Культура персии в 19 начало 20 века. Иран во второй половине XIX века

Вторая половина XIX в. стала периодом активной колониальной экспансии в Иран европейских стран, прежде всего Англии и России. При этом каджарская правящая группировка с большей охотой соглашалась удовлетворять требования иностранных держав, чем требования своего народа. В качестве основных средств усиления закабаления Ирана иностранный капитал использовал получение у шахского правительства разного рода концессий, а также предоставление Тегерану денежных займов.

Во время Крымской войны, пользуясь тем, что англичане были заняты осадой Севастополя, Наср эд-Дин-шах решил предпринять поход на Герат с целью упредить его захват афганским эмиром Дост-Мохаммедом. В октябре 1856 г. после пятимесячной осады Герат был взят. В ответ Англия объявила войну и оккупировали часть иранской территории, включая остров Харг, города Бушир, Мохаммеру (ныне Хорремшехр) и Ахваз. По Парижскому договору, подписанному в марте 1857 г., шах признавал независимость Герата, а в случае появления разногласий между Ираном, с одной стороны, Гератом и Афганистаном, - с другой, обязывался обращаться к посредничеству Лондона.

В 1862-1872 гг. Англия добилась от шахского правительства заключения трех конвенций, по которым приобрела право строить на территории Ирана наземные телеграфные линии для обеспечения бесперебойной связи Лондона с Индией. Эти линии явились орудием расширения британского влияния в Иране. Обслуживавший персонал, состоявший из англичан, пользовался правом экстерриториальности. На сами же телеграфные линии, как на мечети и иностранные посольства, распространялась привилегия беста (неприкосновенного для властей места убежища).

В 1872 г. шах предоставил владельцу английского телеграфного агентства барону Ю. Рейтеру концессию на монопольную эксплуатацию всех промышленных ресурсов Ирана сроком на 70 лет: разработку природных богатств, возведение-ирригационных сооружений, строительство дорог и т. п. Однако подобного рода концессия вызвала в стране широкую волну протестов (против нее выступила и российская дипломатия), и вскоре Наср эд-Дин-шаху пришлось ее аннулировать. В качестве компенсации иранское правительство разрешило в 1889 г. Рейтеру организовать Имперский (Шахиншахский) банк Персии, который получил право выпускать банкноты, контролировать монетный двор, принимать на свой текущий счет государственные доходы и таможенные пошлины, начал устанавливать курс иностранных валют.

В 1888 г. английский подданный Линч приобрел концессию на организацию судоходства по единственной в Иране судоходной реке Карун. В 1891 г. в ведение британской компании Тальбот перешла скупка, продажа и переработка всего иранского табака, против чего по всей стране начались мощные выступления протеста, а высшее духовенство издало даже специальную фетву о запрещении курения. В результате в 1892 г. шах был вынужден эту концессию отменить. Для погашения неустойки фирме Тальбот Шахиншахский банк выделил Наср эд-Дин-шаху заем в 500 тыс. ф. ст. под залог южных иранских таможен, ставший первым крупным иностранным займом.

Если на юге Ирана преобладающим было влияние Англии, то на севере оно принадлежало России. В 1879 г. русский подданный Лианозов получил разрешение на эксплуатацию рыбных промыслов Каспийского моря, в том числе впадающих в него иранских рек. В 1889 г. шахское правительство выдало русскому капиталисту Полякову лицензию на организацию Учетно-ссудного банка Персии, открывшего в дальнейшем отделения и агентства в Тебризе, Реште, Мешхеде, Казвине и других городах страны. В него поступали пошлины с северных таможен Ирана. Между Шахиншахским и Учетно-ссудным банком происходила острая конкурентная борьба. В 1890 г. Полякову было разрешено учредить «Персидское страховое и транспортное общество», построившее и взявшее под свой контроль шоссейные дороги, соединявшие с русской границей города Северного и Центрального Ирана, а также водные коммуникации вдоль южного побережья Каспийского моря.

Что касается железных дорог, то под нажимом Англии и царской России в 1890 г. правительство Ирана взяло на себя обязательство от их строительства воздержаться.

Постоянно нуждавшаяся в деньгах правящая группировка государства за сравнительно небольшие суммы предоставляла концессии, причем иногда весьма неожиданные, также и другим европейским странам. В частности, бельгийцам было выдано разрешение на обустройство игорных домов, производство и продажу вин, французам - бессрочно вести археологические раскопки и половину обнаруженных древних реликвий вывозить из Ирана.

С 1870-х годов в Иран резко увеличивался импорт заграничных фабричных товаров, конкуренция которых подрывала местное ремесло и тормозила создание национальной промышленности. Одновременно рос вывоз из страны сельскохозяйственной продукции и сырья, диктовавшийся требованиями внешнего рынка. В стране стали расширяться посевные площади под хлопок, табак и другие технические культуры. Иран превращался в сырьевой придаток европейских держав.

Под контроль иностранцев переходила не только экономика, но и некоторые сферы государственного управления. Созданный в 1879 г. под руководством русских офицеров казачий полк, развернутый потом в бригаду, сделался единственной боеспособной частью иранской армии, что усилило зависимость шахского режима от царской России. Наряду с русскими в Иране появились австрийские, германские, итальянские и французские военные инструкторы. Иностранцы начали внедряться и в центральный управленческий аппарат - в министерстве почт и телеграфа решающий голос принадлежал англичанам, во главе таможенного дела в 1898 г. был поставлен бельгиец Наус. В северных районах и в столице на ответственные должности назначались лица, угодные русскому послу. В южных областях хозяйничали англичане, которые, не считаясь с мнением шахского правительства, заключали соглашения с местными ханами, субсидировали их и снабжали оружием.

Упрочение позиций иностранного капитала повлекло за собой также перемены в классовой структуре общества. В результате усиления зависимости сельского хозяйства от запросов внешнего рынка представители купечества, чиновничества и духовенства стали захватывать участки мелких землевладельцев и скупать угодья феодальной аристократии и шахской семьи, формируя тем самым слой помещиков нового типа. Развитие товарно-денежных отношений и возрастание доли налогов, взимавшихся в деньгах, вели к ростовщическому закабалению крестьян. Нередко в качестве ростовщиков выступали те же самые помещики.

Во второй половине XIX в. попытки перехода в городах от ремесленного и мануфактурного производства к фабрично-заводскому, организации национальных акционерных компаний и обществ, где использовался бы наемный труд, из-за отсутствия соответствующего предпринимательского опыта, подготовленных должным образом технических кадров, а также дефицита капитала, как правило, завершались неудачей. Терявшие работу и средства к существованию ремесленники и наемные рабочие вместе с разорявшимися крестьянами пополняли армию голодных и десятками тысяч уходили на заработки в Россию - в Закавказье и Закаспийскую область.

Совершивший в 1873, 1878 и 1889 гг. поездки в Россию и Европу Наср эд-Дин-шах ввел в сферу государственного управления отдельные новшества: учредил министерства внутренних дел, почт и телеграфа, просвещения, юстиции, основал ряд светских школ для сыновей феодальной знати, провел некоторую европеизацию одежды придворных. Однако эти мероприятия носили поверхностный характер и не затрагивали основ существующего строя. Попытка же ограничить судебную власть духовенства восстановила против шаха многих авторитетных и влиятельных шиитских богословов.

В 1893-1894 гг. в Исфагане, Мешхеде, Ширазе и других городах прошли массовые «голодные бунты». Убийство на волне нарастания народного недовольства 1 мая 1896 г. Наср эд-Дин-шаха панисламистом Реза Кермани и приход к власти его сына Мозаффар эд-Дин-шаха ситуацию не изменили. Отправив в отставку нескольких министров и губернаторов, новый шах со своим окружением по-прежнему придерживался реакционного курса отца. При нем в Иране еще больше укрепилось влияние иностранцев, продолжало нарастать народное недовольство, множились приобретавшие все более широкий размах волнения.

Историки советской школы выделяли три периода революции:

первый период - с декабря 1905 г. по январь 1907 г. (до принятия конституции);

второй период - с января 1907 г. до ноября 1911 г. (размежевание сил, политическая чехарда, попытки контрреволюционных переворотов);

третий период - с ноября по декабрь 1911 г. (вооруженное вмешательство Англии и России во внутренние дела Ирана, подавление революции).

1. Первый период революции не случайно назван конституционным, ибо в это время главной была борьба за принятие конституции и созыв парламента. Непосредственным поводом к революции стали события в Тегеране в конце 1905 г. Им предшествовал длительный внутренний кризис, который охватил все стороны жизни иранского общества. До начала XX в. правительству ценой некоторых уступок и политических маневров удавалось сглаживать эти противоречия. Но к началу XX столетия флюиды революционности достигли и шиитского Ирана. В декабре 1905 г. в Тегеране начались антиправительственные выступления под лозунгом отставки премьер-министра страны Айн-од-Доуле. По мнению российских историков и дипломатов начала XX в., Доуле был настоящим прохиндеем, бравшим взятки всюду и со всех. Только «благодаря» первому министру революция в Иране началась в 1905 г., а не через 10-100 лет.

