Что такое солидарность определение. Что такое Солидарность? Значение слова Солидарность в философском словаре

Категория солидарности играет важную роль как в социалистических политических теориях, так и в католическом социальном учении .

Основания солидарности в разных обществах различны. В «простых» обществах оно может основываться преимущественно на родстве (kinship ) и общих ценностях. В более сложных обществах имеются разнообразные теории, в рамках которых рассматривается вопрос о том, что способствует созданию чувства социальной солидарности .

Солидарность также является одним из шести принципов Хартии Европейского союза по правам человека , а 20 декабря каждого года - это Международный день солидарности людей , признанный ООН.

Эмиль Дюркгейм

  • Определение: это социальное единство (social cohesion) основанное на взаимозависимости индивидуумов в более развитых обществах.

Хотя индивидуумы выполняют разные задачи, являются носителями различных ценностей и интересов, порядок в обществе и социальная солидарность в нем строятся на их взаимном доверии в выполнении конкретных задач. Слово «органическая» здесь обозначает взаимозависимость составных частей. Таким образом, в более сложных обществах социальная солидарность поддерживается через взаимозависимость их составных частей (то есть, фермеры производят пищу, которая кормит заводских рабочих, которые производят тракторы и прочую технику, позволяющую фермерам производить пищу).

Пётр Кропоткин

Связь между биологическим и социальным представляла собой центральную важность для идеи солидарности, сформулированной анархистским идеологом и бывшим князем Петром Кропоткиным (1842-1921). В его наиболее известной книге «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902), написанной отчасти в ответ на «социальный дарвинизм» Генри Гексли , Кропоткин исследовал использование кооперации в качестве механизма выживания как в человеческих обществах на различных этапах их развития, так и среди животных. Согласно его взглядам, взаимопомощь, или кооперация, в рамках того или иного вида являлась важным фактором в эволюции социальных институтов. Солидарность является жизненно важной для взаимопомощи; деятельность, направленная на поддержку других людей, должна проистекать не из ожидания награды, но из инстинктивного чувства солидарности.

В введении к книге Кропоткин писал: "Число и важность различных учреждений Взаимной помощи, которые развились в человечестве, благодаря созидательному гению диких и полудиких масс, в течение самого раннего периода родового быта, и ещё более того впоследствии - в течение следующего периода деревенской общины, а также громадное влияние, которое эти ранние учреждения оказали на дальнейшее развитие человечества, вплоть до настоящего времени, побудили меня распространить область моих изысканий и на более поздние, исторические времена; в особенности я остановился на наиболее интересном периоде - средневековых свободных городов-республик, повсеместность и влияние которых на современную нашу цивилизацию до сих пор ещё недостаточно оценены. Наконец, я попытался также указать вкратце на громадную важность привычки взаимной поддержки, которая унаследованна человечеством за чрезвычайно долгий период его развития, которая играет даже теперь, в нашем современном обществе, хотя о нём думают и говорят, что оно покоится на принципе: "Каждый для себя, и государство для всех," - принцип, которому человеческие общества никогда не следовали вполне, и который никогда не будет приведён в осуществление». Кропоткин выступал за альтернативные экономическую и социальную системы, которые бы координировались через горизонтальную сеть волонтёрских ассоциаций и в рамках которых товары бы распределялись в соответствии с физическими нуждами индивидуума, а не в соответствии с осуществляемым им трудом.

В философии

Солидарность - это находящийся на стадии становления концепт в современной философии: он является объектом исследования в различных областях этики и политической философии .

См. также

Напишите отзыв о статье "Солидарность"

Примечания

Литература

  • Jary, David (1991), Collins Dictionary of Sociology , Glasgow: Harper Collins , с. 774, ISBN 0-00-470804-0

Для дальнейшего чтения

  • Ankerl, Guy: Toward a Social Contract on Worldwide Scale: Solidarity Contract. Geneva, ILO, 1980, ISBN 92-9014-165-4

