День родного языка мероприятия. Международный день родного языка

Международный день родного языка в 2020 году отмечается 21 февраля. Праздник справляют люди, которые изучают и передают знания о языке: учителя литературы, языка, исследователи письменности, сотрудники библиотек, студенты, преподаватели и аспиранты филологических факультетов высших учебных заведений, увлеченные лингвистикой люди.

Цель праздника - содействие языковому и культурному разнообразию, защита исчезающих языков. Каждый год он посвящается определенной теме.

История праздника

17 ноября 1999 года Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила 21 февраля Международным днем родного языка. Первые торжества прошли в 2000 году. Генеральная Ассамблея ООН поддержала инициативу о провозглашении праздника в 2002 году в Резолюции № Α/RES/56/262. Она призвала страны-члены содействовать сохранению и защите языков народов мира.

Дата праздника приурочена к памяти о трагедии, которая произошла в Бангладеше 21 февраля 1952 года. Пакистанская полиция расстреляла участников акции, которые выступали за признание бенгальского языка государственным.

Традиции праздника

В этот день устраиваются просветительские лекции, конференции, семинары. Проходят акции по защите государственного языка. В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и в ее филиалах устраиваются выставки и презентации, которые посвящаются языкам, организуются праздничные концерты. В образовательных учреждениях проходят тематические занятия. Проводятся конкурсы среди знатоков родного языка. В средствах массовой информации публикуются статьи о действующих и исчезающих языках.

Каждый официальный язык ООН имеет свой праздник. 6 июня отмечается День русского языка, 23 апреля - английского, 12 октября - испанского, 20 марта - французского, 18 декабря - арабского и 20 апреля - китайского. 26 сентября празднуется Европейский день языков, 18 августа - День общего языка.

54% ресурсов Интернета - на английском языке, 6% - на русском.

На Земле существует 7 тысяч языков. Одна из причин их исчезновения - неравномерное распределение по количеству носителей. Язык вымирает, если на нем разговаривает менее 100 тысяч человек.

В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России под угрозой исчезновения.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2008 год Международным годом языков.

Пиджин - упрощенная, не родная речь, средство коммуникации между несколькими этническими группами.

Исследователи утверждают, что примитивный протоязык появился 2,3 миллиона лет назад у Homo habilis - высокоразвитых австралопитеков.

История лингвистики началась в V веке до н. э.

ЮНЕСКО содействует многоязычному и поликультурному образованию в контексте Образования в целях устойчивого развития и Образования в области глобальной гражданственности с самых ранних лет обучения. Тем самым, повышая осведомленность по этому вопросу в Международный день родного языка , который проходит 21 февраля.

Тема Дня 2018 года: Сохранение лингвистического разнообразия и продвижение многоязычия в рамках достижения целей в области устойчивого развития по качественному образованию и цели 6: «Обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная часть взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать и считать».
Для обеспечения устойчивого развития учащиеся должны иметь доступ к обучению на родном языке и других языках. Базовые навыки в области чтения, правописания и арифметики приобретаются в процессе познания родного языка. Переход к многоязычному образованию обеспечивает устойчивое развитие, как предусмотрено в цели устойчивого развития 4 и 6, направленных на то, чтобы к 2030 году все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать и считать.

Что такое многоязычное образование?

Многоязычное образование облегчает доступ к образованию, одновременно содействуя справедливости для людей, принадлежащих к группе меньшинства или коренных народов, особенно девочек и женщин:

  • Подчеркивая качество преподавания и обучения, в котором уделяется особое внимание пониманию и творчеству;
  • Укрепляя когнитивный аспект обучения, который обеспечивает непосредственное применение результатов обучения к жизни учащегося через родной язык;
  • Расширяя диалог и взаимодействие между учеником и учителем, позволяя подлинное общение с самого начала.
  • Способствует участию и деятельности в обществе и дает доступ к новым знаниям и культурному самовыражению, обеспечивая тем самым гармоничные взаимоотношения между глобальными и местными условиями.
Региональное бюро ЮНЕСКО в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Бангкоке, в рамках развития родного языка и многоязычного образования, разработало набор материалов для многоязычного образования на родном языке для трех групп заинтересованных людей: руководителей, исполнителей программ и представителей общества. Пять буклетов в комплекте представляют собой «общую картину» успешных программ многоязычного образования на основе родного языка и предложений для тех ролей, которые каждая группа может принимать, планируя, внедряя и поддерживая свои программы.

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

4 - 8 декабря 2017 года в Шымкенте, прошел Региональный семинар по многоязычному и поликультурному образованию в Казахстане. Семинар был организован Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ) в сотрудничестве с Национальным центром профессионального развития «ОРЛЕУ» Казахстан, Кластерным Бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану, и ЮНИСЕФ в Киргизской Республике.
Полный текст статьи доступен

СЦЕНАРИЙ

проведения мероприятия,

посвященного Международному дню родного языка

Дата проведения : 21 февраля 2018 года.

