Сонет к форме. Брюсов сонет к форме

Произведение относится к жанру философской лирики и создается поэтом в двадцатилетнем возрасте, имея в качестве основной поэтической мысли раскрытие идей литературного направления в виде символизма, основоположником которого является автор стихотворения.

Стихотворение представляет собой канонический вариант сонета, выраженного двумя катренами с включением охватной рифмовки и двумя терцетами. При этом произведение, состоящее из четырнадцати строк, отличается строгой системой рифмовки.

В качестве основных средств художественной выразительности в стихотворении применяются многочисленные эпитеты, позволяющие поэту продемонстрировать стройность мыслительного процесса, ярче раскрывая образы и детализируя суть произведения. Кроме того, для придания стихам сонетной легкости автор использует разнообразные лексические средства в виде метафор, олицетворений, параллелизма.

Композиционная структура стихотворения выстраивает взаимосвязь смысловой нагрузки творческих произведений со смыслом выражения и влияния поэтической мысли. Поэт изображает в виде основы поэзии фантазию, описываемую как воздушные и изменчивые небесные облака, которые возможно лицезреть, уловив их контурные изгибы.

Повествование в стихотворении представляется в раскрытии идейного замысла автора, состоящего в необходимости придания оригинальным мыслям утонченных и безупречных совершенных форм. Только таким образом возможно создание настоящих шедевров поэтической литературы. Авторская идея выражается поэтом в виде сравнения ее с цветком, в котором его внешний контурный вид соотносится с содержанием в виде запаха.

Содержательная часть произведения раскрывает позицию поэта о непростой умственной работе литератора, помноженного на невероятное чувство ощущения гармонии, что подвластно лишь единицам представителей человечества, при этом вдохновению автор отводит роль второстепенной сущности. Именно поэтому автор испытывает стремление достичь данной вершины мастерства, мечтая о сочинении стихотворений, прекрасных не только в отношении их содержания, но и имеющих безупречные формы.

Тем самым стихотворение представляет собой попытку поиска поэтической гармонии во взаимоотношениях формы и содержания, к которой стремится возвышенная мысль поэта, мечтающая о создании бриллианта в виде литературного шедевра.

Анализ 2

Произведение "Сонет к форме" - это отличный пример творения символистов. Хоть и на момент создания Валерий Брюсов был очень молод, в стихотворении прослеживается его огромный талант. Стихотворение ставит целью раскрыть суть, идею символизма. Его можно отнести к философской лирике.

Эпитеты - постоянные гости стихотворений Брюсова, они нужны поэту, поскольку имеют большую роль в произведениях символического направления. Эпитет в произведениях способствует более яркому раскрытию образа, он детализирует суть, для того чтобы достичь стройности мыслей, появившихся в голове человека.

Любой поэт без исключения, своими произведениями стремится к вечности. Брюсов уделял этому вопросу большое внимание. В нём не было сомнений в том что можно создать сотни стихотворений, и все они могут быть написаны зря, они не станут предметом для восхищения, никто не будет стремиться подражать стихотворениям. А происходит это из-за того что читатель не понял, какие мысли вложил поэт в своё творение. С другой точки зрения, даже если стихотворения обладают простотой, доступны для понимания широким кругом, они всё же не вызывают нужного восхищения, ибо даром стихосложения обладает абсолютно любой человек.

Валерий Брюсов считает, что произведение должно иметь какую-нибудь неординарную мысль, поданную в крайне тонкой и безупречной в своем величии форме. Только с соблюдением данных условий, на свет появляются лучшие стихи, впоследствии становящихся достоянием мировой литературы, новым этапом в её развитии.

До конца своей жизни, поэт Брюсов стремился воссоединить в своих произведениях форму с содержанием. Он тщательно выбирал слова для любого своего творения и стремился превратить его в шедевр.

Валерий Брюсов является талантливый поэтом, подарившим России новейшее течение в литературе, такое как символизм. В основном поэт концентрировал свое внимание на различные актуальные, волнующие человека проблемы человека: от простых личных переживаниях человека - тем влюбленности, любви к Родине, одиночества, до более важных тем, вроде власти, культуры, искусства, войны и иных потрясений. Валерием Брюсовым была развита и усовершенствована культурная жизнь России. Благодаря поэту, выходили в печать новейшие сочинения писателей-символистов.

