Ян Гус и «Гуситские войны». Гуситские войны – преддверие Реформации в Европе Гуситские войны проходили на территории

§ 3. Гуситские войны и их последствия

Мученическая смерть Яна Гуса глубоко взволновала чехов. Феодалы послали протест Констанцкому собору против «сожжения справедливого священника». Ещё при жизни Гуса его друг магистр Якубек из Стшибра учил, что следует совершать обряд причащения под обоими видами, т. е. хлебом и вином. Гус, находившийся тогда в заключении в Констанце, согласился с этим. Сторонники Якубка ввели причащение под обоими видами и поэтому стали называться калликстинцами или утраквистами, по-чешски чашниками или подобоями. Распространение причащения под двумя видами привело к полному разрыву с католической церковью и папством. Пражские мещане громили дома противников Гуса. Началось изгнание из страны немецкого католического духовенства. Городские власти, оказывавшие сопротивление, постигала та же участь. Много немецкого патрициата эмигрировало из страны. Города становились чисто чешскими. Деревенское население устраивало собрания под открытым небом и слушало народных проповедников. Обстановка в стране была очень напряжённой. Уже 25 февраля 1419 г. в Праге вспыхнули волнения. Гуситы захватили ряд пражских церквей и школ, принадлежавших немецкому католическому духовенству. В июне того же года на холм, называвшийся библейским именем Табор, собралось до 42 тыс. человек. Сюда пришли крестьяне, ремесленники, городской плебс, мелкие феодалы.

30 июля 1419 г. в Праге торжественная процессия мещан, руководимая гуситским проповедником Яном Желивским, направлялась к городской ратуше Нового места с требованием освобождения арестованных незадолго перед тем гуситов. Из окон ратуши, находившейся в руках немецкого патрициата, стали бросать камни в процессию и выбили из рук священника чашу. Возбуждённый народ ворвался в дом и выбросил из окон ратуши семерых городских советников (консулов). Восстание охватило всю Прагу. Захватившие власть гуситы избрали новый городской совет. Короля Вацлава поразило известие о восстании, и он вскоре умер (16 августа). Ему наследовал его брат Сигизмунд, император Священной Римской империи и король Венгрии.

К этому времени наметилась расстановка классовых сил в Чехии. К лагерю реакционеров принадлежали онемеченные или немецкие паны и городской патрициат. Центром их была Кутная гора, где зверским образом расправлялись с гуситами; тысячи мужчин, женщин и детей были погребены живыми в шахтах. Лагерь сторонников гусизма был неоднороден по социальному составу и по программным требованиям. В нём образовались две группировки - умеренная и революционная. К умеренным - чашникам - принадлежали магистры Пражского университета, средние и мелкие феодалы, чешские мещане. Чашники требовали причащения под обоими видами (от этого их название), секуляризации церковных земель, свободы проповеди и публичного контроля над моральным поведением верующих.

В этой программе имущих классов ярко выражено стремление к созданию дешёвой церкви и к уничтожению церковного землевладения. Осуществление этой программы сделало бы дворянство монопольным земельным собственником и укрепило бы его политическое положение против крупных землевладельцев. Феодальные отношения они оставляли неприкосновенными. Программа чашников была сформулирована в так называемых пражских статьях, составленных в 1420 г.

К революционному лагерю гуситов, известных под именем таборитов, принадлежали крестьяне, городской плебс, ремесленники, разорённые феодалы. Противники таборитов называли их «грязными земледельцами», «сообществом сапожников». Основную массу таборитов составляли крестьяне. Феодалы были их ненадёжными союзниками. Центром революционного лагеря был Табор (отсюда их имя). Сочинения таборитов не сохранились. О их программе мы знаем из 84 статей, выставленных пражскими магистрами 10 декабря 1420 г. против таборитов. Программа таборитов была революционной. Они отрицали необходимость королевской власти, отвергали частную собственность, отрицали всякую обрядность и догматы католической церкви. Это была антифеодальная программа, защищавшая интересы закрепощаемого крестьянства. Она, как все социальные требования того времени, была облечена в религиозную оболочку. Они считали, что существующий социальный строй не соответствует слову божьему и поэтому подлежит уничтожению.

Среди таборитов возникали радикальные религиозные течения. Священник Мартин Гуска, прозванный за красноречие Локвисом, выступал против основных религиозных догматов. Он отрицал божественность Христа. Гуска и его сторонники верили, что они живут накануне социальной революции, после которой наступит радостная, счастливая жизнь. Ян Жижка сурово расправился с сторонниками Гуски, изгнав их из лагеря таборитов, а самого Гуску сжёг.

Внутренняя жизнь таборитского лагеря была регламентирована. Управление таборитов строилось на общинных началах. К одной категории принадлежали те, кто непосредственно входил в армию, к другой - те, кто оставался и работал дома. Последние должны были доставлять продовольствие тем, кто сражался. Считая, что все люди равны, они называли себя братьями и сёстрами. В таборитской общине был введён контроль над распределением продуктов.

Гуситское движение развивалось в сложной обстановке. Внутренняя борьба партий чашников и таборитов осложнялась вмешательством сил феодальной европейской реакции и вторжением иноземных войск. Предлогом для вмешательства в чешские дела был вопрос о престолонаследии. Наследник Вацлава, его брат Сигизмунд, не пользовался популярностью даже среди имущих классов Чехии (его обвиняли в гибели Яна Гуса и Иеронима). Тем не менее реакционный лагерь и чашники были готовы признать его королём. На сейме в Праге чашники предложили Сигизмунду следующие условия: Гуса и Иеронима Пражского не называть еретиками, признать причащение под двумя видами, разрешить церковное чтение и пение на чешском языке, не назначать чужеземцев на земские должности, не преследовать сторонников Гуса. Сигизмунд отверг эти требования. Он решил силой подавить растущее революционное движение, которое грозило потрясти устои феодального строя и вызвало тревогу имущих классов Чехии.

Как чешская реформация, так и гуситские войны были не только местным движением. Они вызвали тревогу европейской феодальной и католической реакции. Поэтому папа поддержал Сигизмунда в его намерении силой подавить гуситское движение, а феодалы ряда европейских стран пришли ему на помощь. Папа Мартин V объявил крестовый поход против чехов, и летом 1420 г. Сигизмунд во главе стотысячного феодального войска вторгся в Чехию. Больше всего в армии крестоносцев было немцев, но здесь можно было услышать и шведскую, и испанскую, и английскую, и польскую речь.

Перед угрозой внешней опасности объединились силы умеренных и революционных гуситов. Основное их ядро составляла народная армия, созданная в Таборе. Её организатором был разорившийся рыцарь Ян Жижка из Троцнова (1378–1424), участник известной битвы между Грюнвальдом и Танненбергом 15 июля 1410 г. Он был выдающимся полководцем своего времени. Его народная армия, составленная главным образом из крестьян южной Чехии, была прекрасно дисциплинирована. Жизнь таборитского войска протекала в условиях военного времени. Поэтому основной целью Жижки было поддержание в нём суровой дисциплины, и всякие нарушения её им сурово карались. Он не принимал в армию и удалял из неё всех «неверных, непослушных, лгунов, злодеев, азартных игроков, мародёров, обжор, развратников». Вооружённая косами и серпами, народная армия представляла грозную силу, проникнутую ненавистью к врагу. Ян Жижка был создателем новой военной тактики. Он впервые применил в сражениях лёгкую артиллерию, которая перевозилась на телегах, тогда как феодальное ополчение знало только тяжёлую артиллерию. Жижка из ряда сражений, участником которых он был, знал о малой подвижности феодального конного войска. Пешая армия Жижки отличалась большой подвижностью. Тактика рыцарского войска состояла в том, чтобы массами конницы, брошенной на пехоту, прорвать фронт. Этой тактике Жижка противопоставил новую тактику боя, лагерь народной армии окружался повозками, скреплёнными цепями, пустое пространство между которыми заполнялось досками. Под этим прикрытием воины Жижки могли выдерживать атаки конницы.

Участники крестового похода, уверенные в своей победе, дошли до Праги. 14 июля 1420 г. Ян Жижка разгромил крестоносные войска, и ополчение Сигизмунда рассеялось. Победа Жижки под Прагой вызвала новый подъём революционного движения. Народные массы обрушились на своих врагов. Они захватывали королевские имения и имения панов, разрушали храмы, монастыри, замки.

После разгрома крестоносцев сейм, собравшийся в Чаславе (июнь 1421 г.), объявил Сигизмунда лишённым чешского престола. Но внешнее положение Чехии оставалось напряжённым. Гуситы надеялись получить помощь от поляков, поскольку Сигизмунд поддерживал Орден в его действиях против Польши. К тому же среди польской шляхты гуситское движение встречало полное сочувствие. Однако эти ожидания не оправдались, так как епископ Збигнев Олесницкий, верный слуга папского престола, был врагом гуситов, а синод в Велюне в 1420 г. издал декрет против еретиков, направленный главным образом против гуситов. Поэтому предложение Владиславу Ягайло польской короны не могло дать положительных результатов. Учитывая внутренние разногласия в лагере гуситов, Сигизмунд начал новое наступление. Его поддерживали те же реакционные силы в Европе и внутри Чехии. На его сторону перешла часть чашников, напуганная антифеодальной программой таборитов. Но в январе 1422 г. под Немецким Бродом Ян Жижка нанёс крестоносцам поражение. Второй крестовый поход против гуситов кончился неудачей.

