Арийская языковая группа. Иранская группа

В СССР — в Таджикской ССР, Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО, некоторых других районах Кавказа и Средней Азии. Прежде существовали в виде отдельных очагов также в Северном Причерноморье, Туркмении, Восточном Туркестане, на Восточном Памире. Общее число говорящих 81 млн. чел.

Историко-генетическая классификация делит иранские языки на 2 основные группы: западную и восточную, с членением каждой из них на северную и южную подгруппы (для восточной группы членение не вполне четкое). К северным западно-иранским языкам относятся: а) мертвые — мидийский, парфянский, б) живые — курдский, белуджский, талышский, гилянский, мазандеранский, ряд малых бесписьменных языков Ирана, Ирака, Турции и языки парачи и ормури; к южным: а) мертвые — древнеперсидский, среднеперсидский, б) живые — персидский, таджикский, дари (фарси-кабули), хазара, кумзари, ряд малых языков и диалектов Ирана. К северным восточно-иранским языкам относятся: а) мертвые — скифский, аланский, согдийский, хорезмийский, б) живые — осетинский, ягнобский; к южным: а) мертвые: бактрийский, сакские языки (или диалекты): хотанский, тумшукский и др., б) живые: афганский (пашто) и ряд языков, составляющих ареальную группу, известную как памирские языки: шугнанско-рушанская языковая группа, язгулямский, ваханский, ишкашимский (по некоторым признакам к ним примыкают мунджанский и йидга). Мертвый авестийский имеет ряд западных и восточных признаков.

Типологически иранские языки неоднородны. В вокализме древнеиранские языки — авестийский и древнеперсидский — сохраняют корреляцию длительности, которая в языках последующих периодов утрачивает позиции, удерживаясь лишь в части фонемных пар (в белуджском, ягнобском, шугнано-рушанской группе), переходя в корреляцию устойчивости (основная часть языков) или исчезая полностью (мазандеранский). В консонантизме — 4 типа систем: 1-й тип — близкий к прасистеме (древние языки, а также персидский, таджикский, татский, гилянский, мазандеранский, часть курдских диалектов); остальные типы — с позднейшими корреляциями: 2-й — аспирации (северные курдские диалекты, восточно-белуджские диалекты, парачи); 3-й — церебральности (афганский, мунджанский и йидга, ваханский, ишкашимский, парачи, ормури, белуджский, хазара; условно также язгулямский и шугнано-рушанская группа); 4-й — абруптивности (осетинский). В морфологии древнеиранские языки сохраняют флективное формообразование и аблаут корня и аффикса; склонение и спряжение многотипные. Троичные системы числа (единственное, двойственное, множественное), рода (мужской, женский, средний). В имени — многопадежная флективная парадигма. В глаголе лицо и число выражены флексией, оппозиция актив — медиалис (версия) тоже флексией, актив — пассив (собственное залог) суффиксально. Видовые характеристики (длительность; однократность, завершенность; результативность, состояние) выражены типами основ (соответственно презентной, аористной, перфектной), категория времени — типом флексии и аугментом. Наклонения связаны с типами основ и флексии. Зачатки аналитических конструкций.

В более поздних языках — унификация типов формообразования в имени и глаголе, отмирание аблаута. Двоичные системы числа (во всех языках), рода (реликты среднего рода только в сакских и согдийском); в ряде языков род отмирает (персидский, таджикский и др.). Упрощение падежной системы с перестройкой во многих языках по агглютинативному принципу(в осетинском — под кавказским влиянием; гилянский, мазандеранский, талышский, белуджский и др.). Отмирание падежей (персидский, таджикский, татский и др.) с агглютинацией аффикса числа. Постпозитивный (в персидском, таджикском, сангисари, гилянском, белуджском, парачи, курдском и др.) и препозитивный (в нескольких языках) неопределенный артикль. В глаголе — новые аналитические и вторичные флективные формы на базе причастий. Лицо и число выражены флексией (новой и старой), энклитиками, отделяемыми показателями, связками, вспомогательными глаголами; залог — наличием вторичных форм пассива, видовые характеристики — аналитическими формами, превербами, сложновербальными глаголами; категория времени — типами основ, окончаний, построением формы в целом, реже аугментом (ягнобский язык).

Для синтаксиса ряда языков характерна изафетная конструкция с препозицией определяемого, оформленного особым показателем (персидский, таджикский, курдский, авромани и др.). Во многих языках — эргативное (или эргативнообразное) построение предложения с переходными глаголами в прошедших временах с объектным (афганский, мунджанский, курдский и др.) или субъектным (язгулямский, рушанский и др.) согласованием глагола.

