Согласные звуки. Значение шумные согласные в словаре лингвистических терминов Откуда берется звук

Согласные звуки

Согласные звуки: классификационные признаки

При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:

1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),

3) твердость / мягкость,

4) место образования,

5) способ образования.

Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости.

Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки

Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона.

К сонорным в русском языке относятся девять звуков: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j]. Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. Однако сила трения воздушной струи о сближенные / сомкнутые органы речи минимальна: воздушная струя находит относительно свободный выход наружу и шум не образуется. Воздух устремляется либо через нос ([м], [м’], [н], [н’]), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л’]). Отсутствие шума может быть связано с мгновенностью преграды ([р], [р’]) или с достаточно широким характером самой щели ([j]). В любом случае шум не создается и основным источником звука оказывается тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.

В образовании шумных согласных ([б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).

Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука.

Тон (голос) свойствен произношению звонких , их артикуляция предполагает обязательную работу голосовых связок. Звонкими, следовательно, являются все сонорные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j]. Среди шумных согласных к звонким относятся следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж:’], [з], [з’].

Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными. К звукам указанного типа относятся только шумные: [п], [п’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [ш:’], [к], [к’], [ц], [ч’], [х], [х’].

[б] - [п] [б’] - [п’]

[в] - [ф] [в’] - [ф’]

[д] - [т] [д’] - [т’]

[з] - [с] [з’] - [с’]

[ж] - [ш] [ж:’] - [ш:’]

[г] - [к] [г’] - [к’]

Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными , либо глухими парными . Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят все сонорные, к глухим непарным - звуки [ц], [ч’], [х], [х’].

Фонетические чередования согласных по глухости / звонкости. Обозначение глухости / звонкости согласных на письме

Глухость / звонкость согласных остается самостоятельным, ни от чего не зависящим признаком в следующих положениях:

1) перед гласными: [су]д суд - [зу]д зуд , [та]м там - [да]м дам ;

2) перед сонорными: [сл]ой слой - [зл]ой злой , [тл’]я тля - [дл’]я для ;

3) перед [в], [в’]: [св’]ерь сверь - [зв’]ерь зверь .

В указанных положениях встречаются и глухие, и звонкие согласные, причем эти звуки используются для различения слов (морфем). Перечисленные позиции называются сильными по глухости / звонкости.

В остальных случаях появление глухого / звонкого звука предопределено его положением в слове или соседством конкретного звука. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной». Позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по указанному признаку.

В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются на конце слова , ср.: дý[б]а дуба – ду[п] дуб, мá[з’]и мази – ма[с’] мазь. В приведенных примерах фиксируется фонетическое чередование согласных по глухости / звонкости: [б] // [п] и [з’] // [с’].

Кроме того, позиционные изменения касаются ситуаций, когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. В этом случае последующий звук воздействует на предшествующий. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости , в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лó[д]очка лодочка – лó[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готó[в’]ит готовит – готó[ф’т’]е готовьте (т.е. [в’] // [ф’] перед глухим).

Глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в’]), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости , ср.: моло[т’]и´ть молотить – моло[д’б]á молотьба ([т’] // [д’] перед звонким), про[с’]и´ть просить – прó[з’б]а просьба (т.е. [с’] // [з’] перед звонким).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio ‘уподобление’). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкости .

Обозначение глухости / звонкости согласных на письме связано с использованием соответствующих букв: т или д, п или б и т.д. Однако обозначается на письме только самостоятельная, ни от чего не зависящая глухость / звонкость. Звуковые признаки которые оказываются «вынужденными», позиционно обусловленными на письме не обозначаются. Таким образом, фонетически чередующиеся звуки записываются одной буквой, действует морфематический принцип орфографии: в слове ду[п ] ду б пишется буква б , как и в проверочном дý[б ]а ду б а .

Исключением будет правописание некоторых заимствованных слов (транскри[п]ция транскри п ция при наличии транскри[б’ ]ировать транскри б ировать ) и приставок на с /з (и[с]пóльзовать использовать при наличии и[з]учи´ть изучить ). Графический облик таких примеров подпадает под действие фонетического принципа орфографии. Правда, в случае с приставками он действует не до конца, совмещаясь с традиционным: ра[ш:]евелить = ра[ш]шевелить расшевелить .

Традиционному принципу орфографии подчиняется выбор буквы в словарных словах типа во[г ]зал вокзал , а[з ]бест асбест . Их написание не зависит ни от проверки (она невозможна), ни от произношения.

Твердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией . Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными , или мягкими парными :

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным - согласные [ч’], [ш:’], [ж:’] и [j].

Согласные [ш] и [ш:’], [ж] и [ж:’] не образуют пар, так как отличаются сразу двумя признаками: твердостью / мягкостью и краткостью / долготой.

Следует отметить, что звук [ж:’] редкий. Он возможен лишь в ограниченном круге слов: езжу , вожжи , дрожжи , брызжет , позже и некоторых других. При этом [ж:’] все чаще заменяется на [ж:].

Совершенно особое положение среди мягких согласных занимает звук [j]. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу является, как уже отмечалось выше, дополнительной артикуляцией. У согласного [j] указанная артикуляция основная, т.к. иных преград при произношении [j] не образуется. Поэтому звук [j] в принципе не способен иметь парный твердый.

Фонетические чередования согласных по твердости / мягкости. Обозначение твердости / мягкости согласных на письме. Буквы Ь и Ъ

Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:

1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук - [л’у]к люк , [но]с нос - [н’о]с нёс , пас[т э´]ль пастель - пос[т’ э´]ль постель ;

Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна , кафе , сарделька , стресс , пюре , протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].

2) на конце слова: ко[н] кон - ко[н’] конь , жа[р] жар - жа[р’] жарь ;

3) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: во[л]нá волна - во[л’]нá вольна;

4) у согласных [c], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р], [р’] (у переднеязычных)

– в позиции перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка - гó[р’]ко горько , бá[н]ка банка - бá[н’]ка банька ;

– в позиции перед [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] (перед губными): и[з]бá изба - ре[з’]бá резьба ;

В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.

Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н’] с твердым [с], ср.: кó[н’] конь – кó[нс]кий конский , Испа[н’]ия Испания – испа[нс]кий (т.е. [н’] // [н] перед твердым). Пара ию[н’] июнь – ию´[н’с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.

Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш:’], ср: барабá[н] барабан - барабá[н’ч’]ик барабанчик , гó[н]ок гóнок – гó[н’ ш:’]ик гонщик (т.е. [н] // [н’] перед мягким).

В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м’к’]и лямки, [в’б’]ить вбить ; [д’в’]ерь дверь ; [с’j]ем съем ; [с’т’]енá стена . В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк’]и лямки (аналогично тря´[пк’]и тряпки , лá[фк’] и лавки ) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.

Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н’] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.

В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой:

буквами и, ё, ю, я: л и к , л ё д , л ю к , л я зг ;
В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв …те … нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит – те сто или те ст .

2) на конце слова буквой мягкий знак: ко нь , жа рь , пы ль ;

3) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: ть ма , ве сь ма , ба нь ка .

Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами:

буквами ы, о, у, а, э: лы ко , ло дка , лу к , ла ска , кара тэ ;

в конце слова отсутствием мягкого знака: ко н_ , жа р_ , пы_ л ;

в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака:
т_ мин , с_ мотрит , ба н_ ка .

Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы , ё/о , ю/у , я/а после букв ш , ж , ч , щ , ц , соответствующих непарным, диктуется традицией: жи знь , ци фра , цы пленок , ожёг , о жо г , шу тка , бро шю ра , ча шка . То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: ро жь , заму ж _, ти шь , малы ш _, ве щь , товари щ_ , мочь , кирпич_ .

Обратите внимание, что название букв Ь и Ъ оказывается коварным. Буква "твердый знак" никогда не обозначает твердости, ее использование связано с разделительной функцией, т.е. с указанием на наличие [j] перед следующим гласным звуком: ст съест , а[д’jу]тант адъютант .

Функции буквы "мягкий знак" шире. Во-первых, она тоже может использоваться в разделительной функции, но только не после приставок: [вjý]га вьюга , бу[л’jó]н бульон . В этом случае на мягкость согласного буква ь не указывает. Во-вторых, мягкий знак может по традиции писаться в ряде грамматических форм после букв, соответствующих непарным согласным (см. выше). Мягкости звуков при таком употреблении буква ь опять-таки не передает. И наконец, в ряде ситуаций буква ь обозначает мягкость согласных на письме. Эта функция распространяется на примеры с самостоятельной мягкостью парных согласных в конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше).

Место и способ образования согласных

Место образования согласного звука - признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]) и губно-зубными ([ф], [ф’], [в], [в’]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [ц], [л], [л’], [н], [н’]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш’], [ж], [ж’], [ч’], [р], [р’]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к’], [г’], [х’]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).

