Оправдывает ли цель средства произведения. Аргументы цель и средства.docx - обзорная лекция на тему "соотношение "цель и средства её достижения" в характеристике литературного героя."


22.09.2017

Здесь будет находиться сборник литературных аргументов, которые можно использовать в итоговом сочинении по направлению "Цели и средства". Раздел будет обновляться.

Согласно одной из версий, именно основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола утверждал: «Если цель - спасение души, то цель оправдывает средства». Это изречение являлось девизом ордена и соответственно основой морали, согласно которой иезуиты «исправляли порочность средств чистотою цели». Убежденность в оправданности любых средств в достижении великих целей отстаивали многие политики (например, Макиавелли), философы. Так, английский философ-материалист Томас Гоббс утверждал: «Раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии сохранить себя».

А вот И.С. Тургенев высказал прямо противоположное мнение: «Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм».

Итак, вопрос о цели и средствах (оправдывает ли благая цель дурные средства её достижения?) не решается однозначно. Больше того – он имеет, как представляется, два противоположных правильных ответа, так что положительное решение его для одной ситуации вполне может оказаться преступным в другой.

Как это получается? С одной стороны, можно сказать, что радость на этом свете вообще не стоит горя; тем более – радость одних не стоит горя других; уже потому благие цели не оправдывают жестоких средств, и преступления даже из лучших побуждений (то есть ощущаемых преступником как лучшие) остаются преступлениями. С другой стороны, если приходится взвешивать не радость и горе, а горе и горе, и меньшим горем можно избежать большего, то такая цель такое средство оправдывает, даже требует его, и не видит этого лишь морально слепой, лицемер.

Таковы разные ответы. Да и сам смысл вопроса о цели и средствах совершенно различен в разных ситуациях, поэтому попытки решить поставленную проблему абстрактными рассуждениями обречены на неудачу. Анализ соотношения цель – средства имеет смысл только в контексте конкретной ситуации. Всё есть добро, всё есть зло, разница - в деталях.

Следовательно, ответить на вопрос, предположительно заявленный в теме данного направления, возможно лишь обратившись к конкретным произведениям русской и зарубежной литературы.

"Преступление и наказание", Достоевский

Здесь описан ход мыслей Раскольникова. Он попытался создать собственную философию, чтобы выгородить свои жалкие поступки. Главный герой пошел на убийство. У него была цель – деньги. А средство – топор. Плачевный итог. Но Достоевский не стал опускать своего героя на самое дно. Он дал ему шанс раскаяться в своих грехах.

"Американская трагедия", Т. "Драйзер"

Мы наблюдаем за жизнью молодого и перспективного парня, который быстро стал подниматься по общественной и карьерной лестнице. У него была любимая девушка из бедной семьи. Однажды герой понял, что ему нужна более выгодная партия. Поэтому он убил свою любимую, чтобы освободиться от своего груза. Герой не успел стать по-своему счастливым. Полиция быстро нашла преступника.

Главный герой гениального романа Ф.М . Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Автор изображает его великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество, который приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается «преступить» нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку, коим, несомненно, является и герой романа, чуждо кровопролитие и убийство. Чтобы понять это, Раскольникову потребовалось пройти через все круги нравственного ада и побывать на каторге. Лишь в финале романа мы видим, что герой осознает абсурдность своей безумной идеи и обретает душевное равновесие.

В противовес сомневающемуся и мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует в своем романе образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

Основанный на реальной истории роман американского писателя Т.Драйзера «Американская трагедия» повествует о судьбе честолюбивого молодого человека Клайда Грифитса, мечтающего вырваться из рамок своей среды, стремительно и упорно шагающего по ступенькам своей карьеры, вверх – к миру денег и роскоши. Соблазнив честную девушку и будучи уверенным в своей любви к ней, герой вскоре понимает, что эта связь является основной помехой на пути в высшее общество. Образуется классический любовный треугольник, третьим «углом» которого становится девушка из высшего света, открывающая Клайду всевозможные выходы к материальным благам. Будучи не в состоянии устоять перед таким соблазном, молодой человек тщательно продумывает возможность избавления от своей первой любви, которая мешает не только честолюбивым замыслам, но и просто мешает жить в свое удовольствие. Так свершается преступление – продуманное, серьезно подготовленное и трусливое. После смерти девушки полиция выходит на след Клайда и обвиняет его в умышленном убийстве. Суд присяжных приговаривает его к высшей мере и оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме». В итоге он исповедуется, признает свою вину. Его казнят на электрическом стуле.

Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной.

Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются, и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе, своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

Акула, ecли перестает двигать плавниками, камнем пойдет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну их наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов – есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему поглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни. Существует один узор - самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, - в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».

Комментарий ФИПИ по направлению «Цели и средства»:
"Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Цели и средства». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Цели и средства"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Цели и средства А. С. Грибоедов. «Горе от ума» Чацкий (Цель: изменить общество. Средства: смелость, честность, обличение пороков), Молчалин (Цель: получение чинов, собственное благосостояние. Средства: подлость, прислуживание важным лицам, использование других).
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев (Цель: быть верным офицерскому долгу. Средство: смелость, честность. Цель: не опорочить имя капитанской дочки, Маши Мироновой. Средство: благородство, отказ использовать свидетельские показания Маши в расследовании), Маша Миронова (Цель: спасти любимого. Средства: смелость и решительность, разговор с императрицей), Пугачев (Цель: прожить яркую жизнь, быть полезным народу. Средство: бунт, жестокость, смелость, дерзость), Швабрин (Цель: спасти свою жизнь. Средство: предательство, переход на сторону бунтовщика Пугачева).
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» Сальери . Цель: превосходство в творчестве. Средства: зависть, убийство.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин . Цель: найти свое предназначение. «Зачем жил? Для какой цели родился?» Средство: срывать цветы удовольствия жизни, принося страдания другим..
Н. В. Гоголь «Мертвые души» Чичиков . Цель: личное обогащение. Средства: нечестность, дерзость, пренебрежение нравственными принципами, следование завету отца: «Копи копейку».
Л. Н. Толстой. «Война и мир» Представители светского общества (Цель: обогащение, почет и слава. Средства: бесчестье, обман, интриги), Андрей Болконский , Пьер Безухов (Цель: быть полезным России. Средства: честность, смелость, беспощадность к себе).
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» Раскольников (Цель: проверить свою теорию о делении людей. Средство: топор (убийство)), Сонечка Мармеладова (Цель: жить честно, помогаю тем, кто в этом нуждается. Средства: крест (вера, сострадание, любовь)).
А. Чехов «Крыжовник» Николай Иванович . Цель: приобрести небольшое имение, где будет расти крыжовник. Средство: отказ от всех радостей жизни (не только своей, но и запрет на жизнь для своей жены).
И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Господин из Сан-Франциско . Цель: накопить капитал. Средство: работать всю жизнь, откладывая саму жизнь на потом.
А. Платонов. «Песчаная уительница» Мария Никифоровна Нарышкина . Цель: изменить жизнь окружающих ее людей, помочь выжить в суровых условиях борьбы с песками. Средства: смелость, решительность, стойкость, личный пример.
В. Быков «Довжик» Командир партизанского отряда . Цель – хорошие немецкие сапоги, которые были у бойца по фамилии Довжик. Средство: убийство Довжика без свидетелей.
Д. Гранин «Пленные» Пленный немецкий лейтенант . Цель: выжить в плену. Средство: притвориться сумасшедшим.
В. Астафьев «Записка» Сын, «забывший» мать на вокзале. Цель: избавить себя от забот о матери. Средство: оставить мать на вокзале с запиской в кармане.
В. Распутин «Прощание с Матерой» Люди, принимающие важные государственные решения и исполнители распоряжений. Цель: строительство ГЭС. Средство – затопление земель, в том числе и деревни Матера. А как же люди? Их память?.

«Цели и средства» – одна из тем итогового сочинения по литературе, предлагаемых выпускникам 2019 года разработчиком материалов по контролю знаний, институтом ФИПИ. О чем можно написать в таком произведении?

