Сортировочных станциях время в пути. Основные типовые схемы односторонних сортировочных станций

Сортировочные станции предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов, т.е. для переработки вагонопотоков в значительных объемах. Такие станции располагаются в крупных пунктах зарождения и погашения вагонопотоков, которые подразделяются на три категории: транзитные без переработки, транзитные с переработкой, местные.

Транзитные вагоны без переработки прибывают на станцию в транзитных поездах, которые не подвергаются расформированию. Такие поезда принимаются на отдельные пути парка отправления, где проходят техническое и коммерческое обслуживание. При этом проводятся осмотр вагонов, смена локомотивных бригад или локомотивов. С транзитными поездами при необходимости осуществляется маневровая работа по отцепке неисправных вагонов, изменению веса и длины состава. Технология обработки транзитных поездов на сортировочной станции не отличается от порядка обслуживания таких поездов на участковой станции (см. п. 5.3.).

Транзитные с переработкой и местные вагоны поступают на сортировочную станцию в составе разборочных (перерабатываемых) поездов, т.е. подлежащих расформированию. Транзитные вагоны с переработкой накапливаются и формируются в новые поезда согласно плану формирования и отправляются по назначению. Местные вагоны, кроме того, проходят грузовые операции после которых также в составах поездов своего формирования отправляются по соответствующим назначениям.

Для переработки указанных вагонопотоков сортировочные станции имеют соответствующее путевое развитие, которое составляет сортировочную систему (сортировочный комплект): парк прибытия; сортировочная горка; сортировочный (подгорочный) парк, где осуществляется накопление вагонов и формирование составов; парк отправления.

В зависимости от объема переработки вагонопотоков и местных условий по конструкции схемы путевого развития станции могут быть односторонними и двухсторонними с последовательным, параллельным расположением парков.

На рис. 6.1 показана принципиальная схема путевого развития односторонней сортировочной станции. Как следует из схемы, транзитные поезда обоих направлений принимаются на крайние пути (T) парка отправления (О), где производится техническое и коммерческое обслуживание составов. Поезда, подлежащие расформированию, прибывают со всех направлений в парк прибытия (П), где выполняют отцепку и уборку поездных локомотивов, операции по подготовке состава к расформированию и надвиг их на сортировочную горку.

В процессе роспуска составов с горки в сортировочном парке (С) происходит накопление вагонов по назначениям плана формирования. После завершения накопления вагонов на величину состава последний формируется и переставляется в парк отправления (О), где осуществляется подготовка поезда к отправлению.

Перерабатывающая способность односторонних сортировочных станций достигает 6000 вагонов в сутки. Для большей перерабатывающей способности сооружаются двухсторонние сортировочные станции (рис. 6.2). Достоинством таких станций является поточность выполнения операций с перерабатываемыми вагонами как четного, так и нечетного направления, высокая перерабатывающая способность, уменьшение пробега вагонов прямых направлений.

К сортировочным станциям обычно примыкают три и более подходов, что вызывает появление угловых вагонопотоков, следующих на линии, примыкающие к станции той же стороны, что и линии, с которых вагоны прибыли. На односторонних станциях такие вагоны при расформировании состава сразу направляются на пути подгорочного парка по специализации. На двусторонних станциях вагоны углового потока сначала направляются на отдельно выделенный путь в сортировочном парке данной системы, затем передаются в парк прибытия другой системы, где повторно сортируются по назначениям. Поэтому к недостаткам двусторонних сортировочных станций относят появление углового потока, из-за которого возникает дополнительный простой, пробег и повторная переработка.

В зависимости от строительной площадки и местных условий могут применяться другие схемы сортировочных станций. При недостаточной длине строительной площадки парк отправления может располагаться параллельно сортировочному. В этом случае нарушается поточность в переработке вагонопотоков. В случае недостаточной длины и ширины строительной площадки парк отправления может отсутствовать. При этом подгорочный парк является сортировочно-отправочным.