Отрывок, характеризующий Солидарность

Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.
В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней, как только он увидал – проехав по городу – эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, эту Кремлевскую площадь с незаезженным снегом, этих извозчиков и лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь, московские балы и Московский Английский клуб, – он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате.
Московское общество всё, начиная от старух до детей, как своего давно жданного гостя, которого место всегда было готово и не занято, – приняло Пьера. Для московского света, Пьер был самым милым, добрым, умным веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином. Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех.
Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги – никто и ничто не получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы всё роздал. В клубе не было ни обеда, ни вечера без него. Как только он приваливался на свое место на диване после двух бутылок Марго, его окружали, и завязывались толки, споры, шутки. Где ссорились, он – одной своей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой, мирил. Масонские столовые ложи были скучны и вялы, ежели его не было.
Когда после холостого ужина он, с доброй и сладкой улыбкой, сдаваясь на просьбы веселой компании, поднимался, чтобы ехать с ними, между молодежью раздавались радостные, торжественные крики. На балах он танцовал, если не доставало кавалера. Молодые дамы и барышни любили его за то, что он, не ухаживая ни за кем, был со всеми одинаково любезен, особенно после ужина. «Il est charmant, il n"a pas de seхе», [Он очень мил, но не имеет пола,] говорили про него.
Пьер был тем отставным добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни.
Как бы он ужаснулся, ежели бы семь лет тому назад, когда он только приехал из за границы, кто нибудь сказал бы ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита, определена предвечно, и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении. Он не мог бы поверить этому! Разве не он всей душой желал, то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве не он учреждал и школы и больницы и отпускал своих крестьян на волю?
А вместо всего этого, вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и расстегнувшись побранить легко правительство, член Московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Он долго не мог помириться с той мыслью, что он есть тот самый отставной московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад.
Иногда он утешал себя мыслями, что это только так, покамест, он ведет эту жизнь; но потом его ужасала другая мысль, что так, покамест, уже сколько людей входили, как он, со всеми зубами и волосами в эту жизнь и в этот клуб и выходили оттуда без одного зуба и волоса.
В минуты гордости, когда он думал о своем положении, ему казалось, что он совсем другой, особенный от тех отставных камергеров, которых он презирал прежде, что те были пошлые и глупые, довольные и успокоенные своим положением, «а я и теперь всё недоволен, всё мне хочется сделать что то для человечества», – говорил он себе в минуты гордости. «А может быть и все те мои товарищи, точно так же, как и я, бились, искали какой то новой, своей дороги в жизни, и так же как и я силой обстановки, общества, породы, той стихийной силой, против которой не властен человек, были приведены туда же, куда и я», говорил он себе в минуты скромности, и поживши в Москве несколько времени, он не презирал уже, а начинал любить, уважать и жалеть, так же как и себя, своих по судьбе товарищей.
На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях.
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются. Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом – император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги. Испанцы воссылают мольбы Богу через католическое духовенство в благодарность за то, что они победили 14 го июня французов, а французы воссылают мольбы через то же католическое духовенство о том, что они 14 го июня победили испанцев. Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы бедных и интригуют Астрея против Ищущих манны, и хлопочут о настоящем Шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно. Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему – закон, вследствие которого мы воздвигли в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека, и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью». Так думал Пьер, и эта вся, общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней, как будто что то новое, всякий раз изумляла его. – «Я понимаю эту ложь и путаницу, думал он, – но как мне рассказать им всё, что я понимаю? Я пробовал и всегда находил, что и они в глубине души понимают то же, что и я, но стараются только не видеть ее. Стало быть так надо! Но мне то, мне куда деваться?» думал Пьер. Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, – способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался – зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал.

СОЛИДАРНОСТЬ

СОЛИДАРНОСТЬ

1. Активное сочувствие каким-нибудь мнениям или действиям, общность интересов, одинаковый образ действий или убеждений. 1-ое мая - день международной боевой пролетарской солидарности. «От экономических стачек и стачек солидарности рабочие стали переходить к политическим стачкам… (после 9 января 1905 г.).» История ВКП(б) . «Социал-демократы II Интернационала подло изменили делу социализма, делу международной солидарности пролетариата.» История ВКП(б) . Чувство солидарности.

2. Круговая порука, совместная ответственность (юр.).


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СОЛИДАРНОСТЬ" в других словарях:

    Солидарность - Солидарность ♦ Solidarité Злоупотребление этим словом, слишком широко используемым на протяжении многих лет, привело к тому, что его строгий смысл почти утрачен. Чаще всего под солидарностью понимают некую стыдливую (например, когда жертвуют … Философский словарь Спонвиля

    Солидарность. Обратимся [...] к слову солидарность (БАС, 14, с. 212). По академическому словарю, оно не имеет семантической истории в русском литературном языке XIX XX вв. У него неизменное значение: активное сочувствие чьим либо действиям или… … История слов

    солидарность - и, ж. solidarité f. 1. Активное сочувствие чьи л. действиям или мнениям, общность интересов, единодушие. БАС 1. Во всяком обществе есть солидарность, в нашем страшная, она основывается на пословице: с волками надо выть по волчьи. 7. 12. 1847.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - «СОЛИДАРНОСТЬ» [польск.] полит. массовое польское профсоюзное объединение, возникшее на рубеже 80 х годов XX в. в г. Гданьск как оппозиция тогдашнему режиму правления в стране; отрицая марксистскую теорию классовой борьбы, провозгласило защиту… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Solidarity) Независимый профсоюз, созданный в 1980 г. в Польше под руководством Леха Валенсы. Солидарность использовала широкое недовольство коммунистическим режимом. После массовых забастовок он был вынужден пойти на беспрецедентные уступки.… … Политология. Словарь.