Во-первых, нужно объяснить, что такое цель. К примеру, ее можно рассматривать как основополагающую часть жизни человека. Напишите, насколько важно иметь цель, стремиться к вершинам, достигать чего-либо, самореализовываться. Можно упомянуть великие открытия, научные или географические – это сделает сочинение более интересным и даст шанс получить более высокую оценку. Во-вторых, можно дать краткую классификацию целей, ведь они бывают разными – истинными и ложными, великими и корыстными. Еще один вариант темы работы – «Оправдывает ли цель средство?» Порассуждайте – можно ли оправдать великую цель, достигнутую неправедным путем, напишите об этической оценке средств достижения цели. Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». С ним был согласен и Гёте: «Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже низких целей, хотя бы и достигнутых». Вы можете согласиться с ними или нет, но во втором случае придется постараться и привести свои убедительные аргументы. Напишите примеры из литературных произведений, в которых персонажи ошибочно или намеренно избирают «нехорошие» средства для достижения цели. Можно также упомянуть случаи из жизни или истории, когда благая на первый взгляд цель служит на самом деле только лишь прикрытием низменных истинных планов. Обязательно противопоставьте таким персонажам героев, не отделяющих средства достижения цели от требований морали.

Вопрос о цели и средствах ее достижения издревле волновал человечество. Многие писатели, философы и общественные деятели размышляли над ним и приводили исторические, жизненные и литературные аргументы, чтобы доказать свою точку зрения. В русской классике тоже нашлось немало ответов и примеров, доказывающих, как правило, утверждение о том, что пути достижения должны во всем соответствовать тому, что нужно достигнуть, иначе оно теряет всякий смысл. В данной подборке мы перечислили самые яркие и показательные примеры из русской литературы для итогового сочинения по направлению «Цели и средства».

