Смирение. «Со всем можно смириться, если не дашь слабину», — Лоуренс Блок

Канонический текcт

Свершение. Благородному человеку — обладать законченностью.

  1. Смиренный из смиренных благородный человек. — Надо переходить вброд через большую реку. Счастье.
  2. Провозгласи смирение. — Стойкость — к счастью.
  3. Трудись над смирением. — Благородному человеку — обладать законченностью. — Счастье.
  4. Ничего неблагоприятного. Возвысь смирение.
  5. Не разбогатеешь из-за своих соседей. — Благоприятно и нужно наступать и нападать. — Ничего неблагоприятного.
  6. Провозгласи смирение. — Благоприятно и нужно двинуть войско в карательные походы на города и страны.

Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение. Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием, вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет правильного отношения к миру. Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя, ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть. Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы. Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной лаконичностью выражен образ смирения. Такое положение не должно отпугивать человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до завершения. В этом смысле в тексте говорится: Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.

1

На первой ступени смирение показывается в самой интенсивной, но и в самой общей форме. Поэтому невозможно конкретизировать его в специфическом образе. Возможно, лишь указать на то, что человеку, обладающему данным свойством, предстоит необходимость преодоления громадных трудностей, ибо благодаря этому свойству он предрасположен к такому преодолению. Это понятно, потому что здесь данное свойство рассматривается в его, не выявленном состоянии, а потому не указывается его практическое приложение; с другой стороны, оно, судя по композиции «Книги Перемен», присуще человеку, который на предыдущих этапах достиг уже громадных результатов и потому способен на преодоление самых больших трудностей. Текст выражает это так: В начале слабая черта. Смиренный из смиренных благородный человек. Ему надо переходить вброд через великую реку. Счастье.

2

На второй позиции возникает нечто вроде конфликта между спецификой всей гексаграммы (смирения, т.е. невыявленности, отступления в тень и т.п.) и характером второй позиции, смысл которой состоит в том, что на ней выявляются внутренние качества. На разрешение этого противоречия оказывает влияние и то, что данная позиция предваряет следующую, на которой самым интенсивным образом проявляется содержание понятия смирения. В результате оказывается, что выявление внутреннего свойства здесь все же происходит, но это свойство — смирение, т.е. то, что не может выражать себя самого, а выражается лишь в самоотдаче, в созвучии с тем, что выражает себя. При этом гармоничность развития здесь может быть легко нарушена тем, что внимание, уделяемое выражению собственного свойства, будет сильнее самого свойства — смирения: невыражения себя в первую очередь. Поэтому к счастливому исходу здесь приводит лишь стойкое и непоколебимое смирение, или, как об этом говорит текст: Слабая черта на втором месте. Созвучное смирение. Стойкость — к счастью.

3

Момент кризиса здесь выражен уже в самом образе триграммы. В образе «гора» третья черта, как самая вознесенная, изображает специфику возвышающейся горы. Но на этой позиции именно происходит соприкосновение «горы» с «землей», и именно высшей точки горы с низшей областью земли. Так, содержание смирения здесь выступает с особенной силой; но именно благодаря этому и для обладания таким смирением необходимо наибольшее напряжение. Только интенсивным трудом достигается смирение; оно подлинно может быть выражено в образе горы (смысл ее — возвышаться), но склонившейся ниже земли, которая должна быть ниже всего. И только человек, обладающий таким выработанным смирением, может довести свое дело до конца и, выполнив все, что требуется временем и положением, встать в правильное отношение к мировому свершению, т.е. достигнуть счастья. Такой человек если для себя и достиг уже в прошлом полной победы над всяким злом, то здесь он вторично вступает с ним в борьбу, для того чтобы своей борьбой подать пример другим. Поэтому и в тексте говорится: Сильная черта на третьем месте. Смирение от трудов своих благородному человеку предстоит завершение (его дел). Счастье.

4

Мы видели, что свойство предыдущей позиции оказывается влияние на свойство второй позиции. Но на третьей позиции это свойство вырабатывается лишь путем определенных усилий. На четвертой позиции оно уже выработано, и если на предыдущей ступени смирение оказывалось действующим вовне вследствие усилий, (что стоит в соответствии с символом черты), то здесь (где позиция занята слабой чертой) воздействие силы и принуждения уже невозможно. Но на четвертой позиции само наличие выработанного свойства может оказывать воздействие на иное. Это свойство действует как увлекающий пример. Поэтому все действия здесь свободно и не встречает никаких препятствий. Вот почему и в тексте сказано: Слабая черта на четвертом месте. Ничего неблагоприятного. Манящее смирение.

