Изобразительно выразительные средства в поэме демон. Исследовательская работа "Поэма М.Ю

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ «ДЕМОН»

Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Овчинниковой О. В.

(для 10 класса)


КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПОЭМЕ:

«…роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов»..


Основная тема всего творчества Лермонтова -

тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой - гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе.

Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.


История создания поэмы

Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты.


Лермонтов описал то, что сам видел. Его Демон пролетает теперь над вершинами Кавказа.

Начало поэмы создает ощущение плавного полёта:

Летал над грешною землёю…


КАКОВ ГЕРОЙ ПОЭМЫ?

В «Демоне» Лермонтов дал своё понимание и свою оценку героя-индивидуалиста .


СЮЖЕТ ПОЭМЫ

Лермонтов использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла , свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и фольклор кавказских народов , среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку.

Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.


ПУТЬ АБСОЛЮТНОГО ОТРИЦАНИЯ

Что привело Демона к мучительному состоянию внутренней опустошённости, к одиночеству, в котором мы видим его в начале поэмы?


«Святыня любви, добра и красоты»

Кто для Демона является Идеалом достойной человека прекрасной свободной жизни?

Какова завязка сюжета?


Демон остро ощутил пленительность Идеала (Тамары) и всем своим существом устремился к нему.

В этом смысл попытки «возрождения» Демона, о которой рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СТРОКИ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ЭТУ ПОПЫТКУ «ВОЗРОЖДЕНИЯ»


ЧТО стало причиной гибели Тамары и поражения Демона?

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!


Внутренний смысл поэмы М. Ю. Лермонтова

« Демон отрицает для утверждения, разрушает для созидания … Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порождённые больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо »

В. Г. Белинский


НЕОБХОДИМЫ ИНЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ,

Путём глубокого идейно-психологического анализа настроений тех представителей поколения 30-х годов, которые не шли дальше индивидуалистического протеста, Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений и выдвинул перед прогрессивными силами необходимость иных путей борьбы за свободу.


ОБРАЗ БОГА В ПОЭМЕ

В поэме Лермонтова Бог изображен сильнейшим тираном мира. А Демон - враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ ОБВИНЕНИЮ


КАК БЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ПОЭМЫ

Этот злой, несправедливый Бог где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ РАССКАЗ ДЕМОНА.


Язык поэмы

эмоциональный, богатый эпитетами, метафорами, сравнениями, противопоставлениями и преувеличениями.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕРЫ ТРОПОВ. ЗАПИШИТЕ ИХ.


менЯЕТСЯ ритм, и Демон приближается:

С тех пор отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта…

Тень превращается в фигуру летящего живого существа. Демон всё ближе.

Уже можно различить какой-то несколько жужжащий звук крыльев : «отвер ж енный» - «блу ж дал».

КАКОЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕРМОНТОВ?


ПРИРОДА В ПОЭМЕ

Первая часть пути Демона – Военно-Грузинская дорога до Крестового перевала, самая величественная и дикая её часть. Вот и суровая скалистая вершина Казбека, покрытая снегом и льдом. Появляется ощущение холода, бесприютности, одиночества, подобное тому, с которым не расставался Демон.


ПРИРОДА В ПОЭМЕ

Но вот Демон за Крестовым перевалом:

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели…

Полная жизни роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому…

На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы.


Молодая груЗИНКА Тамара

Что привлекло в ней Демона?


Философская И психологическая поэма

Демон - бунтовщик без положительной программы, гордый мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить.

Это эгоист. Он страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость.


ПЕЧОРИН И ДЕМОН

Как Печорин, Демон не может освободиться от отравившего его зла, и, как Печорин, он не виновен в этом. Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла.

Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.


«ДИКИЙ БРЕД»

Свой труд над поэмой он не закончил и печатать не собирался.

В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839-1840) назвал его «диким бредом»:

и этот дикий бред

Преследовал мой разум много лет.

Но я, расставшись с прочими мечтами,

И от него отделался – стихами.


«Демон» (1838 года сентября 8 дня)

Драгоценная рукопись дошла до нас . Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, как обычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради.

Она хранится в Ленинграде, в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина .

Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, но обложка сделана самим поэтом. Сверху – крупно – подпись: «Демон». Внизу слева мелко: «1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено в овальную виньетку.

