Определение объекта наблюдения переписи почтовых отделений связи. Упражнения и задачи

Главная > Документ

3. Статистические наблюдения

План изучения темы

Перечень вопросов

Литература

Студент должен знать:
- определение статистического наблюдения; - формы, виды статистического наблюдения; - принципы статистического наблюдения; - способы наблюдения;- виды ошибок и контроль за ними;

Л-1 Л-2 Л-4 Л-5

19-36 12-18 15-22 14-24

- задачи по совершенствованию статистического наблюдения;
уметь:
- разрабатывать план проведения статистического наблюдения


Методические указания При изучении темы следует уяснить, что наблюдение является пер-вым и исходным этапом статистического исследования. Необходимо уяснить основные принципы организации и проведения наблюдения, научиться решать практические задачи, встающие перед на-блюдателем. Четко уяснить что статистическое наблюдение является целена-правленным научно организованным процессом. Это выражается в том, что оно проводится с определенной, заранее установленной целью, орга-низуется по плану. Подготовка наблюдения включает в себя большой круг разного виды работ. Сначала необходимо решить программно-методологические вопросы его проведения, затем решить проблемы организационного характера, а затем проведение массового сбора данных непосредственно связанных с заполнением статистических формуляров. Необходимо уяснить основные организационные формы, виды и спо-собы статистического наблюдения, принципы классификации форм, ви-дов и способов наблюдения и применение их при решении задач. Важнейшей задачей наблюдения является получение доброкачест-венных, достоверных данных. Ее решение зависит от успешного выпол-нения требований, предъявляемых к наблюдателю. Однако надо иметь в виду что в ходе наблюдения могут возникнуть погрешности. Погрешно-сти появляющиеся в процессе наблюдения, называются ошибками на-блюдения Все погрешности, возникающие при сплошном наблюдении, называются ошибками регистрации. Для предупреждения или уменьше-ния размеров этих погрешностей в оргпланах наблюдения следует преду-сматривать специальные контрольные мероприятия (например, проведе-ние повторного наблюдения единиц наблюдения и т. п.). При несплошном наблюдении, в частности выборочном, могут возник-нуть специфические ошибки, называемые ошибками репрезентативности. Они появляются в силу того, что наблюдение является не сплошным. После получения статистических формуляров следует провести про-верку полноты и качеств собранных данных. Узловые вопросы изложены в схеме.

3.1. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а), переписи почтовых отделений связи; б), переписи торговых предприятий; в), переписи научных учреждений; г), переписи больниц, поликлиник и др. учреждений здравоохранения; д). переписи школ. 3.2. Составьте перечень наиболее существенных признаков следую-
щих единиц статистического наблюдения: а), фермерских хозяйств; в), вуза; б), жилого дома; г), совместного предприятия.

    Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи. Мотивируйте свой выбор. В 1994 году Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

Практическое занятие 1

Ознакомление с формами статистической отчетности сельскохозяй-ственных предприятий. 4. Сводка и группировка статистических данных

План изучения темы

Перечень вопросов Литература
Студент должен знать:
- понятие сводки и группировки, их значение и Л-1
применение; Л-2
- сущность статистической сводки и группировки; Л-4
- понятие о группировочном признаке; Л-5
- понятие об интервале;
- понятие о рядах распределения и их применении
при решении задач;
уметь:
- правильно определять группировочные признаки;
- выбирать интервалы статистической группировки;
- составлять группировки.

