Картины о событиях гражданской войны. Изображение гражданской войны в романе “Тихий дон”

15 июля 2013, 15:31

Дмитрий Шмарин

"Автопортрет на фоне картины "Расказачивание"

Дмитрий Александрович Шмарин родился в Москве в 1967 году, отец – коренной москвич, мать происходит из семьи кубанских казаков. По окончании детской художественной школы и МСХШ при Суриковском институте, в 1985 году Дмитрий поступил в МГАХИ им. В.И. Сурикова. Темой трагедии казачества пронизано всё его творчество.

"Расказачивание"

По приказу ВЦИК от 24 января 1919 года о поголовном уничтожении казачества большевики стали хладнокровно истреблять казачье сословие, начав с Донских станиц. Не выдержав надругательств, казаки восстали, но восстание было подавлено с чудовищной жестокостью. Ранней весной 1919 года в станицах Вешенская и Казанская производились расстрелы. Казаков выбивали семьями, – от мужчин, способных держать оружие, до несмышленых детей. Вместе с казаками убивали и станичных священников. Для исполнения кровавого приказа в качестве палачей русского народа были призваны отряды китайцев и латышей, не гнушалась власть и уголовниками. Страшный миг предстояния казаков перед лицом смерти Дмитрий Шмарин избрал сюжетом для своей картины "Расказачивание". Достойное смирение перед волей Божией поражает не менее, чем суровое мужество в стоянии за правду людей, представленных на полотне. На фоне призрачной серой нежити, – большевистских палачей, ярко сияют белые рубахи приговоренных мучеников, синевой горит васильковая юбка казачки, рыдающей на плече у мужа. Вдалеке, в прозрачной дымке, подчеркивая трагичный и торжественный покой, тихо светятся купола станичного храма, мирно дремлют светлые хаты, широко расстилается Донская степь. Все замерло… В работе

«За Русь Святую» ранит сердце образ «белых витязей», – русских детей, подростков, наравне со взрослыми вставших в боевые ряды.

"Молитва перед дорогой"

"Ледяной поход"

"Белые пришли"

"Расстрел белых в Крыму"

"Прощание. Осень"

Дмитрий Белюкин

Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). Художником больших тем называют Дмитрия Белюкина искусствоведы. Пожалуй, не будет преувеличением сказать – главных тем. Ведь в своих работах он размышляет о смысле жизни и истории, пытается заглянуть в будущее России через ее прошлое… В свои 50 лет Дмитрий Белюкин удостоен высших для российского художника регалий, выставки его имеют успех, репродукции с картин публикуются на обложках книг, в учебниках истории. В Москве открыта постоянная галерея его работ. И главное - никто не сможет упрекнуть его в том, что за все годы творчества он хоть в чем-то изменил своему изначальному кредо.

Выдержка из интервью:

- Ваш отец в 1990-е написал серию «Галерея предков», есть в ней и портрет его деда, вашего прадеда Сергея Кузьмича Белюкина из деревни Кораблинка Серебрянопрудского района Рязанской (ныне Московской) области. Мне кажется, в этом суровом старике с тонкими чертами лица отражены характерные черты вашего рода…

- Возможно. Большая была семья, образованные крестьяне, которым, вероятно, порадовался бы Петр Аркадьевич Столыпин... Они выписывали сельскохозяйственные журналы, покупали технику. Отец нередко вспоминал деревенское детство. Он запросто мог мне вырезать дудочку или городки. Чтобы в лесу попить воды из родника, делал из бересты ковшик, который мы потом оставляли на ближайшем дереве для других.

