Познавательно-игровая программа «Люблю тебя, мой край родной! Игровая программа для младших школьников по краеведению в начальной школе Игровая программа по краеведению.

Анастасия Кодоева
Программа по краеведению

Пояснительная записка.

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.

Смысл краеведческого образования : позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка к культурным традициям, развивает эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории города, развивает способности чувствовать красоту города, способность понимать архитектурно- скульптурный облик города, его символику, содействует развитию художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение » рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.

Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре Москвы, Подольска. Знакомство с Московским краем , Подольском, с его историей, культурой, архитектурной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется принцип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее качество, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются : эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики : от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия исторической характеристики родного края.

Направленность

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью. Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае . В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

В подготовительной группе работа ведется по следующим разделам :

Путешествие в историю;

«вижу чудное раздолье» ;

Быт и традиции;

В чудесном мире русского языка;

Творение рук человеческих.

Педагогическая целесообразность

С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятие по ознакомлению детей с достопримечательностями Московского края, Подольском развивает наше подрастающее поколение. Программа разработана для того, чтобы через различные приёмы учить детей эстетически осмысливать образы знакомых силуэтов, воспринимать архитектурную среду города. Передавать их в продуктивной деятельности, подчеркивая красоту нашего края. Общая логика её строится от восприятия архитектурного сооружения в целом - к выделению нём самого красивого и необычного, того, что удивляет и вызывает дальнейшую работу мыслей. Также программа знакомит детей с нашей историей, дает представление о быте и наших традициях.

Цель программы : развитие интереса детей к Московскому краю, городу Подольску и истории России в целом.

Цель программы реализуется в процессе решения следующих задач :

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, воспитывать уважение к русскому человеку;

Расширять представление детей о богатстве земли русской, своего родного края;

Познакомить детей с жилищем русских людей, устройстве русской избы;

Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

Расширение представлений о городах Московского края;

Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн) России, Москвы, Подольска;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Возрастные особенности детей 5- 7 лет усвоения программного материала

В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования : младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка, профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; называет достопримечательные места города, знают и называют в честь кого названа улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников

Материально-технические условия. При реализации программы «Московский край – моя Родина» организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с ФГОС к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Предметно - развивающая среда : коллекция кукол в народных костюмах; коллекция изделий в состав которых входит асбест; коллекция полезных ископаемых; коллекция лекарственных трав и растений Московской области, Красная книга Московского края, «Достопримечательности города Подольска» , картотека народных подвижных игр. Социокультурные условия. Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социокультурными институтами.

Для более эффективного решения программных задач осуществляется взаимодействие с социокультурными институтами : детская библиотека, детская школа искусств, краеведческий музей .

Принципы работы

Принцип историзма - сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего. Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;

Принцип единства эмоций, действий, интеллекта. Все что ребенок получает на занятии должно быть пропущено через сердце, руки и голову. Ребенок это должен запомнить на всю жизнь;

Принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;

Принцип самореализации - учет индивидуального накопления опыта, учет возраста и пола, особенностей познавательной и эмоциональной сферы;

Принцип интегрирования - организация различных видов деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем.

Формы и методы проведения занятий

экскурсии;

интерактивные программы ;

фотосессии;

домашние семейные творческие работы.

Репродуктивная деятельность.

Чтение и рассказывание сказок, легенд, направленное на накопление у детей опыта. Рисование узоров и орнаментов по образцу.

Поисковая деятельность.

Рассказывание детям дидактических сказок и историй по содержанию тематических блоков, их проблемное обсуждение.

Рассматривание репродукций (слайдов) художественных картин, которое готовит ребёнка к освоению образовательного содержания.

Словесные игры, направленные на уточнения представлений детей, активизацию словаря.

Плоскостное и объёмное конструирование.

Сотворчество воспитателя и детей.

Игры фантазирование - коллективное сочинительство.

Сочинение продолжение и завершение сказкам об образах - символах города.

Зарисовки придуманных историй и создание книжки - раскладушки (техника цветной карандаш, цветные ручки, смешанная : карандаши и фломастеры.)

Аппликация с использованием различных техник.

Прогнозируемые результаты :

Личностные результаты

Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке , экскурсии, посетить музей;

Формирование ценностного отношения к наследию Подольска у детей проявляется

в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое) ;

в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Сроки реализации программы :

Программа рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста.

Занятия проходят два раза в неделю.

Продолжительность занятия : 25 минут.

Форма проведения занятия : групповое.

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.

месяц тема задачи Краеведение в других видах деятельности

Сентябрь 1.«Что мы знаем о нашей Родине»

2. «Россия на шаре земном»

3. «Как татары хотели Русь завоевать»

4. «Как на нашей улице» 1. побуждать интерес к истории и культуре нашей Родины; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.

2. Расширять представления детей о нашей Родине; дать понятие о Южном и Северном полюсах.

3. воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей.

4. формировать интерес к худ произведениям русских мастеров.

аппликация «Кукла в русском национальном костюме»

рисование : «Береза»

Октябрь 1.«Устройство русской избы»

2. «А. Невский освободитель земли русской»

3. «Тайны русского леса»

4. «Как строили избу» 1. познакомить с жилищем русских людей, объяснить назначение его составных частей; воспитывать интерес к жизни предков.

