Экология человек как биосоциальный вид презентация. Человек биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на земле




Отличия человека от животных Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить


Человеческие / животные потребности ЖивотныеЧеловек Инстинкты+ Сознание Потребности не связаны между собой Потребности взаимосвязаны Подлинные потребности + Мнимые потребности не только ест, а ест определенным образом приготовленную и сервированную пищу только ест способствуют развитию ведут к деградации


Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Духовные (самореализация, индивидуальность…) Престижные (уважение, высокий статус…) Социальные (общение, дружба, любовь…) Экзистенциальные (защищенность, безопасность…) Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание…) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные




















Творчество Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются






Структура психики личности По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Я ОНО Сверх-Я сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека либидо мортидо


Другие элементы психики Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей. Мотивы – осмысленные побудители действий. Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий. Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.


Важнейшие качества личности Сознание и самосознание Способность успешно взаимодействовать с другими людьми Личное достоинство Наличие убеждений и принципов Способность нести ответственность Самоопределение Свобода (=«осознанная необходимость») Самоузнавание + образ своего Я + самооценка Бенедикт Спиноза () способность воспроизводить действительность в идеальных образах




Социализация Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур детство юность зрелость старость агенты первичной социализации: родители, родственники, друзья вторичной социализации: учителя, коллеги, руководители институты социализации семья, школа, армия, церковь + Адаптация – процесс привыкания к новым условиям существования десоциализация? ресоциализация?


Отклоняющееся поведение Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…) Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.) Причины: 1)врожденная предрасположенность 2)неблагоприятная социальная среда 3)политические, экономические кризисы 4)конфликт между господствующей культурой и субкультурой


Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм. Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны


Духовный мир личности духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении знания о природе, обществе и человеке убеждения и вера в истинность своих убеждений способность к тем или иным видам деятельности чувства и эмоции цели ценности МИРОВОЗЗРЕНИЕ система взглядов человека на мир и свое место в нем


Типы мировоззрения Обыденное (житейское): опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людей Религиозное: возникает под влиянием религиозных учений Научное: опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей Гуманистическое: высшей ценностью ставит права и свободы человека


Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания: 1)гуманистическое мировоззрение 2)религиозное мировоззрение 3)научное мировоззрение 4)обыденное мировоззрение




Подходы к пониманию смысла жизни Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (гг. до н. э.)). Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (гг. до н. э.)). Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (гг. до н. э.)). Религиозный: самоотверженное служение Богу. Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (гг.). Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.

Слайд 1

БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
28.06.2016
Братякова С.Б.
1

Слайд 2

ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Жизнь появилась на Земле 3 500 000 000 (3,5 миллиарда) лет назад.
В ходе эволюции на нашей планете сформировался уникальный растительный и животный мир. Он существовал ≈ 3 499 000 000 лет.
Таким образом, если представить, что жизнь возникла 1 января, то человек появился 30 декабря, то есть за один день до начала следующего года!!!
Жизнь на Земле
Затем появился человек – 1 000 000 лет назад.
28.06.2016
Братякова С.Б.
2

Слайд 3

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Царство
Тип
Подтип
Класс
Отряд
Семейство
Род
Вид
Животные
Хордовые
Позвоночные
Млекопитающие
Приматы
Человекообразные
Человек
Человек разумный
28.06.2016
Братякова С.Б.
3

Слайд 4

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
Естественная среда
Искусственная среда
Окружающая среда (природа): Горы, реки, озера, моря, океаны, леса, пустыни, растительный и животный мир и т.д.
Среда, созданная человеком: Сельскохозяйственные угодья, сады, парки, города, транспорт, одежда, средства связи, технологии получения продуктов и изделий, и т.д.
28.06.2016
Братякова С.Б.
4

Слайд 5


По строению и расположению органов человек относится к классу млекопитающих. Общие признаки: млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные),
28.06.2016
Братякова С.Б.
5

Слайд 6

Сходство человека и млекопитающих.
четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детенышей молоком.
28.06.2016
Братякова С.Б.
6

Слайд 7

Сходство человека и млекопитающих.
Единые с животными звенья тканевого обмена веществ, Сходно идет рост и индивидуальное развитие, Единый принцип хранения и реализации генетического кода
28.06.2016
Братякова С.Б.
7