5

Свойства, выраженные на третьей позиции, находили поддержку в своем окружении. Изнутри там действовало «созвучное смирение», создающее резонанс, извне действовало «манящее смирение», которое является лишь дальнейшим развитием свойств третьей ступени. Здесь же, на пятой позиции, обстоятельства иные: изнутри действует четвертая позиция, лишенная собственных сил, а вовне — шестая, которая, как правило, символизирует уже утрату свойств данной гексаграммы. Поэтому здесь невозможно ожидать поддержки из окружения, от «соседей». Деятельность здесь возможна лишь как совершенно самостоятельная. Но в силу всего предыдущего процесса качество смирения доведено уже до такой полноты и совершенства, что даже для действий, противоположных действию смирения, последнее все же является наиболее характерным, и поэтому даже такая деятельность не вступает в конфликт с общей ситуацией и не встречает ничего не благоприятствующего ей. Это находит в тексте следующее выражение: Слабая черта на пятом месте. Не разбогатеешь от соседей своих. Благоприятна необходимость совершить карающее нападение. Ничего неблагоприятного.

6

На шестой позиции ситуация и ее характерные черты подходят к концу, теряют свою специфичность. Так и здесь, смирение остается лишь как отзвук прошлого, тех трудов, которые упоминаются на третьей позиции. Зато агрессивность, начавшаяся на предыдущей, пятой позиции, здесь получает еще большее развитие, особенно как необходимость подчинить себе то, что вышло из повиновения, ибо здесь уже не действуют ни мощь усилий, как на третьей позиции, ни заманчивость примера, как на четвертой. Здесь основной тон смирения уже только звучит, но не действует, и ограничение, исходящее от смирения, отступает, ибо оно должно уступить место дальнейшей ситуации Вольность, для которой характерно отсутствие ограничений. Поэтому здесь обстановка благоприятствует действиям, далеким от смирения. В тексте это выражено следующим образом: Наверху слабая черта. Звучащее смирение. Благоприятствует необходимости двинуть войска и пойти на города и царства.

Исполнение и самоотдача во внешнем, Пребывание и незыблемость во внутреннем. Незыблемость — то, что может закончится лишь случайно, то что само собой не заканчивается, и в сочетании с полной предопределенностью во внешнем — это смирение. Но смирение — покорность не другому человеку, а судьбе и естественному ходу событий. И если складывается соответствующая ситуация, то благоприятно наступать и нападать.

Интерпретация Хейслип

Выпавший снег до самой земли склонил ветку дерева; но скоро все переменится и она вновь выпрямится. Обстоятельства ваши сейчас умеренно благоприятны. Но вы можете сделаться хозяином положения, если проявите сдержанность. Неудачи, в том числе и финансовые, доставляют вам беспокойство. Но не надо тревожиться, все переменится к лучшему. И финансовые дела поправятся. Если не станете пренебрегать помощью других, ваше желание исполнится.

Ситуация, на которую указывает гексаграмма Цянь, учит человека двум вещам – трудолюбию и смирению. Это именно то, чего так часто не хватает тем, кто мечтает о счастье, но никак не достигнет его. Но здесь очень важно, чтобы обе эти составляющие – труд и смирение – были правильно поняты, в противном случае все превратится в покорность судьбе, навязанной другими людьми.

Многие люди не могут понять, что означает трудолюбие, поэтому путают его с банальным «вкалыванием», когда человек трудится, что называется «как проклятый», а результат, с точки зрения выгоды, оказывается мизерным. На самом же деле трудолюбие – это чистая потребность делать то, что нравится. Трудиться не во имя каких-то принципов, а потому, что сама душа стремится воплотить в материальную форму какие-то идеи. Трудолюбие – это способность делать мир лучше. Человека нельзя заставить быть трудолюбивым, потому что трудолюбие – это сочетание труда и любви к тому, что индивид делает.

В данном случае, только тот чего-то сейчас добьется, кто сможет делать лишь то, что ему нравится, что позволяет ему ощущать смысл собственного, персонального бытия, а не просто работать.

Смирение – это не подчинение каким-то обстоятельствам, а принятие реальности такой, какая она есть, со всеми ее «минусами» и «плюсами». Только это создает надежную основу для того, чтобы сделать действенный шаг вперед и значительно приблизиться к успеху. Смириться – это, всего лишь, перестать мечтать и фантазировать и начать вести себя адекватно текущей ситуации.

Гексаграмма Цянь дает человеку возможность синтезировать трудолюбие и смирение, которые позволят ему делать то, что нравится, ориентируясь на реальные факты, а не свои интерпретации событий. В результате тот, кто работает от души и ясно видит происходящее, эффективнее будет двигаться к своему счастью, без потерь, а подымаясь от одной вершины к другой.