Рассматривая таблицу (Приложение к пцубликации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.

Способ образования согласного - это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.

Существует два основных способа образования преграды – либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом различаются смычные и щелевые согласные.

При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш¯’], [ж], [ж¯’], [j], [х], [х’].

Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.

Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч’].

Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м’], [н], [н’].

При образовании смычных боковых [л] и [л’] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории - между опущенной боковой частью языка и щеками.

В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные .

Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р’].

Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.

Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования : [с] игрой с игрой – [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой – [ш:’ ч’]емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:’] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть – о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под иг рой – по[ч’ ш:’]екой под щекой ([д] // [ч’] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:’]) произошло уподобление по всем четырем признакам – глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок – лё[х’к’]ий лёгкий , мя´[г]ок мягок – мя´[х’к’]ий мягкий , где [г] чередуется с [х’], а не с [к’] перед [к’], отмечается расподобление (диссимиляция ) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука .

Обычно не произносятся [т] / [т’] и [д] / [д’] между зубными, между [р] и [ч’], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т’]ье счастье – счасливый счастливый , т.е. [т’] // ;

стн: мéс[т]о места – мéсный местный , т.е. [т] // ;

здн: уéз[д]а уезда – уéзный уéздный , т.е.[д] // ;

здц: уз[д]á узда – под узцы´ под уздцы , т.е. [д] // ;голлáн[д’]ец голландец – голлáнцы голландцы , т.е. [д’] // ;

рдц: сер[д’]éчко сердечко – сéрце сердце, т.е. [д’] // ;

рдч: сер[д’]éчко сердечко – сéрчишко сердчишко , т.е. [д’] // ;

лнц: сó[л]нышко солнышко – сóнце солнце , т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя – [маи´] мои , т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой , т.к. есть [с] игрой с игрой . Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т’]ье счастье и т.д.


Страница 6 - 6 из 10
Начало | Пред. | 6 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Откуда берется звук?

Формирование любого звука, который может произнести человек, начинается в дыхательном аппарате: воздух попадает в легкие, а затем выходит из них по направлению к гортани - этот процесс называется инициация. Из легких воздух попадает в гортань, где находятся голосовые связки. В зависимости от того, будут или не будут связки колебаться, там происходит или не происходит процесс фонации. Связки колеблются - звук получается звонким (любой гласный или звонкий согласный), не колеблются - звук получается глухим (глухой согласный).

Из гортани воздух попадает в ротовую полость, в которой происходит процесс, определяющий все остальные характеристики звука, кроме глухости/звонкости, - артикуляция, т. е. принятие органами речи (язык, губы, нёба, зубы, маленький язычок - увула) того положения, которое нужно для производства конкретного звука. Так, например, чтобы произнести звук [п], мы должны плотно сомкнуть губы, а для звука [к] надо задней частью языка коснуться заднего нёба.

Гласные и согласные звуки

Как и во всех остальных языках мира, в русском языке есть гласные и согласные звуки. Их общее количество немногим превышает сорок и является средним (не большим и не маленьким) по сравнению с другими языками мира. Согласных у нас в шесть раз больше, чем гласных, - русский язык консонантный (языки, в которых набор гласных больше и разнообразнее, называются вокалическими).

Все мы с вами еще в начальной школе научились отличать гласные звуки от согласных: гласные - те, которые можно пропеть, согласные - те, которые пропеть нельзя. На самом же деле мы можем долго шипеть [ш], свистеть [c], а если очень постараться, то и мычать [м], тянуть [н] и т. д. Как это можно объяснить? Есть ли другие способы различения гласных и согласных звуков?

Главное отличие гласного звука от согласного заключается в их способе образования, а именно - в наличии или отсутствии преграды в речевом тракте. Гласный звук - это тот, который мы образуем за счет вывода воздуха из легких через гортань и ротовую полость, не строя в речевом аппарате никаких преград, а просто меняя объем ротовой полости. Согласный - звук, который, чтобы выйти наружу, должен преодолеть какую-то преграду (сомкнутые губы, касание языком зубов или нёба). Но качество этой преграды (или по-другому сужения) и способа ее преодоления может быть разным, поэтому некоторые согласные звуки действительно можно «растянуть», например, как [ш], [c], [м] или [н].

