
Неверно:
Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).
Верно:
Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,
Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.
Удачи вам!
Мельникова Вера Александровна