Анализ стихотворения Сонет к форме по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Жуковского Приход весны 7 класс сочинение

    Многие поэты писали о временах года, и красотах природы России Василий Андреевич Жуковский не стал исключением. Писатель любил переводить стихотворения с немецкого языка свободного писателя Людвига Уланда

  • Анализ стихотворений Бунина

    Про стихи Бунина (сочинения и анализ)

  • Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

    После прочтения стихотворения Александра Прокофьева, сразу же к нам приходит мысль. Поэт будто изобразил известную картину Васнецова словами. Однако есть одна интересная детал

  • Анализ стихотворения На железной дороге Блок

    Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого

  • Анализ стихотворения Умом Россию не понять Тютчева 10 класс

    Стих Тютчева написано в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году -это один из самых процитируемых и выдающихся стихотворений, к тому же одно из самых коротких так, как составлен всего из четырех строчек.

Сонет к форме Есть тонкие властительные связи. Брюсов сонет к форме анализ. Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в. На этой странице находится текст песни Валерий Брюсов Сонет к форме, а также перевод песни и видео или клип. Сонет к форме Брюсов Валерий Стихи. Анализ стихотворения В. Есть тонкие властительные связи. Валерий Брюсов СОНЕТ К ФОРМЕ

И буквами спокойной красоты! Страна читающая Алена Чуванова читает произведение Сонет к форме В. Стихотворение Брюсова В. Читайте стихотворение Валерия Брюсова Сонет к форме на лучшем сайте стихов. Брюсова Сонет к форме оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживт в алмазе. В стихотворной работе Сонет к форме Брюсов высказывает свои символистические взгляды. Сонет стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки. Валерий Брюсов Сонет к форме

Упьется в нем и стройностью сонета. Сонет к форме Валерий Брюсов. Брюсова Сонет к форме. Сонет к форме Валерий Брюсов Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма направления, которое. Сонет к форме был написан в 1894 г. Поэт говорит о том, что необычайно важно установить связь между. Художественный разбор стихотворения В

Меж контуром и запахом цветка. В 1895 году, декларируя свои символистические взгляды, Валерий Брюсов опубликовал стихотворение Сонет к форме, в котором попытался донести до. Стихотворение Брюсова Сонет к форме. Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма направления, которое возводит. Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Анализ стихотворения Брюсова Сонет к форме.

В работах Валерия Брюсова можно встретить множество работ, которые написаны в стиле русского символизма. Поэт был уверен, что литературные стихотворения должны быть совершенны, поэтому, даже небольшие четверостишия наполнял доскональной красотой. И такому принципу написания стихотворений придерживались многие русские поэты. Именно символизм дал толчок развитию лаконичного и отточенного поэтического языка.

В стихотворной работе «Сонет к форме» Брюсов высказывает свои символистические взгляды. Поэт говорит о том, что необычайно важно установить связь между главной идеей стихотворение, а также формой, через которую эта идея будет выражена.

Основой любой стихотворной работы является фантазия автора. Она изменчивая, гибкая, воздушная. Однако, не глядя на это, некоторым одаренным поэтам все-таки удается создавать такие стихотворные работы, которые запечатлеются в памяти многих читателей на века.

С особой внимательностью и душевностью Брюсов создает стихотворения, посвященные вечности. По его мнению, можно написать десятки и сотни рифмованных работ, однако, так и не воплотить идею вечности в их смысл. Такие работы должны быть сложными и пронзительными, их текс должен затрагивать душу каждого читателя.

Итогом таких умозаключений является простая истина – стихотворные работы должны обладать оригинальностью, основной мыслью, которая утонченно вплетена в строки стиха. Их форма должна быть совершенной. Только в этом случае такие литературные работы могут заслужить мировую известность и популярность.

Валерий Брюсов стремился к такому совершенству. Он всячески старался, чтобы его стихотворения имели ту самую, изящную и воздушную форму. До конца своей литературной карьеры поэт пытался найти гармонию, золотую середину между понятиями формы и содержания в стихотворениях. Каждое слово в его рифмованных строках было подобрано с особым вниманием. Благодаря такому старанию и таланту, каждая работа Валерия Брюсова превращалась в настоящий литературный шедевр.

