Характерные черты личности ученика список. Какие бывают черты характера: положительные и отрицательные стороны личности

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления.

Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца.

Позитивные черты личности часто называют: качества личности .

Какие особенности личности можно причислить к личностным чертам? Проще отметить, что к личностным чертам не относится. Не являются чертами личности характеристики, описывающие:

  1. Субъективное отношение к личности (Необычный, Удивительный, Неприятный).
  2. Физические качества человека (Ловкий, Красивый).
  3. Социальные характеристики и "звания" (Опытный, Мудрый, Передовик производства, Святой, Просветленный).
  4. Временное, не устойчивое состояние человека, например ситуативное (Усталый) или зависящее от настроения (Понурый или Излучающий счастье). В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется. Личностная черта - неизменное обстоятельство, с которым можно только считаться, использовать или преодолевать. Примерно как погода за окном: изменить мы ее не можем, но если там идет дождь, мы можем взять зонтик и пойти куда надо.

Можно ли привести полный список черт личности? - Создать полный, «правильный» список черт личности невозможно: с одной стороны, он бесконечен (ограничен только возможностями языка и фантазией его владельца​), с другой стороны, этот список создается под конкретные нужды конкретного исследования и поэтому всегда произволен.

Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности.

Далее, является ли некоторая ситуативная особенность личности ее выбранной позицией либо стабильной чертой, сказать не всегда возможно. Позиция, это , это выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, то черты личности - стабильные особенности личности. В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется.

Если человек ведет себя как Жертва, это его черта или ситуативный выбор? Чтобы ответить на такой вопрос, нужно наблюдать за человеком в разных ситуациях. Многие из особенностей личности можно одновременно отнести и к чертам, и к позиции, отметив при этом «перевес» того или другого, характерный для определенной культуры данного времени. Например, сегодня чаще позиция, нежели личностная черта взрослого человека . Мало про кого можно определенно сказать, что ему присуща стабильная характеристика всегда заботиться о себе и всегда только за свой счет. Чаще человек в той или иной ситуации оперативно выбирает такой способ жизни, а в другой ситуации он может принять другое решение. Впрочем, можно говорить и о том, что часть людей придерживаются позиции Потребителя, сделав сознательный выбор и сделав это уже своей стабильной привычкой. И в этом смысле - личностной чертой.

Наиболее распространен список черт личности, используемый в классических психологических тестах: MMPI , тесте Кеттелла и других. По Кеттелу, это в первую очередь: «замкнутость - общительность », интеллект , «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность », «подчиненность - доминантность », «сдержанность - экспрессивность », «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения », «робость - смелость », «жесткость – чувствительность », «доверчивость - подозрительность », «практичность - мечтательность », «прямолинейность - дипломатичность », «спокойствие - тревожность », «консерватизм - радикализм », «конформизм - нонконформизм », «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль », «расслабленность - напряженность », «адекватная самооценка – неадекватная самооценка » (первичный факторы теста), а также "тревога", "экстраверсия - интроверсия ", "чувствительность" и "конформность" (вторичные факторы теста).

Кажется, что список актуальных по жизни черт личности несложно продолжить: это адекватность, внушаемость, воспитанность, искренность, перфекционизм, сдержанность и многие другие.

Сделать стройную систему черт личности затруднительно в первую очередь в связи с тем, что черты личности связаны друг с другом не только линейно, но и иерархически. Например, такие поведенческие привычки, как "Кивки", "Угуканье" и "Вспышки глазами" являются составляющими умения подавать знаки слушания - умения и привычки более высокого уровня. В свою очередь, знаки слушания вместе с подстройками по телу, подстройками по словарю являются составляющими умения слушать . В свою очередь, умение слушать вместе умением говорить чёткими тезисами, навыком оперирования фактами и конкретикой и привычкой подводить итоги являются составляющими вдумчивого общения, которое в свою очередь является частью эффективного общения. Эффективное общение входит, как элемент, в эффективное руководство, и так далее.

