Сергей есенин. Психологические типы Значение слова есенин

Одного из самых потрясающих русских поэтов Сергея Есенина убили в одной из гостиниц Петербурга в 1925 году. Убийцы захотели обставить все таким образом, чтобы позже выдать случившееся за самоубийство: затащив тело Есенина в один из номеров гостиницы «Англетер», они привязали его к трубе, что находилась под потолком, таким образом подвесив тело уже мертвого поэта за нее.

Убийство Сергея Есенина

Спустя больше 70 лет, уже после развала СССР, многие ученые, историки и просто не равнодушные к творчеству поэта люди начали всерьез говорить о возможном убийстве поэта. Быть может спустя столько времени им удалось открыть тайну его гибели?

В 1925 году, когда тело Есенина было найдено, объявили, что поэт совершил самоубийство. Десятилетиями советские правоохранительные органы всеми возможными методами пытались сокрыть правду об обстоятельствах дела, не позволяя даже собственным сотрудникам усомниться в правдивости официальной версии. Лишь с относительно недавнего времени в руки исследователей и историков начала поступать различная информация и факты, которые пошатнули незыблемость официальной версии самоубийства и заставили всерьез говорить об убийстве Есенина. Но, не беря во внимание все существующие материалы, доказывающие версию об умышленном убийстве поэта, государственные служащие все также продолжают оказывать сопротивление проведению объективного и тщательного расследования, оценке обстоятельств, при которых он погиб.

Детали убийства Есенина

Тело поэта Сергея Есенина было найдено подвешенным за трубу в одном из номеров гостиницы «Англетер» в Петербурге 28 .12.1925. Тысячи людей были шокированы сообщением о его смерти. Многие знакомые поэта не были удивлены такому финалу жизни Есенина, так как у него было множество недоброжелателей. Самоубийство поэта приняли в круге литераторов, так как они были уверены – его довели до этого поступка представители советской власти. Но даже в то время нашлись люди, которые не приняли официальную версию и предполагали, что на самом деле Есенина убили.

Первая информация о случившемся появилась 29.12.1925 на страницах ленинградских газет, а уже на следующий день новость о том, что в одном из номеров «Англетера» известный поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, облетела всю Россию. Так называемые «друзья» поэта, его товарищи и знакомые один за другим начали публиковать собственные воспоминания о дружбе с Есениным и его характере: о пьянках, хулиганствах и бесчисленных женщинах, которые его окружали. Многие критики тот час начали находить подтверждение его отчаявшегося состояния в стихах поэта, разглядев в них разочарованность в жизни, серьезные отклонения в психике. Газетчики опубликовали так называемое предсмертное письмо Есенина, которое он, по версии журналистов, написал кровью в номере гостиницы перед собственной смертью. Через некоторое время выяснилось, что стихотворение появилось только в газетах, а в расчет следствия не бралось. Во время встречи газетчиков с матерью поэта удалось выяснить, что письмо было написано за пару месяцев до смерти поэта и адресовалось другу Есенина – Алексею Ганину (который в те дни находился под арестом, и позже был казнен в тюрьме). Мать поэта Татьяна Федоровна также призналась, что уверена в том, что Сергея убили «нехорошие люди». Но все последующие годы это стихотворение преподносилось газетчиками как неопровержимое доказательство самоубийства Есенина.

Но истинные литераторы, усомнившиеся в официальной версии, начали проводить независимые расследования. Позже вся эта информация и результаты изысканий были опубликованы в журналах и газетах, но так и не были проанализированы специалистами по подчеркам с целью подтвердить авторство документов теми лицами, которые под ними подписались. Большинство же документов до нашего времени хранятся в архивах под грифом «секретно» и их изучение является невозможным.

Ошибки следствия или намеренное прикрытие преступления?

У многих историков и независимых следователей вызывает сомнение качество проводимых следственных действий по делу Есенина. Скорость, с которой провели расследование, впечатляла – правоохранители провели несколько допросов, составили пару актов и протоколов. На этом все следственные действия завершились. Удивляет, что в деле не было протокола, в котором должно было быть описание места происшествия, также правоохранители не провели следственного эксперимента. Уже через месяц следствие прекратилось, а толщина папки дела о Есенине не увеличилась ни на одну новую страницу и не пополнилась новым документом.

