Резня в русском посольстве. Дипломат: кто он, чиновник или поэт? Русский дипломат известный как поэт

Российские дипломаты-писатели

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792)

Д. И. Фонвизин
А. С. Грибоедов
К. Н. Батюшков
Ф. И. Тютчев
Д. В. Веневитинов
А. К. Толстой

В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел. В 1763-1769 годах служил секретарем кабинет-министра И. П. Елагина. В 1769 году стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел Н. И. Панина, с которым его сближали ненависть к фаворитизму, убежденность, что России нужны «фундаментальные законы».
Д. И. Фонвизин выступал за всеобщее обучение, за постепенное — по мере «просвещения» — освобождение крестьян. Его идеалом политического устройства была просвещенная монархия. Был известен своими переводами с французского (трагедий Вольтера, философских трактатов) и очерковой книгой «Записки первого путешествия», в которой дана яркая картина предреволюционной Франции. Самое значительное произведение Д. И. Фонвизина — комедия «Недоросль» — оказало значительное влияние на развитие русского театра, на творчество Крылова, Грибоедова, Гоголя, Островского.

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)

Для его стихов характерно воспевание радостей земной жизни, утверждение внутренней свободы поэта, его независимости от государственной тирании.
В 1818-1820 годах К. Н. Батюшков являлся секретарем российской дипломатической миссии в Неаполе.
В 1822 г. Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, сделавшую невозможной его дальнейшую литературную и дипломатическую деятельность.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Комедия «Горе от ума» — одна из вершин русской поэзии и драматургии, величайшее произведение отечественной и мировой классики.
В 1817 году А. С. Грибоедов поступил на дипломатическую службу в качестве переводчика Коллегии иностранных дел. В 1818-1820 годах являлся секретарем при поверенном в делах в Тегеране. В 1826 году — участвовал в подготовке Туркманчайского трактата. В 1828 году — получил назначение полномочным министром в Персию.
30 января 1829 года А. С. Грибоедов трагически погиб во время разгрома в Тегеране русской дипломатической миссии. Его вдова приказала выбить надпись на могильном памятнике писателя и дипломата: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Дмитрий Иванович Долгоруков (1797-1867)

Дипломат, поэт и публицист.
Служил секретарем в дипломатических миссиях в Риме (1822-1826), Мадриде (1826-1830), Лондоне (1830-1831), Гааге (1831-1838), Неаполе (1838-1842). В 1843 году был назначен советником миссии в Константинополе. С 1845 года — полномочный министр при Тегеранском дворе. С 1854 года — сенатор.
В 1819 году был членом литературного общества «Зеленая лампа». Литературное наследие Д. И. Долгорукова включает путевые очерки, дневники, путевые записки, стихи.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. В 1859 году в журнале «Современник» была воспроизведена подборка стихов Тютчева и напечатана статья Н. А. Некрасова, в которой он причислил эти стихи к блестящим явлениям русской поэзии, поставив Тютчева в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В 1854 году в приложении к «Современнику» были опубликованы 92 стихотворения Тютчева, а затем по инициативе И. А. Тургенева был издан его первый поэтический сборник. Лев Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».
На дипломатической службе Ф. И. Тютчев находился с 1821 года. В 1822-1837 годах — секретарь дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837-1839 годах — поверенный в делах при Сардинском королевстве (дипмиссия в Турине).

Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827)

Блестящий поэт, литературный критик, философ, был одним из организаторов московского «Общества любомудрия», которое ставило своей целью изучение идеалистической философии и романтической эстетики. Высшей целью человека и человечества считал самопознание как путь к гармонии мира и личности. Лучшие произведения Д. В. Веневитинова: «Поэт», «Жертвоприношение», «Последние стихи», «К моей богине», «Элегия», «Завещание», переводы из Гёте.
В 1825-1827 годах находился на дипломатической службе (в Архиве Коллегии иностранных дел и в Азиатском департаменте МИД России).