​С точки зрения нужд практики список черт личности можно существенно сузить, выделив корневые, основополагающие, собственно личностные черты. Таковыми принято считать ,

Характеристика на ученика в военкомат - это свидетельство, содержащее описание характерных и отличительных черт и качеств подростка и отражающее мнение учебного заведения о нем. Этот документ нужен в том случае, когда появляется необходимость дать оценку юноше и установить в его отношении постановления властей. Именно от содержания характеристики во многом зависит, будет призывник служить в армии или нет. Поэтому указанные в данном документе характерные черты личности ученика для военкомата должны быть изложены четко и достоверно.

Документ для военкома

Наряду с другими стандартными документами характеристику прикрепляют в личное дело призывника. После тщательного изучения психотерапевтом во время призывных мероприятий, в зависимости от ее содержания, выносится решение о том, в какие виды войск призывник годен.

Характеристика с места учебы для военкомата важна тем, что содержит оценку социальной активности, инициативности и поведения юноши в социуме. Подобные документы играют далеко не последнюю роль, поэтому здесь нужно указать общественно-психические нюансы характеризуемой личности. Не менее важными являются и данные об успеваемости ученика.

Значение содержания характеристики

Однако это только в теории, на практике же характеристика для военкомата с места учебы носит сугубо формальный характер. Чаще всего ее содержание принимают в расчет, когда речь идет о распределении в элитные виды войск. В таком случае представители комиссариата рассматривают психологический портрет молодого человека. Если сведения, указанные в данном документе, носят негативный оттенок, то призывник вряд ли попадет на службу в ВДВ, отряды морской пехоты или Президентский полк.

Психологи военного комиссариата тщательно изучают характер призывника и в случае его пожеланий попасть на альтернативную гражданскую службу. Поскольку пацифистский настрой молодого человека сложно подтвердить документально, характеристика становится основным документом, подтверждающим или опровергающим моральный настрой призывника.

Кто может дать личностную оценку

Характеристика в военкомат на ученика из школы может быть представлена в двух видах: обычная или психологическая. Первый вариант является обязательным свидетельством. Ее пишет классный руководитель. В этом случае характеристика будет содержать основные пункты, которые расскажут о семье ученика, о его успеваемости, интеллектуальном развитии, о социальном статусе, занимаемом в классе, уровне самооценки и основных психологических качествах. Таким образом, педагогическое свидетельство должно содержать полную и емкую информацию о юноше.

Из высшего или средне-профессионального учебного заведения для военкомата характерные черты личности ученика (студента) фиксирует должностное лицо - сотрудник деканата.

Психологическая характеристика

Иногда по запросу компетентных служб запрашивается психологическая характеристика. Кроме общих сведений о призывнике, этот документ должен содержать пункты, описывающие психологические особенности юноши. В данном случае характерные черты личности ученика для военкомата описывает психолог.

Однако, прежде чем характеризовать молодого человека, требуется провести целый комплекс исследований, чтобы максимально полно выявить основные его черты. Кроме результатов, понадобится описать и методики, используемые для исследования и тестирования ученика. Немаловажное значение будет иметь и описание поведения юноши при проведении тестов.

Форма документа

Характеристика не имеет какой-то строгой формы заполнения, тем не менее при ее оформлении следует учитывать определенные правила и пункты, которые необходимо указать. Подобная оценка пишется в свободном стиле от руки или печатным способом.

Структура документа

Правила написания характеристики на ученика в военкомат в основном складываются из определенных общепринятых формулировок. В структуру свидетельства, определяющего основные черты характера юноши, должны входить:

  • Блок с личной информацией, где указывается Ф. И. О. ученика, дата рождения, адрес проживания, место учебы, год поступления в учебное заведение.
  • Блок, содержащий сведения о составе семьи, материальном положении и внутрисемейных отношениях. Здесь указываются ближайшие родственники.
  • Блок, описывающий психологический портрет юноши, включающий в себя информацию о его моральных качествах и поведенческих нормах.
  • Блок, информирующий о поведении на месте учебы и отношениях с одноклассниками и однокурсниками. Указывается средний балл успеваемости, уровень физической подготовки и владения иностранными языками.
  • Успехи и достижения в процессе учебы. Участие в общественной жизни учебного заведения.
  • Увлечения молодого человека, его привычки.