Огромную лепту в дело о расследовании обстоятельств смерти Есенина внес Виктор Кузнецов, член союза писателей РФ, доцент Академии культуры в Санкт-Петербурге. В своих трудах автор не раз высказывал свое мнение о том, что поэта на самом деле убили. Он считал, что на самом деле нет ни одного доказательства тому, что Есенин совершил самоубийство, зато фактов, которые говорят о том, что его убили – множество.

По мнению Кузнецова, в тот день, когда Сергей Есенин прибыл в Ленинград, чекист Блюмкин, отлично знавший поэта и вхожий в круги литературной верхушки, пригласил Есенина в гостиницу, чтобы отпраздновать встречу товарищей. Но поэт так самостоятельно и не переступил порог гостиницы. В документах о посетителях «Англетера» в ту ночь информации о поэте найдено не было. После общения с работавшими в ту ночь сотрудниками заведения также было установлено, что Есенина в здании гостиницы никто не встречал. Известно, что поэт, в силу своего характера, был человеком очень общительным и с «приметным» поведением, поэтому кажется маловероятным, что все сотрудники отеля не заметили его присутствия. И это натолкнуло Кузнецова на поиски ответа в другом месте. Та версия, которую он озвучивает в своих трудах, рассказывает читателям совершенно другую историю убийства. По приезду в Ленинград поэта Есенина арестовали по устному распоряжению Льва Троцкого. Четыре дня поэта допрашивали в доме №8/23 по проспекту Майорова. Чекисты намеревались сделать Сергея Есенина секретным сотрудником Главного политуправления. Очень сомнительно, что Троцкий приказал убить поэта, скорее всего убийство произошло по неосторожности во время проведения допросов. Сразу после убийства Блюмкин позвонил Троцкому, который дал указания все подготовить и ожидать, что уже завтра в газетах появится сообщение о психически неуравновешенном, упадническом поэте, которые покончил свою жизнь самоубийством. И именно так все произошло.


В своей книге Кузнецов также высказывает предположение о том, что «режиссером» псевдосамоубийства Есенина стал кинорежиссер П. П. Петров (Макаревич). Он, дождавшись пока чекисты перенесли подвальными ходами тело мертвого Есенина из здания тюрьмы Главного политического управления в «5» номер гостиницы «Англетер», открыл его для осмотра. Сам режиссер доверился ГПУшникам и не проверил – как они подготовили комнату для инсценировки. В результате таких несогласованных действий, у чекистов вышло много промахов: веревка была обвита вокруг шеи всего полтора раза, а петля на ней отсутствовала вовсе. Также после увиденного многим стало непонятно, как Есенин весь в крови с порезанными руками смог соорудить такой постамент на столе, забраться на него, еще и после этого повеситься. Из номера исчез пиджак погибшего, но больше всего в будущем исследователей насторожил огромный выдавленный тяжелым предметом след на лице поэта – официальное следствие утверждало, что это – обыкновенный ожог.

О странной ране на лице Есенина писал и известный в то время врач И. Оксенов. О тяжелом повреждении также вспоминал в своей книге П. Лукницкий.

На месте преступления было сделано множество фотоснимков, все они сейчас хранятся в музее поэта. В нем же все желающие могут увидеть и посмертные маски лица Есенина. Все эти материалы убедительно доказывают, что поэт не только не совершал самоубийства, а еще и очень упорно и жестко отбивался от собственных убийц. Кроме этого рост Есенина (1, 68 м) ставил под сомнения возможность того, что поэт смог бы повеситься за трубу под потолком, высота которых в «Англетере» составляла 4,5 метра.

Почему Есенина убили?

Какая причина стала столь весомой, чтобы убить любимца публики, одного из самых выдающихся поэтов России того времени? Что именно так настораживало советскую власть в стихах Есенина?

Основной причиной трагического конца поэта стало отвержение Есениным революции и его вера в Бога. Для государственной системы популяризация стихов Есенина означала веру в Бога для простых людей, коммунисты всерьез опасались этого, так как доктрина коммунизма предполагает веру только в сам коммунизм, все религии им отвергались. В некоторых стихах молодой поэт позволял себе обругивать власть советов. Сергей Есенин часто негативно и без страха высказывался в письмах своим друзьям, которые сотрудничали с органами ОГПУ или открыто поддерживали их работу. Именно эти факты, по мнению многих исследователей, послужили причинами жестокой травли поэта, представлению Есенина как хулигана, алкоголика, аморального человека и, ко всему прочему, психически больного.