    См … Словарь синонимов

    Солидарность - (Solidarity), независимое профсоюзное движение в Польше, возникшее в 1980 г. на волне забастовок в Гданьске, организованных Свободным профсоюзом Балтийского побережья. Среди требований бастующих было создание профсоюза, неподконтрольного ком.… … Всемирная история

    Профобъединение в Польше, возникло как движение в 1980. Легализировано в апреле 1989. Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Численность св. 2 млн. членов (1992). Руководящий орган Всепольская комиссия (ВК). До 1990 лидером… … Большой Энциклопедический словарь

    СОЛИДАРНОСТЬ, и, жен. 1. см. солидарный. 2. Деятельное сочувствие каким н. мнениям или действиям, общность интересов, единодушие. День международной солидарности трудящихся (праздник Первого мая). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    Чувство взаимопринадлежности и практическое осуществление его. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Книги

  • Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние. Монография.-М.:Проспект, 2015.
  • Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние. Монография , Исаев Игорь Андреевич. Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений власти и закона, остроактуальной теме социальной…

Начитанные люди, имеющие обширный словарный запас, очень часто придают окраску своей речи при помощи довольно нестандартных словоформ.

Если обратиться к переводу этого слова с латинского, то значение слова "солидарность" отражает единство мнений, готовность к взаимной ответственности за единогласное действие или решение.

То есть, к примеру, человек солидарный - это когда он согласен с другим человеком в каком-либо жизненном вопросе или обстоятельстве. Солидарность может существовать на принципиальном уровне, то есть базироваться на личных умозаключениях.

Другими словами, солидарный - это единодушный, принимающий чьи-либо мнения либо действия и активно сочувствующий им.

Синонимы слова «солидарность»

Для более четкого объяснения также можно обратиться к синонимам слова, тогда вы поймете, что значит солидарен:

  • согласие;
  • единогласие;
  • единство;
  • единодушие;
  • общность;
  • сплоченность.

Также можно рассмотреть значение слова "солидарность" на примере предметов и их взаимодействий.

К примеру, возьмем бильярдный шар. При попадании кием в одну его точку, происходит движение всего шара, то есть можно сказать, что все его другие участки оказались солидарными друг с другом и пришли в движение одновременно.

Или же рассмотрим двигатель машины. Две его составляющие жестко соединены (другими словами, солидарны между собой). Так как, если мы приводим в движение одну деталь, начинает двигаться и другая.

Из этого можно сделать вывод, что солидарность - это не чувство, а внутренняя связанность, сплоченность.

Солидарен: значение слова в юриспруденции

В юридической практике достаточно часто встречается понятие солидарности, только оно имеет более четкое определение и ряд условий.

Термин "солидарное обязательство" - это равноправие компетенций сторон в отношении общих прав и обязанностей к некоторому лицу.

Рассмотрим это на примере: есть группа совладельцев мелкого бизнеса (А, Б, В), которые преследуют общую цель в развитии своего бизнеса и получении в дальнейшем взаимовыгоды. Но на данный момент у них не хватает средств для развития, и они вынуждены обратится к кредитору (Я).

Кредитор дает необходимую сумму, оформляя документы на условиях солидарного обязательства одному из совладельцев (А). Благодаря этому у кредитора теперь есть право требовать выполнения своих условий от двух других заемщиков (Б, В). То есть теперь каждый совладелец солидарный - это значит равный в обязательствах - и несет одинаковую ответственность перед кредитором.

Существуют и другие два варианта:

  • Когда солидарны несколько кредиторов (Э, Ю, Я) на одного заемщика (А). В этом случае любой из кредиторов имеет право требовать у заемщика выполнения своих обязательств.
  • И еще один вариант, так называемая смешанная множественность, когда имеет место по несколько представителей обеих сторон.

Виды солидарности

Социальная солидарность

Когда группа людей преследует одну и ту же цель, оказывая друг другу поддержку и взаимопомощь.