Классификация согласных звуков

Место образования

Так как для образования согласного звука необходима преграда, в области речевого тракта, где происходит это сужение, находится место образования согласного. Обычно оно называется по двум органам его образующим: активному и пассивному. К активным органам относят:

· язык, а точнее его переднюю часть, т. е. кончик (тогда согласный переднеязычный), среднюю часть (среднеязычный), и заднюю, т. е. корень (согласный заднеязычный);

· нижнюю губу (согласный губной).

К пассивным:

· нёбо, а именно: переднее нёбо - альвеолы (согласный передненёбный или альвеолярный), среднее - твердое нёбо (средненёбный) и заднее - мягкое нёбо (задненёбный);

· верхние зубы (согласный зубной), т. к. нижние просто не участвуют в артикуляции;

· верхнюю губу (согласный губной). Конечно, она тоже двигается во время артикуляции, но только вместе с нижней и значительно меньше. Нижняя губа может участвовать в образовании звуков без участия верхней, например, [в] или [ф].

При сочетании какого-то активного и какого-то пассивного артикулирующих органов, мы получаем классификацию согласных звуков по месту образования:

· губно-губные (билабиальные), например, [м], [п], [б];

· губно-зубные (лабиодентальные), например, [в], [ф];

· переднеязычные зубные (дентальные), например, [т], [д], [c], [н], [л];

· переднеязычные передненёбные (альвеолярные), например, [ш], [ж], [р];

· среднеязычные средненёбные (палатальные), например, [j];

· заднеязычные средненёбные, например, [к’], [г‘], [х‘];

· заднеязычные задненёбные (велярные), например, [к], [г], [х].

Способ образования

Мы уже немного поговорили о разнице между способами образования гласных и согласных звуков. Гласные образуются без преграды в речевом тракте, а потому при полном отсутствии шума. Для согласных, наоборот, преграда необходима. Типы этой преграды (или сужения) могут быть разными, как и способы ее преодоления.

Наиболее близкими к гласным по способу образования являются согласные-аппроксиманты : степень сужения у них незначительная, а потому шум образуется только при отсутствии голоса (т. е. когда голосовые связки не колеблются). К аппроксимантам в русском языке относятся такие согласные, как [л], [л‘] и [и̯] («и неслоговой»).

Существенное, но еще не полное сужение, т. е. щель, необходимо для образования щелевых , или фрикативных, согласных. По форме щели они делятся на плоскощелевые (например, [ш], [ж], [х], [j]) и круглощелевые (например, [c] и [з]). Переднеязычные плоскощелевые мы называем шипящими: [ш], [ш’], [ж], [ж‘], [ч], [ч‘], а переднеязычные круглощелевые - свистящими: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц], [ц‘].

Следующим уровнем сужения является полная смычка, т. е. плотное прикосновение активного артикулирующего органа к пассивному, которое приводит к запиранию воздушного потока. Согласные, образованные таким путем, называются смычными. В зависимости от того, как способом звук преодолевает получившуюся смычку, выделяются несколько типов смычных согласных:

· взрывные - воздух упирается в смычку, создается избыточное давление, которое приводит к резкому размыканию органов, т. е. к так называемому взрыву (например, [т], [б], [к] и др.);

Лайфхак! Взрывные звуки легко отличить от остальных согласных: это единственный тип согласных, которые нельзя протянуть, просвистеть, промычать и т. д. Попробуйте долго тянуть, например, звук [б]: у вас это не получится, даже несмотря на его звонкость. Вы можете только постепенно нагнетать давление на смычку, оттягивая момент взрыва.

· аффрикаты - воздух упирается в смычку, которая под давлением не размыкается резко, а просто переходит в щель. Таким образом, аффрикаты, грубо говоря, состоят из двух звуков: смычного взрывного и щелевого (например, [ц] = [т͡с] и [ч’] = [т͡ш‘]);

· носовые - смычка находится в ротовой полости, но воздух не замыкается, а проходит через носовую полость за счет поднятия маленького язычка - увулы (например, [м], [н]);

Лайфхак! Если очень сложно запомнить, какой звук является носовым, можно при его произнесении прикладывать руку к носу. Чувствуется вибрация - носовой, не чувствуется - не носовой.

· дрожащие - состоят из нескольких смычек с вокальными элементами между ними ([р]).

Сонорные и шумные согласные

Еще одна классификация, применимая к согласным звукам, - это деление их на сонорные и шумные согласные. К сонорным относятся следующие согласные русского языка: [м], [м‘], [н], [н‘], [р], [р‘], [л], [л‘], [j], [и̯]. Все остальные согласные звуки являются шумными. Можно заметить, в списке сонорных находятся те согласные звуки, которые, как мы привыкли считать, всегда звонкие, т. е. не имеют глухой пары. Попробуем выяснить, как так получилось.