2. на примере конкретных исторических событий формировать интерес детей к истории нашей Родины.

3. уточнить представления о том, что такое природа; расширять понятия о лесе.

4. продолжаем знакомить с русской избой Дымковская роспись

Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая»

Ноябрь 1.«Дмитрий Донской – освободитель земли русской»

2. «Мой город родной»

3. «Пословицы и поговорки»

4. «Н. Нестеров «Видение отрока Варфоломея» 1. на примере конкретных исторических событий формировать интерес детей к истории нашей Родины; познакомить с исторической личностью, кн. Дмитрием Донским, сумевшим объединить князей русских земель.

2. вызвать интерес к истории нашего города.

3. прод знакомить с унт; воспитывать интерес к творчеству.

4. познакомить детей с этническими нормами жизни человека в обществе. Беседа «Мой город родной осенью»

Изготовление макета «На озере» из природного материала

Городецкая роспись

Декабрь 1.«Москва - златоглавая»

2. «Иван Сусанин- защитник земли Русской»

3. «Минин и Пожарский защитники земли Русской»

4. «Традиции» 1. познакомить с историей возникновения Москвы.

2. знакомим детей с героическими подвигами русских людей.

3. знакомим детей с героическими подвигами русских людей; побуждаем интерес к жизни предков.

4. знакомим детей с русскими традициями : гостеприимство, почитание старости, уточняем представления о церкви, храме, иконе. Беседы о традициях : гостеприимство, почитание старости.

Конструирование «На чем ездили на Руси»

Чтение : знакомство с былинами

Январь 1.«Царь Петр I.»

2. «Волга-труженица»

3. «Былины»

4. «Петр Великий-основатель г. Санкт-Петербурга»

1. поддерживать интерес детей к истории своей Родины; воспитываем у детей умение рассуждать, оценивать ситуацию и поступки.

2. расширять представление о реках России.

3. знакомим с новым жанром – былины.

4. дать понятие, что человек славен делами; воспитывать стремление к хорошим делам. Беседа «Рождество»

Чтение сказки «Мороз Иванович»

Знакомство с портретной живописью В. Серова

Февраль 1-2. «Великие русские полководцы А. В. Суворов и М. Кутузов»

3. «Зимушка-зима»

4. «Достопримечательности Подольска» 1-2. познакомить с великими русскими полководцами; воспитывать уважение к русскому воину.

3. с помощью произведений русских поэтов сконцентрировать знания детей о зимних явлениях природы; воспитывать интерес к русской поэзии.

4. закрепить знания о памятных местах Подольска. Жанровая живопись В. Васнецова

Хохломская роспись

Беседа «Зимний Подольск»

Март 1.«История возникновения города Подольска»

2. «Подвиг жен декабристов»

3. «Во что одевались на Руси.»

4. «Виртуальная экскурсия на Красную площадь» 1. познакомить с историей родного города.

2. дать понятие чести, долга, обязанностей к своему ближнему.

3. побуждать интерес к русскому национальному костюму.

4. дать конкретные исторические сведения о нашей столице.

Беседа «Достопримечательности Москвы»

Знакомство с натюрмортом

Чтение рнс «Финист -ясный сокол»

Апрель 1.«Худой мир лучше доброй ссоры» Гражданская война.

2. «Праздник Пасха»

3. «Беседа о художниках»

4. «Традиции» итоговое 1. формировать у детей правильное отношение к войне; учить рассуждать, договариваться, решать сообща; воспитывать личные качества : патриотизм, справедливость, благоразумие.

2. познакомить с праздником, его традициями.

3. закрепить знания детей о жанрах живописи; воспитывать интерес к живописи.

4. закрепить знания о традициях; предложить некоторые использовать в современной жизни. ФЦКМ «Весна идет» (итоговое)

Беседы «Во что одевались на Руси. Как праздники встречали»

Чтение рнс «Никита Кожемяка»

май 1. «Война с фашистскими захватчиками»

2. «Подольск в годы войны»

3. «Мы - Подольчане» 1. на примере подвигов героев-школьников рассказать детям о войне с фашизмом; воспитывать чувство патриотизма.

2. воспитывать патриотизм и благодарность к своим предкам.

3. герб города, воспитывать чувства ответственности за свой город. Рисование «День победы»

Аппликация «Защитник Родины»

При составлении программы использовался также материал из книги Г. Н. Данилиной «История и культура России -дошкольнику» .

Задания для выполнения с родителями

1. Поговорить о своей семье. Выполнить генеалогические древа каждой семьи. Нарисовать портреты своих мам и пап. Оформить герб своей семьи.

2. Рассказывать ребенку о своем поселке, своей улице. Посещать музеи и выставки. Знакомить с историей. Подготовить проект «Дворик моей мечты» , «Друг моего ребенка» .

3. Учавствовать во всех мероприятиях города – 9 мая, День города, День труда и др. Познакомить детей со своими родственниками, которые были на войне. Оформить фотовыставку своего ребенка по мемориальным памятникам. Поздравлять героев войны с Днем победы. Помочь в организации встречи с нынешними героями (те, кто служил в армии, участвовал в военных действиях и проявил себя как герой)

4. Объяснять ребенку значение слов и словосочетаний : подвиг, герой, героический поступок, ветеран, победа.

5. Помогать в организации выставок с фотографиями о городе, о его истории, нынешними изменениями, памятниками, выставками, флоры и фауны.

