Война глазами детей. Сочинение

Факультет Юридический

РЕФЕРАТ
по дисциплине « Отечественная История»
тема: « Война глазами детей »

автор: Пархачева Ирина
учебная группа 2 , юриспруденция бакалавриат
руководитель: Снигирёв С. Ф.
Санкт-Петербург, 2011 год.
Содержание:
стр.2......................... .............................. Содержание
стр.3......................... .............................. Введение
стр. 6……………………………………... Дети в тылу
стр.12-20 …............................. ...............Дети в партизанском движении. Биографии.
стр.12-Марат Казей
стр.13- Вася Коробко
стр.14- Валя Котик
стр.15- Надя Богданова
стр. 17- Лёня Голиков
стр. 18-Зина Портнова
стр. 19- Аркадий Каманин
стр. 22............................ ........................Дети в блокадном Ленинграде

стр.26........................ ............................. Дети в концлагерях

стр. 31............................ ........................Письма детей.

стр.35........................ ............................. Вывод

стр. 38............................ ........................ Библиографический список
стр. 40............................ ......................... Приложения (фотографии)

Введение.

"Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь – и взмыли
Вражьи летчики за тучи..."
Д. Кедрин.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 65-85-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Время не стоит на месте. События Великой Отечественной войны вышли в историю, её по учебникам проходят современные школьники. В 2012 году исполняется 67 лет со для её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб на территории нашей Родины. Но война не стёрлась с людской памяти и забыть те страшные дни нельзя. Потому что война – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года страшных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.
Тогда терпели страдания и лишения все – и старые, и молодые, и солдаты, и их семьи. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, которое так внезапно прервалось, от ада бомбёжек и страшной тишины сиротства… Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.
Как же жили тогда, дети войны? Мне захотелось больше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры.
Поставила перед собой задачу, выяснить какова роль детей в годы войны, каков был их вклад в победу. Также познакомиться с биографиями и историями отдельных ребят того времени, которые проявили особое мужество, несмотря на свой юный возраст. Я остановилась именно на этой теме ещё и по причине того, что учусь в педагогическом вузе, мне также предстоит затронуть тему обучения во время войны.
Для этого определила пути достижения поставленной цели:
? работа с книгами по истории Великой Отечественной войны
? работа с ресурсами сети Интернет
? работа с авторскими книгами о людях той поры
? ознакомление с сообщениями Совинформбюро, для восстановления ситуации тех дней
? работа с документальными источниками(фото, записи из архивов)
Данная тема мне кажется очень актуальна в настоящее время так как современное поколение должно больше уделять внимания данной тематике, ведь это относительно недавние страницы нашей истории и очевидцы того времени ещё живы, хотя к большому сожалению, но наверное мы являемся последним поколением, которое видело ветеранов. В дальнейшем историю можно будет изучать лишь по книгам, а не рассказам людей того времени.

Дети в тылу.
Из утреннего сообщения Совинформбюро:“Молодёжь одного из заводов, обязались выпустить ко Дню Красной Армии машины сверх плана. Бригады сборщиков, руководимые тт. Винокуровым и Нинуа, работали, не считаясь со временем. Свое обязательство молодёжь выполнила досрочно. Сейчас собирается третья боевая машина сверх плана.»21 февраля 1942 г.

