История жанра басни в мировой литературе. Жанр басни в мировой литературе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района Нижегородской области

Научно – практическая конференция

учащихся – членов НОУ «УСПЕХ»

Номинация «Мир слова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие жанра басни:

от древности до наших дней»

Выполнили:

ученицы 5 класса

Плотникова Анжела,

Попова Дарья,

Смутилова Дарья

Руководители:

Устюжанина С.А.

Плотникова Л.П.

2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

    1. Актуальность проекта

      Понятие басни как литературного жанра.

      Происхождение и развитие жанра басни в творчестве известных баснописцев.

    ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

    1. Макеты информационных листов для «Литературного уголка»

      Басни собственного сочинения.

    ВЫВОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

На уроке литературы мы изучали тему «Басни». Учительница рассказала нам о том, что такое басни, кто были известные баснописцы. Также мы познакомились с баснями различных авторов. Мы заинтересовались данным материалом и хотели узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней.

Мы провели опрос 20 школьников и 20 взрослых, задавая им одинаковые вопросы:

    Знаете ли вы, что такое басни?

    Каких баснописцев Вы знаете?

    Какие басни Вы знаете?

    Какие строки из басен помните наизусть?

    Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?

Результаты опроса позволили сделать следующие выводы:

    87% учащихся и 100% взрослых знают, что такое басни.

    Среди известных баснописцев И.А.Крылов, Эзоп, Л.Н.Толстой.

    Отвечая на 3 вопрос, 100% взрослых и детей перечислили названия басен И. А. Крылова.

    Процитировать басни смогли все взрослые и 67% детей.

    Вопрос о современных баснописцах вызвал затруднение, как у детей, так и у взрослых. Многие считают, что современные писатели сочиняют басни, но привести примеров никто не смог.

Цель проекта: исследовать историю развития жанра басни и разработать макеты информационных листов для «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.

Задачи:

    изучить историю развития жанра басни, используя различные информационные источники;

    отобрать и систематизировать материал по теме исследования.

    выпустить информационные листы для оформления «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.

    сочинить басни для публикации в школьной газете «Молодёжный размах».

    познакомить учащихся, родителей и работников школы с материалами проекта.

    2. ПОНЯТИЕ БАСНИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Нередко это заключительное слово одного из действующих лиц в басне.

Басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, трезвостью и практичностью общего духа. Вывод из басен их мораль принадлежит к житейской мудрости, то есть направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.

Но бывают басни и совсем иного рода: вместо житейской лукавости, - в них просветленная наивность; вместо разговорного языка - стройная литературная речь, общий тон их возвышенно серьезный; место элементов сатиры занимает лирика. Таковы, например стихи В.А. Жуковского: «Солнце и Борей» и «Умирающий Лебедь». По форме - это настоящие басни: в первом стихотворении действуют солнце и ветер, во втором - лебедь, голубка и утка. Вывод из басен выражен в последних словах стихотворений. «Солнце и Борей» кончается словами: «Видишь, злобы самовластной милость кроткая сильней»; «Умирающий лебедь» - словами: «Кто на свете жил прекрасно, тот прекрасно и умрет». Этот род басен не получил у нас широкого распространения, но его общая значительность, а также его доступность и близость для всех не подлежит сомнению.

Басне сопутствует почтенная древность, она наглядно сочетает поучение с развлекательностью.

    1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА БАСНИ

Существуют две концепции происхождения басни. Согласно первой концепции, басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных - из мифа. Согласно второй концепции, басня близка пословицам и поговоркам.

Первые басни были известны еще в глубокой древности. Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (см. Приложение №1), который жил в конце IX - начале VIII века до нашей эры, и Стесихор - VI век до нашей эры.

В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры) (см. Приложение №2), писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век нашей эры).

Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен () (см. Приложение №3) .

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII - началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова , И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева (см. Приложение №4). Басни И. Дмитриева – это, в основном, перевод работ Лафонтена. Поэт стремился различными красками передать стилистические тонкости оригинала. «Муха», «Лебедь и гагары», «Воробей и Зяблица», «Прохожий», «Отец с сыном», «Пчела и муха», «Слон и мышь» - правдоподобные, поучительные стихотворные рассказы.

В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова (см. Приложение №5) с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.

Широко использовал всем понятный и доступный жанр басни Лев Николаевич Толстой (см. Приложение №6). Писатель добивался, чтобы мораль в его баснях была живой и конкретной, была понятна даже детям. Одни басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. В других баснях писатель показывает реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляет задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного (см. Приложение №7), С. Михалкова (см. Приложение №8).

