Морфемный анализ слова значимость. Морфемный и словообразовательный разбор слова



















1 из 18

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Порядок морфемного разбора 1. Определите часть речи. 2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение. 3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. 4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками. 5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами. 6. Выделите корень. 7. Запишите графическую схему слова.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Пример рассуждения в процессе морфемного анализа. Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного -ениj- (отмечаем также историческое чередование в корне д – жд). Правильность выделения суффикса можно подтвердить аналогичными словообразовательными парами (судить – суждение, терпеть – терпение и т.п.). Глагол освободить «сделать свободным» образован от существительного свобода – следовательно, в нем выделяются приставка о- и суффикс и- (долг – о-долж-и-ть, звук – о-звуч-и-ть). Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообразовательная цепочка освобожд[-ениj-э] → о-свобод- и-ть → свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобожд-ениj-е.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Различение нулевого окончания и отсутствия окончания Для наглядности можно указать группы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет окончания): несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; простая сравнительная степень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д., междометия: ого, ах.

№ слайда 8

Описание слайда:

Разграничение омонимичных морфем Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем: по нов-ому мосту (окончание прилагательного) – сделать по-нов-ому (суффикс наречия); Небо светл-о и прекрасно (окончание краткого прилагательного) – Здесь светл-о (суффикс слова состояния); заниматься бег-ом (окончание существительного) – мчаться бег-ом (суффикс наречия). Разграничение морфем опирается на различение слов различных частей речи.

№ слайда 9

Описание слайда:

Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий Может вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий). Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других словоформах. Если [j] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий – прохож-его – прохож-ему (основа прохож-ий). Если [j] сохраняется, он входит в основу: друзей – друзьjя – друзьjям (основа друзей); волчий – волчьjего – волчьjему (основа волчий).

№ слайда 10

Описание слайда:

Связанные корни Некоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень -ул-. В словах на-де-ть, на-де-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-. Близкородственные слова – это слова семантически близкие, поэтому отсутствие смысловой близости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, торговать и восторг, победить и беда, хотя этимологический анализ показывает их историческое родство.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Определение семантики приставок и суффиксов Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда слов, образующих определенную словообразовательную модель. Так, сравнение словообразовательных пар виновник – виновн-иц-а, мастер – мастер-иц-а, царь – цар-иц-а позволяет выделить суффикс -иц- со значением лица женского пола, а в парах лужа – луж-иц-а, книга – книж-иц-а выделяется суффикс -иц- с уменьшительно-ласкательным значением.

Описание слайда:

Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения: 1) ворон – вороньё [-j-о] – суффикс со значением собирательности; 2) плясун – плясунья [-j-а] – суффикс со значением лица женского пола; 3) зимовать – зимовье [-j-э] – суффикс со значением места действия; 4) стул – стулья [-j-а] – формообразующий суффикс со значением множественного числа.

№ слайда 15

Описание слайда:

Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например: кочк(а) – нечленимая основа; кадк(а) → кадоч-к(а); кость() → кост-очк(а); тетрадь() → тетрад-к(а) → тетрад-оч-к(а); желудок → желудоч-н(ый); карт(а) → карт-очн(ый); ель → ел-к(а) → ел-оч-н(ый).

№ слайда 16

Описание слайда:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова? 2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами. 3. В чем особенность выделения основы в словах, оканчивающихся на -ей, -ий? 4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования? 5. Приведите примеры слов с нулевыми формообразующими и словообразовательными суффиксами. 6. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографической записи слова? Приведите примеры слов с суффиксом -j-.

Описание слайда:

2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ 1) Воротник, задачник, ночник. 2) Разодеть, разомкнуть, разобрать. 3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать. 4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать. Ответ: 1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь → ноч-н-ой → ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-. 2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-. 3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь → чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый → скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй → лентяй-нича-ть.

Морфема (от греч. morphe - "форма") - одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, т.е. такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода.

Произвести морфемный анализ слова означает найти, из каких минимальных значимых единиц составлено слово, и определить, каков статус этих составляющих единиц.

Морфемы делятся на две основные группы: корневые и аффиксальные (от лат. affixus - "прикрепленный"), т.е. такие, которые прикрепляются к корню.

Корень - носитель основного лексического значения слова.

