Земля наш общий дом нужны. Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Земля — наш общий дом»

Нина Панарина
Конспект занятия «Земля-наш общий дом»

Цели : Показать Землю как общий дом для всех людей и всех животных существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей нашего общего дома.

Задачи : формировать умения вникать в сущность явлений, выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видеть то, что не изображено на картине, учить делать самостоятельно выводы;

Методические приемы :

Сочетание разнообразных средств– рассматривание иллюстраций и картин, слушание музыки и последующая изобразительная деятельность, элементы творчества;

Доброжелательный настрой;

Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы;

Стимуляция детской любознательности;

Предшествующая работа :

занятие по программе – «Я и мир вокруг меня» ,

Дидактические игры – «Исправь ошибку» ,

«Расселение животных на Земле »

«Найди ошибку в рассказе»

Экскурсия в зону отдыха

Беседа о «Красной книге»

Беседа–«что значит беречь Землю и чем можно помочь ей»

Практическая деятельность (опыт, изо, ручной труд – коллективная работа «С днем рождения Земли (сотр. с Рязановой Т. А.)

Сочиняем сказку – «Медведь в лесу»

Ход занятия:

Детям предлагается для рассматривания выставка картин, иллюстраций с изображением пейзажей, цветов, зверей, людей.

Воспитатель : Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыб; он разнообразный и неповторимый. У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

На земле произрастает множество разных растений и проживают разные животные. И, конечно же, по всей планете живут люди, люди разных рас. И очень интересно, что такие люди живут на Земле .

А как можно назвать наш общий дом ? (Земля ) Посмотрите, глобус, это макет нашей планеты Земля . Глобус придумали и сделали люди. Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля ? Есть ли на ней суша? Много ли на нашей планете воды?

Вот мы с вами на лугу, Земля похожа на большой красивый ковер. Среди травы слышно стрекотание насекомых, а над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы. А теперь пройдемся по лесу (картина) . Тут и мощный дуб и стройная ель, и кудрявая береза. В лесу слышны голоса птиц (муз. сопровождение) . Здесь живут сотни всевозможных видов зверей. Здесь свой большой лесной мир!

А вот и река (картина, муз. сопровождение) . Она плавно несет свои воды. Как в ней приятно искупаться, половить рыбку, покататься на лодке! А сколько в ней разных рыбок, лягушек, водяных жуков!

В реке тоже своя жизнь, свой мир!

А как красивы горы, уходящие своими вершинами высоко в облака!

Богат и разнообразен мир!

Наша планета Земля – самая красивая из всех планет. Только на земле есть жизнь , многообразие природы : небо, солнце, луна, звезды, горы, реки, моря, деревья, рыбы и конечно, мы с вами, то есть люди.

Есть на свете огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме ты

И все твои друзья

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем,

Природою родной земли

Зовется этот дом.

(классическая музыка) .

Ребята, а сможет человек живет на Земле один ? Без птиц, без животных…. Конечно, нет! Хотя человек на Земле это самое разумное существо. Он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Из-за того, что человек сильнее, он стал причиной гибели природы : загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных, птиц. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля . Ведь этот мир создан для каждого из нас. Поэтому, мы ребята, должны любить этот мир, любить нашу планету Земля .

Игра «Засели планету» .

На ватмане зарисовка, разрезанная на пазлы по количеству детей. Дети закрашивают, соединяют, затем «заселяют» по типу аппликации животных и птиц, рыб и людей. Рассматриваем, даем название. Встали вкруг за руки (наша планета круглая) . Если поссорились (пример) нарушилась часть планеты.

Мы, ребята, должны любить этот мир, нашу планету Земля . А для это мы должны дружить, не ссориться.

Продолжительность вечера - 45 минут.

Место проведения: актовый зал.

Оформление: на сцене и стенах зала размещены стенгазеты, плакаты, афоризмы, призывающие беречь природу; музыка (по выбору организаторов вечера).

Оборудование: столы для членов жюри и участников конкурсов.

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, окружающими его, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.

Уничтожение природы продолжается и сейчас. При этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех; кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом. И когда слышишь: человек – царь природы, спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев – человек?».

Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено охране природы. Все человечество тревожат данные ученых-исследователей об ухудшении экологической обстановки на земном шаре. Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас.

Мы должны стараться постигать тайны природы. Давайте получше узнаем окружающий мир, а узнав – по-настоящему полюбим его, а полюбив – будем беречь.