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Широкую известность ему принес роман «Князь Серебряный» (1862). Хотя современная автору критика это произведение не приняла, вскоре оно вошло в число классических книг для детского и юношеского чтения. Популярны были лирические стихотворения А. К. Толстого. Многие из них (романсового типа) положены на музыку.
Большим успехом пользовались его баллады, былины и сатирические стихотворения. Вместе с братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми А. К. Толс- той создал всеми любимую литературную маску Козьмы Пруткова.
Создал драматическую трилогию — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», сделавшую своего автора знаменитым не только в России, но и в Европе.
С дипломатической службой А. К. Толстого связывала работа в Архиве Коллегии иностранных дел (1834-1837) и в российской миссии во Франкфурте-на-Майне при германском сейме.

Николай Платонович Огарёв (1813-1877)

Русский поэт и публицист, известный своим участием в революционной деятельности. В Министерстве иностранных дел (в Архиве) работал в 1832-1834 годах — до ареста и ссылки.

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)

Философ, писатель и публицист, автор романов, литературных эссе, многих статей. К. Н. Леонтьев оказал значительное влияние на духовное развитие российского общества.
На дипломатической службе К. Н. Леонтьев находился в 1863-1871 годах. Начал свою работу в МИД России с должности драгомана (переводчика) консульства на Крите. В 1864-1867 годах — и. о. консула в Адрианополе. В 1867 году становится вице-консулом в Тульче, а в 1869 — консулом в Янине, с апреля 1871 г. — в Салониках.
После тяжелой болезни К. Н. Леонтьев уходит из дипломатии и целиком посвящает себя научному и литературному творчеству.

Александр СемЁнович Ионин (1837-1900)

Известный российский дипломат и литератор, начавший служить в МИД драгоманом русского консульства в Сараеве в 1857 г.
В 1860-1864 гг. — консул в Янине, 1869-1875 гг. — консул в Рагузе (Дубровнике) и генеральный консул там же до 1878 г., в 1878-1883 гг. — министр-резидент в Черногории, 1883-1892 гг. — посланник в Бразилии. В 1883-1884 гг. временно командирован в Софию для управления российским генеральным консульством. Участвовал в установлении дипломатических отношений между Россией и Аргентиной (1885), Уругваем (1887), Мексикой (1890). В 1897-1900 г. — посланник в Швейцарии.
Литературная деятельность А. С. Ионина была весьма разнообразна. Он писал статьи на литературно-поэтические темы, публиковавшиеся, в частности, в газете И. С. Акcакова «День». Его перу принадлежат этнографические очерки и путевые записки о Балканах, а также две комедии. Литературный талант А. С. Ионина проявился и в его основном сочинении «По Южной Америке» (т. 1-4, СПб., 1892-1902), которое пользовалось популярностью в России и за рубежом.

24 ноября 1817 года в Петербурге кавалергард Шереметев стрелялся с графом Завадовским . Это противостояние положило начало самой известной четверной дуэли в русской истории: после поединка соперников за пистолеты взялись их секунданты - гвардейский корнет, будущий декабрист Якубович и поэт, писатель и дипломат Александр Грибоедов , который немало способствовал началу конфликта. Грибоедов отделался лишь травмированным мизинцем, однако легкое ранение давало о себе знать до конца всей жизни и даже после смерти писателя. сайт рассказывает, как четверная дуэль повлияла на судьбу русского дипломата.

Не поделили балерину

Четверная дуэль с участием будущего декабриста Якубовича и автора комедии «Горе от ума» стала в России самым известным поединком подобного рода. Как водится, причиной спора стала женщина - балерина Авдотья Истомина , которая сводила с ума многих современников. Перед ней не устоял и Пушкин: поэт посвятил прелестнице несколько строк поэмы «Евгений Онегин»:

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет».

В 1817 году в красавицу был влюблен камер-юнкер граф Александр Завадовский, но Истомина отдала свое сердце кавалергардскому штаб-ротмистру Василию Шереметеву. Как-то раз пара поссорилась. Шереметев не пошел на спектакль Авдотьи, и этим воспользовался русский дипломат и писатель Александр Грибоедов. После окончания выступления он подошел к Истоминой за кулисами и пригласил ее «на чай» к своему другу, у которого в то время жил сам. Конечно, этим другом был Завадовский. Балерина приняла предложение Грибоедова. В гостях у камер-юнкера Авдотья пробыла два дня.