Через некоторое время после убийства Есенина, его стихи были запрещены советской властью. За хранение и чтение его произведений люди осуждались по 58-й статье. Вся борьба с «есенщиной» заняла у советской власти еще многие десятилетия после его гибели.


Поделиться в социальных сетях!

Есенин
(Лирик, ИЭИ, интуитивно-этический интроверт)

Есенин часто производит впечатление человека, с одной стороны витающего в облаках, отрешенного от внешнего мира, а с другой – невероятно контактного, отзывчивого, переживающего сердечно и глубоко. Тайна есенинской загадочности привлекает многих, но открываются Есенины избранным, небольшому кругу близких людей, которым будут близки или важны изменчивые движения их души.

Есенина можно назвать идеалистом, собирателем и оберегателем духовных идеалов разных эпох. И это идеалы, наполненные переживанием, глубоко личным откликом на происходящие и происходившие когда-то события.

Мелочи повседневной жизни в восприятии Есенина отступают на задний план, а главными, основополагающими, становятся внутренние, скрытые течения собственной душевной жизни. Откликаясь чувствами на происходящее вокруг, с юных лет переживая глубочайшим образом происходящее внутри, Есенины видят чувства и душевные переживания других людей, могут их распознать по малейшим проявлениям и предугадать.

Обычно Есенины легки и приятны в общении, они следуют нравам, принятым в обществе, не стремятся выделяться, быть на виду, но для себя всегда оставляют право на приватную внутреннюю жизнь, право на оценки людей по своим внутренним ценностям, внутренним же законам морали и нравственности, которые Есенин создает сам, в течение своей жизни, опираясь на чувства и наблюдения.

Время, события и люди в них – вот области притяжения интересов Есенина. Жизненные драмы, трагедии, комедии, фарсы, происходящие ежедневно и происходившие всегда, с самых первых шагов человечества, события, связывающие людей и разлучающие их, превратности судеб, смены эпох, умонастроений, властей – в этом перемешанном потоке истории и реальной жизни Есенин великолепно ориентируется. Тени прошлого не мешают, а скорее помогают видеть настоящее и будущее, создают фон сокровенного смысла существования.

Легко отрываясь от реальности, Есенин любит погружаться в иррациональный мир мечты. Великолепные сюжеты для таких путешествий дарит ему искусство, литература в первую очередь. Следуя в своем воображении за литературными героями, Есенин сопереживает, обогащает свой жизненный опыт, украшает грубую реальность изящными красивыми сюжетами.

Кино, литература, живопись или психология – это для Есенина прекрасный повод расширить и углубить диапазон своих чувственных переживаний. События культуры, произведения искусства воспринимаются им глубоко лично, информация принимается, прежде всего, сердцем и воображением.

И, конечно, имеет большое значение, в какой среде развивается личность представителей этого типа, достаточно ли ценится в этой среде духовность, есть ли возможность оторваться от сугубо бытовой стороны жизни.

Есенину дана способность предчувствовать и предугадывать. Он находится в незримом контакте с настроениями общества, отделяя их от своего собственного. Назревание событий, ведущих к переменам, динамику таких событий Есенин может чувствовать очень точно. Особенно тонко он воспринимает приближение кризисных ситуаций. И обычно предупреждает своих близких об этом. Сообщает, что близка опасность и пора действовать. А сам умеет избегать и обходить неприятности, не анализируя события, а чувствуя их. Или выжидать, ожидать подходящего момента, чтобы потом действовать быстро.

Есенины чаще всего мягки, задумчивы, осторожны в своих высказываниях, предпочитают подстраиваться под других, не создавая конфликтов, исповедуя принцип «живи сам и дай жить другому». Но при этом Есенин остается при своем мнении или в своем потоке чувств и размышлений. И одновременно - открытым и восприимчивым к новой информации, меняя свои представления, если это необходимо по ситуации. Готовность к переменам, способность легко изменить планы для решения насущных задач и изменить будущее под себя, включить окружающих в свой внутренний ритм – это сильные стороны Есенина.