Методические указания

При изучении данной темы следует уяснить, что важнейшим этапом исследования социально-экономических явлений и процессов является систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей, что достигается путем сводки и группировки первичного статистическо-го материала. Следует уяснить, что по глубине и точности обработки материала различают сводку простую и сложную. Проведение сводки необходимо осуществлять по следующим этапам:

    выбор группировочного признака; определение порядка формирования групп;
    разработка системы статистических показателей для характеристи-ки групп и объекта в целом; разработка макетов статистических таблиц для представления ре-зультатов сводки.
Также обратить внимание, что с помощью метода группировок ре-шаются следующие задачи:
    выделение социально-экономических типов явлений;
    изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
    выявление связи и зависимости между явлениями.
В соответствии с задачами различают следующие виды группировок:
    типологическая; структурная;
- аналитическая. Необходимо знать сущность данных группировок. При изучении темы обратите внимание на группировочные призна-ки, так как построение группировок начинается с определения состава группировочных признаков. Выбор группировочного признака - один из самых существенных и сложных вопросов теории группировки и стати-стического исследования. Группировочные признаки могут быть как количественными так и качественными (атрибутивными). Если группировка проводится по количественному признаку, то то-гда необходимо обратить внимание на число единиц исследуемого объек-та и степень колеблемости группировочного признака. Число групп зависит от задач исследования и вида показателя, поло-женного в основание группировки, численности совокупности, степени вариации признака.

Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировок, которые могут быть равными и неравными.

Величина равного интервала может быть определена по следующей формуле: где: I – интервал, X mas и X min – максимальное и минимальное значения признаков совокупности, п – число групп. При группировке статистических данных каждая группа может характери-зоваться несколькими статистическими показателями. Если охарактеризовать группы лишь одним показателем, а именно численностью единиц, входящих в группу, то получатся ряды распределения, которые могут составляться по ко-личественному и качественному (атрибутивному) признакам. Отсюда их называют вариационными и атрибутивными рядами. Ряды распределения можно представить следующей схемой.

Схема 4. Ряды распределения

Практическое занятие 2

ILo материалам сельскохозяйственных предприятий проведите простую и комбинированную группировку. Результаты группировки оформите статистической таблицей и сделайте анализ.

Задачи и упражнения для самоконтроля

4.1. К каким группировочным признакам – атрибутивным или коли-
чественным – относятся: а) возраст человека; б) национальность; в) балл успеваемости; г) доход сотрудника фирмы; д) форма собственности? 4.2. Какие из указанных ниже группировок являются типологическими: а) группировка населения по полу; б) группировка населения по отраслям, занятого в народном хозяйстве; в) группировка капитальных вложений на строительство объектов
производственного и непроизводственного назначения; г) группировка предприятий общественного питания по формам соб-
ственности? 4.3. Известны следующие данные по основным показателям деятель-
ности крупнейших банков одной из областей России (данные условные)
(тыс. руб.)

№ п/п Сумма активов

Собствен-ный капи-тал

Привлечен-ные ресурсы

Балансо-вая при-быль

Объем вложе-ний в государ-ственные цен-ные бумаги

Ссудная задолжен-ность
1 2 5 7
1 645,6 8,1 30,8
2 636,9 9,5 25,7
3 629,0 38,4 26,4
4 619,6 38,4 25,3
5 616,4 13,4 20,9
6 614,4

2. Всероссийская перепись населения 2002 года проводилась с 9 по 16 октября 2002 года по состоянию на 0 часов с 8 на 9 октября. Счетчик пришел:

а) в семью №1 - 10 октября. В этой семье 9 октября родился ребенок. Должен ли счетчик внести сведения о родившемся ребенке в переписной лист?

б) в семью №2 - 15 октября. В этой семье 14 октября умер член семьи. Должен ли счетчик внести сведения об умершем в переписной лист?

в) в семью №3 - 16 октября. В этой семье 12 октября молодожены зарегистрировали в ЗАГСе свой брак. Какой ответ должен записать счетчик на вопрос переписного листа "Состояние в браке"

3. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из детского сада. Сделайте вывод.