Среди современных писателей наше внимание привлекли басни практикующего педагога и разработчика настольных игр, игрушек и обучающих методик, режиссера детского кукольного театра «Тилилюк» Олеси Емельяновой (см. Приложение № 9).

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

2.1 МАКЕТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛИСТОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Греческий поэт живший около 700 года до нашей эры. Второй после Гомера великий эпический поэт, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Всю жизнь Гесиод провел в родной деревне, трудясь на пашне и выступая перед народом как поэт. Автор поэмы «Теогония (т. е. родословная богов)»

В эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов. В назидание современникам Гесиод рассказывает первую известную нам в истории европейской литературы басню. Это знаменитая «Притча о соловье и ястребе», обращённая к жестоким и несправедливым властителям. В притче Гесиода мы уже встречаем все признаки басенного жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, мораль в устах ястреба.

Басню теперь я царям расскажу, хоть они и разумны.

Вот что однажды сказал Соловью пестрошейному Ястреб -

Нес он его высоко в облаках, обхвативши когтями.

Жалобно плакался пленник, язвимый кривыми когтями.

Ястреб же молвил надменно в ответ ему слово такое:

"Глупый, о чем же кричишь ты? ведь держит тебя много лучший.

Будешь ты там, куда я понесу, хоть певец ты отличный.

Съем тебя, коль захочу, а могу отпустить и на волю.

Тот неразумен, кто с более сильным захочет тягаться;

Не достигает победы, позор лишь да горе потерпит".

Так быстролетный тот Ястреб сказал, простирающий крылья.

(перевод С.И. Радцига)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Эзоп - родоначальник названной по его имени "Эзоповой" басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI в. до н. э., был рабом. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе.

Басни Эзопа

Орел, галка и пастух.

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: "Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она - орел".

Орел и жук

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся,- к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

    Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

(1621-1695)

- французский баснописец. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр. В 1668 году появились первые 6 книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» Второе издание, включавшее уже 11 книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой книги - в конце 1693 года.

«Ворон и лисица»

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, -
То вы - Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв - и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
«Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

(1760-1837)

русский поэт, баснописец, государственный деятель.

Басни и сказки Дмитриева считались лучшим украшением его литературного венка, чему способствовали внешние их качества - легкий язык, свободное и плавное стихосложение.

Стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка.

Басня «Муха»

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
«Откуда? - мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

(1769- 1844)

Русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии, ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности.

В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Крылов является автором более 200 басен, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
«Чиж и Голубь»

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Более ста лет тому назад, в 1859 году, Толстой основал народную школу в Ясной Поляне. Детям нужна была «Азбука». И Толстой решил написать для них книгу. Когда Толстой прочитал басни Эзопа, он понял, что без них не может обойтись ни одна «Азбука». Произведения греческого мудреца оказались крылатыми.

Басня возникла в живой разговорной речи, как пословица, как меткое словцо, сказанное к случаю, как сценка для комедианта, как поучение мудреца. Толстой проверял свои басни «с голоса», читал их ученикам, слушал, как они передают «не только содержание, но и тот общий вывод, который, по их понятиям, вытекает из басни».

В представлении Толстого басня - это не только умная комедия, но и наглядное поучение. Басни в переводах Толстого - это целая книга, живая и поучительная, веселая и грустная, понятная каждому, одинаково близкая и детям и взрослым, как все истинно прекрасное в искусстве.

«Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

(1883–1945)

Русский поэт. Настоящие фамилия, имя и отчество - Придворов Ефим Алексеевич. Работал в газете "Правда", где было опубликовано огромное количество его стихов. В 1913 был издан его первый сборник "Басни". Наибольшей известности и популярности Бедного достиг в годы Гражданской войны - было издано более 40 сборников его стихов, он писал лозунги и частушки, басни и тексты песен (например, "Как родная меня мать провожала").

«Клоп»

Жил-был на свете клоп. И жил мужик Панкрат.

Вот как-то довелось им встретиться случайно.

Клоп рад был встрече чрезвычайно;

Панкрат - не слишком рад.

А надо вам сказать: судьба свела их вместе -

Не помню точно - где, не то в суде,

Не то в присутственном каком-то важном месте.

Кругом - чины да знать. Нарядная толпа

Изнемогает в кривотолках.

Панкрат и без того сидел как на иголках, -

А тут нелегкая несет еще клопа!

Взобравшись ловко по обоям

К Панкрату на рукав, клоп этаким героем

Уселся на руку и шарит хоботком.