6. Совершать экскурсии в ближайшие к саду места (школа, д\сад, парикмахерская, кафе, администрация и др) . Беседовать с детьми обо всем увиденном, делать с детьми зарисовки и писать рассказы.

7. Изучать символику нашего города, других городов, названия улиц и площадей.

8. Изготовить кормушки и сделать запасы для птиц.

Творческие задания для детей

1. В каких памятных местах ты побывал?

2. Что изображено на открытке, фотографии, которые ты принес в детский сад?

3. Кто из твоих родных был на войне? Какие есть награды? Кто служил в армии? Какие есть награды?

4. Знаешь ли ты награды, которыми награждают героев войны, России, труда?

5. Кому из знаменитых людей поставлены памятники в Подольске? Что ты знаешь об этих людях?

6. Знаешь ли ты народные песни, частушки, пляски? Покажи и расскажи

7. Нарисуй красивое здание Подольска. Вечерний город.

8. Раскрась национальный костюм по шаблону.

Действующие лица:

Ведущий,
Светлый дух реки (Водяница),
Темный дух реки (Вредняк)

Программа начинается с показа кадров документального фильма о Клязьме, сопровождающегося песней. (“Песня о Клязьме” сл. Широковой муз. В. Давыдова)

Ведущий: Мы сегодня отправляемся в путешествие по удивительной реке. Реке, которую знает каждый из вас, которая дает вам напиться и умыться, без которой не будет работать ни один завод, которая дает удивительный приют рыбам и птицам, земноводным и млекопитающим, дарит нам свою красоту и прохладу в жаркий полдень. По реке, на которой стоит наш город. Река это – … Клязьма. И мы отправляемся в путешествие по ней. Ну, а все серьезные путешественники – люди суеверные. И поэтому кто-то из них, отправляясь в дальний путь, произносит молитву, кто-то приносит жертву, кто-то пишет завещание, а кто-то кладет пятачок под пятку. Давайте и мы, чтобы наше путешествие прошло благополучно, скрестим на удачу пальцы и по примеру наших предков обратимся к духу реки. Повторяйте за мной: О! Дух реки! Да пошли нам удачу! Защити нас от всяких невзгод и несчастий. Раскрой нам свои тайны и загадки. Мы обещаем не причинить тебе вреда. И помогать по мере возможностей! Чур меня!

На сцену опускается маска одна половина которой – светлая, а другая – темная. Из-за нее появляется Светлый (Водяница) и Темный (Вредняк) Духи реки. Поют песню: “Паутина мира” сл. Т. Ивасюк, муз. В. Давыдова

Водяница: Я, Водяница, Светлый Дух реки, благословляю вас на дальний путь, и пусть удача сопутствует вам во всем, и пусть ваше путешествие поможет вам узнать и понять жизнь реки.

Вредняк: Да, да, и узнать, как вы, люди, постоянно влезаете в эту жизнь, хотя вас об этом совсем не просят. Но мне это очень даже нравится. Потому что я, Вредняк, обожаю всякие разные вредности, гадости и пакости, без которых люди жить не могут.

Ведущий: Стоп, стоп, стоп! Я знаю, вы можете спорить между собой столетия. А нам надо отправляться в плавание. А для этого необходимо сформировать экипаж. Помните, как говорил знаменитый капитан Врунгель?: “Как лодку назовешь, так на ней и поплаваешь”. Поэтому я даю возможность экипажам придумать названия своим лодкам, а сама тем временем разделю веревочкой зал пополам и попрошу зрителей занять места напротив той команды, за которую они будут болеть и которой будут помогать во время путешествия. Итак, экипажи у нас готовы, лодки тоже. Ну, а чтобы отправиться в путешествие, нам нужно еще – что? – Правильно, карта.

Правила нашей игры – путешествия достаточно просты: каждая из команд будет по очереди бросать кубик и продвигаться на столько кружочков вперед, сколько их на кубике выпадает. Команда, первой пришедшая к финишу, получает специальный приз. Но на каждом кружке участников подстерегают трудные задания, выполнив которые, команда может получить еще дополнительные очки. Итак, пора двигаться в путь. Но кто же сделает ход первым? А это зависит от вас, уважаемые игроки. Сейчас каждая из команд получит табличку с цифрами 1,2,3. Я буду задавать вопросы, и давать три варианта ответа на каждый из них. Затем, по моей команде вы должны поднять номер того варианта ответа, который вы считаете правильным.

1. Место, где река берет свое начало.

а) исток,
б) устье (место, где она впадает в море, озеро или другую реку),
в) русло (путь течения реки).

2. Исток Клязьмы находится –

а) во Владимирской области,
б) в Горьковской области,
в) в Московской области (с.Кочергино Солнечногорского р-на).

3. Название “Клязьма” произошло от

а) “Юкки” – по-фински “река” (Ока)
б) “Кола” – по-фински “рыба” (Колпь),
в) неизвестно (это название уходит корнями в 5 - 7 век до нашей эры и его происхождения до нас не дошло).