Истомина считалась красавицей и пользовалась большим успехом у мужчин. Фото: Commons.wikimedia.org

Вскоре Шереметев решил помириться с возлюбленной, но потом узнал о возможной измене ветреной балерины, и его настроение изменилось. Оскорбленный штаб-ротмистр обратился за советом к другу, гвардейскому корнету и будущему декабристу Александру Якубовичу. Тот заявил, что из сложившейся ситуации только один выход - дуэль. Когда Шереметев предложил Завадовскому стреляться, друг камер-юнкера Грибоедов сказал, что он в свою очередь готов принять вызов от Якубовича: они были знакомы с университетских времен и уже тогда испытывали взаимную неприязнь.

Две пары дуэлянтов

Четверную дуэль назначили на 24 ноября: стреляться решили на Волковом поле. Первыми к барьеру подошли Шереметев и Завадовский, не поделившие балерину Истомину, а Якубович и Грибоедов выступили в роли секундантов. Историки пишут, что Завадовский не хотел убивать своего соперника, но, когда Шереметев заявил, что рано или поздно все равно разделается с ним, передумал. Граф попал своему противнику в живот, нанеся ему смертельное ранение. Продолжение дуэли пришлось отложить: Шереметеву требовалась помощь, и с Волкова поля его повезли в больницу. Врачи не смогли помочь пострадавшему - через сутки он скончался.

Из-за поднявшейся шумихи Грибоедов и Якубович перенесли свой поединок на неопределенный срок. Сразу после дуэли Завадовский уехал за границу и больше не претендовал на руку балерины, а его секунданта разгневанный Александр I отправил служить в драгунский полк на Кавказ. Грибоедова наказывать не стали. Более того, вскоре ему предложили место чиновника русской миссии в США, но тот отказался и вместо этого получил должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии.

По службе Грибоедов часто бывал в Тифлисе. В один из таких приездов он и встретился со своим давним врагом, Якубовичем, служившим в тем краях. Сорвавшуюся год назад дуэль решили возобновить. Ее назначили на 23 октября 2018 года близ оврага у селения Куки. Секундантом Грибоедова стал его сослуживец по фамилии Амбургер, а секундантом Якубовича - дипломат Николай Муравьев. Автор «Горя от ума» промахнулся. До сих пор неясно, сделал ли он это случайно или намеренно, не желая проливать кровь. Его соперник же прицелился и попал Грибоедову в мизинец левой руки. На этом противники и разошлись.

Александр Якубович прострелил Грибоедову мизинец. Фото: Commons.wikimedia.org

Травма не была смертельной, но серьезно изменила жизнь Грибоедова. Историки полагают, что дуэль и ранение во многом повлияли на дальнейшую писательскую деятельность дипломата. К слову, комедию «Горе от ума» он закончил именно в Тифлисе, шестью годами позже. У Грибоедова был хороший слух: он даже писал музыку и стал автором двух вальсов, один из которых получил название по фамилии писателя - «Грибоедовский». После ранения, чтобы играть на пианино, дипломату приходилось надевать на левый мизинец специальный кожаный чехол, без которого музицирование приносило Грибоедову большой дискомфорт.

Опознали по мизинцу

Вошедшая в историю четверная дуэль напомнила о себе и после смерти писателя - вернее, его гибели. 30 января 1829 года в Тегеране 34-летний Грибоедов был растерзан толпой религиозных фанатиков прямо в здании российского посольства. Вместе с ним погибли еще 37 дипломатов. Тело писателя было настолько обезображено, что опознать Грибоедова удалось лишь по простреленному на дуэли мизинцу.

Декабрист Якубович пережил своего соперника на 16 лет. За попытку цареубийства он был отправлен на каторгу, а в сентябре 1845 года скончался от водяной болезни.