От злости наш Панкрат позеленел весь даже:

«Ах, черт, и ты туда же кормиться мужиком!» -

И со всего размаху хлоп дядя по клопу свободною рукой.

Мир праху и вечный упокой!

Читатель, отзовись: не помер ты со страху?

А я - ни жив ни мертв. Наморщив потный лоб,

Сижу, ужасного догадкой потрясенный:

Ну что, как этот клоп - казенный?!

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

(1913-2009)

У Сергея Михалкова есть пароль, и обозначается он двумя всем знакомыми словами: «Дядя Стёпа». Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется с обликом и личностью самого поэта. Мы знаем его как любимого поэта всех мальчишек и девчонок всего. Стихи Сергея Владимировича не приходится заучивать. Они сами запоминаются.

«Грибы»

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
- Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки!
Ну как же я красив! Красив и ядовит!

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал...

«Аисты и лягушки»

Поспорила Лягушка с Аистом: Кто красивее?
- Я! - уверенно сказал Аист. - Посмотри, какие у меня красивые ноги!
- Зато у меня их четыре, а у тебя только две! - возразила Лягушка.
- Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные!
- А я квакать умею, а ты нет!
- А я летаю, а ты только прыгаешь!
- Летаешь, а нырять не можешь!
- А у меня есть клюв!
- Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
- А вот на что! - рассердился Аист и... проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Практикующий педагог, разработчик детских игр, автор сценариев, режиссер детского кукольного театра «Тилилюк». С тонким юмором она высмеивает человеческие пороки, такие как жадность, грубость, зависть.

«Добро и зло»

(басня в стихах)

Счастливые, как вешние ветра,
Шли по дороге вместе два Добра.
Но Злу ведь тоже дома не сидится
Настигло их и начало глумиться:
С ног сшибло, сапогами топчет, бьет,
В лицо шипит, смеется и плюет,
Истошно воя сквозь угар кровавый,
Мол, нету на меня нигде управы!
Одно Добро слезами залилось,
Второе, кулаки сжав, поднялось –
Оно со Злом три дня, три ночи билось,
И с той поры зовется – Справедливость!
Зло наказав, она обет дала,
Что будет защищать Добро от Зла.

Чиня Добру обиды, помнить надо,
Что Справедливость тоже где-то рядом.

(2010 г.)

2.2. БАСНИ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ

Иван Шестипёрстов, Сергей Кудряшов

«Братишка и телефон»

Мой брат, любитель телефонов, он от людей слыхал,

Что телефон - есть всё!

Лишь будет у тебя мобильник и позвонишь

Куда захочешь, и поиграешь,

И музыку послушать можешь ты.

И брат с мобилой так и сяк, его из рук не выпускает,

То кошке даст послушать, то к брату пристаёт,

То в Интернет случайно забредёт,

То вовсе обо всём забудет.

Вот так бывает у людей,

Как не полезна вещь,- цены не зная ей.

Про всё на свете забываешь

И не звонишь, а только лишь играешь!

2013 г.

Сергей Кудряшов, Воробьёва Нина Павловна

«Электрик и Барбос»

В электрики нанялся мужичок,

Одел он свой рабочий пиджачок,

Пошёл работать, лампочки включать,

Чтоб добрым людям свет в квартиры дать.

К нему подходит пёс Барбос

И говорит:

«Зачем ты свет даёшь?

Пусть жить попробуют они,

Как мы, зверьё, живём –

На улице, без света и тепла».

Электрик говорит:

«На то вы и зверьё…

А люди жить должны как люди.

А ты, Барбос, не злись,

А будь добрее к ним.

Тогда ты будешь сыт и в тёплой конуре.

И в благодарность верно послужи:

Дом охраняй, скотину сторожи,

Мораль сей басни такова:

Твори добро и помни лишь одно -

Всегда вернётся с торицей оно.

2013 г.

Анна и Ольга Николаевна Зыковы

«Басня о двух товарищах»

Жили – были на свете двое друзей,

Друга два – два хороших товарища.

И дружили они со младенчества,

Пока были еще несмышлеными.

А как стали они да на возрасте,

То один из них начал пошаливать:

Сигаретки курить по задворочкам,

Пить вино, самогон, пиво пенное!

Стал гулять по ночам неизвестно где,

Исколол себе рученьки белые!

А другой – то товарищ умнее был

И дружил он с мячом, да с природою.

Плавал в речке, как щука зубастая,

Бегал быстро, как звери рыскучие.