А сейчас нет не только нашего дома в деревне Кораблинка, нет и самой деревни. XX век стер ее с лица земли…

Некоторые работы Дмитрия Белюкина:

Казак Сухой

"Есаул Кострыкин и Биплан"

"Эвакуация корниловцев из Крыма"

"Исход"

Фрагмент картины "Исход"

"Осколки"

Художник Иван Владимиров (1869 – 1947) автор известной картины “Ленин и Сталин в Разливе” известен еще и своими акварельными зарисовками социалистической революции. Делал он их в 1917 году с натуры, то что видел своими глазами.
Вот здесь показано как революционные массы устраивают погром в Зимнем Дворце:

А здесь – пролетарии грабят винный склад:

Местный поп и помещик перед революционным судом. Вскоре они будут казнены:

Большевики изымают у крестьян хлеб:

Февраль 1917, арест белогвардейских генералов:

Агитатор в деревне с портретом Троцкого в руках, вот так и одурачивали народные массы:

Павел Рыженко

Павел Рыженко(род. в 1970 г.) – выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Он пишет в стиле "классического русского реализма". Его учитель Илья Глазунов говорит, что «Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее». О своем творчестве сам Рыженко говорит: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый "электорат", а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, "мишурной" культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия».

"Прощание с погонами"

Живопись Рыженко - это не просто талантливо написанные картины. Это бронебойные снаряды, разрушающие насаждаемое ныне равнодушие к великой истории России. Это тяжелые колокола, пробуждающее в нас стремление сделать себя лучше. Картины Рыженко – выражение его внутреннего мощного духа, горячего и безкомпромиссного стремления, как он сам говорит, «видеть Россию сильной и свободной от греха».

"Прощание Государя с войсками"

Одно из самых известных произведений Павла Рыженко – триптих, посвящённый трагической судьбе Императора Николая Второго и его семьи, в который входят картины «Прощание Государя с войсками», «Заточение в Царском селе» и «Ипатьевский дом после убийства царской семьи». В «Прощании Государя…» художнику с удивительным психологизмом удалось передать всю трагичность момента. Ставка в Могилёве. Здесь ещё несколько дней назад Николай Романов был самодержцем всероссийским, правителем великой Империи. И, вот, он вернулся сюда, отрёкшись от престола, вернулся не Императором уже, а полковником Романовым, вернулся, чтобы проститься с дорогими своему сердцу войсками. Согбенный, идёт он вдоль их молчаливого ряда, заглядывая в глаза каждому, ища в них не то поддержки, не то прощения… А они в последний раз отдают честь своему Царю, которого не суждено им больше увидеть. На Россию движется страшная, непоправимая уже беда. Катит по ней, по определению Солженицына, роковое красное колесо… Молох запущен, и его не остановить уже. Россия шагнул в бездну, и скоро она поглотит и её, и Государя, и верные ему войска… И эту атмосферу надвигающейся, набирающей обороты катастрофы передаёт февральская вьюга, изображённая на картине. Словно дымом, укутано мглою небо, ветер гнёт деревья, полощет знамёна, поднимает хлопья снега и швыряет их в лица русских воинов и русского Царя, заметает их, слепит глаза… Своим отречением Государь окончательно раскрыл двери Империи для февральских оголтелых ветров, разгулявшихся теперь на её просторах. И ветра эти сдуют скоро с лица земли Великую Россию…

"Заточение в Царском селе"

"Ипатьевский дом после цареубийства"

Приблизительно к тем же роковым для Русской земли годам относится картина Павла Рыженко «Веночек», поразительная по глубинной, неизбывной печали своей, проникающая в самую душу и вызывающую в ней странную, необъяснимую тоску и горечь утраты…

На картине ранняя весна. Снег едва стаял, и оттого вся земля напоминает собою болото. Деревья окутаны лёгкой зеленоватой дымкой. За их ветвями маячит серое, дождливое небо, унылое и скорбное. Кажется, что вся природа плачет в этот миг, сочувствуя пришедшему с фронта солдату. Выжил он в страшной войне, дошёл, раненый, до дома, а здесь уж и нет никого. Никто героя не ждёт… И пришёл солдат на погост, поклонился родной могилке, уронил скупую слезу… Вспомнил он былые мирные годы, вспомнил, как уходил отсюда защищать родную землю, как прощался с тою, что покоится теперь на этом заболоченном кладбище. Многое вспомнил солдат. Думал он сказать «здравствуй» дорогому себе человеку, а приходится снова прощаться, теперь уже навеки… Кто покоится под этим серым деревянным крестом с веночком из жёлтых цветов? Мать ли солдата? Или жена? Нам этого не узнать… Мы можем лишь видеть бесконечную скорбь пришедшего с войны героя, и скорбеть вместе с ним…

До слёз драматичен и трогателен сюжет картины "Зонтик":

"Зонтик"

Что еще может тронуть душу грешника-убийцы, вчерашнего матроса с линкора «Гангут»? Возможно, абсурдность ситуации и щемящая незащищенность девочки, раскрывшей свой зонтик над убитой мамой? Что ему стоит пристрелить девочку? Но сполз по стене бравый матрос и опустился на снег. Нет у него сил поднять винтовку, и могучая рука свесилась с колена. Он растерян. Придет ли к нему осознание содеянного? И что станет с ним самим потом?