Поэма «Демон», как художественное единство стоит в творчестве самого Лермонтова особняком, несмотря на все ее связи с субъективной лирикой поэта, драмой «Маскарад» и прозой. В ней с совершенной полнотой выписался любимый образ Лермонтова, занимавший его воображение с 14 лет и искавший наилучшего воплощения во многих редакциях поэмы.

Менялся нераз жанровый замысел: ранние наброски в различных стихотворных размерах перемежаются заметками, свидетельствующими о колебаниях автора между избранным ранее лиро-эпическим повествованием, прозой или сатирической повестью в стихах о приключениях Демона. От редакции к редакции изменялось место действия — от абстрактно-космического пейзажа к условно-географическому, — и наконец в качестве лучшего декоративного фона избирается реальный Кавказ.

Все эти поиски связаны с концепционными нюансами произведения. Идейное зерно замысла высказалось в первой строке поэмы: «Печальный Демон, дух изгнанья...». Эта строка и прошла через все редакции неизменной.

Мечта о свободе духа и мысль о неизбежной расплате за нее в мире, не приспособленном для свободы, составляют трагическую коллизию произведения. Самосознание человека середины 30-х гг., лучшего человека, наделенного «силами необъятными», но скованного цепями рабства по рукам и по ногам; страдания Прометея, посягнувшего на мрак николаевского царствования, — вот в чем открывался прежде всего для современников смысл гуманистической поэмы Лермонтова, направленной на защиту прав и достоинства угнетенной человеческой личности.

Сюжет легенды о восставшем ангеле, изгнанном за это из рая, при всей своей фантастичности отражал весьма трезвый и прогрессивный взгляд на историю, диктующую свои законы человеческому сознанию.

Все остальные элементы философской концепции (Демон как дух познанья, как олицетворение зла, возмездия, стремления к добру и самоочищению, возрождения любовью, торжества «безочарования», скепсиса; Демон, обогативший душу Тамары великими страстями, или Демон, погубивший ее, Демон поверженный, уступивший Тамару Ангелу, и т. д. и т. п.) варьировались и видоизменялись с большой свободой, приближаясь то одной, то другой своей стороной к известным предшественникам лермонтовской демонианы — «Потерянному раю» Мильтона, «Каину» Байрона. «Элоа» де Виньи, «Фаусту» Гете, «Демону» Пушкина — и не приближаясь вполне ни к одному из источников.

Заслуживает внимания рассказ близкого к поэту А. П. Шан-Гирея о том, как он, недовольный концовкой поэмы, предложил изменить ее план: «План твой, — отвечал Лермонтов, — недурен, только сильно смахивает на Элоу, Sœur des anges <Сестру ангелов> Альфреда де Виньи».

Одним из существенных элементов поэмы является ее фольклорная стихия. Горское сказание о стонущем по ночам, прикованном к скале духе Амирани не только оттеняет основную — «прометееву» — идею произведения, но и соотносит ее с народным мировосприятием.

Поэма насыщена мотивами творчества кавказских народов, отражающими их близость к природе, жизнелюбие, воинственныенравы, красочный быт. Запечатлевшие торжествующую силу жизни, ее печати и героику, эти мотивы подчеркивают трагизм отчуждения Демона от земных забот и радостей.

Поэзия края неправдоподобной красоты наилучшим образом объединяет в поэме фантастику с объективной, эпической сущностью образов. Народная поэзия обогатила и художественную ткань произведения, внеся новые краски, новые звучания в его стих и язык.

Виртуозный четырехстопный ямб поэмы в сочетании с певучими хореями, свойственными народной поэзии, создает интонационный рисунок большой выразительной силы — мелодику высокого страстного напряжения.

В соответствии с эмоциональной тональностью усложняются от редакции к редакции живописные изобразительные средства поэтического языка, совмещающие символический и реальный планы. В пейзаже это особенно очевидно по тому, как выписывался монастырь Тамары. В первой редакции (1829 г.) это всего лишь одноцветный рисунок — «И зрит, чернеет над горой Стена обители святой И башен странные вершины», — что вполне соответствует восприятию мира «без радости, без горя».