Корни бывают свободными, тогда они встречаются в языке в виде самостоятельного слова без словообразовательного аффикса, т.е. с материально выраженным или нулевым окончанием или и без него, если слово не имеет грамматической формы: огонь, огненный, огниво; игра, сыграть, игрушка; там, тамошний; где, где-то;

Аффиксальные морфемы тоже делятся на две группы: грамматические, или формообразующие, аффиксы и словообразовательные аффиксы.

Формообразующие аффиксы служат для образования формы слова; к ним относятся окончания, или флексии, и так называемые формообразующие суффиксы, например, суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий: Формообразующие аффиксы не включаются в основу слова, которая является хранительницей лексического значения слова, залогом тождества слова самому себе при любом изменении грамматической формы .

Однако глагол имеет две основы, служащие базой для образования разных его форм. Одна основа - основа настоящего времени - служит базой для образования всех форм наст. вр., причастия действит. залога наст. времени, причастия страдательного залога наст. вр., дееприч. несов. вида, формы повелительного наклонения.

Вторая основа - прошедшего времени - служит базой для образования форм прошедшего времени, причастия действ. залога прош. вр. и причастия страд. залога прош. вр., дееприч. сов. вида, инфинитива.

Таким образом, все аффиксы, прикрепляемые к той или иной глагольной основе (например, суффикс прошедшего времени -л-), рассматриваются только как формообразующие:

Среди имен существительных и прилагательных есть ряд слов, которые называются неизменяемыми, например, кино, метро, кашпо, кашне, карате; беж, бордо, авиа, люкс и т.п. Им нечем указать на форму, в которой они употреблены в предложении. У них нет окончания. Никакого. И нулевого тоже.


При противопоставлении одна форма отражается от другой, сигнализируя о своем существовании и одновременно о своем значении. Противопоставление одной грамматической формы другой - важное понятие грамматики. Без противопоставления не может быть грамматической формы. А раз ее нет, то и окончанию указывать не на что. Вот почему у неизменяемых слов никакого окончания нет.


"Па - под, недо, последие или унижение, низшая степень". Еще примеры слов с этой приставкой: пагуба, пабедить (творить беды за бедами), пащенок (бранное обращение к тому, кто якобы и до щенка не дорос),паволна (круглое волнение после бури, колышень, зыбь), паволока (ткань, чем обволакиваются либо одеваются), паворот (обратный путь).

Приставка по- отличается от других приставок, и от па- в том числе, прежде всего словообразовательным значением, которое она вносит в производное, вновь образованное слово.

Суффикс располагается за корневой морфемой. И только один суффикс располагается в самом конце слова, после всех грамматических аффиксов, - это суффикс, образующий возвратные глаголы -ся/-сь (обучался, прятался, ленился, недоучился, казнись). Его особое местоположение - дань прошлому, памяти о том, что когда-то он был местоимением (безударный краткий вариант себя) и даже мог занимать любое место в предложении, а не только после глагола. (Такое право сохранилось за словом ся в некоторых славянских языках, например, в польском.)

Количество префиксальных и суффиксальных морфем в языке не только ограниченно, но и невелико в сравнении с количеством корневых морфем.

В словарях, например, в "Словаре морфем русского языка" А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой, морфемы, в частности, представлены отдельным списком. Список корней содержит 4400 единиц, приставки составляют около 34 единиц (у многих из них есть варианты, например: -без-/бес-, -из-/-изо-, -под-/-подо- и т.д.; варианты отдельно не учитывались). Суффиксов немного больше, чем приставок, но намного меньше, чем корней, - около 500.

Однако не все суффиксы одинаково активны в современном русском языке. Из наиболее активных (или, как их называют, продуктивных) суффиксов назовем лишь несколько:


Процесс выделения суффикса в слове осложняется тем, что в русском языке не получается "механически прикладывать" одну морфему к другой. На стыке морфем происходят процессы, связанные с фонологическими ограничениями сочетания тех или иных звуков. Например: 1) чередование фонем пеку - печешь

<к>/<ч>, люблю - любишь <бл>/<б>, круг - окружить <г>/<ж> и т.д.; 2) появляются дополнительная фонема или группа фонем, которые служат "амортизаторами" при соединении морфем друг с другом, сравните: бор-ец, твор-ец и жи-(л)-ец, пе-(в)-ец; сахар-н-ый, дорож-н-ыйи шоссе-(j)-н-ый, кофе-(j)-н-ый; убеж-ищ-е и в-мест-и-(л)-ищ-е; приврат-ник и кино-(ш)-ник, домино-(ш)-ник.