Описанные в свидетельстве характерные черты личности ученика для военкомата должны не только содержать хорошие качества призывника, но и указывать его недостатки. Ответственным лицом должна быть внесена информация, если молодой человек имеет приводы в отделение полиции, о конфликтах и склонностях к сменам настроения, вспышкам гнева или депрессии. Несмотря на то что многие образцы характеристики в военкомат не содержат этого пункта, упускать его ни в коем случае нельзя.

Важность точных сведений

Достоверная и полная информация о личностных качествах призывника поможет избежать нежелательных ситуаций. Своевременное информирование сотрудников военного комиссариата об особенностях характера юноши предупреждает возникновение возможных конфликтов во время службы.

Специфика написания общей психолого-педагогической характеристики ученика

Некоторые описания примеров характерных черт личности ученика для военкомата, кроме общепринятых пунктов и блоков, могут содержать подробную информацию об отклонении в развитии или нарушении моторики в физической или познавательной деятельности и особенностях речи. В пунктах, характеризующих умственные способности ученика, обязательно должна быть отражена информация об особенностях способности анализировать и синтезировать информацию, полученную путем зрительного и слухового восприятия.

Здесь же может быть охарактеризована эмоционально-волевая сфера ученика: чувствительность, преобладающие настроения, уровень психоэмоциональной возбудимости, присутствие вспышек гнева, подчиняемость, внушаемость. Также, при наличии, указываются патологические влечения юноши.

При описании характерных черт личности ученика для военкомата педагог вправе сделать выводы о направленности личности. Он обязан указать основные интересы, критерии самооценки и ответственности ученика. В задачи ответственного лица входит сформировать оценку поведения норм и правил поведения ученика в социуме, определить место и роль в коллективе, указать на уровень социальной адаптации юноши и взаимоотношений с окружающими.

В составляемой характеристике ответственное лицо вправе отразить собственные выводы об ученике или указать общее мнение педагогического состава.

Образец характеристики ученика в военкомат из школы

Характеристика на ученика 11 "Б" класса

МБОУ «Гимназия № 5»

г. Барнаула, Алтайского края

Петрова Владислава Федоровича

Петров Владислав Федорович 1990 г. р. является учащимся МБОУ «Гимназия № 5» с 2008 г. В настоящее время завершает обучение в 11-м классе.

Уровень физической подготовки - высокий. Здоров, группа физической подготовки - основная. Алкоголь и наркотики не употребляет. К табакокурению имеет отрицательное отношение. В полицию приводов не было.

Рост - 172 см, вес - 70 кг. Физическое развитие соответствует возрастным нормам.

Состав семьи:

  • Мать работает поваром в школьной столовой, образование - среднее специальное.
  • Отец работает технологом на деревообрабатывающем предприятии, образование - высшее.
  • Брат обучается в 6-м классе.
  • По линии отца есть бабушка и дедушка по линии матери.

Живут в собственном доме, жилищные условия - хорошие.

Семья относится к среднему уровню материального достатка.

Взаимоотношения в семье - теплые, доверительные. Дома к школьнику относятся с заботой и пониманием, контролируют соблюдение школьной дисциплины и уровень успеваемости. В свою очередь, школьник с уважением относится к близким. Особым авторитетом у него пользуется отец.

За время обучения в школе юноша проявил себя с положительной стороны. Педагогический состав характеризует его как ответственного, трудолюбивого и добросовестного ученика. Дисциплинирован, скромен, самостоятелен, общителен и дружелюбен по отношению к сверстникам. Собственное мнение умеет отстаивать.

По основным предметам учебного плана имеет оценки "хорошо" и "отлично". Средний балл успеваемости - 4.1

По характеру - спокойный, уравновешенный, стремится не допускать конфликтных ситуаций. При появлении конфликта старается прийти к компромиссу. Друзей много, у товарищей пользуется авторитетом. Всегда готов помочь одноклассникам и поддержать в трудную минуту.