По статистике в 1941-1942 количество детей, подростков в оборонных предприятиях выросло. Если в 1940 году доля молодёжи на них составляла примерно 5%, то в 1942 – 17%, а в наркомате тяжелой промышленности 25-48,4%. Многие из них с первых дней войны выступили организаторами патриотического движения. Работать за самого себя и за товарища, который ушел на фронт- выполнять в военное время две или даже три нормы.
27 июня 1941 года газета “Правда” говорит, что около 2 тыс. московских школьников прибыли на предприятия, что бы составить замену ушедшим на фронт. В начале июля более 1,5 тыс. школьников города Томска встали за станки вместо рабочих, которые ушли в действующую армию. В нашей стране приобрело популярность движение “Молодёжь - на производство!”. Особой популярностью оно пользовалось у старшеклассников. В конце 1941 года ребята г. Горького без отрыва от школы решились помогать предприятиям лёгкой промышленности в наиболее быстром выполнении заказов фронта. После занятий они усердно выполняли работу в швейных цехах, помогали работникам обувной фабрики, брали заказы на дом и изготовляли столовые приборы, тёплые вещи, подшлемники, участвовали в пошиве военной формы солдат.
Нельзя без внимания оставить рассказ Нурулла Базетова, сталевара из завода в Верх -Исетске.
“Это было в конце 1941 года, - рассказывает Нурулла. - Завод получил срочное задание. В выполнение его включились все мастера. Получил задание и я. Взвесив свои возможности, я понял, что выполнить его не могу - не было людей. Тогда я обратился к начальнику цеха: “Или давайте людей, или же снимите задание”. Начальник цеха покосился и произнёс: “Вот тебе пополнение, обучи и приступай к делу”, - и показал на группу ребят. Передо мной стояли мальчишки - школьники, эвакуированные из Смоленска и Курска. У меня по коже мороз пошёл: дети и к мартеновской печи. Такого ещё не было. Но что оставалось делать: трое лучших металлургов ушли на фронт, а заменить их было некем, и я взял 12 мальчишек. Пришлось их учить, показывать всё до мелочей. Вначале выполняли посильную работу на подноске, а потом постепенно стал их приучать заглядывать и в печь. Многим приходилось подставлять та
буретки, ящики, чтобы могли достать до заслонки печи. Часто заходил посмотреть на пополнение начальник цеха, а однажды, посмотрев, как они тянутся к этим табуреткам к заслонкам, сказал: “Ты, Базетов, смотри, сталь варить надо, но и ребят беречь надо, смотри, чтобы не сгорели при открытии заслонки.”
В 1942 году в завод "Серп и молот" влилось более 3 тыс. юных рабочих без малейшего опыта работы. Около 100 человек из числа вчерашних школьников. Но не смотря на свой юный возраст они легко осваивали работу сталевара, перевыполняли планы, и совсем скоро о молодёжном цехе стало известно на всю страну. На протяжении 5-ти месяцев цех получал Красное знамя ГКО.
В начальный этап войны на металлургический комбинат в Магнитогорске поступило около трёх тысяч выпускников ремесленных училищ. Возраст ребят был примерно 16-18 лет, но с самых первых дней они стали самостоятельно обслуживать агрегаты, ими велась работа у доменных печей, трудились они наравне с взрослыми рабочими, участвовали в соревнованиях по планам, показывали пример героизма трудящихся. За три года войны они выплавили 1 млн. тонн стали, 580 тыс. тонн чугуна, выпустили 571 тыс. тонну проката. Только в металлургическом комбинате Кузнецка, где основную массу рабочих составляли ребята до 18-ти лет, за годы этой войны было произведено огромное количество стали, для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 52 тыс. тяжёлых танков.
По словам очевидцев, в те суровые дни можно было видеть очень много московских школьников на заводах. В серых стёганных ватных брюках, телогрейках, в больших и совсем не по размеру, ботинках на толстой подошве стояли они за станками, некоторые, совсем маленькие на специальных подставках.