То, что заключено в круглые скобки, разные ученые называют по-разному. Одни предлагают термин субморф (от лат. sub - под, т.е. неосновной, неглавный морфемный элемент, или нечто морфемообразное); другие предложили термин интерфикс (буквально: прикрепленный между морфемами; лат. inter - между).

Некоторые лингвисты включают добавочный звуковой элемент в состав суффикса, поэтому получается несколько однозначных суффиксов, ср., например, -шник- (пэтэу-шник) и -ник- (работ-ник). Но носителем основного значения, название лица, является все же элемент -ник-, т.е. тот, который есть во всех словах с данным словообразовательным значением. Предлагаем называть этот лишенный значения (десемантизированный, асемантический) элемент субморфом и выделять его скобками, чтобы отчетливее выделить основной, значимый суффикс.

Дело в том, что термином интерфикс ученые предлагали называть и тот элемент, который школьникам хорошо известен под названием соединительная гласная, например, в словах: мор-е-продукты, овц-е-бык, дом-о-строй и т.д. Для ученых, рассматривающих цепочку морфем, объединенных в слово, важно выделить смыслообразующие элементы и как-то обозначить "прокладочные", незначимые элементы, и неважно: между двумя корнями они стоят или между корнем и суффиксом: древн-е-русский, там-о-(ш)-ний. А школьнику, давно знакомому с соединительной гласной и только что узнавшему о существовании "интерфиксов", не все равно - для него эти элементы разные. Пусть интерфикс остается за гласными о и е : снег-о-ход, пуст-о-брех, лж-е-свидетель, краj-е-вед, пыл-е-очиститель.

В некоторых словах соединительную гласную в слове найти трудно, так как она совпадает, сливается с частью слова по причине благозвучия: метро мост, досто примечательность. Иногда интерфикс трудно найти оттого, что "потерялась" целая часть слова - обычно слог. Такое явление в лингвистике имеет название гаплология (от греч. haploos - простой, logos - слово, учение) - выпадение одного или двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: знаменоносец > знаменосец; лермонтововед > лермонтовед; трагикокомедия > трагикомедия; розоват> розоватый.

Если первая часть сложного слова числительное, то окончание числительного выполняет и роль интерфикса:

Иногда ученые выделяют еще одну морфемную единицу - конфикс (от лат. co(n) - с, вместе): под-...-ник (подоконник, подстаканник), за-...-j- (заречье, загорье).

Кроме того, существуют морфемы, которые не повторяются в языке, но выделяются как таковые, потому что точно являются морфемами другие части слова: стекл-ярус, мел-юзг-а, почт-амт, мальч-уган. Такие морфемы называются унификсами (уникальными, неповторимыми).

Итак, названы основные морфемы. Как найти их в слове?

Правильное установление границ между морфемами определяется рассмотрением слова (или его формы, т.е. словоформы) в рядах однотипных по структуре образований (однокоренных и одноаффиксных).


Полный морфемный анализ предполагает, что мы установили форму и значение каждого элемента. В очевидных случаях с морфемным анализом справится любой школьник, но есть случаи, непростые даже для профессионалов, и школьнику остается тогда лишь одно - воспользоваться справочной литературой и сослаться на авторитет.

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) - это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

Обратите внимание!

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе - слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск -их (имя существительное).
2. Окончание - -их . Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск -ая , парикмахерск -ой .
3. Основа формы - парикмахер-ск- .
4. Корень - парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □ , парикмахер -ш -а .
5. -ск - - суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск -ий , жен-ск -ий .

1. Начальная форма - парикмахерская .
2. Основа слова - парикмахерск- . Основа производная.
3-5. парикмахерск -ая (сущ.) ← парикмахерск -ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного - в существительное - субстантивация).

