Среда обитания плоских червей. Плоские черви: особенности строения, виды и общая характеристика

ТЕМА УРОКА: Массовая доля химического элемента в соединении.

ЦЕЛЬ УРОКА: Научить вычислять массовую долю элементов в соединении по формуле соединения и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Основные понятия. Массовая доля химического элемента.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле и устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Метапредметные . Формировать умения устанавливать аналогии, использовать алгоритмы для решения учебных и познавательных задач.

Основные виды деятельности учащихся. Рассчитывать массовую долю элемента в соединении по его формуле. Устанавливать химическую формулу сложного вещества по известным массовым долям химических элементов.

Структура урока

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

III . Изучение нового материала

IV . Закрепление. Подведение итогов урока

V . Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний.

Дайте определения: относительной атомной массе, относительной молекулярной массе.

В каких единицах можно измерить относительную атомную массу.

В каких единицах можно измерить относительную молекулярную массу.

Изучение нового материала.

Работа с учебником. Рабочая тетрадь.

Ребята, допустим у нас есть вещество - серная кислота H 2 SO 4,

можем мы ли узнать какие атомы входят в состав соединения.

А их количество?

А в каком массовом соотношении они соединяются?

Вычисление массовых отношений химических

элементов в сложном веществе. (стр. 51)

А как можно узнать в каких массовых отношениях соединены элементы в соединении формула которого H 2 SO 4 ?

m (H ): m (S ): m (O )= 2*2 + 32 + 16*4= 2:32:64 = 1:16:32.

1+16+32 = 49, то есть 49 массовых частей серной кислоты, содержаться 1 массовая часть водорода, 16 массовых частей серы, 32 массовых частей кислорода.

Ребята, а как вы думаете, можем ли мы рассчитать долю каждого элемента в соединении?

Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием массовая доля элемента в соединении.

W - массовая доля элемента в соединении.

n - число атомов элемента.

Mr - относительная молекулярная масса.

Вычисление массовых долей химических элементов

в сложном веществе. (РТ)

1. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.

Задача №1 (РТ)

Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов,

входящих в состав данного вещества. (РТ)

2. Изучите алгоритм вычисления массовой доли элемента в соединении.

Задача №5 (РТ)

Закрепление изученного материала.

РТ стр. 25 №2.

РТ стр. 27 №6.

Подведение итогов урока.

Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке?

Самостоятельная работа.

Домашнее задание:

  • изучить §15 стр. 51 - 53;

    ответить на вопросы №3,4,7 стр. 53-54 (письменно).

    П еречень использованной литературы.

    Учебник. Химия 8 класс. авт. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Издательство "Просвещение", 2014.

    Рабочая тетрадь по химии. авт. Боровских Т.А.

На данный момент известно около 120 разных химических элементов, из которых в природе можно обнаружить не более 90. Многообразие же различных химических веществ вокруг нас несоизмеримо больше этого числа.
Связано это с тем, что крайне редко химические вещества состоят из отдельных, не связанных между собой атомов химических элементов. Таким строением в обычных условиях обладает лишь небольшой ряд газов называемых благородными — гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон. Чаще же всего, химические вещества состоят не из разрозненных атомов, а из их объединений в различные группировки.
То есть атомы большинства химических элементов способны связываться друг с другом. Чаще всего в результате этого получаются молекулы – частицы, представляющие собой группировки из двух или более атомов. Например, химическое вещество водород состоит из молекул водорода, которые образуются из атомов следующим образом:

Рисунок 3. Образование молекулы водорода

Образовывать связи друг с другом могут и атомы разных химических элементов, так, например, при взаимодействии атома кислорода с двумя атомами водорода образуется молекула воды:

Рисунок 4. Образование молекулы воды

Поскольку каждый раз рисовать атомы химических элементов и подписывать их неудобно, для отражения состава молекул были придуманы химические формулы. Так, например, формула молекулярного водорода записывается как Н 2 , где число 2, написанное подстрочным шрифтом справа от символа атома водорода, означает количество атомов данного типа в молекуле. Таким образом, формулу воды можно записать как H 2 O. Единица, которая должна показывать количество атомов кислорода в молекуле, согласно принятым в химии правилам, не пишется. Числа, обозначающие количества атомов в составе одной молекулы называют индексами.
Рассмотрим еще несколько примеров химических формул веществ. Так, формула аммиака записывается как NH 3 , что говорит о том, что каждая молекула аммиака состоит из одного атома азота и трех атомов водорода.
Нередко встречаются молекулы, в которых можно насчитать несколько одинаковых групп атомов. Например, из формулы сульфата алюминия Al 2 (SO 4) 3 , можно сделать вывод о том, что в составе молекулы данного вещества находятся две группы атомов SO 4 .
Таким образом, химические формулы веществ однозначно характеризуют как их качественный, так и количественный состав.
Из всего вышесказанного логично вытекает закон постоянства состава вещества, установленный еще в 1808 году французским ученым Жозефом Луи Прустом, и звучит он следующим образом:

Любое чистое химическое вещество имеет постоянный качественный и количественный состав, не зависящий от способа получения этого вещества.

Поскольку любое химическое вещество является совокупностью молекул одинакового состава, это приводит к тому, что пропорции между атомами химических элементов в любой порции вещества такие же, как и в одной молекуле данного вещества. Все различия в химических свойствах веществ зависят от количественного и качественного состава молекул и кроме того, от порядка связей атомов между собой, если таковое возможно.
Таким образом, можно дать следующее определение термина молекула:

Молекула – это наименьшая частица какого-либо химического вещества обладающая его химическими свойствами.

Аналогично относительной атомной массе, существует также и такое понятие как относительная молекулярная масса M r :

Относительная молекулярная масса (M r) вещества это отношение массы одной молекулы этого вещества к одной двенадцатой массы одного атома углерода (1 атомной единице массы).

Таким образом, очевидно, что относительная молекулярная масса складывается из относительных атомных масс элементов, каждая из которых помножена на количество атомов данного конкретного типа в одной молекуле. Так, например, относительная молекулярная масса молекулы азотной кислоты HNO 3 складывается из относительной атомной массы водорода, относительной атомной массы азота и трех относительных атомных масс кислорода:

Для описания качественного и количественного состава вещества используют такое понятие как массовая доля химического элемента w(X) .

проверьте себя 1. назовите основные группы включаемых тип плоские черви и характерные отличительные признаки на примере представители каждой

2. какой образ жизни ведут представителей различных групп плоских червей? как связаны особенности строение червей с образом жизни. И средой обитания?

1)Назовите основные группы,включаемые в тип Плоские черви, и их характерные отличительные признаки на примере представителей каждой группы.

2) какой образ жизни ведут представители различных групп плоских червей? Как связаны особенности строения червей с образом жизни и средой обитания?

.Назовите основные классы типа Плоские черви и их характерные отличительные признаки на примере представителей каждого класса. 2.Какой образ жизни ведут

представители различных классов? Как связаны особенности строения червей с образом жизни и средой их обитания? 3.На примере особенностей строения плоских, круглых и кольчатых червей перечислите признаки усложнения организации по сравнению с кишечнополостными. 4.Какие заболевания вызывают плоские черви? В чем заключается их профилактика? 5.Какие особенности строения и образа жизни характерны для представителей типа Круглые черви? 6.Почему кольчатые черви получили такое название? Что характерно для строения каждого сегмента? 7.На основании каких признаков кольчатые черви относятся к более сложноорганизованным животным, чем ранее изученные

11 Плоские черви а) имеют двустороннюю симметрию б) кожно-мускульный мешок в) специальную выделительную систему г) верны все ответы