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Итак, счет у нас… И право первого хода предоставляется команде…Но прежде, чем она его сделает, хочу обратить ваше внимание на аквариумы, которые стоят на столе каждой команды. Аквариумы с чистой водой, такой, какой она является в своем истоке. А что с ней будет дальше, мы увидим. Команды по очереди бросают кубик с цифрами 1, 2, 3 и игра ведется по принципу обычной настольной игры. Для организаторов данной игры-путешествия приводятся задания, которые надо приготовить на каждый кружок, независимо от того, попадут на него команды или нет. Для передвижения по карте необходимо приготовить изображения лодок с пришитым с другой стороны кусочком липкой ленты. Другая часть кусочка должна быть пришита на каждом кружке.

1. Исток. (Задание уже выполнено.)

2. Около поселка Водники Клязьма широко разливается перед плотиной и образует Клязьминское водохранилище . Приходит туда вода по каналу Москва-Волга и предназначена для обеспечения города Москвы, а возвращается ее мало, поскольку сбрасывают ее в Москву-реку, а та впадает в Оку. Поэтому вода здесь относительно чистая.

Вредняк: Зато пригороды Москвы сбрасывают в бассейн Клязьмы, особенно ниже водохранилища, неочищенные воды, и поэтому насыплю-ка я вам в аквариумы порошка стирального, бензинчику, мусора всякого. Вот и стала вода как в Клязьме – грязнее не бывает. Обожаю такую водичку!

Ведущий: Бассейн реки – это вся площадь, с которой в нее попадает вода со всеми речками, речушками и ручейками. А давайте проверим, как вы знаете реки нашей средней полосы, и как они связаны между собой.

Игра “Реки, реченьки, речушки”

Для игры необходимо приготовить табло с цепочками рек, впадающих одна в другую, с пропущенными названиями и таблички с этими названиями. Игра проходит в виде эстафеты. Каждый участник по очереди выбирает табличку и вставляет ее на “свое” место. Примерные цепочки: Нерль - Клязьма - Ока, Ока - Волга - Каспийское море, Клязьма - Ока - Волга, Содышка - Рпень - Клязьма , Судогда - Клязьма - Ока, Колокша - Клязьма - Ока. Команда получает за каждый правильный ответ дополнительное очко.

3. Ну, как не грязна река, надо плыть дальше. И попали мы с вами в город Павловский Посад . (Демонстрируется видеоролик, слайды или открытки.) А знаменит он – чем? – Своими платками.

Водяница (с ярмарочным лотком) : Все, все, все к нам! Подходите, не стесняйтесь, По ярмарке нашей прогуляйтесь! Здесь посуда, петушки, Игрушки, гребешки, А вот Павлово-Посадские платки – теплы, удобны и легки! Простые по форме. И радуют взор. Богат и наряден чудесный узор!

Ведущий: Давайте, ребята, на этой остановке проведем ярмарку искусств – ведь вы знаете, что у нас в России есть немало центров народного мастерства, произведения умельцев которых не спутаешь ни с какими другими. (Звучит фонограмма).

Водяница: Ярмарка, ярмарка, веселье! У всех хорошее настроенье! А сколько товара – глаза разбегаются, Не сразу и разберешь – что как называется. Столько ремесел у нас на Руси. Откуда товар-то – давай-ка, спроси! Перед вами много разных колпачков, на каждом из которых написана одна буква. Вот именно с этой буквы и будет начинаться название центра старинного русского ремесла.

Вредняк: А ну-ка, проверим! (Сдергивает с буквой “П” , а под ним действительно – Павловопосадский платок.) Смотри-ка, не обманули!

Ведущий: Вы, уважаемые команды, должны выбрать по три колпачка и назвать то, что под ними лежит. А мы проверим, открыв колпачки, правы вы или нет. А за каждый правильный ответ команда получает очко.

Примеры содержимого колпачков:

Д – дымковская игрушка.
В – вологодские кружева.
Г – гжельская роспись (“гжель”).
Ж – жостовская лаковая роспись.
З – загорская матрешка.
О – оренбургский пуховый платок.
Т – тульский самовар.
Х -хохлома

Водяница: Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идет. Наши русские ремесла не стареют сотни лет. В красоте природы русской и в таланте – весь секрет.

4. Город Орехово-Зуево. Вредняк поет: “Плохая игра” сл. Ивасюк Т. муз. Давыдова В.

Вредняк: Обожаю, когда на Орехово-Зуевском комбинате аварии происходят! Сбрасывают тогда в реку формальдегид, фенол (льет в аквариум). И плывет по реке рыба животом к верху. Вот смех-то!

Водяница: Ой, беда какая! Ведь погибло много рыбы. Немало времени потребуется реке, чтобы очистились ее воды, чтобы восстановилось прежнее количество ее обитателей.

Ведущий: А рыбы в реке Клязьме водится немало. Более сорока видов биологи насчитали. А вы их знаете? Тогда напишите название этих рыб. (Пока выполняется задание, проводится игра с залом.) Надеюсь, ребята, вы хорошо знаете рыб, которые водятся в морях и реках? Сейчас я буду называть их, а вы, если рыба водится в реке, будете хлопать в ладоши, а если в море – громко топать. Игра заканчивается. Команда, написавшая большее количество рыб, получает три очка.

5. Приток Клязьмы – река Киржач.