а) Всего детей в детсаду - 133

б) В том числе: в старших группах – 37,

в средних – 43,

в младших – 58

в) Из всего числа детей: мальчиков – 72,

девочек – 66

________________________

________________________

5. Сформулируйте определение объекта наблюдения, единицы наблюдения:

Домашнее задание

по теме «Статистическое наблюдение»

1. Приведите примеры различных видов статистического наблюдения по данным СМИ (за последние 5-7 лет)

____________________

______________________________

____________________

____________________

____________________

2. Разработайте программно-методологические вопросы статистического наблюдения по выбранной Вами теме, оформите в виде таблицы:

Организационный план статистического наблюдения

Мероприятие Сроки проведения Ответственный

Терминологический словарь

Статистическое наблюдение - массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков, отобранных каждой единицы совокупности.

Цель наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Объект наблюдения - статистическая совокупность, в которой про­истекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Отчетная единица - субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

Программа наблюдения - перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.

Статистический формуляр - документ единого образца, содержа­щий программу и результаты наблюдения.

Критический момент (дата) - день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности.

Срок (период) наблюдения - время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров.

Отчетность - основная форма статистического наблюдения, с по­мощью которой статистические органы в определенные сроки получа­ют от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скреп­ляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и досто­верность собираемых сведений.

Перепись - специально организованное наблюдение, повторяюще­еся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получе­ния данных о численности, составе и состоянии объекта статистичес­кого наблюдения по ряду признаков.

Регистровое наблюдение - форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксирован­ное начало, стадию развития и фиксированный конец.

Непосредственное наблюдение - регистраторы путем непосред­ственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и так далее устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основа­нии производят записи в формуляре наблюдения.

Документальный способ наблюдения - основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера.

Опрос - способ наблюдения, при котором наблюдаемые сведения получают со слов респондента.

Текущее наблюдение - наблюдение, когда изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления.

Единовременное обследование - сведения даются о количествен­ных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования.

Сплошное наблюдение - получение информации о всех единицах исследуемой совокупности.

Несплошное наблюдение - обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности.

Точность статистического наблюдения - степень соответствия величины какого-либо показателя, определяемого по материалам статис­тического наблюдения, действительной его величине.

Ошибка наблюдения - расхождение между расчетным и действи­тельным значением изучаемых величин.

Дополнительный материал

Понятия, связанные с формированием информационной базы
Понятия Характеристики
Информация Произошло от латинского слова «разъяснение, изложение». Это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.
Статистическая информация Совокупность сведений социального и экономического характера, на основе которых осуществляются такие функции, как учет и контроль, планирование, управление и статистический анализ.
Источники получения статистической информации Ими являются органы государственной статистики, организации, проводящие социологические обследования, и т.д.
Требования, предъявляемые к статистической информации Это: 1) точность, полнота и представительность получаемой информации о социально-экономических процессах и явлениях; 2) соответствие задачам исследования (одна и та же информация адекватна для решения одних и не адекватна для других); 3) достоверность информации как степень соответствия статистической информации отображаемой действительности; 4) массовость, получение достаточного для анализа объёма исследуемой совокупности; 5) систематичность сбора и обработки информации; 6) научный подход к информации на основе методов познания действительности и общих положений статистики как науки; 7) адекватность информации сущности и характеру изучаемых явлений.
Другие виды информации (помимо статистической), которые должен использовать статистик Это: 1) данные бухгалтерской отчетности (то есть непрерывная регистрация наличия и движения материальных и финансовых средств организации); 2) данные оперативно-технической отчетности (то есть совокупности зарегистрированных отдельных событий и фактов непосредственно в момент их совершения), отражающие технологическое состояние объекта на тот или иной момент времени; 3) данные социологических исследований, для которых характерно влияние субъективного фактора, необходимость учета групповых, классовых, социальных мотивов, интересов и т.д.


Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных

Тема занятия Методическое обеспечение занятия Литература Примечание (самостоятельная работа)
Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике Наглядное пособие - Ряды распределения Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 -
Ряды распределения в статистике Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 Учебник под ред. И.Г. Малый Теория статис-тики стр.78-109 3 часа Решение задач на группировку статистических данных. Выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение. Из газет и журналов подобрать примеры рядов распределения и таблиц
Построение рядов распределения и их графическое изображение. Сборник задач Гл. 3 Параграфы 3.1-3.2, 3.4 -

Студент должен знать :

ü основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации

ü понятия: статистическая сводка, группировка статистических данных, ряд распределения.

