Человек сам себя должен воспитывать потому что. Всякий человек сам себя воспитать должен(по произведениям И

Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.

Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.

“Новые люди” - Лопухов и Кирсанов - также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он...” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.

Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Я - сам! "Каждый человек сам себя воспитать должен"

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

ЦИЦЕРОН Итак, вы решили заняться самовоспитанием! В чем его суть и каковы его задачи?

Самовоспитание - это сознательная, планомерная работа над собой, она направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личному развитию.

Прежде чем приступать к этой нелегкой работе, необходимо проанализировать черты своего характера, подумать, какие именно надо изменить, какие новые качества воспитать в себе. И только потом можно ставить перед собой практические цели самосовершенствования.

И есть первая преграда, первое препятствие - лень. Не зря говорят: "Лень - мать всех пороков". Не поддавайся соблазну сделать перерыв в работе над собой, перенести намеченное на другой день, не иди на компромисс с собой. Пусть ваше "НАДО" перейдет в "ХОЧУ", "ХОЧУ" - в "МОГУ", а "МОГУ" - в ДЕЛО. Если вы хотите, чтобы определенная манера поведения стала привычкой - упражняйтесь в этом поведении изо дня в день, систематически.

Одна из составных частей самовоспитания - самовнушение, т.е. внушение себе определенных мыслей и связанных с ними состояний. С самовнушением различной силы и глубины люди сталкиваются на каждом шагу: подавление страха перед препятствиями, преодоление чувства неуверенности, борьба с посторонними желаниями, мешающими работать, - все это в разной степени результат самовнушения. Механизм самовнушения прост: "Мне хорошо", "Я бодр", "Я спокоен" и т.д. В самовнушении основная роль принадлежит слову как средству воздействия на состояние организма.

Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном. Причем, отрицательная частица "не" в словесных формулах исключена.

При самовнушении нельзя произносить длинные монологи, но в то же время каждую фразу в разных вариациях необходимо повторять несколько раз. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно, при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то.что внушается. Не надо торопиться: после каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то, что внушается. После каждой фразы следует делать паузу.

Только соблюдая эти правила, систематически тренируясь, вы сможете овладеть навыком психологической саморегуляции и путем самовнушения сформировать у себя желаемые результаты.

Приведу формулу для самовнушения собранности и веры в свои силы, например, перед серьезным, ответственным мероприятием. Накануне вечером, перед сном, а также утром, после пробуждения, сделайте следующее самовнушение: ".Я спокоен. Я совершенно спокоен. Я готов к этому дню. Я готов к этому мероприятию. Все основные моменты продуманы. Я собран и внимателен. Я способен сосредоточиться на любом вопросе. Я хорошо подготовлен к этому мероприятию. Я верю в свои силы. Верю в свои возможности. Все хорошо. Я спокоен."

Принцип тот же: не навреди. Самовнушение бывает разным: неосознанным (пассивным) и осознанным (активным), полезным и вредным. Известны факты, когда самовнушение надолго приковывало человека к больничной кровати, делало его инвалидом, а иногда и сводило в могилу. И напротив, в ряде случаев самовнушение помогало исцелению, выздоровлению человека.

Серьезное влияние оказывает и режим дыхания. Ритмическое, спокойное полное дыхание понижает возбудимость не только дыхательного центра, но и некоторых других центров, например эмоционального. Между дыханием и эмоциональным состоянием человека есть как прямая, так и обратная связь.

Например, при волнениях и сильных эмоциональных переживаниях происходит задержка дыхания: оно становится прерывистым, и наоборот, человеку в спокойном состоянии свойственно ровное дыхание. И наоборот - ритм и глубина дыхания могут вызвать определенные эмоциональные состояния.

Чтобы успокоиться, снять мешающее волнение, установите ровное и глубокое дыхание. Не забывайте делать паузы между вдохом и выдохом. Это снимет волнение или значительно ослабит его, поможет сосредоточиться.

Помни о законах Ритма!