Введение. 3

1. Понятие сортировочных станций. 4

2. Назначение сортировочных станций. 5

3. Устройство сортировочных станций. 7

4. Организация работы сортировочных станций. 9

Заключение. 11

Список литературы.. 12

Введение

Железные дороги, развиваясь, быстро образовали разветвленную сеть железных дорог. Потребовалось отправлять вагоны не только на близлежащие станции, но и на более отдаленные, расположенные на разных направлениях. Для этого в узловых точках сети стали сооружать сортировочные станции, основное назначение которых - переработка вагонопотоков, т.е. расформирование и формирование поездов. Для выполнения этих работ сортировочная станция имеет специальные пути и маневровые средства, составляющие сортировочный комплект (систему), включающий, как правило, парки приема, сортировки, отправления и сортировочные устройства.

Историю развития сортировочных станций можно разделить на несколько наиболее характерных этапов, отличающихся качественными изменениями. Первый этап длился от возникновения сортировочных станций до конца прошлого столетия, второй - до конца второй мировой войны, третий продолжается в настоящее время. В каждом из перечисленных этапов, особенно в последнем, также можно выделить периоды наиболее интенсивного развития сортировочных станций.

История развития сортировочной работы на станциях прослеживает путь от полностью ручных операций и конной тяги довысокопроизводительных комплексов, где почти целиком устранен ручной труд.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности и аспектов работы сортировочных станций.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие сортировочных станций;

Раскрыть особенности назначения сортировочных станций;

Рассмотреть устройство сортировочных станций;

Описать организацию работы сортировочных станций.

1. Понятие сортировочных станций

Для обеспечения необходимой пропускной способности и безопасности движения ж.д. линии делятся раздельными пунктами на отдельные части, называемые перегонами. К раздельным пунктам относятся: станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Разъезды служат для скрещения и обгона поездов на однопутных линиях, а обгонные пункты – для обгона поездов на двухпутных линиях.

Станцией называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие и устройства, позволяющие осуществлять определенные технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции.

Сортировочные станции различаются в пунктах массового зарождения или погашения вагонопотока, в пунктах слияния или пересечения ж д. линий в крупных транзитных узлах. Предназначены они для массового расформирования – расформирования поездов. Кроме того, происходит обработка транзитных поездов; пассажирские и грузовые операции выполняются в небольшом объёме, обычно они выносятся на специальные грузовые и пассажирские станции, если такие имеются в узле. На сортировочных станциях имеется несколько сигнализированных парков, ПТОВ, ПТОЛ, депо, СТЦ, информационные центры (ИЦ) и пр.

Сортировочными являются станции, предназначенные для массового расформирования и формирования грузовых поездов. Здесь перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки со сходящихся направлений формируют поезда, идущие на большие расстояния без переработки на попутных станциях. Кроме того, на сортировочных станциях формируют участковые, сборные и передаточные поезда и выполняют также операции с транзитными грузовыми поездами, ремонт вагонов, экипировку локомотивов, снабжение водой поездов с живностью, сортировку мелких отправок и контейнеров.

Сортировочные станции устраивают в районах массовой погрузки или выгрузки грузов, на подходах к крупным промышленным центрам, в узловых пунктах ж.д., где имеет место значительное сосредоточение вагонопотоков. Для выполнения сортировочной работы на этих станциях сооружают сортировочные парки, горки, вытяжные пути. Для операций с поездами предусматривают парки приема поездов, поступающих в переработку, парки отправления сформированных поездов, а также отдельные парки или пути для приема и отправления транзитных грузовых поездов. Парки приема, сортировки и отправления совместно с горкой образуют сортировочную систему.

Число путей в сортировочных парках устанавливается по числу назначений и размерам вагонопотоков в соответствии с планом формирования поездов. Число путей в парках приема, отправления и для транзитных поездов определяется в зависимости от размеров движения и числа примыкающих к станции направлений.

На сортировочных станциях имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, электроснабжения, связи и СЦБ. Станции оборудуются современными устройствами автоматики и телемеханики.

2. Назначение сортировочных станций

Сортировочные станции предназначаются для массовой переработки вагонов, расформирования и формирования поездов, причем в первую очередь сквозных (т. е. таких, которые проходят без переработки несколько технических станций, следуют на большие расстояния) для формирования участковых, сборных, сквозных и передаточных поездов.

С этой целью на сортировочных станциях выполняются следующие операции:

1. подготовка прибывших поездов к расформированию;

2. расформирование поездов;

3. накопление вагонов для формирования поездов новых назначений;

4. формирование поездов;

5. подготовка сформированных поездов к отправлению.