Поняв природу трудолюбия и смирения, научившись их гармонично сочетать в себе, вы тем самым создадите благоприятную почву для того, чтобы кардинально изменить судьбу к лучшему.

Сейчас есть опасность шаткости финансового положения, но особо переживать по этому поводу не стоит, если вы разумно распорядитесь имеющимися у вас средствами и не будете потакать слабостям, то все будет относительно хорошо.

До самой земли склонилась ветвь дерева под тяжестью снега, но скоро она вновь выпрямится и займет прежнее положение. Обстоятельства ваши в данный момент можно назвать лишь «умеренно благоприятными». Если поведение ваше будет отличаться сейчас умеренностью и сдержанностью, впоследствии вы станете хозяином положения. В настоящее время по ряду причин, в том числе финансового порядка, вы испытываете некоторое замешательство и беспокойство, но не тревожьтесь, скоро все изменится к лучшему. Если не отвергнете помощь других, желание ваше исполнится. В дальнейшем финансовые дела поправятся.

Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение. Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием, вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет правильного отношения к миру.

Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя, ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть. Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы. Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной лаконичностью выражен образ смирения.

Такое положение не должно отпугивать человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до завершения. В этом смысле в тексте говорится:

Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.

На первой ступени смирение показывается в самой интенсивной, но и в самой общей форме. Поэтому невозможно конкретизировать его в специфическом образе. Возможно, лишь указать на то, что человеку, обладающему данным свойством, предстоит необходимость преодоления громадных трудностей, ибо благодаря этому свойству он предрасположен к такому преодолению.

Это понятно, потому что здесь данное свойство рассматривается в его, не выявленном состоянии, а потому не указывается его практическое приложение; с другой стороны, оно, судя по композиции «Книги Перемен», присуще человеку, который на предыдущих этапах достиг уже громадных результатов и потому способен на преодоление самых больших трудностей. Текст выражает это так:

В начале слабая черта. Смиренный из смиренных благородный человек. Ему надо переходить вброд через великую реку. Счастье.

На второй позиции возникает нечто вроде конфликта между спецификой всей гексаграммы (смирения, т.е. невыявленности, отступления в тень и т.п.) и характером второй позиции, смысл которой состоит в том, что на ней выявляются внутренние качества. На разрешение этого противоречия оказывает влияние и то, что данная позиция предваряет следующую, на которой самым интенсивным образом проявляется содержание понятия смирения.

В результате оказывается, что выявление внутреннего свойства здесь все же происходит, но это свойство — смирение, т.е. то, что не может выражать себя самого, а выражается лишь в самоотдаче, в созвучии с тем, что выражает себя. При этом гармоничность развития здесь может быть легко нарушена тем, что внимание, уделяемое выражению собственного свойства, будет сильнее самого свойства — смирения: невыражения себя в первую очередь. Поэтому к счастливому исходу здесь приводит лишь стойкое и непоколебимое смирение, или, как об этом говорит текст:

Слабая черта на втором месте. Созвучное смирение. Стойкость — к счастью.

Момент кризиса здесь выражен уже в самом образе триграммы. В образе «гора» третья черта, как самая вознесенная, изображает специфику возвышающейся горы. Но на этой позиции именно происходит соприкосновение «горы» с «землей», и именно высшей точки горы с низшей областью земли. Так, содержание смирения здесь выступает с особенной силой; но именно благодаря этому и для обладания таким смирением необходимо наибольшее напряжение.

Только интенсивным трудом достигается смирение; оно подлинно может быть выражено в образе горы (смысл ее — возвышаться), но склонившейся ниже земли, которая должна быть ниже всего. И только человек, обладающий таким выработанным смирением, может довести свое дело до конца и, выполнив все, что требуется временем и положением, встать в правильное отношение к мировому свершению, т.е. достигнуть счастья. Такой человек если для себя и достиг уже в прошлом полной победы над всяким злом, то здесь он вторично вступает с ним в борьбу, для того чтобы своей борьбой подать пример другим. Поэтому и в тексте говорится:

Сильная черта на третьем месте. Смирение от трудов своих благородному человеку предстоит завершение [его дел]. Счастье.