Повстречал как – то раз он товарища,

Не узнал его – тот очень сгорбился,

Кашлял, что старики да столетние,

На уроке можно будет углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников - познакомить их с предшественниками И.А. Крылова в жанре басни; обучить элементам сравнительного анализа текстов; учить осознавать нравственный, жизненный смысл басни; учить выразительному чтению басен; развивать творческие способности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галина Михайловна Мошкина,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 264 Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе

«Жанр басни в мировой литературе»

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (см. приложение)

Ход урока:

Оргмомент, постановка целей и задач урока:

Слайд 1

Тема нашего урока «Жанр басни в мировой литературе» (слайд 1). Сегодня у нас заключительный урок по общей теме «Басни». Мы с вами будем должны совершить небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни; узнаем имена тех, кто работал в жанре басни помимо И.А. Крылова; будем совершенствовать свое умение анализировать и выразительно читать басни; учиться правильно понимать смысл и мораль басен, а также развивать свои творческие способности. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала следующие слова: «Басня – подруга жизни…»

Имеем ли мы право так утверждать?

Почему мы можем назвать басню «подругой»? Кто такой друг, подруга? (выслушиваем ответы учащихся)

Вывод: назначение басни – на ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.

Работа по теме:

Жанр басни известен с древних времен (слайд 4).

Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в VI веке до н.э. (записать в тетради). Прослушаем сообщение о жизни Эзопа (сообщение рассказывает один из учеников в классе, важные моменты сообщения должны фиксироваться в тетрадях учащихся; примерное сообщение смотреть в приложении 2).

Слайд 4

Имя легендарного раба-мудреца навсегда закрепилось за басенным жанром; все свои басни греки и римляне называли «баснями Эзопа». Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Мораль в них всегда помещена в конце. Давайте прослушаем некоторые из басен Эзопа и попытаемся раскрыть их смысл.

(В исполнении учащихся звучат басни Эзопа «Собака с куском мяса», «Олень и виноград»).

Какие пороки высмеивает Эзоп в своих баснях? (ответы учащихся: жадность, глупость, излишнюю доверчивость, наивность).

Какие русские пословицы отражают суть эзоповских басен? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Не руби сук, на котором сидишь»).

Слайд 5

В XVII веке древний жанр был возвеличен (слайд 5) французским писателем Жаном де Лафонтеном (записать в тетради).

В XVIII веке басня начала быстро развиваться в России (слайд 6), в творчестве В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, а также Майкова В.И., Дмитриева И.И., Хемницера И.И. Они стремились писать басни простым, разговорным языком, избегая подробностей в пересказе, воссоздавая живые картинки нравов, грубовато-правдоподобный быт.

Позже самую широкую известность получили басни (слайд 7), созданные И.А. Крыловым. Как-то Крылов очень почтительно обратился к прославленному в то время поэту и баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву с просьбой посмотреть его безделку: три басенки, которые он перевел из Лафонтена. Дмитриев, сам когда-то переводивший эти же басни, пришел в полный восторг. «Вы нашли себя, говорил он Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…» высоко оценивал дар Крылова и Н.В. Гоголь. В своей статье он писал: «Его басни отнюдь не для детей. Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски. Всюду у него Русь и пахнет Русью».

Слайд 7

Слайд 6

Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение.

Чтение басен учителем (Басни Эзопа, Лафонтена, Крылова) - см. приложение 1

Слайд 8

Сейчас, ребята, пользуясь планом сравнительного анализа на слайде (слайд 8), попробуем найти общее и различное в этих трех баснях (На столах учащихся находится раздаточный материал – все три басни, прочитанные учителем. Учитель должен коснуться каждого пункта плана сравнительного анализа. Учащиеся, отвечая, попутно заполняют таблицу «Общее и различное» (слайд 9) в тетрадях).

Общее:

1 Общая тема, герой

2. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей.

3. В басне высмеиваются людские пороки (себялюбие, глупость, тщеславие).

4. Басня имеет поучение – мораль.

Различное:

  1. Басня Эзопа по объему короче остальных, она написана в прозаической форме, содержит мораль.

Слайд 9

  1. Басня Жана де Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию (Лис-гасконец, лис-нормандец); зачатки стихотворной формы; Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

3. Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены русские просторечные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око (глаз), неймет, попусту. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет».

Проведение физкультминутки

Викторина по басням И.А. Крылова

Поскольку сегодня у нас заключительный урок, я предлагаю вам еще раз вспомнить замечательные басни И.А. Крылова. Сейчас мы проведем небольшую викторину. Ученик, набравший наибольшее количество жетонов, получит за урок «5» (слайды 11-17).