Тем не менее Сигизмунд не отказался от своих планов покорения Чехии и уничтожения гуситов. Ян Жижка отразил и третий поход крестоносцев. В 1424 г. Жижка умер от моровой язвы. Память о великом полководце, не знавшем поражений на поле брани, навсегда сохранилась в чешском народе.

После смерти Жижки руководство военными силами таборитов перешло к Прокопу Голому, известному под именем Прокопа Большого, который в битве при Усти на Лабе 16 июня 1426 г. отразил четвёртый крестовый поход.

Прокоп Большой не ограничивался оборонительной тактикой. Он перешёл в решительное наступление против империи. Революционная армия ещё в 1426 г вторглась в Саксонию, а в 1427 г. отряды гуситов проходят в Силезию, в Австрию и проникают в Баварию. Немецкие феодалы были охвачены ужасом. Антифеодальные идеи таборитов распространялись в немецких землях. Всюду проникал «богемский яд», как называли враги учение таборитов.

В марте 1431 г. был провозглашён пятый крестовый поход, и в августе стотысячная армия вторглась в Чехию. Под Домажлицами (к юго-западу от города Пльзен) крестоносцы в пятый раз были наголову разбиты.

Убедившись в невозможности победить гуситов на поле боя, папа Евгений IV и Сигизмунд вынуждены были вступить в переговоры с гуситами. Им удалось разъединить умеренных чашников и революционных таборитов, до этого времени выступавших единым фронтом против внешней опасности. Первоначально переговоры велись в Базеле, а затем послы Собора прибыли в Прагу и 30 ноября 1433 г. заключили с чашниками так называемые компактаты на следующих условиях:

1) Признание причащения под обоими видами,

2) уничтожение уголовной юрисдикции духовенства,

3) признание свободы церковной проповеди,

4) духовенство получает право владеть земскими и управлять церковными имениями.

Пражские компактаты отвечали интересам землевладельцев и городского патрициата, желавших только дешёвой церкви и опасавшихся осуществления социальных требований таборитов. Против соглашения выступили табориты, спасшие Чехию от крестоносцев. Началась борьба между обеими партиями. Победа осталась за чашниками. 30 мая 1434 г. при Липанах табориты потерпели поражение. В битве пал и Прокоп Большой. Это было началом конца таборитского движения.

Чашники согласились признать Сигизмунда чешским королём. Он в свою очередь признал компактаты и согласился на избрание архиепископом чашника Рокациани, а 25 августа 1436 г. Сигизмунд въехал в Прагу. Сигизмунд умер в следующем году, и тогда католики и чашники избрали королём Альбрехта Баварского. Часть чашников предложила корону малолетнему польскому королевичу Владиславу, но это предложение было встречено отрицательно со стороны всемогущего краковского епископа Збигнева Олесницкого. Поляки, сторонники гуситов, в 1438 г. отправили пятитысячный отряд в Чехию, но последний был недостаточно силён, чтобы обеспечить Владиславу польскую корону и оказать помощь таборитам, ослабленным после битвы при Липанах. Альбрехт отказался от чешского престола, и чешское дворянство решило избрать его сына-ребёнка Ладислава. Папа не утвердил пражские компактаты, а управлявшие государством паны во главе с королевой-регентшей не хотели признавать уступок, полученных чашниками в 1433 г. Недовольные этим чашники на сейме в 1452 г. избрали Юрия Подебрада администратором чешской земли, после того как он в 1448 г овладел Прагой. После поражения под Липанами табориты сохранили за собой Табор, превращённый ещё Жижкой в неприступную крепость. Дворянство было очень недовольно этим, так как наличие Табора препятствовало им утвердить в полной мере крепостнические отношения. Юрий Подебрад, ставленник чашников, в 1452 г. взял Табор и этим положил конец существованию революционного лагеря. После смерти Ладислава чешское панство избрало Юрия Подебрада королём, как защитника собственности, порядка и спокойствия.

Юрий Подебрад (1458–1471) был обязан престолом чашникам. Он официально поддерживал их церковь. В то же время он искал поддержки католиков и их главы - папы. Но папа Пий II в 1461 г. объявил пражские компактаты недействительными, и против Юрия восстали католические паны и мещане. В 1465 г. они образовали так называемую Зеленогорскую конфедерацию с целью низложить Юрия Подебрада. Они привлекли на свою сторону венгерского короля Матвея Корвина и пытались привлечь польского короля Казимира, но последний уклонился от вмешательства во внутренние дела Чехии. В разгаре борьбы с конфедератами Юрий Подебрад умер.

После его смерти началась борьба за престол. Католики избрали королём Матвея Корвина, чашники - Владислава Ягеллончика, сына Казимира. Чтобы обеспечить себя от происков со стороны католиков, чашники-дворяне предложили Владиславу следующие условия: 1) держаться пражских компактатов, 2) короноваться в Праге, 3) раздавать церковные и светские должности только местным уроженцам, 4) выкупить заложенные королевские замки и города.

Эти условия были приняты Владиславом, и в августе 1471 г. польским епископом был совершён обряд коронования. Чешский епископ не мог совершить обряд коронования, так как папа наложил на Чехию интердикт.

После избрания Владислава, правившего с 1471 по 1516 г., ещё 7 лет продолжалась борьба с венгерским королём. Она окончилась разделом чешского государства: Владислав считался королём в Чехии, а Матвей Корвин получил в пожизненное владение Моравию, Лужицы и Силезию. Оба короля признали друг друга наследниками. На основании этого соглашения после смерти Матвея Владислав в 1490 г. был избран венгерским королём и все чешские земли вновь были объединены в одном государстве.

Владислав не выполнил принятых им обязательств и, стремясь к восстановлению католичества, начал преследовать чашников. Тогда чашники поднялись против короля, и король был вынужден вновь войти в переговоры с ними. В марте 1485 г. собрался сейм в Кутной Горе, который провозгласил свободу вероисповедания для католиков и чашников.

Наследник Владислава Людовик (1516–1526) погиб в битве с турками при Могаче, и перед чешским дворянством вновь стал вопрос об избрании на престол короля.

После падения Табора революционные элементы были разбиты, но традиции таборитов продолжали сохраняться. В новых общественно-политических условиях возникла организация «Общины чешских братьев». Поражение таборитов отразилось на их социально-политической программе. Она была лишена того боевого духа, которым были проникнуты табориты. Первые «Общины чешских братьев», состоявшие из крестьян и ремесленников, появились ещё при Юрии Подебраде. Их основателем был магистр Григорий. Они пользовались чешским языком при богослужении, избирали священников и епископов из светских людей. Основным в богослужении они считали проповедь. Они признавали равенство всех людей, не занимали государственных должностей и отказывались вступать в войско. Они не признавали власти государства, однако выполняли все государственные обязанности. Особенное внимание «чешские братья» обратили на организацию школ, которая стояла у них на высоком уровне. Высшая власть принадлежала синоду, т. е. собранию делегатов всех верующих.

Социально-религиозная идеология «чешских братьев» получила своё обоснование и развитие в трудах Петра Хельчицкого (умер в 1460 г.), выдающегося чешского учёного XV в. Он был автором многочисленных произведений, направленных против католиков. Как и табориты, Хельчицкий считал идеалом первоначальную христианскую церковь, равенство, братство и свободу. Хельчицкий не думал о возможности создания мечом нового общества, путь к этому он видел только в нравственном совершенствовании.

Культурное значение деятельности «чешских братьев» было очень велико. Из их среды вышло много выдающихся деятелей, среди которых первое место занимал последний епископ «Общины чешских братьев» в XVII в. Ян Амос Коменский (1592–1670), создатель новой педагогики, впоследствии вынужденный эмигрировать за пределы родины (в связи с жестокими преследованиями «чешских братьев» со стороны Габсбургов).

Огромны были национальные и социально-политические последствия гуситских войн. Они прекратили проникновение немцев в Чехию. Чешский язык получил преобладание во всех областях жизни. Стала развиваться самостоятельная чешская национальность. Но антифеодальная программа крестьянства и городского плебса не осуществилась, несмотря на ряд одержанных ими блестящих военных побед. Их победы использовали для удовлетворения своих классовых интересов прежде всего феодалы. Чешские паны осуществили секуляризацию церковных имуществ в свою пользу и стали основной руководящей политической силой. В их руках был сосредоточен огромный земельный фонд. Пользуясь своей экономической силой и политическим влиянием, феодальная знать стремилась ограничить права других сословий. Она добилась лишения прав мещан принимать участие в сеймах. Захватив землю, паны не располагали достаточным количеством рабочей силы, так как крестьяне отказывались вернуться обратно к помещикам. Идя навстречу интересам землевладельцев, Владислав выдал панам грамоту, согласно которой все крестьяне должны были в течение двух недель вернуться к своим помещикам или поступить в подданство к другим. Отныне без согласия владельца ни один из крестьян не мог уйти из поместья. Ушедшие считались беглыми. Крестьяне, ушедшие в города и занимавшиеся ремеслом, должны были уйти из городов и вернуться к землевладельцам. Они тоже считались беглыми.