[взаимосвязь литературы и языка]

И. В. Нефёдов

Игорь Владиславович Нефёдов

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и теории языка Педагогического института Южного Федерального университета (Ростов-на-Дону)

ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ

«СОНЕТА К ФОРМЕ» В. Я. БРЮСОВА

Сонет - самая совершенная форма мировой поэзии. Родиной сонета принято считать Италию, а точнее - Сицилию. Он появился на переломе от средневековья к эпохе Возрождения, в самом начале XIII века, в атмосфере величайшей поэтической культуры. В дальнейшем канонизировались три основных типа европейского сонета: 1) итальянский (два катрена перекрёстной или охватной рифмовки на два созвучия и два терцета на два или три созвучия); 2) французский (два катрена охватной рифмовки на два созвучия и два терцета на три созвучия); 3) английский (упрощённая модель, состоящая из трёх катренов перекрёстной рифмовки и заключительного двустишия) [см.: 3: 7]. Сонет считается самой строгой поэтической формой. Верность традиционному канону рассматривается как его главный жанрообразующий признак.

Эпоха Возрождения не просто закрепила сонет в качестве ведущей жанрово-строфической формы поэзии, но и породила его настоящий культ. Сонет стал лучшим средством выражения чувств и переживаний личности, освободившейся от средневекового аскетизма. Мастером, который довел эту популярную форму до невиданного блеска, стал Франческо Петрарка. Его авторитет был непререкаем не только в Италии, но и далеко за её пределами. Ш. Бодлер, П. Верлен, В. Шекспир, Дж. Мильтон и другие выдающиеся поэты Европы сформировали мощную традицию европейского сонета с широким спектром тематики: от изображения любовных переживаний и деклараций эстетических программ до социальных протестов.

История русского сонета насчитывает лишь два с половиной столетия. В 1735 году появился первый русский сонет В. Тредиаковского -перевод французского сонета Жака де Барро о раскаявшемся грешнике. С тех пор сонет стал неотъемлемой частью жанрово-строфического репертуара русской поэзии. За время существования русского сонета были взлёты и падения интереса к нему. Два главных пика приходятся на «золотой» и «серебряный» век русской поэзии. Хорошо известны сонеты Г. Державина, В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Е. Баратынского и других поэтов первой четверти XIX века. В дальнейшем сонет был вытеснен другими поэтическими формами. Однако в самом конце XIX века интерес к сонету возродился вновь. В это время русская литература переживала период необычайного подъёма, который принято называть серебряным веком. После упадка поэтической техники в творчестве поэтов 80-х годов резко возрос интерес как к новым формальным изысканиям, так и к несколько забытым, традиционным. Среди последних почётное место занял сонет.

[взаимосвязь литературы и языка]

Самым ревностным энтузиастом сонета в конце XIX - начале XX в. стал В. Я. Брюсов. Он считал, что сонет - идеальнейшая форма поэтического произведения вообще. Брюсов создал много сонетов, главными мотивами которых были такие, как бренность величия всего земного, вечное противостояние жизни и смерти, таинственная близость между страстью и смертью и другие. Считая себя вождём русского декадентства, В. Брюсов пытался создать оригинальную поэтику, которая отражала бы его понимание задач нового искусства. В своих статьях и стихах поэт ставил вопрос о соотношении формы и содержания в поэзии. В этом отношении интересно его стихотворение «Сонет к форме», являющееся своего рода программным:

Сонет состоит из 14 строк, которые в композиционном отношении делятся на две части. Первая часть сонета представляет собой два катрена с охватной рифмовкой (авва), а вторая - два терцета со своеобразной рифмовкой ^^ ddc). И в катренах, и в терцетах использованы рифмы точные, как мужские, так и женские: цветка - пока, облака - века; связи - в алмазе. В последней строке второго катрена и в первой строке первого терцета - рифмы разнородные, как того и требовали поэтические каноны сонета.

Большую роль играет внутренняя композиция сонета. В нём нет классической триады. Это «однолинейный сонет» (Гаспаров), в котором ав-

тор приходит к выводу не из двух предпосылок, а из одной, т. е. в этом сонете есть теза, её развитие и синтез. В первом катрене, являющемся как бы экспозицией, утверждается основная тема стихотворения - тема взаимосвязи формы и содержания:

Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживёт в алмазе.

Во втором катрене тема развивается: поэт должен запечатлеть художественные образы в совершенной форме, т. е. проявить высокое поэтическое мастерство:

Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершённой фразе.

Таким образом, оба катрена ведут линию подъёма темы, а дальше начинается её нисхождение. В первом терцете начинается развязка темы, а во втором - завершение: лирический герой страстно желает создать совершенное произведение, чтобы читатель насладился им:

И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта, Упьётся в нём и стройностью сонета И буквами спокойной красоты!

Два катрена и два терцета образуют напряжённое и гармонически уравновешенное целое, оптимально выражающее мысль автора о том, что «образы поэта приходят к читателю как бы материализованными в живой плоти материи слова и стиха, а эти, словно бы ограниченные образами мысли и чувства поэта, продолжают жить, устремлённые в будущие времена, в созданных им книгах» .