Этой цели посвящен наш сегодняшний экологический вечер. В нем принимают участие 3 команды по 5 участников в каждой, а также зрители-болельщики. (Ведущий представляет команды, членов жюри и учеников, помогающих вести вечер, зачитывает условия оценки членами жюри конкурсных заданий).

Вниманию команд предлагается I конкурс – экологический тест. Каждая команда должна ответить на вопросы теста в течении 10 минут и сдать его в судейскую коллегию. Пока участники выполняют задания, проведем игру со зрителями. Заработанные очки за правильные ответы болельщики зачисляют в актив своей команды.

Итак, игра « Поле чудес».

Задание 1. «Охрана окружающей природы».

Назовите слово из 8 букв, которое отражает следующее определение: «Территории, на которых охраняются отдельные природные компоненты».

(Ответ: заказник)

Задание 2.

Кому принадлежит следующее высказывание: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!» Назовите фамилию замечательного писателя, большого любителя природы, состоящую из 7 букв.

(Ответ: Пришвин)

Помните, наша Родина, ее процветание зависит от каждого из нас.

1-ый ученик:

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба,

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

2-ой ученик:

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух.

Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет – фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый пакет.

3-ий ученик:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!» Так говорил о воде известный французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери. К сожалению, состояние воды вызывает большую тревогу не только ученых, но всех людей нашей Земли.

Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся непригодными для питья подземные источники, потому что «передовой» метод добычи нефти в Башкирии (закачка соленой воды в нефтяные пласты с целью повышения нефтеотдачи) привел к уничтожению многих чистых родников. Загрязнителями воды являются и химзаводы, и животноводческие фермы, и несанкционированные городские свалки, которые появляются в любом месте, а также у водоемов.

Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности: в настоящее время в наших водопроводах выделено более 2100 различных видов загрязнений (включая бактерии и вирусы), вызывающие серьезные болезни.

Одна из гениальных русских пословиц гласит: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться», которой россияне следовали на протяжении многих веков, и которая, к величайшему сожалению, нами напрочь забыта и игнорируется.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода!

1-ый ученик:

Не может человек прожить без чистого воздуха. В настоящее время он не соответствует норме в 187 городах России, в которых проживают 65,4 миллиона человек. В атмосфере присутствует химический коктейль из взвешенных веществ: диоксида азота, бензопирена, формальдегида, фенола, фторид водорода, этилбензола и многих других компонентов, вызывающих заболевания дыхательной и нервной систем, ослабление памяти и онкологические заболевания. Такова неутешительная картина на сегодняшний день в 66 городах, где максимальные концентрации превышают 10 ПДК.

Ведущий (обращается к командам):

Время, отведенное на экологический тест, закончено, пожалуйста, передайте ответы в жюри. Переходим ко II конкурсу «Что мы знаем об охране окружающей среды». (Командам раздаются карточки, на которых написаны задания).

Задание 1. К определению левого столбика подберите понятие из правого и напишите ответы парами цифр (например, 1 – 1 и т. д.)

(Ответы: 1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 1)

Задание 2. Какие законы приняты в России, Башкортостане (или своем регионе) об охране окружающей среды?

Задание 3. Назвать международные экологические даты, акции, призывающие людей Земли обратить внимание на глобальные проблемы.

Ответы: Акции:

Пока команды выполняют эти задания, вновь игра со зрителями. (Помощники ведущего задают болельщикам вопросы на темы: заповедники и памятники природы, экологические проблемы, поднимаемые в народном творчестве и другие).

Команды сдали свои ответы членам жюри и готовы участвовать в следующем конкурсе «Знатоки устного народного творчества». Этот конкурс состоит из 3-х заданий (командам раздаются карточки с заданиями):

1. Прочитав перевертыш, отгадайте пословицу. Например, перевертыш: «Слон хвоста не затупит», отгаданная пословица: «Комар носа не подточит».

2. Назовите 3 пословицы, поговорки о природе.

3. Изобразите пантомимой пословицу так, чтобы зрители отгадали ее. За верно угаданную пословицу команда получает 3 балла.

Пока команды готовятся, мы хотим сделать сообщение о том, что недавно был проведен городской конкурс творческих работ по теме «Экология природы – экология души». Наши ученики приняли в нем участие. Вот что написала в своем сочинении ученица 11 Б класса Романова Марина: «Вся природа: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона – все это принадлежит всем нам. Мы хозяева лесов, речек, прудов – всего живого, прекрасного украшения земли. Но если мы хозяева, то, конечно же, и защитники, потому что нельзя не платить за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных цветов – все это удар по запасам природных богатств. А ведь они не безграничны.