  1. В романе Пушкина «Капитанская дочка» главный герой всегда выбирал правильные пути для достижения целей, впрочем, не менее благородных. Благодаря этому, из несмышленого дворянского недоросля Гринев превращается в офицера, искреннего, готового пожертвовать жизнью во имя долга. Присягнув на верность государыне, он честно несет службу, защищая крепость, и даже смерть от руки разбойников-бунтовщиков не пугает его. Так же честно он добивался благосклонности Маши, и добился. Антипод Петра Гринева в романе – Швабрин – напротив, использует любые средства для достижения цели, выбирая самые подлые из них. Ступив на путь предательства, он преследует личную выгоду, требует взаимности от Маши, не гнушаясь при этом чернить её в глазах Петра. В выборе целей и средств Алексей движим душевной трусостью и корыстью, потому как лишён представлений о чести и совести. Мария отвергает его по этой причине, ведь благой цели не добиться обманом.
  2. Какой должна быть конечная цель, если средствами к её достижению становятся жестокость, обман и человеческие жизни? В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» цели Григория Печорина сиюминутны, заключены в желании секундных побед, для достижения которых он выбирает сложные, а подчас и жестокие средства. В его победах скрыт упорный поиск жизненного смысла, который герой не в силах обрести. В этом поиске он губит не только себя самого, но и всех, кто окружает его, – княжну Мери, Бэлу, Грушницкого. Чтобы оживить собственную душу, он играет чувствами других, невольно становясь причиной их несчастий. Но в игре с собственной жизнью Григорий безнадёжно проигрывает, теряет тех немногих людей, которые были ему дороги. «Я понял, что гнаться за погибшим счастьем безрассудно» — говорит он, и цель, на достижение которой положено столько сил и чужого горя, оказывается призрачной и недостижимой.
  3. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором вынужден находиться Чацкий, живёт по рыночным законам, где всё покупается и продаётся, а человек ценен не душевными качествами, а размером кошелька и успехами в карьере. Благородство и долг здесь ничто перед важностью чина и звания. Именно поэтому Александр Чацкий оказывается непонятым и непринятым в круг, где господствуют меркантильные цели, оправдывающие любые средства.
    Он вступает в борьбу с фамусовским обществом, бросает вызов Молчалину, идущему на обман и лицемерие, чтобы получить высокую должность. Даже в любви Александр оказывается проигравшим, потому что не оскверняет цель подлыми средствами, отказывается втиснуть широту и благородство своего сердца в узкие рамки общепринятых и пошлых понятий, которыми пестрит дом Фамусова.
  4. Человек ценен делами своими. Но не всегда дела его, пусть даже подчинённые высокой цели, оказываются добрыми. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников решает для себя важный с точки зрения нравственности вопрос: оправдывает ли цель средства? Может ли он, согласно своей теории, распоряжаться жизнями людей по своему усмотрению?
    Ответ кроется в названии романа: душевные муки Раскольникова, после совершённого им злодеяния, доказывают, что его расчёт был неверным, а теория — ошибочной. Цель, в основе которой лежат неправедные и антигуманные средства, обесценивается сама собой, становится преступлением, за которое рано или поздно предстоит понести наказание.
  5. В романе М.А. Шолохова «Тихий дон» судьбы героев сметены революционной стихией. Григорий Мелехов, искренне верящий в счастливое и прекрасное коммунистическое будущее, готов отдать жизнь за благополучие и процветание своего родного края. Но в контексте жизни светлые революционные идеи оказываются не состоятельными, мёртвыми. Григорий понимает, что борьба между белыми и красными, направленная, казалось бы, на «прекрасное завтра», на деле представляет собой насилие и расправу над беспомощными и несогласными. Блестящие лозунги оказываются обманом, и за высокой целью скрывается жестокость и произвол средства. Благородство души не позволяет ему смириться со злом и несправедливостью, которые он наблюдает вокруг. Мучимый сомнениями и противоречиями, Григорий пытается найти единственно правильный путь, который позволит ему жить честно. Он не в состоянии оправдать многочисленные убийства, совершаемые во имя призрачной идеи, в которую больше не верит.
  6. Роман А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» — исследование, связанное с политической историей СССР, по словам Солженицына — «опыт художественного исследования», в котором автор анализирует историю страны – утопии, возводящей идеальный мир на обломках человеческих жизней, многочисленных жертв и лжи, замаскированной под гуманные цели. Цена за иллюзию счастья и покоя, в которых нет места индивидуальности и инакомыслию, оказывается слишком высокой. Проблематика романа разнопланова, поскольку включает в себя множество вопросов нравственного характера: можно ли оправдать зло во имя добра? Что объединяет жертв и их палачей? Кто несет ответственность за совершенные ошибки? Подкрепленная богатым биографическим, исследовательским материалом, книга приводит читателя к проблеме цели и средства, убеждая его в том, что одно другое не оправдывает.
  7. Человеку свойственен поиск счастья, как главного смысла жизни, её наивысшей цели. Ради нее он готов применить любые средства, однако не понимает, что это излишне. Главному герою рассказа В.М. Шукшина «Сапожки» — Сергею Духанину — проявления нежных чувств даются отнюдь не просто, ведь он не привык к неоправданной нежности и даже стыдится её. Но желание порадовать родного ему человека, желание счастья, толкает его на большую трату. Средства, потраченные на покупку дорогого подарка, оказываются ненужной жертвой, ведь его супруге нужно было всего лишь внимание. Щедрость и желание дарить тепло и заботу наполняют несколько огрубевшую, но всё ещё чуткую душу героя счастьем, которое, как оказалось, не так сложно обрести.
  8. В романе В.А. Каверина «Два капитана» проблема цели и средства раскрывается в противоборстве двух персонажей – Сани и Ромашки. Каждый из них движим собственными целями, каждый решает, что для него действительно важно. В поиске решений их пути расходятся, судьба сталкивает их в поединке, который определяет нравственные ориентиры каждого, доказывает благородную силу одного, и подлую низость другого. Саня движим честными искренними стремлениями, он готов на сложный, но прямой путь, чтобы узнать правду и доказать её другим. Ромашка же преследует мелкие цели, добиваясь их не менее мелкими способами: ложью, предательством и лицемерием. Каждый из них переживает мучительную проблему выбора, в котором так легко потерять себя и тех, кого ты по-настоящему любишь.
  9. Человек не всегда четко осознает свою цель. В Романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский находится в поиске самого себя и своего места в жизни. Его шаткие жизненные ориентиры подвержены влиянию моды, общества, мнению друзей и близких. Он бредит славой и военными подвигами, мечтает сделать карьеру в службе, но не просто дослужиться до высоких чинов, а снискать вечную славу победителя и героя. Он отправляется на войну, жестокости и ужасы которой вмиг показали ему всю нелепость и призрачность его мечтаний. Он не готов, подобно Наполеону, идти к славе по костям солдат. Желание жить и делать прекрасной жизнь других людей поставила перед Болконским новые цели. Встреча с Наташей вселяет в его душу любовь. Однако в миг, требующий от него стойкости и понимания, он сдается под тяжестью обстоятельств и отказывается от своей любви. Его снова терзают сомнения в правильности собственных целей, и только перед смертью Андрей понимает, что лучшие мгновения жизни, её великие дары заключены в любви, прощении и сострадании.
  10. Человека делает характер. Он определяет его жизненные цели и ориентиры. В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева проблема цели и средств её достижения рассматривается автором, как одна из наиболее важных, формирующих у юного читателя понятия о чести, долге, правде. «Цель оправдывает средства» — формула, неприемлемая для автора. Напротив, цель в жизни должна быть у каждого человека, но, не менее важными являются и те способы, которые он использует, чтобы добиться желаемого. Для того чтобы быть счастливым и находится в гармонии с собственной совестью, необходимо делать выбор в пользу духовных ценностей, отдавая предпочтение добрым делам и прекрасным мыслям.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Все мы ставим жизненные цели и потом пытаемся их достичь. Цели могут маленькими и большими, важными и не очень: от покупки нового телефона до спасения мира. Какие же из них можно считать достойными, а какие - нет? На мой взгляд, значимость цели определяется тем, скольким людям ее достижение сможет помочь. Если целью является приобретение какой-либо вещи просто для собственного удовольствия, то понятно, что достижение ее сделает счастливым только одного человека. Если же целью является, например, изобретение средства от рака, то очевидно, что ее достижение поможет спасти множество людей. Именно цели, направленные на благо многих людей, можно считать важными и, безусловно, достойными. Важно ли ставить цель творить добро? Или, может быть, достаточно жить только для себя, ставя во главу угла лишь собственное благополучие, в основном материальное? Мне кажется, что человек, который стремится к тому, чтобы что-то делать для общего блага, живет более полной жизнью, его существование приобретает особый смысл, а достижение цели принесет большее удовлетворение.