Периодизация иранских языков на древний, средний и новый периоды базируется на экстралингвистических признаках (культурно-историческом и др.). По лингвистическим признакам вычленяется 2 периода: древний (древнеперсидский, авестийский, мидийский, скифский языки) и последующий (все остальные языки).

Первые памятники древнеперсидской письменности — клинописные надписи (начиная с 6 в. до н.э.). Авестийские гимны, передававшиеся многие века изустно, записаны около 4 в. н.э. специальным алфавитом на основе среднеперсидского. Памятники среднеперсидского (со 2-3 вв. н.э.), парфянского (с 1 в. до н.э.), согдийского (с 4 в. н.э.) и частично хорезмийского (с 3 в. до н.э.) языков написаны разновидностями арамейского письма (часть хорезмийских текстов дошла в арабоязычных сочинениях 12-13 вв. на арабском алфавите). Хотаносакский язык (с 7 в. н.э.) использовал разновидность брахми, бактрийский (около 2 в. н.э.) — греческого алфавита. Персидский, дари, афганский, белуджский используют разновидности арабского алфавита.; таджикский, осетинский, татский — алфавиты на основе русской графики. Курды СССР используют русскую графику, часть курдов Сирии и Ирака — латинскую, остальные — арабскую. Прочие языки практически бесписьменны.

Изучение живых языков начато с конца 17 в., древних — с 18 в. На рубеже 19-20 вв. сводным трудом «Grundriss der iranischen Philologie» подведен итог предшествующим исследованиям. В 20 в. открыты новые памятники мертвых языков (в т.ч. неизвестных ранее), изучались (и открывались) живые языки. Обобщение материала с историко-генетических позиций — в трудах И.М. Оранского; с историко-типологических — в «Опыте историко-типологического исследования иранских языков» (т. 1-2, 1975).

Литература

Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., 1960; 2 изд., М., 1988.
Оранский И.М. Иранские языки. М., 1963.
Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. М., 1979.
Очерки по истории изучения иранских языков. М., 1962.
Иранские языки, в кн.: Языки Азии и Африки, т. 2. М., 1978.
Основы иранского языкознания, кн. 1. Древнеиранские языки, кн. 2. Среднеиранские языки, кн. 3. Новоиранские языки: западная группа, прикаспийские языки, кн. 4. Новоиранские языки: восточная группа. М., 1979-1987.
Grundriss der iranischen Philologie. Bd. 1. Abt. 1-2. Strassburg, 1895-1904.
Handbuch der Orientalistik. Abt. 1. Bd. 4. Abschn. 1. Leiden — Köln, 1958.

Д. И. Эдельман

ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ

(Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 200-201)

Происхождение

Сохранявшиеся в южносреднеазиатском регионе иранские языки демонстрируют отсутствие специфического субстрата, в отличие от иранских языков Западного Ирана и индоарийских языков Индии. Вычленяемый во всех индоиранских языках общий субстрат предположительно соотносится именно с доарийской культурой БМАКа. Кроме того, наблюдается перенос некоторых географических названий из южносреднеазиатского региона в Индию (ср. авест. Harōiuua-, др.перс. Haraiva- «Арея» ~ др.инд. Saráyu-; авест. Haraxᵛaitī-, др.перс. Harauvati- «Арахозия» ~ др.инд. Sárasvatī-.

Язык

Не имеющие памятников древнейшей эпохи дардские языки традиционно рассматривались как особая подветвь индоарийских , однако современные исследования показывают, что выделение предка дардских происходило в эпоху, соотносимую с разделением праиндоарийским и праиранского, дардские по некоторым параметрам занимают промежуточное положением между индоарийскими и иранскими. Поэтому дардские языки скорее следует рассматривать как отдельную ветвь индоиранских .

С точки зрения относительной хронологии выделение предка нуристанских языков следует отнести к бо́льшей древности, чем распад собственно индоиранских языков (индоарийского, дардского и иранского) . Таким образом выделение архаичных нуристанских языков может считаться наиболее ранней филиацией праарийского языка.

Культура и религия

Материальная и духовная культура древних ариев (индоиранцев) восстанавливается на основании свидетельств древнейших литературных памятников индоариев (Веды) и иранцев (Авеста), а также исторических свидетельств о древних индоиранских народах, археологических данных, данных поздних эпических сказаний (Махабхарата , Рамаяна , Шах-наме) и этнографических исследованиях современных архаичных индоиранских народов.