Кроме того, сортировочные станции могут пропускать транзитные поезда, с которыми выполняются следующие операции:

1. смена локомотивных бригад;

2. смена локомотивов;

3. технический и коммерческий осмотр составов;

4. ремонт и экипировка локомотивов, вагонов;

5. снабжение водой поездов с живностью, экипировка рефрижераторных секций;

6. подготовка вагонов под погрузку, промывка вагонов;

7. погрузка и выгрузка вагонов;

8. обслуживание подъездных путей.

Сортировочные станции располагаются в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, на выходах из добывающих районов (станции Кузбасса, Алтайская, Инская), на подходах к крупным промышленным и административным центрам (Люблино - Сортировочное, Лосиноостровская), вблизи крупных морских и речных портов (Ленинград - сортировочный), в железнодорожных узлах (Московка, Челябинск, Свердловск- сортировочный).

Для выполнения сортировочной работы на сортировочных станциях имеются следующие технические устройства: парки приема; сортировочные горки с соответствующим оборудованием; сортировочные парки; вытяжки для окончания формирования составов; парки отправления.

В комплексе эти устройства образуют сортировочную систему или комплект. Для пропуска транзитных поездов имеются транзитные пути (секции) или транзитные парки. Для ремонта и экипировки локомотивов и вагонов на сортировочных станциях имеются локомотивные депо с пунктами технического обслуживания локомотивов, вагонные депо с ПТО вагонов. Кроме того, имеются устройства АТС, освещение, энерго- и водоснабжение.

3. Устройство сортировочных станций

Сортировочные станции классифицируют в зависимости от:

Вида сортировочных устройств - горочные и бугорочные; горочные станции оборудуются горками большой, средней или малой мощности; из 150 горочных станций некоторые имеют автоматизированные (Орехово-Зуево, Ленинград -сортировочный - Московский и др.), а большинство - механизированные сортировочные горки; более 70 станций оснащены средствами АСУ сортировочной станции; бугорочные станции имеют вытяжные пути для расформирования составов;

Числа сортировочных комплектов - односторонние и двусторонние; на односторонних станциях на горке и в СП перерабатываются и накапливаются вагоны обоих направлений; двусторонние имеют две системы сортировочных устройств, каждое из которых перерабатывает вагоны определенного (четного или нечетного) направления; к таким станциям относится Инская, Челябинск – главный, Люблино и др..

Взаимного расположения парков приема, сортировки и отправления – с параллельным расположением всех парков, последовательным и комбинированным;

Объема и характера работы - основные (опорные) и районные; к основным относятся станции перерабатывающие свыше 3000 вагонов в сутки, оборудованные механизированными горками и формирующие сквозные поезда назначением на другие основные сортировочные станции; к районным о носятся станции, перерабатывающие от 1500 до 3000 вагонов в сутки и формирующие, как правило, сквозные поезда на ближайшие сортировочные станции.

Рис.1. Устройство односторонней сортировочной станции

Рис.2. Устройство двусторонней сортировочной станции

Односторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков обеспечивает поточность выполнения основных операций, минимальную затрату времени на маневры. Недостаток этой схемы - пересечение маршрутом следования четных разборочных поездов в парк П и отправления поездов своего формирования и транзитных из парков О и Тр2; прием четных разборок может вызвать перерывы в работе горки; перепробы четных разборочных поездов. На односторонних станциях устраивают обычно два ПТОВ - один в парке приема, второй - в районе парка отправления и транзитных парков. Транзитные секции могут быть расположены и в районе парка приема, но это не исключает взаимное использование путей. При размещении транзитных парков рядом с парком О появляется возможность перестановки сформировавшихся составов на пути транзитных парков (в случае занятости путей парка О).

Двусторонняя сортировочная станция с последовательным расположение парков обеспечивает высокую пропускную и перерабатывающую способность, но требует больших строительных затрат и эксплуатационных расходов. Недостаток таких схем - двойная переработка углового потока.