Более 150 школьников в первые дни войны пришли на автозавод в городе Горьков. В. Савоськин, школьник, которому довелось работать там, рассказывает: “Мой отец одним из первых ушёл на фронт. В тот же день я отправился в отдел кадров попросил принять меня вместо отца. Мне не отказали, хотя было всего 15 лет, и направили в механосборочный цех учеником шлифовщика. Вскоре цех стал молодёжным. В нём работали бывшие школьники Дуся Мешкова, Николай Алёшин, Иван Ермаков, Александр Крюков, Николай Алёшин, Иван Демин. С ними мы создали свою бригаду. Делали стволы для миномётов. Задание было ответственное, но мы с ним справлялись”.
Бригада В. Савоськина образцово справлялась с поставленными перед ними заданиями и в 1942 году за лучшее выполнение планов была награждена переходящим Красным знаменем комитета комсомола, потом, в 1943 году знамя было оставлено ей навсегда. Важно заметить, что бригаде также дали право контролировать себя самим. Продукцию данной бригады ОТК не проверял – она всегда была наивысшего качества. Это и многое другое подчеркивает героический дух людей и желание помочь своей Родине.
29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ призвал всех учащихся СССР: работать на благо фронта, наравне с отцами, матерями, старшими братьями, сестрами. И школьники в ответ проявили участие и интерес в всех патриотических движениях, в которые были охвачены комсомольцы и молодёжь. Есть и конкретные примеры: нельзя обойти стороной подвиг Миши Ключина- 15-ти летнего школьника. Вместо школы в 1941 году он направился на завод и просил взять его на работу за станок, хотя директор завода не мог поверить, что мальчик справиться, но его взяли, как рядового рабочего. Под руководством мастера он быстро овладел профессией не хуже взрослых людей. Упорство и настойчивость помогли Дмитрию постепенно обслуживать два, а потом три станка, а затем ему доверили и комсомольско – молодёжную бригаду. Став бригадиром, он поставил цель улучшить организацию труда на заводе. И это ему успешно удалось. Упорядочив доставку инструментов к станкам, усовершенствовав перевод станков с рабочего положения на холостой ход и обратно, в результате время обработки деталей сократил в 3 раза. Совершенно по-другому была организованна работа бригады. Она стала выполнять дневные задания на 260-270%.
Производственные мастерские действовали во многих школах нашей большой страны, в них изготовляли различную продукцию, которая потом шла на оборонные предприятия. Например, в столице нашей Родины в 347 таких мастерских работало более 16 тысяч школьников. Меньше чем за год они самостоятельно произвели продукцию более чем на сорок миллионов рублей. В учебных заведениях была налажена починка шинелей и кителей, маленькие столяры изготовляли ложи, приклады для винтовок и автоматов, лыжные палки, слесари и токари – детали для мин и другие нужные заводам вещи.
Хотелось бы сказать несколько слов и о Пионерах- Героях Социалистического Труда: Пионерской дружине Турсунали Матказилова было дано задание вырастить урожай хлопка. Однако ударили заморозки и весь хлопок оказался под угрозой погибели. Пионер Матказилов организовал круглосуточное дежурство: он и его товарищи изготовили колпачки из бумаги, которыми накрыли кусты хлопчатника, и жгли костры рядом с посевами. Благодаря действиям пионеров, большую часть урожая удалось спасти.
Несмотря ни на что в годы войны школы продолжали работать и обучать детей. И какими бы не были условия, особенно в городах близких к фронту, часто в бомбоубежищах, в подвалах, в большинстве помещениях без тепла и электричества, при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. По рассказам моего прадеда, у них не было тетрадей и писали они в газетах между строчек. Когда же занятия срывались бомбёжками, то дети продолжали самостоятельно готовиться дома. Успеваемость по данным была высока, дети стремились получать знания. На каникулах дети участвовали в ремонте школ. Работа велась и на пришкольных участках, под чутким руководством учителей- биологов, выращивали картофель и другие культуры. В ряде школ по стране выращивали сахарную свеклу, которая там раньше никогда не росла; в школах города Тулы школьники вывели более 60 новых сортов вишни, яблок и груш.
Благодаря самоотверженному труду детей, подростков был внесет огромный вклад для победы. Каждый ребёнок, который из-за тягот войны не увидел детства- уже герой. Дальше я решила собрать некоторую информацию о детях, которые были партизанами.