Чтобы прекратить приём беглых крестьян, сейм 1487 г. ввёл денежный штраф за укрывательство крестьян, ушедших от помещика без его разрешения. Крестьяне стали подсудными исключительно землевладельцу; земские суды перестали принимать жалобы крестьян на их владельцев.

Паны добились на сейме 1497 г. издания грамоты, в которой гарантировалось, что высшие должности будут замещаться лицами из их сословия. Таким образом, земская рада стала органом чешского панства. Паны и средние и мелкие феодалы стремились создать одно - сословный сейм. С этой целью они намеревались совершенно исключить из сейма представителей городов. Король пошёл навстречу классу землевладельцев, но мещане отказались подчиниться королевскому решению. Король вынужден был отступить, но тогда в свою очередь отказались подчиниться паны и рыцари. Между классом землевладельцев и мещанами началась открытая война, которая закончилась лишь при Людовике. Паны и рыцари признали за мещанами право участвовать в сеймах и иметь в них голос, но мещане вынуждены были отказаться от своего исключительного права заниматься производством спиртных напитков.

Гуситское движение привлекло к себе внимание всего феодального мира. Феодальное общество и церковь были потрясены в своём основании. Влияние идей гусизма в соседних странах, прежде всего в Германии, было очень велико. Чехия в период гусизма была страной самых передовых идей.

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Последствия войны 1812 года Если с военной точки зрения завершение войны и не выглядело стопроцентной победой над внешним врагом, то на внутриполитической арене оно, безусловно, означало триумф республиканцев и, соответственно, поражение их противников. Война, образно

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ Франция не воевала с Россией. Ее солдаты не братались с русскими. Но в мае 1917-го дело дошло до восстаний. До 10 тысяч французских солдат двинулись в поход на Париж. Страшно подумать, чем могло бы это все кончиться, но новый главнокомандующий, Анри

Из книги Русь - Дорога из глубин тысячелетий, Когда оживают легенды автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Глава 29 МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Резкое ослабление тюрков в начале VII в. обернулось для Византии настоящей катастрофой. Авары, не опасаясь теперь ударов с востока, могли бросать в набеги все силы кутургуров, естественно, вместе с подневольными славянами. Мало того,

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Гуситские войны Казнь Гуса вызвала бурю негодования в Чехии и за ее пределами. В ответ на эту расправу в 1419 г. в Чехии начались гуситские войны. Вся страна раскололась на два лагеря: феодально-католический и гуситский. К первому принадлежало высшее духовенство, чешские

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ 19 августа, после срочного заседания министров иностранных дел стран - членов НАТО, французский министр Бернар Кушнер в отчаянии произнес:- Если бы не вмешательство Европейского союза, Тбилиси был бы взят.Генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп

Из книги Вице-канцлер Третьего рейха. Воспоминания политического деятеля гитлеровской Германии. 1933-1947 автора фон Папен Франц

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Второй (1593-1597) и третий (1597-1598) периоды войны. Последствия Имчжинской войны Попытки вести мирные переговоры с Японией начались по инициативе Китая в 9-м месяце 1592 г. в Пхеньяне. Корейское правительство не питало иллюзий относительно их эффективности, понимая, что словам

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ Вероломный арест и последующая казнь Яна Гуса вызвали взрыв народного недовольства. Все чешское общество пришло в движение. Это было движение против католической церкви, феодальной эксплуатации и немецкого засилья в стране. Проповедники Микулаш из Гуси,

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

18.6. Итоги и последствия войны Вторая мировая война стала самым кровопролитным и крупным конфликтом в истории человечества, в который было втянуто 80 % неселения земного шара.Самым главным итогом войны стало уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма. Это стало

Из книги Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов автора Ольденбург Зоя

1. Последствия войны Прежде чем исследовать причины и результаты злополучного договора, необходимо постараться понять, как протекала жизнь в Лангедоке в эти трудные, но полные надежд годы после гибели Симона де Монфора.Рога и трубы, бубенцы и колокола, которыми Тулуза

автора Крофтс Альфред

ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ Из пяти портов Нинбо оказался второстепенным. Фучжоу специализировался в вывозе чая Чжэцзяна, в основном предназначенного для США. Амой поддерживал контакты с Формозой, Филиппинами и Малайей, наиболее значительным продуктом его экспорта был труд кули.

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ Мир был поражен самоотверженностью и энергией японского народа, его великолепной организацией и быстрой, сокрушительной победой и не менее - его дисциплинированным и цивилизованным поведением. Китайская империя была унижена тем, что японские

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Психологические последствия войны Шляхта. Русские дворяне, получившие имения в Западном крае после захвата ВКЛ, были ярыми врагами Наполеона. Но почти все они ушли вместе с отступавшими русскими войсками. Основная же часть магнатов и шляхты видели в Наполеоне

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

3. Последствия Отечественной войны 1812 г. Уже не было реформ - наоборот, наступала какая-то стагнация, и понять это было можно, потому что император устал.В Манифесте об окончании войны была фраза, которая касалась практически всего населения России, поскольку оно было

Из книги Вторая мировая война на море и в воздухе. Причины поражения военно-морских и воздушных сил Германии автора Маршалль Вильгельм

Последствия Первой мировой войны 11 ноября 1918 года было заключено перемирие, завершившее Первую мировую войну, первую по-настоящему большую войну века техники. В статьях 198 и 202 Версальского мирного договора содержались следующие условия: «Сразу после вступления в силу


Гуситские войны
1419-1435 годы

Войны сторонников чешского церковного реформатора Яна Гуса против германского императора и католической церкви.

Доктор Гус, отлученный от католической церкви за еретические взгляды, в 1414 году был вызван на церковный собор в Констанце. Император Сигизмунд дал ему охранную грамоту. На соборе Гус был признан еретиком, а сам реформатор арестован. Гус спросил императора, как же быть с охранной грамотой. Сигизмунд ответил: «Я гарантировал тебе свободный проезд до Констанцы, но не возвращение из нее». В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре, что вызвало возмущение среди его многочисленных приверженцев в Чехии.

В 1419 году здесь началось восстание против императора Сигизмунда Габсбурга, носившего также чешскую корону. Во главе армии гуситов встал рыцарь Ян Жижка, ранее с отрядом чешских наемников успешно сражавшийся против Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве и без особого успеха - против англичан при Азенкуре. Однако с самого начала в гуситском движении выделились два крыла - умеренные чашники и радикальные табориты (по имени горы и города Табор в Южной Чехии). Чашников поддерживало дворянство и бюргерство северной Чехии. Более бедное южночешское бюргерство и дворянство составляло опору таборитов, которым симпатизировали крестьяне. Табориты создали общины, по примеру ранних христиан. Они имели общее имущество и проповедовали христианский аскетизм. У таборитов появилось новое грозное оружие - окованный железом тяжелый цеп, «молотило», один удар которого сбивал с коня рыцаря в полном вооружении. Этой же цели служили длинные копья с крюками, заимствованные у фландрских ополченцев. Обладали гуситы и огнестрельным оружием - бомбардами и аркебузами. Низшей тактической единицей был «ваген» (повозка). В нее входило 10 человек, ездивших в одной повозке: 4 молотильщика, 1 ездовой и 5 пикинеров, лучников, арбалетчиков или аркебузиров.

Гуситские войны

Немногочисленные сторонники Габсбургов и католической церкви в Чехии стали лагерем в Кутна Горе. Для их поддержки римский папа объявил 1 марта 1420 года крестовый поход против еретиков-гуситов. Император Сигизмунд собрал в Силезии войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, а также из пехоты, которую составляло ополчение силезских городов и итальянские наемники. В конце апреля его армия вторглась в Чехию и двинулась на соединение с защитниками Кутна Горы. В это время на южной границе Чехии австрийские и баварские отряды еще только готовились к наступлению, а на северо-западной границе сосредотачивались войска из Бранденбурга, Пфальца, Трира, Кельна и Майнца.

В конце мая Сигизмунд вступил в Кутна Гору и потребовал, чтобы жители Праги сняли осаду городской цитадели, где засели королевские солдаты. Пражане послали гонцов в Табор за помощью. 9 тысяч таборитов под командованием Жижки прибыли под Прагу. Рыцари атаковали их на походе, но были отражены огнем бомбард и защищавших импровизированный вагенбург лучников и аркебузиров. 20 мая Жижка вступил в Прагу и принял командование над всей гуситской армией. Сигизмунд подошел к Праге с востока, но атаковать неприятеля не решился и 25 мая отступил.

Тогда Жижка решил овладеть пражской крепостью. Но ее защитники огнем из бомбард уничтожили осадные машины и бомбарды гуситов. Приступ захлебнулся. Вскоре к Праге, на этот раз с запада, подошел Сигизмунд. Ему удалось провести в крепость большой обоз с продовольствием и вывести оттуда несколько сот лошадей, для которых у осажденных не было фуража

В конце июня отряд немецких рыцарей и пехоты осадил Табор. С юга к этому городу подходило войско австрийского герцога. Но отряд, посланный Жижкой из Праги, внезапно атаковал противника с тыла, а гарнизон Табора сделал вылазку. Осаждавший город отряд был разбит.