И ещё несколько работ но уже разных художников, посвящённых этой теме.

Олег Ожогин "Офицер"

Ю. Репин "Портрет Василия Михайловича Максимова"

В. Мирошниченко. Петр Николаевич Врангель

Р.В. Былинская. Александр Васильевич Колчак

Д. Трофимов. Антон Иванович Деникин

Илья Глазунов "Разгром храма в пасхальную ночь"

«Конармия» И. Э. Бабеля - это сборник небольшихрассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Рассказы из этой книги начали публиковаться в 1923 году. Разные по материалу, они рисовали мир новый и неожиданный. Судьба распорядилась так, что, приняв революцию с ее завораживающей страстью и уйдя в нее, Бабель начинает печатать свои рассказы и корреспонденции в петербургской газете «Новая жизнь», чему способствует М. Горький. Но затем, пожалуй, одним из первых, он увидел в революции разлом жизни, разлом истории. Бабель сознавал все это как разлом бытия. Это чувство правды и вывело Бабеля на дороги войны. В июле 1920 года он добровольно ушел на фронт, в Первую Конную армию.

Бабель приехал на фронт как корреспондент газеты «Красный кавалерист» Кирилл Васильевич Лютов. Двигаясь с частями, он вел дневник. Читая его, нельзя не заметить, что Бабель ошеломлен: новые впечатления пришли в резкое противоречие с его жизненным опытом. Он увидел то, о чем даже не мог подумать: войска и казачество проходили службу со своим снаряжением, со своими конями и холодным оружием. Оторванные от войска казаки были вынуждены кормиться сами и обеспечивать себя лошадьми за счет местного населения, что нередко приводило к кровавым инцидентам. Они давали выход своей усталости, анархизму, гонору, пренебрежению к достоинству других людей. Насилие встало в обыденный ряд.

Бабель видел в солдатах их незрелость, отсутствие культуры, грубость, и ему трудно было представить, как будут прорастать в сознании этих людей идеи революции. И, судя по дневнику, в душе Бабеля вставал мучительный вопрос: «Почему у меня непроходящая тоска?» А ответ был таков: «Потому что далек от дома, потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава... разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде». В основу рассказов «Конармии» и легли записи, сделанные Бабелем в своем дневнике. V Открывается сборник рассказом «Переход через Збруч». Радость победы от взятия Новгород-Волынска как бы подчеркивается радостью самой природы: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте...» А дальше: «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», и «нежный свет», который «загорается в ущельях туч», уже не может снять тревожного беспокойства. Картины победы приобретают непривычную жестокость. А затем: «Запах вчерашней крови убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу» - эта фраза «опрокинет» весь торжествующий запев рассказа.



Все это подготовило и финал рассказа: спящий сосед-еврей зверски зарезан. В рассказе «Письмо» боец Первой Конной, почти мальчик, Василий Курдюков диктует письмо своей матери, в котором он рассказывает, как его брат Сенька «кончал» «папашу» белогвардейца, который в свою очередь «кончил» родного сына Федю. И это - правда гражданской войны, когда отцы и дети становятся заклятыми врагами и без.

В рассказе «Соль» Балмашев Никита в письме в редакцию описывает, как он впустил в вагон с конармейцами, едущими на фронт, женщину с ребенком и оберегал ее от насилий со стороны товарищей, а когда узнал, что вместо ребенка она везет соль, выбросил ее из вагона и пристрелил: «...я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».

Бабель описывает героизм, столь же стихийный, но необходимый в данных условиях. Эскадронный командир Трунов, нарушая устав, самочинно и жестоко расправляется с военнопленными и тут же, вдвоем с бойцом, остается за пулеметом, чтобы отвлечь вражеские самолеты от укрывшегося в лесу эскадрона.