Духовная культура

Праиндоиранская религия реконструируется на основе сохранившихся данных ведийской религии (индоарии) и зороастризма (иранские народы), основными источниками для её реконструкции являются Ригведа и Авеста . Соответствие индийских Адитьев (веды) семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам), например главы Адитьев , Варуна иранскому Ахурамазду ; спутника Варуны - Митры (др.-инд. Mitra- , авест. Miθra- ) - иранскому солнечному богу Мифре; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитьев (Митра - дружественный, друг, Арьяман из Адитьев - лучший друг) - все эти признаки указывают на общий древний пласт индоарийских верований. В осетинском эпосе «Нарты» также сохранились сюжеты и образы, имеющие прямые соответствия в древней литературе Индии и Ирана. Шведский учёный С.Викандер доказал, что общие черты индийского эпоса Махабхарата и персидского Шахнаме восходят к единому индоиранскому эпическому наследию. . В конце XIX века существовала неподтвержденная гипотеза, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием вавилоно-ассирийского культа семи верховных божеств: солнца, луны и пяти планет .

В ведийской религии известен близнечный миф о прародителе людей Вивасванте (брате Варуны и боге солнца, жившем некоторое время на земле как простой смертный) и его детях - близнецах Яма и Има (или Ями) (др.-инд. Yama- , авест. Yima- , см. Яма и Джамшид). Этот вариант, имеющий и иранскую параллель, считают одним из древнейших в Ведах, он и отражает, видимо, индоиранский вариант близнечного мифа. Яма был первым умершим на земле, соответственно он первым открыл дверь загробного мира и стал богом смерти и теней усопших.

К древним индоиранским представлениям во многом восходит осетинская религиозная и эпическая традиция о пути души в загробный мир, на котором она преодолевает многие препятствия и о царстве мертвых. Подобные мифы видимо нашли отражение в изображениях схватки людей с грифами на скифских саркофагах .

В религии индоиранцев периода индоиранского единства и в ближайшую за ним эпоху очевидно имелись элементы шаманизма , причем ряд особенностей шаманских верований совпадает с таковыми у народов Сибири. Преданием эпохи индоиранской общности является миф о птице Гаруда (Саена, Симург) .

Сохранившимися до нашего времени религиями, возникшими в том числе на индоиранской почве, являются индуизм , джайнизм , буддизм , религия калашей и кафиров Гиндукуша и зороастризм .

См. также

Напишите отзыв о статье "Индоиранцы"

Примечания

Ссылки

  • Бонгард-Левин Г. М. , Грантовский Э. А. - М .: Мысль, 1974. - 206 с.