Мы видели, что свойство предыдущей позиции оказывается влияние на свойство второй позиции. Но на третьей позиции это свойство вырабатывается лишь путем определенных усилий. На четвертой позиции оно уже выработано, и если на предыдущей ступени смирение оказывалось действующим вовне вследствие усилий, (что стоит в соответствии с символом черты), то здесь (где позиция занята слабой чертой) воздействие силы и принуждения уже невозможно. Но на четвертой позиции само наличие выработанного свойства может оказывать воздействие на иное. Это свойство действует как увлекающий пример. Поэтому все действия здесь свободно и не встречает никаких препятствий. Вот почему и в тексте сказано:

Слабая черта на четвертом месте. Ничего неблагоприятного. Манящее смирение.

Свойства, выраженные на третьей позиции, находили поддержку в своем окружении. Изнутри там действовало «созвучное смирение», создающее резонанс, извне действовало «манящее смирение», которое является лишь дальнейшим развитием свойств третьей ступени. Здесь же, на пятой позиции, обстоятельства иные: изнутри действует четвертая позиция, лишенная собственных сил, а вовне — шестая, которая, как правило, символизирует уже утрату свойств данной гексаграммы. Поэтому здесь невозможно ожидать поддержки из окружения, от «соседей». Деятельность здесь возможна лишь как совершенно самостоятельная. Но в силу всего предыдущего процесса качество смирения доведено уже до такой полноты и совершенства, что даже для действий, противоположных действию смирения, последнее все же является наиболее характерным, и поэтому даже такая деятельность не вступает в конфликт с общей ситуацией и не встречает ничего не благоприятствующего ей. Это находит в тексте следующее выражение:

Слабая черта на пятом месте. Не разбогатеешь от соседей своих. Благоприятна необходимость совершить карающее нападение. Ничего неблагоприятного.

На шестой позиции ситуация и ее характерные черты подходят к концу, теряют свою специфичность. Так и здесь, смирение остается лишь как отзвук прошлого, тех трудов, которые упоминаются на третьей позиции. Зато агрессивность, начавшаяся на предыдущей, пятой позиции, здесь получает еще большее развитие, особенно как необходимость подчинить себе то, что вышло из повиновения, ибо здесь уже не действуют ни мощь усилий, как на третьей позиции, ни заманчивость примера, как на четвертой. Здесь основной тон смирения уже только звучит, но не действует, и ограничение, исходящее от смирения, отступает, ибо оно должно уступить место дальнейшей ситуации Вольность, для которой характерно отсутствие ограничений. Поэтому здесь обстановка благоприятствует действиям, далеким от смирения. В тексте это выражено следующим образом:

Наверху слабая черта. Звучащее смирение. Благоприятствует необходимости двинуть войска и пойти на города и царства.

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ


До самой земли склонилась ветвь дерева под тяжестью снега, но скоро она вновь выпрямится и займет прежнее положение. Обстоятельства Ваши в данный момент можно назвать лишь умеренно благоприятными. Если поведение Ваше будет отличаться сейчас умеренностью и сдержанностью, впоследствии Вы станете хозяином положения. В настоящее время по ряду причин, в том числе финансового порядка, Вы испытываете некоторое замешательство и беспокойство, но не тревожьтесь, скоро все изменится к лучшему. Если не отвергнете помощь других, желание Ваше исполнится. В дальнейшем финансовые дела поправятся.

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ

для большей информации наведи мышку на название гексаграммы

№ 15 – Цянь. Смирение

[Свершение. Благородному человеку предстоит завершение]

I. В начале шестерка.
Смиренный из смиренных благородный человек.
– Надо переходить вброд через большую реку. Счастье!

II. Шестерка вторая.
Провозгласи смирение!
– Стойкость – к счастью.

III. Девятка третья.
Смиренному благородному человеку – трудиться над завершением дел.
– Счастье.

IV. Шестерка четвертая.
Возвысь смирение! Ничего неблагоприятного!

V. Шестерка пятая.
Если небогат, обратись к соседям.
Благоприятна необходимость совершить карающее нападение.

VI. Наверху шестерка.
И тогда (усыпив бдительность противника и завершив необходимые приготовления) благоприятно и нужно двинуть войско в [карательные походы] на [города] и страны.

НАЗВАНИЕ

Цянь (Смирение): скромные мысли и сдержанные речи; добровольно уступать дорогу; вежливый, скромный, простой, учтивый; сговорчивый, уступчивый, почтительный. Иероглиф изображает изреченное слово и знак единства, подразумевая слова, связанные с фактами.