После этого Сигизмунд приказал австрийцам идти к Праге. Здесь на Витковой горе 14 июля 1420 года произошло решающее сражение гуситов и крестоносцев. Если бы армия Сигизмунда овладела этой горой, Прага оказалась бы в блокаде. Однако рыцарям не удалось преодолеть ров, вырытый на склоне горы, а контратака пехоты во главе с Жижкой отбросила их к подножью В это время во фланг войска Сигизмунда ударило пражское ополчение. Армия крестоносцев отступила. Хотя она и не потерпела крупного поражения, а лишь мелкую тактическую неудачу, между предводителями крестоносцев начались раздоры. Поэтому 30 июля 1421 года Сигизмунд вынужден был снять осаду Праги. В ноябре его войско потерпело поражение под Вышеградом, и вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов.

Осенью 1421 года обострились противоречия между таборитами и чашниками. Единое гуситское войско фактически распалось. Воспользовавшись этим, Сигизмунд начал второй крестовый поход в Чехию. В сентябре 1421 года крестоносцы осадили город Жатец (Заац) недалеко от венгерской границы.

Жижке удалось с отрядом таборитов прорвать кольцо осады и провести в город обоз с продовольствием. Однако контратака польских и венгерских рыцарей вынудила таборитов отступить к Праге.

Жижка занял оборонительную позицию на горе Владарь недалеко от города Жлутец. Табориты построили вагенбург, в котором установили бомбарды. В течение трех дней польские и венгерские рыцари атаковали таборитов, но были отражены артиллерийским огнем и молотилами. После этого армия Жижки смогла прорваться в Жлутец. Вскоре крестоносцы, испытывавшие трудности со снабжением, покинули Чехию.

В конце года они вновь вторглись в страну и дошли до Кутна Горы. Там армию Сигизмунда встретило войско таборитов. К тому времени Жижка в одном из боев лишился второго глаза и полностью ослеп, что, однако, не мешало ему командовать. Сигизмунду удалось захватить Кутна Гору, но 8 января 1422 года он потерпел поражение у Габра. Табориты опрокинули рыцарей и преследовали их до города Немецкий Брод. При переправе через реку Сазава некоторые рыцари провалились под лед и потонули. В руки таборитов попал брошенный на берегу обоз. Через два дня они овладели Немецким Бродом. Несколько месяцев спустя на помощь гуситам прибыл отряд из числа православных подданных Великого Княжества Литовского, боровшихся против окатоличивания своей страны. Восемь лет вместе с таборитами они сражались против польских, немецких и венгерских войск.

В 1423 году большое войско таборитов вторглось в Моравию и Венгрию. В середине октября оно вышло к Дунаю между Комарно и Эстергомом. Здесь гуситов встретила многочисленная венгерская армия. Жижка не решился вступить с ней в бой и приказал отступить. Венгры преследовали чехов, обстреливая противника из бомбард. Табориты понесли потери, но основная часть войска смогла отступить в Чехию.

Неудача венгерского похода способствовала обострению противоречий между таборитами и чашниками. 7 июня 1424 года две фракции гуситов сошлись в сражении у города Маюшов. Чашники потерпели поражение благодаря внезапной контратаке таборитской конницы. Кроме того, табориты пустили по склону горы повозки, врезавшиеся в ряды чашников и вызвавшие там сметение. Таким образом, Жижке вновь удалось объединить под своим командованием все гуситское войско. Однако 11 октября 1424 года он умер от чумы. Эпидемия ослабила чешское войско, и оно вынуждено было отказаться на время от новых походов в соседние земли.

В 1425 году начался третий крестовый поход в Чехию. Главную роль играло австрийское войско во главе с эрцгерцогом Альбрехтом. В Моравии оно потерпело поражение от преемника Жижки Прокопа Большого, ставшего гетманом таборитов, и отступило в Австрию. На следующий год чешская армия осадила Усти-на-Лабе (Ауссиг), захваченный саксонскими войсками. Прокоп Большой, чья армия состояла из отрядов таборитов и пражского ополчения, располагал 25 тысячами человек. Для деблокады Ауссига двинулось войско Саксонского, Мейсенского и Тюрингского княжеств, насчитывавшее 15-20 тысяч человек. Немцы атаковали чешский вагенбург, состоявший из 500 повозок, и в одном месте ворвались в него. Но таборитская конница сделала вылазку и опрокинула неприятеля. Немцы отступили, потеряв до 4 тысяч человек.

Четвертый крестовый поход против гуситов в 1427 году возглавил курфюрст Бранденбурга Фридрих. Прокоп Большой и второй гуситский гетман Прокоп Малый, в свою очередь, вторглись в Австрию, нанеся у Тахова поражение армии австрийского эрцгерцога. Затем, в 1428-1430 годах, они неоднократно вторгались в Саксонию и Силезию и даже осадили Вену, правда, безуспешно.

В 1431 году имперский сейм в Нюрнберге постановил организовать пятый крестовый поход в Чехию. Германские княжества выставили 8200 конных рыцарей и значительное число пехоты, подкрепленной 150 бомбардами. В августе у чешской границы армия крестоносцев под командованием Фридриха Бранденбургского была внезапно атакована в лагере в Домажлице гуситами и бежала, бросив обоз и артиллерию.

В 1432-1433 годах чешское войско предприняло большой поход против Бранденбурга и дошло до балтийского порта Кюстрин. Но тем временем Сигизмунду удалось договориться с чашниками. В обмен на подтверждение прежних прав и привилегий и обещание веротерпимости они готовы были признать власть императора. В 1434 году чашники разгромили в битве при Липанах основные силы таборитов. В этом сражении погибли гетманы Прокоп Большой и Прокоп Малый. В 1436 году Чехия приняла католического короля Владислава Люксембурга.

Успехи гуситов объяснялись их сплоченностью перед лицом раздробленных сил их противников - Польши, Венгрии, австрийского герцогства и германских княжеств, лишь номинально объединенных под главенством германского императора. Однако сил Чехии не хватало для завоевания и удержания территорий соседних государств и полного разгрома армий крестоносцев. В конце концов умеренная часть гуситов пошла на компромисс с империей и церковью, что и привело к окончанию войны, не принесшей, в сущности, каких-либо значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошившей Центральную Европу.

Источник - "Сто великих битв", М., Вече, 1998.

Всемирная история. Энциклопедия.
Глава XLIV. Чехия в XIV - XV вв. Польша в XIV-XV вв.
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st044.shtml

ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ Гуситская хроника (там же пара карт)
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Laurentius/pred.phtml?id=776

Хронологический указатель XV век
http://www.krotov.info/spravki/help/chron/1400.html

Йиржи из Подебрад. Материал из Википедии - свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0%B8%D1%80%D0%B6%D0%B8_%D0%B8%D0%B7_%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B4

Йиржи (Георгий или Юрий в русифицированном варианте) из Подебрад (23 апреля 1420 - 22 марта 1471) (чешск.: Jiří Boczko z Kunštátta a Poděbrad) - король Чехии в 1458-1471; первый правитель крпуного государства Западной Европы, не исповедующий католицизм в качестве государственной религии. Йиржи из Подебрад принадлежал к утраквистам, или чашникам, - умеренному крылу гуситского движения.

Происходил из знатной и влиятельной чешской семьи, примкнувшей к гуситскому лагерю. Отец Йиржи, Виктор из Подебрад, был одним из руководителей таборитов - радикального крыла гуситов, однако через некоторое время присоединился к умеренным утраквистам. Сам Йиржи из Подебрад, будучи четырнадцатилетним мальчиком, участвовал в битве под Липанами в 1434 г., в которой умеренные гуситы, объединившиеся с австрийцами, нанесли поражение радикальным. В общем, при Сигизмунде Люксембургском семья Йиржи из Подебрад принадлежала к умеренной партии, но после избрания королем Чехии с подачи католической партии Альбрехта V Австрийского (немецкого императора Альбрехта II), отец и сын примкнули к оппозиции, желавшей избрания Казимира Польского.

В последующей борьбе между различными группировками Йиржи, не имея 20 лет от роду, уже занял видное место в среде чашников-утраквистов. Когда после смерти Альбрехта Чехия для поддержания внутреннего порядка была разделена на округа, Йиржи из Подебрад был избран начальником Краловеградского округа, что позволило ему в 1444 г. стать единым руководителем всей утраквистской партии, а в 1452 г. добиться своего назначения наместником Чехии. В 1448 г., имея 9 000 солдат из числа бывших гуситов он практически без сопротивления занял Прагу. По смерти предыдущего короля Ладислава I (1457 г.) Йиржи из Подебрад 27 февраля 1458 г. был избран представителями аристократии новым чешским королем. Даже католическая проавстрийская партия поддержала новоизбранного короля после того, как он обеспечил религиозную свободу. Труднее ему было добиться признания в Моравии и Силезии.

Чтобы заручиться согласием папы на свою коронацию, Йиржи из Подебрад решился привлечь папскую курию обещанием содействия восстановлению в Чехии католицизма путем церковной унии. Папа Пий II не торопил чешского короля с исполнением его обещания, понимая, что для этого нужно время, и даже готов был поддержать внешнюю политику Чехии. Йиржи из Пожебрад был могущественнейшим государем своего времени и уже мечтал об императорской короне: но его заигрывание с Римом встретило открытую оппозицию в рядах утраквистов, которые заставили его в 1461 г. торжественно обязаться сохранить гуситские обряды. Тогда папа стал действовать решительнее, но вновь согласился на уступки по настоянию императора Фридриха III, обязанного Йиржи своим спасением из Венского замка и находившегося с ним в союзе против венгров.