Слайд 8

Сходство человека и млекопитающих.
Максимальное сходство с представителями семейства человекообразных обезьян или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Общность внутреннего и внешнего строения: единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах.
28.06.2016
Братякова С.Б.
8

Слайд 9

Сходство человека и млекопитающих.
У человека и гориллы 385 общих морфологических признаков. У человека и шимпанзе 369, У человека и орангутанга-359, У гиббона и низших обезьян 113-117 общих признаков с человеком.
28.06.2016
Братякова С.Б.
9

Слайд 10

ОСОБЕННОСТИ ВИДА – ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ
Мозговой отдел черепа больше лицевого
Клыки примерно равны резцам
Развит подбородочный выступ
Эти изменения обусловлены развитием мозга и речи.
28.06.2016
Братякова С.Б.
10

Слайд 11

Прикрепление черепа к позвоночнику почти совпадает с центром тяжести головы
Грудная клетка уплощена
Кости таза и нижних конечностей массивны
Стопа образует свод
Кости ладони подвижны, большой палец противопоставлен остальным
Пальцы стопы укорочены, большой палец не противопоставлен остальным
Эти изменения обусловлены прямохождением и развитием трудовой деятельности.
28.06.2016
Братякова С.Б.
11

Слайд 12

Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
28.06.2016
Братякова С.Б.
12

Слайд 13

Социогенез.
Социогенез - формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации. Этапы: Человеческое стадо, Родовая община, Соседская община.
28.06.2016
Братякова С.Б.
13

Слайд 14

Культурогенез
Культурогенез: становление культуры в первобытном обществе. Характерные черты первобытной культуры: Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры. Формирование культурных ценностей. Первоначальное единство материальной и духовной деятельности и их последующее разделение. Эволюция материальной культуры. Формирование первобытных верований и их значение в жизни людей. Зарождение морали. Эволюция, основные виды и функции первобытного искусства.
28.06.2016
Братякова С.Б.
14

Слайд 15

Слайд 19

Экологические Медицинские Социальные
Проблемы
Становление биологических особенностей вида Человек разумный
Естественный отбор
Речь Мышление Трудовая деятельность
Укрепление социальных связей
Необходимые условия для жизни современного человека
Создание искусственной среды
Одежда Жилье Медицина Промышленные товары
Блага
Подведем итог:
Знать строение и функционирование организма человека; Условия сохранения здоровья; Особенности высшей нервной деятельности; Взаимодействие человека с окружающей средой; Закономерности развития общества.
Для решения проблем необходимо:
28.06.2016
Братякова С.Б.
19

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Биосоциальная природа человека. Крайности концепции биосоциальной природы человека. Подготовила: Антукова Н.В.

2 слайд

Описание слайда:

Биосоциальная природа человека. Крайности концепции биосоциальной природы человека. «Человек есть материальное существо, субстратная и функциональная единица общества, обладающая индивидуальной социальной сущностью", поэтому концепция индивидуума как "бессущностного" феномена, выражающего внешнюю ему совокупность общественных отношений, не может служить теоретической основой концепции человека. Некоторые авторы предлагают различать человека как биосоциальную и личность, как социальную сущности. Но при этом опять сохраняется биосоциальный дуализм в истолковании человека, а личность в таком подходе превращается в чисто социальное явление.

3 слайд

Описание слайда:

Человек является частью природы и вместе с тем накрепко связан с обществом. Философы определяют самого человека как биосоциальное существо, обладающее сознанием, речью, мышлением, способное создавать орудия труда и пользоваться ими. Отличие человека от животных Высокоорганизованная умственная деятельность!!! Мышление Память Воображение Речь

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Биологическое существо Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей - царстве животных. Биологический вид Человек разумный (Homosapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Человек существует в обществе, а общественный образ жизни способствует усилению роли социальных, в небиологических, закономерностей в его жизни. Производственная, политическая, духовная деятельность есть чисто социальные явления, которые развиваются по своим, отличным от природы, законам. Сознание не является природным достоянием, природа создает лишь физиологическую базу для него. Сознательные психические качества формируются в результате воспитания, обучения, овладения языком, культурой.