Трудовая солидарность

Можно рассмотреть трудовую солидарность на примере работников конвейера. Люди, работающие на одном станке, осуществляют функции, необходимые для достижения общего желаемого результата.

Мужская и женская солидарность

Среди групп мужчин и женщин, находящихся в хороших отношениях, существует некоторая взаимосвязь, в этом случае может иметь место солидарность. Мужчина солидарный - это оказывающий поддержку одному или группе мужчин в том или ином вопросе. Чаще всего такая солидарность носит иронический и неправдивый характер, так как проявление поддержки в большей степени происходит в пользу ситуации, выгодной для группы людей данного пола.

Можно рассмотреть это на типичном примере двух друзей. Муж может соврать, что провел вечер с товарищем за просмотром футбольного матча, в то время как сам провел это время с любовницей. А его друг это подтвердит, хотя на самом деле это не является правдой.

Что такое солидарность: подводим итоги

Солидарность - это не чувство и не обязанность, это нечто такое, что не поддается объяснению, измерению и наблюдению. Солидарность порой возникает между людьми в самых неожиданных обстоятельствах. Она может проявляться практически во всех сферах жизни. Чаще всего она направлена во благо, и очень редко может нанести ущерб окружающим.

взаимозависимость людей. В этом смысле солидарность – это «естественный факт», связанный с жизнью в обществе: например, солидарность при конвейерной системе работы. Солидарность может также представлять собой вид добродетели, чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству; именно при такой «активной» солидарности одни люди могут быть счастливы лишь при условии, что счастливы и другие, что один человек может чувствовать себя свободным лишь тогда, когда свободны другие. Тогда солидарность оказывается уже не столько социальным фактом, сколько моральной ценностью и действиями, основанными на единомыслии, общности интересов и совместной ответственности. Стремление к солидарным действиям является важным элементом повышения эффективности делового общения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЛИДАРНОСТЬ

фр. solidarite) - общность интересов, единое понимание осн. принципов мировоззрения, совместная ответственность. Это понятие приобрело в рус. философии особую значимость в связи с распространением в России идей социализма. Оно встречается уже у Герцена и петрашевцев, но одной из центральных категорий социальной философии оно стало у идеологов народничества с кон. 60-х гг. XIX в. В воззрениях Лаврова, М. А. Бакунина, Л. И. Мечникова, Кропоткина, Михайловского и др. деятелей народнического движения С. рассматривается как важнейший фактор развития человеческого об-ва, возрастание к-рого ведет к прогрессу и всеобщему благоденствию, а утрата - к взаимной борьбе за существование, нищете и эксплуатации. Бакунин, напр., понимая С. как согласование всех материальных и общественных интересов каждого с человеческими обязанностями каждого, рассматривает ее в теснейшей связи со свободой и характеризует последнюю как развитие и "очеловечение" С. Еще более широким было понимание С. у Лаврова, к-рый усматривал ее не только среди людей, но и в органическом мире в целом. Взаимная поддержка и С. обеспечивает, считал он, выживание вида в борьбе с др. видами и является фактором его прогрессивного развития. Человеческая С., возникнув как продолжение и развитие С. в органическом мире, стала разрушаться под влиянием индивидуализма и стремления к наживе. На передний план был выдвинут личный интерес, к-рый привел к всеобщей борьбе всех против всех. В этих условиях и возникли учения социализма, призванные вернуть об-во к началам С. как средству достижения всеобщего равенства и благоденствия. Общественная С., по Лаврову, может быть прочной лишь при устранении экономической конкуренции. В качестве нравственной задачи он выдвигал необходимость вырабатывать в себе и в других те "привычки С.", без к-рых осуществление лучшего общественного строя совершенно немыслимо. Михайловский понятие "С." тесно увязывал с понятием "кооперация". С., считал он, может существовать только между людьми, равными по положению в об-ве, а такое равенство возможно лишь в условиях простой кооперации, где отсутствует разделение труда между отдельными членами, общая цель вызывает взаимопонимание и как следствие - С. интересов и взаимопомощь. Л. И. Мечников поместил понятие "С." в самый центр своей социологической концепции, рассматривая рост С. в об-ве как главную движущую силу исторического прогресса. Как и Лавров, он считал, что явления С. существуют уже в органическом мире. "Биология, писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т. е. факторами кооперации в природе" (Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С. 43). Причем если Бакунин тесно связывал С. со свободой человека, то Мечников рассматривал факты "принудительной С." и "вынужденной С", связывая их с уровнем развития кооперации. Степень же свободы, по Мечникову, показывает уровень С., являясь критерием прогресса. Согласно Мечникову, об-во в основном проходит те же ступени С., что и органический мир в целом. Подневольные союзы, держащиеся внешней принудительной силой, сменяются подчиненными союзами, возникающими вследствие разделения труда, к-рые, в свою очередь, должны уступить место свободным союзам, объединяющим индивидов в силу их "сознательного стремления к С". В работах Кропоткина термин "С." встречается реже, чем у др. идеологов народничества, и обычно заменяется термином "взаимная помощь", выражающим то же самое содержание. Все это свидетельствует о том, что понятие "С." является одним из наиболее характерных в народнической социологии и философии истории. Оригинальная трактовка С. дана Левицким в рамках его концепции "органического мировоззрения". Она связана с "метафизикой временного процесса", где С. рассматривается как "фактор развития", получивший наивысшее развитие в христианстве, к-рое "является наиболее чистым выражением солидарности, переросшей семейные, феодальные, клановые, национальные и прочие рамки" (Основы органического мировоззрения. Франкфурт-на-Майне, 1948. С. 150).