Кроме отставки Доуле, оппозиционеры требовали изгнания иностранцев из аппарата управления, введения конституции и созыва парламента (меджлиса). Непосредственным поводом к эскалации конфликта стали события в столице Тегеране. По приказу губернатора были схвачены и избиты 17 купцов, среди которых были сеиды (потомки Пророка). Они не выполнили предписания правительства о снижении цен на сахар. В знак протеста в декабре 1905 г. закрылись все базары, лавки, мастерские. Часть духовенства и купечества села в бест в пригороде столицы. Так началась революция 1905 -1911 гг. В современной историографии нередко события 1905-1911 гг. называют конституционным движением, и это оправдано, так как в начальный период все оппозиционные группировки выступали единым фронтом, требуя принятия конституции и созыва парламента.

Основные события происходили в Тегеране, Исфагане, Тебризе. Летом 1906 г. движение за реформы вступило в свою завершающую стадию. Июльская забастовка заставила шаха отправить в отставку первого министра Доуле, вскоре правительство издает указ о введении конституции. Осенью 1906 г. опубликовано положение о выборах в меджлис. Выборы были двухступенчатыми, проходили по куриальной системе, с высоким имущественным цензом. В первом парламенте заседали представители шести «сословий»: принцы и Каджары, духовенство, земельная аристократия, купечество, «землевладельцы и земледельцы», ремесленники.

Не трудно подсчитать, что 38% (первая и четвертая строка второго столбика) составляли представители духовенства и землевладельцы. Чуть меньше - 37% (вторая строка, второй столбик) состава меджлиса - это представители среднего и мелкого купечества. Однако вместе с ремесленниками и мелкими предпринимателями их было 46%, то есть абсолютное большинство в парламенте.

Парламент сразу же стал заниматься доработкой конституции. В декабре шах Мозаффар ад-Дин утвердил проект конституции и через 8 дней умер. С января 1907 г. на престол вступил его сын, ярый реакционер, противник государственной либерализации Мохаммад Али-шах. Конституция 1906-1907 гг. поражала западных наблюдателей своим либеральным духом. Может быть, это было связано с тем «странным союзом», который сложился на первом этапе революции. В этот союз входили представители духовной и светской интеллигенции. Они объединились для решения двух важнейших задач: ограничения власти шаха и противостояния англо-русскому проникновению в Иран. Примечательно то, что революционная элита опиралась на традиционный монархизм народа (шах хорош, да советники плохие). Уже в 1907 г. этот странный союз распался, духовенство идет на соглашение с Мохаммадом Али-шахом.

На втором этапе революции в 1907 г. Мохаммад Али-шах под давлением меджлиса подписал «Дополнения к Основному закону», то есть была завершена выработка конституции. В «Дополнениях» значительно расширялись полномочия духовенства. Создавалась специальная «комиссия пяти», в нее входили виднейшие шиитские лидеры. Вместе с тем «Дополнения» не отменяли либеральные идеи «Основного закона». В стране провозглашались демократические свободы, санкционировалось создание провинциальных и областных энджоменов, декларировалась неприкосновенность личности, частной собственности, жилища, свобода слова, печати и т.д. Правда, все свободы должна была контролировать «комиссия пяти». Религиозным лидерам, членам «комиссии пяти», предоставлялось право решать, соответствует тот или иной закон духу ислама или нет176.

Таким образом, модель конституционной монархии принималась улемами лишь в том случае, если она сохраняла, а еще лучше усиливала власть духовенства.

Во второй период революции произошло размежевание сил, и началась борьба различных политических группировок за власть. Каждая группировка объявляла себя поборницей свободы и демократии, стремилась выступать от имени всего народа. Демократия и свобода - слова политически ангажированные.

Вероятно, свобода как вседозволенность и «рафинированная» свобода интеллигенции возможны в любой стране. Шиитское духовенство и «европеизированные» либералы по-разному понимали задачи революции, однако принятие конституции их ненадолго примирило.

Революционные события в Иране трактуются иностранными державами как признаки ослабления центральной власти. Англия и Россия, воспользовавшись политической обстановкой, подписали 31 августа 1907 г. соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Этим соглашением было завершено формирование военно-политического союза Антанты. Согласно договоренностям сферой влияния Англии стали юго-восточные районы Ирана, России - северные районы страны, включая Иранский Азербайджан. Меджлис отказался ратифицировать англо-русское соглашение 1907 г. Обстановка в стране становилась все напряженней. В декабре 1907 г. шах подтягивает к столице преданные ему войска. В июне 1908 г. с помощью казачьей бригады полковника Ляхова Мохаммад Али-шах совершает первый контрреволюционный переворот. Меджлис был разогнан, закрыты демократические газеты, начались политические репрессии и т.д. Левые депутаты меджлиса и некоторые руководители энджоменов были брошены в тюрьмы или казнены.

В этих условиях центр движения переместился в Иранский Азербайджан, в город Тебриз. Высшей точкой революции стало Тебризское восстание 1908-1909 гг., иногда его называют «гражданской войной». Руководили восстанием Саттар-хан и Багир-хан. Но приставка хан - это почетный титул, ибо Саттар-хан был выходцем из крестьян, Багир-хан до революции был ремесленником. Деятельность Саттар-хана была овеяна легендой. В глазах соотечественников он был «полководцем, вождем народа», истинным лути. Лути в представлении простых иранцев - это, прежде всего, силач, богатырь, вызывающий уважение своей физической силой. В городах лути «держали кварталы» и являлись надежной защитой жизни и имущества их обитателей. В разговорном языке лути означает «великодушный и благородный человек»177. Саттар-хан и Багир-хан организовали федайские отряды, боролись за восстановление конституции и парламента.

В Тебризском восстании приняли участие закавказские большевики во главе с С. Орджоникидзе и не только они. Кроме большевиков, на стороне иранской революции воевали армянские дашнаки, грузинские меньшевики и другие. По мнению Г.В. Шитова, лейб-гвардия Саттар-хана состояла из «250 дагестанских головорезов, без всякой партийной принадлежности»178. В 1909 г. шахским войскам с помощью ханов кочевых племен удалось осадить Тебриз. Кольцо блокады сжималось, в городе не было пресной воды, пищи. Однако восставшие не сдавались. Россия решает помочь шаху и начинает военные действия против Тебриза. Несогласованность карателей имела обратные последствия для восставшего города. Российские войска разгромили Тебриз, но и разорвали кольцо блокады. Голодные, измученные, но живые повстанцы ушли из Тебриза в Решт, а оттуда вместе с гилянскими и бахтиярскими федаями в столицу Ирана Тегеран. В этом походе участвовал С. Орджоникидзе. Город был взят 13 июля 1909 г. Шах вынужден был сесть в бест в российской дипломатической миссии. Однако это не помогло ему сохранить престол. Мохаммад Али-шах был низложен. В августе шах с остатками шахской казны прибыл в город Одессу, где был встречен с соответствующими почестями. Его место занял малолетний сын Ахмед. Меджлис был восстановлен, к власти пришли либералы. В 1909 г. на базе организаций моджахедов была создана Демократическая партия, стоявшая на принципах буржуазного национализма.

Главой правительства стал Сепахдар из Гиляна. Выборы во второй меджлис были еще менее демократические, в них участвовало всего 4% населения Ирана. В ноябре 1909 г. второй меджлис взял курс на «подавление народных бунтов». В 1910 г. правительственными войсками были разгромлены отряды федаев. Меджлис поддержал правительство в его оценке экономической ситуации в стране. В целях преодоления финансового кризиса было решено пригласить в Иран американских советников. В мае 1911 г. в Иран прибывает финансовая миссия во главе с Морганом Шустером, он был связан с нефтяной компанией «Стандарт Ойл». Россия и Англия не желали упрочнения американского влияния в Иране. С помощью России шах предпринимает вторую попытку вернуть власть. Воспользовавшись политической чехардой, в июле 1911 г. Мохаммад Али-шах из России через Каспий начинает поход на Тегеран. Известие о появлении бывшего шаха вызвало новый взрыв народного возмущения, начались митинги, демонстрации. Осенью шахские отряды были разбиты правительственными войсками при поддержке федаев. Шах вновь бежал из страны.

На третьем этапе революции началась открытая англо-русская интервенция в Иран. Поводом для посылки российских войск послужил конфликт, связанный с конфискацией Шустером имущества одного из братьев свергнутого шаха. Имущество было заложено в российском Учетно-ссудном банке. В ноябре 1911 г. Россия при поддержке Англии предъявила Ирану ультиматум с требованием дать отставку Шустеру. Следует заметить, что экономическая деятельность американского советника стала давать первые позитивные результаты. Ультиматум вызвал возмущение и протест всех иранских патриотов. Начался бойкот иностранных товаров, «забастовал» тегеранский базар. Меджлис решил отклонить ультиматум.

Отклонение ультиматума послужило поводом для военного демарша союзников-оккупантов. Революция была подавлена. Меджлис прекратил свое существование. Формально в стране сохранилась конституция, но ее исполнение было приостановлено.

Подавление революции усилило позиции Англии и России в Иране. В феврале 1912 г. иранское правительство, в котором от либералов не осталось и следа, признало англо-русское соглашение 1907 г. о разделе Ирана на сферы влияния. На территории страны оставались российские и английские войска. Сильнейшим орудием колониальной политики в Иране стала деятельность Англо-персидской нефтяной компании.