Цели:

Провести мероприятие, посвященное Международному родному языку;

Расширять кругозор обучащихся;

Развивать их творческие способности, смекалку, ловкость;

Стимулировать интерес к изучению родного языка;

Прививать любовь к родному языку;

Способствовать сплочению коллектива;

Воспитывать уважение к родному языку.

Место проведения: Республиканский центр дополнительного образования слепых и слабовидящих детей и взрослых.

Оформление помещения :

- на стене надпись «21 февраля - Международный день родного языка»,

-цитаты русских писателей,

-выставка книг русских писателей и книг с шрифтом Брайля,

-цветы, воздушные шарики.

Оборудование:

Для слепых участников:

Бумага для письма по Брайлю;

Грифель для письма по Брайлю;

Письменный прибор для письма по Брайлю;

Для слабовидящих участников:

Бумага с разлиновкой;

Черный маркер.

Ход мероприятия

Ведущий.

Добрый день всем присутствующим на нашем мероприятии, посвященного Международному дню родного языка. Что же такое «родной язык»? Родной язык - это тот , который усваивает с раннего детства без специального обучения, находясь в соответствующей языковой среде (в частности, в своей семье).

Языков так в мире много,
Всех нам даже не познать.
Очень важно в этой жизни,
О родном не забывать.
И стараться речь родную,
Никогда не засорять,
Продвигать её вновь в массы,
Много книжек прочитать!
Развивать свои познанья,
Открывать вновь для себя,

И чтоб в этом помогали,
Все родные и друзья.

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.

Николай Гаврилович Чернышевский очень метко заметил, что «изучать родной язык необходимо…чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».

Словарный запас великого писателя Уильяма Шекспира составлял более 15000 слов, русский поэт Александр Пушкин использовал в литературной речи 21000 слов, вождь племени Тумба-Юмба использовал 300 слов, а Эллочка Людоедка из сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» с лёгкостью обходилась тридцатью, но ими она могла выразить практически любую свою мысль.

Родной язык всего дороже,
Его прекрасней в мире нет,
На нём мы думать только можем,
Он дарит слуху дивный свет!
Порою ищем обороты,
В других прекрасных языках,
Багаж словарный пополняем,
И радость теплится в сердцах!
Язык с культурой неделимы,
Они как целое одно!

Храните знания свои вы,
Чтобы потомкам повезло!


Для привлечения внимания к проблеме сохранения языкового многообразия учредила , который отмечается ежегодно 21 февраля. Почему этот день? О нем мы узнаем дальше.

Учитель

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Дата Международного дня родного языка была выбрана в знак памяти о событиях, произошедших в Дакке (ныне – столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Языки являются сильным инструментом сохранения и развития материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Внимание к родным языкам содействует языковому разнообразию и многоязыковому образованию, способствует знакомству с языковыми и культурными традициями наций и народов.

Ежегодно в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят мероприятия, посвященные данной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия. Среди наиболее распространенных тем обсуждения: взаимосвязь между родным языком и многоязычием; система Брайля и язык жестов; повышение осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охрана нематериального наследия человечества и сохранение культурного разнообразия; роль родного языка в сохранении самобытной культуры народа. Тридцати трем европейским языкам угрожает серьезная опасность, в том числе 13 из них вот-вот исчезнут. Эти данные были взяты из информации ЮНЕСКО, которая назвала список европейских языков, квалифицированных как "исчезающие" и "находящиеся в опасности". К первым относятся языки, на которых говорят лишь отдельные представители самого старшего поколения, в то время как их дети уже не понимают их. Ко вторым - языки, на которых говорят люди помоложе, но лишь изредка и нечасто.

В самом тяжелом положении из списка языков, находящихся под угрозой исчезновения, - готшейский диалект немецкого языка, на котором говорит малоизученная этническая группа готшейских немцев, проживающих в городе Кочевье в Словении. Число сохранившихся носителей этого языка не известно.

Всего 6 человек говорят сегодня на галичском диалекте караимского языка, некогда распространенном на западе Украины.

Осталось только 20 носителей водского языка, на котором разговаривала малочисленная народность водь, проживающая в Кингисеппском районе Ленинградской области России.

Под серьезной угрозой находится и кильдинский саамский язык, распространенный в центральной части Кольского полуострова. На нем разговаривают, по данным ЮНЕСКО, 787 человек.

Всего в обоих списках значатся 8 языков народностей, живущих во Франции, 4 - в Великобритании, 3 - в Швеции, а также языки этносов в Хорватии, Болгарии, Италии, Греции, Германии, Финляндии, Норвегии и Латвии.

Ведущий

В Конституции нашей Республики два государственных языка: русский и украинский, однако большая часть жителей разговаривает на русском языке.