8 слайд

Описание слайда:

Человеческая деятельность целенаправленна, она имеет сознательно-волевой характер. Люди сами моделируют свое поведение и выбирают различные социальные роли. Они обладают способностью понимать отдаленные последствия своих действий. Животные не могут производить качественных коренных изменений, они приспосабливаются к окружающему миру, который и определяет их образ жизни. Человек преобразует действительность, исходя из своих постоянно развивающихся потребностей, создает мир духовной и материальной культуры.

9 слайд

Описание слайда:

Биологическое в человеке Анатомия и физиология человека Потребность в еде, сне, движении Инстинкты Условие, предпосылка существования человека Социальное в человеке Мышление Членораздельная речь Способность к сознательной целенаправленной деятельности Сущность человека

10 слайд

Описание слайда:

Концепции биосоциальной природы человека во многом продолжают развивать идеи марксизма, призывая существование в человеке как социальной (ведущей, главной), так и полноценной биологической стороны (В.П. Тугаринов, Н.П. Дубинин, В.П. Петленко и др.). Однако философы, развивающие эти концепции, впадают в крайность следующего порядка: они теряют идею единства человеческой сущности, поскольку последняя должна представлять собой тождество, а не совокупность двух факторов, как бы при этом не подчеркивалась их взаимосвязь. Так В.П. Петленко полагает, что биологическое в человеке - это все, связанное с организмом и его функционированием, а социальное - с сознанием. Другие философы утверждают, что человек как индивид есть биологическое существо, социальная же сущность человека находится не в нем самом, а во внешней ему системе общественных отношений. Но "человек есть материальное существо, субстратная и функциональная единица общества, обладающая индивидуальной социальной сущностью«, поэтому концепция индивидума как "бессущностного" феномена, выражающего внешнюю ему совокупность общественных отношений, не может служить теоретической основой концепции человека. Некоторые авторы предлагают различать человека как биосоциальную и личность как социальную сущности. Но при этом опять сохраняется биосоциальный дуализм в истолковании человека, а личность в таком подходе превращается в чисто социальное явление.

11 слайд

Описание слайда:

Крайности концепции биосоциальной природы человека попытались преодолеть философы, которые развивают концепцию интегральной природы человека (Э. Бауэр, М.М. Намшилова, В.В. Орлов и др.). согласно этой концепции общество есть высшая, социальная форма материи, включающая в себя свою биологическую основу, но представляющая собой новое, интегральное качество или сущность

12 слайд

Описание слайда:

Социальная сущность человека (как элемента) или общества (как целого) есть диалектическая целостность, включающая в себя свою противоположность, из которой она (целостность) возникла - свою биологическую основу. Социальная сущность является, таким образом, не непосредственной и одномерной, плоской, а опосредованной, многоуровневой и интегральной (поскольку интегрирует в себе биологическую сущность). С позиций интегральной концепции человек и общество обладают "настоящей биологией", не потерпевшей никакого ущерба в своей биологической сущности.

Цели урока:

1.Обучающая - раскрыть социальную и биологическую сущность человека, показать его отличия от животных.

2.Развивающая - развитие навыков логического мышления, анализа, умения делать выводы.

3.Воспитательная - сформировать у обучающихся чувство осознания своей роли на Земле.

План урока

2.Формирование человека современного вида

3.Биосоциальная сущность человека

4.Отличия человека от животного

5.Повторение изученного материала

1.Теории происхождения человека на земле

Ученые считают, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось.

Только человек смог преобразиться сам и преобразовать окружающий мир

Биологическое

Принадлежит к высшим

млекопитающим.

Биологическое в человеке - это то, что дано ему от природы - физические особенности (возраст, пол, вес, внешность).

Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Социальное

Человек неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения.

Социальное приобретается им в процессе жизни в обществе: речь мышление, культурные навыки, навыки общения

Обладает мышлением и членораздельной речью

Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности

Производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда и т.д.)

Изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты

Может действовать по своей воле, фантазии и выбору

Способен на действия, которые не приносят ему «пользы» (альтруизм, самопожертвование)

Повторение изученного материала

1. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)Проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

1)И.И. Мечников

2)И.П. Павлов

3)Ч. Дарвин

4)Ж. Кювье

3. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

1)обменные процессы

2)творческая активность

3)работа органов чувств

4)потребность в пище

4. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу .

1)Способность к совместной преобразовательной деятельности

2)Стремление к самореализации

3)Умение приспосабливаться к природным условиям

4)Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5)Потребность в воде, пище, отдыхе

5. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...