Активный участник общественной и спортивной деятельности учебного заведения. Школьные поручения стремится выполнить с полной отдачей. Со второго класса занимается легкой атлетикой и периодически занимает призовые места в районных, городских и краевых спортивных мероприятиях.

Дата - 15.01.2018 г.

Директор - Черепанова Галина Петровна

Классный руководитель - Фролова Ирина Викторовна

В заключение

Характеристика для военкомата с места учебы - это своего рода резюме. Поэтому к определению основных характеризующих качеств и личностной оценке необходимо подходить с особой ответственностью. Ведь оттого, насколько точно и достоверно изложены факты, зависит не только эффективное распределение в те или иные войска, но и вероятность появления конфликтных ситуаций во время воинской службы.

А. Отношение к коллективу, к сверстникам . Преобладание коллективистической или эгоистической направленности личности. Участие в общественной работе и ее мотивация. Проявления организаторских способностей (инициативен или пассивен; организатор или исполнитель). Отношение к людям. Коммуникативные черты характера: положительные черты (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявления дружбы и товарищества, честность и искренность в отношении к людям и к своим обязанностям и др.); отрицательные черты (жестокость, завистливость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.).

Отношения со старшими детьми, подростками и юношами в микрорайоне и в других сферах внешкольного общения. Отношения с мальчиками и девочками.

Б. Отношение к труду. Участие в различных видах труда (общественно-полезный, производительный, бытовой труд в семье). Мотивы участия в труде. Трудолюбие, добросовестность, аккуратность (или противоположные им качества). Трудовые навыки и умения.

Специальные способности к различным видам профессиональной деятельности (техника, строительство, искусство и др.).

В. Отношение к учебной деятельности. Любит ли учиться? Каковы мотивы учения? Уровень развития познавательных интересов. Отношение к успехам и неудачам в учебной работе. Настойчивость в преодолении трудностей.

Г. Отношение к самому себе, к близким людям, к учителям. Самооценка и уровень притязаний школьника. Уверенность или неуверенность в себе. На чем строит свое самоуважение: на интеллекте, на организаторских способностях, на специальных способностях к науке, спорту, искусству, технике и др.; на повышенной взрослости; на физической силе и др.? Самокритичность и требовательность к себе. Отношения с родителями: уважение и любовь, признание их влияния или равнодушие, отчужденность? Отношение к учителям и воспитателям, их авторитетность для ученика.

V. Положение ученика в системе межличностных отношений в классном коллективе.

Социометрический статус ученика. Входит ли в группировки. Его положение в группировке: лидер – ведомый. На каких интересах и какой деятельности строится групповая общность? Отношение группировки, в которую входит ученик, к классному коллективу.



VI. Эмоциональные и волевые черты личности.

Темперамент ученика (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). К какому из них близок его темперамент? Какие эмоции преобладают: радость, гнев, страх, печаль? Особенности эмоциональных состояний (настроения, аффекты и др.). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность. Активность и инициативность. Устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других. Дисциплинированность и степень ее сознательности. Выдержка и самообладание. Сила воли. Недостатки воли (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение доводить дело до конца и др.).

VII. Учебная деятельность и умственное развитие ученика.

Учебная успеваемость. Способности к различным учебным предметам.

Особенности внимания: устойчивость и отвлекаемость; легкость переключения с одной деятельности на другую; способность распределять свое внимание. Наблюдательность. Особенности памяти. Тип памяти. Объем оперативной памяти. Владение приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.

Особенности воображения. Бедность или богатство образов, их оригинальность, эмоциональность. Реалистичность или фантастичность работы воображения. Уровень развития пространственного воображения. Его проявления на уроках геометрии, черчения и др. Работа воображения при восприятии искусства, чтении художественной литературы.

Уровень развития наглядно-образного и абстрактного, словесно-логического мышления. К какому типу познания и личности тяготеет: к мыслительному, художественному, среднему? Развитие учебных, интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, планировать, обобщать. Развитие репродуктивного мышления и «сообразительности» (творческого мышления). Развитие качеств ума.

Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

VIII. Выводы.

Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.

План самоанализа внеклассного мероприятия

Класс _____________________ Тема _____

Дата _____________________

1. Дайте педагогическое обоснование теме занятия.