Новый папа, Павел II, после неудавшейся попытки возобновить переговоры предал в 1461 г. Йиржи отлучению и велел проповедовать против него крестовый поход. Йиржи одержал верх над нестройными толпами крестоносцев; но, когда он поссорился и с императором, последний призвал против него бывшего близкого союзника Йиржи, венгерского короля Матьяша Корвина (Хуньяди), который в качестве исполнителя папского отлучения захватил большую часть Моравии.

В Оломоуце в 1469 г. Матьяш Корвин провозгласил себя чешским королем, заставив присягнуть себе Моравию, Силезию и Лужицы. Чтобы сохранить за собой Чехию, король решился созвать в Праге сейм, от которого потребовал избрания себе в преемники наследника польского престола с тем, чтобы собственные сыновья Йиржи наследовали только его частное имущество, и сейм повиновался. После этого Польша тотчас же стала на сторону Йиржи, с которым тогда же примирились и император и собственные католические подданные, так что и венгерский король был вынужден начать переговоры. Но еще до заключения мира с венграми Йиржи из Подебрад скончался в 1471 г. Двое его сыновей, Виктор и Гинек Мюнстбергские, впоследствии в качестве рядовых подданых предоставили свои услуги чешской короне.

Йиржи из Подебрад принадлежла идея всеевропейского христианского союза, названного «Христианской Лигой».

Ян Жижка
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B6%D0%BA%D0%B0,_%D0%AF%D0%BD
http://www.hronos.km.ru/biograf/bio_zh/zhizhka.html

Жижка Ян (ок. 1360-1424), национальный герой чешского народа, полководец. Участник Грюнвальдской битвы 1410. С 1420 первый гетман таборитов. Ввел в армии систему вагенбург.
Марксистский взгляд:

Жижка (Zizka) Ян (ок. 1360, Троцнов, Юж. Чехия, -11. 10. 1424, Пршибислав), деятель гуситского революц. движения, полководец, нац. герой чешского парода. Участвовал в Грюнвальдской битве 1410. Проявил себя в гуситском революц. движении (см. Гусит- ские войны 1419-84) против «крестовых походов» европ. феодально-католич. реакции. Первую победу Ж. одержал у Судомержа 25 марта 1420, где отступавшие от Пльзеня отряды гуситов отразили нападение превосходящих сил рыцарской конницы. После образования в 1420 воен. лагеря гуситов-Табора (ныне город ЧССР) Ж. стал одним из четырёх его гетманов. Успешно руководил обороной Витковой горы, где решился исход битвы за Прагу в июле 1420. С дек. 1420 первый гетман таборитов. Летом 1421 при осаде замка Раби был ранен и потерял зрение. В янв. 1422 разгромил крестоносцев у Немецки-Брода. После размежевания гуситов Ж. возглавил их левое крыло и основал в 1423 в Сев.-Вост. Чехии т. н. Оребитское братство в Градец-Кралове (Малый Табор). Умер от чумы в осаждённом г. Пршибислав. Руководя революц. армией, Ж. внёс большой вклад в развитие воен. искусства, создал войско с высокими боевыми качествами и железной дисциплиной, имевшее наряду с пехотой и кавалерией новые по тому времени рода войск - повозочный (ездящая пехота) и пушкарский (артиллерия). Для борьбы с тяжеловооружённой рыцарской конницей применял лёгкие пушки на повозках и особый боевой порядок (полевой табор из повозок, см. Вагенбург). Стратегия Ж. была направлена на разгром пр-ка в полевом сражении. Тактика характеризовалась смелым манёвром, умелым взаимодействием родов войск и широким использованием в бою подвижных укреплений применительно к условиям местности. Ж. разработал военный устав, в к-ром излагались правила поведения воинов в бою, на марше и на отдыхе. В честь Ж. учреждён один из высших воен. орденов ЧССР.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.
Очерк жизни и деяний

Ян Жижка родился в Южной Чехии. Происходил из семьи разорившегося чешского рыцаря. Рано проявил стремление к национальной независимости своего Отечества. К началу гуситских войн в Чехии он обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за ее пределами.

Свою первую победу войско таборитов под командованием Яна Жижки одержало в бою у Судомержа в 1420 году, где их отряд из 400 человек, отступавший от города Пльзеня, успешно отбился от 2-тысячного отряда королевской рыцарской конницы.

После образования в 1420 году военного лагеря гуситов - Табора Ян Жижка стал одним из четырех гетманов гуситов, а фактически их главным полководцем.

В том же году войско гуситов одержало свою первую значительную победу при обороне Витковой Горы, когда решался исход битвы за чешскую столицу, город Прагу. Ее восставшие жители осадили в Пражской крепости королевский гарнизон. Узнав об этом, табориты поспешили им на помощь. К Праге спешил и император Священной Римской империи Сигизмунд I, возглавивший Первый крестовый поход на гуситскую Чехию, против противников власти католической церкви. Этот поход, как и все последующие осуществлялся с благословения римского папы.

Ян Жижка во главе армии таборитов подошел к Праге намного раньше своих противников, но не стал располагать свои войска в самом городе.

Для походного лагеря Ян Жижка выбрал Виткову гору близ города, к которому она была обращена своим восточным склоном.

Победа чешских воинов у Витковой Горы над превосходящими силами крестоносцев прославила военного вождя гуситов и продемонстрировала его полководческие способности.

Свое гетманство Ян Жижка начал с реорганизации войска таборитов. Под его руководством гуситы создали постоянную армию, набиравшуюся из добровольцев. Командиры отрядов были выборными.

В 1423 году Ян Жижка разработал первый в Западной Европе воинский устав, который четко определял правила поведения воинов в бою, в походе и на отдыхе.

Армия гуситов была приучена вести боевые действия днем и ночью, в любую погоду. Согласно воинскому уставу, полевые укрепления из сцепленных между собой повозок должны были упираться в естественные препятствия и по возможности устанавливаться на высоких местах.

Гуситы в сражении обычно выжидали атаки рыцарской конницы и встречали ее огнем своей многочисленной артиллерии, пулями аркебуз и пищалей, стрелами с тупыми бронебойными наконечниками. Когда дело доходило до рукопашной схватки, то тут в бой вступали цепники и копейщики. Разбитого неприятеля гуситы преследовали и уничтожали, в то время как рыцари после выигранного сражения не преследовали бежавших врагов, а грабили убитых, раненых и пленных противников.

Гуситы успешно осаждали рыцарские замки и храбро шли на их штурм. Летом 1421 года при осаде замка Раби Ян Жижка был ранен и потерял зрение, но остался во главе гуситской армии. Он видел поле битвы глазами своих ближайших помощников и отдавал верные приказы.

В январе 1422 года гуситские войска разгромили в решающем сражении у Габра главные силы европейского католического рыцарства, участвовавшего во Втором крестовом походе.

Затем крестоносцев постигла еще одна неудача, когда они окружили походный лагерь таборитов на горе Владарь недалеко от города Жлутиц. В этом бою табориты неожиданно для врага начали атаку с вершины вместе со своими повозками. Крестоносцы в страхе обратились в бегство, опасаясь бесславной гибели под колесами несущихся на них тяжелых повозок.

В 1422 году из Великого княжества Литовского на помощь таборитам пришла дружина, состоявшая из русских, украинских и белорусских воинов. Около восьми лет они сражались бок о бок с чехами против крестоносцев.

Разгром войска крестоносцев, которым командовал Рино Спана ди Озора, у Немецкого Брода и взятие гуситами укрепленного города Немецкий Брод были настолько впечатляющи, что Третий крестовый поход в Чехию состоялся только в 1426 году.

Во время Третьего и Четвертого крестовых походов - в 1427 и в 1431 годах - гуситская армия под предводительством своих гетманов успешно отразила нападения противника, и крестоносцам пришлось уйти из пределов Чехии. Первый поход закончился для них проигранным сражением близ Тахова, где гуситами командовали Прокоп Большой и Прокоп Малый.

Четвертый крестовый поход закончился большой битвой у Домажлица. Здесь сражалась огромная армия гуситов - 50 тысяч пехоты, 5 тысяч всадников. У гуситов было около 3 тысяч повозок и более 600 различных орудий. В их рядах уже не было их незрячего полководца, но оставались обученные им гетманы.

Последним победоносным сражением чешского полководца Яна Жижки стала Малешовская битва в июне 1424 года. В этот раз противниками первого гетмана были не немецкие и иные европейские рыцари, а свои сограждане-чашники, бывшие союзники по Реформации.

Табориты привычно укрепились на вершине горы, имевшей пологие склоны. Жижка решил отдать инициативу неприятелю. Чашники первыми предприняли атаку вагенбурга таборитов на вершине горы, построившись в колонну. Когда та приблизилась к вагенбургу, Ян Жижка приказал спустить на идущих в гору атакующих чашников повозки, груженые камнями. Колонна неприятеля сразу же пришла в полное расстройство и попала под контрудар пехотинцев и всадников-таборитов. В довершение чашников обстреляли из тяжелых бомбард. Малешовская битва завершилась полной победой войска Яна Жижки.