Ведущий: А вот и граница Владимирской области. Здесь впадает в Клязьму одна из самых чистых наших речек – Киржач, вода в Клязьме становится чище. И, поскольку здесь так замечательно, вы останавливаетесь на дневку и пропускаете один ход. Дальше река “отдыхает” от загрязнений – здесь мало населенных пунктов, и почти отсутствуют промышленные стоки. По берегам леса заповедные. В них живет множество разных животных. В нашем крае насчитывается 56 видов млекопитающих, 240 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных. В специально организованных заповедниках и заказниках – кстати, один из них – Костеревский – мы проплываем – ведется работа по охране и воспроизводству различных видов животных. А каких – мы узнаем через одну минуту, если команды смогут правильно разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Хвост пушистый. Зубки мелки. Ест орешки. Это – (белка).
2. Брата звали беляком, сам зовусь я (русаком).
3. Совсем одичавшая свинья. (Кабан).
4. На енота я похожа и впадаю в спячку тоже. Жить всегда в норе стремлюсь, хоть собакою зовусь. (Енотовидная собака).
5. А из птиц всех хорошее я – длинноногая, длинношеяя. (Цапля).
6. Под водой вхожу в нору, ем я рыбу, не икру. Что облезла я – не верь. Я пушной и ценный зверь! (Выдра).

По вертикали:

Живет в норе, но не лисица, скакать по веткам не ленится. Пушной зверек она, не птица, а называется – (куница).

Водяница: А пока команды выполняют задание, я предлагаю вам немного отдохнуть и спеть со мной мою любимую песенку “Песенка Водяницы” сл.Т. Ивасюк, муз. В.Давыдова.
В самом деле, ребята, я думаю, вам хочется, чтобы вода в реке была чистой. Река тоже не хочет быть грязной и стремится к самоочищению. Водоросли, бактерии, мелкие живые существа – уничтожают грязь, и постепенно вода очищается. Надо только ей не мешать.

Ведущий: Давайте посмотрим, разгадали ли кроссворд наши команды, да и дальше пора плыть.

6. Приток Клязьмы – река Поля. Если команды его минуют, Вредняк заявляет:

Вредняк: Да знаете ли вы, что это мое самое любимое место в реке?! Посмотрите, это моя самая обожаемая речка Поля. На ней стоит Рошальский химкомбинат и без очистки сбрасывает воды свои грязные. (Льет в аквариум растворитель, ацетон, бензин, красители) . Вода в этой речке разноцветная, и никто в ней жить не хочет. И хоть мала речка по сравнению с Клязьмой, но ох как заставляет поработать старшую сестру. А ниже по течению – Лакинск, Собинка – ткацкие производства. И от них красителей в Клязьму добавим. А еще вырубили лес по берегам! И разрушаются берега от тяжелой техники, а в реку смываются бензин и мазут. (Добавляет.) А опилочки! (Добавляет.) Не пущу вас мимо этого славного местечка! Не пущу!

Ведущий: Ты что это? Собрался с нами силой меряться?!

Вредняк : А вы что думаете? Думаете, ум есть, так и сила не нужна? Вы вот к кроссворд разгадали, на вопросы всякие отвечаете, а я вас силой поборю! Проводятся соревнования представителей команд на силу (например, поднимание гантелей на счет зала). Вредняк тоже участвует, и, разумеется должен проиграть.

7. Город Владимир. Появляется Лев с герба города, на голове его железная корона, в лапах - серебряный крест.

Лев: Добрый день, дорогие участники путешествия! Надеюсь, вы меня узнали? Ну да, я - Лев с герба города Владимира. Сейчас я вам немного расскажу о себе, да о своем (и о вашем) славном городе. Ну, а если что не так скажу - все же стар я уже – вы табличку сразу поднимите и ошибку мою исправьте. И за каждую исправленную ошибку очко получите. Проезжал как-то по левому берегу Клязьмы Великий князь Владимир Красно Солнышко. О, что это была за картина! Богатырские плечи, блестящая кольчуга, белая шерсть гнедого скакуна (гнедой – черно-коричневый) и челка, закрывающая круп лошади до самых глаз (круп – часть туловища лошади от головы до хвоста). А было это в начале ХХ века (конец Х века). И решил он здесь город основать и назвал его именем своим - Юрьев (речь идет о Владимире). Вырос город, и окружили его огромные ворота – Золотые, Серебряные, Иришины, Медные и Волжские – всего шесть, значит (пять). А еще построили на самой круче над Клязьмой Успенский собор – красоты невиданной, с восемью куполами (с пятью) золочеными. Но ужас и смерть принесли на землю русскую турецко(татаро)-монгольские завоеватели. А Иван Калита, объединив Русь и став ее Великим князем, не поехал жить в ее столицу – Владимир, а остался в своей вотчине – Костроме (Москве), которая и стала столицей. Еще во второй половине позапрошлого века в Клязьме водилась в изобилии рыба, которая была большим подспорьем в заботах о пропитании Владимирцев. Водились здесь щуки, налимы, стерлядь и даже осетры с осьминогами (морское головоногое). Плохо было в городе с питьевой водой. Основным источником была река Волга (Клязьма) и немногочисленные колодцы, “крайне скудные водою”. И пожертвовали жители деньги, и построили на них Водонапорную башню на Козловом валу. Сейчас в ней расположился Кукольный театр (Музей “Старый Владимир”). Вода отпускалась горожанам за плату – по 1\8 копейки за ведро. Вот бы они позавидовали вам, заглянув в ваши полные ванные! Дай вам Бог, чтобы, прожив, как я, с десятого по двадцатый - целых 15 веков (10), вы сохранили наш славный город и его поящую, рыбную, красивую реку Оку (Клязьму).