Революция 1905-1911 гг. стала важным рубежом в политической истории Ирана. Ее стремительное развитие, масштаб событий были непредсказуемы. Иранская революция привела к принятию достаточно демократичной конституции. Но ее «западный вариант» был «смягчен» тем, что гарантами конституции выступали мусульманские теологи, с их жесткой ориентацией на законы шариата. Хотя движение охватило всю страну, после 1907 г. идет размежевание сил, и часть либералов покидает лагерь революции. Не имело четких целей и народное движение. Теория экспорта революции в данном регионе явно дала сбой.

Революция привела к падению престижа центральной власти, в стране заметно окрепли сепаратистские настроения. Серьезную опасность представлял сепаратизм ханов кочевых племен. В ходе революции часть ханов поддержала шаха. Бахтияры, курды объединились с конституционными силами. Но эти союзы были не прочными: племенные вожди часто меняли политическую ориентацию, помышляли лишь о грабеже чужих территорий. Иностранная интервенция способствовала подавлению революционного движения. Так как в 1911-1913 гг. войска России и Англии не были эвакуированы из страны, на территории нейтрального Ирана во время Первой мировой войны велись военные действия между армиями стран Антанты и Тройственного союза.

В конце XIX -- начале XX в. в Иране появились различные движения, направленные против шахского правления. Религиозные слои населения проповедовали идеи панисламизма и объединения мусульман под властью сильного халифа. Вместе с тем стали создаваться различные тайные организации. В 1905 г. сформировалось антиправительственное общество “Энджумене махфи” (“Тайный энджу-мен”).

В начале XX в. социальная обстановка внутри Ирана резко обострилась. Участились забастовки и народные восстания против империалистического гнета. В декабре 1905 г. в Тегеране прошла массовая демонстрация и сидячая забастовка в мечети шаха Абдула Азима -- бест (“сидеть на бесте” -- посещение мечетей, мазаров, могил для проведения сидячих забастовок; этот вид сопротивления сохранился в Иране с древних времен). Протестующие требовали ухода иностранных граждан с правительственной службы, построения “справедливого государства”, занимающегося решением народных проблем и нужд. Испугавшись народного давления, шах согласился удовлетворить требования протестующих. После роспуска восставших шах нарушил свое обещание и приступил к жестокой расправе. В ответ на это в июне-июле 1906 г. началась новая волна выступлений. Повстанцы снова потребовали от шаха изгнания иностранцев из органов государственного управления и принятия новой конституции. 7 октября 1906 г. в Тегеране был созван первый меджлис (нижняя палата парламента). Это была первая победа революции. Однако спустя некоторое время после коронации новый шах Ирана Мохаммед Али учинил расправу над революционерами. С 1907 г. начался второй этап революции. Демократические группы продолжили борьбу.

В 1908--1909 гг. крупным центром революции стал г. Тебриз. Не справившись с восставшими, шах попросил помощи у иностранцев. С помощью английской и русской армий восстание в Тебризе было подавлено.

Революционные волнения в Иране продолжались до 1911 г. В результате восстания власть шаха ослабла, авторитет его упал. Правительство шаха признало свою несостоятельность и зависимость от иностранной военной помощи. С помощью войск иностранных держав революция в Иране 1905--1911 гг. была жестоко подавлена.

Разгром революции открыл путь для превращения Ирана в полуколонию иностранных держав. Правительство шаха было вынуждено принимать любые условия, поставленные иностранцами. В 1911--1914 гг. Иран получил от Англии кредит на сумму 2 млн. фунтов стерлингов, от России -- 14 млн. руб. Англичане получили право на освоение нефтяных залежей в Иране. иран революция телеграф полуколониальный

Итак, в начале ХХ в. Иран представлял из себя отсталую полуколониальную страну.

1. Засухи, неурожаи, экономический кризис, произвол чиновников и тяготы войны с маньчжурами (1618--1644) вынудили крестьян взяться за оружие. В 1628 году в провинции Шэньси разрозненные полуразбойные ватаги стали создавать повстанческие отряды и избирать вождей. С этого момента в северо-восточном Китае началась крестьянская война, которая без малого продолжалась 19 лет (1628--1647). Изначально повстанческие войска были сплочены, но после захвата Фэнъяна произошёл раскол между лидерами повстанцев -- Гао Инсяном и Чжан Сяньчжуном (1606--1647), после чего последний повёл своё войско в долину Янцзы. Гао Инсян и другие вожди повели свои войска на запад -- в Шэньси, где они после окончательного разрыва с армией Чжан Сяньчжуна были разбиты. После казни Гао Инсяна лидером «чуанских войск» был избран Ли Цзычэн.

Тем временем бандитско-повстанческие армии Чжан Сяньчжуна господствовали в Хугуане (нынешние Хунань и Хубэй) и Сычуани, а сам он в 1643 г. в Чэнду провозгласил себя «Царем Великого Запада» (Даси-Ван).

В 1640-х годах крестьян больше не пугала ослабевшая армия, терпевшая поражение за поражением. Регулярные войска попали в клещи между маньчжурскими войсками на севере и восставшими провинциями, в них усилилось брожение и дезертирство. Армия, лишённая денег и продовольствия, потерпела поражение от Ли Цзычэна, который к этому времени присвоил себе титул «князь Шунь». Столица была оставлена практически без борьбы (осада длилась всего два дня). Предатели открыли ворота перед войсками Ли, и те беспрепятственно смогли войти внутрь. В апреле 1644 года Пекин покорился восставшим; последний минский император Чунчжэнь (Чжу Юцзянь) наложил на себя руки, повесившись на дереве в императорском саду у подножия горы Цзиншань. Рядом с императором повесился и последний верный ему евнух. Со своей стороны, маньчжуры воспользовались тем, что генерал У Саньгуй (1612--1678) позволил им беспрепятственно пройти через шанхайгуаньские заставы. Согласно китайским хроникам, военачальник собирался пойти на компромисс с Ли Цзычэном, однако известие, полученное от отца, о том, что новый правитель присмотрел в доме Саньгуя его любимую наложницу, заставило полководца поменять своё решение -- взвесив все «за» и «против», он решил встать на сторону завоевателей. Маньчжурская армия под руководством князя Доргона (1612--1650), соединившись с войсками У Саньгуя, разбила восставших у Шаньхайгуани и вслед за тем подошла к столице. 4 июня князь Шун, оставив столицу, в замешательстве отступил. 6 июня маньчжуры вместе с генералом У заняли город и провозгласили императором юного Айсиньгиоро Фулиня. Войско повстанцев потерпело ещё одно поражение от маньчжурской армии у Сиани и вынуждено было отступить по течению реки Хань вплоть до Ухани, потом вдоль северной границы провинции Цзянси. Здесь Ли Цзычэн нашёл свою смерть летом 1645 года, став первым и единственным императором династии Шунь. Источники расходятся в оценке обстоятельств его смерти: по одному сообщению, он покончил с собой, по другому, его до смерти избили крестьяне, у которых он пытался похитить еду. Вскоре цинские войска прибыли и в Сычуань. Чжан Сяньчжун оставил Чэнду и попытался применить тактику выжженной земли, но в январе 1647 г. погиб в одном из сражений. Очаги сопротивления маньчжурам, где ещё правили потомки минских императоров, в частности, царство Чжэн Чэнгуна на Формозе (Тайвань) существовали ещё долгое время. Несмотря на потерю столицы и смерть императора, Китай (т.е. империя Мин) всё ещё не был побежден. Нанкин, Фуцзянь, Гуандун, Шаньси и Юньнань всё ещё оставались верны свергнутой династии. Однако на освободившийся трон претендовало сразу несколько князей и их силы оказались раздроблены. Один за другим эти последние очаги сопротивления подчинялись власти Цин, и в 1662 г. вместе с гибелью Чжу Юлана, императора Юнли, исчезла последняя надежда на реставрацию Мин.

October 19th, 2013

Персия при Наср-эд-Дин-шахе (2)

Мисль-Рустем. Персия при Наср-Эдин-шахе с 1882 по 1888 г. — СПб., 1897. (Мисль-Рустем — псевдоним Меняева , одного из инструкторов Персидской казачьей бригады). Очерк I.

ОЧЕРК II-й
Столица Персии Тегеран
Положение города. — Описание частей города. — Водоснаб-жение. — Народо-насе-л е-ние. — Занятия жителей. — Делали. — Нищие. — Уличные типы. — Базары.


Тегеран. Мейдан-и Машк (учебный плац). Продавец мороженого.
Здесь и далее фото А. Севрюгина.


Столица «Средоточия мира», Падишаха, Шахиншаха (т. е. царя царей), «тени Магомета на земле», Наср-Эдина, «знаменитого потомка Магомет-шаха, Фат-Али-шаха» и проч. и проч. (одним словом, всего титула шаха не перескажешь), — город Тегеран лежит на песчано-каменистой равнине и издали, с гор, представляет довольно правильный круг, окаймленный фестонами. Эти фестоны суть крепостные земляные валы, имеющие формы люнетов, вдоль которых вырыт довольно глубокий ров с перекинутыми через него 14 мостами, идущими к 14 воротам вала. Говорят, персы могут по желанию запрудить ров водой; вал же сам не толст и имеет по бокам ворот амбразуры, но во всяком случае не может служить надежной охраной в военное время. В некоторых местах ров и вал теперь частью обсыпаются, и их не ремонтируют, несколько поддерживая только с той стороны, откуда шах выезжает обыкновенно в свои летние дворцы, т. е. ремонтируют лишь на показ шаху. Издали, за валом, города почти не видно, так как все персидские дома имеют плоские земляные крыши; выступают только торчащие мечети и дворец шаха.