Жители

1) Морфемный разбор:

1. жи-тел -и (имя существительное).
2. Окончание - -и . Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель □ , жител -я .
3. Основа формы - жи-тел- .
4. Корень -жи -. Однокоренные слова: жи -ть , жи -л -ой .
5. -тель - суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель □ , вод-и-тель □ .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - житель .
2. Основа слова - жи-тель . Основа производная.
3-4. жи-тель □ → жи -ть .
5. -тель - словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

Рождаются

1) Морфемный разбор:

1. рожд-а -ют-ся (глагол).
2. Окончание - -ют . Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет-ся , рожд-а -ем-ся .
3. Основа формы - рожд-а-…-ся .
4. Корень - рожд -. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. -а - - суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис-а -ть, реш-а -ть.
-ся мы -ть-ся , куп-а -ть-ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - рождаться .
2. Основа слова - рожд-а-…-ся . Основа производная.
3-4. рожда -ть -ся ← рожда -ть .
5. -ся - словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

Побриться

1) Морфемный разбор:

1. по-бри -ть -ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание - -ть по-бре -ет-ся , по-бре -ем-ся .
3. Основа формы - по-бри-…-ся .
4. Корень - бри -. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы-бри -ть.
5. по - - приставка, ср.: по -сл-а -ть , по -сад-и -ть .
-ся - постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть-ся , куп-а -ть-ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - побриться .
2. Основа слова - по-бри-…-ся . Основа производная.
3-6. а) по-бри -ть-ся по -бри -ть; -ся - словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть-ся ← бри -ть-ся ; по - - словообразовательная приставка; префиксальный способ.

Освежить

1) Морфемный разбор:

1. о-свеж-и -ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание - -ть . Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж -ит, о-свеж -им .
3. Основа формы - о-свеж-и- .
4. Корень - свеж -. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж .
5. о - - приставка, ср.: о -бел-и -ть, о -светл-и -ть .
-и - - суффикс глагола, ср.: о-бел-и -ть, о-светл-и -ть.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - освежить .
2. Основа слова - о-свеж-и- . Основа производная.
3-4. о -свеж-и -ть ← свеж -ий .
5. о- - словообразовательная приставка; -и - словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

Голову

1) Морфемный разбор:

1. голов -у (имя существительное).
2. Окончание - -у . Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов -а , голов -ой .
3. Основа формы - голов- .
4. Корень - голов -. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - голова .
2. Основа слова - голов- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

(В) уездном (городе)

1) Морфемный разбор:

1. уезд-н -ом (имя прилагательное).
2. Окончание - -ом . Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н -ый, уезд-н -ого .
3. Основа формы - уезд-н- .
4. Корень - уезд -. Однокоренные слова: уезд □ , по-уезд -н -ый .
5. -н - - суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост-н -ой , подъ-езд-н -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - уездный .
2. Основа слова - уезд-н- . Основа производная.
3-4. уезд-н -ый ← уезд □ .
5. -н- - словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1) Морфемный разбор:

1. тиш-айш -ей (имя прилагательное).
2. Окончание - -ей . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш -ая , тиш-айш -ую .
3. Основа формы - тиш-айш- .
4. Корень - тиш -. Однокоренные слова: тих -о , тиш -ин -а .
5. -айш - - суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик -ий - велич-айш -ый, свеж -ий - свеж-айш -ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) - тихий .
2. Основа слова - тих- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

Влюблена

1) Морфемный разбор:

1. в-любл-ен -а (краткая форма причастия).
2. Окончание - -а . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён □ , в-любл-ен -ы .
3. Основа формы - в-любл-ён- .
4. Корень - любл -. Однокоренные слова: люб -и -ть (чередование б/бл ), люб -овь □ .
5. в - - приставка, ср.: в -крапл-ённ -ый , в -плет-ённ -ый .
-ен - суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес-ен -а , в-плет-ен -а .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия - влюблённый .
2. Основа причастия - в-любл-ённ- . Основа производная.
3-4. в-любл-ённ -ый ← в-люб-и -ть .
5. -ённ - суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1) Морфемный разбор:

1. мест-ком -а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание - -а . Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком □ , мест-ком -ом .
3. Основа формы - мест-ком- .
4. Корни слова: 1) мест -; 2) ком(итет) - - в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н -ый , мест -о ; комитет □ , комитет -ск -ий .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - местком .
2. Основа слова - мест-ком- . Основа производная.
3-4. мест-ком □ ← мест -(н) -ый ком (итет) .
5-6. Сложение сокращённых до слогов основ - аббревиация.

Морфемный анализ показывает, из каких минимальных значимых частей (морфем ) состоит изучаемое слово.

Примечание: В разных учебных комплексах подход к разбору слова разный. Чтобы избежать проблем, сравни изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Разбор слова по составу целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи , к которой слово относится. После этого:
- выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
- выделить основу слова - часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
- выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
- выделить в слове корень.