12 Полость тела у аскариды а) заполнена соединительной тканью б) заполнена жидкостью в) заполнена воздухом г) отсутствует
13 В каждом членике тела дождевого червя повторяются а) нервные узлы б) выделительные трубочки в) кольцевые кровеносные сосуды г) верны все ответы
14 У дождевого червя из органов чувств имеются а) обоняние б) вкус в) слух г) специальных органов чувств нет
15 Дождевой червь дышит а) в бескислородной среде б) атмосферным воздухом в) возможны оба варианта г) дыхание отсутствует
16 Раковина обыкновенного прудовика покрыта слоем а) извести б) рогоподобного вещества в) хитина г) кремния
17 В кровеносной системе прудовика имеются
а) двухкамерное сердце и один круг кровообращения б) двухкамерное сердце и незамкнутая кровеносная система в) незамкнутая кровеносная система, функцию сердца выполняют два сосуда в передней части тела г) однокамерное сердце и незамкнутая кровеносная система
18 К брюхоногим моллюскам относятся а) голый слизень б) живородка в) битиния г) верны все ответы
19 Хитиновый покров членистоногих выполняет функции а) защиты б) терморегуляции в) газообмена г) верны все ответы
20 Сердце рака имеет а) два отдела: предсердие и желудочек б) три отдела: два предсердия и один желудочек в) один отдел г) сердце отсутствует
21 Нервная система у рака состоит из а) надглоточного нервного узла б) подглоточного нервного узла в) брюшной нервной цепочки г) верны все ответы
22 Брюшко паука-крестовика имеет а) три членика б) пять члеников в) нечленистое строение г) ни один из ответов не верен
23 Процесс пищеварения у паука-крестовика:
а) внутриполостной б) частично внеполостной в) полностью внеполлостной г) жидкие компоненты перевариваются вне пищеварительной системы, а твердые в желудке паука
24 Тело членистоногих состоит из:
а) головы, груди и брюшка б) головы и туловища в) головогруди и туловища г) головы, груди и брюшка; головогруди и брюшка.
25 У насекомых число пар двигательных конечностей может быть равно
а) 3 б) 4 в) 5 г) верны все ответы
26 Кислород к тканям насекомых поступает за счет диффузии через
а) стенки капилляров б) стенки трахей в) стенки легочных мешков г) поступает сначала в трахеи, затем в капилляры
27 Рыбы относятся к типу:
а) бесхордовые б) полухордовые в) хордовые
28 Тело покрыто костной чешуей:а) только у хрящевых рыб б) только у костных рыб в) у всех рыб, за редким исключением
29 У рыб глаза всегда открыты, потому что у них:
а) веки срослись и превратились в прозрачную оболочку б) веки отсутствуют в) веки неподвижны
30 Спинной мозг у рыб находится
а) под позвоночником б) в позвоночном канале,который образует верхние дуги позвонков в) над позвоночником
31 Кровеносная система у рыб
а) замкнутая б) незамкнутая в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных
32 Температура тела рыб
а) постоянная,и не зависит от температуры среды б) непостоянная,но от температуры среды не зависит в) непостоянная и зависит от температуры среды
33 кожа у пресмыкающихся
а) имеет сальные железы б) сухая (без желез) в) имеет небольшое количество желез,выделяющих слизь
34 Сердце у пресмыкающихся
а) трехкамерное б) трехкамерное,кроме крокодтлов в) четырехкамерное
35 Оплодотворение у пресмыкающихся
а) наружное б) внутреннее в) как наружное,так и внутреннее
36 Ужи-это
а) безногие ящерицы б) змеи в) особая группа пресмыкающихся
37 У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной прегородкой
а) бражейкой б) ганглием в) диафрагмой г) кутикулой
38 К скелету нижней конечности не относится следующий элемент
а) цевка б) бедро в) голень г) лучевая кость
39 Для животных характерна лучевая симметрия тела
а) моллюски б) плоские черви в) кишечнополостные г) рыбы
40 Исключите лишнее
а) лопатка б) ключица в) вороньи кости г) плечевая кость
41 Наука о птицах-это
а) птицеводство б) орнитология в) кинология г) зоология
42 Киль на грудине птиц
а) способствует рассеканию воздуха при полете б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц в) не имеет значения,как приспособление к полету
43 Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюстей и зубов
а) зоб б) железистый отдел желудка в) мускульный отдел желудка г) тонкий кишечник
44 Млекопитающие распространились по Земле благодаря тому,что
а) имели мелкие размеры б) вскармливали детенышей молоком в) были теплокровными г) верны все ответы
45 Ткани впервые появились у
а) простейших б) кишечнополостных в) плоских червей г) кольчатых червей
46 Теория Дарвина утверждает,что все организмы
а) неизменные и созданы высшими силами б) сначала были созданы,а затем эволюционировали естественным путем в) возникли и

1)назовите основные систематические группы типа плоских червей и их характерные отличительные признаки признаки на примере представителей каждой группы.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...