2. Ворота Дарвазе-йи Даулат


Подъехав к одному из мостов, ведущих через ров в город, вы поражаетесь живописной архитектурой городских ворот, с башенками и колонками наверху, с целыми картинами, выложенными персидскими разноцветными изразцами, и у которых всегда таможенный страж.



3. Дарвазе-йи Даулат, вид со стороны города


Окружность Тегерана вместе со рвом достигает 30 верст; город делится на три части: первую — европейскую, лежащую ближе к северу; затем — азиатскую, лежащую в центре города, и, наконец, пустыри, или загородную часть, лежащую внутри вала, к югу. Постараюсь описать каждую часть отдельно, дабы дать более ясное представление о городе.

В европейском квартале улицы распланированы очень хорошо: они широки и большею частью имеют с боков канавы с проточной водой, обсажены тутовыми (шелковичными) деревьями, дающими в знойные дни прохладу, а во время созревания на них ягод (тута) даже и пищу беднякам. Улицы содержатся весьма чисто, по вечерам поливаются, а днем подметаются особыми, нанятыми от полиции людьми, одетыми в мундиры. Жаль только, что даже в европейском квартале нет тротуаров из плит, а большею частью вымощенные крупным булыжником; сами же улицы почти все шоссированы. Странное впечатление производят на приезжего эти улицы: хотя они очень чисты, но кажутся неприветливыми. Это происходит оттого, что у редкого дома окна выходят на улицу. Персы строят все дома окнами во двор, так что снаружи вы видите только стены с дверьми, имеющими привешанные снаружи скобы , которыми и стучат, когда хотят войти. Эти скобы заменяют у них звонок. Персы не строят на улицу окон с целью охранить от любопытного взора своих жемчужин эндеруна, т. е. женщин (гарем). Обращенные на улицу стены домов большею частью выбелены или остаются серыми от смазывающей их глины.



4.Тегеран начала XX в. (Вывеска: „Братьев Рзаевых / Шемахинцы“)


В европейском квартале помещаются все дипломатические миссии, за исключением Русской Императорской миссии, которая построена почему-то около самых азиатских базаров, в грязной части города; здесь же помещается много богатых дворцов разных ханов и дворец полицеймейстера, выстроенный им на какие-то сомнительные денежные источники. В этом же квартале в мое время находились две гостиницы для европейцев: одна француза Прево, содержимая довольно чисто, хотя без всякого комфорта, и другая «Grand-Hotel», содержимая армянином, весьма грязная, с покоробленным биллиардом. Далее полицейское управление с вонючими подвалами, медерсе (училище) для военных и докторов. Патронный завод с допотопными машинами, привезенными из Франции капельмейстером Лемером по приказанию шаха. (Не правда ли, странно, что капельмейстер покупает машины для патронного завода? Но персам это не кажется странным). Телеграфная станция американской компании, дающая на несколько часов свою ветвь русским для переговоров, для чего там содержится также преглупый телеграфист. Газовый завод, стоющий очень много и, должно быть, потому именно зачастую не работающий, — газу не хватает даже на две с половиною улицы: иногда фонари зажигаются днем, когда проезжает шах, а чуть смеркнется — их торопятся потушить, и улицы остаются во мраке. На площади есть даже два Яблочкова фонаря, но вследствие неисправности они никогда не светят.



5. Тегеран. Газовая улица. (Конка и железная дорога Тегеран — Шах-Абдул-Азим принадлежали Лазарю Полякову ,
который выкупил обанкротившуюся компанию у бельгийцев)


В этой же части находятся: плац Мейдан-Машк (для учения) и Топ-Майдан (артиллерийский), в середине которого расположен большой бассейн, испускающий зловоние; хотя в нем и много воды, но персы часто обмываются там и полощат белье, чем и грязнят его. Эта площадь имеет четверо ворот в улицы, на одних из которых, против дворцовой улицы, местные музыканты ежедневно играют вечернюю зорю.


6. Наккара-хане. Музыканты играют зорю


Имеются налицо также две общественные бани, весьма грязно содержимые и вонючие, но о них скажу потом отдельно. Улицы в европейском квартале носят названия Европейская, Алиазаровская и т. д., так что вы благодаря этому можете скоро ориентироваться. На многих улицах этого квартала вы встретите каменные полицейские караулки, у которых зачастую увидите дремлющего сидя пестро одетого полицейского, который вскочит, увидав вас, схватит стоящую у стены обнаженную шашку и ковырнет ею в воздухе, т. е. отдаст честь, а чаще, и увидав вас, не поднимется и будет продолжать дремать или курить неразлучный кальян.



7. Дарвазе-йи Мейдан-и Тупхане — ворота Пушечной площади


На границе, так сказать, европейского квартала с азиатским стоит шахский дворец; он занимает со своим эндеруном огромное пространство и окружен со всех сторон высокою стеною. О дворцах буду говорить дальше отдельно, а пока перехожу к кварталу азиатскому, лежащему уже за дворцом.



8. Еврейский квартал Тегерана


Эта часть города построена на старый азиатский манер и планировки улиц в ней совсем нет; улицы или, вернее, большею частью переулочки все кривые, грязные, в большинстве узкие до того, что двое верховых едва могут разъехаться. В этой части сосредоточены базары и живут персы, евреи и гебры, — европейцев нет; здесь ютятся даже самые богатые персы и, не смотря на то, что внутри их домов чистота, перед выходами на улице грязь, и нередко валяется падаль. Базары образуют крытые сводчатые или же крытые циновками (род наших рогож) здания, представляющие собою широкие галереи с маленькими открытыми впереди лавочками. Среди базаров встречаются мечети. Прямо на улицах устраиваются незакрытые ямы, ведущие в подземные водопроводы, так что вы легко можете попасть туда; но не беспокойтесь, там не глубоко и вас сейчас вытащат, — дело обыкновенное; раз даже сам полицеймейстер, граф М., попал в такую дыру и отделался только тем, что вывихнул ступню: по этому поводу персы хладнокровно говорят: «Ейб-надере» (ничего). Санитарами в этих улицах служат, как видно, собаки, рыщущие по ним массою и днем никого не трогающие, но по вечерам или ночью стоит вам наступить на собаку или задеть одну из них, как вас начнут преследовать целые стаи.



9. Мейдан-и Машк (учебный плац)


Тут же, окруженные этой грязью, помещаются таможня и почтовое ведомство. На одном из базаров находится площадь Сабз-Майдан (Зеленая площадь), вокруг которой расположены лавки с фуражом. На этой же площади стоит постоянный эшафот, с длинным шестом, на который вешают головы казненных. Вообще, мало интересного встречается в этом квартале — грязь и вонь, вонь и грязь.

Третья часть города находится за азиатским кварталом. Там, среди полей, стоят кирпичные заводы с массою глубочайших ям, где берут глину; там же караван-сараи (постоялые дворы) для караванов и огороды. Украшает эту часть города только станция железной дороги, устроенная по-европейски, путь от которой, на протяжении всего 11 верст, идет до святого места, чтимого персами монастыря, называемого Шах-Абдул-Азим, т. е. Убежище Шах-Абдула.



10. Со временем появились и иные ж.-д. направления: Хорасанские ворота Тегерана. Конец XIX в.


Описав в частности каждую часть по внешнему виду, я постараюсь описать вообще уличную жизнь столицы, водоснабжение и т. д., — словом, все, что может представить некоторый интерес.

Около города нет ни озер, ни рек, и он снабжается водою при помощи каналов из источников, лежащих в горах верст за 70—80 от города. Каналы эти частью идут по поверхности земли, но большею частью под землею; для освежения воды и очистки ее, на расстоянии каждых шагов 20—30, над подземными каналами делаются отверстия; таких каналов с гор в город идет до 70, из них два называются шахскими каналами, и в них вода лучше. Подобные каналы проходят по всему городу и воду из них берут чрез имеющиеся отверстия; по домам разносят воду «саки» (водоносы) в кожаных мешках, и берут за это в месяц рубля 1½—2.


11. Водонос


Персы вообще умеют отлично проводить каналы, но плохо за ними смотрят: без церемонии, в пяти шагах от места, где люди берут воду для питья, зачастую они подмывают все свои части тела, что требуется у них перед молитвою. Я сам видел, как в чудном дворцовом бассейне шаха, правда, очень запущенном, караульные сарбазы (солдаты) производили обычное омовение и тут же пили. Персы любят воду, и в редком дворе нет каменного бассейна (сплошь с вонючей водой) для домашнего употребления, поливки двора, мытья посуды и белья и т. д. Персы вообще нечистоплотны в обращении с водою, почему даже в великолепных бассейнах шаха вы постоянно увидите на дне тину и грязь.

