Методы географических исследований и основные источники географической информации. Источники географической информации и методы ее получения

Раньше, во времена моей школьной юности, я думал, что географическими источниками являются только учебник, карта и учитель географии. Но, с развитием технологий и стремлением оставить Землю без «белых пятен», человек создал множество быстрых и легких способов изучать планету. Многие источники информации имеют свойство устаревать, и людям необходимо заботиться об их обновлении.

Основные географические источники

География, как наука единая для всего человечества, предполагает и стандартный набор источников:

  • Карта - древнейший источник геоинформации.
  • Опытные исследования - практическое изучения планеты человеком путем путешествий и экспедиций.
  • Геоинформатика - использование высоких технологий (снимки со спутника, создание компьютерных моделей).
  • Музеи и хранилища - способ сохранения и пополнения полученной геоинформации и объектов.

Тенденция развития компьютерных технологий предполагает постепенный отход от карт на материальных (бумажных) носителях из-за их свойства постоянного устаревания. Например, карту бассейна реки Амазонки можно смело выбрасывать по истечении 50 лет - настолько быстро она меняет рельеф территорий, по которым протекает.


Роль географических источников

Основная их роль состоит в сохранении и приумножении географических знаний, а также информировании о них человека. Наука не может обходится без накопления источников, которые позволят людям использовать приобретенные знания как в экономическом плане (строительство, добыча полезных ископаемых), так и для личных нужд (организация путешествий). Как ни странно, мы используем источники геоинформации практически ежедневно. Самым простым примером можно назвать навигатор GPS.


Именно он помогает нам найти в крупном городе улицу и построить путь следования к ней. Другим часто используемым источником будут космические спутники погоды. Если раньше, чтобы узнать погоду, мы смотрели на термометр за окном, то теперь получаем эту информацию из сети Интернет, куда она попадает с погодных спутников, естественно, после её обработки в Гидрометцентре.

Важное значение в проведении исследований и написании научно-исследовательской работы приобретают объем и качество общественно-географической информации, которая представляет собой «совокупность знаний и систему данных, отражающих особенности и закономерности территориальной организации общества, функционирования и развития ТОС».

Среди основных требований, которые могут быть предъявлены к общественно-географической информации, можно назвать:

– современность, т.е. она должна соответствовать временному интервалу исследования. Однако данное условие может не выполняться при проведении ретроспективного анализа развития объекта исследования;

– адресность, т.е. информация должна быть привязана не только ко времени, но и к определенной территории. В изучении реального объекта (процесса или явления) в пространственном аспекте реализуется географическая индивидуальность исследования;

– динамичность информации означает ее постоянное изменение, движение во времени и пространстве. Эволюционное развитие объекта исследования определяется усложнением его структуры, привлечением новых функциональных свойств, увеличением численности факторов его развития. Данная информация не должна ускользать из поля зрения географа;

– соответствие полученной информации теме исследования, а следовательно, и поставленной цели. Важное значение приобретает ее актуальность и своевременность;

– объективность (достоверность) информации обеспечивает достоверность полученных выводов и предложенных к исполнению рекомендаций;

– верифицируемость. Часть публикуемой общественно-географической информации может быть подвергнута сомнению в своей достоверности (корректности), поэтому необходимо критически подходить к выбору источников информации и проводить верификацию (уточнение, проверку) полученных данных через иные источники. Особенно избирательно исследователь должен подходить к материалам, публикуемым в сети Интернет.

С учетом обширности общественно-географических исследований в качестве источника необходимой информации может выступать значительное количество информационных ресурсов, в т.ч.:

– научно-литературные источники, включающие научные и научно-популярные публикации, монографии, учебники и учебные пособия, продолжающиеся периодические издания и сборники научных трудов, диссертации на соискание ученых степеней, энциклопедические словари и т.д.;

– нормативно-правовые источники, включающие любые юридические акты международного, государственного, регионального и местного значения;

– картографическая или графическая информация, представляющая сложные процессы в упрощенном для восприятия виде;

– результаты самостоятельных полевых (натурных) исследований и наблюдений;

– статистические источники, содержащие данные о протекании того или иного процесса, «поведении» объекта исследования;

– архивные и фондовые материалы;

– электронные источники;

– результаты социологических исследований;

– данные мониторинговых исследований.

Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования. В процессе работы используется комплекс теоретических и прикладных наработок (изысканий) предыдущих исследователей, а также данные, полученные самостоятельно в ходе полевых работ, социологических опросов, сбора статистической информации, работы в архивах и т.п.

При этом информация не может быть просто вписана в работу. Она должна быть проанализирована, верифицирована и интерпретирована применительно к данному исследованию. Для выполнения данных операций студент (магистрант) должен использовать время, отведенное на производственные и научно-исследовательские практики. Расширенной целью проведения производственной практики является постановка и решение собственной научно-исследовательской проблемы, формирование умений по применению знаний в области экономической, социальной и политической географии для решения прикладных задач. Именно поэтому производственная практика должна иметь четко определенные цель и задачи, соответствующие теме выбранного оригинального научного исследования на каждом курсе обучения.

В период производственных практик студенты (магистранты) собирают и обрабатывают первичную информацию – статистические данные, картографические материалы, графоаналитические построения, историко-географические сведения, социологическую информацию, разрабатывают методику оригинального исследования и определяют совокупность показателей с целью более глубокого и всестороннего изучения объекта и предмета наблюдения и т.д. Основными местами накопления и хранения географической информации являются библиотеки, научные учреждения, архивы, территориальный отдел Федеральной службы статистики РФ, органы региональной и муниципальной власти, центр занятости населения, различные организации и ведомства.