Дети в партизанском движении. Биографии.

Марат Казей
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Вася Коробко.
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Валя Котик.
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Надя Богданова.
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Лёня Голиков.
Голиков Леонид Александрович - юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей.
Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино ныне Парфинского района Новгородской области в семье рабочего.
Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Особенно отличился при разгроме вражеских гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.
13 августа 1942 года группа разведчиков, в которой был и Лёня Голиков, в районе деревни Варница Стругокрасненского района Псковской области совершила покушение на фашистского генерал-майора инженерных войск Ричарда Виртца и захватила ценные документы, в числе которых - описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие данные разведывательного характера.
24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Дедовичского района Псковской области. Похоронен на родине - в Лукино на деревенском кладбище, где на его могиле установлен величественный памятник.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Голикову Леониду Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Герою установлены памятники в Великом Новгороде перед зданием Администрации города и в сквере около гостиницы "Волхов", а также в Москве на территории Всероссийского выставочного центра (бывшая ВДНХ). Именем Лёни Голикова названы улицы в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Аркадий Каманин.
Аркадий Каманин стал боевым лётчиком в 14 лет. Удивлению взрослых не было предела, когда к ним в корпус штурмовой авиации прислали механиком по спецоборудованию мальчишку. Придирчивые экзаменаторы убедились в хорошей подготовке механика, который до этого два года в летние каникулы работал на аэродроме. Отец Аркадия был генералом, но сын не производил впечатления "генеральского сынка". Обслуживая самолёты, он многому научился, но заветная его цель была - летать. Неоднократно он летал пассажиром на почтовом самолёте, а затем в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя на самолёте связи ПО-2, и лётчики доверяли ему управлять самолётом, набравшим высоту, и в горизонтальном полёте совершать простейшие манёвры.
Но однажды случилось непредвиденное. Удиравший от наших истребителей "Юнкерс", яростно отстреливался, и шальная пуля ранила в лицо осколками лобового стекла лётчика самолёта ПО-2, случайно оказавшегося в зоне боя. В этом же самолёте находился и Аркадий. Ему-то и передал управление самолётом лётчик, сумев переключить на него рацию. При подлёте к аэродрому навстречу ПО-2 вылетел сам командир эскадрильи. Он начал в воздухе инструктировать Аркадия. Мальчик посадил самолёт успешно. - Ему открылась дорога в небо. Через два месяца Аркадий стал пилотом. Он стал самостоятельно выполнять задания по связи. Из штаба корпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков, выполнял самые различные задания.
Пролетая однажды вдоль линии фронта, Аркадий увидел штурмовик Ил-2, который дымился на нейтральной полосе. Увидев, что из самолёта никто не появляется, Аркадий пошёл на посадку. С трудом вытащил из горящего самолёта раненного в голову осколком лётчика, который попросил его снять с самолёта фотокамеру и сообщить в часть, что задание выполнено (это был самолёт-разведчик, который должен был доставить последние сведения об обороне противника в канун намечавшегося нашего крупного наступления).
Аркадий под огнём противника перенёс в свой самолет фотокамеру, а затем вернулся за раненым летчиком. Несколько попыток втащить его в самолёт оказались безуспешными. Когда это, наконец, удалось, тот потерял сознание. Ценные разведданные были доставлены генералу Байдукову. И таких драматических эпизодов в боевой жизни Аркадия - множество. Закончил он войну в 16 лет кавалером трёх боевых орденов. В 1947 году жизнь Аркадия Каманина внезапно оборвалась. Это можно было бы считать случайностью, если не иметь ввиду трагические последствия войны для её малолетних участников. Боевые действия требуют от каждого воина невероятных, запредельных усилий, которые выдерживает не каждый взрослый. Дети "надорвали" своё здоровье на войне. Эту трагическую страницу войны никто не исследовал.