Для справки:
Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова; словообразующий возвратный суффикс - ся/-сь (учи-л-а-сь) входит в основу.

Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня (исключением является суффикс - ся (-сь), который находится после окончания) и обычно служит для образования слов.

Словообразующие суффиксы служат для образования новых однокоренных слов: писать – писа-тель , оптика – оптич-еск -ий .

К формообразующим суффиксам относятся:

· суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –О, - Е: -ее, - ей, - е, - ше, - ейш, - айш : сильный – сильн-ее , дорого – дорож-е , покорно – покорн-ейш- е, высокий – высоч-айш -ий ;

· суффиксы глаголов прошедшего времени в изъявительном и условном наклонении -л- и нулевой: дела-л – дела-л бы, нёс – нёс-Ø бы;

· суффиксы неопределённой формы глагола –ть, - ти (в школе рассматриваются как окончание): лежа-л -а – лежа-ть , пас-л -а – пас-ти ;

· суффиксы причастий -ущ-, - ющ-, -ащ-, - ящ-, - вш-, - ш-, - ем-, - им-, - ом-, - нн-, - енн-, - т- : нес-ущ -ий, игра-ющ -ий, крич-ащ -ий, свист-ящ -ий, чита-вш -ий, рос-ш -ий, организу-ем -ый, люб-им -ый, вед-ом -ый, увиде-нн -ый, раскро-енн -ый, стёр-т -ый ;

· суффиксы деепричастий -а-, - я-, -учи-, - ючи-, - в-, - вши-, - ши- : слыш-а , дава-я , буд-учи , игра-ючи , проигра-в , наду-вши -сь, запер-ши -сь .

Примечание: При отнесении причастий и деепричастий к самостоятельным частям речи их суффиксы рассматриваются как словообразовательные (воспевающий, воспетый, воспевая, воспев - рассматриваются при этом как разные слова, а не как форма глагола воспевать).

Суффиксы могут вызывать грамматические чередования в корне: мух-а - муш-к-а

Приставка , или префикс - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных, или родственных слов. Корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов и без окончаний.

Примеры разбора:

Существительное

Некоторые существительные не имеют окончания , в силу того, что не изменяются (пальто, шоссе).

Выделяются нулевые окончания :
1. им. п. ед. ч. имен существительных м. р. - сад-〙, снег-〙
2. им. п. ед. ч. имен существительных ж. р. - радость-〙, мышь-〙;
3. род. п. мн. ч. имен существительных всех родов: чулок-〙 (чулк-и), семей-〙, (семj-я), стран-〙 (стран-ы).

Нулевой словообразовательный суффикс выделяется:
1. ж. р. им. п. ед. ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь-Ø-〙 (ср. синий - синь, синий - син-ев-а);
2. им. п. ед. ч. м. р. отглагольных существительных: бег-Ø-〙 (ср. бегать - бег, бегать - бег-отн-я).

(у) окна

окн/а

Начальная форма окно - существительное, обозначающее конкретный предмет;
окончание (к окну - на окне - у окна) указывает на род. п. ср. р., ед. ч.;
основа окн;
корень окн -
(окошечко, оконный),возможно чередование окн-, окон-, окош-

воздухом

воздух/ом

Начальная форма воздух - существительное, обозначающее вещество;
окончание -ом (в воздухе - воздуха - воздухом) указывает на тв. п. муж. р., ед. ч.;
основа воздух ;
корень воздух - (воздух, воздушный), возможно чередование воздух- , воздуш- .

переименованию

пере/им/ен/ова/ниj/ю

Начальная форма переименование - отвлечённое отглагольное существительное;
окончание (переименование - переименования - переименованию) указывает на дат. п. ср. р., ед. ч.;
основа переименоваани j;
переименование - именование - именовать - именной - имя;
суффикс -ниj -
образует существительные со значением действия;
суффикс -ова - суффикс глагола со значением осуществлять что-либо;
суффикс -ен - суффикс прилагательного со значением признака;
приставка пере-
корень -им -

сливкам

с/ли/в/к/ам

Начальная форма сливки - собирательное существительное;
окончание -ам (сливки - о сливках - сливкам) указывает на дат. п., мн. ч.;
сливки - сливать - слить - лить;
суффикс -к - образует существительные, обозначающие предмет - результат действия;
суффикс -в - суффикс глагола несовершенного вида;
приставка с- образует форму совершенного вида глаголов;
корень -ли - (лить - льёт - лей), возможно чередование -ли-, - лj-, - лей- .