Теоретическое обоснование проводимых изысканий студент (магистрант) может получить из печатных источников географической информации, которые довольно разнообразны и по содержанию, и по масштабам. Особое внимание следует уделить монографиям как по общественной географии, так и по смежным дисциплинам: физической географии, экономике, социологии, политологии, ресурсоведению, экологии, культурологии, исследованиям в области туризма и др. Концептуальные идеи, важные теоретические положения и практические (прикладные) данные содержатся в других источниках, в том числе сборниках научных трудов, материалах конференций различного уровня, научных докладах и пр. Электронный каталог печатных изданий, составляющих фонд научной библиотеки ПГНИУ, доступен в бесплатном режиме на сайте www.library.perm.ru. Здесь же можно ознакомиться с новыми поступлениями, с научными журналами на иностранных языках, выйти на сайты Библиотеки Конгресса США, Российской государственной библиотеки (г. Москва), Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Всероссийского института научной и технической информации (г. Москва) и др.

Особым источником географической информации является реферативный журнал «География». Он содержит рефераты научных публикаций по различным направлениям географической науки, вторичные информационные материалы (библиографические описания, аннотации, обзоры литературы) во взаимосвязи со справочно-поисковым аппаратом. Для его составления используется свыше двух тысяч различных источников, российских и иностранных. Каждый из выпусков включает примерно по 1500 рефератов. Реферативный журнал «География» издается ежегодно с 1952 г. (12 выпусков в год).

Номера за 1998 – 1999 гг. и с 2009 г. находятся в читальном зале географического факультета, остальные – в научно-библиографическом отделе библиотеки ПГНИУ.

Еще одним важным литературным источником географической информации являются диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Перечень диссертаций и сами диссертации по специальности 25.00.24 (до 2005 г. – 11.00.02) – Экономическая, социальная и политическая география, защищенные в нашем университете, хранятся в отделе периодической литературы библиотеки ПГНИУ. Для работы с ними необходимо оформить письмо, заверенное заведующим кафедрой, на которой обучается студент (магистрант).

При любой работе в поле зрения молодого исследователя попадают новые научные категории, понятия, термины. В этом случае большим подспорьем является разнообразная литература научно-библиографического характера: словари, энциклопедии, глоссарии, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях. Среди них прежде всего необходимо назвать Большую российскую энциклопедию, Большой географический словарь, топонимические словари и др.

Важным источником информации являются наиболее популярные научные географические журналы, сборники научных трудов, периодически издаваемые научными и образовательными учреждениями. В них публикуются новаторские статьи теоретического, методологического и прикладного характера. На протяжении многих лет ежегодно издавались сборники научных трудов Тартуского, Пермского, Тюменского и других университетов. Мировую известность получили географические журналы: «Известия РАН. Серия географическая» (г. Москва), «Известия Русского географического общества» (г. Санкт-Петербург), «География и природные ресурсы» (г. Иркутск, журнал Института географии СО РАН), «География в школе», «США и Канада: экономика, политика, культура», «Япония», «Азия и Африка сегодня» (издание Института Азии и Африки РАН) и др. Не менее популярны географические журналы, издаваемые в ведущих университетах страны: Московском, Санкт-Петербургском, Воронежском, Пермском, Смоленском, Башкирском, Удмуртском и др.

Важная информация содержится в периодических изданиях по смежным наукам: экономике, социологии, политологии, экологии: «Мировая экономика и международные отношения» (издание МГИМО (У) МИД РФ), «Российский экономический журнал», «Вестник экономики», «Полис» («Политические исследования»), «Социс» («Социологические исследования»), «Эксперт» и др. Список журналов по географической и смежной тематике, имеющихся в научной библиотеке ПГНИУ, указан в прил. 2.1.

При поддержке федеральных министерств и ведомств издаются журналы по отдельным отраслям экономики: «Нефть, газ и бизнес», «Уголь», «Автомобильная промышленность» и др. В них исследователь может почерпнуть информацию о последних технических и технологических разработках отечественных и зарубежных ученых. Здесь же содержатся некоторые данные относительно производства, потребления, себестоимости, экспорта-импорта товаров и услуг.

При написании работ по страноведческой тематике помощь могут оказать журналы «GEO», «Вокруг света», «National Geographic Россия», «Туризм», «Живописная Россия» и др., содержащие большое количество научно-популярной информации по отдельным регионам России и мира.

Важно отметить, что в последнем номере большинства журналов указываются все материалы, опубликованные в течение календарного года. Часть этих журналов находится в читальном зале географического факультета ПГНИУ.

Другой вид периодической печати – газеты – также могут включать интересующие географа сведения – так называемую текущую информацию. Особенно примечательна в этом отношении газета «География», являющаяся методическим изданием для учителей географии, экологии и природоведения (издается с 1992 г.). Среди центральных газет выделяется «Российская газета» – официальное печатное издание Кремля (Правительства РФ). В ней находят отражение события как внутрироссийской, так и международной жизни. Довольно информативными являются и специальные выпуски газеты, посвященные отдельным регионам, странам или видам экономической деятельности. При проведении географических исследований на микро-, топо- и наноуровнях большое значение могут иметь местные газеты, издаваемые муниципальными органами власти. Они охватывают весь спектр жизнедеятельности населения на четко локализованной территории, и в этом плане они незаменимы.

Специфическим видом информации являются нормативные и законодательные документы, в т.ч.:

– международно-правовые акты (Конвенция о правах человека, Киотский протокол, Морская конвенция ООН, Договор об Антарктиде и др.);

– Конституция РФ, конституции и уставы регионов – субъектов РФ; конституции конкретных стран;

– межгосударственные пакты;

– декларации, федеративный договор;

– кодексы, федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальных образований;

– акты Президента РФ, председателя Правительства РФ;

– ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию;

– акты, законы, постановления палат Федерального собрания РФ;

– акты представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

– уставы муниципальных образований и др.

Со всеми перечисленными видами нормативных документов студенты и магистранты могут ознакомиться при помощи программы «КонсультантПлюс», доступ к которой имеется в читальном зале, компьютерном классе географического факультета и на кафедрах.