Дети в Блокадном Ленинграде.
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года)- 872 дня. И все эти дни в городе были дети. Они вместе со взрослыми переживали трагедию этого города. Детям было несомненно тяжелее чем взрослым, они не понимали всю суть происходящего полностью. Почему нужно было по звуку сирены бежать в бомбоубежище? Почему все время плачет мама? И почему почти нет еды. Но дети понимали, что в их страну, в их город и в их дом пришла большая беда. Но Город жил, сражался против захватчиков, изо всех сил, и дети и подростки принимали посильное участие в этом. Они пришли на военные заводы- работать у станков, на полях совхозов выращивали различные культуры, помогали при уходе за ранеными в отрядах партизан. Больше пяти тысяч подростков Ленинграда за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
21 ноября начала действовать «Дорога Жизни»- сначала это был конный обоз, но вскоре начали ездить и машины. Наконец Ленинград начал получать хлеб и незначительное продовольствие. Но не мало времени пришлось ждать пока порции хлеба станут больше, не 125 грамм, а хотя бы 300. Естественно, что эшелоны с продовольствием не могли восполнить все запасы продуктов и других необходимых для жизни вещей в городе. Ленинград заботился о детях, находившихся на тот момент внутри кольца. Их было около четырёхсот тысяч. Эшелоны привозили детям некоторые скромные подарки и иногда сладости. Заблота о детях стала характернейшей чертой для людей того времени.
Для старшего поколения это было сильнейшей мотивацией. Они понимали, что если не смогут отстоять город, то и не смогут спасти детей. В то же время из города старались вывести детей и матерей, но увы, всех вывезти не получилось бы, поэтому в эшелоны брали лишь тех, кто находился в самом трудном положении. Примерно двадцать тысяч солдат обслуживали « Дорогу Жизни». Героизм этих людей является одно из прекрасных страниц в нашей истории. Без этих людей город вряд ли бы выжил. Каждый из этих людей был героем.
Весна 1942. На цеха предприятий, опустивших к тому времени, приходят сотни и тысячи детей и подростков, для оказания посильной помощи городу. В 13-16 лет они не боясь трудностей смело становились за станки и выпускали снаряды и другое оружие, так необходимое для фронта. Как я уже говорила раньше, для удобства им сделали специальные подставки, так как рост детей не сравним с ростом взрослых рабочих. Очевидцы того времени вспоминают, что над рабочими местами детей были таблички, написанные ими же от руки: « Не уйду пока норму не выполню».
Все знают историю жизни Тани Савичевой, и я бы не хотела обойти эту страницу истории блокадного Ленинграда стороной. Этот блокнтоник состоит из девяти страниц. На каждой из которой - смерть близких людей. « 28 декабря 1941 года -умерла Женя. Бабушка умерла 25-ого января 1942 года, дядя Вася умер 13 апреля, мама-15 мая.» А потом идет: « Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.» Столько боли и страданий этой маленькой девочки вложено в эти строки. Люди разных возрастов и национальностей не могут сдержать слез, когда видят эти строки, написанные слабой детской рукой. Увы, судьба Тани тоже сложилась очень печально. Она была вывезена из города, но иммунитет ребёнка был настолько слаб, что она умерла вскоре от истощения и страданий, выпавших на её долю. Необыкновенно живучим оказался миф, который с конца 50-х - начала 60-х годов повторяется на страницах разных изданий из года в год. Это миф о том, что дневник Тани Савичевой в качестве обвинительного документа был представлен на Нюрнбергский процесс. Глубочайшее заблуждение, основанием которого является элементарное незнание того, что в материалах Нюрнбергского процесса имеется подробный перечень представленных на суд документов. Международный военный трибунал проходил во Дворце юстиции города Нюрнберга с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. Внимательно просмотрев сборники материалов многотомных изданий "Нюрнбергский процесс" - огромные фолианты издательства "Юридическая литература", можно познакомиться со всеми документами, доказывающими преступления нацистов, с допросами свидетелей и их показаниями, с материалами обвинения и убедиться, что дневника Тани Савичевой на процессе не было.
Как бы нам этого ни хотелось, но это так. Иначе этот блокнотик остался бы в городе Нюрнберге, в документах трибунала, а не экспонировался в Музее обороны Ленинграда с 1944 года до его передачи в Музей истории города в 1953 году. Хотя это нисколько не умаляет его значения. Строчки, выведенные обессиленной рукой ребёнка в тягостные блокадные дни, действительно стали документом потрясающей силы, каждая страничка которого - обвинение фашизма в бесчеловечных преступлениях.
И история семьи Савичевых типична для блокады. Каждую ленинградскую семью задело подобное, война не пощадила никого.
Одним из главнейших достижений стало то, что школы не прекратили свои работы. Тридцать девять школ работали и в самые холодные дни зимы. Школьные столовые старались обеспечить детей питанием. Из отчета школы 251, района Октябрьский: «55 человек из 220 учеников продолжают занятия, т. к. сказывается недостаточное питание. Смертность за декабрь-11 мальчиков, остальные лежат и школу посещать не могут. В школе учатся только девочки, но и здоровье их значительно ухудшается.» Но учебный процесс шёл несмотря на трудности. В этом и многом другом заключается огромный подвиг жителей Ленинграда в дни блокады.

Дети в концлагерях.
Очевидцы вспоминают...