Многие писатели размышляли в своих произведениях о жизненных целях. Так, Р.Брэдбери в рассказе «Зеленое утро» повествует о Бенджамене Дрисколле, который прилетел на Марс и обнаружил, что воздух там мало пригоден для дыхания, потому что там слишком разреженный. И тогда герой решает посадить на планете множество деревьев, чтобы они наполнили атмосферу Марса живительным кислородом. Это становится его целью, делом его жизни. Бенджамен хочет сделать это не только для себя, но для всех обитателей планеты. Можно ли назвать его цель достойной? Безусловно! Важно ли было для героя поставить ее и упорным трудом добиваться? Конечно, ведь он чувствует, что принесет пользу людям, и достижение этой цели делает его по-настоящему счастливым.

О том, какие цели являются достойными, рассуждает и А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник». Автор осуждает героя, смыслом жизни которого стало стремление к приобретению усадьбы с крыжовником. Чехов считает, что смысл жизни вовсе не в материальных благах и собственном эгоистическом счастье, а в том чтобы неустанно творить добро. Устами своего героя он восклицает: «…если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

Таким образом, можно прийти к выводу, что для каждого человека важно ставить по-настоящему достойные цели - творить добро на благо людям.

Какие человеческие качества могут помочь добиться цели?

Практически каждый день люди ставят перед собой те или иные цели, но не всем и не всегда удается их достичь. Почему у одних это получается, а у других нет? Какими качествами обладают те люди, которые успешно реализуют свои желания? Думается, что для достижения поставленной цели важны настойчивость, упорство, способность преодолевать возникающие на пути трудности и не сдаваться при неудачах, сила воли, вера в себя.

Именно эти черты характера свойственны герою «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Он всегда, с самого детства, мечтал летать. В годы войны он стал летчиком-истребителем. Однако судьба была жестока к герою. В бою его самолет был подбит, а сам Мересьев получил тяжелые ранения обеих ног, в результате чего их вынуждены были ампутировать. Казалось бы, никогда ему больше не суждено летать. Однако герой не сдается. Он хочет «научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком». «Теперь у него была цель жизни: вернуться к профессии истребителя». Алексей Мересьев прилагает поистине титанические усилия, чтобы добиться этой цели. Ничто не может сломить дух героя. Он упорно тренируется, преодолевает боль и продолжает верить в успех. В результате цель была достигнута: Алексей вернулся в строй и продолжил сражаться с врагом, управляя самолет без обеих ног. В этом ему помогли такие качества, как сила воли, упорство, вера в себя.

Вспомним героя рассказа Р.Брэдбери «Зеленое утро» Бенджамена Дрисколла. Его целью было вырастить на Марсе много деревьев, чтобы они наполнили воздух кислородом. Много дней герой упорно трудится, сажает семена. Он не позволяет себе оглядываться назад, потому что не хочет видеть, что его труды не приводят к успеху: ни одно семя так и не дало ростка. Бенджамен Дрисколл не позволяет себе отчаяться и опустить руки, не бросает начатое, несмотря на неудачу. Он продолжает трудиться изо дня в день, и однажды наступает день, когда практически в одно мгновение тысячи посаженных им деревьев вырастают и воздух насыщается живительным кислородом. Цель героя достигнута. Ему помогли в этом не только упорство и настойчивость, но и способность не падать духом, не пасовать перед неудачей.