2. Каковы были цели и задачи проведенного мероприятия?

3. Как была организована подготовка учащихся к этому мероприятию? Какова степень их участия?

4. Раскройте содержание и методику проведения внеклассного занятия.

5. Какова воспитательная и познавательная ценность подобранного материала?

6. На формирование каких личностных качеств учащихся направлено это занятие?

8. Проанализируйте приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся и уровню развития детей данного класса.

9. Были ли учтены индивидуальные особенности учащихся в ходе подготовки и проведения занятия?

10. Проанализируйте особенности личности педагога: убежденность, эмоциональность, контакт с детьми, знание детей, педагогический такт.

11. Какова педагогическая ценность данного мероприятия?

Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие задачи и почему?

Приложение 6

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра общей и прикладной психологии

по педагогической практике студентки 4 курса

специальности «___________________»


Образец психолого-педагогической характеристики ученика:

Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.

1. Общие сведения об учащемся

Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.

2. Условия семейного воспитания

Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в … В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.

Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.

Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.

Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.

3. Учебная деятельность учащегося

Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.

Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.

По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.

4. Трудовая деятельность учащегося

Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.

Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.

Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».

5. Психологические особенности личности учащегося

В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.

Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.

Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.

Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

6. Особенности познавательной деятельности

Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.

У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).

Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.

7. Общие психолого-педагогические выводы

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.

Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Многогранна, глубока и уникальна. На протяжении веков являясь предметом всестороннего исследования для различных научных областей, до сих пор остается до конца не изученной. Благодаря накопленным и систематизированным знаниям выделены основные черты личности. Знакомство с ними помогает человеку лучше понимать себя, что, в свою очередь, позволяет вносить коррективы в убеждения, систему самомотивации, менять привычные способы действий для улучшения качества своей жизни и повышения уровня счастливости.

Структура личности

Существует большое количество различных теорий черт личности человека. В отечественной психологии широко известны структуры личности таких авторов, как Платонов К. К., Леонтьев А. Н., Ковалев А. Г.

В таблице ниже структура личности по Ковалеву А. Г.

В работах известного отечественного психолога Ковалева А. Г. личность определяется как интегративное образование психических процессов, состояний и сформировавшихся черт личности человека.

Психологические процессы

Психологические процессы определяют фундамент психической жизни человека, поскольку обеспечивают ему взаимодействие с окружающей средой и отвечают за формирование его жизненного опыта. Таких процессов масса как в сознании, так и в подсознании. Они наиболее динамичны и кратковременны. Среди них выделяются эмоциональные, волевые и познавательные психические процессы. К последней группе относятся восприятие, ощущение, представление, мышление, память, внимание, воображение.

Психологические состояния

Психологические состояния - это уже более устойчивые образования, которые формируются из психологических процессов. Они представляют собой относительно неизменные во времени внутренние целостные характеристики индивидуальной психики. Каждое такое состояние может быть охарактеризовано одним или несколькими параметрами, которые выделяют его из множества других. В зависимости от того, какую деятельность или какой поведенческий акт данное состояние обеспечивает, проявляется доминирование тех или иных познавательных, эмоциональных либо волевых психических процессов.

Психологические свойства

Психические свойства или черты личности человека представляют собой индивидуально-психологические особенности, которые лежат в основе постоянных способов его взаимодействия с миром. Они характеризуют человека как систему определенных субъективных отношений к самому себе, к окружающим людям, различным группам и миру в целом, которая проявляется в общении и взаимодействии с ними.

Пока формирование общих устойчивых черт личности только начинается, ребенка характеризуют в целом по его превалирующим психологическим состояниям. Например, о нем говорят, как о спокойном, уравновешенном, застенчивом, капризном, аффективном, возбудимом, депрессивном. При смене изменяется и облик личности ребенка. В определенных условиях одно из таких состояний может закрепиться и в будущем проявиться в некоторых особенностях его характера.

Формирование черт личности осуществляется из психических процессов, которые протекают на фоне психических состояний. Они представляют собой наиболее стабильные и устойчивые, мало подверженные изменениям и при этом медленно накапливаемые психические образования. В качестве таковых Ковалев А. Г. выделил четыре основные категории. Список черт личности человека выглядит следующим образом:

  • темперамент;
  • направленность;
  • характер;
  • способности.