Вредняк: Да, да! Красивый город, большой город! Сбрасывает разные вредные и не очень вредные вещества в Клязьму до 42000 тонн в год - тысячу вагонов! А сколько воды забирает?! Помните, мы считали капельки? Каждому из нас по 300 литров в день! А какой эту воду возвращает? Брошу-ка я вам в аквариумы мыла, порошка стирального, мазута, просто грязи с дорог, химии всякой.

8. Спас-Купалище.

Ведущий: Вам предоставляется возможность отдохнуть в одном из самых красивых мест Клязьмы – на Спас-Купалище. Здесь впадает в Клязьму чистая и холодная река Судогда. Особенно это место замечательно своей косой - полоской песка, разделяющей две реки.

Вредняк: Ой, коса, коса, коса! И на Клязьме у вас коса, и у девчонок вон - косички, и еще косой траву косят - и все это - коса?

Водяница: Да, это - слова-омонимы. Одинаково их слышат, одинаково их пишут. Но, словно в пироге с начинкой, смысл запрятан в серединке.

Вредняк: Ха! Омонимы! Умные какие собрались! А вот я вас сейчас и проверю. Вот здесь у меня картинки с разными предметами, а под ними - чистый лист. Вот и попробуйте отгадать, что на них изображено. КОСА (в реке, у девушки, ей косят), НОС (лодки, чайника, человека), ПОЛЕ (ромашковое, шляпа, футбольное), ПОЛОТНО (железнодорожное, тканое, у художника), ЛИСТ (дерево, книга, духовка), КЛЮЧ (родник, скрипичный, в замке). Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Болельщики могут подсказывать.

9. Город Ковров.

Ведущий: Мы попали с вами в крупный промышленный центр - город Ковров. Это второй по величине город нашей области. И знаменит он своим машиностроительным заводом имени Дегтярева.

Вредняк: Обожаю всякие машины! Именно они дают кучу всяких выхлопных газов, которыми так хорошо дышать на улицах наших городов. А еще для машин этих нужен бензин. Так здорово! Нефть качают из земли. А потом - бац! На танкере авария! Нефть разливается! И все вокруг гибнет! Гибнет! А из нефти еще бензин да пластмассу всякую сделать надо! И летят вещества ядовитые в воздух и льются в реки. Вот вам и покатались на машинах! У-тю-тю-тюлечки, защитнички природы!

Водяница: А вот и нет! Не нравятся нам такие машины, правда, ребята?

Вредняк: Не нравятся? А “Жигули”, а “Мерседесы”, а “Вольво”, а “Джипы” разные?

Водяница: Нет! Все равно. От них вреда много. А вот вам, ребята, бумага, краски и попробуйте в течении нескольких минут нарисовать проект машины будущего. И, главное, попробуйте объяснить, чем она отличается от современных и в чем ее преимущество. Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Болельщики могут подсказывать.

Ведущий: Ну, хорошо. А пока команды выполняют задание, я попробую проверить, дорогие зрители, насколько вы внимательны, добры и справедливы к окружающей вас природе. Я сейчас буду задавать вам вопросы и давать варианты ответов на них. А вы мне на своих пальчиках покажете тот номер ответа, который вы считаете правильным.

1. Родители попросили тебя полить цветы в саду.

А. Ты поливаешь все цветы из шланга.
Б. Ты поливаешь каждое растение из лейки.
В. Ты положишь шланг в середину сада и занимаешься своими делами.

  • Если ты выбрал А или В, значит, ты равнодушен к природе и не экономишь воду.!
  • Ты выбрал пункт Б - браво! С лейкой ты даешь каждому растению столько воды, сколько ему нужно! И надо помнить, что цветы поливаются регулярно и лучше после захода солнца, чтобы лучи его, собранные капельками, не сожгли листья.

2. Ты решил подкрепиться на песчаном пляже. Что ты сделаешь с остатками еды?

А. Бросишь их рядом.
Б. Отнесешь в мусорный бак.
В. Тщательно зароешь их в песок.

  • Ты выбрал А или В. И был не прав. Выброшенные и даже зарытые остатки еды так и пролежат в песке долгие месяцы. Ведь в песке нет бактерий и грибков, которые уничтожили бы объедки, как это происходит в земле.
  • Ты выбрал второй ответ - молодец! Если рядом урны не оказалось, я надеюсь, ты унесешь мусор с собой до ближайшего мусорного бака.

3. Ты сидишь на лавочке и вдруг видишь, что по ней ползет паук.

А. Те снимаешь ботинок и убиваешь паука.
Б. Просто не обращаешь на него внимания.
В. Наблюдаешь за его действиями.

  • Если твой ответ А, имей ввиду, что каждый день с лица земли исчезает 2 - 3 вида животных. Сто лет назад один вид исчезал раз в четыре года. А вдруг это последний паучок данного вида?
  • Если твой ответ Б, ты храбр, но не любопытен. Сколько интересных загадок и тайн природы останутся закрытыми для тебя навсегда!

Подведение итогов конкурса нарисованных машин.