Балерина Авдотья Истомина, изменившая судьбы как минимум четверых мужчин, продолжала блистать на сцене и пользоваться успехом у поклонников. Когда в 1825 году на престол взошел Николай I, она перестала получать большие роли. Царь знал, что балерина стала виновницей четверной дуэли, и недолюбливал Истомину. Постепенно популярность Авдотьи сошла на «нет». Личную жизнь балерина смогла устроить только после 40 лет, обретя счастье со своим вторым мужем-актером. Семейная идиллия длилась недолго: в 1848 году Авдотья Истомина умерла от холеры в возрасте 49 лет.

Ее имя дошло до наших дней благодаря бессмертным строчкам Пушкина и знаменитой четверной дуэли.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема: дипломат, кто он: государственный служащий или романтик?

Поэтому мы решили изучить эту тему, ведь до нас никто не задавался подобным вопросом. В этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы - доказать, что настоящий дипломат - это не только чиновник, но и творческая личность, патриот своей родины, способный выражать свою гражданскую позицию и чувства в поэзии.

Задачи:

  1. Выяснить значения терминов «чиновник», «дипломат», «поэт-дипломат», «патриот».
  2. Изучить поэтическую антологию сотрудников и ветеранов МИД России «Наша Смоленка».
  3. Изучить творчество поэтов-дипломатов о России.
  4. Выяснить, какими профессиональными и личными качествами должен обладать дипломат.
  5. Провести анкетирование учащихся и педагогов школы на тему «Что вы знаете о поэтах-дипломатах?».
  6. Сделать вывод о необходимости знакомства широкой школьной аудитории с творчеством поэтов-дипломатов России.

Объект исследования - профессиональные и личностные качества дипломата.

Предмет исследования - влияние увлечений и поэтического творчества дипломатов на их профессиональную деятельность и личностное развитие.

Методы исследования - поиск информации о творчестве дипломатов и их увлечениях, анализ стихов о России, написанных дипломатами, анкетирование учащихся и педагогов о знании творчества дипломатов, интервьюирование дипломатов об их видении профессиональных и личностных качествах дипломатов.

Мы учимся в посольской школе, а я расту в дипломатической семье, и как-то у меня возник закономерный вопрос: а кто он, дипломат? Первое, что приходит на ум - чиновник. Находим в словаре Ушакова значение термина «чиновник». «Чиновник - это государственный служащий» , а «дипломат - лицо, уполномоченное правительством для сношения с иностранным государством». .

Представлять интересы своей страны в иностранном государстве - дело очень ответственное. Работая за рубежом, дипломат проводит переговоры, отстаивает интересы России. Такой человек должен, несомненно, быть патриотом своей родины.

Патриот - это «человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». .

Многие российские дипломаты имеют увлечения помимо своей профессиональной деятельности. Например, министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров является активным футбольным болельщиком и сам играет в футбол. Рубит дрова, занимается рафтингом, возглавляет Федерацию горного слалома России. А еще Сергей Викторович пишет стихи… Причем, поэтов-дипломатов в МИДе довольно много.

Как-то дома я увидела у родителей сборник стихов поэтов-дипломатов, начала читать, мне стало очень интересно. Оказывается, есть такая газета в МИДе, которая называется «Наша Смоленка», есть сборники стихов поэтов-дипломатов! Взяв в руки сборники поэтической антологии «Наша Смоленка» я окунулась в мир поэзии российских дипломатов. О чем пишут дипломаты в своих стихах? Оказывается, обо всем, что волнует любого человека: о любви, о жизни, о родине, о своих родителях, о детстве и школе.

Зачем им это нужно? Ведь стихи - это что-то совсем далекое от настоящей дипломатии. А потом я узнала, что увлеченность поэзией и стихотворчеством - давняя традиция представителей русского дипломатического корпуса.

Ни одна дипломатическая служба стран мира не имеет столько имен, вошедших в историю родной литературы и особенно поэзии, как русская, начиная с XVIII века. Как не вспомнить Антиоха Кантемира, Ивана Хемницера, Дениса Фонвизина, Дмитрия Веневитинова, Вильгельма Кюхельбекера, Константина Батюшкова, Алексея К. Толстого, Аполлона Майкова, Якова Полонского. И это кроме «великих» - Александра Грибоедова, Александра Пушкина и Фёдора Тютчева!