При этом он обращал внимание на определенную меру условности выделения данных структур, поскольку одни и те же свойства могут характеризовать и направленность, и характер, и оказывать влияние на проявление способностей. Однако, рассмотрение этих структур как относительно автономных очень важно. Ведь при наличии одинаковых свойств, например, темперамента люди могут сильно отличаться друг от друга по направленности, характеру и способностям.

Темперамент

Темперамент человека относится к биологически обусловленным свойствам личности и является тем фундаментом, на котором происходит ее формирование. Он отражает различия между людьми по таким критериям, как эмоциональная впечатлительность, интенсивность и устойчивость эмоций, темп и энергичность действий, и другим динамическим характеристикам. Свойства личности, им обусловленные, носят наиболее устойчивый и долговременный характер.

Согласно определению Теплова Б. М., о темпераменте можно говорить как о совокупности психических особенностей, характерных для данного конкретного человека, которые связаны с быстротой возникновения чувств и их интенсивностью.

Таким образом, для определения типа темперамента исследуют две основные динамические характеристики - активность и эмоциональность. Показатель активности поведения характеризует степень быстроты, стремительности, энергичности либо инертности и медлительности. Показатель эмоциональности характеризует эмоциональные процессы, отражая их знак, положительный либо отрицательный, и модальность - страх, гнев, радость и другие. Наиболее распространенной на сегодняшний день является классификация, предложенная еще Гиппократом в V веке до н. э., выделяющая четыре типа темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • меланхолический;
  • холерический.

У представителей сангвинического типа отмечаются быстро возникающие, но слабые чувства, флегматического - медленно возникающие и слабые чувства, меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, холерического - быстро возникающие и сильные чувства. Также можно отметить, что для представителей сангвинического и холерического типов темперамента свойственны быстрые движения, общая подвижность и предрасположенность к яркому внешнему выражению чувств через мимику, движения и речь. Для представителей флегматичного и меланхолического, наоборот, характерны медленные движения и тенденция к слабому выражению чувств. На практике очень редко можно встретить людей с ярко выраженным чистым типом темперамента, чаще встречаются смешанные типы, когда сочетаются черты двух видов темперамента.

Темперамент никоим образом не влияет на наличие способностей и одаренности человека. Выдающиеся таланты в различных сферах деятельности могут встречаться с одинаковой частотой при любом типе темперамента. Например, у таких известных русских писателей, как Гончаров И. А. и Крылов И. А., проявлялись черты флегматического типа темперамента, у Гоголя И. В. и Жуковского В. А. - меланхолического, у Герцена А. И. - сангвинического, у Пушкина А. С. были ярко выражены черты холерического. А у двух великих русских полководцем типы темпераментов были противоположны: у Суворова А. В. - холерический, у Кутузова М. И. - флегматический.

Постановка вопроса о том, какой тип темперамента лучше, некорректна. Каждый из них обладает как своими положительными, так и своими отрицательными сторонами. Ценные свойства личности сангвиника - живость, подвижность, отзывчивость, флегматика - спокойствие, отсутствие суетливости и торопливости, меланхолика - глубина и устойчивость чувств, холерика - энергичность, страстность, активность.

Имеется тенденция развития нежелательных черт личности:

  • у сангвиника, таких как легкомыслие и инфантильность, склонность распыляться, поверхностность чувств;
  • у флегматика - инертность, вялость, безучастность;
  • у меланхолика - чрезмерная замкнутость, излишняя застенчивость, склонность с головой погружаться в собственные переживания;
  • у холерика - резкость, несдержанность, склонность к эмоциональным "взрывам".

Направленность личности

Направленность личности выступает в качестве ведущей характеристики человека. Ее понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и имеющих относительную независимость от фактической ситуации. Другими словами, это основной мотивационный стержень человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, которые стали свойствами личности и нашли свое проявление в определенных формах, в основе каждой из которых лежат мотивы деятельности человека. К этим формам относятся:

  • влечение;
  • желание;
  • интерес;
  • склонность;
  • идеал;
  • мировоззрение;
  • убеждение.