Слайд 11

Задание 1. Определите названия басен, откуда взяты эти строчки (учащимся предлагается вспомнить названия басен по небольшим отрывкам. Когда будет получен правильный ответ, на экране должен появиться рисунок, иллюстрирующий данную басню. Пример задания на слайде 11):

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

(«Лебедь, Рак да Щука»)

  1. А вы, друзья,

как ни садитесь,

Все в музыканты

не годитесь.

(«Квартет»)

  1. То их понюхает,

то их полижет…

Очки не действуют никак!

(«Мартышка и Очки»)

  1. Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут,

То все у них пустяк. («Петух и жемчужное зеро»)

Задание 2. Закончите крылатые выражения (Учащимся предлагается закончить известные крылатые выражения. Перед выполнением задания целесообразно вспомнить, что такое крылатые выражения. Замечательно, если дети прокомментируют некоторые из крылатых выражений):

Слайд 15

  1. Ты всё пела? Это дело… (так поди же попляши!)
  2. Кукушка хвалит петуха… (за то, что хвалит он Кукушку)
  3. Чем кумушек считать трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)
  4. А ларчик просто… (открывался)
  5. Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (а сапоги тачать пирожник)
  6. У сильного всегда… (бессильный виноват)
  7. А Васька слушает… (да ест)
  8. Слона-то я и… (не приметил)
  9. Ай, Моська! Знать она… (сильна, коль лает на слона!)

Слайд 16

Задание 3. Помогите герою басни найти свою пару (На слайде учащиеся видят только одного героя, им нужно найти пару для него. Для некоторых героев басен можно найти несколько вариантов пар (петух – кукушка; петух – жемчужное зерно) :

  1. Свинья - дуб
  2. Петух - кукушка
  3. Моська - слон
  4. Ворона - лисица
  5. Ягненок - волк
  6. Стрекоза - муравей
  7. Фока - Демьян
  8. Васька – повар

Слайд 17

Задание 4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен? (Учащимся предлагается прослушать басню, составленную из отрывков 3-х известных басен).

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,

У кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало –

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

(«Лебедь, Рак да Щука», «Квартет», «Соловей»)

Подсчет жетонов, награждение победителя. Выставление оценок.

В 1855 году скульптор П.К. Клодт создал в городе Санкт-Петербург уникальный памятник И.А. Крылову. В основании памятника он разместил героев его басен – зверей, птиц, растений. Так память о легендарном русском баснописце останется вечной.

Слайд 19

В XX столетии жанр басни тоже развивался. Один из известных советских баснописцев – С.В. Михалков (слайд 19). Давайте познакомимся с его басней «Грибы»:

Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.

Бросался всем в глаза его нахальный вид:

  1. Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
  2. Как я красив! Красив и ядовит! –

А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.

И потому его никто не замечал…

Определите мораль басни?

Выводы по уроку (отвечая на поставленные учителем вопросы, ученики тем самым делают выводы не только по данному уроку, но и по всей теме (3-4 урока) в целом) :

Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание:

ХХI век принесет миру много новых имен. Будут, наверное, среди них и новые баснописцы. Может быть, вы окажитесь ими? Запишем домашнее задание. На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Ученик Московской школы, тоже пятиклассник, сочинил такую басню… Пробуйте и дерзайте и вы!

Приложение 1

Басни для сравнительного анализа

Эзоп:

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Жан де Лафонтен:

Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый, в румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

И.А. Крылов:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдет,

Хоть видит око, да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь!»

Приложение 2

Примерное сообщение об Эзопе

Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в 440-430 годах до нашей эры. Оно, как и сам образ Эзопа, обросло легендами. Об Эзопе достоверно ничего не известно. Мы даже не знаем, был ли он историческим лицом. Согласно легендам, это был старец, участник пиров, мудрый собеседник. Он – раб, но умнее свободных граждан, безобразен («брюхо вспученное, голова – что котел, курносый, с темной кожей, увечный, гугнивый…»), но выше красавцев. Его внешний облик совсем не соответствовал представлениям аристократов об идеале человека.

Басня в его устах – орудие защиты угнетенного народа от знати. Но так как прямые выпады против властителей были опасны, то Эзоп избирает иносказательный жанр, форму басни. Он как бы развлекает слушателей устным рассказом, но цель его - передать правила, которым следуют в обществе и дома, поучать жизненными правдивыми историями и случаями.

Отсюда название – эзопов язык - язык иносказательный, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения. Эзоп считался и считается зачинателем басенного жанра, первооткрывателем, изобретателем басенных сюжетов.

Все последующие баснописцы (Федр, Лафонтен, Крылов и др.) использовали сюжеты, впервые введенные в литературу именно Эзопом.

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В.К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера, М.В. Ломоносова.