Отрывок, характеризующий Индоиранцы

Первая партия была: Пфуль и его последователи, теоретики войны, верящие в то, что есть наука войны и что в этой науке есть свои неизменные законы, законы облического движения, обхода и т. п. Пфуль и последователи его требовали отступления в глубь страны, отступления по точным законам, предписанным мнимой теорией войны, и во всяком отступлении от этой теории видели только варварство, необразованность или злонамеренность. К этой партии принадлежали немецкие принцы, Вольцоген, Винцингероде и другие, преимущественно немцы.
Вторая партия была противуположная первой. Как и всегда бывает, при одной крайности были представители другой крайности. Люди этой партии были те, которые еще с Вильны требовали наступления в Польшу и свободы от всяких вперед составленных планов. Кроме того, что представители этой партии были представители смелых действий, они вместе с тем и были представителями национальности, вследствие чего становились еще одностороннее в споре. Эти были русские: Багратион, начинавший возвышаться Ермолов и другие. В это время была распространена известная шутка Ермолова, будто бы просившего государя об одной милости – производства его в немцы. Люди этой партии говорили, вспоминая Суворова, что надо не думать, не накалывать иголками карту, а драться, бить неприятеля, не впускать его в Россию и не давать унывать войску.
К третьей партии, к которой более всего имел доверия государь, принадлежали придворные делатели сделок между обоими направлениями. Люди этой партии, большей частью не военные и к которой принадлежал Аракчеев, думали и говорили, что говорят обыкновенно люди, не имеющие убеждений, но желающие казаться за таковых. Они говорили, что, без сомнения, война, особенно с таким гением, как Бонапарте (его опять называли Бонапарте), требует глубокомысленнейших соображений, глубокого знания науки, и в этом деле Пфуль гениален; но вместе с тем нельзя не признать того, что теоретики часто односторонни, и потому не надо вполне доверять им, надо прислушиваться и к тому, что говорят противники Пфуля, и к тому, что говорят люди практические, опытные в военном деле, и изо всего взять среднее. Люди этой партии настояли на том, чтобы, удержав Дрисский лагерь по плану Пфуля, изменить движения других армий. Хотя этим образом действий не достигалась ни та, ни другая цель, но людям этой партии казалось так лучше.
Четвертое направление было направление, которого самым видным представителем был великий князь, наследник цесаревич, не могший забыть своего аустерлицкого разочарования, где он, как на смотр, выехал перед гвардиею в каске и колете, рассчитывая молодецки раздавить французов, и, попав неожиданно в первую линию, насилу ушел в общем смятении. Люди этой партии имели в своих суждениях и качество и недостаток искренности. Они боялись Наполеона, видели в нем силу, в себе слабость и прямо высказывали это. Они говорили: «Ничего, кроме горя, срама и погибели, из всего этого не выйдет! Вот мы оставили Вильну, оставили Витебск, оставим и Дриссу. Одно, что нам остается умного сделать, это заключить мир, и как можно скорее, пока не выгнали нас из Петербурга!»
Воззрение это, сильно распространенное в высших сферах армии, находило себе поддержку и в Петербурге, и в канцлере Румянцеве, по другим государственным причинам стоявшем тоже за мир.
Пятые были приверженцы Барклая де Толли, не столько как человека, сколько как военного министра и главнокомандующего. Они говорили: «Какой он ни есть (всегда так начинали), но он честный, дельный человек, и лучше его нет. Дайте ему настоящую власть, потому что война не может идти успешно без единства начальствования, и он покажет то, что он может сделать, как он показал себя в Финляндии. Ежели армия наша устроена и сильна и отступила до Дриссы, не понесши никаких поражений, то мы обязаны этим только Барклаю. Ежели теперь заменят Барклая Бенигсеном, то все погибнет, потому что Бенигсен уже показал свою неспособность в 1807 году», – говорили люди этой партии.
Шестые, бенигсенисты, говорили, напротив, что все таки не было никого дельнее и опытнее Бенигсена, и, как ни вертись, все таки придешь к нему. И люди этой партии доказывали, что все наше отступление до Дриссы было постыднейшее поражение и беспрерывный ряд ошибок. «Чем больше наделают ошибок, – говорили они, – тем лучше: по крайней мере, скорее поймут, что так не может идти. А нужен не какой нибудь Барклай, а человек, как Бенигсен, который показал уже себя в 1807 м году, которому отдал справедливость сам Наполеон, и такой человек, за которым бы охотно признавали власть, – и таковой есть только один Бенигсен».
Седьмые – были лица, которые всегда есть, в особенности при молодых государях, и которых особенно много было при императоре Александре, – лица генералов и флигель адъютантов, страстно преданные государю не как императору, но как человека обожающие его искренно и бескорыстно, как его обожал Ростов в 1805 м году, и видящие в нем не только все добродетели, но и все качества человеческие. Эти лица хотя и восхищались скромностью государя, отказывавшегося от командования войсками, но осуждали эту излишнюю скромность и желали только одного и настаивали на том, чтобы обожаемый государь, оставив излишнее недоверие к себе, объявил открыто, что он становится во главе войска, составил бы при себе штаб квартиру главнокомандующего и, советуясь, где нужно, с опытными теоретиками и практиками, сам бы вел свои войска, которых одно это довело бы до высшего состояния воодушевления.
Восьмая, самая большая группа людей, которая по своему огромному количеству относилась к другим, как 99 к 1 му, состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны, ни наступательных движений, ни оборонительного лагеря ни при Дриссе, ни где бы то ни было, ни Барклая, ни государя, ни Пфуля, ни Бенигсена, но желающих только одного, и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий. В той мутной воде перекрещивающихся и перепутывающихся интриг, которые кишели при главной квартире государя, в весьма многом можно было успеть в таком, что немыслимо бы было в другое время. Один, не желая только потерять своего выгодного положения, нынче соглашался с Пфулем, завтра с противником его, послезавтра утверждал, что не имеет никакого мнения об известном предмете, только для того, чтобы избежать ответственности и угодить государю. Другой, желающий приобрести выгоды, обращал на себя внимание государя, громко крича то самое, на что намекнул государь накануне, спорил и кричал в совете, ударяя себя в грудь и вызывая несоглашающихся на дуэль и тем показывая, что он готов быть жертвою общей пользы. Третий просто выпрашивал себе, между двух советов и в отсутствие врагов, единовременное пособие за свою верную службу, зная, что теперь некогда будет отказать ему. Четвертый нечаянно все попадался на глаза государю, отягченный работой. Пятый, для того чтобы достигнуть давно желанной цели – обеда у государя, ожесточенно доказывал правоту или неправоту вновь выступившего мнения и для этого приводил более или менее сильные и справедливые доказательства.
Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в этом ловлении следили только за направлением флюгера царской милости, и только что замечали, что флюгер обратился в одну сторону, как все это трутневое население армии начинало дуть в ту же сторону, так что государю тем труднее было повернуть его в другую. Среди неопределенности положения, при угрожающей, серьезной опасности, придававшей всему особенно тревожный характер, среди этого вихря интриг, самолюбий, столкновений различных воззрений и чувств, при разноплеменности всех этих лиц, эта восьмая, самая большая партия людей, нанятых личными интересами, придавала большую запутанность и смутность общему делу. Какой бы ни поднимался вопрос, а уж рой этих трутней, не оттрубив еще над прежней темой, перелетал на новую и своим жужжанием заглушал и затемнял искренние, спорящие голоса.
Из всех этих партий, в то самое время, как князь Андрей приехал к армии, собралась еще одна, девятая партия, начинавшая поднимать свой голос. Это была партия людей старых, разумных, государственно опытных и умевших, не разделяя ни одного из противоречащих мнений, отвлеченно посмотреть на все, что делалось при штабе главной квартиры, и обдумать средства к выходу из этой неопределенности, нерешительности, запутанности и слабости.
Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии; что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском; что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует пятьдесят тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет лучше самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.
В то самое время как князь Андрей жил без дела при Дриссе, Шишков, государственный секретарь, бывший одним из главных представителей этой партии, написал государю письмо, которое согласились подписать Балашев и Аракчеев. В письме этом, пользуясь данным ему от государя позволением рассуждать об общем ходе дел, он почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице, предлагал государю оставить войско.
Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты отечества – то самое (насколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главной причиной торжества России, было представлено государю и принято им как предлог для оставления армии.