Нужно помнить, что каждое дерево – это наше дыхание, а значит, здоровье. Каждый должен осознать простую истину: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе, делаем нашу жизнь серой и унылой».

1-й ученик:

Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако, порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды: гибнут легкие планеты – леса. Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 миллионов га лесов, 80 % лесных пожаров происходит по вине человека. Гибнут звери и птицы. Исчезли с лица Земли лесные слоны, носороги, саблезубый тигр, мамонт и другие. По данным Международного Союза охраны природы с 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих: птица моа (Новая Зеландия), дронт (о.Маврикий в Индийском океане), бескрылая гагарка (Исландия) и другие, тарпан (дикая лошадь), зебра квагга, сумчатый волк, морская корова Стеллера и много других.

Ребята! Многие писатели и поэты пишут о природе. Она поражает нас своим богатством и великолепием.

Уникален и наш башкирский край. Мы гордимся древним Уралом, его лесами, озерами, реками, водопадами. Увидеть эту красоту мы можем, соприкоснувшись с природой. «Жизнь прекрасна потому, - как сказал Н.М.Пржевальский, - что можно путешествовать». Есть все возможности совершать увлекательнейшие походы по своему родному краю. Путешествуйте, узнавайте мир вокруг вас, любите и берегите природу!

3- й ученик:

Нам лучше мокнуть под дождем,

Чем в душной комнате томиться.

Так пусть вперед зовет нас гром

И пусть нам молния светится.

Теперь слово участникам III конкурса. (Участники угадывают пословицы по предложенным перевертышам, называют поговорки о природе, изображают пантомимой пословицы).

Призывом «Спасем нашу Землю» заканчивается последний, IV конкурс соревнующихся команд. В качестве домашнего задания было предложено нарисовать экологический плакат, который участники должны защитить перед зрителями и жюри. Члены жюри учитывают актуальность выдвинутой проблемы, содержательность, эмоциональность выступления. На защиту плаката каждой команде дается 1 минута, (Один представитель команды поднимается на сцену к своему плакату, который является оформлением сцены).

Ребята! Сегодня на экологическом вечере мы узнали, как важно сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Мы должны быть патриотами своего Отечества. (Ученики, помогающие ведущему, призывают всех участников вечера беречь природу и предлагают высказать свои предложения по улучшению окружающей среды своего города).

В конце мероприятия ведущий предоставляет слово судейской коллегии. Жюри подводит итоги всех конкурсов, объявляется победитель, участникам вручаются памятные призы.

Вечер заканчивается коллективным исполнением песни о природе, о башкирской красавице реке Белой в сопровождении гитары (автор В.Мамаев):

От заката до восхода

Вьется дым от теплохода,

А река буруном белым

И названье реки Белая.

С другом мы идем в походы,

В лоно, так сказать, природы,

Но до этого нет дела

У реки с названьем Белая.

Белое устье Белой реки,

Белое облако, белые стихи,

Белые чайки белы и легки –

Белая речка, Белая.

Белое утро Белой реки,

Белый платок смуглой руки,

Белые волны, как островки –

Белая речка, Белая.

С другом мы навек бродяги,

Горожане-доходяги,

Лагерь с ним рукой умелой

Разобьем у речки Белой.

От костра так пахнет летом,

Горьким медом, сладким цветом,

Дым девчонкой в платье белом

Уплывает над речкой Белой.

Утром встанешь рано-рано

И по пояс по туману

Побежишь, как угорелый

Искупаться в речке Белой,

А река как мать родная,

Молоком парным встречая,

Обжигая, нас согреет

И белеет, и белеет.

Лариса Афанасьевна Жмуйдецкая

Конспект интегрированного занятия

«Земля- наш общий дом » в подготовительной группе

Жмуйдецкая Л. А. МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» . Апрель2017г.

Цель : формировать понятие о себе как о жителе планета Земля и понимания необходимости охраны окружающей среды.

Задачи :

Обучающие : учить осознавать своеобразие и неповторимость каждого живого существа на Земле ; учить детей делать выводы, анализировать,

упражнять в подборе прилагательных к существительным, построении распространённых высказываний на основе собственных умозаключений

закреплять правила поведения людей в природе; Активизировать речь : глобус, планета Земля , заповедник, суша, живая и неживая природа.