Во время своих агрессивных походов фашистский вермахт не щадил даже детей. И уже никогда не будет установлено количество детей, уничтоженных или умерших в концлагерях. От них остались лишь горы маленьких ботинок и игрушек.
Первые дети попали в лагерь уже в нюне 1939 года. Это были дети цыган, которые вместе с матерями прибыли транспортом из австрийской земли Бургенланд, среди них - двух- и трехлетние. С детьми в лагерь бросали и еврейских матерей. После начала второй мировой войны матери с детьми прибывали из стран, подвергшихся фашистской оккупации, - сначала из Польши, Австрии и Чехословакии, потом - из Голландии, Бельгии, Франции и Югославии. Часто мать умирала, и ребенок оставался один. Чтобы избавиться от лишенных матерей детей, их транспортом отсылали в Бернбург или Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах...
10 июня 1942 года банды СС сровняли с землей деревню Лидице в Чехословакии. Мужчин расстреляли, большинство детей отправили в «детские приюты», где их уничтожили. Около двухсот женщин, девушек и маленьких детей - четыре поколения - в начале июля прибыли в Равенсбрюк. Самой старой женщине - прабабушке - было девяносто два года.

Для лагерного начальства дети были ненужным балластом. О них имелись особые предписания. Никто из них не смел покидать блок; появляться на Лагерштрассе они могли лишь в сопровождении блоковых или штубовых. Лагерное начальство полагало, что детям достаточно свежего воздуха, пока они стоят на утренних и вечерних аппелях. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: «Лучше следи за своим ублюдком!».
Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.
Если осиротевш
и т.д.................

Сочинение

Война — страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.

Прошедшие войны вычеркнули из жизни множество детских судеб. А ведь из этих детей могли бы вырасти смелые, благородные люди, так необходимые родине.

«Мы родом из войны», — говорят те, чьё детство пришлось на тяжелые военные годы, когда легче было умереть, чем выжить.

Гражданская война, начавшаяся в нашей стране после октябрьской революции, дала начало таким суровым явлениям, как детская беспризорность, нищета и голод. Мужчины ушли на фронт, в стране царили разруха и беспорядок, предприятия и школы не работали. Большинство детей превратилось в голодных, предоставленных самим себе, оборванцев. А многие из них стали сиротами, чьей судьбой никто не интересовался. Они увидели суровое лицо войны, заглянули в её холодные безжалостные глаза.

Правдиво и достоверно рассказывает о жизни детей в годы Великой отечественной войны книга А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Читать эту повесть очень тяжело, на глаза наворачиваются слезы. Она знакомит нас со многими детскими судьбами, искореженными войной, сиротством, нищетой и нуждой.

Детский дом из Подмосковья эвакуируют на Кавказ, подальше от войны и голода. Маленьких детдомовцев ожидают такие испытания, которые, наверное, не смог бы перенести даже взрослый.

Все дети живут одной самой заветной мечтой: поесть. «От маленькой пайки хлеба, даже с добавкой, приколотой к ней щепкой, голод не убывал. Он становился сильней». «Ох, как жрать-то охота… Хоть дверь грызи! Хоть землю мерзлую под порогом ешь!» — так вслух произносит главный герой повести Сашка Кузьменыш, один из братьев-близнецов. Одиннадцатилетние близнецы, чтобы выжить и не умереть с голоду, научились хитрить, обманывать, красть.

Ничего отрадного нет в жизни детдомовцев, несчастные и голодные бродят они по окрестностям Гудермеса, куда их привезли в поисках сытой жизни.

В конце концов, укрывшиеся в горах чеченцы нападают на детский дом. Один из братьев-близнецов Сашка погибает, зверски убитый чеченцами. Колька своими глазами видит, какой смертью умер его брат. От этого он чуть не лишился рассудка. Когда Колька везет на тележке своего мертвого брата, а потом в железном ящике под вагоном увозит его подальше от «этого проклятого Кавказа», то Сашка для него еще живой, не может его детский ум смириться с такой чудовищной потерей. Хочется крикнуть: «Почему и за что приготовила война такие нечеловеские испытания этим невинным детям?»

Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить еще много. Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на них чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких несчастных узников было замучено в таких концлагерях по всей Европе.

Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди.

Сейчас некоторые террористические организации пытаются начать религиозную войну, проводя вооруженные действия против мирного населения. Часто в них гибнут самые беззащитные — дети. Таким примером был захват средней школы в г. Беслане, когда погибло более трехсот человек. Репортажи из захваченной бандитами школы невозможно было смотреть и слушать без сострадания, над детьми буквально издевались. Хочется спросить у этих террористов: «Почему вы обрекли на страдания стольких детей, зачем вы их расстреливали и убивали?». Так и мы, и все наше поколение заглянули в чудовищные глаза войны.

Много детских жизней унесли войны, но в нашей памяти эти маленькие люди навсегда останутся юными, веселыми и задорными. Их романтические мечты о путешествиях, полетах, открытиях не сбылись, потому что слишком рано оборвались их жизни. Все, к чему они стремились, что снилось им в счастливых снах, они оставили нам… Мы тоже мечтаем о хорошем будущем, о больших и малых победах, но твердо верим, что эти победы должны быть только мирными. Пусть больше никогда на Земле не будет войн.


Война - жестокая борьба государств, из-за которой погибают миллионы невинных жизней. Прошло более семидесяти лет с окончания Великой Отечественной войны. Эта война стала самой кровопролитной в мировой истории. Она затронула все слои населения от бедных до богатых, от мужчин до женщин и детей. Война - это самое ужасное, что может произойти со страной и людьми, это поистине страшно и пугающе. В это время самыми беззащитными оказываются дети. Их психика разрушаются на глазах.

По соседству с нами живёт пожилая женщина, когда началась Великая Отечественная война, ей было всего девять лет. Она рассказала много историй о этой войне и абсолютно каждый рассказ берет за душу. Наворачиваются слёзы, когда она рассказывает о сильном голоде, от которого умирали тысячи человек и о расстрелах людей на улице.

Также эта тема поднимается в рассказе Михаила Александровича Шолохова "Судьба человека ".

Нам повествуют о сложной судьбе Андрея Соколова - водитель, который отправился на войну, а по возвращению узнал, что вся его семья погибла при бомбежке и о маленьком мальчике, который потерял своих родителей. Найдя мальчика, Андрей забирает его к себе и заменяет ему отца. Этот рассказ основан на реальных событиях. Гуляя в парке, Шолохов встретил пожилого мужчину, который поведал ему свою историю.

Многие детские мечты не сбылись из-за оборванных жизней. Во время этой страшной войны ушли тысячи детских жизней. Я считаю, что нам важно помнить погибших на войне и не допустить возникновения новой войны.

Обновлено: 2018-09-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 28

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

(ГБОУ ООШ № 28 г. Сызрани)

Сочинение

«Война глазами детей»

Выполнил: Савин Кирилл,

ученик 4 класса

ГБОУ ООШ № 28 г.Сызрани

Возраст-10 лет

Контактная информация:

г.Сызрань,

ул.Коммунистическая,д.18 ,кв.9.

Тел.педагога 89277917282

Руководитель работы:

Ставропольцева Антонина Владимировна

Учитель начальных классов

г. Сызрань, 2015г.

Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, а у кого-то это даже прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, во время Великой Отечественной войны им пришлось трудно. Их лучшие, детские годы пришлись на времена горя и лишений. Современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов - таким запомнилось детство тем, кто рос на оккупированной фашистами территории. А тем, кто жил в тылу, запомнились воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети тогда потеряли своих пап, а иногда даже мам и других близких людей на войне.

Ветеранов той войны с каждым днём становится всё меньше и существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне. Сохранить историческую память о подвиге советского народа могут не только ветераны, но и те люди, которые в то время были детьми и подростками. Дети войны уже стали пожилыми людьми.

Достоянием истории война станет только тогда, когда из жизни уйдут дети войны, те, чей возраст сегодня старше 70 лет.

В нашей школе есть такие люди, в чьей памяти еще живы воспоминания о тех страшных днях. Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломится, не ожесточиться, стать достойными людьми?