Определить точно, сколько народу живет в Тегеране, нет возможности; спросите любого перса, и он на ваш вопрос ответит: «Аллах мидунет», т. е. Бог ведает; многие даже говорят, что грех считать людей. Переписи населения никогда не было, да вряд ли ее возможно было бы произвести, так как многие фанатики не покажут верного числа находящихся в их эндерунах «жемчужин» (жен и наложниц). Но приблизительно в городе считают населения до 100 т., которое распадается так: 70% мусульман-шиитов-персов, 18% мусульман-суннитов, турок и евреев, 10% христиан и 2% гебров-идолопоклонников, афганцев и других. Большая часть этого народа занимается торговлей. В Персии торгуют почти все, начиная с «сартипа» (генерала) до «сарбаза» (солдата), и это там не кажется странным. На улице вы зачастую увидите солдата в мундире, с погонами, в коротких штанах и не в форменной шапке, сидящим у стены на корточках перед грязной тряпкой, на которой валяются медные деньги, — это уличный меняла серебра на медь и обратно; или вы увидите такого же солдата, торгующего на «ишаке» (осле) вареной свеклой (любимое кушанье бедняков). Благодаря жаре на улицах днем людей мало заметно, но стоит пойти в крытые базары или выйти во время заката солнца на улицу, около 5 часов дня, то вы увидите массу снующих людей, словно в муравейнике.


12. Торговец свеклой


Много можно увидеть интересного в одежде и в обычаях страны. Я зачастую выходил только для того, чтобы полюбоваться всеми оригинальностями восточной жизни. Того, о чем обыкновенно распространяются туристы и газетные корреспонденты из восточных стран, именно, будто на улицах вы видите повсюду роскошь костюмов, — я не видал, хотя и жил на Востоке (в Персии и Турции) 8 лет; говорю прямо, роскоши костюмов на улицах Персии нет нигде; скорее кругом бросается в глаза нищета и грязь, представляя, вместе с тем, много оригинального для европейца.

Не успели вы показать нос на улицу, как встречаете у входа вашей квартиры «делала», с сладкой миной предлагающего вам все что угодно. Эти «делалы» — род комиссионеров-торговцев; чрез плечо у них всегда перевешивается несколько ковров, в руках топорики и молотки времен, по их уверению, чуть ли не Адама, а в карманах жемчуг и бирюза. Если у них не окажется того, что вам нужно, — только назовите, и завтра же вам будет доставлено, что вы ни пожелаете. Они сами не богаты, но имеют полный кредит на базаре, где им все отпускается в долг, даже без расписки, на комиссию. Этот народ большею частью торчит у дверей европейцев, всегда жаждущих достать в Персии чего-либо старинного. Делал знает, с кого можно нажить и кого надуть, а потому с ним надо торговаться, как с жидом, и в конце концов он все-таки обманет, продав вам за настоящие негодную бирюзу, линючий ковер или какую-нибудь старинную рыцарскую арматуру, времен Тамерлана, с клеймом бельгийской фабрики последних годов, которую выписывают нарочно в Персию для надувательства глупого «френги» — европейца, и которую, чтобы она казалась старой, заржавленной, держат месяц в сырой земле. Или тут же делал вручит вам монеты времен Искандера, т. е. Александра Македонского, чеканенные несколько недель тому назад в Исфагани (где целая фабрика фальшивых монетчиков). Делали народ навязчивый, и если вы их допустите приходить к себе когда им вздумается, то они будут надоедать вам и ночью. Со всего вам проданного дают известный процент (около 5%) вашей прислуге, чтобы назавтра их опять допустили к вам, — это уж в обычае.



13. „Фагиры“ — нищие, кейфуют (курят опиум)


Не успели вы отойти от вашего дома на несколько шагов, как будете атакованы нищими — «фагирами» (не нужно смешивать с «факиром»); они тоже очень любят ютиться около домов европейцев и поджидают их выхода целыми часами.



14. Тегеранский нищий


Нищих в Тегеране масса; из них большая часть калеки, без рук и ног, — это, конечно, в виде воспоминаний о данных им внушительных назиданиях бывшими хозяевами-ханами за какие-нибудь провинности.



15. Нищий


Но есть и профессиональные нищие. Я знал парочку. Он здоровый, до пояса голый негр, она — прехорошенькая персиянка; от всякой предлагаемой им работы они отказывались и имели между собою, как говорят, уличный роман. Отделаться от нищих очень трудно; нужно прямо их гнать от себя; если же вы дали одному, то вас обступят 5—10 и все будут уже требовать. Я знал одного нищего, который всегда просил так: «У меня сегодня вечером гости, не на что купить огня, прошу дать». Не правда ли, оригинальный способ просить милостыню — на гостей?



16. Дервиш (в руке кашкуль — чаша для подаяний)


Только что вы отделались от нищих, как непременно наткнетесь на дервиша (род секты странствующих монахов). Он прямо перегородит вам дорогу и будет кричать: «Я-хак! Я-Али!», т. е. он призывает имя Бога и Али, их пророка. Дервиши не просят, а только взывают к Богу, но зачастую вид их настолько внушителен, и прямо разбойничий, что вы невольно кинете монету в их кокосовую чашку, висящую на руке. Одеты дервиши разнообразно, большею частью — без головного убора, с растрепанной шевелюрой и бородой; их рожи выглядят довольно свирепо. Дервиши бывают черные и белые; они ходят босыми, в широких белых грязных шароварах, сверх же пояса большею частью совсем нагие или только с наброшенною на плечах козлиною шкурою; в руках, кроме долбленого кокосового ореха на цепочке для милостыни, у них всегда огромная сучковатая дубина, или железный топорик, или железная палка с изображением бычачьей головы на верхнем конце. Изредка вы встретите дервиша на кляче, подаренной ему, или быке: — это дервиш, едущий на богомолье.


17.


Отделавшись от дервиша, вы продолжаете путь дальше; но вам приходится не заглядываться по сторонам, а смотреть не только вперед, но и назад, иначе постоянно идущие вереницы верблюдов и ишаков непременно собьют вас с ног в канаву. Погонщики — народ весьма бесцеремонный, как и их скотина.

Любопытного много на улице: вот вы видите сидящего у канавы перса, протянувшего с улыбкой голую до плеча руку, из которой фонтаном бьет кровь, а рядом другого, также с улыбкой, — довольного профессора, сделавшего удачную операцию. Это цирюльник, открывший кровь пациенту, страдавшему каким-нибудь недугом. В Персии принято лечиться кровопусканием. Дальше, рядом вы видите сидящего на корточках перса, с зеркальцем величиною в яблоко в руках, и над его головой старающегося пробрить ему середину головы — «усту», т. е. мастера бритья; это уличный парикмахер, который без церемонии плюет на бритву и точить ее на ремне, висящем у него на поясе. Затем вдруг вы слышите страшный крик и видите кучку народа; из любопытства вы подходите, — и что же? Зубной мастер, «дандун-уста», огромными щипцами тянет зуб у сидящего на корточках и ревущего во всю глотку своего соотечественника, которого еще притягивают к земле другие люди. У какой-нибудь стены вы увидите развешанные саженные размалеванные яркими красками картины, изображающие какие-то битвы и змей, всегда что-то непонятное и фантастическое; подойдя, действительно, вы иногда увидите то, чего у нас в Европе не видывали. Какой-нибудь красноречивый перс, расхаживая перед картиной, созывает громким голосом народ и рассказывает им подвиги фантастических персидских богатырей. Когда вокруг него соберется много народа и он видит, что есть надежда собрать кое-что за представление, то берет дудочку и начинает наигрывать, сидя на корточках. Тогда из складок его «абы», т. е. широкого халата, начинают вылезать змеи, которые кружатся и извиваются перед ним; он берет их в руки, обматывает вокруг шеи и т. д., и змеи его не трогают; говорят, что яд у них выжжен, но я этому не верю. Я сам видал, как подобная змея ужалила курицу, которая сейчас же, немного помучившись, околела, — и собаку, которая со страшным визгом умчалась, получив укол от змеи. По предложению одного факира, я брал при моих родных змею в руки, и она вдруг напряглась вся как палка. В другой раз такой же факир, высыпав в таз до полсотни тамошних желтых и серых скорпионов, затем, взяв по одному, дунет на него или положит в рот — и скорпион мертв; положивши, факир позволяет трогать; в заключение, дунувши на него опять (по-другому — раза три) и произнеся заклинания, — оживляет и потом живо руками собирает их в свою коробку.



18. Заклинатель змей. Начало XX в.


На улице вы также можете встретить персидских цыган с безобразными обезьянами, делающими под звуки бубна всевозможные прыжки, или персидских евреев, продающих разные тряпки; или же, наконец, «кальянчи», т. е. человека с персидским кальяном предлагающего вам за 1 коп. покурить отвратительной пыли, вместо чудного персидского «ширазского» табаку.


19. Кальянчи


Иногда вы встретите 2—4 персов, ведущих на цепи львицу, — она принадлежит шаху, ручная, ее можно гладить. Водят ее по улицам на показ некоторым ханам, за что вожакам платят.


20.


Все время, пока вы идете, в ушах ваших стоит шум от крика разнообразных торговцев. Один выкрикивает «фрукты»; другой «сласти» (до конфект персы большие охотники); третий — солдат, одетый в мундир, а во все остальное не форменное, стоя около осла, выкрикивает «вареную свеклу» или «арбузы»; или торговец шербета предлагает воду из канавы, добавляя немного в нее сиропа; или «сабменсаб», т. е. офицер, спешащий на осле, под зонтиком от дождя, на «селам» шаха.