В современном языке существует очень много различных терминов и понятий. Но разобраться со всеми, к сожалению, нельзя, ведь знать всё просто невозможно. Поэтому в данной статье будет рассказано, что такое солидарность и когда нужно и можно использовать данное слово.

Обозначение понятия

Стоит сказать, что данное понятие, с одной стороны, не имеет точного, одного обозначения, ведь рассматриваться оно может с социальной, политической, юридической и иных точек зрения. Если говорить в общем, лучше обратиться к первоисточнику и перевести данное слово с латинского языка, что будет означать «прочный». Однако только по данному обозначению сделать выводы довольно-таки трудно. Поэтому стоит рассмотреть этот термин с различных точек зрения.

Социальная солидарность

Разбираясь, что такое солидарность, в первую очередь лучше всего обратиться к понятию «социальная солидарность». В этом случае раскрыть сам термин будет гораздо проще и все станет предельно ясно. Что же это означает? Кратко говоря, это взаимозависимость людей. Основывается она на единстве определенных действий или же убеждений, это определенного вида взаимопомощь и поддержка. Также люди могут быть солидарны друг с другом, если перед ними стоит одна цель, к достижению которой они стремятся.

Политическая составляющая

Рассмотреть, что такое солидарность, можно и с политической точки зрения. Так, обозначение будет весьма схожим. Что же говорит нам в таком случае словарь политических терминов? Это согласованность людей в их действиях и мнениях, взаимопомощь и поддержка в средине одной социальной группы. Опять же, делается это чаще всего для достижения одних и тех же целей.

Трудовая солидарность

Итак, солидарность: значение слова можно также рассмотреть с трудовой точки зрения. Существует понятие конвейерной солидарности, когда все люди, стоящие вдоль одного станка, выполняют те функции, которые нужны для достижения результата в общем деле, тем самым помогая друг другу достичь желаемого конечного результата. Солидарными трудящиеся могут быть не только вдоль одного станка, но также и в одной рабочей группе, фирме или иной трудовой единице.

Мужская солидарность

Однако существуют и такие понятия, как женская или мужская солидарность. Значения слова в данном контексте будет несколько иным. Это скорее бытовая интерпретация слова. Имеется в виду поддержка представителей одного пола в том или ином случае, пусть даже путем обмана или какого-либо другого вида нечестности перед представителями противоположного пола. Так, муж может соврать, что провел вечер с другом, а не с любовницей. И это подтвердит тот же товарищ, хотя это и не будет правдой. Вот что называют мужской солидарностью. Однако ради правды стоит сказать, что сегодня это понятие несколько исковеркалось и может восприниматься в деформированном, неправильном его значении.

Солидарность по Дюркгейму

О том, что такое солидарность, говорил и великий философ и теоретик Эмиль Дюркгейм в своих работах, исследуя общество и понятие разделения труда. Так, согласно его мнению, сама по себе солидарность - это нечто моральное, что не поддается объяснению, наблюдению или измерению. Он говорил, что это наивысшее благо, огромная ценность, которая может признаваться всеми членами одного общества. По его мнению, существует два вида солидарности - механическая и органическая. Первый ее вид встречается в первобытных общинах, где особого разделения труда не существовало, а члены одной группы всегда исполняли приблизительно одинаковые функции. При этом все регулировалось религиозными, традиционными или коллективными взглядами. Второй тип - органическая солидарность - развивается уже в индустриальном обществе, когда каждый человек выполняет свои определенные функции, работая на благо всего общества в целом. При этом, по мнению философа, коллективное давление на такого человека существенно ослабевает.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...