Классики русской поэзии, поэты-дипломаты, хотели видеть Россию счастливой. Своё назначение они находили в честном служении ей. Красной нитью через их поэтическое творчество проходит тема любви к своему народу, к Родине, к её духовным истокам, отечественной истории. В своих стихах они горели одним желанием - сделать Отчизну ещё прекрасней. Русские дипломаты всегда были вместе со своим народом, переживали с ним и радости, и беды, и поражения, и победы. Российские поэты-дипломаты твёрдо убеждены, что есть потайная нить, связующая язык дипломатии и поэтическое творчество (имеется в виду поиск выражения политической мысли через краткое, ёмкое художественное слово).

Поэтические традиции великих предшественников продолжаются и современными поэтами - дипломатами.

Снова возвращаемся к вопросу исследуемой темы. Так кто же он - настоящий дипломат? Чиновник, романтик-поэт, обычный человек, с присущими ему достоинствами и недостатками? Ответы на свои вопросы я получила, прочитав стихи современных поэтов-дипломатов России.

Для начала посмотрим, что пишет в своем известном стихотворении «Посольский приказ» министр иностранных дел России Сергей Лавров:

В поле воин один - так бывает, и это не ново.

Дипломат должен сам дать единственно верный ответ.

Должен он, как поэт, находить только верное слово,

Крепко помня при том, что пророков в отечестве нет

Получается, что, по мнению автора, дипломат и поэт - это творческие профессии. Мои родители рассказали мне, что дипломаты - достойные наследники традиций, которые воспитали предыдущие поколения российских патриотов - чиновников по службе, поэтов и романтиков по своей сути. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев, к примеру, тоже был поэтом, причем не просто поэтом, а очень известным и почитаемым.

В почете Тютчев в нашем МИДе,

Как самый старший ветеран,

Традиций дорогих хранитель,

Патриотических начал.

Он подвиг свой свершил духовный,

Но славой не был ослеплен.

Душою, словом и любовью

Скрепил в России связь времен, -

так пишет дипломат Леонард Усыченко в своем стихотворении «Связь времен» . Действительно, связь времен не прерывается, она продолжается в работе и творчестве современных дипломатов.

Дипломат - это настоящий патриот своего Отечества, человек искренне любящий Родину:

О, Русь моя, люблю твои поля,

Люблю луга, болотца, перелески.

Где гомон птиц и вольный ветер резкий,

Где пахнет медом грешная земля .

Эти строчки написаны Владимиром Масаловым. Стихотворение называется «О, Русь!». Поэт описывает свои чувства к Родине, к ее природе. Все, что окружает его, вызывает неповторимые эмоции. Поэт плачет и радуется вместе со своей страной:

Страна моя, как сладко мне с тобой!

Порой я плачу, что тебе так больно,

Порой слеза грудь орошит невольно,

В моей душе - ты остров счастья мой! .

Трепетно и нежно пишет о родине Виктор Посувалюк. Читая эти строки трудно представить, что их автор - чиновник, который методично и четко выполняет свой служебный долг:

Спой ты песню мне, песню русскую,

Про родимый край, косу русую,

Про березку ту, ель колючую,

Что во сне меня кличут, мучают .

Лаконично и просто пишет о своей любви к родине в стихотворении «2000» поэт-дипломат Михаил Романов:

Этих озер синь,

Этих лесов сень,

Взгляд за луга кинь –

Новый встает день.

Синих небес высь,

Желтых полей грусть,

Это моя жизнь,

Это моя Русь .

Поэты-дипломаты постоянно обращаются к образу родины как к образу родной природы, совсем как Пушкин, Есенин, Тютчев…

Например, Михаил Камынин пишет:

Ах, березы, ох, осины и акации!

Это вовсе не муляж, не декорации.

Это чувства и рябиновый рассвет,

Родина Россия, тебя краше нет! .

Ну что может быть лучше, чем такая восторженность от всего русского, родного! В этом видится настоящий русский человек, гражданин, патриот. Он душой болеет за ее интересы, для него Россия - все!