Развивающие : - развивать у детей познавательный интерес к природе, закрепить понятие, что мы люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо : вода, солнце, воздух. Развивать воображение, образное мышление, внимание, зрительно-моторную координацию. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции) .

Воспитательные : Воспитывать у детей желание охранять природу родного края.

Предварительная работа

Рассматривание презентации «Планета – Земля » , иллюстраций из альбома о природе, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Материал :

Подбор иллюстрированного материала к теме; тематическая презентация Power Point; цветные карандаши, восковые мелки, краски.

Вводная часть : - Отгадайте загадку : НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды, в нём от скуки волком воет злой зелёный/Гуманоид/.

Педагог : Злой Гуманоид, у которого было плохое настроение заколдовал своих друзей и прислал письмо.

«Здравствуйте, ребята с планеты Земля , пишет Вам житель далёкой планеты. На моей планете нет животных, птиц, деревьев, цветов и вся моя планета какая- то серо-коричневая, но я всё равно люблю свою планету. Я, слышал, что на вашей планете есть деревья, животные, птицы и очень красивые цветы и многое другое. Расскажите и нарисуйте мне пожалуйста картинки о том, что есть на вашей планете, тогда я расколдую своих друзей. Буду ждать от Вас письмо с рисунками».

Ну, что ребята, как будем спасать жителей далёкой планеты от злого гуманоида.

Основная часть :

Педагог : Ребята, у каждого человека есть свой дом. И у каждого животного есть свой дом, и у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

Ребята, а как можно назвать наш общий дом ? (Земля ) .

Воспитатель : В старину наши предки Землю матушкой , кормилицей называли и говорили : «Земля заботу любит . Накорми Землю- она накормит тебя . Без хозяина Земля-круглая сирота

Почему так говорили? /рассуждения детей/

Что было бы, если бы на нашей Земле не стало деревьев и цветов? (Погибли бы животные, человек.)

Земля наша богата и животным миром. Животный мир очень разнообразен.

Дидактическая игра «Назови одним словом» .

Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые.)

Карась, хек, окунь, треска. (Рыбы.)

Голубь, снегирь, синица, дятел. (Птицы.)

Волк, слон, собака, лось. (Звери.)

Где живут животные? (На суше- в лесу, в поле, в горах, в песках, в земле , в реке, на дне водоёмов, рядом с человеком.)

Да, ребята и все животные полезны и нужны на Земле .

Птицы уничтожают вредителей леса, полей. Животные кормят нас.

Что правильнее – жизнь животных на воле или в неволе?

Животные должны жить на воле, они приспособлены к жизни в тех условиях, где появились на свет. Держать в неволе животных нельзя, это равносильно, что человека посадить в клетку. Домашние животные приспособились к существованию рядом с человеком.

Физминутка : «Общий дом » стихотворение В. Орловой

Под одною голубою общей крышей мы живём. / дети встают в большой круг

Дом под крышей голубой /показывают домик над головой/

И просторный, и большой /руки разводят в стороны/

Дом кружится возле Солнца /кружатся вокруг себя/

Чтобы было там тепло /подскоки на месте/

Чтобы каждое оконце, осветить оно могло/ описывают руками круг/

Чтобы жили мы на свете, не пугаясь, не грозя /закрыть лицо ладошками/

Как хорошие соседи или добрые друзья /обнимашки/

Воспитатель : Ребята, посмотрите на нашу планету - на наш общий дом , можно много красивых слов подобрать, описывая нашу Землю . Давайте встанем в круг и подберём слова, какая наша Земля . / Передавая мяч дети называют прилагательное – красивая, зелёная и т. д. /

Педагог : Наша планета действительно очень красивая. Даже думать не хочется, что эта красота может исчезнуть навсегда. Как вы думаете, могут ли люди нанести вред нашей планете? /ответы детей/.

Педагог : Ребята, я уверена, что вы не допустите этого и сейчас и в будущем сделаете всё, чтобы наша планета оставалась красивым и цветущим домом.

Ребята, а как мы с вами можем помочь своей планете остаться красивой и щедрой, как сохранить её жизнь? /ответы детей/

Воспитатель : Хорошо, вы много знаете о том, кто живёт и что растёт на нашей Земле .

А сейчас мы с вами подготовим разные рисунки для Гуманоида.