Глагол

Окончания нет у инфинитива.

Выделяется нулевое окончание у глаголов ед. ч. м. р. прош. вр. и условного наклонения: делал-〙 (бы); у глаголов в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа : смотри-〙.

У большинства глаголов различаются две и более модификации основы - инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида - будущего).

Нулевой суффикс выделяется у глаголов ед. ч. м. р. прош. вр. и условного наклонения: нёс-Ø-〙 (ср. нес-л-а) , берёг-Ø-〙 (бы)

обижает

обиж/а/j/ет

Начальная форма обижать - глагол несовершенного вида;
окончание -ет - указывает на форму глагола наст. вр., 3 л.,ед. ч.;
основа: обижать - обижа , обижают - обижаj ;
обижает - обижать - обида;
суффикс -j - - суффикс глаголов настоящего вр.
суффикс -а - - суффикс глагольной основы несовершенного вида (ср. обидеть)
корень обиж -, возможно чередование -обиж-, - обид -

собрался

со/бр/а/л/ 〙/ся

Начальная форма собираться - собрался - возвратный глагол совершенного вида изъявительного наклонения;
нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед. ч., м. р.;
основа: собираться - собира (ть)ся ; соберутся - собер (ут)ся ; собираются - собираj (ут)ся; собрался - собра (л)ся ;
собрал - брал - брать ;
суффикс -ся - словообразовательный суффикс возвратных глаголов;
суффикс -л - - (знал - купал) формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени;
суффикс -а- - суффикс глагольной основы;
приставка со - имеет значение объединения;
корень -бр- (собирал - соберёт - собрался) возможно чередование -бир-, - бер-, - бр- .

перепиши

пере/пиш/ 〙/и

Начальная форма переписать - перепиши - глагол совершенного вида повелительного наклонения;
окончание нулевое указывает на единственное число;
основа: перепиши_ ; переписать - переписа ;
суффикс -и- - словообразовательный суффикс повелительного наклонения;
приставка пере- в значении "вновь", "по-иному";
корень -пис- , возможно чередование -пис-, - пиш-

покраснеть

по/красн/е/ть

Начальная форма покраснеть - инфинитив (неопределённая форма глагола);
окончания нет , так как у инфинитива отсутствуют признаки числа, лица, рода...;
основа покрасне ;
покраснеть - краснеть - красный ;
суффикс -ть - формообразующий суффикс неопределенной формы глагола;
суффикс -е- (словообразовательный) образует глаголы со значением: становиться кем-нибудь, каким-нибудь;
приставка по- ;
корень -красн- ;

Прилагательное

Некоторые прилагательные (беж, мини, реглан...), а также прилагательные в сравнительной степени окончания не имеют , так как не изменяются.

Нулевое окончание выделяется у кратких прилагательных им. п. ед. ч. м. р.: грустен-〙; в им. п. ед. ч. м. р. у притяжательных прилагательных: сестрин-〙 (сестрина), рыбий-〙 (ры[б " й а ]).

Формообразующие суффиксы, представленные в степенях сравнения прилагательного, не входят в основу.

Суффиксы прилагательных помогают определять тот или иной разряд прилагательных, например, - лив - суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), - ск - суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), - ов-, - ин-, - й - суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

высочайшего (уровня)

высоч/айш/его

Начальная форма высокий , высочайший - простая превосходная степень сравнения прилагательного;
окончание -его (высочайшему - высочайшим - высочайшего) указывает на м. р., ед. ч., род. п.;
основа высоч- ;
высочайшего - высокого;
суффикс -айш- - формообразующий суффикс простой превосходной степени;
корень высоч- , возможно чередование высок-, высоч- .