Важным элементом в устройстве сортировочной станции является сортировочная горка. Сортировочная горка состоит из трех основных элементов: надвижной части – наклонный участок пути, имеющий перед вершиной горки подъем для облегчения расцепки вагонов и остановки их в случае прекращения роспуска (50 м); вершины горки; спускной части – участок пути между вершиной горки и расчетной точкой, находящейся на расстоянии 50-100м от столбика входной горловины сортировочного парка. Разность отметок между вершиной горки и расчетной точкой называется высотой горки. Эта высота должна обеспечивать скатывание вагона с плохими ходовыми качествами при неблагоприятных условиях до расчетной тоски. В зависимости от объема переработка вагонов и числа сортировочных путей различают сортировочные горки большой, средней, малой мощности.

4. Организация работы сортировочных станций

Организация работы сортировочной станции зависит от объема переработки вагонопотоков, уровня технического оснащения и схемы путевого развития.

В ПП процессами приема поездов, уборки поездных локомотивов и обработки прибывших поездов управляет ДСП. Управление стрелками и сигналами осуществляется с помощью системы МТЦ и её пульта - манипулятора. Для визуального слежения за состоянием ПП служит специальное табло. У ДСП связь - громкоговорящего оповещения, радиосвязь с маневровыми локомотивами. Процессами расформирования поездов на горке управляет ДСПГ и операторы горки. Управления надвигом составов на горку, их роспуском, горочными локомотивами осуществляется с помощью системы ГАЦ, радиосвязи с машинистами горочных локомотивов, громкоговорящей оповестительной связи. ДСПН управляет процессами окончания формирования составов в СП, работой маневровых локомотивов на вытяжках, подтягиванием и осаживанием вагонов на сортировочных путях. Управление стрелками в выходной горловине СП осуществляется с маневровых колонок в горловине СП. ДСПН согласовывает свою работу с ДСПГ и ДСП парка отправления. По указанию ДСЦ сортировочная работа распределяется между горкой и вытяжками (сборные и групповые поезда).

Процессами в ТрП и ПО управляет ДСП, он готовит маршруты к перестановке составов в ПО, маршруты выхода маневровых локомотивов на вытяжке, подачи поездных локомотивов под составы, приема и отправления транзитных поездов, смены локомотивов этих поездов. Связь- с маневровыми и поездными локомотивами, оповестительная громкоговорящая и пр.

На двусторонних станциях центральный пункт оперативного управления расположен: у сортировочной горки каждой системы; или пункт управления обеими системами расположен между ними, а у горок имеются только посты управления процессами расформирования - формирования.

На односторонних станциях - обычно у горки. Если пункт управления находится у горки, то в здании поста размещается ИВЦ, СТЦ, ДСЦ, ДСПГ, операторы горки и, как правило, ДСП. Из входной горловины сигналист пересылает документы в СТЦ по пневмопочте большого диаметра.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены понятие и аспекты работы сортировочных станций.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

Рассмотрено понятие сортировочных станций;

Раскрыты особенности назначения сортировочных станций;

Рассмотрено устройство сортировочных станций;

Описана организация работы сортировочных станций.

Итак, характер работы сортировочной станции зависит от категории поездов и вагонов, с которыми выполняются те или иные операции. Сумма прибывших и отправляемых за сутки вагонов транзитных с переработкой и местных, а также вагонов в транзитных поездах, проходящих станцию со сменой локомотивов или локомотивных бригад, перецепкой локомотива при изменении направления следования, составляет вагонооборот сортировочной станции.

В 2003 г. на сети ж.д. насчитывалось свыше 12 тыс. станций, из которых: 10 тыс. промежуточных, более 600 участковых, 230 сортировочных , 75 пассажирских, более 1200 грузовых. Протяженность станционных путей составляет примерно половину эксплуатационной длины сети ж.д. Вагон за время своего оборота находится на различных станциях около 80% времени (в том числе примерно 34% на технических, 36% - на станциях погрузки – выгрузки, 10% - на промежуточных).

На станциях осуществляется контакт с предприятиями и населенными пунктами, выполняются многочисленные операции, связанные с перевозкой пассажиров и доставкой грузов, зарождаются и погашаются вагонопотоки.

Список литературы

1. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта» от 10 января 2003 года N 18-ФЗ. - Справочная система гарант.

2. Голунов Н.М. Экономика железнодорожного транспорта. – М.: Издательство Минтранс, 2003.