Дело в том, что сонорные согласные являются средним звеном между гласными и шумными согласными: несмотря на то, что при их произнесении тоже образуется преграда, она не препятствует прохождению воздуха. Так, при носовых согласных [м], [м‘], [н] и [н‘] воздух выходит через носовую полость. При образовании аппроксимантов [л] и [л‘] боковые края языка опускаются и воздух проходит по бокам ротовой полости (поэтому эти звуки называется боковыми аппроксимантами, а противопоставленный им аппроксимант [й] - срединным ). При дрожащих [p], преграда образуется на слишком короткое время, так что шум не успевает возникнуть.

Кстати, было бы правильнее относить к сонорным еще и звуки [в] и [в‘], потому что при контакте с другими согласными они ведут себя именно как сонорные, а не как шумные. Например, когда за глухим шумным согласным в слове следует звонкий шумный, второй влияет на первый и глухой озвончается (например, отбор [адбо́р]). Если последующий согласный сонорный, то это не происходит (например, отрыв [атры́ф]). Заметим, что перед звонкими [в] и [в‘] глухие шумные тоже не озвончаются: обхват [апхва́т], ответ [атв’е́т].Получается, [в] и [в‘] тоже сонорные.

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

Каждому звуку присущи следующие характеристики:

  • акустическая;
  • артикуляционная;
  • функциональная (смысловая).

Акустическая характеристика

Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

Понятие артикуляции

Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

Характеристика гласных

Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

Характеристика согласных

При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

Характеристика сонорных звуков

Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово "сонорный" происходит от латинского sonorus. Это означает "звучный". Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м", н, н", л, л", р, р", j.

Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков - то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

Ротовые и носовые сонорные звуки

В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

В русском языке только четыре назальных звука: м, м", н, н". По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог [к] порок [к] , молод [т] молот [т] , коз [с] , — кос [с] и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: грузд ь — груст ь [грус"т" ], подъезд — подъест [пΛдјэ ст ] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишо л по јэст] (пришел поезд );

2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [ј] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап ја], [рот ваш] (прав он, сад наш, слабя, род ваш ). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он .

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ ] (дужка — душка ), [в"и с"т"и — в"и с"т"и ] (везти — вести ), [фп"ьр"и м"эшку — фп"ьр"и м"эшку] (вперемежку — вперемешку ).

Перед сонорными, а также перед [ј] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут , [Λт јэст] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд"элу] (к делу), [зд"элъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (го д-то), [до д"ж"бы] (до чь бы);

4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

1) перед гласным звуком [э] ; [б"эл], [в"эс], [м"эл], [с"эл] (бел, вес, мел, сел ) и т.п.;

2) перед [и] : [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили ).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце — кольце ).


Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] . Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х] , а также [л] : глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу и т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л"ёс]; ср. [лт"бр]) и перед частицей ([рбс — л"и]; ср. [рлсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ш, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"ёс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка"с"ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь)^ Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ьз"-н"иевб), [б"иес"-с"ил] (разделитъ, растянуть, без не-го, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возмож-но внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с-и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"ёр"], [д"в"ёр"], [т"в"ёр"], [с"п"ёт"], [с"-н"им], [ис"-п"ёч"], [рлз"д"ёт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"ён"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прлс"ит"] — [проз"бъ], [мъллт"ит"] — [мъллд"ба] (просить — просьба, молотить— молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] — [злпбл"ньц] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш"] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [жат"], [рлжат"] (сжать,разжать); [тыт"], [рлтыт"] (сшить,расшитъ); [т"от], [рлт"бт] (счет,расчет);[р\зн6т"ик], [извбт"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [жаръм], [таръм] (с жаром, с шаром); [б"иежаръ], [биппаръ] (без жара, бвз шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетанре жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [пож"ъ] (позже), Цёж"у] (езжу); [вбж"и], [дрбж"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч"], [ц]: [лч"бт] (отчет), [фкра"цъ] (вкратце),

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [у"сныд], [пбзнъ], [т"иесл"йвыд], [г"иганск"ид"], [ч"уствъ], [с"ёрдцъ], [сбнцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или при-ставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса со-гласные сокращаются до двух: [расор"ит"] (раз+ссорить), [сылкъд] (сссылкой), [кллбныд] (колонна+н+ый); [лд"ёскш] (Одесса+ск+ий).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...