Х
Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.
В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, – известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef d"?uvr"ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, – что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.
Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.

Иранские народы распространились с территории Кавказа в Среднюю Азию; 3/4 их составляют таджики, имеющие близкие родственные народы в Северном Иране. Вторым по численности иранским народом являются осетины, находящиеся под более сильным влиянием русских, чем другие горские народы. Тюрки-азербайджанцы по своей культуре ближе к иранцам.

Осетины (402 тыс. чел.) - основное население Северной Осетии (около 335 тыс. чел.), живут также в Кабардино-Балкарии, Ставропольском - крае, Карачаево- Черкесии. Делятся на две субэтнические группы: ирон- цев и дигорцев (последние сосредоточены главным образом на северо-западе Осетии). Иронский диалект был положен в основу осетинского литературного языка.

Курды (4,7 тыс. чел.) живут преимущественно в Краснодарском крае. В бывшем СССР численность курдского населения достигала 152,7 тыс. чел. (Кавказ и Средняя Азия). Курды являются автономным населением Курдистана- части Ирана (5,5 млн. чел.), Турции (6,5 млн. чел.), Ирака (4 млн. чел.), Сирии (720 тыс. чел.). Общая численность курдов превышает 17 млн. чел. Верующие курды - мусульмане-сунниты, хотя среди них есть мусульмане-шииты и христиане.

Таты (19,4 тыс. чел.) живут в южных районах Дагестана (12 тыс. чел.) и небольшими группами в других республиках Северного Кавказа. В Азербайджане проживает около 10 тыс. татского населения. Все таты делятся по религиозному признаку на три группы: таты- мусульмане (шииты), таты-иудаисты (горские евреи) и таты-христиане (монофиситы).

Горские евреи (самоназвание джухур)- этнолингвистическая группа в составе евреев, а также этнокон- фессиональная группа в составе татов (11,3 ты,с. чел. в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии). Говорят на татском языке, имеющем махачкалинско- нальчикский, дербентский, кубанский говоры.

К числу проживающих в РФ народов, говорящих на языках иранской группы индоевропейской языковой семьи, относятся также таджики (38,2 тыс. чел.), среднеазиатские (бухарские) евреи (этнолингвистическая группа евреев, 1,4 тыс. чел., говорят на северотаджикском диалекте), талыши (0,2 тыс. чел.), белуджи (0,3 тыс. чел.), ирани (персы) (2,6 тыс. чел.), афганцы (пуштуны) (0,9 тыс. чел.).