21. Уличный разносчик


Но вот сзади вас раздаются громкие голоса: «Хабарда», т. е. берегись; вы даете дорогу, и мимо вас попарно, скорым шагом, с палками в руках, идут какие-то люди, а за ними, покачиваясь на седле, едет какой-нибудь хан, важный человек, — без этих людей он не выходит, и это называется «ташахус»; а если у хана своих слуг мало для «ташахуса», то он при выезде нанимает еще других, чтобы они шли впереди; по числу сопровождающих — определяется и величие едущего перса. Нередко идущие, а иногда и едущие впереди люди «ташахус» налетают на вас и требуют, чтобы вы отвернулись лицом к стене и закрыли глаза, что встречные персы и делают, иначе их побьют. Для европейцев это не обязательно, хотя нахалы персы иногда и от них требуют того же. Это означает, что едут важные барыни. По улицам шумно; но мимо вас следуют тихо или сеиды, потомки пророка, или женщины, выглядывающие из-под своих одеяний, «чадер», какими-то мумиями; но если персиянка хорошенькая и притом не видно около мусульман, то зачастую она откроется, чтобы показать свои всегда начерненные глаза.



22. Бакалейщики


Потолкавшись по улицам, вы, конечно, заглянете из любопытства и на базары. Тут тоже много оригинального. Базары, как я сказал раньше, — это крытые коридоры, освещаемые сверху из отверстий, с открытыми лавочками по сторонам. В этих коридорах торговля ведется, так сказать, по однородности продаваемых товаров. Вот вам длинный коридор все с лавочками медных изделий: от него вправо идет коридор с лавочками серебряков, золотых и костяных изделий; там коридор башмачников; далее коридор с персидскими материями, коврами и т. д. Но самая интересная часть базара — это коридор с лавочками, в которых варят кушанье; это, так сказать, обжорный ряд. Персы подходят к лавочке и, не входя в нее, суют деньги продавцу; им накладывают в чашку или на «лаваш» — хлеб — требуемое кушанье, которое они тут же и поедают, стоя или сидя на корточках у лавки. При этом я должен сказать, что персы все едят руками, без ножей и вилок, даже жидкие кушанья они забирают согнутым кусочком лаваша, т. е. персидского хлеба, который печется тонким блином в один-полтора арш. длины.


23.


По всем этим базарам толкотня еще большая, чем на улице, потому что чрез них проходят караваны с верблюдами и лошаками. Женский пол, закутанный в чадрах, толчется более там, где имеются материи и серебряные изделия, — тут и торговцы более солидные. В каждой лавчонке можно увидать важно сидящего на своих пятках перса, курящего кальян; он при вашем приближении только спросит: «Чи сааб михает?» — «Что барину нужно?» — и только после вашего требования поднимется. Есть еще интересный базар, где сбивают и продают вату, ватные одеяла и подушки. Разбивка ваты производится струной, натянутой на довольно неуклюжем инструменте, по которому бьют деревянной колотушкой, отчего струнка издает печальный звук и дрожанием своим разбивает вату.

Персия в начале XX века вступила на путь модернизации, который для страны оказался очень непростым. В 1905-1911 гг. Персия охвачена революцией. Революционеры попытались ввести в стране Конституцию и отдать власть междлису (парламенту). Формально Иран всегда оставался независимым. Однако, за влияние на него долгое время соперничали Россия и Англия. В 1907 г. они поделили Иран на сферы влияния. На севере доминировала Россия, на юге – Англия. Иран фактически превратился в полуколонию этих стран.
Хотя в Первой мировой войне Иран пытался соблюдать нейтралитет, в его западных районах развернулись сражения турок с русскими и англичанами. После Октябрьской революции, как известно, Россия выходит из войны. Русские войска отводятся и на их место заступают англичане. Из северного Ирана англичане пытались помогать белым армиям и антибольшевистским движениям Закавказья и Средней Азии (например, Кокандской автономии).

Рис. 1. Один из последних шахов династии Каджаров - Мозаффередин.

Рис. 2. Реза-шах Пехлеви.

Как известно, большевики пытались разжечь мировую революцию не только в Европе, но и на Востоке. Большевики помогли турку Ататюрку, теперь они взялись за Иран. В 1920-1921 гг. в северо-западном Иране существовала Советская Гилянская республика, созданная с помощью Советской России. Во главе республики встал Мирза Кучек-хан. Однако, эксперимент с коммунизмом в Иране закономерно провалился.
Иран – это многонациональная страна. Персов здесь насчитывается чуть больше половины населения. На северо-западе здесь проживают курды и тюркоязычные азербайджанцы (рис.4). Курды – это разделенный народ, проживающий на стыке Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Иранские азербайджанцы сыграли огромную роль в истории Ирана. Причём, в Иране азербайджанцев намного больше, чем в самом Азербайджане. Около трети населения составляли кочевники.

Смена правящей династии

Ираном более ста лет правит династия Каджаров (рис.1). Она по происхождению тюркская, но к концу практически полностью приняла персидский язык, культуру, обычаи. Каджары, как и Османы, не сумели приспособиться к новым реалиям и тенденциям XX века.
В 1921 г. генерал Реза-хан совершает государственный переворот. Спустя некоторое время он станет премьер-министром, а последнего монарха династии Каджаров выгонит в Европу. А в 1925 г. послушный междлис провозглашает бывшего казачьего атамана шахиншахом («царь царей») Персии (рис.2). Династия Каджаров была низложена, Реза-шах основал новую династию – Пехлеви (с парфянского языка – «храбрый, благородный»). Это название подчёркивало ее древнее, иранское происхождение.

Реформы

Реза-шах Пехлеви начал проводить довольно радикальные реформы. При нем Персия пережила широкое национальное возрождение. Шах неоднократно посещал Анкару. Он восхищался реформами Ататюрка и подражал ему. Рассматривал даже вариант введения республики, чтобы как Ататюрк стать ее президентом. Реза-шах начал индустриализацию, в промышленность шли большие капиталовложения. Частным вкладчикам создавались налоговые льготы. Строились железные дороги и шоссе, морские порты и аэродромы. Нефть в Иране была открыта ещё в начале XX века. Теперь ее активно разрабатывали англичане. Взамен судов шариата, было введено судопроизводство

Рис. 3. Персидская казачья бригада

европейского типа. На основе казачьей бригады была создана иранская армия. Власти насильно принуждают оседать кочевников.
В 1935 г. Персия вернула древнее самоназвание «Иран» («страна ариев»). Старательно возрождалось доисламское прошлое. Города переименовывали, восстанавливали доисламские памятники. Календарь перевели с лунного исламского на солнечное летоисчисление, были введены названия древнеиранских месяцев. Праздновался неисламский праздник Навруз. Следуя примеру Ататюрка, Реза приказал Иранской академии очистить от арабизмов. Потом, правда, выяснилось, что это затронет половину словарного запаса. Появился проект перевода письменности на латиницу. Изъяты из употребления феодальные титулы. Фамилии и имена переведены на европейский манер.

Рис. 4. Иран и Афганистан

Была создана система бесплатного, всеобщего и обязательного начального и среднего образования. Возникли даже отряды бойскаутов. Появились светские школы и женское образование. Был открыт университет в Тегеране.
Вместо мусульманской одежды и головных уборов, вводятся европейские. Была предпринята попытка эмансипировать женщин и уравнять их в правах с мужчинами. Женщинам можно было снять чадру. Женщины появились в государственных учреждениях. Удивительными для исламской страны стали парады школьниц-физкультурниц в спортивной форме. В литературе появились романы и комедии. Стали впервые писать о женской эмансипации.

Итоги и последствия реформ

Реформы оказались довольно болезненными для общества. Реза-шах не последовал примеру турок в сфере религии, но, тем не менее, он запрещал хадж и праздник ашуры (ритуальное самоистязание). Исламское шиитское (Иран – единственная шиитская страна) духовенство обвиняло шаха в неуважении к религии, низкопоклонством перед чуждой (западной) культурой и призывало бойкотировать светские суды и школы. В 1935 г. солдаты стреляли в толпу в священном городе Мешхед, которая протестовала против ношения европейской одежды. Солдаты срывали с женщин чадру, разрывая ее штыками на части. Духовенство науськивало отсталые кочевые племена против «безбожного» правительства. В ответ, власти травят колодцы кочевников, обрекая их на гибель. Одного муллу, который критиковал Реза-шаха, он избил во время молитвы, другого годами держал в темнице. В 1937 г. был убит аятолла - один из духовных лидеров страны. После этого духовенство боялось спорить с шахом. Тем не менее, протестный потенциал копился. Через 40 лет исламское духовенство стало главной оппозицией шахскому режиму.
Реформы Резы были не столь радикальны и эффективны, как в Турции. У правительства не было столько воли в проведении реформ. Да и иранский народ проявил меньше понимания реформ, чем простые турки, жившие рядом с Европой и испытывавшие веками ее влияние. Иран отставал в реформах от Турции, хотя еще больше отставали арабские народы.



Нередко в наши дни мы можем услышать рассказ о стране в юго-западной части Азии, которая называется Персия. Какая сейчас страна заменила ее на С 1935 года Персия стала официально называться Ираном.

В древности это государство являлось центром огромнейшей империи, территория которой простиралась от самого Египта до реки Инд.