ü виды сводки

ü виды группировок

ü группировочные признаки.

ü формулу Стерджесса

Студент должен уметь:

ü собирать и регистрировать статистическую информацию;

ü строить атрибутивные и вариационные ряды распределения, простые и сложные группировки.

ü определять элементы вариационного ряда.

ü определять величину интервала.

ü выполнять перегруппировку статистических данных.

ü строить графики рядов распределения

План раздела:

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки

1. Понятие о статистической сводке

2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании

3. Задачи статистических группировок, их виды

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

5. Статистические ряды распределения

6. Статистические таблицы

7. Разработка сказуемого статистических таблиц

8. Основные правила составления таблиц

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляют собой первый и второй этапы статистического исследования и каково их значение?

2. Какие виды сводки Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

3. Что называется статистической группировкой и группировочными признаками?

4. Какие виды группировок Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

5. В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?

6. Какие основные задачи решаются исследователем с помощью метода группировок?

7. Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций?

8. Какие группировки называют комбинационными? Приведите пример?

9. В чем заключается отличие комбинационной группировки от многомерной?

10. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?

11. В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по количественным признакам?

12. Как определяется число групп и границы интервалов между ними?

13. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы. Приведите примеры.

14. Что называется вторичной группировкой, в каких случаях приходится прибегать к ней и как получить новые группы на основании уже имеющихся?

15. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?

16. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?

17. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.

18. Каковы функции статистических таблиц?

19. Какие существуют виды таблиц по построению подлежащего?

20. Перечислите основные требования к оформлению таблиц.

Тренировочный тест

по теме «Сводка и группировка статистических данных»

1. Студенты высших учебных заведений подразделяются на обучающихся на заочном, очном и вечернем отделениях. Данная группировка является:


а) типологической:

б) структурной;

в) аналитической.


2. С целью изучения зависимости между успеваемостью студентов и их возрастом производится аналитическая группировка. Данные следует группировать по:


а) успеваемости студентов;

б) возрасту студентов.


3. Население, проживающее на какой–либо территории, распределяют на группы по социальному положению. Полученный ряд называется:


а) вариационным;

б) атрибутивным;

в) альтернативным;

г) дискретным;

д) интервальным.


4. Сводкой в статистическом наблюдении называется:

а) объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака;

б) особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения;

в) объект, характеризующийся цифрами.

5. Группировка – это:

а) упорядочение единиц совокупности по выделенному признаку;

б) разбивка единиц совокупности на группы по существенному признаку;

в) обобщение единичных фактов.

6. Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками, называется:


а) аналитической;

б) структурной;

в) типологической.


7. Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:


а) аналитической;

б) структурной;

в) типологической.


8. Группировка, построенная по трем признакам, называется:


а) рядом распределения;

б) простой;

в) комбинационной.


9. Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:


а) факторный;

б) результативный;

в) факторный и результативный.


10. Основанием группировки может быть:


а) атрибутивный признак;

б) количественный признак;

в) как атрибутивный, так и количественный признак.


11. Группировки различают по:

а) организации сбора данных;

б) по числу группировочных признаков;

в) по глубине обработки материала.

12. Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется:


а) атрибутивным;

б) непрерывным;

в) числовым.


13. Вариационный ряд распределения – это ряд, построенный:

а) по атрибутивному признаку;

б) по количественному признаку;

в) как по атрибутивному, так и по количественному признаку.

14. В теории статистики с помощью метода группировок изучают:

а) статистические зависимости между явлениями;

б) регрессионные зависимости;

в) динамику процессов.