В редакции 1830 г., при той же психологической тональности, — другая мотивация цвета: в свете луны «белеют под горой Стена обители святой И башен странные вершины». В третьей редакции (1831 г.) красочность мира нарастает: «Едва блестящее светило На небо юное взошло И моря синее стекло Лучами утра озарило, Как демон видел пред собой Стену обители святой, И башни белые, и келью, И под решетчатым окном Цветущий садик».

Здесь найден контрастный прием характеристики внутреннего состояния Демона: «...но веселью Он недоступен». Эта тенденция и будет нарастать до последних редакций (1838 г.), где описание монастыря, раскинувшегося «меж двумя холмами» Грузии, развернулось в живописную, сверкающую, «стозвучную» картину цветущего мира, занимающую две главки текста и отличающуюся достоверностью реального пейзажа — пейзажа Койшаурской долины у подножья Казбека.

В недоступности этого мира, как и в крушении надежд на возрождение через любовь, выступают со всей очевидностью муки «двойного возмездия», тяготевшего над Демоном: возмездия извне изгнаньем и возмездия изнутри страданиями одиночества, отверженности.

Вот почему так избирательно строг и «теоретичен» Лермонтов в красках, которыми запечатлел облик Демона. По существу, в окончательной редакции поэмы нет его прямой портретной характеристики. Казалось бы, найденная в 5-й редакции романтическая апофеоза, вылившаяся в величественный образ «царя познанья и свободы», была эстетически адекватна замыслу:

Как часто на вершине льдистой

Один меж небом и землей

Под кровом радуги огнистой

Сидел он мрачный и немой,

И белогривые метели,

Как львы, у ног его ревели.

Казалось бы, этот «могучий образ» и есть тот самый, о котором впоследствии поэт вспоминал в «Сказке для детей»:

Меж иных видений,

Как царь, немой и гордый, он сиял

Такой волшебно-сладкой красотою,

Что было страшно...

Между тем как раз прямая зрительная характеристика самого лика Демона из окончательной редакции исключена. Вместо приведенных выше строк остались лишь ассоциативно-цветовые характеристики космического фона, на котором является Демон (голубизна «вечного эфира», багровые всполохи вихря, одетого «молньей и туманом», лиловая чернота «громовых туч» и т. д.).

Обобщенно, абстрактно впечатление Тамары при встрече с Демоном: «Пришлец туманный и немой, Красой блистая неземной...». Многокрасочности объемного реального земного мира (к нему относятся и пластичные портреты Тамары с кувшином, танцующей Тамары, Тамары в гробу) противостоят фантастичность, прозрачность, условность облика Демона, увиденного как бы только внутренним взором.

Отсюда и настойчивое упоминание о «немоте» Демона, чьи клятвы, монологи и диалоги занимают такое значительное место в поэме. Это тоже «внутренние», внутренним слухом услышанные речи, речи-символы, речи-знаки. В применении к зрительным впечатлениям об этом говорит Блок, восхищавшийся художественной чуткостью Врубеля, сумевшего через краски воспринять философскую условность лермонтовского Демона: «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы.

Это только наше название тех преобладающих трех цветов, которым еще „нет названья“ и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе сам Падший: „И зло наскучило ему“. Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля».

Поэма, по-своему осветившая мировую тему величия и трагедии «падшего ангела» — богоборца, явилась плодом литературно-философской эрудированности автора. Приобщенность Лермонтова к актуальнейшему для современных ему теорий познания и философско-исторических концепций вопросу о соотношении и коллизиях «человеческого духа» и исторического бытия подводилавплотную к диалектическому решению назревших этических проблем: к мысли о сложных взаимоотношениях добра и зла, об относительности этих понятий, об их исторической обусловленности, о движущих потенциях, заложенных в борьбе сил добра и зла, о связи этой борьбы с областью изменчивых идеалов.

В конкретном преломлении это была проблема героя времени — вопрос о личности, ее месте и назначении в общественной жизни. Поэма обогащала «нравственный состав» личности, преображая и обновляя души, устремляя их к подвигу, к деятельному познанию и преобразованию мира. Белинский писал, что Демон Лермонтова и русских людей его поколения, т. е. их скептицизм, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания... Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения».