Важность использования законодательной и юридической литературы в общественно-географических исследованиях объясняется необходимостью установления юридических рамок научных изысканий, определения официального статуса того или иного реально существующего объекта, официальной оценки того или иного процесса. Общественно-географические исследования опираются на юридические нормы и следуют им. Однако результаты исследований могут служить важным фактором внесения изменений (дополнений), улучшения, совершенствования нормативов и их воплощения на практике в общегосударственном, региональном или муниципальном развитии.

Помимо литературных источников в научно-исследовательских работах по экономической и социальной географии большое значение приобретают картографические и графические материалы.

Последние в лаконичной, удобной для чтения форме могут вмещать в себя большое количество географической информации.

Преимущество картографического материала перед текстовым состоит в том, что карта представляет собой наглядную (генерализованную) модель территории. Она отличается лаконичностью и информационной емкостью. На карте отображаются связи между географическими объектами, явлениями, процессами в динамике или статике. Текстовая информация не может дать исследователю больше того, что в ней написано. Карта же может иллюстрировать причинно-следственные связи и территориальные различия. Картографические материалы позволяют наиболее полно диагностировать социальные, экистические, экономические, планировочные, сервисные, политические, экологические явления и процессы. Использование этой информации происходит в процессе визуального и измерительного анализа карт, раскодирования и снятия информационных данных. Именно поэтому такого рода материалы обычно включены в литературные источники. Однако некоторые карты или картосхемы, имеющие тематическую однородность, могут издаваться в виде атласов или тематических сборников. Например, «Национальный атлас России» (т. 1–3), «Социально-экономическая география мира» (авт.: В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.А. Родионова. М., 2006), «Регионы России» (авт.: А.Л. Чепалыга, И.В. Чепалыга. М., 2006).

Большое количество карт-анаморфоз, которые отчетливо показывают диспропорции мирового развития, размещаются на сайте www.worldmapper.org в свободном доступе (на английском языке).

Графические материалы также несут важную информацию, отражающую статику и динамику социально-экономических процессов. Графики и диаграммы дают наглядное представление о состоянии и тенденциях функционирования территориальных систем и могут рассматриваться в качестве источников диагностирования и прогнозирования их перспективного развития.

Картографические и графические материалы могут служить отправной точкой исследования, импульсом научного изыскания. Имея в своем методическом исследовательском арсенале необходимые подходы и методы, информационные ресурсы и общие знания о протекании процесса или природе явления, специалист в области социально-экономической географии способен правильно оценить и выявить тенденции развития, увидеть перспективное состояние объекта. Результатом этих изысканий может быть также карта или серия карт с подробной расшифровкой закодированной информации.

Проведение научно-исследовательских работ невозможно без использования статистических данных, характеризующих количественные закономерности жизнедеятельности территориальных общностей людей во всем их многообразии (экономическом, социальном, политическом, духовном, культурном развитии, природном окружении) в неразрывной связи с их качественным содержанием.

При глобальных исследованиях широко используется международная статистика, издаваемая ООН и ее специализированными организациями, Международным валютным фондом, Всемирным институтом ресурсов, Всемирной торговой организацией, Евростатом и др. Среди ежегодных сборников необходимо назвать «Human Development Report», выпускаемый Программой развития ООН, «State of World Population» (издатель – Фонд народонаселения ООН), «World Development Report», «World Development Indicators», «Economic and Social Survey» (Всемирный банк), «Report on the World Social Situation» (Департамент по экономическому и социальному развитию ООН), «World Resources» (Всемирный институт ресурсов), «State of Food and Agriculture» (ФАО) и проч. Эти и другие доклады находятся в бесплатном доступе на сайте ООН (русская версия) – http://www.un.org/russian/esa/surveys.htm.

Большой объем статистической информации, обновляемой ежегодно по более чем 100 показателям, содержится на официальном сайте ЦРУ США – www.cia.gov в разделе «Factbook» (на английском языке). Классификация стран по уровню социально-экономического развития ежегодно размещается на сайте Международного валютного фонда – www.imf.org в разделе «World Economic outlook». Финансовые показатели развития стран мира отражены на сайте Всемирного банка (www.worldbank.org) в ежегодных докладах Global Development Finance. Статистические данные по международным торговым отношениям ежегодно обновляются на сайте Всемирной торговой организации (www.wto.org) в разделе «Resources».

Среди российских научно-исследовательских институтов, которые занимаются исследованием международных вопросов и публикуют некоторые статистические данные, необходимо назвать научные организации, входящие в состав РАН: Институт мировой экономики и международных отношений, Институт США и Канады, Институт Европы, Институт Латинской Америки, Институт Дальнего Востока, Институт социально-экономических проблем народонаселения, Совет по изучению производительных сил (СОПС) и др.

При изучении процессов развития и территориальной организации Российской Федерации и ее регионов широко используется информация статистических сборников: «Российский статистический ежегодник», «Регионы России», «Россия в цифрах» (выпускаются ежегодно), «Социально-экономическое положение России» (выпускается ежемесячно, в целом по стране и по отдельным федеральным округам) и др.

Отраслевая статистическая информация, публикуемая Федеральной службой государственной статистики РФ (информационный сайт – www.gks.ru), содержится в сборниках «Транспорт в России», «Туризм в России», «Здравоохранение в России», «Малое предпринимательство в России» и др.

Географические исследования населения, геодемографической обстановки, систем расселения, условий и уровня жизни людей обычно опираются на статистическую информацию, содержащуюся в отчетах, публикуемых после всероссийских переписей населения (сайт ВПН 2002 г. – www.perepis2002.ru, сайт ВПН 2010 г. – www.perepis-2010.ru), статистических сборниках типа «Демографический ежегодник России», электронной версии журнала «Население и общество» – «Демоскоп-Weekly» (доступ в Интернете – www.demoscope.ru) и др.

Федеральная служба госстатистики РФ готовит также сборники, касающиеся взаимоотношений России и ее партнеров, например: «Россия и страны СНГ», «Группа восьми в цифрах», а также сборники по федеральным округам.

В региональных исследованиях используются статистические данные, публикуемые в ежегодных статистических сборниках субъектов РФ.