Все земные процессы протекают в определенном ритме. Так, например, лунный месяц, или промежуток между полнолуниями, равен 29,53 дня. В определенном ритме чередуются день и ночь, приливы и отливы. Биологическим процессам также свойственна ритмичность - повторение того или иного явления через определенные промежутки времени. Организм человека приспособился к ритмическим изменениям среды и выработал свой биологический ритм, соответствующий этим изменениям. В его работе наблюдаются как суточные, так и сезонные, годовые ритмы. Отличается определенная ритмичность и в проявлении физической, эмоциональной, интеллектуальной активности человека.

Знание этой закономерности имеет большое практическое значение. Напомню, что согласно существующему мнению в каждом цикле различают положительные и отрицательные полупериоды. Дни перехода от положительного к отрицательному полупериоду и обратно названы нулевыми, или критическими, днями. В это время активность основных функций организма значительно снижается, а значит, снижается и работоспособность человека. Иногда критические дни всех трех циклов (физической, интеллектуальной, эмоциональной активности человека) или же двух из них совпадают. Именно в эти дни люди наиболее уязвимы и предрасположены к заболеваниям, менее работоспособны.

Обнаружены и полуторачасовые цикличные изменения активности функционирования организма. Этот цикл продолжается 90-100 минут независимо от того, спите вы или работаете. А в каждом цикле можно еще выделить подъем и спад интенсивности функций. Существуют и суточные биологические ритмы. В течение суток наблюдаются не только циклическая смена сна и бодрствования, но и периоды повышенной эмоциональной возбудимости, спады настроения, а также цикличные физиологические изменения, от которых зависит, например, восприимчивость человека к лекарствам в разное время суток.

Выделяется также недельный цикл изменения активности жизненных функций организма. В течение недельного цикла заметно изменяется работоспособность, причем не только физическая, но и умственная.

Обычно в понедельник она наиболее низкая (не случайно говорят: "Понедельник - день тяжелый"), затем постепенно возрастает, а в пятницу и субботу мы наблюдаем спад работоспособности. Это значит, что организму необходим отдых.

Итак, все процессы в организме протекают ритмично. Ритм является своеобразным счетчиком времени жизни и деятельности организма - его биологическими часами. Не нужно считать эти "часы", надо использовать их с целью психологической саморегуляции.

Побереги свой внутренний режим. Наиболее четко биологический ритм проявляется в смене процессов сна и бодрствования. Если человек привык засыпать в строго определенное время, то независимо от места нахождения в это время его будет клонить ко сну. Но если волевым усилием он систематически будет заставлять себя в это время работать, вместо того чтобы спать, то может нарушиться свойственный ему биологический ритм жизнедеятельности.

Со временем станет все трудней и трудней засыпать, затем появится раздражительность, повысится утомляемость, и в конечном итоге может развиться болезнь. Если рассмотреть физическую и психическую активность человека в зависимости от суточного ритма, то можно увидеть ряд закономерностей.

Во-первых, с двух до пяти часов утра и между 13 и 14 часами дня человек наиболее слаб физически и интеллектуально. Эти данные подтверждены многими экспериментами.

Установлено, что дважды в сутки у человека падает работоспособность мышц сердца: около 13 часов и 21 часа. Поэтому не рекомендуется в это время выполнять большую физическую работу.

Между двумя и четырьмя часами ночи у человека снижается активность памяти, внимания. Одновременно в это время падает мышечная сила. К 18 часам температура нашего тела максимальна, а между часом ночи и пятью - наиболее низкая.

Биологические ритмы человека вырабатывались на протяжении миллионов лет и являются одной из форм приспособления к условиям существования. Поэтому всякие "искусственные сбои", нарушения привычных ритмов очень часто приводят к переутомлению и возникновению излишнего напряжения систем организма, а иногда и к болезни.

Особенно это заметно при нарушении суточного ритма сна и бодрствования.

Ночью человек отдыхает и накапливает запасы энергии для будущего дня. Как только он проснулся, "запускается" биологический ритм.

Есть простое правило: не ешьте много на ночь - к вечеру деятельность желудка минимальна, а ночью почти равна нулю. А утром хорошо работает не только желудок, но и голова. Поэтому важное решение принимается утром.