История восприятия поэмы «Демон» свидетельствует о том, что совокупность особых, свойственных именно Лермонтову эстетических воздействий несла в себе психологию живительных сомнений, поисков истины в их единстве и противоречиях. Понятная людям всех возрастов, эта психология особенно близка молодости; исполненная протеста против всякого застоя, она полнее всего отвечала исторической ситуации конца 30-х гг. XIX в., но факты говорят о бессмертии произведения, возбуждавшего жизненную активность многих поколений вплоть до нашего времени.

Личностное в поэме обусловило ее общечеловечность. Борьба за права человеческой личности легла в основу передовых социальных и революционных движений, но с различными нюансами, что еще более расширяло круг тех, в чьих сердцах находила отзвук поэма Лермонтова.

Так, для Белинского в лермонтовском «Демоне» важнее всего исполинский взмах мысли и «гордая вражда» с небом. В 1841—1842 г. критик изготовляет свой собственный список поэмы, без конца ее читает и цитирует, вникая в «глубочайшее содержание» произведения. Для Герцена не менее важна жизнедеятельная энергия поэмы, ее сокрушающая оковы устремленность, но основной психологический фон при этом для Герцена — «ужас и трагизм» существования, породившего демонский протест.

Поэма созвучна поколению Герцена и Огарева прежде всего противоречивым и трагическим строем чувств, сочетавших любовь и вражду, ум и страсти, бунт и отчаяние, веру и разочарование, дух анализа и стремление к действию, апофеозу индивидуалистической личности и тоску по духовному единению людей.

«Человечественность» фантастического Демона, несмотря на его символизированную сущность, своеобразно заявила о себе в восприятии, казалось бы, очень далекой от художественного мира Лермонтова среды — рабочих иконописной мастерской в эпоху первой русской революции.

Чтение поэмы, изображенное в автобиографической повести М. Горького «В людях», производило на души людей то же чарующее, то же возбуждающее впечатление, что и на современников поэта. Вызов существующему ипорыв к лучшему сохранили эмоциональную и этическую силу воздействия в новом веке, в новых исторических условиях.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.

Название работы: Урок литературы в 10 классе «Особенности языка М.Ю.Лермонтова

(на примере изучения поэмы «Демон»)".

Автор: Варенцова Светлана Александровна
Место выполнения работы: Государственное казённое образовательное учреждение Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида Ресурсный центр дистанционного образования детей
Тема урока: «Особенности языка М.Ю.Лермонтова (на примере изучения поэмы «Демон»)".
Цель урока: исследовать особенности языка М.Ю. Лермонтова на примере изучения поэмы «Демон».

Задачи :

- обучение наблюдению за функционированием изобразительно-выразительных средств в раскрытии главных образов поэмы, интерпретации художественного текста поэмы;- развитие словесно-логического мышления (умения анализировать, синтезировать, классифицировать, проводить аналогии) при работе над текстом, памяти, воображения, речи, коммуникативных навыков учащихся;

- воспитание духовно-нравственных качеств личности.
Предварительное задание для учеников.

Организуется работа в 3 группах: 1 группа находит в поэме эпитеты, приложения, сравнения, характеризующие Демона , делает выводы об их роли в произведении.

2 группа находит в поэме эпитеты, приложения, сравнения, рисующие образ Тамары

3 группа – находит в поэме эпитеты, приложения, сравнения, создающие образ Ангела , делает выводы об их роли в произведении,

Индивидуальное задание ученику: подготовить сообщение об истории создания поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон».
Оргмомент.

Актуализация знаний.

Каждый поэт или писатель создает свой неповторимый стиль, используя выразительные возможности языка. Продолжая изучать творчество М.Ю. Лермонтова, мы будем анализировать поэму «Демон», понаблюдаем, как функционируют в тексте поэта изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Беседа.

Как вы думаете, для чего М.Ю. Лермонтов использует различные тропы, создавая поэтический текст?

(М.Ю. Лермонтов подбирает тропы для создания образов, для выражения авторской идеи, с помощью выразительных средств языка рисует картины природы, показывает внутренний мир героев и выражает собственное мироощущение).

Попробуем доказать ваши предположения, обратившись к тексту поэмы. Любое произведение имеет историю создания, изучив которую, можно понять позицию автора, мотивы, побудившие его написать произведение, его взгляды на происходящие события.Прослушаем сообщение об истории создания поэмы.