Вредняк: Ну, эти машины, если и будут созданы, то это еще в далеком будущем. А вот этот Ковров хоть воду из Клязьмы не берет - у него своя, артезианская (то есть из-под земли качается). Но сбрасывает туда тоже всего достаточно. Вот я вам и брошу в аквариумы немного солей тяжелых металлов, и, как от всякого города - порошка стирального, мусора и нефтепродуктов.

10. Сельскохозяйственные угодья по берегам реки. Выходит Вредняк с гармошкой, поет “Вот кто-то с горочки спустился”.

Вредняк: Эх, хорошо у нас в селе! Поля налево, поля направо. А вы, городские жители, кашки-то разные, небось, все любите? А откуда они берутся, знаете?

Выходит Водяница с подносом, на котором стоят горшочки с различными кашами и букет из различных колосков.

Водяница: Отведайте, уважаемые гости, нашей кашки, да попробуйте отгадать, из чего, из каких колосков она изготовлена. Команды по очереди пробуют каши и пытаются определить, из каких колосков они изготовлены: гречневая (гречиха), геркулес (овес), пшенная (просо), манная (пшеница), перловая (ячмень), кукурузная (кукуруза).

Вредняк: Да, урожай был хорош! А химикаты на поля сыпали? Сыпали! Они в реку попали! (Сыплет в аквариум). А вы знаете, что нитраты, которые попадают в реку - ох, как нравятся водорослям! И они очень быстро начинают расти. Но вместо того, чтобы производить кислород, они начинают ночью его поглощать. И его не хватает рыбам и другим животным. Многие из них даже погибают. А вода из-за водорослей становится зеленой и мутной. А от тракторов сколько мазута в реке! (Добавляет). А навоз дождями да паводком смыло! Нате-ка вам и его!

11. Клязьменский боброво-выхухолевый заказник.

Вредняк: Вот здорово! Куда мы попали! Да это же Клязьменский боброво-выхухолевый заказник! И кого здесь только нет! И лоси, и кабаны, и выхухоли, и бобры, и зайцы, и слоны, и белые медведи, и даже крокодилы плавают!

Водяница: Конечно, конечно, и жирафы, и львы, и бегемоты, да?

Вредняк: Да! А почему бы и нет?

Ведущий: Действительно, а почему бы и нет? Вот перед вами картинка с изображением реки, а рядом животные и растения, которые живут в этом сообществе. Попробуйте, пожалуйста, распределить их правильно. И, кроме того, через одну минуту болельщики одной команды должны мне доказать, почему в этом Клязьменском боброво-выхухолевом заказнике не могут жить белые медведи и обезьяны, а другой - крокодилы и слоны.

Игра “Неизвестные обитатели реки”.

Для этой игры надо заготовить две картинки с изображением реки, на которых нарисованы различные ее обитатели. Но на них надо оставить пустые кружочки, под которыми написаны названия этих обитателей.. Участники должны заполнить эти кружочки. (бобр, выхухоль, рогоз, камыш, кувшинка, водомерка, голавль, стерлядь, цапля, аист, жук-плавунец). Игра может проходить в виде эстафеты.

Игровая программа для младших школьников «Где эта улица, где этот дом»

Заключительное мероприятие в рамках декады краеведения в начальной школе


Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г Нарьян-Мар
Описание: В нашей школе традиционно проводятся декады краеведения. Каждый год они посвящены конкретной теме. Во время этих декад оформляются тематические стенды, выставки детских рисунков, проходят конкурсы загадок, ребусов, кроссвордов, викторины, интеллектуальные игры. Дети вместе со своими воспитателями всегда оформляют газеты, плакаты, коллажи по теме декады. А в заключение декады обычно проводится игровая программа, где дети не только веселятся и отдыхают, но и подводятся итоги всей декады. Об одной такой декаде я уже писала в материале "Декада краеведения в школе". Сегодня я предлагаю вашему вниманию заключительную игровую программу по декаде краеведения «Улицы города рассказывают». Материал может быть интересен педагогам начальной школы, организаторам внеклассной работы.
Цель: проведение заключительного мероприятия в рамках декады краеведения
Задачи:
закрепить знаний детей об улицах города,
воспитывать любовь к родному краю,
способствовать сплочению детского коллектива,
развивать логическое мышление, внимание, ловкость, быстроту реакции.

Оборудование:
магнитофон,
песни о Нарьян-Маре,
комплекты карточек для игр,
удочки с рабками.

Оформление:
заголовок «Где эта улица, где этот дом»,
плакаты, ребусы,
макет чума (в нём находятся карточки для игр).


Ход мероприятия.

Ученик:
Были названьем не гордые
Первые улицы города…
Полярная, рядом Тундровая,
С домами, конечно же, новыми.

И главный проспект нарьянмарский
Считался под стать ленинградским.

Была здесь и Красная площадь,
Где в дни всенародных торжеств
Колонны приветствовал вождь наш
Под всеуказующий перст.

Всё было… всё было… всё было,
Меняется город, и вот
Он в тундре промёрзшей и стылой
Как гордая птица плывёт.

Меняются улицы наши,
Но суть остаётся одна.
Становится город наш краше,
В нём сила и гордость видна.
(Алексей Пичков)

Конкурс «Самая любимая улица» (улица Смидовича)
2 команды по 9 человек получают комплекты карточек с буквами слова Смидовича.
Ведущий говорит определение слова, команда должна составить слово-ответ из карточек с буквами.