Источник: Ю. П. ПЛАТОНОВ. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, . - 432 с.. 2000 {original}

Еще по теме Иранская группа:

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст фокус-группы. Обсуждается принадлежность зачитанных групповых характеристик к той или иной этнической группе

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

Иранская группа

(более 10 языков; наибольшую близость обнаруживает с индийской группой, с которой объединяется в общую индоиранскую, или арийскую, группу; а р ь я - племенное самоназвание в древнейших памятниках, из него Иран, и алан- самоназвание скифов)

Персидский (фарси)

Официальный статус : Иран

Общее число носителей : более 60 млн

Письменность : арабский алфавит

Древнеперсидские памятники - наскальные клинописные надписи Ахеменидов VI-VI вв. до н. э.

Дари (фарси-кабули)

Официальный статус : Афганистан

Общее число носителей : 15 млн (оценка 2006)

Письменность: арабский алфавит

Большинством специалистов рассматривается как местный афганский вариант персидского языка. От иранского варианта персидского дари отличается в основном фонетикой (главным образом вокализмом), также имеются небольшие отличия в лексике и грамматике.

Существует точка зрения, согласно которой афганский персидский не является отдельным диалектом. Название дари используется некоторыми учёными Таджикистана и Ирана, в том числе, Махмуд Довлетебеди обозначает словом «дари» персидский язык. Также имеется мнение, что дари не должен назваться «афганским персидским», так как дари древнее Афганистана и названия «афганцы». Лингвисты предпочитают название «восточноперсидский язык» (фарси) для языка, используемого в Тегеране, и «западноперсидский» (дари) для языка Ирана и остального Афганистана. Название афганского языка было официально изменено на «дари» по политическим причинам в 1964.

Пушту (пашто, афганский)

Официальный статус : Афганистан

Общее число носителей : от 40 до 50 млн.

Письменность: арабский алфавит

Пашто, так же как и другие восточно-иранские языки (памирские), представляет более архаичную ступень развития языка, чем западный персидский, сохранив категорию рода и различие прямого и косвенного падежей. В фонетике и словаре заметно влияние соседних индийских языков.

Белуджский (балучи).

Официальный статус : Белуджистан (территория между Афганистаном, Ираном и Пакистаном)

Общее число носителей : 7,5 млн

Письменность: арабский алфавит, кириллица

Старейшие памятники относятся к XVIII в.

В начале 1930-х годов для белуджей СССР был создан алфавит на основе латиницы. На этом алфавите были изданы буквари, печаталась страница в местной газете, публиковались переводы идеологических произведений. Но в конце 1930-х годов книгоиздание на белуджском языке в СССР прекратилось.

Таджикский

Официальный статус : Таджикистан

Общее число носителей : более 6 млн чел.

Письменность: на основе кириллицы

Расхождения с западным (иранским) вариантом персидского языка фиксируются примерно в XV в. Таджикский язык сравнительно с персидским отличается бо́льшей архаичностью лексики и отдельных фонетических явлений, несколько лучше сохраняя наследие классического периода (IX-XV вв.) С другой стороны, он подвергся значительному лексическому и грамматическому влиянию тюркских (прежде всего узбекского), а с XX в. ещё и русского языков.

Диалекты: северные и южные

Курдский

Ареал распространения : Средний Восток, Закавказье, Малая Азия, Сирия, Ирак

Общее число носителей : 13-20 млн

Письменность:

В настоящее время под «курдскими языками» чаще всего подразумеваются четыре языка:

· курманджи, или севернокурдский (Турция, Сирия, Ирак, Иран, страны постсоветского пространства, ЕС);

· сорани, или центральнокурдский (восточный Ирак, Иран);

· южнокурдский язык;

В Средние века подверглись значительному влиянию персидского и арабского языков, имеются также заимствования из турецкого языка. Родство с персидским языком стало причиной многочисленных ка́лек из него (процесс их создания продолжается).

Исторически курды использовали арабский алфавит. В 1920-1930-е годы в Турции и СССР были созданы латинизированные курдские алфавиты. В 1946 году алфавит советских курдов был переведён на кириллическую основу. В Ираке и Иране до сих пор используется арабская письменность.

Осетинский

Официальный статус : Южная Осетия, Северная Осетия

Общее число носителей : 500 000

Наречия: иронское (восточное) и дигорское (западное).

Осетины - потомки аланов-скифов.

На основании большого количества памятников можно допустить, что предки осетин - кавказские аланы - имели письменность уже с III-IV вв. До второй половины XVIII века сведений об осетинской письменности нет. В целях распространения христианства среди осетин к концу XVIII века стали появляться осетинские переводы религиозных текстов. В 1798 году была издана первая осетинская печатная книга (катехизис), набранная кириллическим алфавитом. Другая попытка создания письменности произошла 20 лет спустя по другую сторону Кавказского хребта: Иван Ялгузидзе издал несколько церковных книг на осетинском языке, пользуясь грузинским алфавитом хуцури.