Сообщение ученика об истории создания поэмы «Демон».

Поэму «Демон» М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе.

В 1829 году 15-летний поэт пишет лирическое стихотворение "Мой демон", которое вместе с начатой в том же году поэмой "Демон" открывает "демоническую" тему в его творчестве. Есть основание полагать, что это стихотворение Лермонтов, написал под влиянием "Демона" Пушкина, которое было напечатано под заглавием "Мой демон" в 1824 году. По словам самого Пушкина, в своем "Демоне" он хотел олицетворить "дух отрицания или сомнения" и влияние его "на нравственность нашего века". В раннем стихотворении Лермонтова присутствует пушкинское отождествление демонического и скептического, критического начал, но вместе с тем уже здесь намечен и свой угол видения злого гения. "Демонический" дух не был сродни Пушкину. Пушкинский "злобный гений" лишен светлых, положительных сторон. У Лермонтова образ Демона с самого начала окрашен в более привлекательные тона, сильнее опоэтизирован. В 1831 году поэт создает новую редакцию стихотворения "Мой демон", значительно переработанную и дополненную, в которой образ этого героя приобретает отчетливые черты лермонтовкой самобытности и оригинальности. Его Демон - не только "собранье зол", "чуждое любви и сожаленья", но и смелая, гордая натура, презирающая "ничтожные, хладные толки света" . С появлением Демона Лермонтов связывает минуты прозрения и "предчувствия блаженства" в жизни лирического героя:

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дан предчувствие блаженства,

Не дают мне счастья никогда.

Если лирического героя Пушкина "дух сомнения или отрицания" смущает, выбивает из привычной колой, вносит диссонанс в его жизнерадостное мироощущение, то лирический герой Лермонтова по своей натуре близок Демону, они родные души и связаны навсегда:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня...

В стихотворении "Я не для ангелов и рая" (1831 г.) Лермонтов прямо уподобляет себя злому духу:

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой.

В романтической поэме "Демон" основные черты "демонического" героя лирики Лермонтова нашли свое дальнейшее развитие и наиболее полное художественное воплощение. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка («Печальный Демон – дух изгнанья»), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

Это одна из самых любимых его поэм. В окончательном варианте 1839 года перед нами вполне сложившийся, определенный образ.
Работа с текстом по группам.

Обратимся к тексту поэмы. Какие выразительные средства использует М.Ю. Лермонтов, создавая образы «Демона», Ангела, Тамары?
Задание классу по ходу выступлений учащихся.

Заполните таблицу «Функционирование эпитетов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» примерами из текста, сделайте выводы.

1 группа - образ Демона.

Демон Лермонтова «печальный», «давно отверженный», «дух изгнанья», с «немой душой», «померкшими глазами», «злой дух», «безотрадный».

Эпитеты не только придают образность словам, подчеркивают характер главного героя, но и с помощью этого средства выразительности поэт передает эмоции, ощущения литературных героев, их отношение к другим героям. Так, для Тамары Демон «дух лукавый», «коварный друг».

Образ Демона окрашен в темные тона:

Явилась снова воля злая
И яд коварных, черных дум

В момент противоборства Ангела с Демоном-искусителем меняется авторское отношение к главному герою, а вместе с тем и восприятие его читателем. "Дух беспокойный, дух порочный», - обращается к нему Ангел, не верящий в возрождение изгнанника неба и желающий спасти душу Тамары.

Смысловые акценты падают на определения и в сравнениях Лермонтова.

Не зная радости минутной,
Живу над морем и меж гор,
Как перелетный метеор,
Как степи ветер бесприютный! – характеризует себя Демон.

Демон терпит поражение, в конце поэмы он побежденный, отверженный, но по-прежнему гордый и непреклонный в своих помыслах:

Тогда над синей глубиной
Дух гордости и отверженья
Без цели мчался с быстротой;
Но ни раскаянья, ни мщенья
Не изъявлял суровый лик.

2 группа – образ Ангела.