С некоторыми встретились лично, а чьи то воспоминания записали со слов их родственников. Эти встречи мы назвали « Босоногий батальон»

Вакарчук Михаил Федорович « Когда началась война, мне было 6 лет. Отца забрали на фронт и я остался единственным мужчиной в семье. На меня легла вся забота о младших и домашнем хозяйстве. Еды катастрофически не хватало. За нашей деревней было кукурузное поле. Однажды мы с друзьями пошли за кукурузой, чтобы добыть для своих семей хоть какой-нибудь еды. В этот момент нас поймал полицай, чтобы наказать. Он достал кнут и начал нас бить. Полицай надеялся, что это отпугнет нас, и мы больше никогда не будем появляться на этом поле. Но нам очень хотелось есть и поэтому мы появлялись там вновь и вновь ».

Мизонова Галина Борисовна

« Когда началась война, мне было 3 года. Отец мой погиб в первые годы войны. Мама умерла от горя. Меня отправили в детский дом. Там я и воспитывалась. Кормили нас по тем меркам хорошо. Местные жители снабжали продуктами со своих огородов. Мы - малыши, каждый день слушали радио. Воспитатели жалели нас и отдавали всю теплоту и любовь. Помню праздник День Победы. Все кричали, радовались, пели песни. А я плакала – ведь знала, что я –сирота.»

Попкова Ольга Сергеевна «Когда началась война, мы с семьёй жили в Куйбышеве. Куйбышев в то время был запасной столицей. Отца забрали на фронт. Мама работала медиком. Чтобы прокормить нас, она обменивала спирт на хлеб. Страх голода заставлял меня прятать кусочки хлеба под подушку, чтобы было что покушать на следующий день. Этот хлеб, для нас детей, казался слаще любых конфет. В детском саду мы как взрослые разучили песню «Вставай страна огромная» и не проходило дня, чтобы мы не пели этой песни».

Иванов Геннадий Антонович : « О самом дне 22 июня 1941 года у меня каких-либо впечатлений не осталось. В маленькую деревню без радио и телевидения информация даже очень важная приходит с опозданием. В моей памяти первыми впечатлениями о войне стали требования старших ребят прятаться под деревья при звуках двигателя самолёта. Дом наш, как и большинство дворов деревни, сгорел в 1941 году, в период отступления наших войск. Наши детские забавы до осени 1943 мало чем отличались от тех, что были до войны, разве что игрушками чаще были патроны, гильзы от снарядов. С питанием особых проблем в деревне не было, не шиковали, но и голодными не были. Осенью 1943 года немцы переписали всё население деревни по отдельным спискам: семьи с малолетними детьми и стариками и без них. Так я попал в Латвию, в город Добеле, здесь наша семья стала работать на хозяина богатого хутора. В 8 лет я стал пастухом: 13 коров и около 40 овец».

Цыцарева Александра Мироновна «Когда началась война, мне было 13 лет. Семья была большая. Отца забрали на фронт. Учиться в школе мне было некогда. Меня посадили на трактор и стали обучать, в селе то остались женщины да дети. Всё, что выращивали, отправляли на фронт. Нам приходилось, есть щи из крапивы, ели даже жёлуди. Картошку ели с кожурой. Спать приходилось мало, иногда засыпала прямо за рулём. В колхозе была скотина. Так мы с подругами по ночам ходили и рубили молодые кусты. Этим кормили коров и телят. За войну я повзрослела, а учиться так и не пришлось. С войны отец пришёл весь израненный и больной. Работать не мог. Мне пришлось идти работать в шахту мотористкой. Нелёгкая судьба мне выдалась»

Будем откровенны, мы очень мало сегодня знаем об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше. СМИ планомерно уничтожают нашу способность мыслить и сопереживать, загружают наш мозг не нужной и пустой информацией. Мы разучились чувствовать и проживаем от уровня к уровню в новой компьютерной игре. Виртуальное заслонило реальный мир, поэтому нужно и важно хранить память Великой победы, с уважением и заботой относится к тем, кто об этих событиях знает и помнит не понаслышке. На примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа мы сможем воспитать в себе ценность жизни, семьи, уважение к ближнему. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и аморальное поведение молодого поколения, многие говорят: « Время такое!». Общение с людьми того времени дало мне возможность понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...