Большинство людей этого тима дополняют обыденную жизнь самосозерцанием и стремлением к самопознанию, к самосовершенствованию. Понимание себя, ответ на вопрос «кто я?» - очень важные составляющие жизни Есенина. Причем, вопрос этот возникает вновь и вновь на протяжении всей жизни, и сам вопрос, а так же те чувства, тот душевный отклик, которые этот вопрос вызывает, важнее точного, ясного и окончательно разумного ответа. Важнее быть в контакте с внутренними изменениями, чувствовать их. А почувствовав, мысленно направляться в будущее, в «прекрасное далёко», поскольку в будущее Есенин смотрит с оптимизмом, настроен на то, чтобы оно было светлым. И окружающим помогает поверить именно в светлое будущее, что особенно актуально в смутные времена, когда нет ясного ответа, как поступать здесь и сейчас.

К поступкам, необходимым в определенной ситуации, Есенин окружающих побуждает эмоциональным воздействием на них. Он умеет влиять на настроение людей, но не словами, не уговорами, а эмоциональным всплеском.

Есенин проявляет эмоции именно в тот момент, когда они их можно и нужно проявить. И это часто не столько реакция, ответ на происходящее, а именно активное воздействие. Когда плакать, а когда смеяться – в сознательном управлении Есенина. Чувства будут совершенно искренними, но подходящего момента (а это может быть и наивысший накал чувств, а может быть ситуация, в которой уже существующие чувства становятся активны) Есенин подождет.

Пребывая в контакте с чувствами близкого человека, вплоть до проникновения в самые сокровенные части его внутреннего мира, или чувствуя эмоциональный настрой группы, Есенин способен творить настроения людей – и близких, и далеких. Без стеснения показывая окружающим свои чувства, он может заразить своим настроением других, способствуя их эмоциональному раскрепощению.

Отдельно хотелось бы сказать об очень важном качестве Есенина – способности принимать эмоциональную жизнь близкого человека такой, какая она есть. И только плавно, ненавязчиво и постепенно стараться ее гармонизировать, сделать социально более приемлемой. Сам, будучи человеком интенсивных эмоций и широкого эмоционального диапазона, Есенин сопереживает чувствам другого и оказывает душевную и эмоциональную поддержку, понимает и принимает партнера. И даже может оправдывать какие-то негативные порывы, опираясь на свою внутреннюю систему ценностей, свое понимание морали и свое видение динамики будущих перемен к лучшему в человеке.

В благоприятной среде, в дружественной компании Есенин искрится эмоциями, много шутит, вызывая дружный смех окружающих. Он ценит юмор и способен видеть смешное в житейских ситуациях, в обыденной жизни подмечает множество забавных моментов и любит делиться ими с друзьями, поднимая им настроение.

Настроение людей Есенин видит прекрасно. И отличает социальную маску от истинного, настоящего состояния души. В общении обращается именно к настоящему состоянию. Может подбодрить, вселить оптимизм, настроить на боевой лад. Несмотря на то, что сам он – натура мечтательная и лирическая, веселиться на всю катушку тоже ему свойственно.

А вот истинные чувства самого Есенина для многих остаются тайной, поскольку он великолепно умеет создавать образ, подходящий к ситуации и позволяющий скрыть свое настроение. Так происходит во многом потому, что Есенин живет напряженной эмоциональной жизнью, большая часть которой протекает внутри, и хочет оберечь свой загадочный внутренний мир от посягательств извне.

Этот мир так тонок, хрупок, изящен и раним, что Есенин даже будучи в центре внимания, может выборочно держать дистанцию с не очень приятными себе людьми, не способными принять возвышенные и тонкие чувства. И эту невидимую границу порой практически невозможно преодолеть, если сам он не хочет подпускать человека ближе. Тем более что прогнозировать поведение людей для Есенина нетрудно.

Ярко выраженное тяготение Есенина к прекрасному проявляется не только в его взаимоотношениях с людьми, интересе к искусству, литературе, поэзии, но и в стремлении выглядеть достойно. Внешний облик и в частности одежда имеет для него большое значение. Одежда тоже составляющая часть образа, отражение внутреннего мира и хорошего вкуса. Одеваться Есенин старается элегантно, и хотя в качестве вещей ему разбираться довольно сложно, стиль обычно выбирается безошибочно. Даже следуя моде или нормам, принятым в обществе, Есенин обязательно вносит частицу своей индивидуальности.

А недостаток умения создавать комфорт и уют жилища он с лихвой искупает другим - умением поддерживать эмоциональный комфорт, вниманием к человеку, тактом и мудрым пониманием особенностей другого.