Современная осетинская письменность создана в 1844 г. на основе кириллицы.

Татский

Официальный статус : Дагестан

Число говорящих в России ок. 3 тыс. человек

Классифицируется как «язык в серьёзной опасности исчезновения» по критериям «Атласа языков мира в опасности», изданного UNESCO

Таты разделяются на татов-мусульман и “горских евреев”.

Имеются сведения, что в средние века Ширвани Хагани написал несколько стихотворений на татском, используя персидскую графику. До 1928 года татами-мусульманами она одна могла быть использована для записи татской речи.

Впоследствии же мусульманско-татский стал практически бесписьменным. До присоединения Закавказья к Российской Империи таты использовали в качестве письменного языка исключительно фарси, даже сам разговорный диалект татов-мусульман имел и имеет такое название до сих пор на Апшероне. Письменность на основе азербайджанской латиницы используется редко и спорадически. До 1928 года горские евреи пользовались древнееврейским алфавитом, приспособленным для татского языка. В 1928-1938 годах использовался латинский алфавит, а с 1938 года - алфавит на основе кириллицы.

Талышский

Официальный статус : Ленкорань (город в Азербайджане)

Общее число говорящих : 200 000

Из живых языков к талышскому наиболее близок татский язык. Некоторые лингвисты считают татский язык лишь диалектом талышского.

В 1929 году для талышей СССР была создана письменность на латинской основе. В 1938 году она была переведена на кириллическую основу, но не получила распространения по ряду причин (в том числе политическим - в результате сталинского укрупнения социалистических наций).

Прикаспийские (гилянские, мазандеранские) диалекты

Гилянский язык

Официальный статус : Гилян (провинция Ирана)

Общее число говорящих : 3,267 млн. (1993, родной), все носители двуязычны (второй - фарси)

Делится на 2 диалекта: рашти и горный гилянский («гиляши»).

Мазандеранский язык

Ариал распространения : Иран

Общее число говорящих : от 3 до 4,5 млн. (родной), все носители двуязычны (второй - фарси)

Письмо: арабско-персидское (персидский алфавит)

Среди живых иранских языков мазандеранский имеет одну из наиболее долгих письменных традиций, с 10 до 15 веков, когда Мазендеран пользовался относительной независимостью

На мазандеранском языке создана богатая литература, в частности, Марзбан-наме (позднее этот труд переведен на персидский язык), поэма Амир Пазевари. Однако с 15 в. наметился упадок в использовании мазандеранского языка, поскольку местная администрация начала переходить и в 17 в. окончательно перешла на персидский язык.

Мазандеранский язык - ближайший родственник гилянского (гиляки), со значительным сходством в лексике и грамматике. Оба указанных языка, в отличие от персидского, не подпали под влияние соседних арабского и тюркских языков.

11) Памирские языки (шугнанский, рушанский, бартантский, сарыкбльский, хуфский, орошорский, язгулямский, ишкашймский, ваханский) - бесписьменные языки Памира.

Ареал распространения : в Памире, разделённом между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем, Афганистаном.

Ягнобский

Ариал распространения : Таджикистан

Общее число говорящих: 13,5 тыс. чел.

Письменность: на основе кириллицы

Мертвые:

13) Древнеперсидский - язык клинописных надписей эпохи Ахеменидов (Дария, Ксеркса и др.) VI - IV вв. до н. э.

14) Авестийский - другой древнеиранский язык, дошедший в среднеперсидских списках священной книги “Авес-та”, где собраны религиозные тексты культа зороастрийцев, последователей Заратуштры (по-гречески: Зороастра).

15) Пехлеви- среднеперсидский язык III - IX вв. н. э., сохранившийся в переводе “Авесты” (этот перевод называется “Зенд”, откуда долгое время сам авестийский язык неправильно называли зёндским).

16) Мидийский - род северо-западных иранских диалектов; письменных памятников не сохранилось.

17) Парфянский- один из среднеперсидских языков III в. до н. э. - III в. н. э., распространенный в Парфии на юго-восток от Каспийского моря.

18) Согдийский- язык Согдианы в долине Зеравшана, первое тысячелетие н. э.; предок ягнобского языка.

19) Хорезмййский - язык Хорезма по нижнему течению Аму-Дарьи; первое - начало второго тысячелетия н. э.

20) Скифский- язык скифов (аланов), живших в степях по северному берегу Черного моря и на восток до границ Китая в первом тысячелетии до н. э. и первом тысячелетии н. э.; сохранился в собственных именах в греческой передаче; предок осетинского языка.