Антиподом Демону в поэме выступает Ангел, и М.Ю.Лермонтов с помощью эпитетов подчеркивает антагонизм образов: «ангел мирный», « крылья легкие», «за белыми плечьми», «взор унылый», взаимообратимось сравнений («Чиста, как мой ангел") подчеркивает отношение автора к герою.
Поэт, противопоставляя Ангела Демону, вновь с помощью эпитетов подчеркивает чистоту помыслов " сына безгрешного рая",

Посланник рая, ангел нежный ,
В одежде дымной, белоснежной
3 группа - образ Тамары.

В противовес главному герою Тамара окрашена светлыми, чистыми тонами:

Эпитеты и сравнения помогают выразить отношение к героине автора, а вместе с тем и читателя:

Как звезды омраченной да́ли ,
Глаза монахини сияли;
Ее лилейная рука,
Бела, как утром облака ,
На черном платье отделялась.

По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.
Закрепление знаний .

Проверка результатов наблюдений над текстом, отраженных в таблице «Функционирование эпитетов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Образ Демона (выразительные средства)

Образ Ангела(выразительные средства)

Образ Тамары (выразительные средства)

печальный

лилейная рука

давно отверженный

В одежде дымной белоснежной

Бела, как утром облака

дух изгнанья
влажный взор

с немой душой
божественная

померкшими глазами

безотрадный

побежденный

Выводы:

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

В поэме «Демон» противоречия, или контрасты, являются выражением особенностей конфликта всего произведения, а также придают динамику и остроту действию.

Поэт использует прием антитезы, противопоставляя Демона Ангелу и Тамаре. Это доказывает и языковой анализ поэмы. Можно предположить, что, образ Демона – проводник духовных исканий М.Ю. Лермонтова. Поэт в поисках гармонии с миром, с самим собой. Демон – именно тот образ, который лучше всего способен выразить состояние мятущегося духа.
Беседа с классом.

В тексте М.Ю. Лермонтова встречаются описания природы. Какие языковые средства использует поэт, рисуя картины природы и какова, на ваш взгляд, функция пейзажа в произведении?

(Действие поэмы развёртывается на фоне кавказской природы.

Именно в первой части появляется множество сравнений при описании восточного колорита:

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел,- и горный зверь и птица,

Природа заодно с Ангелом, они гармонично дополняют друг друга.

И был небесный свод над ним
Украшен радугой цветистой ,
И воды с пеной серебристой

С каким-то трепетом живым
К скалам теснились вековым.

Ангел и природа вместе страстно желают спасти душу Тамары:

Творцу молился он. И, мнилось,
Природа вместе с ним молилась .

Ангел для Тамары - спаситель.

Как парус над бездной морской,
Как под вечер златая звезда,
Явился мне ангел святой -
Не забуду его никогда.

Природа, одухотворяясь, сочувствует героине:

Меж тем, как путник любопытный,
В окно, участием полна ,
На деву, жертву грусти скрытной,
Смотрела ясная луна !)
- Сделайте вывод о роли олицетворений, эпитетов в изображении картин природы в поэме.

(Изобразительно-выразительные средства использует поэт для изображения яркой, сочной обстановки, на фоне которой развертывается действие поэмы (это свойственно романтическим произведениям). Кроме того, описание природы является средством проникновения во внутренний мир героев. Эпитеты, сравнения, олицетворения помогают выполнить авторский замысел).
Итоги урока .

М.Ю.Лермонтов использует такие выразительные средства языка, как эпитеты, сравнения, для создания главных образов поэмы (Демона, Тамары, Ангела), выражения чувств, переживаний героев, создания романтического пейзажа, что способствует выражению авторской идея поэтического текста.

Эпитеты у М. Ю. Лермонтова несут основную смысловую нагрузку, передают авторское отношение к героям.

Эпитеты не только придают образность словам, подчеркивают характер главного героя, но и с помощью этого средства выразительности поэт передает эмоции, ощущения литературных героев, их отношение к другим героям.

Домашнее задание : выполнить компьютерную презентацию «Роль изобразительно-выразительных средств в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Литература

Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. - Санкт-Петербург, 1840

Висковатов П. М.Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1891

Виноградов В.В. «Стиль прозы Лермонтова» (статья)

Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. - М., 1982

Коровин. И. Поэтом рожденное слово//Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. - М., 2002.