Самую широкую известность получили басни, созданные И.А. Крыловым (1769-1844). «Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

План сравнительного анализа Тема басни Герои басни События, действия героев Цель басни Мораль Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства) Басня «Лисица и виноград»

Общее Различное Тема (о лисице, которая хотела полакомиться виноградом); 1. Объем; 2. Герой басни – Лисица; 2. Форма (стихотворная и прозаическая); 3. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей; 3. Действие более развернуто у Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова; 4. В басне высмеиваются пороки людей: себялюбие, тщеславие; ---- 5. Басня имеет поучение – мораль. 4. Мораль басни Эзопа и И.А. Крылова одинаковая, у Ж.де Лафонтена – немного иная.

Определите названия басен, откуда взяты эти строчки: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, Только мука. Басня «Лебедь, Рак и Щука»

А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. Басня «Квартет»

То их понюхает, то их полижет… Очки не действуют никак! Басня «Мартышка и очки»

Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, То все у них пустяк. Басня «Петух и Жемчужное зерно»

2. Закончите крылатые выражения: Ты всё пела? Это дело… Кукушка хвалит петуха… Чем кумушек считать трудиться… А ларчик просто… Беда, коль пироги начнет печи сапожник… У сильного всегда… А Васька слушает… Слона-то я и… Ай, Моська! Знать она…

3. Помогите герою басни найти свою пару: Свинья Петух Моська Ворона Ягненок Кукушка Стрекоза Фока Васька

4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?

Памятник И.А. Крылову в Санкт- Петербурге в Летнем Саду

Жанр басни в XX веке… С.В. Михалков Грибы Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки. Бросался всем в глаза его нахальный вид: Смотрите на меня! Заметней нет поганки! Как я красив! Красив и ядовит! – А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал. И потому его никто не замечал…

Жанр басни в XXI веке… На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Слава Васильев Великие баснописцы Красавица Стрекозка, Оса, Пчела и Божия коровка Решили басню написать. Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть. Достали ручки, скрепки, кнопки и листок И сели дружно под дубок. Сидят, сидят листок же всё пустой. «Подружки, стой! – кричит Стрекозка. Чтоб лучше басню написать, Давайте сядем на кровать. На мягком месте лучше думать! И басня сложится, как знать?»


«Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
Был цензором назначен я,
На басни бы налег. Ох, басни - смерть моя!
Насмешки вечные над львами, над орлами! »
А.С Грибоедов

Вступительное слово к викторине

Предмет нашего разговора — басня. Басня относится к древнейшим литературным жанрам. Произведения такого рода передавали из уст в уста, переписывали набело, чтобы каждое последующее поколение не забывало о простых истинах, изложенных в них. С самого детства мы знаем о Вороне и Лисице, Слоне и Моське, других персонажах. А что такое басня? Сегодняшняя викторина посвящена этому интересному жанру.

Викторина на тему «Басня» содержит 15 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.

Составитель викторины Ирис Ревю

1. Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ: баснописцем

3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ: Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи

4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ: Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг, Сумароков, Хемницер, Кантемир, Тредиаковский, Измайлов, Дмитриев, Крылов, Демьян Бедный, Михалков и другие

5. О каком баснописце идёт речь?

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?..

Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ответ: об Иване Андреевиче Крылове

6. Что такое мораль басни?
Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

7. Какова структура (композиция) басни?
Ответ: в самом общем случае — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда какая-либо составляющая может отсутствовать

8. Всегда ли есть мораль в басне?
Ответ: как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.

9. Какова основная цель басни?
Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

10. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ: Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Я басню написал тем людям в назиданье,
Что вкруг начальства вьются без конца,
Готовые уже за указанье
Считать обычное чиханье
Вышестоящего лица.

Ответ: С.Михалков

12. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»;
Ответ: «Квартет»

«Сыр выпал — с ним была плутовка такова»;
Ответ: «Ворона и Лисица»

«Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;
Ответ: «Стрекоза и Муравей»

«С тех пор к Демьяну ни ногой»;
Ответ: «Демьянова уха»

«А Васька слушает, да ест»;
Ответ: «Кот и Повар»

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;
Ответ: «Кукушка и Петух»

«Когда ты вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было».
Ответ: «Свинья под Дубом».

13. Что такое олицетворение?
Ответ: Олицетворение - наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.

14. Что такое «эзопов язык»?
Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

15. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

Жанр басня – вымышленное происшествие, выдумка, рассказанная для прикрасы, ради красного словца, иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными.