3. Железная дорога на пороге нового тысячелетия / Отв. Редактор В.В. Кулешов. – Новосибирск: изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2004.

4. Организация работы транспорта в России. Учебник для ВУЗов. / под ред. Кулешова А.А. – М.: Инфра-М, 2003.

5. Ларина Н.И., Ратьковская Т.Г. Железнодорожный транспорт России: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.

Голунов Н.М. Экономика железнодорожного транспорта. – М.: Издательство Минтранс, 2003. – с. 68.

Железная дорога на пороге нового тысячелетия / Отв. Редактор В.В. Кулешов. – Новосибирск: изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2004. – с. 101.

Организация работы транспорта в России. Учебник для ВУЗов. / под ред. Кулешова А.А. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 78.

Железная дорога на пороге нового тысячелетия / Отв. Редактор В.В. Кулешов. – Новосибирск: изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2004. – с. 107.

Ларина Н.И., Ратьковская Т.Г. Железнодорожный транспорт России: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 49.



Назначение сортировочных станций, выполняемые на них операции и основные устройства

Сортировочные станции предназначены главным образом для массовой переработки вагонопотоков, т.е. расформирования и формирования грузовых поездов в соответствии с действующим планом формирования поездов. На сортировочных станциях перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки, формируют сквозные, участковые, сборные и участково-сборные поезда на примыкающие линии, а также вывозные и передаточные поезда до ближайших грузовых станций узла и промышленных станций, производят частичную переработку вагонов с изменением массы и длины составов, подборку (группировку) вагонов в составах передач на грузовые станции и пути необщего пользования, а также в составах сборных и других многогруппных поездов.

Формирование на сортировочных станциях сквозных поездов дает возможность пропускать эти поезда без переработки через участковые и некоторые попутные сортировочные станции, что ускоряет доставку грузов, оборот вагона и снижает себестоимость перевозок. Сортировочные станции являются главными опорными пунктами организации вагонопотоков на сети железных дорог. От успешной работы этих станций зависит ритмичность работы целых направлений и полигонов сети, а также выполнение заданных размеров перевозок и эксплуатационных показателей.

Кроме организации вагонопотоков, на сортировочных станциях производят: техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов транзитных грузовых поездов и поездов своего формирования; отцепочный ремонт вагонов; техническое обслуживание, экипировку и ремонт локомотивов; смену локомотивов и локомотивных бригад; обслуживание путей необщего пользования. На ряде сортировочных станций организуют сортировку грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками, техническое обслуживание рефрижераторного подвижного состава, снабжение водой поездов с живностью и др.

Для выполнения указанных выше операций на сортировочных станциях предусматривают парки приема поездов, поступающих в переработку, парки отправления сформированных поездов, а также отдельные пути или парки для приема, обработки и отправления транзитных поездов. Для выполнения сортировочной работы сооружают сортировочные парки, сортировочные горки и вытяжные пути. Комплекс устройств, включающий парк приема, сортировки и отправления совместно с сортировочной горкой и вытяжными путями формирования образует сортировочную систему (сортировочный комплект).

На сортировочных станциях также размещаются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, эксплуатационно-ремонтные базы дистанций пути, электроснабжения и водоснабжения, материальные склады, технические и служебные здания, а при необходимости - сортировочные платформы для мелких отправок и площадки сортировки контейнеров, пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического обслуживания и экипировки рефрижераторных вагонов, устройства для снабжения водой вагонов с живностью.

Если сортировочные станции входят в состав железнодорожных узлов, имеющих отдельные пассажирские и грузовые станции, то на самих сортировочных станциях пассажирские и грузовые операции выполняются в небольших объемах. Для посадки и высадки пассажиров, в том числе работников станции в пригородные и местные поезда, устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств и материальных складов. Однако небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские устройства примерно в таком же объеме, как на участковых станциях.

Сортировочные станции оборудуют устройствами электрической централизации стрелок и сигналов, механизированной очистки стрелок, механизированными устройствами автоматического или полуавтоматического действия для закрепления подвижного состава, средствами для осмотра вагонов в техническом и коммерческом отношениях (промышленные телевизионные установки, электронные габаритные ворота, электронные весы), устройствами для опробования автотормозов, транспортировки вагонных деталей, для ограждения составов на путях технического осмотра и безотцепочного ремонта вагонов, современными средствами связи, автоматизированной системой управления технологическим процессом станции, в рамках которой решаются задачи планирования поездообразования, обработки информации о поездах, подсчета показателей работы и др.

НАЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ УСТРОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Поездная передаточная ведомость


Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонопотоков; формирования сквозных, участковых, сборных, вывозных и передаточных поездов. Кроме того, эти станции перерабатывают местные вагонопотоки. Также выполняют операции по обработке транзитных поездов без переработки, ремонт подвижного состава, экипировка локомотивов, осмотр. Пассажирские операции на сортировочных станциях выполняются в небольшом объеме (посадка и высадка пассажиров с пригородных и местных поездов у посадочных платформ, которые располагаются возле главных путей). Грузовые операции по погрузке и выгрузке грузов также выполняются в небольшом объеме на крайних путях сортировочного парка, на путях локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, на отдельных платформах между парками станции.

На сортировочной станции имеются устройства:

1) Парк приема (прием поездов, прибывших в расформирование);

2) Сортировочный парк (для накопления вагонов на составы и формирования поездов);

3) Парк отправления (для подготовки составов к отправлению и отправления);

4) Транзитные парки (для обработки транзитных поездов без переработки);

Группа, состоящая из парков приема, сортировки и отправления называется сортировочным комплектом.

5) Для расформирования составов имеется сортировочная горка большой или средней мощности, располагаемая между парком приема и сортировочным парком (на отдельных станциях кроме основной горки имеется горка малой мощности для местных поездов);

6) Устройства локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, располагаемые параллельно парку приема или сортировочному парку;

7) Имеются вытяжные пути для расформирования и формирования составов; соединительные пути между парками; главные пути и подъездные пути промышленных предприятий.

КЛАССИФИКАЦИЯ сортировочных станций.

I. По числу сортировочных комплектов:

1) односторонние;

2) двухсторонние (имеется два сортировочных комплекта, каждый из которых перерабатывает определенные направления).

II. По расположению парков:

1) с последовательным расположением парка приема, сортировочного парка и парка отправления;

2) с комбинированным расположением (например, парк приема и сортировочный парк расположены последовательно, а парк отправления – параллельно сортировочному);

3) с параллельным расположением всех парков.

III. По расположению относительно главных путей:

1) станции с объемлющим расположением главных путей;

2) с односторонним расположением главных путей;

3) с внутренним расположением главных путей.


IV. По размерам переработки:

1) станции малой мощности, которые перерабатывают от 200 до 2000 вагонов в сутки;

2) станции средней мощности, которые перерабатывают от 2000 до 5000 вагонов в сутки;

3) станции большой мощности, которые перерабатывают более 5000 вагонов в сутки.


Односторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков.

Парки приема, сортировки и отправления располагаются последовательно и обслуживают поезда всех направлений. Локомотивное и вагонное хозяйства располагаются на одной площадке параллельно сортировочному парку. Такое расположение сокращает число пробегов поездных и маневровых локомотивов. Возможно расположение локомотивного и вагонного хозяйства параллельно парку приема. В этом случае необходимо сооружение дополнительных экипировочных устройств параллельно сортировочному парку или парку отправления. Транзитные парки располагаются с обеих сторон парка отправления и парка приема. Наилучший вариант – возле парка отправления, т.к. на путях парка отправления и транзитного парка производятся аналогичные операции (обработка состава и отправление), и пути этих парков могут быть взаимозаменяемыми.

Односторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков имеет ряд ПРЕИМУЩЕСТВ: полная поточность операций, повышенная маневренность и перерабатывающая способность; и НЕДОСТАТКОВ: необходимость дополнительных затрат на сооружение путепроводных развязок и большая длина станционной площадки – 4-6 км.

У односторонней сортировочной станции комбинированного типа один из парков (приема или отправления) расположен параллельно сортировочному парку. Применяется при недостаточной длине станционной площадки. Наилучшим расположением является случай, когда приемо-отправочный и сортировочный парки расположены последовательно, а парк отправления – параллельно с сортировочным парком.

Локомотивное хозяйство располагается на одной площадке с парком приема, поэтому требуется строительство путепроводной развязки для связи локомотивного хозяйства и одного из парков отправления.