На могиле «всемирного героя Паши Трунова» командир полка Пугачев «прокричал речь о мертвых бойцах из Первой Конной, о гордой этой фаланге, бьющей молотом истории по наковальне будущих веков» («Эскадронный Трунов»). Сосредоточив внимание на рядовых участниках событий, Бабель очень мало говорит об истинных руководителях Первой Конной, кто укрощал эту стихийную вольницу и превращал ее в организованную силу. Однако Бабель не скрывает своего восхищения начдивом Савицким, прототипом которого послужил легендарный Тимошенко.

Во всех рассказах «Конармии» есть присутствие самого автора, который вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда могучего кровавого потока жизни.

За попытку правдиво описать события гражданской войны Бабель был обвинен в «антисоветской заговорщической террористической деятельности...» и в 1939 году арестован, а в 1940 году расстрелян.

Иван Владимиров считается советским художником. Он имел правительственные награды, среди его работ есть и портрет "вождя". Но главное его наследие - иллюстрации Гражданской войны. Им даны "идеологически верные" названия, в цикл включено нсколько антибелых рисунков (кстати, заметно уступающих остальным - явно не от души их рисовал автор), но всё прочее - это такое обличение большевизма, что даже удивительно, насколько слепы были "товарищи". А обличение состоит в том, что Владимиров - художник-документалист - просто отображал, что видел, и большевики на его рисунках оказались теми, кем они и были - гопниками, измывавшимися над людьми. "Настоящий художник должен быть правдив". В этих рисунках Владимиров был правдив и, благодаря ему, мы имеем исключительную живописную летопись эпохи.


Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 1)

Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне. Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1918 годов. В этот период он работал в Петроградской милиции, активно участвовал в ее повседневной деятельности и делал свои зарисовки не с чьих-то слов, а с самой что ни на есть живой натуры. Именно благодаря этому картины Владимирова данного периода времени поражают свой правдивостью и показом различных не очень приглядных сторон жизни той эпохи. К сожалению в последствии художник изменил своим принципам и превратился во вполне заурядного баталиста, который разменял свой талант и стал писать в стиле подражательного соцреализма (обслуживать интересы советских вождей). Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой Погром винного магазина

Взятие Зимнего дворца

Долой орла

Арест генералов

Конвоирование заключенных

С насиженных мест (Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни)

Агитатор

Продразверстка (реквизиция)

Допрос в комитете бедноты

Захват белогвардейских шпионов

Восстание крестьян в имении князя Шаховского

Расстрел крестьян белоказаками

Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой

Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году

В подвалах ЧК (1919)



Сжигание орлов и царских портретов (1917)



Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)



Русское духовенство на принудительных работах (1919)
Разделка павшей лошади (1919)



Поиски съедобного в помойной яме (1919)



Голод на улицах Петрограда (1918)



Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)



Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922)



Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)



В поисках сбежавшего кулака (1920)



Развлечения подростков в императорском саду Петрограда (1921)



Гражданская война в изображении М. А. Шолохова

В 1917 году война превратилась в кровавую смуту. Это уже не отечественная, требующая от каждого жертвенной обязанности, а братоубийственная война. С наступлением революционной поры резко меняются отношения между классами и сословиями, стремительно разрушаются нравственные устои и традиционная культура, а с ними и государство. Тот распад, что был порожден моралью войны, охватывает все социальные и духовные связи, приводит общество в состояние борьбы всех против всех, к утрате людьми Отечества и веры.

Если сравнить изображенный писателем лик войны до этого рубежа и после него, то становится заметным усиление трагичности, начиная с момента перехода мировой войны в гражданскую. Казаки, уставшие от кровопролития, надеются на его скорый конец, ведь власти «должны войну прикончить, затем, что и народ, и мы войны не хотим».

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие,

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и морально. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со сдержанной тревогой и ожиданием. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому. Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону.

Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Изображение гражданской войны как трагедии народа

Не только гражданская, всякая война для Шолохова – бедствие. Писатель убедительно показывает, что жестокости гражданской войны были подготовлены четырьмя годами первой мировой войны.