Не менее сложна для Есенина деловая активность. Практичность – не его сильное качество, дела частенько зависят от настроения. И Есенин очень обрадуется, если рядом окажется человек целеустремленный, с деловой хваткой и твердо стоящий на материальной почве. Человек, который возьмет и сделает вместо того, чтобы объяснять как. Помогают не рекомендации, а конкретная помощь. И надо сказать, что Есенин привлекает людей сильных, влиятельных, решительных. Он привносит в их жизнь оптимизм, способность создавать веселую атмосферу, наполнять жизнь духом и чувством, сглаживать конфликты и предвидеть неприятности. Рядом с таким человеком Есенин способен проявить по максимуму свой дар предвидения.

Столь же комфортно Есенин будет себя чувствовать, если произвольное течение его жизни будет направлять волевой и активный партнер, которому многое нужно и многого хочется. Проникаясь активным и напористым подходом к жизни, легитимностью прав на собственные желания, Есенин почувствует себя гораздо более уверенным и устойчивым. Лучше будет понимать свои потребности и найдет свой путь для их реализации.

Он будет делать все необходимое для такого важного и ценного человека, постарается, чтобы его судьба сложилась как можно более удачно, чтобы жизнь не была пресной, однообразной, а была наполнена и духовно, и эмоционально. Способность пробуждать в людях духовное начало, обращаться к лучшему в них, располагать к себе, вызывать симпатию, побуждать к сильным и красивым поступкам – это то, чем щедро одарены представителям типа Есенин от природы.

В детстве Есенины бывают очень разными. От застенчивых, скромных и послушных до своевольных, капризных и дерзких. Многое зависит от домашней обстановки и стиля воспитания родителей. Но вот со всем спектром эмоций родителям точно придется познакомиться, пока ребенок осваивает собственные чувства и испытывает чувства окружающих на прочность. Объединяет детей типа Есенин и огромный интерес ко всему новому, большое любопытство к жизни. Таким детям помогают любящие родители, которые авторитетны в глазах ребенка. А маленький Есенин своим обаянием способен растопить сердце самого строгого родителя.

В школе Есенины обычно учатся хорошо, хотя редко кто из них имеет очень высокие амбиции в отношении знаний. Многие учатся прилежно, чтобы не огорчать родителей. Предпочитают гуманитарные предметы. Рано начинают увлекаться литературой: поэзией, приключенческими романами и книгами о любви.

У них много друзей, общение со сверстниками доставляет большое удовольствие. Веселятся со всеми, участвуют в разнообразных проказах, но выходят сухими из воды, не получая наказаний и упреков от учителей. Часто бывают любимчиками учителей, но отношения с одноклассниками из-за этого не портятся.

А сами, став родителями, ведут себя с детьми мягко, с пониманием относятся к желаниям детей, умеют создавать теплые и близкие отношения. Но следят за тем, чтобы свобода не перерастала во вседозволенность. За внешней мягкостью таких родителей скрывается внутреннее упрямство, благодаря которому они миролюбиво, но твердо проводят свою воспитательную политику.

Придавая большое значение культурным ценностям, родители типа Есенин стремятся пробуждать в своих детях тягу к прекрасному. Они сами любят литературу, живопись, музыку, историю и создают дома соответствующую атмосферу, при которой невозможно пройти мимо духовных составляющих жизни, не прикоснуться к тонким эстетическим переживаниям. Поощряют интересы и увлечения детей, гордятся их успехами. Многие Есенины очень любят природу и детям прививают такую же любовь.

Есенин довольно часто бывает душой небольшой компании. Многие сохраняют детскую еще дружбу, пронося ее через всю жизнь. А, собираясь с друзьями в компании, Есенин просто-таки искрит обаянием, рассказывает веселые истории, непринужденно шутит, обращая внимание на смешные стороны событий. Ему самому нравится общаться, интересны люди, их рассказы, новости. Он заинтересованно и внимательно слушает, относится к тем людям, которые могут и настроение поднять, и внимательно выслушать все, что на душе.

Привлекают Есенина люди неординарные, необычные, яркие, способные на красивые поступки. И хотя он ждет, когда другой проявит инициативу, все условия для ее проявления создает сам, иногда находчиво используя небольшие хитрости.

Есенин – особенный тим, несущий в себе все содержание нашего национального менталитета. Ценность чувств и культуры, связь с историей и традицией, загадочная душа, которую невозможно понять западным прагматичным разумом – все это близко и знакомо каждому человеку, живущему в России.