Коровин В. И. Драматург и романист//Лермонтов М. Ю. Проза и драматургия. - М., 2002

Лермонтовская энциклопедия. -Л., 1981

Лермонотов М. Ю.Собрание сочинений в 4-х т. – М.,1969

Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985

Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. - Л., 1979

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988

Михаил Лермонтов: pro et contra. - СПб., 2002

Поликутина Л.Н. Интерпретация поэтического текста посредством национального колорита (на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон») // Русское слово: восприятие и интерпретации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 19-21 марта 2009 г.: в 2-х т. - Пермь: Перм. гос. ин. искусства и культуры, 2009

Интернет-ресурсы

http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l43/l43-517-.htm

http://goldlit.ru/lermontov/315-demon-analiz

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Роль эпитетов и сравнений в поэме М.Ю.Лермонтова“Демон”

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Введение. Цель проекта - определить роль эпитетов и сравнений в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Задачи: - изучить вопрос о роли эпитетов и сравнений в художественном тексте; - определить роль эпитетов и сравнений для создания картин природы в поэме; - определить роль эпитетов и сравнений для создания образа Демона; - определить роль эпитетов и сравнений для создания образа Тамары; - определить роль эпитетов и сравнений для создания образа Ангела; Материал исследования: сравнения и эпитеты в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

4 слайд

Описание слайда:

Сравнение Среди изобразительно-выразительных средств языка существует специальный прием, основанный на сопоставлении двух явлений. При этом он позволяет пояснить одно явление через другое. Наиболее часто это выразительное средство языка оформляется в форме сравнительных оборотов, обогащенных союзами что, как будто, точно, словно и как. Например: как спелые яблоки, сидят на ветке снегири. Передача сравнения может быть осуществлена и другими средствами. Например, существительным в творительном падеже с глаголом. Например: багровым костром лежал закат. Для сравнения может быть применено сочетание существительного со сравнительной формой прилагательного - правда дороже, чем золото.

5 слайд

Описание слайда:

Эпитет Эпитет [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение, свои признаки.Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное – например: "бродяга-ветер", прилагательное – например: "деревянные часы", наречие или деепричастие: "ты жадно глядишь" или "самолеты несутся, сверкая".

6 слайд

Описание слайда:

История создания поэмы Демон Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

7 слайд

Описание слайда:

Сравнения в описании природы. Действие поэмы развёртывается на фоне кавказской природы. Именно в первой части появляется множество сравнений при описании восточного колорита: Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял, И Терек, прыгая, как львица С косматой гривой на хребте, Ревел,- и горный зверь и птица, Создавая многогранный образ Демона, автор опирается на традиции романтизма: действие развёртывается на фоне экзотической обстановки.

8 слайд

Описание слайда:

Роль эпитетов в создании образа Демона Эпитеты у М. Ю. Лермонтова несут основную смысловую нагрузку, передают авторское отношение к героям. Так, в начале поэмы Демон вызывает сочувствие. Он «печальный», «давно отверженный», «дух изгнанья», с «немой душой», «померкшими глазами», «злой дух», «безотрадный» .

9 слайд

Описание слайда:

Демон и Тамара Эпитеты не только придают образность словам, подчеркивают характер главного героя, но и с помощью этого средства выразительности поэт передает эмоции, ощущения литературных героев, их отношение к другим героям. Так, для Тамары Демон - «дух лукавый», «коварный друг».

10 слайд

Описание слайда:

Образ Демона Любовь к Тамаре преображает героя, он надеется на свое перерождение: Но ты, ты можешь оживить Своей любовью непритворной Мою томительную лень И жизни скучной и позорной Непролетающую тень!

11 слайд

Описание слайда:

Демон отверженный Демон терпит поражение в любви, в конце поэмы он побежденный, отверженный, но по-прежнему гордый и непреклонный в своих помыслах, эта мысль подчеркивается эпитетами: Тогда над синей глубиной Дух гордости и отверженья Без цели мчался с быстротой; Но ни раскаянья, ни мщенья Не изъявлял суровый лик

12 слайд

Описание слайда:

Образ Тамары В противовес главному герою, Тамара окрашена светлыми, чистыми тонами. Эпитеты и сравнения помогают выразить отношение к героине автора, а вместе с тем и читателя: Как звезды омраченной да́ли, Глаза монахини сияли; Ее лилейная рука, Бела, как утром облака, На черном платье отделялась.

13 слайд

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...