15. В теории статистики программа статистической сводки включает формирование:


а) объектов наблюдения;

б) отчетных единиц;

в) групп и подгрупп.


16. Дискретный вариационный ряд графически изображается с помощью:


а) полигона;

б) гистограммы;

в) кумуляты.


17. Накопленные частоты используются при построении:


а) полигона;

б) гистограммы;

в) кумуляты.


18. Интервал – это:

а) разность между максимальным и минимальным значениями признака по совокупности;

б) разность между верхней и нижней границами значений признака по одной группе;

в) разность между числом единиц (частотами) соседних групп.

19. Ряд распределения - это:

а) совокупность признаков, расположенных в определенном порядке;

б) разграничение единиц совокупности по одному из признаков;

в) единицы совокупности, расположенные в порядке возрастами или убывания значений признака.

20. Под ранжированием понимают:

а) определение предела (интервала) изменений значений варьирующего признака;

б) количественная оценка степени вариации изучаемого признака,

в) расположение всех значений в возрастающем (или убывающем) порядке.

Практические задания

по теме «Сводка и группировка статистических данных»


Похожая информация.


Практикум 1. (по Шмойловой и др.)

Статистика

1.1. Назовите основные этапы в эволюции смыслового содержания термина Статистика».

1.2. Укажите, как именуется работник, для которого сбор статистических данных является родом профессиональной деятельности.

1.3. Назовите в качестве примера сферы социально-экономической жизни общества, изучаемые статистикой.

1.6. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:

А) количество работников на фирме;

Б) родственные связи членов семьи;

В) пол и возраст человека;

Г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;

Д) этажность жилых помещений;

Е) количество детей в семье;

Ж) розничный товарооборот торговых объединений.

1.7. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

1.8. Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств; строительного производства

1.9. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?

1.15. Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:

А) численность населения страны;

Б) количество браков и разводов;

В) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;

Г) капитальные вложения в стоимостном выражении;

Д) процент выполнения плана реализованной продукции;

Е) число посадочных мест в самолете;

Ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.

1.16. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:

А) тарифный разряд рабочего;

Б) балл успеваемости;

В) форма собственности;

Г) вид школы (начальная, неполная средняя и т. д.);

Д) национальность;

Е) состояние в браке.

1.17. Назовите общественные группы населения по источникам средств существования.

Статистическое наблюдение



2.2. Заполните формуляр переписи населения 2002 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. бланки в Интернет). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя.

2.3. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 2002 г. Результаты классификации представьте в следующей таблице:

2.5. Сформулируйте определение объекта наблюдения:

А) переписи почтовых отделений связи;

Б) переписи торговых предприятий;

В) переписи научных учреждений;

Г) переписи коммерческих банков;

Д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений

здравоохранения;

Е) переписи школ;

Ж) обследование организаций о составе затрат на

рабочую силу.

2.6. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:

А) фермерское хозяйство;

Б) жилой дом (для жилищной переписи);

Г) библиотека;

Д) театр;

Е) совместное предприятие.

2.12. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:

А) объект и единицу наблюдения;

Б) признаки, подлежащие регистрации;

В) вид и способ наблюдения;

Г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;

Д) составить организационный план обследования;

Е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц.

2.17. В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

2.18. На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии, и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?

2.19. Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?

2.20. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?

2.21. При проведении в 2002 г. переписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основе ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов?

2.22. Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?

2.26. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

А) фамилия, имя, отчество – Иванова Ирина Петровна;

Б) пол – мужской;

В) возраст – 5 лет;

Г) состоит ли в браке в настоящее время – да;

Д) национальность – русская;

Е) родной язык – русский;

Ж) образование – среднее специальное;

З) место работы – детский сад;

И) занятие по этому месту работы – медицинская сестра.

В ответах, на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

2.27. В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002 г., были произведены следующие записи:

А) фамилия, имя, отчество – Петров Сергей Иванович;

Б) пол – мужской;

В) возраст - 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;

Г) состоит ли в браке в настоящее время – нет;

Д) национальность – русский;

Е) образование – среднее;

Ж) место работы – ателье верхней одежды;

З) занятие по этому месту работы – бухгалтер;

И) общественная группа – рабочий.