Мы можем еще долго и интересно рассуждать на тему: кто же он, дипломат? «Государев человек», политик или романтик, тонко чувствующий природу родного края, лирику русской души? очень образно написано об этом в стихотворении «Дипломат». Его автор Игорь Михеев выразил свою мысль так:

Когда смолкают автоматы

И наступает тишина,

В борьбу вступают дипломаты,

Чтоб обеспечить мир сполна.

Перо у них штыка острее.

Язык им служит для того,

Чтоб выражаться похитрее,

Не обещая ничего.

Нам говорят, что слишком дорог

Народу дипломатов труд,

Зато они не только порох –

Людские жизни сберегут! .

Главное для дипломата, как чиновника, как романтика и поэта - сам человек! Его жизнь, которая не имеет цены, потому что она - бесценна! И целью работы любого дипломата является защита интересов своей родины и ее граждан!

Основывая свое мнение на вышеизложенном, мы предполагаем, что настоящий дипломат должен обладать такими качествами личности, которые позволили бы ему творчески подходить к решению самых сложных и запутанных вопросов внешней политики государства.

Для подтверждения своей гипотезы я решила взять интервью у своих родителей и задала им следующие вопросы: «Какими профессиональными качествами, по вашему мнению, должен обладать дипломат?». По их мнению, дипломат должен обладать широким кругозором, свободно владеть языком страны пребывания, уметь хорошо разбираться в современной международной ситуации.

Еще был задан вопрос о личных качествах дипломата. Настоящий дипломат должен быть коммуникабельным, обаятельным, стрессоустойчивым, обладать хорошим здоровьем, чувством юмора. Ему должны быть присущи порядочность и такт! С этим нельзя не согласиться! Ведь все это помогает дипломату вести переговоры в интересах своего государства.

В личности дипломата сочетается служба государству, любовь к родине, духовно-нравственные качества личности.

С целью выявления уровня знаний учащихся и педагогов средней школы при Посольстве России в Аргентине мною была разработана и проведена анкета «Что вы знаете о поэтах-дипломатах?».

В анкетировании приняло участие 27 учащихся 5–11 классов и 14 педагогов.

В результате было выяснено, что никто из учащихся не знает имен поэтов-дипломатов, 2 человека предположили, что поэты-дипломаты могут писать свои стихи о политике, или о разных странах и городах. Подавляющее большинство опрошенных учащихся (23 человека) хотели бы послушать стихи поэтов-дипломатов.

Что касается педагогов, то большинство из них (9 чел.) смогли назвать такие имена поэтов-дипломатов, как Тютчев, Горчаков, Лавров. Педагоги предположили, что поэты-дипломаты пишут свои стихи на тему родины, стран пребывания, о любви. Если бы у них была такая возможность, то они согласились бы послушать стихи, написанные поэтами-дипломатами.

По итогам анкетирования можно сделать вывод о том, что творчество поэтов-дипломатов не известно учащимся школы, недостаточно известно педагогам, есть потребность провести поэтический вечер для знакомства с поэтическим творчеством поэтов-дипломатов и рассказать о дипломатах, которые пишут стихи. Для этого необходимо разработать сценарий мероприятия.

Подводя итоги своего исследования на тему «Дипломат, кто он: чиновник или поэт?», можно сделать вывод:

дипломат - это не только государственный служащий, ведущий переговоры в интересах России, это еще и творческая личность, с присущими ей духовно-нравственными качествами, которые наиболее ярко представлены в творчестве поэтов-дипломатов.

Гипотеза подтвердилась, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Дальнейшие перспективы моей работы буду связаны с подготовкой мероприятия для учащихся 5–11 классов и педагогов на тему «Творчество поэтов-дипломатов России».

Литература:

  1. Наша Смоленка: Поэтическая антология. - М.: Фонд им.М. Ю. Лермонтова, 2008. - 536 с.
  2. Наша Смоленка: Поэтическая антология сотрудников и ветеранов МИД России. Стихи - М.: Вест-Консалтинг, 2012. - 544 с.
  3. Наша Смоленка: газета общественных организаций МИД России, 2017.
  4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1088530
  5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/87826
  6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922250
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...