Тучи вечные странники. Лермонтов михаил - тучи

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» - произведение, которое построено на очень тонкой аллегории . Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», - утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой . Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое . На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом. Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти сти­хо­тво­ре­ние «Тучи» к жанру элегии?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

М. Ю. Лермонтов, 1840

Называя тучи «вечными странниками», поэт на­де­ля­ет яв­ле­ние при­ро­ды че­ло­ве­че­ски­ми свойствами. Ука­жи­те на­зва­ние со­от­вет­ству­ю­ще­го приема.

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся олицетворение. Дадим определение.

Олицетворение — изоб­ра­же­ние не­оду­шев­лен­ных пред­ме­тов как одушевленных, при ко­то­ром они на­де­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ: даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать.

Тучки небесные, веч­ные странники!

В ре­аль­ной жизни тучки не стоят на месте, по­это­му Лер­мон­тов срав­нил их с «вечными странниками»

Ответ: олицетворение.

Ответ: олицетворение

Вторая стро­фа сти­хо­тво­ре­ния со­дер­жит «безответные» вопросы. Как они называются?

Пояснение.

Такие во­про­сы на­зы­ва­ют­ся риторическими. Дадим определение.

Риторический — это вопрос, ответ на ко­то­рый не тре­бу­ет­ся или не ожи­да­ет­ся в силу его край­ней очевидности.

Ответ: риторические.

Ответ: риторические|риторический|риторическийвопрос

Какая сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра ис­поль­зу­ет­ся по­этом в при­ве­ден­ных строках?

Или на вас тя­го­тит пре­ступ­ле­ние?

Или дру­зей кле­ве­та ядо­ви­тая?

Пояснение.

В при­ве­ден­ных стро­ках ис­поль­зу­ет­ся анафора. Анафора — единоначатие. По­вто­ре­ние слова «или».

Или на вас тя­го­тит преступление?

Или дру­зей кле­ве­та ядовитая?

Ответ: анафора.

Ответ: Анафора

Арина Звягинцева 05.03.2017 17:28

А это не эпифора? В самом стихотворении эти строки стоят в конце строфы. То есть, это как единая концовка.

Татьяна Стаценко

Нет, речь идёт о конкретных строках в формулировке самого задания.

Укажите сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на со­че­та­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке и уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха («С ми­ло­го се­ве­ра в сто­ро­ну южную»).

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся аллитерация. Дадим определение.

Аллитерация — по­вто­ре­ние в сти­хо­твор­ной речи (реже в прозе) оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков с целью уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти ху­до­же­ствен­ной речи; один из видов звукописи.

«С ми­ло­го се­ве­ра в сто­ро­ну южную»

Повторение звука «с».

Ответ: аллитерация.

Ответ: Аллитерация

Укажите трех­слож­ный размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Тучи» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение.

Дактиль — трех­слож­ный сти­хо­твор­ный размер, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся че­ре­до­ва­ни­ем од­но­го удар­но­го звука и двух без­удар­ных за ним.

ТУЧки не / БЕС­ные / ВЕЧ­ные / СТРАНники

Ответ: дактиль.

Ответ: Дактиль

Какие про­из­ве­де­ния рус­ских поэтов, отоб­ра­жа­ю­щие связь между внут­рен­ним миром че­ло­ве­ка и природой, со­звуч­ны лер­мон­тов­ским «Тучам»?

Пояснение.

Внутренний мир лирического героя Лермонтова связан с миром природы. Тучки одиноки, как и сам поэт. Куда просится его душа, куда попадёт он, не знает. Герой гоним ветром, как тучи.

Тема взаимосвязи внутреннего мира человека и природы раскрываются в стихотворении Тютчева "Тени сизые смесились", в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени сизые смесились» и «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова является тема единения человека и его божественного разума с миром природы. В обоих стихотворениях звучат ночные раздумья лирического героя, его невыразимая тоска. Единственным выходом из мучительного одиночества для души человеческой становится попытка слиться с окружающим миром. В этом стихотворения Лермонтова, Тютчева созвучны.

Пояснение.