Укажите, какие из ответов не согласуются между собой.

2.28. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:

А) всего детей в детском саду – 133;

Б) в том числе: в старших группах – 37, в средних группах – 43, в младших группах – 58;

В) из всего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66.

Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?

2.29. Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):

Всего выручка – 255.

В том числе от:

продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров – 150,

подписки на периодические издания – 200,

продажи газет и журналов – 45.

2.30. Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 0 часов ночи с 08 на 09 октября. Счетчик пришел:

1) в семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик:

А) не вносить сведения об умершем в переписной лист;

Б) внести с отметкой о смерти;

В) внести без отметки о смерти;

2) в семью № 2 – 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов:

А) состоит;

Б) не состоит;

3) в семью № 3 – 16 октября. В семье 14 октября родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:

А) внести в переписной лист;

Б) не вносить в переписной лист;

4) в семью № 4 – также 16 октября. Один из членов семьи на вопрос: «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи – 9 октября. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик?

2.31. В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

Приложение 1 содержит копии формуляров Всесоюзных переписей населения 1979 г., 1989 г., а также Всероссийской переписи населения 2002 г.
Внимательно рассмотрев и сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:
а) К какому виду относится каждый из них?
б) Дайте определение объекта каждой из переписей.
в) В чем заключаются различия в программах этих переписей?
г) В чем заключаются различия в формулировках вопросов о возрасте?
д) Укажите различия в постановке вопросов о семейном положении.
е) В чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения в этих переписях?
ж) Чем еще между собой различаются формуляры переписей?
з) Имеются ли в переписном листе переписи населения 2002 г. подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные)? Заполните формуляр переписи населения 2002 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. приложение 1). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 2002 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в следующей таблице: Перечислите вопросы переписного листа Всероссийской переписи населения 2002 г., ответы на которые нужно дать в форме чисел. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а) переписи почтовых отделений связи;
б) переписи торговых предприятий;
в) переписи научных учреждений;
г) переписи коммерческих банков;
д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения;
е) переписи школ;
ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:
а) фермерское хозяйство;
б) жилой дом (для жилищной переписи);
в) вуз;
г) библиотека;
д) театр;
е) совместное предприятие. Какие вы наметите признаки, которые следует регистрировать при проведении:
а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;
б) обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров;
в) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу обследования:
а) детских садов;
б) фирм, выпускающих детское питание;
в) автозаправочных станций; гостиничного комплекса региона. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме;
б) численный состав семьи;
в) родственные связи членов семьи;
г) пол и возраст человека? Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и общественной активности студента вуза при проведении специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 2003 г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:
а) объект и единицу наблюдения;
б) признаки, подлежащие регистрации;
в) вид и способ наблюдения;
г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;
д) составить организационный план обследования;
е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц. Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования читателей публичных библиотек. Разработайте программу и формуляр данного обследования. Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.2003 г., а также организационный план этого наблюдения. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8. В 1994 г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование? В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование? На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара? Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение? Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение? При проведении в 2002 г. переписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основе ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов? Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения? Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор. Определите место, время и органы проведения статистических наблюдений:
а) учета валютных операций коммерческих банков;
б) выборочного обследования бюджетов семей пенсионеров;
в) учета доходов граждан и источников их поступлений, который осуществляется налоговыми инспекциями по итогам календарного года;
г) учета иммигрантов с целью выяснения их социально-демографического состава, цели въезда и страны выезда. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;
б) пол - мужской;
в) возраст - 5 лет;
г) состоит ли в браке в настоящее время - да;
д) национальность - русская;
е) родной язык - русский;
ж) образование - среднее специальное;
з) место работы - детский сад;
и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них? В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002 г., были произведены следующие записи:
а) фамилия, имя, отчество - Петров Сергей Иванович;
б) пол - мужской;
в) возраст - 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;
г) состоит ли в браке в настоящее время - нет; л) национальность - русский;
д) образование - среднее;
ж) место работы - ателье верхней одежды;
з) занятие по этому месту работы - бухгалтерии общественная группа - рабочий. />Укажите, какие из ответов не согласуются между собой. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:
а) всего детей в детском саду - 133;
б) в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в младших группах - 58;
в) из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.
Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки? Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):
Всего выручка - 255
В том числе от: продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров - 150
подписки на периодические издания - 200 продажи газет и журналов - 45 Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 0 часов ночи с 08 на 09 октября.
Счетчик пришел: в семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик:
а) не вносить сведения об умершем в переписной лист:
б) внести с отметкой о смерти;
в) внести без отметки о смерти; в семью № 2 - 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос: «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов - состоит или не состоит? в семью № 3 - 16 октября. В семье 14 октября родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:
а) внести в переписной лист;
б) не вносить в переписной лист; в семью № 4 - также 16 октября. Один из членов семьи на вопрос: «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи - 9 октября. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик? В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