Наиболее подвластен нашей воле и сильнее зависит от социальных причин биологический ритм сна и бодрствования. Сон спасает человека от истощения. Человек без пищи может прожить дольше, чем без сна. Особенно необходим сон (отдых) центральной нервной системе.

И в заключении, мы хотели бы сказать, что прочитав эту статью, вы не станете сразу внимательными, собранными, спокойными и решительными. Для того чтобы научиться управлять своей психикой, необходимо время, упроство и систематические тренировки. И нам бы хотелось, чтобы эта статья помогла вам серьезно заняться самовоспитанием и научила управлять собой - концентрировать свои желания и поступки.

Желаем успехов в самосовершенствовании!

Окт 06 2015

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и поведением, идеями и др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый нигилиста в был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе «Отцы и дети», отразившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократические устремления и активно несущего в общество новые взгляды. Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм.

Базаров так определяет, что такое нигилист: «Нигилист - это , который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность к естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско-хирургической академии - «в принципы не верит, а в лягушек верит»), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в этом смысле Базаров «сам себя воспитывает»: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания.

Но говорить о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базарову нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть. Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе «Что делать?

». Это не нигилистический , это , написанное революционером-практиком, зовущее на борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман «Что делать?» был написан Чернышевским в Алексеев-ском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина. «Новые люди» - Лопухов и Кирсанов - также «воспитывают сами себя», но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе «Особенный человек».

Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе «Особенный человек» есть очень важные слова о Рахметове: «Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…» all so ch. ru 2001 2005 (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно.

Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают «воспитание самого себя» в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей. Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными.

Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни… И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Всякий человек сам себя воспитать должен(по произведениям И. С. Тургенева) . Литературные сочинения!

(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной актив­ности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни по­реформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.

Философской и общественной позицией основной части молодежи шес­тидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отра­зившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрения­ми поместного дворянства и молодого разночинского поколения, испове­дующего демократическими устремлениями и активно несущего в обще­ство новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материа­лизм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.

“Новые люди” - Лопухов и Кирсанов - также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он...” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитив­ную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому челове­ку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспита­ние самого себя” в настоящем смысле этого слова.

Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равно­душными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких лич­ностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.


Жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России. Сочинение-рецензия по рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник». Иван Алексеевич Бунин - замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, ...

Накануне 1861 года с ее нищетой, бескультурьем, невежеством. На фоне нищей, рабской и мятежной России, на фоне либерального дворянства вырисовывается могучая фигура Базарова. Образ Базарова занимает центральное место в романе. Все остальные персонажи романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его...

Отдыхая после радости труда". В своем романе Чернышевский изобразил это общество неслучайно, он хотел сказать, что такое будущее создадут новые люди, такие как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов и "особенный человек", "орел" Рахметов. Именно он "сильный и умеющий" человек, близкий к народу, ведет Россию к светлому будущему. Готовясь к общественному перевороту, к "дренажу", который должен...

нии к людям. На что нигилист отвечает: “А что ж коли он заслуживает презрения”. Евгений считает русских людей темными, с ограниченным интеллектом, но он выступает за революцию, которая должна заставить дворян трудиться и уничтожить крепостное право. Нужно отметить, что Базаров также отказывается от любви, как и Рахметов, он вообще отрицает какие-либо чувства, называя все это “романтизмом” - “ ...

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной актив-ности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни по-реформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шес-тидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе "Отцы и дети", отра-зившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрения-ми поместного дворянства и молодого разночинского поколения, испове-дующего демократическими устремлениями и активно несущего в обще-ство новые взгляды. Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материа-лизм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: "Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - "в принципы не верит, а в лягушек верит"), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров "сам себя воспитывает": поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть. Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе "Что делать?". Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман "Что делать?" был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина. "Новые люди" - Лопухов и Кирсанов - также "воспитывают сами себя", но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе "Особенный человек". Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе "Особенный человек" есть очень важные слова о Рахметове: "Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он. . . " (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитив-ную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому челове-ку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают "воспита-ние самого себя" в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей. Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равно-душными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни. . . И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких лич-ностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...