Территориальным органом Федеральной службы статистики РФ по Пермскому краю (информационный сайт – http://permstat.gks.ru) ежегодно издаются следующие статистические сборники: «Статистический ежегодник Пермского края», «Экономическое и социальное положение Пермского края». Кроме того, значительными тиражами выпускаются сборники «Муниципальные образования Пермского края. Основные социально-экономические показатели», «Промышленное производство Пермского края» (издаются ежегодно), «Пермский край: социально-экономические итоги» (выходит в свет ежемесячно) и др.

Статистические данные о состоянии окружающей природной среды и мероприятиях, направленных на поддержание благоприятной экологической ситуации, можно почерпнуть из ежегодных отчетов «Состояние и охрана окружающей среды Пермского края», «Состояние и охрана окружающей среды г. Перми» (с 2000 г. доступны на сайте «Природа Пермского края» – www.permecology.ru).

Статистическая информация отраслевого характера содержится также в ежегодных отчетах о деятельности промышленных и транспортных предприятий, размещаемых на интернет-сайтах компаний.

При проведении микрогеографических исследований статистическую информацию можно получить с помощью полевых (эмпирических) исследова­ний. Наиболее распространены экспедиционные исследования, в ходе которых происходят первичные «полевые» наблюдения и сбор первичной информации о процессах функционирования территориальных систем. Они осуществляются при изучении географии населения, аграрного производства, строительной индуст­рии, транспорта, сферы обслуживания, рекреационных систем и т.д. Для прове­дения подобных исследований сотрудниками кафедры социально-экономиче­ской географии выработана специальная методика, которая не потеряла значимости и в современных условиях. Статистическую информацию в дан­ном случае можно получить непосредственно на предприятии, в организации, местных органах ЗАГС, в домоуправлениях, муниципалитетах или путем про­ведения самостоятельного наблюдения.

Субъективную информацию исследователь может получить при проведении социологических опросов, интервьюирования, анкетирования. Социологические методы позволяют получить и проанализировать мнение респондентов, которые являются местными жителями (т.н. информация из первых рук). Это качественная информация, которая, тем не менее, не может считаться объективной, т.к. зависит от большого количества непосредственно влияющих на нее факторов (прежде всего, связанных с человеческой индивидуальностью).

Однако данные соцопросов и анкетирования – важный источник информации в рекреационной, туристской, медицинской, поведенческой, социальной, электоральной географии. Они незаменимы в изысканиях, не поддающихся количественному измерению (например, в исследованиях образа жизни, имиджа территории, уклада и быта народов и этносов и др.), при построении когнитивных и ментальных карт.

Анкетирование предполагает наличие готовой анкеты, которую опрашиваемые заполняют самостоятельно. Поэтому сформулированные вопросы должны быть понятными для населения. В то же время они должны соответствовать теме исследования, а ответы – давать полную информацию об изучаемом явлении или процессе. Поэтому формулировка вопросов должна быть краткой, предельно ясной и удобной для кодирования данных с целью их анализа. Следует также обратить внимание на композицию анкеты и компоновку вопросов. Выборка респондентов должна быть репрезентативной, т.е. соответствовать численности населения местности, ее половозрастному, профессиональному, образовательному составу.

Проведение интервью требует особой подготовки исследователя, который не должен навязывать собственного мнения и высказывать свои суждения. При этом следует обратить внимание на обстановку, в которой происходит беседа, а также на состояние собеседника. Интервью часто проводят повторно с целью определения изменения ситуации или позиции собеседника.

Важно отметить, что некоторые исследования могут быть построены на сопоставлении и противопоставлении количественной (статистической) и качественной (данных соцопросов) информации. Подобные изыскания направлены на выявление несоответствий реальной ситуации той, которая описывается в официальных источниках. В этом случае выявленные факты сами служат источником географической информации о состоянии и развитии ТОС или ее отдельных структурных элементов.

Другим источником эмпирической информации являются туристские походы и путешествия, в ходе которых происходит знакомство с разными странами, регионами, национальным наследием и т.д.

Незаменимым источником историко-географической информации служат архивные и фондовые материалы. В архивах можно обнаружить сведения о социально-экономическом, политико-административном, демографическом, культурном состоянии той или иной территории на определенный исторический период.

Государственные архив Пермского края (ГАПК, интернет-сайт www.archive.perm.ru) является хранилищем более 1 млн различных документов на бумажных, фото- и электронных носителях, относящихся к экономике, социальным отношениям, демографическим особенностям развития Пермского края с XVIII в. до нашего времени. В ГАПК хранятся картографические и топографические материалы. Данные по истории, экономике и жизни населения региона в XX в. могут быть получены в Пермском государственном архиве новейшей истории (ПГАНИ, интернет-сайт www.permgani.ru). Работа в государственных архивах подчиняется определенным правилам, с которыми необходимо ознакомиться, прежде чем посетить учреждение. Количество и качество получаемой информации зависит от правильного оформления запросов. Частичная информация о хранящихся в архивах документах размещена на официальных интернет-страницах. Более полную информацию можно получить из тематических сборников с перечнем документов в самих архивах. Работа с документами, как правило, разрешается только на следующий день после оформления запроса.

Фондовые материалы хранятся в архивах, научных учреждениях, а также в личных библиотеках ученых, путешественников, краеведов и др. Это могут быть научные отчеты, полевые дневники, диссертации, дипломные работы, рукописи научно-исследовательских статей и т.д.

Дипломные работы, выпускные квалификационные работы бакалавров и магистерские диссертации, защищенные на кафедре социально-экономической географии с 2007 г., выдаются для пользования студентам (магистрантам) после соответствующего запроса. Использование данного источника географической информации целесообразно в самом начале исследования для того, чтобы ознакомиться с уже имеющимися наработками в исследовательском поле, четко определить пространственно-временные границы самостоятельного научного поиска, уточнить какую-либо другую информацию. В этом случае в тексте научно-исследовательской работы необходимо сослаться на фондовые материалы кафедры.