НЕДОСТАТКИ: сложность маневровых передвижений в хвостовой горловине сортировочного парка; множество пересечений поездных и маневровых маршрутов; ограниченная пропускная способность.

Односторонняя сортировочная станция с дополнительным сортировочно-группировочным парком кроме основных парков (приема, сортировки и отправления) имеет дополнительный сортировочно-группировочный парк для формирования поездов местного назначения (сборных, вывозных, передаточных). Между сортировочным парком и сортировочно-группировочным располагается дополнительная сортировочная горка малой мощности, которая облегчает работу основной горки по расформированию местных составов. Пути сортировочно-группировочного парка короче по сравнению с сортировочным. На горке малой мощности работает маневровый локомотив основной горки или локомотив, специально выделенный для этой работы.

Для сортировочной станции малой мощности допускается двухпарковая система (парк приема и последовательно ему расположенный сортировочный парк). Накопление вагонов на составы, формирование и подготовка их к отправлению производится на одних и тех же путях сортировочно-отправочного парка. Пути транзитного парка специализированы по направлению и располагаются по обе стороны парка приема. Локомотивное и вагонное хозяйства могут располагаться параллельно сортировочно-отправочному парку или парку приема.

Порядок работы. Транзитные без переработки поезда обрабатываются в транзитных парках, в соответствии с их направлением.

Транзитные с переработкой поезда обоих направлений поступают в объединенный парк приема, затем расформировываются на горке. Вагоны накапливаются на путях сортировочного парка, и после окончания формирования переставляются в парк отправления, где производится обработка по отправлению и отправление на линию.

Обработка местных вагонов производится на путях локомотивного и вагонного хозяйств, на подъездных путях, на отдельных площадках между парками, а также на крайних путях сортировочного парка.

, сборные и участково-сборные поезда, а также вывозные и передаточные поезда до ближайших грузовых станций узла и заводских станций.

Формирование на сортировочной станции сквозных поездов даёт возможность пропускать эти поезда без переработки через многие участковые станции и некоторые попутные сортировочные станции, что ускоряет доставку грузов, оборот вагонов и снижает себестоимость перевозок.

Сортировочная станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме тех, которые проходят данную станцию в отправительских маршрутах с места погрузки и в транзитных сквозных поездах.

Сортировочные станции устраиваются преимущественно на выходах из крупных промышленных и сельскохозяйственных районов, на подходах к крупным центрам (городам), в крупных железнодорожных узлах , в пунктах зарождения массовых грузопотоков.

Сортировочная станция обычно перерабатывает вагонопотоки, зарождающиеся не на ней, а на других станциях, причём цель этой переработки заключается в формировании составов поездов, проходящих возможно большее расстояние по сети железных дорог без новой переработки.

Сортировочные станции - главные пункты по организации вагонопотоков на сети железных дорог. От успешной работы сортировочной станции зависит выполнение плана перевозок, а также важнейшие показатели работы дорог.

Сортировочные станции размещены на сети российских железных дорог неравномерно, что зависит от сложившегося размещения промышленных центров и крупных городов вдоль железных дорог в различных районах, определяется густотой сети, характером и размером вагонопотоков. Уменьшить затраты на развитие сортировочных станций и их оборудование, наиболее эффективно использовать средства комплексной механизации и автоматизации, уменьшить простои вагонов и эксплуатационные расходы позволяет концентрация сортировочной работы на мощных, технически хорошо оснащённых сортировочных станциях.

Для выполнения сортировочной работы на сортировочной станции имеются сортировочные горки с соответствующим оборудованием, сортировочные парки, вытяжные пути .

Сортировочные станции имеют обычно отдельные приёмный парк для поступающих в переработку поездов и отправочный парк для формирования поездов, а также отдельные парки или пути для транзитных поездов. Группа, включающая приёмный, сортировочный, отправочный и другие парки, образует сортировочную систему (сортировочный комплект).

Грузовые и пассажирские операции на сортировочной станции, как правило, имеют незначительные размеры, а иногда и совсем отсутствуют. Для посадки (высадки пассажиров) в местные и пригородные поезда устраивают остановочные пассажирские пункты на главных путях станции.

Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняются главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств.

Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков: П - приёмные парки; О - парки отправления; С - сортировочные парки; Тр - транзитные парки; ЭУ - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МВРП - механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов.

На сортировочной станции имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, энергоснабжения, связи и СЦБ, а также размещаются технические и служебные здания, материальные склады и в необходимых случаях грузосортировочные платформы, контейнерные площадки и другие устройства.

Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, устройствами механизированной очистки стрелок и т. д.

В зависимости от значения в общей работе на железнодорожной сети сортировочные станции делятся на основные сетевого значения (опорные), районные и вспомогательные (в помощь основным или районным в отдельных узлах).

Основные сортировочные станции располагаются в железнодорожных узлах, где пересекаются важнейшие магистральные линии с мощными вагонопотоками и большой местной работой, а также в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков.

Районные сортировочные станции перерабатывают вагонопотоки, зарождающиеся или погашаемые в узлах и на участках между этими сортировочными станциями и смежными с ними другими сортировочными станциями.

К районным сортировочным станциям относятся также портовые станции и промышленные сортировочные станции, обслуживающие крупные промышленные районы.

Безгорочные сортировочные станции отличаются от горочных меньшими размерами переработки вагонов и меньшим числом сортировочных путей .

На некоторых зарубежных железных дорогах имеются сортировочные станции, расположенные на сплошном уклоне (в сторону сортировки) всей станции или отдельных парков.

В зависимости от взаимного расположения основных парков имеются три вида станций: с последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков.

В зависимости от числа сортировочных комплектов сортировочные станции бывают двух типов: односторонние (однокомплектные), на которых в одной системе перерабатываются вагонопотоки всех примыкающих направлений (схемы 1, 2), и двусторонние (двухкомплектные), на которых одна система парков работает в чётном направлении движения поездов, а другая - в нечётном направлении (схема 3).

На двусторонних сортировочных станциях сортировочные горки могут быть в обеих системах или только в одной. Парки в системах двусторонней сортировочной станции могут располагаться в одной системе последовательно, а в другой - комбинированно.

Схема двухсторонней сортировочной станции: П - приёмные парки; О - парки отправления; С - сортировочные парки; Тр - транзитные парки; ЭУ - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МВРП - механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов.

В основу технологии работы сортировочной станции положен метод диспетчерского руководства расформированием-формированием поездов и местной работой, обеспечивающий лучшее использование технических средств и наименьшее время нахождения вагонов на станции.

Поезда, прибывающие на сортировочную станцию, поступают в приёмный парк, где производится подготовка состава к расформированию, проверяется техническое и коммерческое состояние вагонов. Документы, сопровождающие вагоны, поступают в станционный технологический центр, где по их данным устанавливают, на какой путь сортировочного парка должен быть направлен каждый вагон из прибывшего состава. Для дежурного по горке и других работников, участвующих в расформировании, составляется специальный сортировочный листок, в котором указывается программа маневровой работы с составом.

Перед расформированием слесари-автоматчики производят отпуск тормозов, разъединение и подвешивание автотормозных рукавов в местах деления отцепов . По окончании подготовки состав расформировывают по путям сортировочного парка в соответствии с назначением вагонов.

В сортировочном парке происходит накопление и формирование составов, одновременно начинаются операции по подготовке состава к отправлению. Обработка сформированных составов перед отправлением включает следующие операции: технический и коммерческий осмотр и безотцепочный ремонт вагонов; соединение автотормозных рукавов, подборку документов и составление натурного листа; прицепку локомотива; осмотр и опробование автотормозов.

Поезда, проходящие сортировочную станцию без переработки или с частичной переработкой, принимаются в транзитный или отправочный парк на пути, где обеспечвается быстрая смена поездных локомотивов.

Обработка транзитного поезда состоит из следующих операций: технического осмотра состава; безотцепочный ремонт вагонов и осмотр автотормозов; коммерческий осмотр состава и устранение коммерческих неисправностей; смена локомотивов или локомотивных бригад .

Транзитные поезда при увеличении или уменьшении массы, кроме того, имеют соответственно прицепку или отцепку группы вагонов. Для транзитных ускоренных поездов, перевозящих животных, а также скоропортящиеся грузы, на сортировочной станции проводят дополнительные операции (водопой скота, экипировка изотермических вагонов и т. д.).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...