городская (улица)

город/ск/ая

Начальная форма городской - относительное прилагательное;
окончание -ая (городское - городская) указывает на ж. р., ед. ч., им. п.;
основа городск;
городская - город ;
суффикс -ск- - суффикс относительного прилагательного;
корень город-

дедовым (домом)

дед/ов/ым

Притяжательное прилагательное, начальная форма дедов ;
окончание -ым (дедовой - дедовым) указывает на м. р., ед. ч., тв. п.;
дедовым - дедов - дед ;
суффикс -ов- - суффикс притяжательного прилагательного;
корень дед-

удобен

удобен/

Качественное прилагательное в краткой форме, начальная форма удобный ;
нулевое окончание (удобна - удобны - удобен_) указывает на ед. ч. м. р.им. п. краткого прилагательного (по падежам не изменяется);
удобный - удобен;
корень удобен- возможно чередование удобн - , удобен

Ø - нулевой суффикс
〙- нулевое окончание
При суффиксальном способе словообразования суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым (выход-Ø-〙, синь-Ø-〙, задир-Ø-а, проезж-Ø-ий). Этот способ используется в разных частях речи.

Существительные образуются от – существительных: стол → стол-ик , – прилагательных: синий → син-ев -а, синь-Ø-〙, – глаголов: бежать → бег-отн -я, бег-Ø-〙, – числительных: сто → сот-н -я, двое → двой-н -я, – наречий: сообща → сообщ-ник , почему → почему-чк -а.

Прилагательные образуются от - прилагательных: синий → син-еньк -ий, - существительных: осень → осен-н -ий, - глаголов: читать → чита-льн -ый, - числительных: двое → двой-н -ой, - наречий: внутри → внутр-енн -ий.

Местоимения образуются от местоимений – суффиксами - то, - либо, - нибудь: кто-то, кто-либо, кто-нибудь.

Числительное – от числительных: два → дв-адцать, пять → пят-надцать, два → дв-оj-е.

Глаголы образуются от – глаголов: перечитать → перечит-ыва -ть, мыть → мыть-ся , – прилагательных: красный → красн-е -ть , видный → видн-е-ть -ся , – существительных: партизан → партизан-и-ть , толпа → толп-и-ть -ся , – числительных: двое → дво-и-ть (‘разделять надвое’), – междометий: ах → ах-а-ть .

Наречия образуются от – существительных: зима → зим-ой , – прилагательных: хороший → хорош-о , – числительных: три → тр-ижды , – глаголов: лежать → леж-а , – наречий: хорошо → хорош-енько , как → как-нибудь.

Предлоги – от глаголов: исключа-я ← исключать.

Морфемный анализ (разбор слова по составу) показывает, из каких минимальных значимых частей (морфем ) состоит изучаемое слово.

Цель морфемного анализа (в школе его называют разбором слова по составу) – выявление морфемного состава слова. В результате морфемного анализа мы определяем, из каких морфем состоит слово, каковы их значение и функция.

Чтобы провести морфемный анализ, нужно расчленить слово в определенной последовательности на морфемы. Анализ структуры слова необходимо начинать с конца слова. В первую очередь, установив принадлежность слова к определенной части речи, нужно сделать вывод о его изменяемости и неизменяемости.

В изменяемых словах выделяем окончание (материально выраженное или нулевое) – изменяемую часть слова и основу. Неизменяемые слова окончания не имеют, следовательно, их основа совпадает с границей слова.

Далее нужно определить тип основы: производная или непроизводная. Если основа непроизводная, то она равна корневой морфеме. Выделяя корень, указываем его категориальное значение (признака, действия и т.д.). Если же основа производная, находим производящую основу и путем их сопоставления вычленяем аффикс, указываем его значение, функцию. Пользуясь критерием Г.О. Винокура, выделяем аффиксы до тех пор, пока производящая основа не будет непроизводной, то есть равной корню. Говоря по-другому, устанавливаем словообразовательную цепочку и постепенно членим слово до корня.

При морфемном анализе также указываются морфонологические явления, если они наблюдаются в составе рассматриваемого слова. В конце разбора дается графическое изображение морфемного состава слова.

Важно помнить, что членение слов на морфемы всегда должно быть осмысленным, обоснованным. Увидев знакомую морфему, нельзя механически делить слово на составные части. Так, если в структуре глаголов неопределенной формы элемент -ть является окончанием, то в существительном локоть он входит в состав корня, а в яркость – в состав суффикса.

В практике школьного и вузовского преподавания словообразования вызывает затруднение выделение основы и окончания в словах, оканчивающихся на гласные е, ё, ю, я, и. Находясь в конце слова после гласной и после ъ и ь , йотированные гласные е, ё, ю, я, и обозначают два звука и могут объединять [j], относящийся к основе, и гласный, являющийся окончанием.