Хочется верить, что все эти важные и нужные качества сможет воспитать в себе каждый человек, и тогда мы сможем осуществлять свои самые смелые мечты.

Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

Каждый человек, идя по жизненному пути, ставит перед собой те или иные цели, а потом стремится их достичь. Порой он прилагает много усилий, чтобы поставленная цель наконец стала реальностью. И вот наступает долгожданный момент. Цель достигнута. Всегда ли это приносит счастье? Думается, что нет, далеко не всегда. Порой оказывается, что сбывшееся желание приносит никакого морального удовлетворения, а возможно, даже делает человека несчастным.

Такая ситуация описывается в романе Дж. Лондона «Мартин Иден». У главного героя была цель - стать известным писателем и, достигнув материального благополучия, обрести семейное счастье с любимой девушкой. На протяжении долгого времени герой неуклонно идет к своей цели. Он трудится целыми сутками, отказывает себе во всем, голодает. Мартин Иден прилагает поистине титанические усилия к достижению поставленной цели, проявляет невероятное упорство и силу характера, преодолевает все препятствия на пути к успеху. Его не могут сломить ни многочисленные отказы редакторов журналов, ни непонимание со стороны близких ему людей, особенно возлюбленной - Руфи. В конце концов герой достигает цели: он становится прославленным писателем, его везде печатают, у него появляются поклонники. Люди, которые прежде и знать его не хотели, теперь приглашают его на званые обеды. У него больше денег, чем он может потратить. И Руфь наконец приходит к нему и готова быть с ним. Казалось бы, сбылось все, о чем он когда-то мечтал. Сделало ли это героя счастливым? Увы, нет. Мартин Иден глубоко разочарован. Ни слава, ни деньги, ни даже возвращение любимой девушки не способны принести ему радость. Более того, герой испытывает тоску и моральное опустошение и в итоге кончает жизнь самоубийством.

Таким образом, можно прийти к выводу: достижение цели далеко не всегда способно сделать человека счастливым, порой, напротив, оно способно привести к противоположному результату.

(272 слова)

Всегда ли цель оправдывает средства?

Все нам знакома фраза: «Цель оправдывает средства». Можно ли согласиться с этим утверждением? На мой взгляд, на этот вопрос не может быть дан однозначный ответ. Все зависит от конкретной ситуации. Иногда цель такова, что для ее достижения могут быть использованы самые радикальные методы, а порой возникает ситуация, при которой никакая цель не может оправдать действия человека.

Предположим, что средством достижения цели является убийство другого человека. Будет ли оно считаться оправданным? На первый взгляд кажется, что, конечно же, нет. Однако не всегда все так просто. Обратимся к литературным примерам.

Вот в повести В.Быкова «Сотников» партизан Рыбак спасает свою жизнь, пойдя на измену Родине: попав в плен, он соглашается служить в полиции, участвует в казни товарища. Причем его жертвой становится мужественный, достойный во всех отношениях человек - Сотников. По сути, Рыбак достигает поставленной цели - выжить - посредством предательства и убийства. Разумеется, в этом случае поступок персонажа нельзя ничем оправдать.

А вот в произведении М.Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов тоже собственноручно убивает человека, причем тоже «своего», а не врага - Крыжнева. Почему он так поступает? Его действия объясняются тем, что Крыжнев собирался выдать немцам своего командира. И хотя в этом произведении так же, как и в уже упомянутой повести «Сотников», средством достижения цели становится убийство, в случае с Андреем Соколовым можно утверждать, что цель оправдывает средства. Ведь Соколов спасает не себя, а другого человека, действует не из эгоистических побуждений или малодушия, а, напротив, стремится помочь незнакомому взводному, который без его вмешательства был бы обречен на гибель. Кроме того, жертвой убийства становится человек подлый, готовый на предательство.

Из сказанного можно сделать вывод, что очень многое зависит от конкретной ситуации. По всей видимости, существуют такие обстоятельства, при которых цель оправдывает средства, но, разумеется, далеко не во всех случаях.

(283 слова)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...