Характеристика форм направленности

В данном контексте под влечением понимается такое психическое состояние, которое выражает неразличимую, неосознаваемую либо недостаточно осознаваемую потребность. Как правило, влечение - явление временное, поскольку проявленная в нем потребность человека или угасает, или осознается и таким образом трансформируется в желание.

Желание - это уже осознанная человеком потребность и влечение к чему-либо конкретному. Желание благодаря достаточной осознанности обладает побуждающей силой. Оно способствует видению цели будущих действий и построению детального плана. Для данной формы проявления направленности характерно осознание, во-первых, своих потребностей и, во-вторых, потенциальных способов их удовлетворения.

Стремление обычно рассматривается как ощущаемое побуждение к деятельности. Оно появляется, когда желание сочетается с волевым компонентом.

Наиболее яркой и объемной характеристикой направленности личности выступают ее интересы, являясь важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. На субъективном уровне интерес обнаруживает себя в особом эмоциональном фоне, сопутствующем процессу познания или вниманию к определенным объектам. Удивительной особенностью интереса является то, что при его удовлетворении вместо угасания он, напротив, вызывает ряд новых, соответствующих более высоким уровням познавательной деятельности.

Склонность отражает направленность человека на определенный вид деятельности. По своей сути она является устойчивым интересом в динамике своего развития перерастающим в глубокую и устойчивую потребность человека в совершении той или иной деятельности. Это происходит тогда, когда к интересу подключается волевой компонент.

Идеал - это некий конкретный образ или представление предметной цели, на которые человек ориентируется, к которым стремится через реализацию своих склонностей.

Мировоззрение понимается как система субъективных взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, на отношение к себе и к другим людям. Здесь находят свое отражение идеалы, ценностные ориентации, принципы и убеждения индивида.

Убеждение считают высшей формой направленности и рассматривают как систему мотивов личности человека, побуждающих его поступать согласно своим взглядам, принципам, мировоззрению. Понятия мотива и мотивации отличны друг от друга. Последнее является более широким и емким. Мотив - это устойчивое личностное свойство, изнутри побуждающее человека к определенным действиям. В формировании направленности личности основная роль принадлежит осознаваемым мотивам, поскольку они обеспечивают активизацию и направленность поведения. Их формирование берет свое начало из потребностей человека.

Характер

В психологии под характером принято понимать совокупность индивидуальных психических свойств, проявляющихся в типичных для данного индивида формах поведения и способах действия. Процесс формирования общих устойчивых черт личности осуществляется в ходе жизнедеятельности.

К чертам характера относятся не все ее особенности, а лишь наиболее существенные и устойчивые. К примеру, даже очень веселые и оптимистичные люди могут испытывать такие чувства, как печаль или грусть, но от этого они не становятся пессимистами или нытиками.

Классификаций основных психологических черт личности достаточно много. Чаще всего в отечественной психологической литературе встречаются два подхода. Согласно первому, все черты характера привязываются к психическим процессам и потому подразделяются на три группы. Список черт личности в этом случае получается таким:

  • Волевые - самостоятельность, организованность, активность, настойчивость, решительность и другие.
  • Эмоциональные - впечатлительность, порывистость, горячность, отзывчивость, безразличие, инертность и другие.
  • Интеллектуальные - любознательность, глубокомыслие, находчивость, сообразительность и другие.

Согласно второму подходу, черты характера личности описываются исходя из направленности личности. В сформированном характере в качестве ведущего компонента выступает система убеждений, которая задает долгосрочную, стратегическую направленность действий и поведения человека, обеспечивает уверенность в важности и справедливости выполняемого им дела, обуславливает настойчивость в достижении поставленных перед собой целей.

Черты характера, определяющие отношение к деятельности, выражаются в устойчивых интересах человека. У бесхарактерного человека отсутствуют цели совсем или очень разбросаны. Поверхностность и неустойчивость их интересов зачастую сопряжены с большой долей подражательности, с недостатком самостоятельности и целостности личности человека. И, напротив, содержательность и глубина интересов человека свидетельствуют о его целенаправленности и настойчивости.