Новые информационные возможности несет компьютеризация исследовательского процесса, которая стала возможной благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Интеллектуализация труда человека, превращение информации в предмет моментальной передачи, длительного хранения и активного практического использования рождают спрос на создание электронных источников информации.

Среди последних выделяется глобальная информационная сеть Интернет, позволяющая в наиболее короткий временной период получить необходимую информацию. Механизм поисковых машин (многоязычные: Google, Yahoo!, Inktomi, AltaVista, Alltheweb, Bing, DuckDuckGo; русскоязычные: Яндекс, Mail.ru, Рамблер, Aport, Нигма, Qip.ru, Генон; англоязычные и международные: AskJeeves, Teoma, MSN, TinEye, Ask.Com, MyWay, AOL, About.Com, EarthLink и др.) обеспечивает открытие большого количества страниц разного времени размещения на различных языках. Уникальность поиска информации в сети Интернет обусловлена ее моментальностью, объемом и конкретной направленностью. При этом важно учесть, что получение максимально точной информации о явлении (объекте или процессе) определяется правильным формулированием поискового запроса. В то же время необходимо помнить о недостатках интернет-публикаций : следует остерегаться избыточности информации, ее необъективности, в связи с чем необходимо осуществлять ее выборку, проверку по официальным источникам.

Среди множества информационных возможностей Интернета необходимо назвать интернет-энциклопедии, в которых любой из пользователей может быть не только читателем, но и создателем новых статей. Уникальная многоязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия» (www.ru.wikipedia.org) содержит более 450 тыс. страниц на русском языке по всем областям знаний (с учетом других языков – более 13 млн статей). Другой популярной электронной энциклопедией является «Кругосвет» (www.krugosvet.ru).

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – самое авторитетное в России мультимедийное энциклопедическое издание, созданное при участии ведущих отечественных ученых: академиков, докторов наук и членов-корреспондентов РАН. Фундаментальность, полнота содержания, широта охвата и разносторонность материалов сделали БЭКМ лидером отечественного рынка информационно-справочной литературы.

Формат мультимедиа обеспечивает принципиально новый уровень подачи материала: сочетание текста, фотографий, интерактивных таблиц, трехмерных моделей, схем, аудио- и видеофрагментов делает энциклопедические статьи наглядными, многомерными и увлекательными.

Список наиболее популярных и полезных в общественно-географических исследованиях сайтов приведен в прил. 2.2.

Электронные источники информации не ограничены интернет-публикациями. К ним можно также отнести базы данных геоинформационных систем (ГИС), созданные с их помощью карты, электронные каталоги и атласы. Последние получили в последние десятилетия популярность и широкое распространение. ГИС-технологии позволяют производить различные манипуляции с данными, сочетать различные показатели друг с другом и строить соответствующие карты. Электронные источники географической информации отличаются мобильностью. Среди популярных электронных атласов назовем «Социальный атлас регионов России», содержащий обширную аналитическую информацию и картографические материалы по широкому спектру социально-экономических проблем России и ее регионов, различные интегральные индексы социального и экономического развития регионов РФ (разработан Независимым институтом социальной политики, www.atlas.socpol.ru).

В последние годы стала широко использоваться информация мониторинговых наблюдений. Во многих регионах действуют постоянные мониторинги экологического, социального и политического профиля. Мониторинговая информация чаще всего хранится в региональных геоинформационных системах. Данная информация отличается динамическими свойствами, т.к. собирается регулярно, обрабатывается и хранится на протяжении длительного времени. Динамический ряд информации дает возможность составить представление об изучаемом явлении не только на определенную дату, но и на длительный временной период, а следовательно, выявить тренды развития и предсказать перспективные изменения.

Современные источники информации значительно расширяют возможности общественно-географических исследований и стимулируют научный поиск во всех областях науки.

Сочетание разнообразных географических данных позволяет расширить научно-исследовательскую проблему, провести комплексные изыскания, наиболее достоверно диагностировать сложившуюся геоситуацию на какой-либо территории и распространить тренды развития на ближайшую перспективу. В то же время значительный объем доступной информации ставит перед исследователем проблему ответственности за выбор используемых данных, а следовательно, и конечные результаты научного поиска. Решение данной проблемы может быть найдено в создании национальных баз данных геоинформации, активном использовании геоинформационных технологий и повышении мотиваций проведения научно-исследовательских работ.

Географические карты можно классифицировать по различным признакам.

На тематических картах подробно отображаются всего одно или несколько явлений. Примеры тематических карт: карта растительности, климатическая карта, геологическая карта, почвенная карта, политическая карта и т. д.

На общегеографических картах с одинаковой подробностью изображают как природные объекты и явления (рельеф, реки, озера, растительность), так и социально-экономические (населенные пункты, дороги, промышленные предприятия). На них подписывают названия: океанов, рек, морей, заливов, проливов, озер, рек; материков, островов, мысов; равнин, гор, хребтов; населенных пунктов и т. д. Названия населенных пунктов изображаются справа от условного знака, параллельно южной рамке или вдоль ближайшей параллели. Названия рек помещают посередине русла или вдоль его оси, а морей, островов и государств — внутри контуров, располагая в направлении большей протяженности.

Рис. Классификация географических карт

Карты также различают по охвату территории. Классификация карт по размерам изображенной на них территории включает следующие группы: 1) карты звездного неба; 2) карты планет и Земли; 3) карты полушарий; 4) карты материков и океанов; 5) карты морей, заливов, проливов; 6) карты стран; 7) карты крупных природных регионов; 8) карты республик, краев, областей, административных районов; 9) карты городов; 10) карты городских районов.

Существует классификация карт по назначению , учитывающая разнообразие сфер человеческой деятельности. Например, научно-справочные карты предназначены для выполнения научных исследований и получения справочной информации, туристические карты — для получения информации об интересных объектах местности, кафе, гостиницах, технические карты — для решения инженерных задач. Учебные карты — главное наглядное пособие при изучении географии, а также экономики, истории и других учебных дисциплин.