Есенин как будто находится в стороне от проторенных дорог к успеху, от торжества технологий, рационализма западной культуры, но не остается в прошлом, а идет своей особенной дорогой, опираясь на интуитивное чувствование, не боясь неизвестности и перемен. Есенин знает, что на его улице будет праздник, верит в доброе будущее, каким бы трагическим ни было прошлое. Более чем любой другой тим социона, Есенин ощущает мощность наших корней, глубину и богатство нашей культуры, чувствует свою неразрывную связь с традициями национальной русской духовности.

Современники знали его не только как одного из первых поэтов России, но и как знатного скандалиста. Слава о его выходках часто шла впереди его поэтического признания.

Есенин и евреи

Одна из самых проблемных тем в восприятии Есенина - его отношение к евреям. Поэта не раз обвиняли в антисемитизме. Во время жизни Есенина в Москве на него было заведено 13 уголовных дел. В большинстве дел, кроме дебошей и драк, фигурировали нелицеприятные высказывания поэта о евреях. По «еврейскому вопросу» над поэтом и тремя его друзьями Ганиным, Орешиным и Клычковым состоялся даже «товарищеский суд». Их обвиняли в том, что за разговором в пивной об издании журнала они оскорбили постороннего человека, назвав его «жидовской мордой».

Дело разрешилось общественным порицанием. Есенин свой антисемитизм отрицал. Он говорил Эрлиху: «Что они сговорились, что ли? Антисемит - антисемит! Ты - свидетель! Да у меня дети евреи!..».

Все случаи есенинского юдофобства были спровоцированы. Часто, ввязываясь в драку, он даже не знал, что его обидчик - еврей, но в итоге дело выставляли в ключе антисемитизма.

Провокации следовали одна за другой. Есенин не раз высказывал критические замечания в адрес Троцкого и даже ввел его в пьесу «Страна негодяев» под псевдонимом Чекистов. Травля Есенина шла с подачи Троцкого, который ясно понимал, что Есенин становится опасен. Своей непредсказуемостью и своей упрямой несговорчивостью.

Есенин и Пастернак

Взаимоотношения Есенина с другими поэтами нельзя было назвать простыми. Так, Есенин не принимал стихи Пастернака. Неприятие поэзии не раз перерастало в открытую конфронтацию. Поэты даже дрались.

Об этом есть воспоминания Катаева. Есенин в них - королевич, Пастернак - мулат.

«Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат - по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».

Есенин и театр

Первая жена Есенина, Зинаида Райх, была актрисой. Второй муж первой жены Есенина - Мейерхольд. Актрисой была и Августа Миклашевская.

Богемная жизнь, в которую был вовлечен и Есенин, так или иначе крутилась вокруг театра... и в театре.

Так, Есенин во время одной из постановок Малого театра проник за сцену и в одной из гримёрок принялся распивать вино с Всеволодом Ивановым. Когда в гримерку вернулась актриса, то выпроводить поэтов самостоятельно у нее не получилось, пришлось вызывать милицию. Увидев милиционера, Есенин побежал. По дороге дважды подрался, но был скручен и приведен в кабинет администрации, где начали составлять протокол. Составив протокол, милиционер вывел поэта из театра.

Есенин и Маяковский

Самые острые отношения были у Есенина с Маяковским. Два талантливых поэта делили литературный пьедестал, постоянно вступали в полемику. При этом трезво оценивали значимость друг друга. Маяковский не раз говорил, что из всех имажинистов в истории останется один Есенин. Есенин же выделял Маяковского из ЛЕФовцев и завидовал его «политической хватке».

Это был поединок равных. Есенин утверждал, что не хочет делить Россию с такими, как Маяковский, Маяковский остроумно отвечал «Возьмите её себе. Ешьте её с хлебом». Поэты спорили как в стихах, так и в жизни. Маяковский убеждал Есенина:

Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите?"
- Я глину, а вы - чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что?
- А из чугуна памятники!

Есенин и милиция

Есенин не любил милицию. Даже больше - боялся её. В этом он не раз признавался тому же Ганину. При этом в её московских отделениях Есенин был завсегдатаем. В Москве поэт был на особом контроле. В кафе, которые он обычно посещал, всегда находился сотрудник в штатском.

Скандалы поэта, которые становились логическим окончанием распития спиртного, неизменно приводили Есенина в уже знакомые отделения. До суда, однако дела Есенина не доходили. Выручала слава поэта и полезные знакомства.