ё – , в конце слова после

ю – , гласной и после ъ и ь

Для точного определения границ между основой и окончанием над йотированной буквой следует записать ее звуковое значение и сопоставить рассматриваемую форму с другими формами данного слова. См.:

везениj-э ,

везениj-а,

везениj-у и т.д.

Сопоставляя формы, находим общую часть везениj -, которая и является основой, а изменяемые части словоформ -э, -а, -у будут окончаниями.

Также анализируются формы настоящего и будущего времени глагола, например, работаю . В форме настоящего времени глаголы изменяются по лицам и числам: работаю , работаешь, работаем… работают . Разложив йотированные гласные, сопоставляем полученные формы:

работаj-у ,

работаj-эшь,

работаj-эм,

работаj-ут и т.д.

Общая для всех форм часть работаj- есть основа, а – окончание словоформы работаю , так как в других формах вместо находим -эшь, -ут и т.д.

Вызывает затруднения и анализ притяжательных прилагательных типа охотничий, лисий , так как их фонетический облик схож с формами прилагательных типа колючий, редкий . Вышеуказанные прилагательные оканчиваются на звуковой комплекс -ий , но границы между основой и окончанием у них различны. Сравним формы изменения по падежам тех и других прилагательных.

колюч-ий, охотничиj-

колюч-его, охотничьj-эго,

колюч-ему, охотничьj-эму,

колюч-ий, охотничиj-

колюч-им, охотничьj-им,

(о) колюч-ем, охотничьj-эм.

При изменении прилагательного колючий во всех формах выделяется общая часть колюч-, которая является основой, изменяемая часть -ий есть окончание. В формах прилагательного охотничий общая часть охотничьj- – основа. В исходной форме охотничий та же основа, лишь перед йотом на месте нулевого звука имеется гласный полного образования -: охотничи й . Окончание в словоформе охотничий нулевое.

Результат морфемного анализа таков: колючий – колюч-ий, охотничий охотничий- Таким образом, в формах типа колючий звуковой комплекс -ий является окончанием, а в притяжательных прилагательных типа охотничий он входит в состав основы, а если быть точнее, -иj- (-j-) является словообразующим суффиксом, указывающим на принадлежность тому, кто назван производящей основой.

Порядок морфемного анализа

  1. Определить часть речи анализируемого слова.
  2. Определить, изменяемым или неизменяемым является слово. Если изменяется, привести несколько словоформ.
  3. Выделить окончание, охарактеризовать его по грамматическому значению, по функции.
  4. Выделить основу, определить её тип: производная или непроизводная.
  5. Путем сопоставления производной и производящей основ, т.е. при помощи словообразовательного анализа, последовательно выделить все морфемы с конца слова.
  6. Дать характеристику морфем (корневые или аффиксальные; связанные или свободные корни; словообразующие или формообразующие суффиксы; материально выраженные или нулевые морфемы; прерывистые или непрерывистые морфемы и т.д.).
  7. Указать морфонологические явления, если те имеют место.
  8. Графически изобразить морфемный состав слова, используя следующие символы: – префикс, – корень, – суффикс, постфикс, – интерфикс, – флексия, – основа слова.

Образцы морфемного анализа

Но одиночество не гнетет, свободно делается; Никитич, прищурившись, оглядывался кругом – знал: он один безраздельный хозяин этого большого белого царства. (В. Шукшин)

Одиночество

  1. Имя существительное.
  2. Изменяемая часть речи. Изменяется по падежам (по числам не изменяется, так как одиночество – существительное Singularia tantum). Ср.: одиночеств-о, одиночеств-а, одиночеств-у .
  3. – окончание, имеет грамматическое значение И.п., ед.ч. Функция окончания словоизменительная.
  4. Основа одиночеств- – производная.
  5. Производящая основа – одинок-ий + -еств- (суффикс, имеет словообразовательное значение «отвлеченный признак-состояние», выполняет словообразующую функцию. В процессе образования слова посредством -еств- наблюдается чередование фонем: ˂к//ч˃ ).
  6. Один- + -ок- (суффикс, имеет словообразовательное значение «характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом». Функция суффикса словообразующая).
  7. Числительное один непроизводное.
  8. Корень – один- . Категориальное значение корня количественное, так как в вершине словообразовательного гнезда – числительное один. Корень свободный.
  9. Графическое изображение морфемного состава слова: один-оч-еств-о.

Здесь издавна были покосы. (В. Шукшин)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...