Специфика характера личности проявляется в ситуациях выбора способов действий или типов поведения. В данном контексте можно говорить о такой черте характера, как степень выраженности мотивации на достижение успеха. От нее будет зависеть выбор человека либо в пользу действий, ведущих к успеху, - инициативность, соревновательная активность, готовность рискнуть, либо в пользу стремления просто избежать неудачи - избегание рисков, уклонение от ответственности, неактивность, безынициативность.

Все черты характера личности условно можно отнести к двум видам - мотивационным и инструментальным. Первые, соответственно, побуждают и направляют деятельность, а вторые придают ей определенный стиль. Например, при выборе цели действия проявляется мотивационная черта личности. Однако после того, как цель определена, больше проявляются инструментальные черты характера, которые определяют выбор тех или иных способов достижения этой цели.

Характер формируется постепенно и может претерпевать трансформации на протяжении всей жизни человека. И этот процесс можно сделать осознанным. Как говорил известный английский писатель Уильям Мейкпис Теккерей, посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.

Способности человека

Согласно подходу отечественного ученого Теплова Б. М., под способностями понимаются такие индивидуально-психологические особенности, которые, с одной стороны, отличают одного человека от другого, с другой - имеют отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многочисленных деятельностей, с третьей - не сводятся к уже имеющимся у человека знаниям, навыкам и умениям.

Способности человека определяют степень легкости и быстроты приобретения и усвоения им знаний, умений и навыков. В свою очередь, приобретенные знания, умения и навыки оказывают существенное содействие дальнейшему развитию способностей, а их отсутствие, напротив, служит тормозом для развития способностей. В психологии чаще всего классифицируются следующим образом:

  • способность;
  • одаренность;
  • талант;
  • гениальность.

Успешное выполнение любой деятельности находится в зависимости не от какой-то одной, а от сочетания сразу нескольких способностей. При этом сочетание, приводящее к одному и тому же результату, может обеспечиваться различными способами. В случае отсутствия необходимых задатков к успешному развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более глубокого развития и проработки других.По мнению Теплова Б. М., способности не могут существовать при отсутствии постоянного процесса развития. Способность, которая не практикуется, со временем утрачивается. Только благодаря усердию, постоянным упражнениям, систематическим занятиям такими сложными видами деятельности, как математика, музыка, художественное или техническое творчество, спорт возможно поддержание и развитие у себя соответствующих способностей.

Как великого художника не приняли в академию

Отождествление в повседневной практике способностей и навыков зачастую приводит к ошибочным суждениям и выводам, в особенности в педагогической практике. История о том, как знаменитого художника Сурикова В. И. на начальном этапе его развития не приняли в Академию художеств, удостоилась быть внесенной в психологическую литературу в качестве примера для лучшего понимания категории "способности".

Страсть Сурикова В. И. к рисованию была очевидна с раннего детства. Какое-то время он брал уроки в красноярском уездном училище. После смерти отца ввиду стесненных финансовых обстоятельств хорошее образование было не по карману для его семьи. Юноша попал на службу в качестве писца в губернаторское управление. Как-то его рисунки попались Замятину П. Н. - енисейскому губернатору, и тот углядел в них огромный художественный потенциал автора. Он нашел Сурикову В. И. мецената, готового оплатить обучение в Академии художеств. Но несмотря на это, первая попытка поступления в учебное заведение не завершилась успехом.

Педагоги совершили ошибку потому, что не смогли различить отсутствие умений и навыков и отсутствие способностей. Несмотря на то что выдающиеся способности юного художника проявились достаточно рано, умений и навыков рисования на тот момент у него еще было недостаточно.

В течение трех месяцев Суриков В. И. овладел нужными навыками и умениями и в результате был зачислен в Академию художеств. В процессе учебы он получил четыре серебряные медали за свои работы и был удостоен нескольких денежных премий.

Его пример показывает, что нужно верить в себя, в свою мечту и настойчиво добиваться своей цели.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...