Восприятию войны как всенародной трагедии способствует мрачная символика. Накануне объявления войны в Татарском «по ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами.

– Худому быть, – пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски.

– Война пристигнет».

Война огненным смерчем ворвалась в казачьи курени как раз во время уборки урожая, когда народ дорожил каждой минутой. Примчался вестовой, поднимая за собой облако пыли. Наступило роковое…

Шолохов демонстрирует, как один лишь месяц войны до неузнаваемости меняет людей, калечит их души, опустошает до самого дна, заставляет по-новому смотреть на окружающий мир.

Вот писатель описывает ситуацию после одного из боев. Посреди леса сплошь разбросаны трупы. «Лежали внакат. Плечами к плечу, в различных позах, зачастую непристойных и страшных».

Пролетает самолет, сбрасывает бомбу. Следом выползает из-под завала Егорка Жарков: «Дымились, отливая нежно-розовым и голубым, выпущенные кишки».

Это беспощадная правда войны. И каким кощунством над моралью, разумом, предательством гуманизма становилось в этих условиях прославление подвига. Генералитету понадобился «герой». И его быстро «придумали»: Кузьму Крючкова, убившего якобы больше десятка немцев. Стали даже папиросы выпускать с портретом «героя». О нем взахлеб писала пресса.

Шолохов рассказывает о подвиге иначе: «А было так: столкнувшиеся на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченные.

Это назвали подвигом».

По-первобытному рубят друг друга люди на фронте. Русские воины трупами повисают на проволочных заграждениях. Немецкая артиллерия до последнего солдата уничтожает целые полки. Земля густо обагрена людской кровью. Повсюду осевшие холмы могил. Шолохов создал скорбный плач о погибших, неотразимыми словами проклял войну.

Но еще страшнее в изображении Шолохова гражданская война. Потому что она братоубийственная. Люди одной культуры, одной веры, одной крови занялись неслыханным по масштабу истреблением друг друга. Этот «конвейер» бессмысленных, страшных по жестокости убийств, показанный Шолоховым, потрясает до глубины души.

… Каратель Митька Коршунов не щадит ни старых, ни малых. Михаил Кошевой, утоляя свою потребность в классовой ненависти, убивает столетнего деда Гришаку. Дарья стреляет в пленного. Даже Григорий, поддавшись психозу бессмысленного уничтожения людей на войне, становится убийцей и извергом.

В романе немало потрясающих воображение сцен. Одна из них – расправа подтелковцев над сорока пленными офицерами. «Лихорадочно застукали выстрелы. Офицеры, сталкиваясь, кинулись врассыпную. Поручик с красивейшими женскими глазами, в красном офицерском башлыке, побежал ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко, словно через барьер, прыгнуть. Он упал – и уже не поднялся. Высокого, бравого есаула рубили двое. Он хватался за лезвия шашек, с разрезанных ладоней его лилась на рукава кровь; он кричал, как ребенок, – упал на колени, на спину, перекатывал по снегу голову; на лице виднелись одни залитые кровью глаза да черный рот, просверленный сплошным криком. По лицу полосовали его взлетывающие шашки, по черному рту, а он все еще кричал тонким от ужаса и боли голосом. Раскорячившись над ним, казак, в шинели с оторванным хлястиком, прикончил его выстрелом. Курчавый юнкер чуть не прорвался через цепь – его настиг и ударом в затылок убил какой-то атаманец. Этот же атаманец вогнал пулю промеж лопаток сотнику, бежавшему в раскрылатившейся от ветра шинели. Сотник присел и до тех пор скреб пальцами грудь, пока не умер. Седоватого подъесаула убили на месте; расставаясь с жизнью, выбил он ногами в снегу глубокую яму и еще бы бил, как добрый конь на привязи, если бы не докончили его сжалившиеся казаки». Предельно выразительны скорбные эти строки, исполненные ужаса перед совершаемым. С невыносимой болью прочитываются они, с душевным трепетом и несут в себе самое отчаяннейшее проклятие братоубийственной войне.