Задача 2.1

Сформулируйте определение объекта наблюдения:

а) переписи жилищного фонда города;

б) переписи научных учреждений;

в) переписи предприятий обрабатывающих производств.

Задача 2.2

Перечислите наиболее существенные признаки следующих единиц статистического наблюдения:

а) магазина;

в) театра;

г) обрабатывающего предприятия.

Задача 2.3

Какие бы вы наметили признаки, которые следовало бы регистрировать при проведении:

а) обследования работы городского транспорта в целях изучения путей улучшения перевозок пассажиров;

б) обследования предприятий обрабатывающих производств в целях изучения сменности работы оборудования.

Задача 2.4

Проведите логический контроль правильности заполнения мигрантом отрывного талона к листку выбытия:

Задача 2.5

Проведите логический контроль данных (табл. 2.3) о выпуске готовой продукции и полуфабрикатов по предприятиям производственного подразделения в отчетном периоде и внесите исправления:

Таблица 2.3 – Исходные данные

Задача 2.6

С помощью логического контроля проверьте ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) фамилия, имя, отчество – Петрова Елена Ивановна;

б) пол – мужской;

в) возраст – 6 лет;

г) состоит ли в браке – да;

д) национальность – белоруска;

е) родной язык – русский;

ж) образование – высшее;

з) место работы – техникум;

и) занятие по месту работы – преподаватель.

В каких ответах вероятнее всего допущены ошибки и как их исправить?

Задача 2.7

Проверьте правильность данных (табл. 2.4) графы (столбца) и итоговых показателей в отчетности торгового предприятия за квартал, в тысячах денежных единиц.

Таблица 2.4 - Показатели отчетности торгового предприятия за квартал

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается суть статистического наблюдения и каково его отличие от других видов наблюдений?
  2. Каковы требования к статистическому наблюдению?
  3. Программно-методологические вопросы обеспечения статистического наблюдения.
  4. Цель и задачи статистического наблюдения.
  5. Объект и ценз статистического наблюдения.
  6. Что представляет собой программа статистического наблюдения.
  7. Какие самые важные принципы и правила проведения статистического наблюдения?
  8. Каковы вопросы отображаются в организационном плане статистического наблюдения?
  9. Формы статистического наблюдения и их сущность.
  10. Разновидности статистического наблюдения и их сущность.
  11. Что называют ошибками статистического наблюдения?
  12. На какие две группы разделяются ошибки статистического наблюдения?
  13. Причины возникновения ошибок регистрации. Виды ошибок регистрации.
  14. Причины возникновения ошибок репрезентативности.
  15. Какие виды контроля результатов статистического наблюдения используют статистические органы?
  16. В чем суть логического контроля?
  17. В чем суть арифметического контроля?
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...