В том же году первый гетман гуситской армии умер во время эпидемии чумы в осажденном городе-крепости Пршибиславе в центральной части Чехии. Так армия таборитов осталась без своего прославленного полководца - одно только имя которого наводило страх на крестоносцев. Достойной замены Яну Жижке в гуситской армии не нашлось. Это обстоятельство во многом и предопределило ее поражение.

Гуситские войны закончились разгромом таборитов в битве под Липанами в 1434 году и принесли Чехии в конечном итоге долгожданную государственную независимость.

Использованы материалы сайта

План
Введение
1 Истоки конфликта
2 Начало войны
2.1 Тактика гуситов и рыцарей

3 Первый крестовый поход против гуситов
4 Второй крестовый поход против гуситов
5 Гражданская война
6 Третий крестовый поход против гуситов
7 Четвертый крестовый поход против гуситов
8 Пятый крестовый поход против гуситов
9 Участие поляков и литовцев
10 Окончательный разгром
11 Мирное соглашение
12 Последствия

Введение

Гуситские войны - военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними в Богемии (современная Чехия) между 1420 и 1434 годами. По-видимому, это была первая европейская война, где широко использовалось ручное огнестрельное оружие. Гуситская пехота нанесла множество поражений более крупным армиям с тяжело вооружёнными рыцарями.

Первоначально гуситы воевали против католиков, организовавших серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренных («чашников»), примирившихся с католиками, и радикалов («таборитов»), потерпевших поражение.

1. Истоки конфликта

Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как известие о казни Яна Гуса на Констанцском соборе (6 июля 1415 года) достигло Праги. Рыцари и знать Богемии и Моравии, поддерживающие реформирование церкви, отправили в адрес Констанского собора протест (2 сентября 1415 года), известный как protestatio Bohemorum , в котором осудили казнь Гуса в сильных выражениях. Действия императора Сигизмунда, славшего угрожающие письма в Богемию, в которых он обещал утопить в крови всех виклифистов и гуситов, вызывали сильный гнев людей.

2. Начало войны

2.1. Тактика гуситов и рыцарей

Табориты создали общины, по примеру ранних христиан. Они имели общее имущество и проповедовали христианский аскетизм. У таборитов появилось новое грозное оружие - окованный железом тяжелый цеп, «молотило», один удар которого сбивал с коня рыцаря в полном вооружении. Этой же цели служили длинные копья с крюками, заимствованные у фландрских ополченцев. Обладали гуситы и огнестрельным оружием - бомбардами и аркебузами. Для неподвижной обороны и обороны на марше табориты применяли изобретенное ими сооружение из повозок - вагенбург. Низшей тактической единицей был «ваген» (повозка). В нее входило 10 человек, ездивших в одной повозке: 4 молотильщика, 1 ездовой и 5 пикинеров, лучников, арбалетчиков или аркебузиров.Войску гуситов предстояло противостоять рыцарским армиям, поэтому чтобы лучше понять цели тактических схем гуситов нужно немного сказать о тактике их противника, то есть рыцарского войска. Основу рыцарского войска и их основную ударную силу составляла тяжелая кавалерия, состоящая из плохо дисциплинированных феодалов. Она применяла тактику шока – удар по врагу на полном скаку (см. приложение рис. 4). Эта тактика была очень эффективной против пехоты, находящейся на ровной местности, кавалерия просто напросто рассевала пехоту. Пехота имела второстепенное значение. Следовательно, главной задачей тактики гуситов было противостояние вражеской кавалерии. Только согласованность и успех могли принести успех гуситам в борьбе с крестоносцами, которые были, по крайней мере, на начальном этапе лучше вооружены и подготовлены. Появилась новая тактика, которой соответствовал военный устав и вооружение. Походный боевой порядок гуситов, представлял из себя два внешних ряда повозок (боевых, артиллерийских, простых). Эней Сильвий Пиколомини говорит, что табориты образуют два фланга, в каждом два ряда повозок, внешние ряды длиннее. Передние и задние возы выступали из колонны и в случае опасности по команде гетмана, должны были свернуть в сторону, чтобы прикрыть колонну спереди и с тыла. Возы двигались на расстояние между собой, впереди шла конница в легких панцирях, которую называли готцами. Вслед за ними шел Жижка с помощниками, за ними мостари и починщики с топорами, досками и бревнами (мостари должны были оперативно чинить мосты, а починщики повозки), затем двигалась возовая колонна. Эта колонна могла достигать длинны одного километра. Управление движением колонны осуществлялось с помощью флажков. В боевой повозке имелись специальные боевые щиты, которые устанавливались между повозками, рядом с повозками шли пешие войны. Хорошо организованная боевая колонна гуситов обладала, лучшей маневриностью по сравнению с рыцарским войском. В случае боевой тревоги колонна должна была организовать замкнутую фигуру из повозок – вагенбург. Для неподвижной обороны и для обороны на марше чехи широко использовали сооружение из повозок (вагенбург) специально подготовленных для похода и боя. Хотя использование вагенбургов засвидетельствовано многократно в разных странах и в разные времена (начиная с эпохи поздней Античности), в период Гуситских войн (1419-1437 гг.) они играли совершенно особую по важности роль и применялись для решения самостоятельных и совершенно новых в тактическом плане задач. Об использование вагенбургов нам сообщают письменные и изобразительные источники. Лаврентий из Брежевой, описывая победу Яна Жижки у Судомержиц пишет: «Начался бой, табориты окружили себя возами». Об использование повозок он также упоминает, описывая бой у Ледечем и Липниц «Однако крестьяне оградили себя со всех сторон повозками и стали стрелять в них из пушек и пращей, стрелами и камнями». Вагенбург мог иметь разную форму в зависимости от ситуации. Как правило из повозок образовывалось две фигуры, одна большая внешняя и более маленькая внутренняя. Для установки вагенбурга использовалась местность наиболее выгодная для гуситов и наименее выгодная для их противника. Ян Жижка учил своих войнов действовать применительно к условиям местности, замечать и спользовать слабые стороны неприятеля. Возы скреплялись специально подготовленными цепями. Для возможности маневрировать между возами делались специальные проходы. Которые во время боя закрывались досками. Колеса, соединенных в круг возов, с наружной стороны закрывались особыми приспособлениями, а своевременно выпряженные лошадь отвадились в центр окруженного возами пространства. В середине построения. А также в промежутках между повозками помещались пушкари со своим тарасницами. Табориты часто устанавливали возовое укрепление на вершинах холмов и вообще в таких местах, где фланги и тыл были надежно защищены оврагами или водными преградами. Если имелось время, то крепость из повозок дополнительно укреплялась. Вокруг нее мог выкапываться ров, устраиваться вал либо анна могла дополнительно укрепляться бревнами. Лаврентий из Брежевой повествую о битве на Витковой Горе сообщает «все королевское войско было готово к тому, чтобы какая-нибудь его часть, в несколько тысяч человек, вышла для захвата того бревенчатого укрепления, которое было воздвигнуто капитаном Жижкой на горе близ места казни». На повозках располагались повозочные войска и артиллерия. Каждая повозка имела свой экипаж в который входили арбалетчики, стрелки из огнестрельного оружия, цепники, войны с судлицами, алебардщики и конюхи). Цепники, стрелки и войны с судлицами располагались на повозках, а алебардщики в промежутках между ними. Конница располагалась либо в лагере, либо у тыльного входа, либо вне лагеря. Приспособленные повозки и сооруженный из них вагенбург был практически неприступен для вражеской конницы. Кавалерия попросту не могла преодолеть преграду из повозок. Еще на подступах к такой крепости противник нес значительны потери от артиллерии и стрелков гуситов, так как их оружие пробивало рыцарские доспехи. Если рыцарям удавалось прорваться к повозкам их стремительный, но беспорядочный натиск разбивался о неприступное укрепление. Здесь их ожидали тяжелые боевые цепы, становившиеся в руках сильного и опытного война грозным оружием от которого не могли защитить самые лучшие рыцарские латы. Из-под возов их поражали выстрелы из огнестрельного оружия и арбалетов, удары копий. Зазевавшийся рыцарь в любой момент мог быть стянут с коня на землю под копыта лошадей или на вражескую повозку судлицами. Результата атаки возового укрепления, как правило, не приходилось долго ждать. Потерявшие силу первого натиска и обескураженные неудачей и понесенными потерями рыцари отступали. Но тут по сигналу гетмана между возами, открывались заранее подготовленные проходы, и на спину отступающего врага обрушивалась конница таборитов. Расцепив повозки, гуситы имели возможность быстро начать преследования отступающего противника. О том, что гуситы преследовали отступающего от вагенбурга врага говорит и Лаврентий из Брежевой: «Многие не могли удержаться в таком смятении, падали с высоких скал и ломали себе при этом шеи; очень многие были также убиты преследовавшими их пражанами, так что за один час пало почти 300 человек; другие были выведены с поля битвы смертельно раненными». Если опасность была устранена, то возы снова выступали в обычном походном положении, увозя раненых и добычу. В любой момент повозки снова могли превратиться из средства передвижения в надежную защиту для «войнов божьих». В бою табориты стремились поразить самого рыцаря в рукопашной схватке в то время как основным объектом поражения фламандских пикенеров и английских лучников была лошадь. Такой способ ведения полевых сражений, как показали последующие битвы, оказался достаточно удачным для войска гуситов. Но гуситы не только вели оборонительные сражения, но и сами атаковали противника. Об этом нам опять же позволяет говорить Лаврентий из Брежевой, который повествую о битве под Ледечем и Липницами, говорит «Табориты же, несмотря на то, что время было ночное, бросились вперед со своим оружием: пушками, пращами, вилами, клюками, цепами, и, производя шум цепами, пошли в атаку на неприятеля и с помощью божьей, после ожесточенной схватки, обратили его в бегство. Убив человек 20 неприятелей и выхватив у них из рук немалое количество копий и знамен, отмеченных красными крестами, они поспешно и мирно продолжали свой путь в Прагу, не встречая больше никакого сопротивления». Приэтом в данном случае атака производилась ночью. О том, что гуситы вели бой в наступление можно сделать вывод и на основании изобразительных источников. На изображении из немецкой рукописи 1450 года «Бой гуситов с крестоносцами» видно, что гуситы вне вагенбурга атакуют крестоносцев. В этой атаке гуситы идут в атаку прекрываясь большим щитом щтурмшильдом. Гуситы вооружены привычным для себя оружием цепом, моргенштерном, алебардой. Определить гуситов на этой картине можно по изображению на щите гуся пьющего из чаши и по вооружению. По изображению из Йенского кодекса «Бой гуситов с крестоносцами» можно также понять, что гуситы производили атаки. На картине изображена кавалерия гуситов атакующая пехоту и кавалерию крестоносцев. Гуситов можно определить па изображению чаши на знамени, а крестоносцев по изображению креста. Эней Сильвий Пиколомини, очевидец событий, говорит, что в атаке гуситы старались охватить фланги противника, атакуя противниками повозками расположенными полукругом. Сблизившись с противником, гуситы открывали мощный артиллерийский огонь, которые наносил противнику серьезные потери. Когда гуситы замечали расстройство в рядах противника, которое внесла артиллерия они переходили в атаку и обращали врага в бегство. Кроме полевых сражений гуситам также приходилось вести осады. При осаде гуситы использовали артиллерию, однако возможности средневековой артиллерии гуситов наглядно показала 163 дневная осада города, принадлежавшего Сигизмунду под названием Карлштейн. В силу отсутствия соответствующего опыта, не пытались концентрировать огонь максимального количества орудий на одном участке замковой стены, а напротив, стремились держать стены Карлштейна под обстрелом одновременно с разных сторон, а также накрывать его навесным огнем. Об использование артиллерии при осаде говорит Лаврентий из Брежевой «стреляя из большой пушки, которую они поставили в маленькой церкви на Травничке, проломи стену» . Исходя из этого можно сказать, что артиллерия могла принести нужный эффект при осаде крепостей. В конце главы можно сказать, что гуситы выработали тактику борьбы с рыцарским войском в наступательном и оборонительном бою, а также на походе. Если щвейцарцы для борьбы с рыцарской конницей умело использовали гористую местность, то гуситы придумали тактику, которая позволяла разбить рыцарей на равнине.