Не менее страшны страницы, посвященные казни «подтелковцев». Люди, вначале «охотно» шедшие на казнь «как на редкое веселое зрелище» и вырядившиеся, «будто на праздник», столкнувшись с реалиями жестокой и бесчеловечной казни, спешат разойтись, так что к моменту расправы над вождями – Подтелковым и Кривошлыковым – осталось совсем мало народу.

Однако ошибается Подтелков, саманадеянно считающий, будто люди разошлись из признания его правоты. Они не смогли вынести бесчеловечного, противоестественного их природе зрелища насильственной смерти. Только Бог создал человека, и только Бог может отнять у него жизнь.

На страницах романа сталкиваются две «правды»: «правда» белых, Чернецова и других убитых офицеров, брошенная в лицо Подтелкову: «Изменник казачества! Предатель!» и противостоящая ей «правда» Подтелкова, думающего, что он защищает интересы «трудового народа».

Ослепленные своими «правдами», обе стороны беспощадно и бессмысленно, в каком-то бесовском исступлении истребляют друг друга, не замечая при этом, что все меньше остается тех, ради кого они стараются утвердить свои идеи. Рассказывая о войне, о ратной жизни самого боевого племени среди всего русского народа, Шолохов, однако, нигде, ни единой строкой не воздал войне хвалу. Недаром его книга, как отмечает известный шолоховед В.Литвинов, была запрещена у маоистов, считавших войну лучшим способом социального оздоровления жизни на Земле. «Тихий Дон» – страстное отрицание любой такой людоедщины. Любовь к людям несовместима с любовью к войне. Война – всегда беда народная.

Смерть в восприятии Шолохова – это то, что противостоит жизни, ее безусловным началам, особенно смерть насильственная. В этом смысле создатель «Тихого Дона» – верный продолжатель лучших гуманистических традиций как русской, так и мировой литературы.

Презирая истребление человека человеком на войне, зная, каким испытаниям подвергается нравственное чувство во фронтовых условиях, Шолохов вместе с тем на страницах своего романа нарисовал ставшие классическими картины душевной стойкости, выдержки и гуманизма, имевшие место на войне. Гуманное отношение к ближнему, человечность не могут окончательно быть уничтожены. Об этом свидетельствуют, в частности, многие поступки Григория Мелехова: его презрение к мародерству, защита польки Франи, спасение Степана Астахова.

Непримиримо враждебны друг другу понятия «война» и «человечность», и вместе с тем на фоне кровавой междоусобицы особенно отчетливо прорисовываются нравственные возможности человека, то, каким прекрасным он может быть. Война сурово экзаменует нравственную крепость, неведомую для мирных дней.


Похожая информация.


46. Изображение революции и гражданской войны в романе М.Булгакова «Белая гвардия»

Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны.

«Белая гвардия» (1925) – художественное произведение, показывающее белую армию изнутри. Это воины, исполненные доблести, чести, верные долгу защиты России. Они отдают жизнь за Россию, ее честь - как они ее понимают. Булгаков предстает художником трагическим и романтическим одновременно. Дом Турбиных, где было столько тепла, нежности, взаимопонимания, осмысливается как символ России. Герои Булгакова погибают, защищая свою Россию.

Социальный катаклизм обнажает характеры - кто-то бежит, кто-то предпочитает смерть в бою.

Повествование сложно и многопланово: есть объективное повествование, фантастическое, сказовая манера, лирические эссе. Композиция – сложная: монтаж разнообразных кусков: история семьи Турбиных, смена властей, разгул стихии во время гражданской войны, батальные сцены, судьба отдельных героев. Кольцевая композиция начинается и заканчивается предчувствием апокалипсиа, символикой которого пронизан весь роман. Кровавые события гражд войны изображены как Страшный суд. Наступил «конец света», но Турбины продолжают жить дальше – их спасение, это их дом, очаг, за которым смотрит Елена, не зря подчеркиваются старый быт, детали (вплоть до маминого сервиза).