Родному русскому языку и посвятила свое стихотворение автор стихотворения «Великий и могучий, любимый и певучий» .

Великий и могучий, любимый и певучий

Другие знаю языки,
А думаю всегда – по-русски…
Духи французских слов – легки,
Регланы слов английских – узки,
А русский слог мне в самый раз,
По смыслу впору и по духу:
Так органична точность фраз,
Напевность так
приятна уху.
С рожденья слышала вокруг
Я зык татарский и узбекский,
И украинский – с детства друг:
На нем балакал двор соседский.
По свету часто колеся,
Дружа с английским и французским,
Болгарским и немецким, я
Молюсь и вижу сны на русском.
Так вкусно фразы смаковать
Из русских слов, простых и сочных,
И рифмы в косы заплетать,
Причесывая пряди строчек.
По-русски я смеюсь, пою,
Тоскую, плачу и ревную,
По-русски я шепчу: «Люблю…»
И троекратно мир целую.
Я – русская! И я горжусь
Родным, «великим и могучим»…
Мать языка – святая Русь,

Сын-богатырь – красив и звучен!

Ведущий

Во многих учебных и культурных заведениях нашей республики 21 февраля проходят мероприятия, посвященные Международному дню родного языка. Будут проходить выставки книг писателей, конкурсы рисунков и плакатов, вечера поэзий и многое-многое другое. А мы предлагаем провести написание диктанта о «Нашем родном языке».

(Ведущий читает текст диктанта)

Наш родной язык.

На территории нашей республики в настоящее время проживают более 120 национальностей. У каждого из них есть свой родной язык. Но объединяет всех - русский язык. В нем наша сила и единство!

Ведущий

Нет, пожалуй, ни одного крупного русского поэта, чьи стихи, положенные на музыку, не звучали бы в концертных залах, музыкальных салонах или гостиных, в домах горожан - любителей пения или в крестьянской избе, на улице или в поле. Особенно удивительна судьба тех поэтов - чьи имена в истории поэзии почти забыты, чьи книги уже давно никем не читаются, а из всего, что было создано ими, сохраняются лишь те стихи, которые стали крылатыми песнями.

В заключении нашего мероприятия предлагаем послушать романс на стихи русского поэта Афанасия Афанасиевича Фета « На заре ты ее не буди» в исполнении Виктории Ивановой.

Ведущий

Спасибо всем участникам нашего мероприятия. До новых встреч!

Существование планеты неразрывно связанно с развитием населения и речи. Языковое разнообразие неумолимо стремится к уменьшению, что вызывает опасения за полное исчезновение большинства существующих сейчас языков.

История

Международный день родного языка появился в 1999 году по учреждению Генеральной конференции ЮНЕСКО и вошел в календарную жизнь нашей планеты в 2000 году. Провозглашая этот праздник, была поставлена первостепенная задача – сохранить «вымирающие» языки, а также сблизить культурное и языковое множество народов мира.

Датой проведения Дня языка был выбран памятный день. В Дакке в 1952 году 21 февраля, во время демонстрации в поддержку родного языка, студенты, которые предлагали поднять праздник до уровня официального, были убиты сотрудниками полиции.

Каждый год этот праздник приобретает определенную тематику, привлекая внимания к различным проблемам лингвистической области. Поднимаются и рассматриваются следующие вопросы:

  1. Язык жестов и система Браиля.
  2. Содействие между родным языком и многоязычием.
  3. Сохранение культурного множества.
  4. Освещение различных культурных традиций.
  5. ·Качество лингвистического образования и др.

Сотрудниками ЮНЕСКО было определено, что на нашей планете населением использовалось огромное количество языков, 200 из которых исчезли совсем, и более 2-х тысяч находится на грани исчезновения, а используется всего около 6 тысяч языков.

В каждой стране существуют языки, которые могут исчезнуть со смертью их последних носителей. Странами с самым высоким количеством умирающих языков сейчас являются Индонезия, Индия, Китай, Бразилия, Мексика, США.

Причины исчезновения языка самые разнообразные:

  • снижение рождаемости;
  • войны;
  • депортация;
  • миграция;
  • эпидемии;
  • языковое смешивание.

В современном мире к этим факторам добавляется также появление доминантных языков, знание которых является более выгодным.

Исчезновение языков опасно не только с лингвистической точки зрения. Могут исчезать целые культурные пласты из-за утраты традиций и народного творчества, которые напрямую связаны с историей языка.

Традиции

В этот день сотрудниками всех филиалов ЮНЕСКО организовываются языковые мероприятия, во всех странах проходят различные конференции, семинары, выставки, концерты.

В России во многих школах проходят уроки, которые знакомят детей с языковой историей нашей планеты и темой исчезновения языков. Педагоги рассказывают, почему некоторые языки «стираются с лица Земли», учат ребят любить и уважать как родной язык, так и иностранные.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...