Творческая работа детей.

Заключительная часть :

В конце занятия дети рассматривают свои работы.

Педагог : Я думаю, Гуманоиду очень понравятся ваши рисунки. Вы изобразили, красоту Земли и он освободит своих друзей, а сам станет добрее. Педагог даёт оценку работы ребят на занятии .

Дети, берегите наш дом – Земля ! Человек очень сильно зависит от природы, а потому её нужно беречь!

Список литературы : Е. Л. Кощеева, Л. А. Хамидуллина, В. В. Прохорова «Путешествия в мир природы» , Москва, 2009.

Л. М. Потапова «Детям о природе –экология в играх» , Ярославль, 2000.

М. Х. Левитман «Экология-предмет : интересно или нет?» , Санкт-Петербург «Союз» , 2001.

Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки. Экология для малышей» , Москва, 2002.

Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва,2008.

Л. П. Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии» , Минск, 2002.



Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Земля - наш общий дом». Подготовительная группа Образовательная область: Познавательное развитие. Программное содержание: - Образовательные: 1. Расширять представления детей о планете.

Конспект НОД для средней группы «Земля - наш общий дом!» «Земля – наш общий дом» в ДОУ Актуальность Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Земля - наш общий дом!» Цель: Создать условия для формирования представлений детей о планете Земля. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

«Земля - наш общий дом». Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Земля – наш общий дом"Цели занятия: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнение и расширение представления детей о том, что Земля – наш.

Я речь свою веду о том, Что вся Земля – наш общий дом, Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том веду я речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля. Р. Рождественский

Земля... Как много значит это слово для каждого из нас. Земля – это и планета Солнечной системы, и место, где мы живем, это наша кормилица и мать, которая нас одевает и обувает, кормит и поит, это наш общий дом, в котором мы живем. Человечество давно освоило Землю, воздушное и водное пространство. В космос запускаются спутники, оснащенные специальным оборудованием для установления контакта с жителями иных цивилизаций. Во Вселенной бессчетное количество звезд, планет, галактик, и наша Солнечная система всего лишь капля в гигантском океане Мироздания.

Но фотографии, сделанные со спутников, показали, что ни на одной планете в нашей Солнечной системе нет условий для жизни. Земля – единственная и неповторимая, данная нам свыше. Испокон века обороняли эту землю наши предки, берегли ее как ценнейшее сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А когда брали от природы ее дары, люди понимали, что этих щедрот будет значительно больше, если они будут беречь природу. Нерациональное же использование земли приводит к уничтожению флоры и фауны. На Земле образуются пустыни, заболачиваются реки, исчезают родники и озёра, страдают животные и птицы. Почему это происходит? Думаю, главная причина в том, что некогда человек провозгласил себя «царём природы». Да, конечно, люди стали сильнее природы: перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами природа устоять не может.

Выстроенная на Земле цивилизация, вступила в непреодолимое противоречие с природой. Ежегодно вырубаются огромные лесные массивы, загрязняются водоёмы, уничтожаются редкие виды животных и растений. Порой складывается впечатление, что люди ведут тотальную войну с природой. На самом деле это война с самим собой. Увлечённые удовлетворением своих потребностей, мы начинаем забывать о том, что человек не царь природы, а составная ее часть, что Земля – наш общий дом, и о нём нужно заботиться, как о своей крепости. Человек на Земле – старший по разуму и по старшинству, ему отведена иная роль. Он должен быть рачительным хозяином и помнить обо всех, кто живём в его огромном доме – планете по имени Земля. Но многие ли думают так? Для большинства дом ограничивается пределами своей квартиры, дачи. Немногие из людей назовут среди важнейших жизненных ценностей чистый воздух и воду.

Большинство просто не думают о них, считая чем-то, безусловно, полагающимся человеку, незыблемым, неистребимым. А часто ли кто-нибудь из нас задумывается: надолго ли хватит земных ресурсов при таком их беспорядочном и интенсивном использовании? Каждый думает примерно так: «На мой век хватит!» Поэтому от природы, как от слуги, требуют абсолютного служения и подчинения, не спрашивая, согласна ли она играть такую роль. Бережное отношение должно распространяться и на сохранение ресурсов, и на воду, и на воздух. Пора остановиться, прекратить самоистребление. Нам нужно понять, что абсолютно от каждого человека зависит судьба нашего общего дома под названием планета Земля.

Светлана Акчева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Земля - наш общий дом».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

«Земля – наш общий дом » .