Басня – древнейший жанр словесного искусства, небольшое по объему произведение. Но это не умаляет ее достоинств. Мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, высказанные эзоповским языком. Важно понять, для чего написана басня, в чем ее основной смысл. С ее помощью человек, лишь едва почувствовал себя человеком, искал ответ на вопрос: как себя вести в этом огромном сложном мире?

Основной поучительной мыслью басни является мораль. Это и роднит ее с притчей. В качестве персонажей в басне выступают животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Герои ведут себя по-человечески, наделяются человеческими качествами. Мы узнаем свойства характера и особенности поведения человека, к которым автор относится неодобрительно, высмеивает или осуждает их.

Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, а особенно начало и конец, в которых чаще всего и сказано самое главное.

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас принадлежит Гесиоду (VIII - VII век до нашей эры) – это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям.

Если что – то можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.

Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Первым стал сочинять и рассказывать басни Эзоп, живший в Древней Греции на острове Самос в шестом – пятом веках до нашей эры. Его басни были прозаическими.

Слог был простым и лишь слегка возвышался над обиходной речью.

Эзоп, не имея возможности прямо высказать свои мысли, рассказывал в баснях о жизни животных, имея в виду взаимоотношения людей. Эзоповский язык, понятный искушенному читателю, позволял избегать преследований и выражать запретные мысли с помощью различных приемов. Прежде всего, использовались умолчания и недомолвки. В эзоповских целях широко применялась и ирония.

Эзоп – фригиец по происхождению. Он был уродливый, но мудрый и обладал литературным дарованием. Эзоп был рабом богатого самосского гражданина Иадмона. Позднее он был отпущен на волю, и некоторое время провел при дворе лидийского царя Креза. Дельфийскими жрецами Эзоп был обвинен в святотатстве и был сброшен со скалы.

Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста. А в третьем веке до нашей эры его басни были записаны в 10 книгах. Есть основание предполагать, что в конце пятого века в Афинах был известен письменный сборник Эзоповских басен, по которому учили детей в школах. « Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», - говорит у Аристофана одно действующее лицо.

Позднее басни Эзопа были переведены, часто переработаны, переложены в стихах на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым. Некоторые басни Эзопа пересказал прозой для детей Л. Н. Толстой.

На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 году.

Нет ничего опаснее невежественного друга

Тонет больше мух в еде, нежели в уксусе.

Ж. Лафонтен

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других авторов. В ХVII – веке древний жанр был возвеличен французским писателем Лафонтеном.

Лафонтен Жан – знаменитый французский поэт-баснописец. С детства отличался непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию.

Литературная слава Лафонтена основана целиком на его баснях, которые он сочинял исключительно для высшего парижского света, для придворной аристократии.

Сочиняя свои басни, Лафонтен черпал вдохновение в первоисточниках: у Эзопа, Федра. Басня Эзопа имела практическую цель, являясь иллюстрацией поучению. У Лафонтена центр тяжести постепенно перемещается на рассказ.

Задача Лафонтена – по-новому, свежо и оригинально, рассказать старую басню. В традиционные сюжетные рамки он вводит много нового, реально-бытового материала. Басни Лафонтена показывают обширную картину современной французской жизни.

Особенности стиля Лафонтена тесно связаны с его мировоззрением. В основе его лежат ясность, трезвость и точность наблюдения реальной действительности в то же время - острое ощущение противоречий этой действительности, порождает юмористическую, насмешливую трактовку событий.

Басни Жана Лафонтена оказали громадное влияние на развитие всей европейской литературы. В России по стопам Лафонтена шли все видные русские баснописцы: Сумароков, Измайлов, Дмитриев, Крылов.

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

Быть сильным хорошо,

Быть умным лучше вдвое.

Услужливый дурак опаснее врага.

И. А. Крылов

Для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет. Он осознал свое предназначение и посвятил свое творчество басне. В 1808 году вышло первое издание его « Басен».

Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа, Лафонтена, его произведения абсолютно самостоятельны. Басен на заимствованные сюжеты только 30, остальные принадлежат собственно ему и по вымыслу, и по рассказу. Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников.

Но мастерство Крылова – баснописца состоит не в подражании этой традиции. Басни И. А. Крылова – совершенны по силе выражения, по красоте формы и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку. Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.

То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность.

Жуковский писал, что басни Крылова учили читателей « любить отечественный язык». Это живая народная речь, которую Крылов смело ввел в русскую поэзию. Это составляет особенность басен И. А. Крылова. Великий баснописец внес огромный вклад в формирование русского литературного языка.

И наоборот, многие выражения стали восприниматься как пословицы « А Васька слушает да ест», « А ларчик просто открывался», « Слона – то я и не приметил».