У каждого гения есть жизнь - и есть судьба. Реальная биография с датами и фактами - и множество легенд и мифов с версиями, домыслами и вымыслами. Тем более если гений не умер в своей постели, «при нотариусе и враче», а убил себя или был убит. Вот это «или» и стало с конца 80-х годов XX века и доныне предметом дискуссий и исследований, поводом для утверждения, что в 1925-м в Ленинграде в гостинице «Англетер» 30-летнего поэта убили чекисты. Хотя эта версия родилась практически сразу после его смерти. Газета «Слово» тут же сообщила об убийстве Есенина, писатель Борис Лавренёв в некрологе призвал «назвать его палачей и убийц», вышла даже книга «Убийство Есенина».



К тому же поэта тогда тайно отпели на родине, в деревенской церкви, хотя отпевать самоубийц запрещено. А 3 октября 1991-го, в день рождения Есенина, по нему уже «официально» отслужили панихиду в Москве, Ленинграде и Константинове. Ещё один факт «за» убийство.

Но зачем было «убирать» Есенина? Да ещё и оставлять следы и жуткие посмертные фотографии поэта с изуродованным лицом, раной на руке? Разве он мешал власти? Однако в 1929-м закрывают его музей, и ещё в 50-х годах Есенин был «запрещён», моего отца выгоняли из университета за чтение его «упаднических» стихов. На Есенина (кстати, находившегося под наружным наблюдением) было заведено «дело» от 6 сентября 1925 г., закрытое лишь посмертно, и чекистов он в последние годы жизни боялся, хоть и дружил с ними. После гибели поэта была репрессирована его сестра Екатерина, а в 1937-1938 годах расстреляны его ближайшие друзья, особенно последних лет, и сын от первого брака 22-летний Георгий (Юрий). А была ещё и расправа в 1939-м с Зинаидой Райх, его второй женой... Она собиралась написать мемуары, всю правду о Есенине, которой, как она кричала на его похоронах, никто не знает.

«Когда я пьяный, мне кажется бог знает что», - признавался сам поэт. Вот только что могло ему привидеться в одиночестве (в Москве близкие старались не оставлять его одного), в непротопленном холодном ленинградском номере? Да и был ли он пьян - в Ленинград приехал не пить, а работать, просил прислать туда вёрстку первого в жизни собрания сочинений. И вообще он очень много писал в 1925 году, и всё - лучшее.

Можно сказать, что правды о смерти Есенина никто не знает и поныне, спустя 85 лет: слишком много вопросов вызывают и та и другая версии. Сам же поэт писал: «В зелёный вечер под окном на рукаве своём повешусь». Но есть и другие строки: «И первого меня повесить нужно, скрестив мне руки за спиной: за то, что песней хриплой и недужной мешал я спать стране родной».

От «херувима» до хулигана

Личности такого масштаба неизбежно ещё при жизни подвергаются «ретушированию», а то и «раскрашиванию». Так, деревенского мальчика с Рязанщины, прибывшего в столицу за славой, быстренько стали расписывать «под лубок»: сельский херувим, эдакий душка-пастушок, «желтоволосый, с голубыми глазами», пишущий стихи «звонкие и чистые», по словам Александра Блока, первым приветившего крестьянского самородка. Есенин, опекаемый «мужиковствующими» литераторами-деревенщиками, охотно подыгрывал поначалу - говорил, напирая на «о», крестился, носил лапти, сапоги и рубахи-поддёвки с пояском, обожал чай из самовара, играл на гармошке-тальянке и пел рязанские частушки. Тогда Есенин ещё не пил так много. Рано женился, в 19 лет стал отцом.

Лучшие дня

Есенина воспринимали как крестьянского Орфея, светлого, чистого певца России, деревни, плакучих ив, опавших клёнов и белых берёз, поэта «для хороших нежных девушек». И толпы девушек визжали на его выступлениях: «Душка Есенин!» Он же сам себя позже называл «божья дудка»: «Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет». Того, раннего Есенина Маяковский называл «декоративным мужиком», опереточным, бутафорским, а голос его - «ожившим лампадным маслом». Есенин скоро бросил «лапти да петушки-гребешки». Да и «божественное»... Он писал похабные стихи на стене Страстного монастыря и, расщепив икону, мог топить ею самовар, мог и прикурить от лампадки.