Сонет В. Брюсова, как и многие классические сонеты, написан пятистопным ямбом с пиррихием, создающим ритмическое богатство стиха. После второй стопы в терцетах стоит цезура, которая, совпадая со стопоразделом, делит мет-

[мир русского слова № 1-2 / 2007]

[И. В. Нефёдов]

рический стих на две равные половины. Цезура выполняет функцию интонационно-фразовой паузы, способствующей созданию ритмичности и мелодичности поэтических строк.

В «Сонете к форме» нет шаблонных, трафаретных образов. Наоборот, в нём всё тонко, изящно и индивидуально-неповторимо. В центре сонета - два ярких сопоставления. В. Брюсов утверждает, что существуют определённые невидимые связи «меж контуром и запахом цветка», которые может постичь только истинный поэт. Работа поэта подобна работе ювелира, превращающего в процессе упорного труда алмазы в бриллианты. Художник слова должен дать совершенное выражение своим образам, и тогда его поэзия будет жить века. Уже в таком определении роли мастерства в поэзии выразилась творческая самостоятельность В. Брюсова, которая отличала его от остальных символистов, считавших, что поэт - это прежде всего пророк, ясновидец, способный проникать в запредельные миры. По мнению Брюсова, поэт - это тот, кто способен заставить читателя по-новому увидеть мир, возбудить в нём активную деятельность воображения, и сонет - эта та жанрово-строфическая форма, которая может этому способствовать. Своё творческое кредо Брюсов облёк в строгую форму сонета, являющуюся как бы «уздой искусства», необходимой для художника, чтобы совершенствовать своё мастерство.

Традиция сонета требовала определённого ограничения в отборе языковых средств, и в «Сонете к форме» Брюсова это очень заметно. Чёткое внутреннее членение сонета, подчёркивающее диалектику мысли, поддерживается паузами и точками на границе строф. Ни одно значимое слово не повторяется, а последнее слово сонета является смысловым ключом всего стихотворения: «Пускай мой друг, разрезав том поэта, Упьётся в нём и стройностью сонета И буквами спокойной красоты!» Да, именно красота, эстетическое наслаждение от совершенства формы и художественных образов является главной целью поэта, и её рождает мастерство.

Сонет Брюсова отличается эпически величавой интонацией, которая органично переплетается с книжными лексико-грамматическими

средствами. В использовании высокой лексики чувствуются отголоски романтизма. Роль мастерства поэта рассматривается в контексте прекрасных явлений природы: контур и запах цветка, бриллиант, алмаз, облака в небе. Эта лексика гармонирует с другой, относящейся к поэтическому воображению, но тоже книжной: изменчивые фантазии, мечты, желанные черты, стройность сонета.

Неожиданность и необычность метафор, сравнений, эпитетов подчёркивают мастерство Брюсова: изменчивые фантазии бегут, как в небе облака; связи меж контуром и запахом цветка - властительные; поэтическая фраза - отточенная; красота букв - спокойная.

Синтаксис сонета отличается книжностью и базируется на книжных морфологических средствах - причастиях и деепричастиях. Обособленные определения и обстоятельства, включающие эти части речи, формируют стилистическую доминанту приподнятости («мечты, дошедшие до слова и до света»; «образы изменчивых фантазий, бегущие, как в небе облака»; «пускай мой друг, разрезав том поэта...» и др).

В первом катрене В. Брюсов, выражая идею взаимосвязи формы и содержания, использует личное местоимение нам в обобщённом значении, подчёркивая объективность выдвинутого тезиса. В терцетах же употреблено личное местоимение Я, указывающее на говорящего, и лично-притяжательное местоимение мои. Этим поэт хотел выразить мысль о своей личной преданности искусству и страстном желании совершенствовать своё мастерство в области формы.

В. Брюсов был великолепным версификатором, и сонет, идеально скомпанованный изнутри и предназначенный для оптимального выражения мыслей и чувств, служил поэту самым привлекательным объектом приложения творческих сил.

ЛИТЕРАТУРА

1. Благонравов В. Сонет в русской поэзии конца 19 - начала 20 вв. // Вопросы теории и истории литературы. Труды САМГУ Вып. 371, 1978.

2. Брюсов В. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. - М., 1955.

3. Федотов О. И. Сонет серебряного века // Сонет серебряного века - М., 1990.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...