Через судьбу Турбиных Б открывает драматизм революции и гражданской войны. Проблема нравственного выбора в пьесе: Алексей - - либо сохранить верность присяге, либо сберечь жизни людей, он выбирает жизни: «Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам!». Человеческая жизнь – вот высшая ценность. Б. воспринял революцию 17 года не только как переломное событие в истории Р, но и в судьбах русской интеллигенции. В « Белой гвардии » во многом автобиографическая интеллигентная семья Турбиных оказывается втянута в события гражданской войны.Гл отличит черта романа – события революции в нем максимально очеловечены. Отход Б от отрицательного изображения белого движения навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение. Для Б дом Турбиных – это воплощение той Р, которая ему дорога. Г.Адамович отмечал, что автор показал своих героев в «несчастьях и поражениях». События революции в романе «максимально очеловечены». «Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А.Серафимовича, Б.Пильняка, А.Белого и других», - писал Муромский.

Осн тема – историческая катастрофа. Б соединяет личное начала с соц-историческим, ставит судьбу отдельного человека в связь с судьбой страны.Пушкинский принцип изображения – традиция – исторические события через судьбы отдельных людей. Гибель Города – как крушение целой цивилизации. Неприятие методов революц насилия с целью создания об-ва соц гармонии, осуждение братоубийственной войны выражено в образах пророческого сна Алексея Турбина, в котором ему является вахмистр Жилин, погибший в 1916 вместе с эскадроном гусар, и рассказывает о райских кущах, в кот он оказался и о событиях гражд войны. Образ рая, в кот отведено место для для всех, они «одиноково убиенные» и белые и красные. Неслучайно в вещем сне Алексея Турбина Господь говорит погибшему Жилину: «Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные».

Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Это переломный и кульминационный момент в романе. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия - жива...

Один из комических персонажей пьесы, житомирский кузен Ларион, произносит возвышенный монолог: «...Мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны... Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились...». Булгаков видел идеал в том, чтобы сохранить «гавань с кремовыми шторами», хотя время и повернулось. Булгаков явно видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей и считал, что интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо, скрепя сердце, примириться с советской властью. Однако при этом следует сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира,

«Белая гвардия» целиком лежит в русле традиций русской классической реалистической прозы. Изображено общество накануне своей гибели. Задача художника – максимально достоверно изобразить драматическую действительность реального мира. Художественные средства тут были не нужны.

Роман об историческом потрясении. Булгакову удалось изобразить то, что предчувствовал когда-то Блок, только без романтического пафоса. Нет дистанции между автором и его героем – одна из основных особенностей произведения (хотя роман написан от 3 лица). Психологически она не существует, т.к. изображалась гибель той части общества, к которой принадлежит и автор, и он сливается со своим героем.

Единственный деполитизированный роман о революции и гражданской войне. В остальных произведениях везде изображалось противоборство сторон, обязательно стояла проблема выбора. Иногда демонстрировалась психологическая сложность выбора, иногда право на ошибку. Сложность была обязательна, право на ошибку тоже. Исключение – м.б., «Тихий Дон».

Булгаков изображает происходящее как всеобщую трагедию, без возможности выбора. Сам факт революции для художника – акт уничтожения той социальной среды, к которой принадлежат автор и герои. «Белая гвардия» - роман о конце жизни. Разрушение среды обитания обязательно влечет разрушение смысла существования. Физически человек может спастись, но это будет другой человек. Отношение автора к происходящему открыто. Последний эпизод символичен: картина, близкая апокалипсису – то, что ожидает город. Финальная сцена: ночь, город, замерзающий часовой, он видит красную звезду – Марс – это апокалиптическая картина.

Роман начинается тихим колокольным звоном, а кончается погребальным, вселенским громом колоколов (sic !) , который возвещает гибель городу.

В романе М. Булгакова “Белая гвардия” (1922-1924) отражаются события гражданской войны периода 1918-1919 гг. в его родном городе Киеве. Эти события Булгаков рассматривает не с классовых или политических позиций, а с чисто человеческих. Кто бы ни захватил город - гетман, петлюровцы или большевики, - неизбежно льется кровь, сотни людей умирают в мучениях, а другие еще страшнее ожесточаются. Насилие рождает еще больше насилия. Вот это волнует писателя больше всего.

Центральный образ – Дом, символ родного очага. Собрав в доме героев накануне рождества, автор задумывается о возможной судьбе как самих персонажей, так и всей России. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» - так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи, а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие. Дом Турбиных был возведен на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...