Гуситские войны – вооруженная борьба, которая велась сторонниками Яна Гуса, выступавшего за реформацию церковных порядков и против засилья немцев. Чехия входила в Священную Римскую империю.

Начало гуситского движения

Ян Гус, ученый богослов, был вызван в Констанцу, на совещание церковного собора, где был обвинен в ереси, арестован, а в 1415 году Гуса приговорили к смертной казни сожжением на костре. Множество его сторонников было возмущено смертью проповедника. Чешская шляхта с оружием в руках начала движение за освобождение от засилья папы Римского и немецких рыцарей.
В 1419 году чехи подняли восстание за освобождение от власти Габсбургов. Гуситскую армию возглавил рыцарь Ян Жижка. К началу гуситских войн он был уже опытным солдатом, участвовал в Грюнвальдской битве и в сражении при Азенкуре. Ян рано лишился одного глаза, за что получил прозвище Жижка – «одноглазый». Он создал регулярную армию, что пополнялась за счет добровольцев, а командиры (их называли гетманами) выбирались. Жижкой был разработан первый европейский военный статут. Главная сила гуситского войска - хорошо организованная пехота, конница была малочисленная и легкая. В гуситском движении имелось 2 направления: чашники с умеренными взглядами и радикальные табориты. Их так называли по наименованию возвышенности на юге страны. Чашников поддерживало дворянство и бюргерство севера Чехии. Опорой радикалов были крестьяне, их поддерживали обедневшие дворяне, бюргеры из южной части Чехии.

Гуситская армия

По образцу раннего христианства у таборитов создавали общества, имевшие единое имущество и проповедующие аскетический образ жизни. Они изобрели опасное оружие, называемое «молотилом». Оно было цепом, окованным железом, от его тяжелого толчка вооруженный всадник падал с лошади. Такую же цель преследовали, применяя продолговатую пику с крюком. У гуситов имелось на вооружении огнестрельное оружие в виде бомбард и аркебуз. Низшей тактической единицей была повозка, называвшаяся вагеном, в ее составе было 10 воинов.
Гуситы создавали укрепления из тяжелых возов, для их соединения использовали цепи и ремни. Артиллерия размещалась между возами, за ними прятались всадники и пехотинцы. Рыцарям приходилось спешиваться для атаки врага в невыгодных для себя условиях. Жижка умел побеждать даже в условиях численного преимущества врага.

Крестовые походы

Папой римским в 1420 году был предпринят крестовый поход в Чехию. Армия крестоносцев состояла из рыцарей Польши, Венгрии и немецких государств, наемников из Италии и пехоты из городов Силезии. После вступления в Кутну Гору Сигизмундом было предъявлено требование к жителям Праги о снятии осады с крепости, где оборонялись солдаты короля. Жители Праги отравили посланцев в лагерь таборитов за поддержкой. Около 9 000 воинов во главе с Жижкой пришли на помощь. 20 мая после вступления в чешскую столицу, полководец сосредоточил в своих руках руководство над армией гуситов. Армии противников встретились в решающей битве 14 июня 1420 года в местности под названием Виткова гора. Императорское войско потерпело неудачу, Чехия и Моравия оказались под контролем повстанцев.
Последующий год принес усиление противоречий в лагере чашников и таборитов. Единая армия практически перестала существовать. Сигизмунд, используя данные обстоятельства, предпринимает еще одно вторжение на чешскую территорию. Крестоносцы осадили крепость Жатец вблизи границы с венграми и были вынуждены отступить. В конце 1421 года армия Сигизмунда вступает снова в пределы Чехии и доходит до Кутной Горы, где вступает в битву с гуситским войском. Яна Жижку в очередном сражении лишали второго глаза, но ослепший полководец продолжал руководить войском. Крестоносцы завоевали местность, в начале 1422 года их постигла неудача под Габром. Гуситы, преследуя вражескую армию, дошли до Немецкого Брода. При переправе на реке Сазаве, многие воины в тяжелых доспехах проваливались под лед и тонули. Победителям достался брошенный обоз.
1423 год - время вторжения повстанцев на земли Моравии и Венгрии. На Дунае навстречу гуситам выступила многочисленная армия венгров. Жижка не рискнул ввязаться в битву, чехам пришлось отступить и возвратиться на свою территорию.
Этот неудачный поход привел к осложнению отношений среди чашников и таборитов. В июле 1424 года они встретились в противостоянии возле города Малешов. Внезапная контратака, предпринятая таборитами, привела к поражению умеренных гуситов. Со склона горы были пущены возы, в рядах чашников началась паника. Жижке удалось восстановить командование над гуситским войском. Но осенью он умирает от чумы. Достойной замены полководцу так и не нашлось. Эпидемия этой болезни способствовала ослаблению армии.
В 1425 году был организован ІІІ крестовый поход. Главная роль принадлежала австрийскому войску, которое возглавил эрцгерцог Альбрехт. Новым гетманом у повстанцев стал Ян Жижка Большой, под его командованием было нанесено поражение крестоносцам. Следующий год принес армии чехов победу при взятии города Усть-на-Лабе, захваченном саксонцами. Немцы отступили, их потери составили 4000 солдат.
В 1427 году военные действия продолжались. Состоялось 4-е вторжение католической армии, организованное курфюрстом Бранденбурга Фридрихом. Гетманы, Прокоп Большой и Малый, в это время, осуществили поход на австрийские земли и одержали победу в местечке Тахов. На протяжении 1428-1430 гг. чехи несколько раз вторгались на территорию Силезии и Саксонии. Им удалось осадить Вену, но захватить город не удалось.
1431 год – императорский сейм принял решение начать 5 поход крестоносцев против гуситского движения. Немецкие княжества выставили более чем 8-тысячную конницу, большое количество пехотинцев, на вооружении было 150 бомбард. В конце лета императорские отряды собрались у границы Чехии, командование осуществлял Фридрих Бранденбургский. Неожиданная гуситская атака привела к бегству их войско, большие трофеи достались победителям.