Подразделяют карты на группы и по масштабу. Выделяют мелкомасштабные карты с масштабом мельче 1: 1 000 000, предназначенные для изучения больших территорий, сред немасштабные карты с масштабом от 1: 200 000 до 1: 1 000 000 и крупномасштабные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее.

Крупномасштабные карты — это топографические карты.

Напомним вам, что по своему содержанию карты могут быть:

  • общегеографическими;
  • тематическими.
Тематические карты

Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности разных территорий. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты рельефа, синоптические карты, карты промышленности, на которых показаны крупные города — промышленные центры и их специализация. Все эти карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Именно поэтому их называют тематическими. Например, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах.

Общегеографические карты

Карты общегеографические отображают разнообразные элементы земной поверхности — рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др. Например, физическая карта России.

По охвату территории различают карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Политическая карта мира

Политическая карта мира — один из самых важных картографических источников в курсе географии мира, так как на этой карге показаны разные страны, их столицы, пути сообщения и другая полезная информация.

Посмотрим на политическую карту. Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например рельеф.

На политической карге мира вы найдете более 230 стран и территорий.

Границы государства формируются довольно долго. Они могут изменяться по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов, следить за изменениями, происходящими в мире.

Наиболее сложной является политическая карта Западной Европы. Давайте вместе с вами определим географическое положение стран этого региона (табл. 1).

Таблица 1. Страны Западной Европы

Население (2007 г.)

Столица(ы)

84 тыс. км 2

8,3 млн чел.

70 тыс. чел.

Андорра-ла-Вьеха

30,5 тыс. км 2

10,6 млн чел.

Брюссель

1 тыс. чел.

Великобритания

244 тыс. км 2

61 млн чел.

Германия

356 тыс. км 2

82,3 млн чел.

Бонн, Берлин

132,0 тыс. км 2

11,2 млн чел.

43 тыс. км 2

5,5 млн чел.

Копенгаген

Ирландия

70 тыс. км 2

4,4 млн чел.

Исландия

103 тыс. км 2

290 тыс. чел.

Рейкьявик

504 тыс. км 2

45,3 млн чел.

301 тыс. км 2

59,3 млн чел.

Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)

34 тыс. чел.

Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)

2,6 тыс. км 2

463 тыс. чел.

Люксембург

397 тыс. чел.

Валлетта

33 тыс. чел.

Нидерланды

41 тыс. км 2

16,4 млн чел.

Амстердам

Норвегия

324 тыс. км 2

4,7 млн чел.

Португалия

92 тыс. км 2

10,7 млн чел.

Лиссабон

Сан-Марино

28 тыс. чел.

Сан-Марино

Финляндия

337 тыс. км 2

5,3 млн чел.

552 тыс. км 2

61,7 млн чел.

Швейцария

41 тыс. км 2

7,5 млн чел.

450 тыс. км 2

9,1 млн чел.

Стокгольм

Карта часовых поясов — интересная, а главное, полезная карта (рис. I).

Для удобства отсчета времени всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса. Время каждого часового пояса отличается от последующего на один час. Нумерация поясов от 0 до 23 ведется с запада на восток от Гринвичского меридиана. Во всех пунктах, находящихся в пределах одного пояса, считается одно и то же поясное время. Москва, например, находится во втором часовом поясе.

Однако мы в Москве живем не по поясному, а по декретному времени (от лат. decretum — указ, постановление). Кроме того, вы знаете, что в России стрелки часов переводят вперед (летнее время) или назад(зимнее время) на один час с целью наиболее рационального использования светлой части суток и экономии электроэнергии. Поэтому Москва, находясь во 2-м часовом поясе, практически живет по времени 3-го часового пояса. Другими словами, когда в Москве 13 часов (Московское время), то в Париже — 11 часов (Среднеевропейское время), в Лондоне — 10 часов (Гринвичское время).

Рис. 1. Карта часовых поясов мира

Посмотрите на каргу часовых поясов. Границы часовых поясов проведены не точно по меридианам. Для удобства учтены границы государств, районов, штатов и других административно-территориальных образований в пределах одной страны. В России, например, 11-й и 12-й часовые пояса объединены в один.

И воздушный транспорт, телефонная и телеграфная связь на территории страны работает, как правило, по единому времени. В России, например, — по московскому времени.

Если вы внимательно посмотрите на карту часовых поясов, то заметите, чем примечателен 180-й меридиан. По нему проходит условная линия перемены дат. Ее зигзаг в районе Чукотского полуострова не случаен. Дело в том, что по обе стороны от этой линии часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Если бы линия перемены дат пересекала Чукотку, ее жителям пришлось бы вести свой собственный календарь, опережающий общероссийский на один день.

Если вы когда-нибудь решите совершить кругосветное путешествие и отправитесь от мыса Дежнева на восток, пересекая линию перемены дат, не забудьте один и тот же день посчитать дважды. И наоборот, двигаясь с востока на запад, — пропустить один день.

Статистические материалы — один из основных источников географической информации

— это наука, изучающая совокупность массовых явлений с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи количественных (статистических) показателей. Население — это как раз такое массовое явление. К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн км 2 , что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай, США или Канада. Однако по численности населения Россия уступает многим странам. В 2007 г. се население составляло 142 млн чел. — восьмое место в мире.

Таблица 2. Численность населения крупнейших стран мира (млн чел.)

Относительная величина выражает результат сопоставления (сравнения) статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные изменения географических явлений, их тенденцию.

Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.

Для того чтобы научиться работать со статистическими материалами, надо в первую очередь представлять, как они организованы и построены (упорядочены).

Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф (столбцов и строк), снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей. Заголовки горизонтальных строк статистической таблицы соответствуют статистическому «подлежащему», а верхние заголовки ее вертикальных столбцов — статистическому «сказуемому».

Посмотрим, например, на статистическую табл. 3 «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926-2002 гг.».