21) Бактрййский (кушанский) - язык древней Бакт-РИИ по верхнему течению Аму-Дарьи, а также язык Кушанского Царства; начало первого тысячелетия н.э.

22) Сакскии (хотанский)-в Средней Азии и в Китайском Туркестане; от V - Х вв. н. э. остались тексты, написанные индийским письмом брахми.

Примечание. Большинство современных иранистов подразделяют живые и мертвые иранские языки на следующие группы:

А. Западные

1) Юго-западные: древне- и среднеперсидский, современный персид-ский, таджикский, татский и некоторые другие.

2) Северо-западные: мидийский, парфянский, белудж-ский (балучи), курдский, талышский и другие прикаспийские.

Б. Восточные

1) Юго-восточные: сакский (хотанский), пушту (паш-то), памирские.

2) Северо-восточные: скифский, согдийский, хорез-мийский, осетинский, ягнобский.

ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространены сплошным массивом или с иноязычными вкраплениями на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана, в северо-восточной части Ирака (Курдистан), восточной части Турции (вдоль границ с Ираном, Ираком и Сирией, в Российской Федерации (Республика Северная Осетия – Алания), в Грузии (Южная Осетия). Отдельные ираноязычные районы имеются в Туркмении, Азербайджане, Индии, Киргизии, Китае, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Пакистане, Сирии, Узбекистане. Группа иранских языков насчитывает более 50 языков, диалектов и диалектных групп. Число говорящих на иранских языках точно не установлено, по оценке 1999 их более 100 млн. История иранских языков делится на три основных периода: 1) древний (с начала II тыс. до н.э. по 4–3 вв. н.э.); 2) средний (с 4–3 вв. до н.э. по 8–9 вв. н.э.); 3) новый (с 8–9 вв. н.э. по настоящее время). На основе генетической классификации иранские языки делятся на две большие группы – западную (в которой четко выделяются северо-западная и юго-западная подгруппы) и восточную (в которой тоже есть деление на северо-восточную и юго-восточную подгруппы, но оно не такое четкое, как в западной группе). Западноиранская группа языков продолжает историческую линию развития языков и диалектов западной части Иранского нагорья, где они распространились к середине I тыс. до н.э. Восточноиранская группа языков восходит к иранским диалектам Средней Азии и сопредельных областей. К языкам юго-западной группы относятся: из языков древнего и среднего периодов – древнеперсидский и среднеперсидский (пехлеви); из современных языков совр. персидский, таджикский, дари, татский, хазара, лурская и бахтиярская группа диалектов, группа диалектов Ларистана, диалекты Фарса, кумзари, группа диалектов Башкарди, группа диалектов Чар-аймаков. К северо-западным языкам относятся: из древнего периода – мидийский; из среднего – парфянский; и современные – белуджский, курдский, гилянский, мазандеранский, талышский, семнанский, группа диалектов тати, парачи, ормури, группа диалектов Центрального Ирана. К северо-восточным иранским языкам относятся: из древнего периода – скифский; из среднего периода – аланский, согдийский, хорезмийский; современные – осетинский и ягнобский; к юго-восточным иранским языкам относятся: из среднего периода – сакские языки (или диалекты), бактрийский, хотанский, тумшукский и др.; из современных – пушту (афганский), памирские языки (шугнано-рушанская группа, ваханский, язгулямский, ишкашимский, мунджанский и йидга).

Типологически иранские языки неоднородны. Древнеиранские языки по своему морфологическому типу являются флективно-синтетическими с развитой системой форм склонения и спряжения. В среднеиранских языках флективно-синтетический тип уже с заметными следами разложения древней системы. В новоиранских языках флективно-аналитический тип сохранился в пушту, но тоже в сильно измененном виде по сравнению с древнеиранским. Большинство современных иранских языков – флективно-аналитические с элементами агглютинации. Соотношение флективных и аналитических форм в разных языках неодинаково. Большинство иранских языков (древнеперсидский, авестийский, хотаносакский, согдианский, персидский, таджикский, дари, татский, гилянский, мазандский, осетинский, ягнобский и др.) с типологической точки зрения относятся к языкам номинативного строя. Среднеперсидский, парфянский, курдский, заза, гурани, белуджский, талышский, семнанский, пушту, ормури, парачи являются языками смешанного типа (номинативная конструкция с переходными глаголами во всех временах и наклонениях и с непереходными в наст. вр. изъявит. и сослагат. наклонений; с переходными глаголами в прошедших временах построение предложения эргативное или эргативообразное). Иранские языки оказали большое влияние на языки и культуры соседних народов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...