География

Стоит сказать о том, что в свое время не имело четких границ государство Персия. Какая сейчас страна находится на этих землях, определить достаточно проблематично. Даже современный Иран лишь приблизительно находится на территории Древней Персии. Дело в том, что в отдельные периоды эта империя находилась на большей части известного в те времена мира. Но бывали и худшие годы, когда территория Персии была поделена между собой местными правителями, враждебно настроенными друг против друга.

Рельеф большей части территории нынешней Персии представляет собой высокое (1200 м) нагорье, которое пересечено цепью каменных хребтов и отдельными вершинами, возвышающимися до 5500 м. В северной и западной части этой местности находятся горные массивы Эльбрус и Загрос. Они расположены в виде буквы «V», обрамляющей нагорье.

Западнее Персии располагалась Месопотамия. Это родина самых древних на Земле цивилизаций. В свое время государства этой империи в значительной степени повлияли на культуру еще только зарождавшейся страны Персии.

История

Персия (Иран) - это страна, имеющая величайшее прошлое. Ее история включает в себя захватнические и оборонительные войны, восстания и революции, а также жестокие подавления всех политических выступлений. Но в то же время Древний Иран - это родина великих людей того времени, которые привели к расцвету искусство и культуру страны, а также строили удивительные по своей красоте здания, архитектура которых до сих пор поражает нас своим великолепием. История Персии насчитывает большое количество правящих династий. Пересчитать их просто невозможно. Каждая из этих династий вводила в действие свои законы и правила, нарушить которые никто просто не смел.

Исторические периоды

Многое пережила Персия на пути своего становления. Но основными вехами ее развития считаются два периода. Один из них домусульманский, а второй - мусульманский. Исламизация Древнего Ирана явилась причиной фундаментальных изменений его политической, социальной и культурной сферы. Однако это вовсе не означает исчезновения прежних духовных ценностей. Они не только не были утрачены, но и в значительной степени повлияли на ту новую культуру, которая зародилась в стране на рубеже двух исторических периодов. К тому же многие домусульманские обряды и традиции сохранились в Иране до сих пор.

Правление Ахеменидов

Как государство Древний Иран начал свое существование с Кира II. Этот правитель стал основателем династии Ахеменидов, находившейся у власти с 550 до 330 гг. до н. э. При Кире II впервые были объединены два самых крупных индо-азиатских племени - персы и мидяне. Это был период наибольшего могущества Персии. Ее территория простиралась до Центральной и долины Инда и Египта. Важнейшим археологическим и историческим памятником эпохи Ахеменидов являются развалины столицы Персии - Персеполиса.

Здесь находится гробница Кира II, а также надпись, высеченная Дарием I на Бехистунской скале. В свое время Персеполис сжег Александр Македонский во время своего похода по покорению Ирана. Это завоеватель положил конец великой империи Ахеменидов. Письменных свидетельств этой эпохи, к сожалению, не сохранилось. Они были уничтожены по приказу Александра Македонского.

Эллинистический период

С 330 г. до 224 г. до н. э. Персия находилась в состоянии упадка. Вместе со страной деградировала и ее культура. В этот период Древний Иран был под властью правящей в те времена греческой династии Селевкидов, входя в состав одноименного государства. Изменились культура и язык Персии. На них оказали влияние греки. В то же время иранская культура не погибла. Она оказала влияние на переселенцев из Эллады. Но случалось это только в тех областях, где не было самодостаточных и крупных греческих общин.

Парфянское Царство

Прошли годы, власть греков в Персии подошла к концу. История Древнего Ирана вступила в свой новый этап. Страна стала входить в состав Парфянского царства. Здесь правила династия Аршакидов, считавшая себя потомками Ахеменидов. Эти правители освободили Персию от греческой власти, а также защитили ее от вторжения римлян и набегов кочевников.

В этот период был создан иранский народный эпос, появилось большое количество сюжетов с героическими персонажами. Одним из них был Рустема. Этот иранский герой во многом схож с Гераклом.

В парфянский период произошло укрепление феодального строя. Это ослабило Персию. В результате она была завоевана Сасанидами. Начался новый этап в истории Древнего Ирана.

Государство Сасанидов

Между 224 и 226 годами н. э. с престола свергли последнего парфянского царя Артабана V. Власть при этом захватила династия Сасанидов. В этот период границы Древнего Ирана были не только восстановлены, но и расширены до западных областей Китая, включая в себя Пенджаб и Закавказье. Династия вела постоянную борьбу с римлянами, а одному из ее представителей - Шапуру I - удалось даже взять в плен их императора Валериана. Постоянные войны вела династия Сасанидов и с Византией.
В этот период в Персии получили свое развитие города, и произошло укрепление центральной власти. Тогда же возник зороастризм, ставший официальной религией страны. В эпоху Сасанидов была разработана и утверждена четырехступенчатая система существующего административного деления и стратификация всех слоев общества на 4 сословия.

В эпоху Сасанидов в Персию проникло христианство, которое негативно встретили зороастрийские жрецы. Тогда же появились и некоторые другие оппозиционные религиозные течения. Среди них - маздакизм и манихейство.

Самым известным представителем династии Сасанидов был шах Хосров I Ануширван. Буквальный перевод его имени означает «с бессмертной душой». Его правление длилось с 531 по 579 гг. Хосров I был настолько знаменит, что слава о нем сохранялась в течение многих веков после падения династии Сасанидов. Этот правитель остался в памяти потомков как великий реформатор. Большой интерес проявлял Хосров I к философии и науке. В некоторых иранских источниках даже присутствует его сравнение с платоновским «царем-философом».

Сасанидов значительно ослабили постоянные войны с Римом. В 641 году страна проиграла крупную битву арабам. Сасанидский этап истории Ирана закончился со смертью последнего представителя этой династии - Йездегерда III. Персия вступила в исламский период своего развития.

Правление местных династий

Арабский халифат постепенно расширялся на восток. При этом его центральная власть в Багдаде и Дамаске уже не могла удерживать строгий контроль над всеми провинциями. Это привело к тому, что в Иране появились местные династии. Первая из них - Тахириды. Ее представители правили в период с 821 по 873 гг. в Хорасане. На смену этой династии пришли Саффариды. Их господство на территории Хорасана, южного Ирана и Герата длилось на протяжении второй половины девятого века. Далее трон был захвачен Саманидами. Эта династия провозгласила себя потомками парфянского воинского начальника Бахрама Чубина. Престол Саманиды удерживали на протяжении более пятидесяти лет, распространив свою власть на значительные территории. Страна Иран в годы их правления пролегала от восточных окраин нагорья до Аральского моря и хребта Загрос. Центром государства была Бухара.

Несколько позднее на территории Персии правили еще два рода. Во второй половине десятого века это были Зийариды. Ими контролировалась территория побережья Каспийского моря. Зийариды прославились своим покровительством искусству и литературе. В этот же период в центральном Иране у власти была династия Бундов. Ими были завоеваны Багдад и Форс, Хузистан и Керман, Рей и Хамадан.

Местные иранские династии добивались власти одним и тем же путем. Они захватывали престол, поднимая вооруженный мятеж.

Династии Газневидов и Сельджукидов

Начиная с восьмого века на стали проникать тюркские кочевые племена. Постепенно образ жизни этого народа становился оседлым. Возникали новые поселения. Алп-Тегин - один из тюркских племенных вождей - стал служить Сасанидам. В 962 году он стал у власти и правил вновь созданным государством, столицей которого был город Газни. Алп-Тегин основал новую династию. Власть Газневиты удерживали немногим более ста лет. Один из ее представителей - Махмуд Газневи - держал под неусыпным контролем территорию от Месопотамии до Индии. Этим же правителем в Харасане было поселено племя тюрок-огузов. Впоследствии их вождь Сельджук поднял восстание и сверг династию Газневидов. Столицей Ирана был объявлен город Рей.

Династия Сельджукидов относилась к правоверным мусульманам. Она подчинила себе всех местных правителей, но за свое господство многие годы вела постоянные войны.
В годы власти Сельджукидов особый расцвет получила архитектура. В период правления династии возвели сотни медресе, мечетей, общественных зданий и дворцов. Но в то же время царствованию Сельджукидов мешали постоянные восстания в провинциях, а также вторжения других племен тюрок, которые продвигались к западным землям. Постоянные войны ослабили государство, и к концу первой четверти двенадцатого века оно начало распадаться.

Господство монголов

Нашествие войск Чингисхана не минуло и Иран. История страны рассказывает нам о том, что в 1219 г. этот полководец сумел овладеть Хорезмом, а затем, продвинувшись на запад, разграбил Бухару, Балх, Самарканд, Нашапур и Мерв.

Его внук, Хулагу-хан, в 1256 году вновь ввергся в Иран и, взяв приступом Багдад, уничтожил Аббасийский халифат. Завоеватель принял титул ильхана, став родоначальником династии Хулагуидов. Им и его преемниками была принята религия, культура и образ жизни иранского народа. С годами позиция монголов в Персии начала ослабевать. Они были вынуждены вести постоянные войны с феодальными правителями и представителями местных династий.

Между 1380 и 1395 гг. территория Иранского нагорья была захвачена Амиром Тимуром (Тамерланом). Им были покорены и все земли, которые прилегали к Средиземному морю. Потомки вплоть до 1506 года сохраняли государство Тимуридов. Далее оно было подчинено узбекской династии Шейбанидов.