Таблица 3. Изменение доли экономических районов в населении России поданным переписей 1926-2002 п., %

Российская Федорация, в том числе районы:

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Черноземный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Калининградская область

В статистическом подлежащем дается перечисление тех частей и групп изучаемого явления, которые количественно характеризуются в сказуемом. В данном случае — это экономические районы России. В сказуемом таблицы приводятся величины изучаемого явления — доля населения, проживавшего в экономических районах РФ за ряд лет.

Таким образом, любая статистическая таблица включает три обязательных элемента:

  • общий заголовок таблицы;
  • статистическое подлежащее;
  • статистическое сказуемое.

Статистические материалы могут быть представлены не только в статистических таблицах, но и в наглядной форме: в диаграммах, графиках, картах, картосхемах.

Статистические карты — это в первую очередь картограммы и картодиаграммы. Давайте вместе с вами, пользуясь табл. 4, составим на контурной карте картограмму, показывающую плотность населения экономических районов России:

  • запишем название картограммы («Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем название источника, на основании которого мы будем строить картограмму (статистическая таблица «Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем относительные статистические показатели, которые мы будем изображать, предварительно округлив их значения до целых чисел;
  • разобьем показатели на группы по принципу равных интервалов. Наиболее простой способ разбивки — деление разницы самого большого (63) и самого малого значения (1) показателя на 5. В нашем случае (63 — 1 = 62 « 60: 5 = 12) интервал будет равен 12, а группы показателей будут следующими: 1 — 12; 12-24; 24-36; 36-48; 48-60 и более 60 чел./км 2 ;
  • составим в тетради легенду картограммы, где более темные тона цвета (или более густая штриховка) изображают большую интенсивность явления; светлые оттенки (или редкая штриховка) — меньшую. Для изображения цветом лучше брать оттенки одной краски: от более светлых к более темным;
  • покажем на контурной карте границы экономических районов России;
  • перенесем легенду картограммы на контурную карту в «Условные обозначения»;
  • выполним картограмму.

Построение графиков и диаграмм на основе статистических показателей имеет математическую основу, которая хорошо вам известна.

На основании их графиков мы можем сделать вывод о том, что вплоть до 90-х гг. XX в. в расселении населения России сохранялась историческая тенденция освоения новых земель и российских окраин.

С 1990-х гг. наблюдается обратная тенденция сокращения населения в северных и восточных регионах России, прежде всего Дальневосточном и Северном.

Диаграммы показывают объемы и структуру географических явлений. Они могут быть круговые, точечные, линейные, площадные, объемные и др. (рис. 2). Напомним, что при построении круговых диаграмм начальным считается радиус, направленный на листе бумаги вверх, т. е. «северный». Именно от него по часовой стрелке на глаз откладываются показатели (из расчета I % = 3,6 град.), характеризующие географическое явление, например расселение населения Земли в зависимости от близости морей.

Рис. 2. Расселение населения Земли в зависимости от близости побережья морей и океанов

Масштаб диаграммы зависит от: а) размера листа; б) величины исходных показателей; в) разницы между наибольшим и наименьшим значениями показателей; г) количества диаграммных знаков.

Для определения масштаба столбиковой диаграммы, например, необходимо сначала установить, какими могут быть самый большой и самый маленький столбики. Основание диаграммы определяется по формуле Х= А: М, где X — основание диаграммы; А — используемый нами статистический показатель; М — основание масштабности, которое показывает, сколько единиц этого показателя приходится на 1 кв. мм плошади диаграммы. Составляется она так. Сначала проводится осевая линия — основание диаграммы, а затем восстанавливаются перпендикуляры с учетом масштаба.

Составление картодиаграммы на контурной карте сводится к построению диаграмм в границах определенной территории, например в границах крупных регионов России, экономических районов, субъектов РФ.

Половозрастная пирамида позволяет наглядно анализировать соотношение полов по возрастным группам населения. Строится она следующим образом. По вертикальной оси через равные промежутки откладывается возраст (в виде возрастных интервалов; например, 0-5, 5-10, 10-15 и т. д.), а по горизонтальной оси — влево — численность (или доля) мужчин, а вправо — женшин (в одинаковом масштабе). Для каждой возрастной группы строят свою линейную диаграмму и как бы «нанизывают» их друг за другом снизу вверх — от основания пирамиды до ее вершины (рис. 3). По форме такой пирамиды можно определить особенности возрастной структуры населения, выявить особенности соотношения полов в различных возрастных группах. Считанные с половозрастных пирамид количественные данные о соотношении полов и возрастных групп населения могут быть использованы для дальнейших расчетов обобщающих демографических показателей (например, коэффициентов демографической нагрузки населения), их анализа и сравнения.

Рис. 3. Половозрастные пирамиды

Возникает вопрос, как обновлять статистические материалы, ведь они довольно скоро устаревают. Для этого существуют статистические сборники, справочники, периодические издания, ресурсы Интернета.

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации

Геоинформационные системы (ГИС) — это компьютерная база данных, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, нанесенным на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому из информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС. По назначению они подразделяются на ресурсно-кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

Таким образом, геоинформационные системы (ГИС) — это особые системы, способные на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получить на этой основе новую географическую информацию. Весьма эффективно, например, использование учебных ГИС при сопоставлении тематических карт различного содержания на одну и ту же территорию, будь то страна или регион; при установлении различных географических связей.

Обратим ваше особое внимание на возможности и ресурсы Интернета, которые могут быть использованы вами в процессе изучения курса. Они включают в себя:

  • образовательные ресурсы WWW (Всемирная паутина);
  • E-mail (электронная почта);
  • телеконференции.

Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:

  • для поиска дополнительной и обновленной (в том числе статистической) информации к урокам в процессе подготовки;
  • для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, деловых игр, учебных конференций и т. п.).

Электронная почта может быть использована:

  • для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками из других школ, регионов нашей страны;
  • для взаимного обмена информацией в процессе решения задач дистанционного обучения и телекоммуникационных проектов.

Телеконференции могут быть полезными:

  • при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах.

Географическая карта -- это уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности, показывающая размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение в соответствии с назначением данной карты.

Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще: отвлечение от целого для исследования части - конкретной территории, конкретных явлений и процессов; упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных; обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др. Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.

Первая особенность географических карт - построение при помощи картографических проекций, позволяющих получать по картам правильные данные о положении, плановых размерах и форме изображаемых земных объектов.

Вторая особенность географических карт - использование картографических знаков как особого языка карты - даёт возможность:

а) изображать земную поверхность с желательным уменьшением (т. е. в желательном масштабе), чтобы охватить единым взглядом необходимую часть или даже всю земную поверхность, воспроизводя при этом на карте те объекты, которые вследствие уменьшения не выражаются в масштабе карты, но по своему значению должны быть показаны;

б) показывать на карте рельеф земной поверхности (например, при помощи горизонталей), т. е. передавать неровности местности в плоском изображении;

в) не ограничиваться отображением на географической карте поверхности предметов, а указывать их внутренние свойства (например, на карте моря можно показать физико-химические свойства воды, течения, рельеф и грунты морского дна и многое др.);

г) показывать распространение явлений, не воспринимаемых непосредственно нашими органами чувств (например, магнитное склонение, аномалии силы тяжести и т. п.), и делать наглядными недоступные непосредственному восприятию связи и отношения (например, между источниками сырья и предприятиями по его переработке);

д) исключать менее значимые стороны, частности и детали, свойственные единичным объектам, и выделять их общие и существенные признаки (например, характеризовать населённые пункты по численности населения и административному значению, отказываясь от передачи их планировки), т. е. прибегать к абстракции.

Особенно важна третья особенность географических карт - отбор и обобщение изображаемых явлений, т. е. картографическая генерализация.

Географические карты были и остаются главным источником географической информации. Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах - от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.

В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов.

Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение карты приобрели как средство научных исследований, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их исполнения и совершенствования. Сфера использования карт как средства научного исследования быстро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют успехи в становлении информатики и в разработке теории моделирования.

Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространственной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в возможности единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в наглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод. Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действительности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии.

Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. И хотя сейчас карты часто хранятся в памяти ЭВМ и являются частями геоинформационных систем, получающих информацию со спутников и с многочисленных метеостанций, включающих банки данных, содержащие отчеты о результатах труда многих исследовательских коллективов, карта остается наиболее совершенным способом передачи пространственной информации.

Основные понятия и термины по теме: экономическая и социальная география мира, географическая информационная система, географическая карта картографическая генерализация, статистика, GPS (Global Positional System).

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. География как наука.

2. Традиционные и новые методы географических исследований.

3. Географическая карта - особый источник географической информации.

4. Статистические материалы, как источник географической информации.

5. Другие способы и формы получения географической информации.

Геоинформационные системы

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. География - пространственная дисциплина. Это означает, что географы интересуются не только самими объектами, но также и тем, как, где, и почему эти объекты размещены в пространстве. Экономическая и социальная география мира - это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества.

2. Получение географической информации имеет реальное практическое значение. Окружающий мир сегодня пронизан огромным количеством информационных, транспортных, социальных и экономических связей, незнание которых неизбежно приводит к вашей собственной изоляции. Современные молодые специалисты, попадая в глобальную политическую или экономическую среду, должны обладать набором знаний о странах мира, их культуре и образе жизни. География использует разные методы исследования: традиционные - картографический, социологический, статистический, математический исторический, сравнительный, современные − аэрокосмические, геоинформационные, географический прогноз и т.п.

3. Карты - это основной инструментарий географа. Карты существуют для каждого типа информации, касающейся нашей планеты (и не только). Географическая карта (первая г.к. была создана в Древней Греции примерно 2500 лет назад ученым Анаксимандром) - уменьшенное математически определенное, обобщенное, образно-знаковое изображение поверхности Земли на плоскости, показывающее размещение, состояние и взаимосвязи природных и общественных явлений. При уменьшении масштаба происходит обобщение наносимых на карту объектов, их качественных и количественных характеристик.

Тут помогает картографическая генерализация - отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений соответственно назначению и масштабу карты. Для изображения различных объектов на карте применяются самые разнообразные способы картографического изображения: способы качественного фона, ареалов, знаков движения, изолиний, локализованных диаграмм, значков, точечный. По содержанию карты делятся на: общегеографические и тематические .


К первым относятся топографические карты (М 1:200 000 и крупнее), обзорно-топографические (М от 1:200000 до 1:1 000 000), обзорные (М мельче 1:1 000 000). На общегеографических картах показываются все элементы топографического содержания (населенные пункты, отдельные строения, дороги, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, гидрография, рельеф, растительность, и т.п .), т.е. все то, что «лежит» на местности и может служить ориентиром.

В отличие от общегеографических карт на тематических картах обычно раскрывается один сюжет (почва, геологическое строение население, растительность и т.п.). Все тематические карты подразделяются на два раздела - карты природы (физико-географические, геологические, климатические и т.п.) и карты общественных явлений (политические, населения, исторические, экономические ит.п.).

4. Статистические материалы - один из основных источников географической информации. Статистика - это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи: сбор статистических данных, обработка собранной информации, анализ и интерпретация данных, представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме. К статистической информации относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

5. К современным источникам географической информации относятся также аэрокосмические и геоинформационные источники: аэрофотосъемка, космическая съемка, дистанционное зондирование, спутниковый мониторинг. Cовременная спутниковая система для высокоточного определения координат статичных и движущихся объектов носит название GPS (Global Positional System).

Она разработана Министерством обороны США. Проект запущен в 1978 году, а окончательный ввод GPS в эксплуатацию состоялся в 1995 году. Принципиально новый подход в работе с пространственными данными связан с возникновением Географических Информационных Систем 10 (ГИС) - это система аппаратных средств сбора, хранения и обработки пространственных данных. Можно сказать, что ГИС - это сложная компьютерная программа. Возможности ГИС: быстрый поиск необходимых сведений, картографическая способность ГИС, способность моделирования явлений на земной поверхности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...