ОБРАЗНЫЙ РЯД

Это время для смирения и близости к простым вещам и главным истинам. Преодолейте гордыню, избавьтесь от усложненности. Пусть Ваши слова будут простыми и понятными, а мысли – скромными. Добровольно занимайте подчиненное положение. Это приведет к успеху. Поступая таким образом, Вы освободитесь и сможете использовать силу своего соперника против него. Пользуйтесь оракулом, чтобы пребывать в согласии с естественным ходом событий. Пусть Ваши идеи будут четкими и ясными. В этой ситуации Вы связаны с силой Земли, помогающей избавиться от напряжения и скованности. Будьте подвижны и бдительны. Тщательно уравновешивайте все в своей жизни, чтобы избежать излишеств. Это время соединения, когда Небо движется навстречу Земле. Уменьшение избытка и смиренное служение рождает чувство внутреннего достоинства. Через смирение Вы можете прийти к свершению и достигнуть желаемого.


Скромность

Нескромный человек часто опасней, чем злой, ибо последний нападает только на своих врагов, тогда как первый причиняет вред своим врагам и своим друзьям.
Джозеф Аддисон

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.
ГУА НИЖНИЙ, ГЭНЬ. ГОРА. НЕДВИЖНОСТЬ. МЛАДШИЙ СЫН. СЕВЕРО-ВОСТОК. РУКА.

Ключевые слова

Уступчивость. Счастливый характер. Скромность. Смирение гордыни. Самоуничижение. Покладистость. Вежливость.

Объяснение структуры

В равнинности Земли величие горы теряется. Многое отнимается, малое прибавляется, это - скромность.

Структура обоих гуа

ГУА ВЕРХНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

НАЧАЛЬНЫЙ ИНЬ.

Обет бедности, его исполнение. Человек - сам себе пастырь.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Воспитание скромности с малых лет, гордость скромностью.

ТРЕТИЙ ЯН

На месте. Трудом создаются ценности, общностью, этим достигается счастье.

ГУА НИЖНИЙ, ГЭНЬ. ГОРА. НЕДВИЖНОСТЬ. МЛАДШИЙ СЫН. СЕВЕРО-ВОСТОК. РУКА.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ.

Исполнение всех заповедей, сохранение моральных ценностей, не действие в целях личной выгоды, делание для других, для общества, общественный труд. Созвучность с городом Солнца Кампанеллы.

ПЯТЫЙ ИНЬ.

Неповинующихся можно наказать, восставших против скромности - в том числе.

ПОСЛЕДНИЙ ВЕРХНИЙ ИНЬ.

Военные действия могут помочь соседним государствам; культивирование скромности любыми способами.

Главное в гуа

Любая ситуация имеет начало и конец. Чтобы добраться до конца ситуации, необходимо иметь выдержку, без которой трудно перейти от одной ситуации к другой. Начало всегда связано с концом.

Основной тезис

Процесс созидания и преображения налицо. Духи-бесы и Духи-божества. Трудись в смирении и делись благами другими. Если нужно, защищай свое добро.

Прорицательный аспект

Главное - созидательная позиция, труд во благо общества, социума.
Все начинания заканчиваются счастливо.
Те, кто превращаются без остатка в скупых рыцарей, не заслуживают миролюбивого отношения. Возможны пугающие события - экспроприация богатства вооруженными методами.
Те, кто использует богатства не во благо, могут быть заключены в тюрьму, подвергнуты карательным операциям.

Соответствие с Таро

Здесь налицо разумное согласование материального и духовного. Верное использование ценностей, которые дает жизнь. Это - Аркан III, Императрица. На уровне Малых Арканов - это масть Пентаклей и Жезлов: Туз Жезлов - Свершения благого и Туз Пентаклей - Воздаяния.

Налицо защита ценностей нации или личных. Это - Аркан VII, Колесница, с намерениями перемен. Туз Мечей - Аркан защиты и Десятка Пентаклей - Аркан материального.

Если, воспитав в себе скромность, имеешь большое состояние, будь готов тратить его по указанию свыше, отсюда происходит гуа шестнадцатый, ЮЙ, ГОТОВНОСТЬ, НАСТРОЙ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Во всех сферах - созидательная позиция. Труд во благо общества. Успехи в политике. Но и здесь - во имя идеалов, нравственных устоев, во благо ближнего, а не ради довольства собой, престижа.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Успехи в бизнесе весьма скромны, начинания удачливы, но не более того. Сад бизнеса требует, чтобы его лелеяли и берегли до тех пор, пока не наступит время сбора урожая.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

В личных отношениях, любовных - "пробуксовка", требуется большая решительность. Отношения на уровне "нравится".

4. Межличностные отношения.

С людьми отношения спокойные, доверительные, уважительные. Гадающий может требовать к себе уважения и ждать его от других.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Возможны проблемы со щитовидной железой, поджелудочной железой, но в начальной стадии. У женщин возможен бартолинит (воспаление бартолиновой железы).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...