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) - жанр ли­ри­че­ско­го рода литературы; в ран­ней ан­тич­ной по­э­зии - стихотворение, на­пи­сан­ное эле­ги­че­ским дистихом, не­за­ви­си­мо от содержания; позд­нее (Каллимах, Овидий) - сти­хо­тво­ре­ние с ха­рак­те­ром за­дум­чи­вой грусти. Эле­гии при­су­щи устой­чи­вые черты: интимность, мо­ти­вы разочарования, не­счаст­ли­вой любви, одиночества, брен­но­сти зем­но­го бытия, опре­де­ля­ет ри­то­рич­ность в изоб­ра­же­нии эмоций. Эле­гия яв­ля­ет­ся клас­си­че­ским жан­ром сен­ти­мен­та­лиз­ма и романтизма. Сти­хо­тво­ре­ние Лер­мон­то­ва «Тучи» от­но­сит­ся к ро­ман­ти­че­ской лирике. В нем как раз и зву­чат мо­ти­вы одиночества, разочарования, под­ни­ма­ет­ся про­бле­ма смыс­лы жизни. Все это поз­во­ля­ет при­чис­лить сти­хо­тво­ре­ние к жанру элегии.

У двух величайших русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин пишет стихотворение «Туча», а в 1840 Лермонтов создает свои знаменитые «Тучи».
Стихотворения Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, однако в обоих произведениях описание туч – это возможность поговорить о мире человека, его души, отношений с окружающими.

Лермонтов М. Ю. - «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно-холодные, вечно-свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Рубен Николаевич Симонов (20 марта 1899, Москва - 5 декабря 1968, там же) - российский актер и режиссер; народный артист СССР (1946), лауреат Ленинской и Государственных премий СССР; один из самых ярких талантов отечественной сцены.

В течение тридцати лет Рубен Симонов был главным режиссером Вахтанговского театра (1938-1968) - именно ему вахтанговцы обязаны всеми своими успехами 1940-1960-х гг. На его счету более пятидесяти постановок, множество комедийных, драматических и героических ролей; он создал целый ряд театральных студий и как режиссер и профессор Высшего театрального училища им. Щукина воспитал не одно поколение актеров.

Читать стих «Тучи» Лермонтова Михаила Юрьевича невозможно без ощущения тоски и безнадежности, которым наполнено произведение. Эту работу поэт написал в 1840 году, пребывая в очередной ссылке. Тогда автор ощущал отсутствие взаимопонимания как в отношениях со внешней средой, так и в собственном внутреннем мире. Он чувствовал себя чужим. Поэт понимал, что не имеет возможности поступать так, как ему заблагорассудится. Он ощущал тот факт, что люди не всегда вольны управлять своей жизнью по своему усмотрению. Лермонтова терзали мысли о том, что иногда приходится подчиняться чужой воле и отрекаться от собственных правил. Именно эти размышления помогли этим стихам появиться на свет.

Текст стихотворения Лермонтова «Тучи» полон глубоких тропов. Именно с тучами автор сравнивает самого себя. Он придает им исключительно человеческие качества. Бедные тучи вынуждены двигаться «с милого севера в сторону южную» вопреки своим собственным желаниям. Это событие Михаил Юрьевич сравнивает со своей ссылкой, спрашивая себя, является ли это правительственным решением или происками судьбы? Своим главным персонажам поэт завидует. У них нет дома, нет рамок и законов. Они лишь движутся в неизвестном направлении, не думая ни о чем. Для них нет понятий времени и правил. В то время, как мир, который окружал Лермонтова приносил ему лишь тягостные ощущения. Вскоре после написания данного произведения, поэт был убит на дуэли.

Многие находят в работе скрытый подтекст. Они считают, что одной из ключевых мыслей стихотворения является отсутствие взаимопонимания между людьми и природными явлениями. Невозможно объединиться с невероятными стихиями. Ими можно лишь любоваться, как сторонний зритель. Автор обвиняет мир в том, что он не способен возвыситься, словно туча, над этой рутиной, сказав уверенное «нет» всем страхам, обидам и злобе. Произведение вызывает особый настрой, полный философских размышлений. Каждый находит в нем что-то свое, личное. Ведь все люди - индивидуальности, имеющие собственные пороки. Стихотворение рекомендуют учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть стихи полностью или скачать его онлайн можно на нашем сайте.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...