История Ирана с 15 до 18 веков

На протяжении последующих столетий в Персии продолжались вестись войны за власть. Так, в 15 веке между собой боролись племена ак-коюнду и кара-аоюнду. В 1502 году власть захватил Исмаил I. Этот монарх был первым представителем Сефевидов - азербайджанской династии. Во времена правления Исмаила I и его преемников Иран возродил свое военное могущество и стал экономически процветающей страной.

Государство Сефевидов оставалось сильным вплоть до кончины в 1629 г. его последнего правителя Аббаса I. На востоке из Харасана были изгнаны узбеки, а на западе - разбиты османы. Иран, карта которого указывала на принадлежащие ему внушительные территории, подчинил себе Грузию, Армению и Азербайджан. В этих границах он существовал вплоть до девятнадцатого века.

На территории Персии велись войны против турок и афганцев, которые стремились покорить страну. Это были времена, когда у власти стояла династия Афшаров. Южные земли Ирана с 1760 по 1779 год находились под властью династии, которую основал Зендов Керим-хан. Затем ее свергло тюркское племя каджаров. Под руководством своего вождя оно завоевало земли всего Иранского нагорья.

Династия Каджаров

В самом начале девятнадцатого века Ираном были потеряны провинции, находившиеся на территории современных Грузии, Армении и Азербайджана. Это явилось результатом того, что династия Каджаров так и не смогла создать сильный государственный аппарат, национальную армию и единую систему налоговых сборов. Власть ее представителей оказалась слишком слабой и не смогла противостоять имперским желаниям России и Великобритании. Под контроль этих великих держав во второй половине девятнадцатого века отошли земли Афганистана и Туркестана. Иран при этом невольно стал служить ареной российско-британского противостояния.

Последний из рода Каджаров был конституционным монархом. Этот главный закон династия была вынуждена принять под давлением проводившихся в стране забастовок. Против конституционного режима Ирана выступили две державы - Россия и Великобритания. В 1907 году они подписали соглашение о разделении Персии. Ее северная часть отошла России. В южных землях оказывала свое влияние Великобритания. Центральную часть страны оставили в качестве нейтральной зоны.

Иран в начале 20 века

Династия Каджаров была свергнута в результате государственного переворота. Возглавил его генерал Реза-хан. К власти пришла новая династия Пехлеви. Это название, которое в переводе с парфянского означает «благородный, храбрый», призвано было подчеркнуть иранское происхождение рода.

В годы правления Реза-шаха Пехлеви Персия пережила свое национальное возрождение. Этому способствовали многочисленные радикальные реформы, проводимые правительством. Было положено начало индустриализации. Большие капиталовложения выделялись для развития промышленности. Строились шоссе и железные дороги. Активно велась разработка и добыча нефти. Суды шариата были заменены на судопроизводство. Таким образом, в начале 20 века в Персии началась обширная модернизация.

В 1935 году свое название поменяло государство Персия. Какая сейчас страна является его правопреемником? Иран. Это древнее самоназвание Персии, которое означает «страна ариев» (высшей белой расы). После 1935 года начало возрождаться доисламское прошлое. Мелкие и крупные города Ирана стали переименовываться. В них восстанавливались доисламские памятники.

Свержение царской власти

Последний шах из династии Пехлеви вступил на трон в 1941 г. Его правление длилось в течение 38 лет. В проведении своей внешней политики шах ориентировался на мнение США. При этом он поддерживал проамериканские режимы, существовавшие в Омане, Сомали и Чаде. Одним из самых ярких оппозиционеров шаха был исламский священник Кма Рухолла Хомейни. Он возглавлял революционную деятельность против существующего правительства.

В 1977 г. президент США вынудил шаха ослабить репрессии против оппозиционеров. В результате этого в Иране стали появляться многочисленные партии критиков существующего режима. Готовилась исламская революция. Деятельность, проводимая оппозицией, обострила протестные настроения иранского общества, выступавшего против внутриполитического курса страны, притеснения церкви и внешней проамериканской политики.

Исламская революция началась после событий января 1978 г. Именно тогда полицией была расстреляна демонстрация студентов, выступавших против напечатанной в государственной газете клеветнической статьи о Хомейни. Волнения продолжались в течение года. Шах был вынужден ввести в стране военное положение. Однако держать ситуацию под контролем было уже невозможно. В январе 1979 года шах покинул Иран.
После его бегства в стране провели референдум. В итоге, 1 апреля 1979 г. возникла Исламская Республика Иран. В декабре того же года свет увидела обновленная конституция страны. Этот документ утвердил высшую власть имама Хомейни, которая после его смерти должна была быть передана его преемнику. Президент Ирана, согласно конституции, стоял во главе политической и гражданской власти. Вместе с ним правление страной осуществлял премьер-министр и консультативный совет - менджлис. Президент Ирана по закону являлся гарантом принятой конституции.

Иран сегодня

Весьма колоритным государством является известная с незапамятных времен Персия. Какая страна сегодня может столь точно соответствовать поговорке «Восток - дело тонкое»? Это подтверждено всем существованием и развитием рассматриваемого государства.

Исламская Республика Иран, без всякого сомнения, неповторима в своей самобытности. И это выделяет ее среди других Столица Республики - город Тегеран. Это огромный мегаполис, являющийся одним из самых крупных в мире.

Иран - это уникальная страна с большим количеством достопримечательностей, памятников культуры и своими особенностями жизненного уклада. Республика обладает 10% мировых запасов черного золота. Именно благодаря своим нефтяным месторождениям она находится в десятке ведущих экспортеров этого природного ископаемого.

Персия - какая сейчас страна? Высокорелигиозная. В ее типографиях издается большее количество экземпляров священного Корана, чем во всех других мусульманских странах.

После Исламской революции республика взяла курс на всеобщую грамотность. Развитие образования здесь идет ускоренными темпами.

Ни для кого не секрет, что на рубеже XIX и XX веков Персия представляла собой необычную смесь старых и новых традиций, которые нашли свое воплощение в ежедневном быту. Несмотря на внедрение самых последних западных достижений, здесь по-прежнему можно было увидеть гаремы, невольников и странные традиции. Предлагаем вам посмотреть на фотографии того времени, которые совсем не похожи на всё то, что вы могли себе представить.

Последние шахи династии Каджар изо всех сил пытались модернизировать страну. Инженеры из России строили телеграф, французы обучали армию, в Тегеране появились аэропланы - в тот момент последнее слово техники. Пилоты, конечно, были сорвиголовами, но девушка в парандже и грязных туфлях, по-хозяйски облокотившаяся на самолет на этом снимке, смотрится не менее лихо.

Шах Насер ад-Дин, который правил Персией во второй половине XIX века, с юности увлекался фотографией. Он устроил во дворце собственную фотостудию и назначил первым придворным фотографом Антона Севрюгина из России, у которого имелось фотоателье в Тегеране. Севрюгин снимал шаха и придворных, но в женскую половину дворца путь был закрыт. Свой гарем Насер ад-Дин фотографировал лично.

В Персии тех лет телеграф, аэропланы и фотоаппараты уживались со средневековыми порядками. Многочисленным женам и наложницам знати прислуживали евнухи и невольницы из Африки и с Кавказа. Рабство запретили только в 1929 году, после свержения династии Каджаров.

Гарем Мозафереддин-шаха, сына и преемника Насера ад-Дина, не имеет ничего общего с фантазиями европейцев, начитавшихся восточных сказок. Это не «Тысяча и одна ночь» - никаких полуобнаженных девиц и танцев живота. Больше похоже на мирный семейный портрет: женщины чинно смотрят в объектив, озорные дети забрались под стол.

Дочь шаха Насера ад-Дина, круглолицая красавица Ахтар ад-Даула, позирует со служанками. Во второй половине XIX века персидские представления о красоте - как женской, так и мужской - заметно отличались от европейских. Знатные девушки не стремились похудеть и щеголяли пышными бровями, а порой и легкой растительностью на лице.

Группа женщин с козой в андаруни (внутренних покоях) дворца шаха. Покрывала на их головах удивительным образом сочетались с мини-юбками, которые вызвали бы скандал в любой европейской столице того времени.

Любимая наложница часто появляется на фотографиях, которые делал Насер ад-Дин, причем всякий раз в новом наряде - то в персидской юбочке, то в европейском платье, то в японском кимоно. Девушка была черкесской красавицей и, скорее всего, рабыней.

Внучка шаха Исмат аль-Мулюк и ее родственницы строят рожи перед камерой. В Instagram и не такое увидишь, но в XIX веке с фото не шутили. Чтобы снимок удался, людям приходилось несколько минут неподвижно сидеть перед камерой с постным лицом. Но принцессам закон не писан, особенно в тех случаях, когда под покрывалом камеры прячется собственный дедушка.

Другая фотография Исмат тоже не вполне серьезна. Она стоит рядом со своей сестрой Фахр аль-Тадж, а их отец, зять шаха, валяется под стулом.

Рядом с внучкой шаха Фахр аль-Тадж на скамейке прикорнула ее мать - дочь шаха Насера ад-Дина Исмат ад-Даула.

Другая внучка шаха - Исмат аль-Мулюк с козочкой на руках рядом с мужем.

Музыканты и танцы в городе Сельмас.

Несмотря на традиционную одежду и покрывала на голове, девушки в женской школе изучают самую передовую науку того времени, а класс оборудован микроскопами - недешевое удовольствие.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...