Завершение гуситских войн

Чехи совершили грандиозную операцию в Бранденбурге, дойдя до Кострина, портового города на побережье Балтики. Император начал переговоры с чашниками, которые были согласны признать его верховенство, возвратив льготы и согласившись на терпимое отношение к католичеству. В 1434 гуситские войны завершились, закрепив победу чашников над таборитами в сражении под Липанами. В этом бою погибли оба гетмана народных повстанцев. Правителем страны стал король - католик Владислав Люксембургский.
Гуситы одерживали победы, поскольку силы поляков, венгров, австрийцев и немцев были раздробленными. Они только формально были объединены под верховенством императора. Чехия не имела достаточно сил для захвата и удержания соседних стран, разгрома войска императора. В результате умеренным участникам гуситских войн было решено пойти на компромисс с католической церковью и императором. Так закончились военные действия, они не принесли важных результатов воющим противникам, при этом войны привели к основательным опустошениям Центральной Европы.

Причиной, спровоцировавшей народное восстание чехов, стала казнь профессора Пражского университета, проповедника, философа и религиозного реформатора – Яна Гуса. Эти события навсегда вошли в историю. Имя Яна Гуса и "Гуситские войны" стали не только знаменем военных событий тех лет, но и символом национальной освободительной борьбы чешского народа. Сам проповедник был признан одним из главных народных героев Чехии. Краткая биография Яна Гуса будет поведана читателю в статье.

Биография

Как свидетельствует краткая биография, Ян Гус родился предположительно в 1369 году на Юге Чехии, в местечке Гусинец (откуда и получил свою фамилию) в бедной крестьянской семье. Родители Гуса хотели обеспечить своим детям достойное существование, а в те времена крестьянам такую возможность давала только карьера в духовенстве. Маленького Яна отдали в школу в городе Прохатицы, в часе ходьбы от Гусинец, где он изучал грамматику, риторику, диалектику и некоторые естественные науки. В 18 лет Ян отправляется с матерью в Прагу и поступает в Пражский университет на факультет свободных искусств (факультет богословия был значительно дороже).

В 1396 году Гус получает степень магистра и остается на должности преподавателя. Главной темой своей преподавательской деятельности он избирает труды Джона Уиклифа – английского богослова и праотца движения лоллардов и протестантизма, обвиняемого Римской церковью в ереси. В учении Яна Гуса содержится критика богатства церкви и абсолютной власти Папы. Творчество Уиклифа, дискуссии о котором разворачивались на семинарах, оказало ключевое влияние на ум Гуса, переориентировав его взгляд в сторону реформаторства и критики пороков церковного руководства и клириков. В 1402 году Гус становится ректором Пражского университета и деканом факультета искусств при короле Вацлаве IV.

Начало проповедования

Как рассказывает краткая биография, Ян Гус в 1401 году получил возможность проповедовать в известной капелле – Вифлеемской часовне в Праге, вмещавшей до трех тысяч человек. Там он начал вести свои довольно резкие проповеди с критикой церкви, привлекшие внимание как толп сочувствующих прихожан, так и лидеров церковных учреждений, видевших в нем все более и более опасного оппонента.

Ян Гус, будучи человеком глубоко верующим, никогда не отрекался от лона католической церкви, считал себя ее членом и преданным служителем, но также считал своим долгом и критиковать духовенство за отход от истинного учения Христа – за ложь, разврат, привилегированность, великолепие и дистанцированность от простого народа, называя единственным источником истины только Святое Писание, ставя, таким образом, разделение между Богом и институтом церкви, незащищенной от пороков ее служителей. Он обличал прелюбодеяние, творившееся в высших архиерейских кругах, ставил под вопрос подлинность реликвий, являвшихся опорой влияния церкви. Так, он сделал смелое заявление, что «если собрать все берцовые кости святой Бригитты, то получится, что она была сороконожкой». Следуя примеру Уиклифа, Гус критиковал идею транссубстанцинации – обряда причастия, при котором хлеб и вино, употребляемые прихожанами, превращались в плоть и кровь Христа.

Идеи Гуса

Ян Гус (Jan Hus) был ярким и харизматичным проповедником, умевшим заполнять слушателями всю Вифлеемскую капеллу и проникать в сознание каждого человека до такой степени, что некоторые сбрасывали с себя украшения от стыда богатства. Индульгенции – продаваемые церковью документы об отпущении грехов, он считал пороком симонии и явным свидетельством алчности клириков (хотя сам, в студенческие годы, приобрел на последние деньги индульгенцию, что свидетельствует о глубокой последующей трансформации убеждений).

Также Ян Гус (краткая биография тому подтверждение) боролся против засилья немецкого языка, науки и богословия, выступая за превалирование чешской культуры и ведение проповедей на чешском языке, тем самым поддерживая национальное самосознание чехов и предвосхищая идею независимости от немецкой аристократии.


Трагический исход деятельности Гуса

Таким образом, идеи Гуса об отсутствии у церкви роли единоличного представителя воли Бога на земле, о развращенности и алчности духовенства, погрязшего в роскоши и не подпускающего к себе народ, в том числе и посредством непонятного для людей языка и таинства мистерий, о порочности и ложности ряда духовных практик и реликвий и культурном угнетении чешского народа сделали его одним из главных врагов Ватикана за всю историю существования Римской Католической церкви и, несмотря на лояльное к нему отношение со стороны короля Вацлава, привели к трагическому исходу.


Преследование

Начиная с 1408 года, против Гуса применяется ряд карательных мер со стороны пражского архиепископа, поддерживаемого Папой Александром V: несколько друзей Гуса были арестованы за ересь, его проповеди были запрещены, книги сжигались (в том числе был издан указ о сожжении книг Джона Уиклифа). Однако за Гуса заступились простые люди, просившие снова разрешить его проповеди, и даже часть аристократии Богемии (Южной Чехии), направлявшая в адрес Папы просьбы позволить ему и дальше оставаться проповедником. Однако эти попытки не увенчались успехом. Два года ему пришлось странствовать по Чехии, где он продолжал отстаивать идеи реформации церкви и написал свой знаменитый труд «О Церкви», в котором критиковал абсолютную власть Папы и склонность Церкви к накоплению богатств.

Суд над Яном Гусом

Трактат стал последней каплей в чаше терпения клириков, и он был вызван на церковный суд в немецкий город Констанц. Но, даже имея охранную грамоту, он не смог добраться до суда и был заточен в темницу Готлибен, откуда его вызволили только через два с половиной месяца. В конце 1414 года Ян Гус предстал перед судом, где не стал отрекаться от своих слов, даже не смотря на просьбы императора Сигизмунда I и угрозу смертной казни.


Казнь героя

6 июля 1415 года приговор был приведен в исполнение. Ян Гус был сожжен как еретик на костре на Констанцской площади вместе с Библией, которую он перевел на чешский язык. Перед собравшейся на площади толпой он запел «Иисус, сын Давидов, помилуй меня», а на попытки стражников его остановить ответил: «Я – Гусь, а после меня придет Лебедь» (предрекая тем самым приход Мартина Лютера). Позже были сожжены и вынутые мощи Джона Уиклифа.


Последствия

Смерть национального героя вызвала многочисленные акции протестов против католической церкви по всей Чехии. Люди собирались на проповеди последователей Гуса и число их сторонников повсеместно росло. В 1419 году в Праге вспыхнуло восстание гуситов: они громили монастыри и убивали священников и город оказался в их власти. Восстания вспыхнули во всех городах Чехии, что послужило началом гуситских войн. Центром восставших стал город Табор, заложенный у одноименной горы, где гуситы проводили свои проповеди.

Против еретиков-гуситов Церковь объявила крестовый поход. В 1420 году первый крестовый поход на Прагу был разгромлен армией таборитов, возглавляемой опытным воином и полководцем, национальным героем чешского народа – Яном Жижкой и вся Чехия оказалась во власти гуситов. Однако среди них начался раскол на несколько партий – таборитов, не признававших церковь вообще; сирот (последователей Жижки), признававших церковь, но отрицавших всякие компромиссы с немцами, и чашников, боровшихся за православие.

Всего против гуситов было направлено пять крестовых походов, не увенчавшихся успехом. Однако бесчисленные войны против сил всей Европы (за исключением Англии и Франции) и «межпартийные» столкновения истощили Чехию, и в 1436 году она приняла мирное соглашение на условиях императора Сигизмунда. Гуситские войны закончились.


Память и наследие

Ян Гус остался в истории как человек, под знаменами которого маленькая незаметная Чехия вошла в центральную Европу, противостоя всем силам католического истеблишмента, а сам Гус стал одной из ключевых, предшествующих церковной реформации фигур.

По сей день в Чехии его чтят как одного из главных национальных героев, способствовавших борьбе за права и идентичность чешского народа против немецкого гнета. В его честь называют музеи и улицы. А 6 июля 1915 года, на Староместской площади Праги, ему был установлен памятник, приуроченный к 500-летию со дня казни. Кроме того, с 1918 года в Чехии действует «Чехословацкая гуситская церковь», насчитывающая на сегодняшний день около 100 000 приверженцев. День сожжения Яна Гуса объявлен государственным праздником Чехии как день памяти магистра.

В 1999 году Папа Иоан Павел II выразил глубокие сожаления в связи с казнью Гуса, однако отказался канонизировать его, так как тот придерживался взглядов еретика Уиклифа.

Помимо политического, религиозного и идеологического наследия его имя почетно в филологических кругах за вклад в развитие чешского национального литературного языка, в частности, за авторство труда «Чешская орфография».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...