Подготовила : воспитатель

Акчева С. А.

город Уфа

Цели :

1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар , большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша , где живут люди.

2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля , с условными обозначениями суши , воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.

3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь .

4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю .

5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

6. Развивать воображение , ассоциативное и творческое мышление.

7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование :

Ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация Power Point со слайдами

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье» ).

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство! (слайд № 2)

Дети. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи (слайды №3-9)

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Педагог. Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой , богатыми недрами. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом . Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название :

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля .

Дети. А в народе ещё так говорят : «Никого не родила, а все матушкой зовут» .

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля ?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг (слайд № 10)

Дети. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца , словно, самолетик вокруг башенки . Да ещё и сама вращается вокруг своей оси , крутится, как волчок, только медленно (слайд № 11)

А теперь давайте поиграем.

Игра называется «День – ночь» , правила игры вы знаете.

(Дети встают в круг. Педагог выбирает ребенка – «солнце»

Остальные дети изображают планету Земля .

Дети поворачиваются вокруг себя и вращаются по кругу.

По сигналу педагога дети останавливаются. Педагог спрашивает :

«У кого сейчас день?» , «У кого сейчас ночь?» .

Дети садятся на стулья.

Дети. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет (слайд № 12)

Педагог. А как вы узнали, что это Земля ?

Дети. Наша планета голубого цвета (слайд № 13) .

Педагог. Почему она голубая?

Дети. На Земле много воды .

Дети. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь ?

Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог. Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю , на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация слайдов.

Педагог. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская , как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли (слайд № 14) .

Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане… (слайд № 15-16) .

Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли , и можно ли с него упасть.

Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

И добирались они до края Земли ? Как вы думаете?

Дети. Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено : вот он край Земли . Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог. Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то , что Земля не плоская , как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан (слайд № 17) .

Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля , и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей (слайд № 18) .

Педагог. Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети. В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли » , чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка.

Звучит «космическая» музыка. (слайд № 19) .

Есть одна планета – сад - руки вперед, ладони вверх

В этом космосе холодном - руками показываем большой круг.

Только здесь леса шумят – покачали руками.

Птиц скликая перелетных – машем руками.

Лишь на ней одной цветут – показали руками вниз.

Ландыши в траве зеленой – присели.

Береги свою планету, - руками показываем большой круг.

Ведь другой, похожей нету! - руки вперед, ладони вверх.

Игра в кругу с мячом.

Какая наша планета? (большая, круглая, огромная, голубая, зеленая, солнечная, светлая, добрая ) - Какой воздух (чистый, свежий) - Какое солнце (яркое, теплое, ласковое)

Что нужно делать, чтобы наша планета оставалась такой же красивой? (охранять, беречь, защищать, не сорить, любить природу)

Дети садятся на стулья.

Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк (слайд № 20) . В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски (слайд № 21) . Какие материки вы знаете?

Дети. Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Почти на каждом материке есть много стран. Нет их только в Антарктиде - там вечный холод, снега и льды.

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.

Д/Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

На 5 материках живет много людей. Они и разные, и похожи друг на друга.

(Похожи - одинаковое строение тела : есть руки и ноги и т. д. Отличаются - цветом кожи, цветом волос, разрезом глаз) (слайд № 22-27) .

Д/Игра «Кто где живет»

Франция-… …--- японец

Англия-…. …-- китаец

Америка-…. … -- россиянин

Кроссворд. А теперь, ребята, чтобы закрепить все знания, которые вы получили, мы с вами разгадаем кроссворд. Кто прочитает, какое в кроссворде главное слово?

Земля – наш общий дом для всех , кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле . Сможет ли человек жить один на Земле ? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т. д.? Конечно же, нет! (слайд № 28-33) .

Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом » .

Ребенок слайд № 34

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце,

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота , на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т . д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы : загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т. д. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Карточки с правилами поведения в природе. - Нужно назвать правило и объяснить, почему нельзя так делать.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля .

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы; «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е. Шкловский)

Первый ребенок. (слайд № 35-40) .

Наша планета Земля очень щедра и богата :

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами , цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

На этом наше путешествие по нашей планете заканчивается. И я думаю, что вы не забудете то, о чем мы с вами сегодня говорили, и будете беречь птиц, насекомых, зверей. От того, как вы будете себя вести, будет зависеть будущее нашей планеты

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...