Он возглавил имажинистов (новое вольнодумное течение в поэзии), стал носить пиджак и галстук, цилиндр, трость, шляпы и модные штиблеты. Много выступал со стихами и поэтическими декларациями, редактировал, очень много читал, писал умные, блестящие по стилю статьи.

Вокруг него снова друзья, чаще - в кавычках, стремившиеся опять же сделать его «своим», - имажинисты, вапповцы, лефовцы... Где они сейчас с их «творчеством»? Его всю жизнь тянули во все стороны - прихлебатели, прилипалы, евшие и пившие за его счёт, провоцировавшие его на шумные кабацкие скандалы и с подленьким, мелким удовольствием созерцавшие пробуждавшегося в нём во хмелю «чёрного человека», а затем разносившие сплетни о нём по всей Москве. Ему завидовали - кумир публики, любимец дам, женился на Айседоре Дункан, уехал за границу, вернулся модный, элегантный.

«Ни жены, ни друга»

В сущности, всю жизнь он был одинок и при всей своей публичности и сверхобщительности настоящих преданных друзей не имел: «И нет за гробом ни жены, ни друга», - предрекал он. И в последнем стихотворении обратился к другу скорее неведомому и желаемому, чем реальному: «До свиданья, друг мой...» А раньше писал: «Средь людей я дружбы не имею».

С женщинами и жёнами было ещё сложнее. Любили его все и всегда, любого - буйного, хмельного и похмельного, любили и нежным, и хамом (а им он, увы, умел быть: «Сергей - хам», - писала даже обожавшая его Галина Бениславская, застрелившаяся на его могиле). «Несмотря на все раны, на всю боль, всё же это была сказка», - призналась в воспоминаниях эта девушка, ставшая близкой Есенину как раз в последние его годы. Она была ему никем - и всем: другом, помощницей, любовницей, нянькой, разыскивала по кабакам и пивным и буквально волоком притаскивала домой - её он слушался и ни разу не поднял на неё руку. Он и жил у неё, до самой смерти не имев квартиры, собственного угла, - до женитьбы на С. А. Толстой, внучке «великого Льва».

Эта женитьба удивила многих: не красавица и уж явно не по есенинскому вкусу. Но она была внучкой «бороды» - так называл не без раздражения Есенин Толстого: в квартире Софьи повсюду были портреты деда, а сама она, по замечанию друзей, была вылитый он, только без бороды.

Однако и она любила Есенина преданно и глубоко - как и первая гражданская жена, скромная работница типографии Анна Изряднова, как неистовая стареющая Айседора, как красавица Райх (несмотря на брак с боготворившим её «серьёзным умным мужем» - Мейерхольдом). Софья Андреевна всю жизнь бережно хранила всё связанное с Есениным (который фактически расстался с ней перед отъездом в Ленинград в декабре 1925 г.), стала хранительницей его архива и до смерти своей носила дешёвое медное колечко, что в шутку он ей подарил.

Есенин же в быту, в любви был, мягко говоря, непрост. Совершал настоящие погромы, крушил мебель, бил посуду, дрался и порой становился невменяем и неуправляем. Тремя своими детьми не интересовался (был и четвёртый, внебрачный, Александр, от Надежды Вольпин, диссидент впоследствии). «Чёрный человек», которого он с такой страшноватой, жуткой реалистичностью описал в поэме, жил и в нём всегда, а особенно мучил его в хмельные периоды.

По словам его друга (иные считают - злого гения и исказителя его образа) Анатолия Мариенгофа, автора сенсационного «Романа без вранья», в последние месяцы своего трагического существования Есенин «бывал человеком не более одного часа в сутки» и уже «ложился под дачный поезд, пытался выброситься из окна, обломком стекла перерезать вену, заколоться кухонным ножом». Вот только именно в эти последние месяцы Есенин с Мариенгофом почти не общался. А близкие Есенина, включая сестёр и Галину Бениславскую, которые жили с ним в одной комнате, принадлежавшей Бениславской, ни о чём подобном не упоминали. Нет свидетельств об этом и у последней жены поэта Софьи Андреевны Толстой.

Что судить - он был великий поэт, а поэзия, по словам Пушкина, выше нравственности, и к поэту «нельзя подходить с той же меркой, с какой подходят к людям благоразумным» - это уже утверждал Анатоль Франс. «Розу белую с чёрной жабой я хотел на земле повенчать», - писал и сам Есенин, как бы стремясь оправдаться тем, что «коль черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...