Умные и едкие басни Крылова растили целые поколения передовых людей, и сам Крылов в каждую новую эпоху оказывался в рядах лучших передовых писателей.

Басни Крылова – это особый мир, который приходит к нам в детстве, но в отличие от многих детских книг потом никуда не уходит, а навсегда остается с нами.

И. А. Крылов принадлежал к числу лучших литераторов. Его талант высоко ценил сам Державин. Иностранцы, так же как и русские, почитали талант Крылова. Басни его, особенно те, в которых больше национального колорита, были переведены на разные европейские языки.

И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, что «услужливый дурак опаснее врага», что у « сильного всегда бессильный виноват», что « беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», что « лесть гнусна, вредна», но « в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве Крылова, басня более чем на столетие почти исчезла из русской литературы

В советское время басня была представлена в творчестве Демьяна Бедного. В наши дни басенные традиции продолжают С. В. Михалков, С. И. Олейник.

Жанр басня актуален и сегодня, поэтому и мы решили попробовать свои силы на этом поприще.

Благодаря этому проекту мы много узнали о басне как литературном жанре, его особенностях.

Познакомились с творчеством известных баснописцев: Эзопа, Жана Лафонтена, И. А. Крылова, и попробовали свои творческие силы в этом жанре.

Цели урока: Углубить представление о жанре басни; ü Расширить читательский кругозор; ü Учить правильно понимать смысл и мораль басен; ü Учить выразительно читать басни; ü Учить элементам сравнительного анализа текстов. ü

Древняя Греция Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп, живший в VI веке до н. э.

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, В. И. Майкова, И. И. Дмитриева, И. И. Хемницера, М. В. Ломоносова.

Самую широкую известность получили басни, созданные И. А. Крыловым (1769 -1844). «Вы нашли себя, говорил И. И. Дмитриев И. А. Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

ТЕОРИЯ. Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Мораль – это нравоучительный вывод. Аллегория – это изображение жизненной ситуации, при котором в конкретном мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.

Иносказание Приём, когда баснописцы изображают животных, а имеют в виду людей. Иносказание придумал Эзоп, который жил около трёх тысяч лет назад в Древней Греции. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком.

Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769 – 1844) Родился в семье армейского офицера. 10 лет было мальчику, когда умер отец. С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда. (Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.) Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой. Проработал библиотекарем 30 лет. Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими баснями.

План сравнительного анализа 1. Тема басни 2. Герои басни 3. События, действия героев 4. Цель басни 5. Мораль 6. Художественные особенности (изобразительновыразительные средства) Басня «Лисица и виноград»

Общее Различное 1. Тема (о лисице, которая хотела 1. Объем; полакомиться виноградом); 2. Герой басни – Лисица; 2. Форма прозаическая); (стихотворная и 3. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей; 3. Действие более развернуто у Ж. де Лафонтена и И. А. Крылова; 4. В басне высмеиваются пороки людей: себялюбие, тщеславие; ---- 5. Басня имеет поучение – мораль. 4. Мораль басни Эзопа и И. А. Крылова одинаковая, у Ж. де Лафонтена – немного иная.

Викторина по басням И. А. Крылова 1. Определите названия басен, откуда взяты эти строчки: ü Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, Только мука. Басня «Лебедь, Рак и Щука»

üНевежи судят точно так: В чем толку не поймут, То все у них пустяк. Басня «Петух и Жемчужное зерно»

2. Закончите крылатые выражения: ü Ты всё пела? Это дело… ü Кукушка хвалит петуха… ü Чем кумушек считать трудиться… üА ларчик просто… ü Беда, коль пироги начнет печи сапожник… ü У сильного всегда… üА Васька слушает… ü Слона-то я и… üАй, Моська! Знать она…

3. Помогите герою басни найти свою пару: Свинья üПетух üМоська üВорона üЯгненок üКукушка üСтрекоза üФока ü Васька ü

Жанр басни в XX веке… С. В. Михалков Грибы Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки. Бросался всем в глаза его нахальный вид: -Смотрите на меня! Заметней нет поганки! -Как я красив! Красив и ядовит! – А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал. И потому его никто не замечал…

Жанр басни в XXI веке… На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Слава Васильев Великие баснописцы Красавица Стрекозка, Оса, Пчела и Божия коровка Решили басню написать. Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть. Достали ручки, скрепки, кнопки и листок И сели дружно под дубок. Сидят, сидят листок же всё пустой. «Подружки, стой! – кричит Стрекозка. Чтоб лучше басню написать, Давайте сядем на кровать. На мягком месте лучше думать! И басня сложится, как знать? »

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...