В нём работает садовник (сад).
Так называется жилище людей (дом).
Это дерево называют плакучим (ива).
Когда он вырастет, его будут звать Дмитрий (Дима).
В этом городе в 2014 году проходила олимпиада (Сочи).
В сказках оно бывает дивное, а чудо – чудное (диво).
С таким названием бывает селёдка (иваси).
Эта рыба бывает усатой (сом).
В нём ровно 60 минут (час).
Эта птица днём спит, а ночью охотится (сова).
Она нужна нам не только для питья, но и для умывания (вода).
Девочки, особенно модницы, всегда ей следуют (мода).

Конкурс «Где эта улица, где этот дом»?
4 участникам даются карточки с названием улицы, остальным – карточки с названием достопримечательностей (среди них и достопримечательности других улиц).
(Названия достопримечательностей носят не официальный характер, а так, как звучат в простонародье).
Звучит песня о Нарьян-Маре.
Пока звучит песня, игрокам с названием улиц надо собрать свои достопримечательности.

Выучейского – школа искусств, полиция, педколледж, ДЮЦ «Лидер».
Смидовича – универмаг, почта, дом быта, центр занятости.
Пырерка – пожарная часть, поликлиника, аптека, д/с «Семицветик».
Ленина – городская администрация, гостиница «Печора», школа № 3, сбербанк.
А так же: библиотека, санаторная школа, музей, школа-интернат, электростанция, магазин «Заря».



Конкурс «Прогулка по улицам».
Детям раздаются карточки с названием улиц. Название каждой улицы повторяется 2-3 раза. 1 ребёнок – водящий.
Ведущий говорит: «Мы гуляем по улице Ленина». Все дети, у кого карточка с этой улицей, должны поменяться местами. Водящий должен успеть занять один из освободившихся стульев. Оставшийся без места ребёнок становится водящим и карточку со своей улицей отдаёт бывшему водящему.
Улицы:
Победы, Печорская, Явтысого, Тыко Вылка, Хатанзейского, Сапрыгина,
Октябрьская, Пустозерская, Пионерская.

Подведение итогов конкурса ребусов и стенгазет.




Ответы: Пырерка, Сапрыгина, Мира, Полярная, Студенческая, Меньшикова, Морская, Ленина, Калмыкова, Смидовича, Юбилейная, Школьная, Рыбников, Авиаторов, Южная, Оленная
Красная, Речная, Заводская
Аукцион «Улица, улица, улица родная».

Кто последний назовёт название улицы.

Эстафета «Улочка на удочку».
В игре участвуют 2 команды по 6 человек. В середине комнаты – рыбки с магнитами. На дне рыбок – буквы. Для каждой команды буквы своего цвета. Игроки по очереди ловят рыбу и пойманную рыбку с буквами своего цвета приносят команде. Из названия букв должны составить название улицы.
Улицы – Ленина, Победы.

Песня о Нарьян-Маре.

Исполнение хором песни о Нарьян-Маре
Музыка: Григорий Пономаренко
Слова: Виктор Боков

В небе зори алеют,
Полыхают вдали,
Будто солнце олени
На рогах принесли.

Припев:
Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар,
Городок не велик и не мал.
У Печоры у реки
Здесь живут оленеводы и рыбачат рыбаки.

Эти песни пастушьи
То звонки, то тихи.
Ты послушай, послушай,
Как поют пастухи.

Никуда не упрячете
Девчонку-грозу,
На оленьей упряжке
Я ее увезу!

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - Кривополянье»

Ведущий: Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!» Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии. Ведущий: Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик: Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Ученик: Пройдись по кривополянскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Ягодной рясе свой ароматный цвет.
Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром мы так нежно
Любим родимые поля…

2.

Ведущий:

Кривополянская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее. Ученик:
Стук топоров из тьмы столетий Мне часто слышится во сне, Как возводились стены эти, - Рождалось село на реке.
Рубили лес, он пах смолою, Смола катилась, как слеза. Горели удалью младою Градостроителей глаза.
Издалека они скакали, Чтоб выполнить царёв наказ. Для села место выбирали И холм высокий повстречали – Он выше всех в краю у нас.
И по душе пришлось им место У двух красивых тихих рек. Цвела черёмуха – невеста, Как будто падал первый снег.
И холм лесистою макушкой Шумел под вешним ветерком. И спорил соловей с кукушкой О чём-то близком, дорогом.

Ученик: Был много – много лет назад На сей земле основано село, Стеной высокой обнесёно. Было то Кривополянье наречёно.
Ученик: Здесь над быстрою волной Выросло село родное, И людьми И делами красивый. Здесь мы все рождены, В середине страны, Возле самого сердца России.

Ученик: И если как – нибудь на миг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, А за прудом село дымится – и встают Вдали туманы над полями. В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и жёлтые листы Шумят под робкими шагами.
Ведущий: Кривополянская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Кривополянье не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым селом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Кривополянская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин.

Ученик: А суровой порой Село встало в общий строй, Хоть и был тыловое село. И снаряды – на фронт, И «катюши» - на фронт, И на фронт за отцами мальчишки.
Ой, родная земля! Раны, госпиталя… Люди горе в избытке узнали. Вот ещё самолёт, На Берлин танк пойдёт, Против ворога миром восстали!

Ведущий: В любое время года Кривополянская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.
Ученик: В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...